Значение символов. Человек и его символы
Значение символов
Когда психотерапевт интересуется символами, он прежде всего имеет в виду «естественные» символы — в отличие от привнесенных культурой. Первые возникают из подсознательного содержимого психики и представляют собой бесчисленные вариации основных архетипических образов. Во многих случаях можно проследить их развитие вплоть до пракорней, то есть идей и образов, встречающихся в древнейших источниках, дошедших от первобытных обществ. С другой стороны, символы культуры обычно использовались для выражения «вечных истин» и до сих пор используются подобным образом во многих религиях. Пройдя через множество превращений и даже через долгий этап более или менее сознательной лепки, они стали коллективными образами, принятыми цивилизацией.
Эти символы, став частью общечеловеческой культуры, сохраняют тем не менее значительный заряд своей первоначальной трепетности или «волшебности». У некоторых людей они вызывают сильный эмоциональный отклик, будучи сходными по манере воздействия с предубеждениями.
Но из подобных склонностей складывается постоянно отбрасываемая на сознание и разум «тень» потенциально деструктивного характера. Даже те склонности, которые при определенных обстоятельствах могли бы оказаться благотворными, превращаются в демонов, будучи подавленными.
Вот почему многие добропорядочные люди боятся подсознания, а заодно и психологии.Наше время показало, что значит открыть ворота в преисподнюю. События, всего значения которых никто не мог предположить в идиллическом спокойствии первого десятилетия XX века, свершились и перевернули весь мир. С тех пор мир пребывает в состоянии шизофрении. Прежде цивилизованная Германия вдруг предстала в ужасающем своей дикостью обличье, эта же дикость правит бал и в России, Африка оказалась в огне войн. Не удивительно, что западный мир чувствует себя беспокойно.
Современный человек не понимает, насколько «рационализм» (уничтоживший его способность к восприятию символов и идей божественного) отдал его под власть психического «ада». Он освободился от «предрассудков» (так, во всяком случае, он полагает), растеряв при этом свои духовные ценности. Его нравственные и духовные традиции оказались прерваны, расплатой за это стали всеобщие дезориентация и распад, представляющие реальную угрозу миру.
Антропологи не раз описывали, что происходит с сообществом дикарей при столкновенииих духовных ценностей с воздействием современной цивилизации. У них утрачивается интерес к жизни, ее уклад нарушается, а сами они морально опускаются. Мы сейчас находимся в аналогичной ситуации. Но мы так и не осознали, что же мы потеряли, ибо наши духовные вожди были, к сожалению, более озабочены защитой институтов своей власти, чем проникновением в тайные глубины религиозной символики. По-моему, вера не исключает мысли (являющейся сильнейшим орудием человека). К сожалению, многие верующие, похоже, так боятся науки (в том числе и психологии), что не замечают великих психических сил, извечно властвующих над людскими судьбами. Мы сняли со всех вещей покров таинственности и богосиянности. Ничто более не свято.
В ранние века, когда инстинктивным представлениям был открыт доступ к сознанию, разум человека мог легко найти им место в подходящей психической схеме. Но «цивилизованный» человек уже не в состоянии этого добиться. Его «продвинутое» сознание лишило себя средств усвоения вспомогательных импульсов, исходящих от инстинктивного и подсознательного. Ранее в качестве таких средств усвоения и соединения служили символы божественного, святость которых признавалась всеми.
Мы теперь говорим о «материи», описываем ее физические свойства, проводим лабораторные эксперименты для демонстрации отдельных ее качеств. Но само слово «материя» остается сухим, бесчеловечным, чисто интеллектуальным понятием, не имеющим для нас психологического значения. Как же разительно отличается от сегодняшнего ее былой образ, наполненный глубоким эмоциональным чувством — образ Великой Матери, воплощавший Мать-Землю! Аналогичным образом Дух, бывший отцом всего сущего, теперь называется интеллектом и оказывается сведен до ограниченных эгоизмом человека масштабов. Тем самым колоссальный эмоциональный заряд, содержавшийся в формуле «Отче Наш», исчезает в песках интеллектуальной пустыни.
