Сиблинги кто такие: Кто такие «сиблинги»? | Мел

Содержание

Неустойчивый инопланетянин и столб: кто такие сиблинги

Фото с сайта jcfs.or

Когда тяжело заболевает ребенок, внимание и любовь всей семьи обращаются к нему, но здоровые дети нуждаются в них не меньше. Детские онкологические заболевания неплохо поддаются лечению, но такое заболевание – серьезное испытание не только для самого пациента, но и для всей семьи. Исследователи выяснили, что здоровые братья и сестры (сиблинги) детей с онкологическими заболеваниями имеют похожие социальные и психологические проблемы.

Психолог Марина Гусева много лет занимается реабилитацией детей с онкологическими заболеваниями и работает с семьями, в которых растут такие дети. В ее исследованиях принимали участие дети с онкологическими заболеваниями с разными сроками ремиссии и их сиблинги.

Исследователи выяснили, что здоровые сиблинги обладают рядом общих черт. Им свойственно: снижение самооценки, неуверенность в себе, пассивная жизненная позиция с часто выраженным саморазрушительным поведением, повышенный самоконтроль, ранняя «взрослость», связанная с необходимостью выжить без чьей-либо помощи, выраженная агрессия, способствующая выживанию в сложных условиях.

Преобладающими чувствами сиблингов являются гнев, обида, страх смерти, страх одиночества, грусть вплоть до субдепрессивных состояний.

Психолог Марина Гусева

«За время работы нашей организации (АНО “Дети”) нам удалось доказать, что сиблинги являются психологически более уязвимой группой по сравнению с их больными братьями и сестрами, и включить их в программы реабилитации для детей с онкологическими заболеваниями на этапе диспансерного наблюдения: реабилитационный лагерь, городской семейный клуб.

Лагерная реабилитационная программа (с 2006 г.) является многолетним проектом АНО “Дети”. Важным представляется то, что сиблинги включались в эти программы с момента постановки диагноза брату/сестре, и у нас есть такой опыт», – говорит Марина Гусева.

Когда ребенок болен

Кризисная ситуация, связанная с длительной и тяжелой болезнью одного из членов семьи, не только мешает нормальному функционированию семьи, но и меняет структуру семейной системы. Даже в крепких, дружных семьях появление связки «больной ребенок – ухаживающий родитель» вносит дисбаланс. Но чтобы лечение было успешным, такая связка должна быть крепкой. Как в этой ситуации сохранить крепкие связи с остальными членами семьи?

Такая вынужденная перестройка расшатывает всю систему. Ухаживающего родителя часто не хватает на другие функции, мама, занятая лечением, уделяет меньше внимания другим детям. Хорошо если материнские функции подхватит папа, но это, к сожалению, в российских семьях случается нечасто, чаще папа сам страдает от дефицита внимания супруги и избытка проблем.

Но папа – взрослый и способен выдержать груз ситуации, а вот ребенка, который внезапно оказался «на обочине» семьи, она может сломать. Чувствовать себя нелюбимым, не нужным, а именно так воспринимает себя здоровый сиблинг в этой ситуации – очень тяжело.

Не имея возможности разделить с кем-то свои переживания, ребенок может пытаться привлечь к себе внимание разными способами вплоть до девиантного поведения, но каждый раз слышит: «Подожди! Сейчас не до тебя!»

«Меня больше не любят», «Я – плохой», – так ощущают эту ситуацию дети. При перегруппировке семейных сил и ресурсов здоровый сиблинг оказывается в положении аутсайдера, родителей на него просто не хватает.

Леплю себя из пластилина

В летних реабилитационных лагерях, где дети с онкологическими заболеваниями отдыхают вместе со своими братьями и сестрами (ежегодно АНО «Дети» проводит 2 лагерные смены, зимнюю 10-дневную и летнюю 21-дневную), психолог применял для работы с ними диагностические проективные методики – рисование, лепку из пластилина, игровые тесты.

Во время выполнения одного из заданий психолог просил детей представить и нарисовать себя розовым кустом и рассказать, что это за растение. Этот тест говорит о восприятии ребенком самого себя и окружения. Андрей, сестра которого умерла от онкологического заболевания, рассказал, что его куст роз растет в загазованном городе, в котором нет кислорода, много заводов, а люди – мутанты. Поэтому куст без листьев, а розы на нем маленькие и голубые, за кустом никто не ухаживает.

Удивительно, что чахлыми, засыхающими и безрадостными были все кусты роз здоровых сиблингов, а работы переболевших детей были совершенно иными – усыпанные яркими цветами, политые и ухоженные.

Не менее интересным оказалось сравнение образа «Я» детей с онкологическим заболеванием в ремиссии и их сиблингов. Психолог дал детям задание слепить из пластилина свой собственный мир (методика «Сотворение мира» по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой), а потом из этого мира вылепить человечка. Самая важная часть задания – сделать подарки своему новорожденному пластилиновому человечку.

Дети дарили, кто что, – черты характера, волосы, одежду и пр. А потом, посмотрев на своих человечков, восклицали: «Да, ведь это же я!»

Семен, 17 лет, (онкологическое заболевание в ремиссии) описал своего человечка так: «В голове у него огонь, много идей, на ногах стоит крепко, я подарил ему дар нести людям радость». Сестра Семена, Нина, 14 лет так описала своего пластилинового человечка: «Это девочка, балансирующая на шаре. Я подарила ей подставку, чтобы она стала более устойчивой в этом мире, и лампу, чтобы было не страшно в темноте».

11-летий Николай, (онкологическое заболевание в ремиссии) подарил своему человечку гитару и умение играть: «Музыка связана для меня с такими стихиями, как огонь и земля, музыкой можно говорить». Человечек, сделанный братом Николая, 10-летним Денисом, совсем другой. «Я подарил ему волосы, улыбку и столб, чтобы он не падал, а когда злится, мог бить в него. Обычно, когда люди злятся, их зашкаливает, это – ограничивающий столб», – рассказал Денис.

Работая с детьми в реабилитационном лагере с помощью проекционных методик, психологи обнаружили большое сходство образа «Я» у сиблингов разного возраста из различных семей: девочка, балансирующая на шаре, «неустойчивый» инопланетянин, двуликий человек, прислонившийся к столбу, нежный цветок, с трудом проросший из груды камней. Образ неуверенного в себе, неустойчивого в этом мире, вынужденного рассчитывать только на свои силы одинокого маленького человека.

Тепло или холодно?

Здоровые сиблинги часто попадают в ситуацию социальной и психологической депривации, порой принимающей крайние формы – ненависти и обвинения в том, что болен не «тот ребенок».

В одной семье такая ситуация чуть было не привела к трагедии. 15-летняя сестра мальчика, погибшего от лейкоза, предприняла попытку самоубийства, после того как бабушка во время ссоры сказала ей, что лучше бы умерла она, а не ее маленький и братик. Бабушка была из кавказской семьи, где именно на мальчиков возлагали большие надежды.

Это случай, когда сильная боль от утраты близкого человека, переживаемая одновременно с ощущением покинутости и отвержения, трансформировалась в сильный гнев и саморазрушительное поведение.

В другой семье женщина обратилась к психологу с запросом: «Помогите мне полюбить моего ребенка». Ребенок, младшая девочка, родилась в тот момент, когда онкологический диагноз был поставлен ее старшему брату. Два стрессогенных события произошли синхронно и спровоцировали у матери ложное умозаключение о существовании причинно-следственной связи между рождением одного и заболеванием другого ребенка.

Шок от онкологического диагноза трансформировался в сильнейшее чувство гнева к новорожденной малышке, «отнявшей» у нее сына. Она отказалась кормить девочку грудью и переложила уход за малышкой на бабушку, занимаясь только лечением старшего ребенка. В четыре года младшая девочка еще не начала говорить и ни разу не произнесла слова «мама».

Если сопоставить детско-родительские отношения со шкалой, подобной температурной, измеряющей заботу и эмоциональное принятие, то в большинстве «наших» семей больной ребенок окажется в «теплой» части шкалы, а сиблинг, который «не может никак понять, что у брата (сестры) такой диагноз, и что-то требует для себя» – в «холодной».

Отношение родителей к братьям и сестрам больного ребенка можно охарактеризовать как гипоопеку, (недостаточную опеку). Гипоопека может иметь разные последствия в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей ребенка и той роли, которая отводится ему в семейной системе: аутизация, регресс, аутоагрессия, «уход» в болезнь, агрессия в отношении членов своей семьи.

Исследователи видели в семьях различные отклонения в поведении сиблингов, приводящие к снижению успеваемости, нарушению отношений со сверстниками, различным формам асоциального поведения – от хулиганства до наркомании.