Эти два архетипических образа лежат в основании так контрастирующих между собой систем Востока и Запада. Однако их население и лидеры не понимают, что не существует принципиального различия между тем, как наречь принцип мироздания — мужским (отец, дух), как считают на Западе, или женским (мать, материя), как считают коммунисты По сути, мы знаем столь же мало об одном, как и о другом. В былые эпохи этим образам поклонялись посредством всевозможных ритуалов, что по крайней мере демонстрировало их психологическое значение для человека. Теперь же они стали абстрактными, отвлеченными понятиями. По мере развития наук наш мир становится все менее человечным. Человек ощущает себя изолированным в космосе, поскольку его связи с природой разорваны, а эмоциональное «подсознательное единение» с явлениями природы утеряно. Последние постепенно утратили свое символическое значение. Гром более не глас гневающегося бога, а молния — не орудие его возмездия. В реках нет водяных, в деревьях не таится жизненная сила, змеи не являются воплощением мудрости, а горные пещеры не служат прибежищем великих демонов. Камни, растения и животные более не разговаривают с человеком, да и сам он не обращается к ним, как раньше, думая, что его услышат. Нет больше связи с природой, нет и той глубоко эмоциональной энергии, возникавшей от этого символического единения. Эта колоссальная потеря компенсируется образами, приходящими к нам в сновидениях.
В наши дни, когда мы упоминаем о привидениях и других сверхъестественных персонажах, мы более не призываем их к жизни. Улетучилась сила и слава этих некогда могущественных слов. Мы перестали верить в магические заклинания, почти не осталось табу и подобных им запретов, — словом, весь наш мир будто иммунизирован от вирусов суеверия, от ведьм, вурдалаков, леших, не говоря уже об оборотнях, вампирах, лесных душах и прочей нечисти, населявшей первобытные леса. Если выражаться точнее, можно сказать, что окружающий нас мир будто очистили от всего иррационального и суеверного. Однако очищен ли подобным же образом от дикости наш внутренний мир (реальный, а не тот, что мы выдумываем, выдавая желаемое за действительное) — это еще вопрос.
Разве число «тринадцать» не считается роковым для многих? Или перевелись люди, охваченные иррациональными предубеждениями, прожектами, инфантильными иллюзиями? Реальный срез человеческого разума открыл бы столько примитивных черт-пережитков, будто за пять веков ничего не изменилось.На этом надо остановиться подробнее. Современный человек на самом деле — это курьезная смесь характерных черт, приобретенных на разных стадиях многовекового процесса умственного развития. Из этой мешанины и складываются человек и его символы, с которыми нам приходится иметь дело. Если вглядеться в нее пытливым и критическим взглядом, мы увидим, что скептицизм и научные знания бок о бок соседствуют здесь с прадедовскими предрассудками, устаревшими стереотипами мыслей и чувств, глухим невежеством и ошибочными мнениями, за которые мы держимся из упрямства.
Таков современный человек — творец символов, которые мы, психологи, изучаем. Для правильного их понимания важно определить, соотносится ли их появление с чисто личными переживаниями и опытом или они были извлечены сном с определенной целью из хранилища общечеловеческого знания.
Возьмем, например, сон, в котором встречается число «тринадцать». Принципиально важно, верит ли увидевший этот сон в несчастливые качества этого числа или же сон указывает на иных приверженцев суеверий. От того, каков ответ на этот вопрос, будет зависеть и толкование. В первом случае необходимо учесть, что «заклятье» числа «тринадцать» еще довлеет над личностью сновидца (значит, ему будет не по себе и в гостиничном номере под этим числом, и в компании из тринадцати человек). В последнем случае «тринадцать» — не более чем неучтивое или даже оскорбительное упоминание. Очевидно, что у рационального человека это число лишено присущей ему эмоциональной окраски.
На приведенном примере видно, каким образом архетипы воздействуют на наши ощущения. Прежде всего—через неразрывно связанные между собой образ и эмоции. Если один из этих элементов отсутствует, значит, нет и архетипа. Один только образ сам по себе — это лишь слово-изображение, мало что значащее. Будучи же заряжен эмоциями, образ приобретает трепетность (или психическую энергию), динамизм, значимость.