В 2008-2011 году психологи провели опрос родителей, имеющих детей с онкологическими заболеваниями (1300 человек). Он показал, что серьезные нарушения отношений с сиблингами происходят почти в половине (47%) семей, имеющих более одного ребенка.

Судя по высказываниям опрошенных людей, для большинства из них это является существенной проблемой, осложняющей взаимоотношения в семье: «после приезда из больницы сын долго не узнавал меня, не называл “мама”», «другой ребенок полностью отошел на второй план», «дочь очень ревновала к сыну, замкнулась», «прочитала в дневнике дочери: почему заболела не я, а брат».

К сожалению, психологам известны случаи «перегибов» и крайностей. В некоторых семьях сиблинги по тем или иным причинам становятся функциональными родителями своим братьям, сестрам, осуществляя родительские функции ухода, воспитания, эмоциональной поддержки, а иногда, в асоциальных семьях, и социально-экономическую функцию.

Вот пример такой крайней ситуации: после смерти от лейкоза старшей сестры средняя сестра фактически «усыновила» младшего брата. Она заботилась о нем, пока родители занимались лечением и спасением старшей дочери. Но после смерти старшей дочери, родители, для которых лечение ребенка превратилось в единственный смысл их существования, дистанцировались друг от друга и от своих младших детей и спились.

Отец вскоре умер от алкоголизма. Создавалось впечатление, что в этой семье был только один ребенок. Средняя девочка была функциональной и очень заботливой «сестрой» своей мамы, а младший сын был аутсайдером, «чужим среди своих».

В такой ситуации дети рано взрослеют и приобретают целый комплекс психологических проблем. Они страдают от вины, страха, отчаяния, тревоги, беспомощности.

«Маскировка» не работает

Сиблинги онкобольных детей испытывают на себе подчеркнутое внимание со стороны социального окружения – школьных друзей, их родителей, учителей – от сочувственного до брезгливо-отстраненного. Это делает их очень мнительными, поддерживает ощущение стыда, неуверенности в себе, «отверженности».

Нарушение коммуникаций в семье, замалчивание правды о диагнозе, рассогласованность вербальных и невербальных посланий дезориентируют как больных детей, так и их здоровых сиблингов, укрепляют детей в мысли о социальной неодобряемости, «позоре» онкологического диагноза, усиливают тревогу и страх смерти, снижают самооценку, провоцируют появление чувства вины по отношению к родителям.

В большинстве случаев ситуация выглядит так: все знают, но друг от друга скрывают. Даже маленькие дети зачастую вынуждены нести этот груз знаний сами, без помощи взрослых, «жалея» своих пап и мам. Одна 5-летняя девочка в больнице поделилась с психологом своей тайной: «Лена умерла». При этом ударение она поставила на «у». Девочка просила не говорить об этом ее маме: «Мама будет плакать, что Лена умерла… потому что не ела кашу, а я тоже не ела кашу, а теперь буду есть».

Что же делать? Реабилитировать всех!

Что же делать? Здоровым сиблингам больных детей нужна помощь психолога, в идеале –психологическое сопровождение, причем начать его нужно как можно раньше, сразу после установления диагноза онкологического заболевания брату/сестре.

Такая помощь очень «разгружает» семью в период лечения, обеспечивает сиблингам внимание со стороны взрослых членов семьи. Важно, чтобы позиция здорового ребенка в семье была активной, ориентированной на поиск самостоятельных решений, а не пассивной – «на подхвате». Это возможно, если родители стремятся к сотрудничеству, максимально полному включению ребенка в жизнь семьи.

В семьях, где здорового ребенка не отодвигают на второй план, а отводят ему активную роль опекуна больного брата или сестры, или маминого помощника, отношения, как правило, улучшаются. Родители говорят: «дочь стала более ответственной», «другой ребенок стал более заботливым, внимательным к брату», «дочь стала более чувствительной, внимательной ко мне», «любовь между детьми стала крепче».

Очень важно, чтобы сиблинги, наравне с больными братьями/сестрами, включались в региональные и федеральные программы реабилитации детей с онкологическими заболеваниями.

СПРАВКА:Марина Александровна Гусева – клинический психолог Лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д.Рогачева. Директор автономной некоммерческой организации по реабилитации детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями «Дети». По материалам статьи: М.А.Гусева, Е.Т.Барчина, Г.Я. Цейтлин «Проблема сиблингов в детской онкологии» в журнале Вопросы гематологии/онкологии и иммунопатологии в педиатрии, 2013, том 12, №2 стр. 38-47.