Я осознаю всю трудность толкования этого понятия тем более, что я пытаюсь описать словами нечто, не поддающееся точному определению по самой своей природе. Но поскольку так много людей обращаются с архетипами, будто они часть механической системы, которую можно вызубрить наизусть, я считаю особенно важным подчеркнуть, что архетипы — не просто имена, и даже не философские понятия. Это частицы самой жизни, образы, которые неразрывно соединены эмоциями с живыми людьми. Вот почему невозможно дать произвольное (или универсальное) толкование любому из них
Так, символ креста для набожного христианина можно истолковать только в его христианском контексте, если, конечно, сон не дает серьезных указаний на возможность другого толкования. Но и тогда следует помнить о специфически христианском его значении. В любом случае нельзя сказать, что символ креста везде и во все времена имеет одной то же значение. А если бы это было так, он лишился бы своей таинственности, одухотворенности и стал бы обычным словом.
Тот, кто не в состоянии различить особую нюансировку восприятия архетипов, приходит лишь к мешанине мифологических понятий, которые можно по-разному комбинировать друг с другом, выводя из этих комбинаций все, что заблагорассудится, в том числе и взаимоисключающие понятия. Все мертвецы по химическому составу элементов совершенно идентичны, но о живых этого не скажешь. Архетипы оживают только тогда, когда вы терпеливо пытаетесь разобраться в том, почему они что-то значат для человека и каким образом открывают ему свое значение.
Использование слов бесполезно, когда вы не знаете их значения. Это особенно верно в психологии, когда мы говорим о таких архетипах, как анима и анимус, мудрец, Великая Мать и др. Можно собрать полную информацию о святых, великих посвященных, пророках и других людях, посвятивших свою жизнь Богу, или обо всех о великих матерях, когда-либо существовавших. Но нет смысла рассуждать о них тому, для кого это молчащие образы, не приводящие в трепет душу и сердце. В его устах эти слова будут пусты и бессодержательны. Они оживут и наполнятся смыслом, только если вы попытаетесь почувствовать их трепетность, то есть настроитесь на волну, связывающую их с личностью человека. Только тогда вы начнете понимать, что определяющее значение имеют не сами эти слова, а их взаимодействие с вами.
Поэтому присущая нашим сновидениям функция генерации символов является попыткой привести первобытный разум в наше сознание (являющееся по отношению к нему более высоким и видоизмененным состоянием). Ранее, в эпоху своего возникновения, первобытный разум не мог подвергаться критическому осмыслению, ибо сознания в нашем понимании не существовало. Много веков назад этот изначальный разум и составлял всю индивидуальность человека. Но по мере развития сознания разум человека утрачивал контакт с этими изначальными пластами психической энергии. Ведь разум сознающий не мог знать об этом первобытном разуме, отброшенном в тот самый момент, когда в процессе эволюции появилось сознание более высокого порядка, которое могло бы его заметить.
Тем не менее, похоже, что подсознание (или то, что мы называем таковым) сохранило первобытные черты, характерные для изначального разума. Именно на эти черты постоянно опираются символы сновидений, создавая впечатление, будто подсознание пытается возродить все то, от чего разум освободился в процессе эволюции: иллюзии, фантазии, архаичные мыслеобразы, основные инстинкты и т. п.
Вот почему люди часто испытывают неприязнь и даже страх, сталкиваясь с проявлениями подсознания. Его реликтовое содержимое вовсе не нейтрально, как и не безучастно. Наоборот, оно имеет такой мощный заряд, что зачастую вызывает не просто беспокойство, но и настоящий ужас. Чем более подавлено это содержимое, тем сильнее оно охватывает всю личность в форме невроза. Стремление пролить свет сознания на уцелевшие первичные формы разума сродни стремлению человека, который, проведя некоторое время без сознания, обнаруживает пробел в памяти и пытается вернуть забытые воспоминания детства. На самом деле пробелы в детских воспоминаниях—это симптом гораздо более значительной утраты—утраты первобытной психики.