Опыт психологического анализа отношения младшего школьника к сиблингу

Становление ребенка как личности начинается в семье. В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней. Первые люди, с которыми общается ребенок — родители. Но, как показали исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и других, для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые немного старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка.

Становление ребенка как личности начинается в семье. В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней. Первые люди, с которыми общается ребенок — родители. Но, как показали исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и других, для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые немного старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка.

Введенное в психологию Л.С. Выготским понятие «социальная ситуация развития» характеризует специфическое для каждого возраста отношение ребенка с взрослым, со средой, определяет развитие психики ребенка, его деятельности и сознания. Развитие понятия «социальная ситуация развития» получило в работах Л.И. Божович. Она отмечала, что понятие «социальная ситуация развития» определяет «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психические образования, возникающие к его концу» (Л.

И. Божович, 1968, с. 152). Первыми и определяющими внешними условиями в жизни ребенка является его семья, те близкие люди, которые осуществляют не только уход за ребенком, но и «вводят в культуру». Поэтому особенности развития сиблингов необходимо рассматривать в контексте всей семейной ситуации. 

В зарубежной психологии одним из основных направлений исследований является изучение особенностей развития ребенка в зависимости от порядка его рождения в семье. Основу такого подхода заложили З. Фрейд и А. Адлер. З. Фрейд первым отметил, что позиция ребенка среди его сестер и братьев имеет особое значение для всей его дальнейшей жизни. Эта позиция определяется количеством детей в семье, их полом и промежутками между их рождением. Чем ближе возраст детей, тем большее влияние они оказывают друг на друга в процессе своего развития. А. Адлер, рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он дал описание личностных особенностей первенца (старшего), второго ребенка (среднего), последнего (младшего) и единственного ребенка в семье.

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.

Другой аспект изучения специфики развития сиблингов связан с исследованиями зарубежных психологов различных факторов, влияющих на взаимоотношения сиблингов, таких как материнское отношение к детям, определяющее взаимоотношения между сиблингами; влияние старших сиблингов на формирование социальных умений у младших; влияние пола сиблинга на формирование идентичности; уход за младшим, как условие способствующее формированию социального поведения и чувства ответственности у старшего сиблинга.

Как уже говорилось выше, формирование личности ребенка происходит в семье, и все особенности семейной ситуации являются важными детерминантами становления его личности. Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план субъективных переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста — близнецы. В результате на развитии одного ребенка конфликты между родителями, например, скажутся слабо, а другой более тяжело переживет эту ситуацию. Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.

В нашем поисковом эмпирическом исследовании мы рассмотрели эмоционально-личностные отношения сиблингов в семье. Мы предположили, что разница в возрасте и возрастные особенности детей является существенным компонентом, определяющим характер взаимодействия (совместную деятельность и эмоционально-личностные отношения) сиблингов.

При планировании эмпирического исследования мы исходили из предположения, что характер взаимоотношения между сиблингами в семье зависит от нескольких факторов: эмоционально-личностных отношений между всеми членами семьи, разницей в возрасте между детьми, а также возрастными особенностями младшего и старшего сиблинга.

В исследовании приняли участие испытуемые четырех групп:

  1. Младшие школьники девяти лет (15 человек).

  2. Старшие братья (сестры) младших школьников (8 человек).

  3. Родители младших школьников (мамы) (12 человек).Таким образом, 15 семей: 12 семей — с двумя детьми, при этом разница в возрасте составила от двух лет до одиннадцати лет, две семьи — с тремя детьми, при этом разница в возрасте составила от шести до восьми лет, одна семья — где четыре ребенка, при этом разница в возрасте от пяти до семи лет.

  4. Старшие подростки 15-16 лет (15 человек).

Общее количество испытуемых 50 человек.

В качестве методов исследования для младших школьников применялись: проективные методика Р.Жиля, «Рисунок семьи», анкетирование. Для всех других групп испытуемых применялся метод анкетирования.

Обобщая полученные данные, можно выделить следующее:

Результаты методики Р. Жиля показали, что в общем контексте внутрисемейных отношений взаимодействие между сиблингами более тесное, чем между детьми и родителями. Но в контексте определенной ситуации эмоционально значимым членом семьи, для младшего школьника может выступать как родитель, так и сиблинг. В проблемной ситуации, в ситуации разлуки (эмоциональная привязанность), в ситуации преподнесения подарков, для младших школьников значимым членом семьи выступает мама. Это свидетельствует о том, что мама для ребенка выступает как поддержка, опора в сложных ситуациях. В ситуации проведения свободного времени, значимым членом семьи выступает сиблинг, так как он важен как партнер по игре, и совместной деятельности.

По результатам методики «Рисунок семьи» можно выделить особенности изображения старших и младших сиблингов младшими школьниками. Своих младших сиблингов младенческого возраста, младшие школьники всегда изображают в рисунках, хорошо прорисовывают, и располагают рядом с мамой, или изображают на рисунке семьи только себя и младшего сиблинга.

Это говорит о том, что сиблинг младенческого возраста не отвергается младшим школьников, и между ними есть взаимодействие. Как правило, в рисунках семьи дети изображают большое количество предметов, что говорит о дефиците эмоционального общения ребенка в семье, так как мама вынуждена уделять много времени младенцу. Сиблингов дошкольного возраста младшие школьники не всегда изображают на рисунке семьи, это может говорить о том, что сиблинга дошкольного возраста и младшего школьника взаимодействие не всегда налажено, и что между детьми бывают конфликты. Сиблинга подросткового возраста младший школьник всегда изображает рядом с собой, что говорит о тесном взаимодействии между сиблингами этих возрастов. Сиблинга юношеского возраста младший школьник изображает либо самым крупным в рисунке и выступающим на первый план, либо рисунок семьи составляет только изображение сиблинга — юноши, или он один из всех членов семьи отсутствует в рисунке. Это может свидетельствовать о том, что старший сиблинг юношеского возраста воспринимается младшим школьником как эмоционально значимый близкий или, наоборот, взаимоотношения с ним носят негативный характер.

Мы сравнили результаты анкетирования младших школьников, их старших сиблингов и их родителей для выявления особенностей восприятия внутрисемейной ситуации каждым членом семьи.

Результаты анкетирования младших школьников показали, что сферы их интересов соприкасаются со сферами интересов сиблингов подросткового возраста. Анкетирование братьев и сестер подросткового возраста, дало обратные результаты. Подростки не считают, что их сферы интересов совпадают с интересами их сиблингов младшего школьного возраста. Мы Видимо, такие ответы получены в силу того, что для старших подростков основными и важными партнерами в общении и взаимодействии выступают сверстники, а для младшего школьника подросток является более интересным партнером по совместной деятельности. Анкетирование родителей показало, что все братья и сестры, независимо от пола и разницы в возрасте имеют один или несколько общих интересов, интересы некоторых сиблингов совпадают полностью, что не совпадает с мнением детей — сиблингов.

При сравнении результатов, полученных при выявлении доверительных близких отношений, мнение младших школьников совпадают с мнением их старших сиблингов. Прежде всего, нужно выделить разницу в возрасте между детьми. Чем ближе дети по возрасту, тем более близкие эмоциональные отношения между ними (по материалам анкет младших сиблингов). Родители считают, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем шире круг их общих интересов, тем больше они взаимодействуют друг с другом. Анкетирование старших сиблингов младшего школьника, выявило туже тенденцию. Если разница в возрасте между сиблингами от двух до трех лет, младший сиблинг чаще обращается к старшему сиблингу в проблемной ситуации, чем к одному из родителей.

Реакцию родителей на ссоры сиблинги в разных возрастных группах анкетируемые видят по-разному. Младшие школьники считают, что родители всегда вмешиваются в конфликты (дошкольников, подростков, юношей и младших школьников), и помогают детям примириться (позитивное вмешательство). Подростки также считают, что родители обращают внимания на ссоры. Юноши считают, что родители не обращают внимания на их ссоры. Причиной данного поведения родителей, юноши считают то, что они дают возможность детям самим разобраться в конфликтной ситуации.

Можно выделить еще одну тенденцию относительно конфликтных ситуаций (ссор). Чем меньше возрастная разница между детьми, тем чаще возникают конфликты между ними и причины их при этом незначительные. Дети дошкольного возраста и младшие школьники ссорятся, как правило, из-за того, что не поделили вещи. Чем граница возраста больше, тем конфликтов меньше, но причины их возникновения более серьезные. В данном случае сиблинги подросткового и юношеского возраста могут ссориться с младшими школьника из-за расхождения их мнений.