Подобно тому, как человеческий зародыш в своем развитии проходит через стадии, повторяющие эволюционный путь от низших форм жизни к человеку, так и человеческий разум в своем становлении проживает ряд этапов, соответствующих первобытному мышлению. Сновидения как раз и способствуют возвращению воспоминаний того первобытного мира, а также мира детства в виде самых примитивных инстинктов. В определенных случаях, как уже давно подметил Фрейд, такие воспоминания могут давать значительный исцеляющий эффект. Это наблюдение подтверждает, что пробел в детской памяти (так называемая амнезия) это действительно серьезная утрата, а обретение детских воспоминаний может вызвать благоприятные перемены в жизни и даже в благосостоянии.
Из-за того, что дети такие маленькие, а их мысли редки и просты, мы и не представляем серьезности проблем, встающих перед детским разумом в силу его тождественности формам первобытной психики. Вспомните случай с девочкой, подарившей свои неординарные сны отцу, и вам будет понятно, как «изначальный разум» может проявиться у ребенка.
В детской амнезии встречаются странные мифологические вкрапления, позднее часто переходящие в психозы. Обычно это весьма таинственные, а значит, и весьма важные образы. Если такие воспоминания повторяются в зрелом возрасте, они иногда могут вызвать глубокое психическое расстройство, хотя в других случаях приводят к чудесным исцелениям или обращению в другую веру. Бывает, что с ними возвращается целый пласт жизни, долгое время отсутствовавший, тем самым наполняя жизнь новым смыслом и обогащая ее.
Обретение памяти о детстве и воспроизведение архетипических способов психического поведения может расширить горизонты сознания — при условии, что вам удастся усвоить утерянное содержимое первобытной психики и включить его в работу сознающего разума. Так как это содержимое отнюдь не нейтрально, его усвоение не пройдет бесследно для вашей личности, хотя определенные изменения претерпит и содержимое. На этом этапе процесса так называемой «индивидуации» (который будет проанализирован в одной из следующих глав книги д-ром М. -Л. фон Франц) толкование символов важно с практической точки зрения, поскольку через символы психика пытается естественным путем примирить и вновь соединить имеющиеся в ней противоположности.
Разумеется, такого эффекта нельзя было бы достичь просто отмахнувшись от символов, едва их увидя. Так можно было бы лишь вернуться к прежнему невротическому состоянию на стадии становления. К сожалению, те немногие люди, что не отрицают самого существования архетипов, почти все как один обращаются с ними как с простыми словами, забывая об их самостоятельной жизни. Тем самым архетипы лишаются (искусственно) элемента сверхъестественного (а значит, исключительного), что дает начало бесконечным заменам одного архетипа другим с такой легкостью, будто все они взаимозаменяемы. Конечно, до определенного предела это так. Но нельзя сбрасывать со счетов их способность вызывать трепет, являющуюся не просто одной из характерных черт, но определяющей сущность архетипического явления.
Это эмоциональное значение следует постоянно держать в уме и учитывать на всем протяжении процесса осмысления символики сновидений и их толкования. Его легко можно упустить из виду, поскольку антагонизм между мыслью и чувством почти автоматически приводит к тому, что, начиная думать о чем-то, мы сразу забываем о том, что чувствовали, и наоборот. Психология вообще единственная наука, принимающая в расчет эмоциональный фактор, потому что он связует нашу жизнь с явлениями, в ней происходящими. Психологию часто обвиняют из-за этого в ненаучности. Подобная критика происходит от непонимания научного и практического значения изучения эмоций.
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ СИМВОЛОВ УСПЕХА
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ СИМВОЛОВ УСПЕХА В юности Джорж был одержим идеей стать «настоящим» джентльменом. Тогда же он и начал собирать символы истинного «джентльменства».Для того чтобы человек мог называться джентльменом, он должен занимать джентльменскую должностьВо
Интегративная мощь символов
Интегративная мощь символов В ходе психотерапевтических встреч с людьми, сокрушенными травматическими событиями, нам очень помогает ориентирующая внутренняя сила символа. Когда у нас, сопровождающих, уже не хватает мудрости и сил, возникающие по ходу терапии символы
6. Функция религиозных символов
6. Функция религиозных символов То, что мы называем цивилизованным сознанием, прочно отделило себя от основополагающих инстинктов. Но сами инстинкты не исчезли. Они лишь потеряли контакт с сознанием, посему принуждены утверждать себя косвенным образом, через то, что Жане
Появление символов
Появление символов Всякого, кто приближается к удивительному миру символов, обязательно начинает мучить навязчивый вопрос «Что это значит?». Вопрос вполне естественный и законный, но мешающий осознать правомерность другого важнейшего вопроса «Что это изменяет?».
Выявление символов
Выявление символов Тот, кто готовится интерпретировать сновидения, систематически сталкивается с двумя вопросами: • Зависит ли важность образа от частоты его появления в сновидениях пациента? • В потоке слов, который пациент произносит в течение сорокаминутного
Грамматика символов
Грамматика символов Бесполезно интерпретировать смысл отдельно взятого образа вне онирической структуры, в которую он включен. Смысл возникает только в рамках этой структуры. Динамика воображения, как и любой другой язык, подчиняется законам, организующим сочетание
2. Ярмарка символов
2. Ярмарка символов Франсуа двадцать семь лет. В начале терапии каждый из десяти первых его сновидений обнаруживал такое же видимое отсутствие структуры, как и этот приведенный здесь восьмой сценарий. Имеет смысл сделать два замечания. Первое замечание касается
Значение символов
Значение символов Когда психотерапевт интересуется символами, он прежде всего имеет в виду «естественные» символы — в отличие от привнесенных культурой. Первые возникают из подсознательного содержимого психики и представляют собой бесчисленные вариации основных
Часть I. Азбука символов
Часть I. Азбука символов Сообщения, которые несут нам сновидения, зашифрованы. Они представлены в виде символов-масок ночного карнавала.Поясним, что же такое символ. Символ – это вторичное, условное назначение объекта нашей жизни.Возьмем такой обычный предмет нашего
Часть II. Из истории символов
Часть II. Из истории символов В первой части урока мы показали, что каждому понятию природы можно поставить в соответствие настроение человека, его предчувствия. Эта взаимосвязь используется при расшифровке сновидений.Начинающему толкователю достаточно ознакомиться со
Приложение 1. Словарь символов – сонник
Приложение 1. Словарь символов – сонник Предисловие к сонникуСонник, предлагаемый вашему вниманию, имеет одну особенность. Разъяснение символа, помещенное в левом столбце страницы, опирается на его психологическую суть. Эта трактовка имеет общий (архетипический)
Выставка символов успеха
Выставка символов успеха Исследователи обнаружили, что все, происходящее вокруг вас, все, что вы наблюдаете, оказывает сильнейшее психологическое воздействие на ваше восприятие, настроение и поведение. Окружающая среда имеет на вас большое влияние. Но ученые сделали и
§ 2. Разрушение символов
§ 2. Разрушение символов В том мире культуры, который создан самим человеком (общественным человеком) и в котором он живет, особое место занимает мир символов («универсум символов»). Символы – отложившиеся в сознании образы (призраки) вещей, явлений, человеческих
Символы в нашей жизни — статья от «Альта, центр психологии» — 🎓Education.ua
- Статьи
- Профессии
- Блог учебных заведений
- org/Organization»>
Альта, центр психологии
- Тимофеева Татьяна
- 13 июля 2011
- ТренингиПсихология, эмоциональный интеллектСаморазвитие
Татьяна Тимофеева, практикующий психолог. Вы найдете интересные статьи о вещах и явлениях, с которыми мы сталкиваемся каждый день и которым не всегда придаем значение.
Символы в нашей жизни
Символы – это знаки, несущие в себе определенный смысл, которые влияют на нас – верим мы в это или нет. Есть знаки универсальные, которые пришли к нам из глубокой древности и использование их замечено во многих культурах мира. Они несут похожий смысл, то есть символику, поэтому могут применяться всеми народами, и называются архитипичными. Например, круг, крест, тризубец, свастика, пентаграмма…
Существуют и относительно молодые знаки, в основе которых объединены архитипичные символы. Это религиозные: католический и православный кресты, исламский полумесяц, иудейская звезда Давида, буддийское колесо закона и т.д. Религиозные знаки приносят пользу лишь тем, которые понимают их и практикуют определенные духовные упражнения (мантры, медитации, молитвы).