Результаты анкетирования родителей (мам) при выявлении ревности сиблингов показали, что все мамы говорили первенцу о том, что у него скоро появится брат или сестра во время беременности, и первенцы которые могли находиться на разных возрастных этапах, воспринимали эту новость с радостью. С появлением второго ребенка поведение первенца изменялось, и эти изменения зависели от возрастных особенностей ребенка: если старшему ребенку от двух до трех лет, то он проявляет интерес к младенцу; если первенец старше четырех лет, он старался привлечь больше внимания к себе в этот период; если старшему сиблингу от семи до одиннадцати лет, родители отмечают, что старший ребенок стал самостоятельнее. Родители сиблингов с разницей от семи и более лет, открыто говорят о ревности старшего к младшему сиблингу.

Чем меньше разница в возрасте, тем больше сфер интересов объединяет сиблингов (подростков и их старших или младших сиблингов), и тем чаще они взаимодействуют, что полностью совпадает с результатами анкетирования младших школьников.

Результаты, полученные при выявлении доверительных близких отношений в семье анкетируемых подростков, совпадают с результатами младших школьников. Старший сиблинг юношеского возраста выступает как эмоционально значимый близкий человек в проблемных ситуациях для большинства старших подростков.

Закрытость в отношении какой-либо информации о секретах, характеризует особенность данного возраста. Эта особенность также была выявлена, при анкетировании старших братьев и сестер (подросткового возраста) младших школьников.

Чем меньше возрастная разница между детьми, тем чаще возникают конфликты между ними и причины их при этом незначительные. Чем граница возраста больше, тем конфликтов меньше, но причины их возникновения более серьезные. Что совпадает с результатами анкетирования младших школьников.

Реакцию родителей на ссоры сиблингов подростки видят иначе, нежели младшие школьники. Они считают, что родители никогда не вмешиваются в ссоры между ними и их старшими или младшими сиблингами, и объясняют это тем, что родители дают им возможность разобраться самим в конфликте.

Итак, в процессе обработки данных нами были выделены некоторые особенности взаимоотношений между сиблингами, которые обусловлены разницей в возрасте и возрастными особенностями детей.

  • Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и младенческого возраста. Совместная деятельность — игра. Также взаимодействие осуществляется в помощи маме по уходу за младенцем. Дети много времени проводят вместе. Доверительные близкие отношения складываются у старшего ребенка с мамой. Ссор между сиблингами не происходит.

  • Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и раннего возраста. У них совместная деятельность игровая (игры в игрушки, подвижные игры). Дети много времени проводят вместе. Доверительные близкие отношения складываются у старшего и младшего ребенка с мамой. С какими-либо трудностями (в учебной деятельности, взаимоотношениями с другими людьми). Ссор между сиблингами не происходит.

  • Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и дошкольного возраста. Совместная деятельность игровая (игры с игрушками, компьютерные игры). Дети много времени проводят вместе. С какими-либо трудностями (в учебной деятельности, взаимоотношениями с другими людьми) оба сиблинга обратятся к маме. Ссоры происходят часто, причины это не поделенные игрушки и другие вещи. Родители всегда вмешиваются в конфликты сиблингов и помогают детям примериться.

  • Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и подросткового возраста. Совместная деятельность заключается в рисовании, чтении книг. С какими-либо трудностями (в учебной деятельности, взаимоотношениями с другими людьми) оба сиблинга обратятся к маме. Ссоры возникают часто, по причине агрессивного поведения подростка. Родители вмешиваются в ссоры и помогают детям примирится.

  • Особенности взаимоотношений сиблингов младшего школьного и юношеского возраста. Совместная деятельность заключается в просмотре фильмов, прогулках, разговорах. С трудностями, как в учебной деятельности, так и во взаимоотношениях с другими людьми, младший школьник обратится к юноше. Ссоры между сиблингами происходят редко, по причинам разногласий в семье, или личностной позиции каждого ребенка.

  • В многодетной семье отношения между сиблингами складываются особым образом. Как правило, самые маленькие дети взаимодействуют более тесно. Старшие дети в такой семье представляют отдельную подсистему сиблингов, где взаимодействие также более тесное, чем в общей системе отношений сиблингов. В семьях с тремя детьми, взаимодействие зависит от разнице в возрасте, то есть чем она меньше тем, дети больше взаимодействуют и тем самым влияют друг на друга.

БРАТЬЯ | английское значение — Cambridge Dictionary

Запрашиваемая информация включала возраст ребенка, родителей, братьев и сестер, род занятий и место жительства родителей.

Из Кембриджского корпуса английского языка