Архитипичные знаки используют все большие компании мирового и национального значения. Например, компании «Майкрософт», «Мерседес», «Тойота», «Коламбия», «МТС». Символы, лежащие в основе их логотипов, усиливают лидерские позиции, обеспечивают стабильность на рынке услуг и товаров.
Мир символов необыкновенно велик. Тем не менее, все они выражены в основных геометрических фигурах. Обращаем ваше внимание на их символическое значение.
Если вы хотите уравновесить вашу жизнь, окружите себя круглыми формами, а также примените методику К.Юнга: рисуйте, разрисовуйте или создавайте круги. Это успокаивает, помогает сконцентрироваться и найти решение, а также почувствовать себя защищенным. Знаки, помещенные в круг, мягко усиливаются.
Хорош для бизнеса треугольник – символ лидерства, динамики, стратегии. Стимулирует к действию, дисциплине, декларирует первенство и успех.
Квадрат – это стабильность и устойчивость, порядок, равновесие. Фигуры, помещенные в квадрат, приобретают защищенность от хаоса и волнений.
Ромб – целеустремленность, рост, «наполеоновские планы». Этот знак должен быть в вертикальном, стоячем положении.
В основе креста – жизнь, защита. Имеет много вариаций форм и значений, среди которых – свастика.
Древний знак полумесяц благоприятен для уравновешивания эмоциональности, так как символизирует внутренний мир и рост, как растущая луна.
Жизненные силы символизирует спираль. Ее часто используют в гипнозе и психоделических клипах, пробуждая силу, стимулируя к активности. Влияет также и на волю, поэтому надо быть осторожным с теми, кто применяет знак.
Часто люди интуитивно знают, какой символ для них благоприятен. Поэтому, выбирая, слушайте внутренний голос, который обязательно подскажет, что для вас актуально в данный период жизни. Обычно зов души проявляется в ощущениях непонятного притяжения или отвержения какого-либо знака.
Досье: Татьяна Тимофеева, практикующий психолог, руководитель центра психологии «Альта», учредитель ОО «Простір Освіти». В основе ее работы – школа швейцарского психиатра Карла Юнга, ставшего основателем аналитической психологии в начале XX века.
Символизм | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Символизм — это форма коммуникации посредством систематического или творческого использования произвольных символов в качестве абстрактных представлений понятий или объектов и отчетливых отношений между ними, поскольку они определяют как контекст, так и более узкое определение терминов. В узком контексте «символизм» — это прикладное использование любых иконических изображений, которые несут определенные общепринятые значения.
Термин «символизм» часто ограничивается использованием в отличие от «репрезентативности»; определение общих направлений линейного спектра, в котором все символические понятия можно рассматривать в отношении и где изменения в контексте могут подразумевать системные изменения индивидуальных и коллективных определений символов. «Символизм» может относиться к способу выбора репрезентативных символов, встроенных в абстрактные, а не буквальные свойства, что позволяет более широкую интерпретацию переносимого значения, чем позволяют более буквальные представления понятий.
Все формы языка изначально символичны, и любая система символов может образовывать «язык»; как минимум, используя только два произвольных символа в двоичной системе. Человеческий язык основан на использовании фонем в качестве репрезентативных символов, а аналогичные письменные формы обычно почтительны по отношению к фонеме. Таким образом, написанное слово символически репрезентирует как символическую фонему, так и непосредственно когнитивное понятие, которое оно репрезентирует. Область когнитивной лингвистики исследует когнитивный процесс и отношения между различными системами фонетических символов, чтобы указать на более глубокие процессы символического познания.
Религию можно описать как язык понятий, связанных с человеческим спиритизмом. Таким образом, символизм является важным аспектом большинства религий.
Многие культуры разработали сложные системы символов, часто называемые системой символов, которые присваивают определенные атрибуты определенным вещам, таким как виды животных, растений или погода.
Интерпретация абстрактных символов играет важную роль в религии и психоанализе.
Как предполагали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, символы не являются творениями разума, а скорее представляют собой отдельные способности разума удерживать отдельную часть информации. В уме символ может найти свободную ассоциацию с любым количеством других символов, может быть организован любым количеством способов и может содержать связанные значения между символами как символы сами по себе. Юнг и Фрейд расходились во мнениях по вопросу об общих системах когнитивных символов и о том, могут ли они существовать только внутри индивидуального разума или среди других разумов; определялся ли какой-либо когнитивный символизм врожденным символизмом или влиянием среды.
В литературе «символизм» может относиться к использованию абстрактных понятий как к способу запутать любую буквальную интерпретацию или сделать возможным более широкое применение прозы к значениям, выходящим за рамки того, что может быть описано буквально. Многие писатели, на самом деле большинство или все авторы художественной литературы, символически используют концепции и объекты в качестве риторических приемов, имеющих центральное значение для значения своих произведений.
См. также
- Образный язык
- Эта запись связана с серией Политические идеологии или одной из ее подсерий, но не включена в нее. Другие связанные статьи можно найти на портале политики.
- Религиозная символика
- Христианская символика
- Еврейская символика
- Символика айявари
- Буддийская символика
- Солярные символы
- Политическая символика
- Анархический символизм
- Коммунистическая символика
- Нацистская символика
- Символизм, художественное направление
- Символизм во флагах
- Музыкальная символика
- Система символов
- Язык
- Метафора
- Семиотика
Связанные
Символизм Wiki
На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Символ и символическое отношение к поиску смысла
Символ . Наилучшее возможное выражение чего-то неизвестного. (см. также конструктивный и окончательный .)
Каждое психологическое выражение является символом, если мы предполагаем, что оно утверждает или означает нечто большее и отличное от него самого, что ускользает от нашего настоящего знания. [«Определения», CW 6, пар. 817.]
Различия между символом и знаком
Юнг различал символ и знак. Знаки различия на униформе, например, являются не символами, а знаками, идентифицирующими владельца. Имея дело с бессознательным материалом (сны, фантазии и т. д.), образы могут быть истолкованы семиотически, как симптоматические знаки, указывающие на известные или познаваемые факты, или символически, как выражение чего-то существенно неизвестного.
Интерпретация креста как символа божественной любви семиотична, поскольку «божественная любовь» лучше и точнее описывает факт, чем крест, который может иметь много других значений. С другой стороны, толкование креста есть символическое , когда оно ставит крест за пределы всех мыслимых объяснений, рассматривая его как выражение еще неизвестного и непостижимого факта мистического или трансцендентного, т. е. психологического, характера, который просто находит наиболее подходящим образом представлен на кресте. [Там же, пар. 815.]
Интерпретируется ли что-то как символ или как знак, зависит главным образом от позиции наблюдателя. Юнг связал семиотический и символический подходы соответственно с каузальной и конечной точками зрения. Он признал важность обоих.
Психическое развитие не может осуществляться только намерением и волей; она нуждается в притяжении символа, квант ценности которого превышает квант ценности причины. Но формирование символа не может произойти до тех пор, пока ум не будет достаточно долго останавливаться на элементарных фактах, то есть пока внутренние или внешние потребности жизненного процесса не вызовут преобразование энергии. [«О психической энергии», CW 8, пар. 47.]
Символическое отношение к поиску смысла
Символическое отношение в своей основе является конструктивным , поскольку оно отдает приоритет пониманию значения или цели психологических явлений, а не поиску редуктивного объяснения.
Есть, конечно, невротики, которые считают свои бессознательные продукты, в основном болезненные симптомы, символами первостепенной важности.
Однако обычно этого не происходит. Наоборот, современный невротик слишком склонен рассматривать продукт, который может быть на самом деле многозначителен, как простой «симптом». [«Определения, CW 6, пар. 821.]
Трансформационная сила
Основной интерес Юнга к символам заключался в их способности преобразовывать и перенаправлять инстинктивную энергию.
Как объяснить, например, религиозные процессы, природа которых по своей сути символична? В абстрактной форме символы представляют собой религиозные идеи; в форме действия они являются обрядами или церемониями.