Метод синектики примеры | Синектические группы
Работа по методу «Синектики» строится примерно так:
«1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного «отдела разработок».
Группа синектики должна состоять из двух-трёх приглашённых со стороны специалистов, представляющих разные профессии или научные дисциплины (в частности, биологию), и, скажем, трёх работников различных отделов основной организации. Критериями отбора специалистов для этой группы служат гибкость их мышления, диапазон знаний и практического опыта (предпочтительнее специалисты, менявшие свои профессии или специальности), возраст (от 25 до 40 лет) и контрастность психологических типов. Выбору предшествует длительное наблюдение за поведением в разговорах, за движениями тела и за способностью включиться в работу уже имеющихся синектических групп. Новой группе предоставляются отдельные помещения, выделяются средства и оснащается мастерская, в которой члены группы могут изготовлять собственные прототипы изделий.
2. Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
Группа синектики использует обсуждение аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии четырёх типов:
а) Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы; например, утверждают, что наблюдение Брюнеля за червем-древоточцем, образующим трубчатый канал, когда он пробуравливает древесину, навело этого исследователя на мысль о кессонном методе строительства подводных сооружений.
б) Субъективные аналогии (в других переводах их называют «личные» — Прим. И.Л. Викентьева). Конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать своё собственное тело для достижения искомого результата; например, что он сам почувствовал бы, если выполнял бы функцию лопасти винта вертолёта, какие силы воздействовали бы на него со стороны воздушного потока и со стороны втулки; что он испытывал бы, если бы «был кроватью»?
в) Символические аналогии. Это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, например устье реки, головка молотка, дерево решений, заглушить вибрацию, подавить сопротивление.
г) Фантастические аналогии. Представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть; например, хотелось бы иметь маленького «человечка» для набора телефонного номера; хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где её касаются колеса нашего автомобиля.
То, что эти четыре типа аналогий действительно фундаментальны и охватывают мысли и опыт людей, станет более очевидным, если ввести следующую классификацию:
прямые — реальные,
фантастические — нереальные,
субъективные — телесные,
символические — абстрактные.
Членов группы приучают преодолевать свою боязнь раскрыть друг перед другом глубоко личные мысли, для чего их заставляют наблюдать за тем, как работают опытные «синекторы», и следовать их примеру. Чтобы научить членов группы распознавать признаки приближения к решению, ведущему ко всеобщему удовлетворению и душевному подъёму, используются записи на магнитную ленту. Последовательность решения проблемы такова:
а) Проблема, как она задана, — формулировка проблемы, данная основной организацией.
б) Очищение от очевидных решений — дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговую атаку).
в) Превращение необычного в привычное — поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы.
В попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предположений и рассуждений, в которых запрятано решение, допускается игнорирование физических законов и соглашений (например: «Вы хотите сказать, что Вам нужна антигравитационная машина»).
г) Проблема, как она понята, — определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.
д) Наводящие вопросы — председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогии. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблемы, как она понята». Когда появляется перспективная идея, её развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства. Аналогии используются для того, чтобы «превратить привычное в необычное». Такое преобразование значительно повышает степень мысленной реконструкции известных из прошлого опыта ситуаций в формах, совместимых с заданной проблемой. Члены группы испытывают большой душевный подъем, когда достигается решение проблемы, но после этого ощущают физическое изнеможение.
3. Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.
До настоящего времени синектика использовалась для решения конкретных проблем разработки изделий, например: «найти более простой принцип устройства приводов с постоянной угловой скоростью вращения вала», «спроектировать усовершенствованный нож для открывания консервных банок» или «изобрести более прочную крышу». Метод использовался также для решения более крупных проблем, например: «разработать новый вид продукции с годовым потенциалом продаж 300 млн. долларов». Результаты решения подобных задач оказались нетривиальными и в то же время приемлемыми для заказчика».
Дж. К. Джонс, Методы проектирования, М., «Мир», 1986 г., с. 246-247.
ПРИМЕР Синектики: «У. Дж. Дж. Гордон использовал эту стратегию для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», которое выражает суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость». В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles. Несколько лет назад я проводил семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную очистку кованых металлических деталей. Для очистки деталей они использовали песок, но он попадал в полости, и, чтобы убрать его оттуда, требовалось много времени и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы должны быть твёрдыми и в то же самое время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано «название книги» «Исчезающая твёрдость». Это навело их на мысль о льде как аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы будут очищать детали и затем превращаться в газ и испаряться».
Майкл Микалко, Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2007 г., с. 302.
Что такое синектика и с чем её едят
Что такое синектика и с чем её едятСинектика – один из видов мозгового штурма, а если говорить точнее – его усовершенствованная версия. В переводе синектика (от англ. synectics) означает “совмещение разнородных элементов”. Питательный коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза!
Техника достаточно сложная в исполнении, но при качественном исполнении может дать невероятные результаты. Отдельные элементы и приемы можно взять себе на вооружение и неподготовленным искателям неординарных решений.
Кто придумал?
Метод синектики был придуман Уильямом Гордоном – изобретателем, которому нравилось наблюдать за другими изобретателями и вообще людьми творческими. Свои идеи он изложил в книге “Синектика: развитие творческого воображения”, которая увидела свет в 1961 году. Кстати, за помощью к Гордону и его методу обращались “Zinger”, “General Electrics”, “IBM” и другие компании, известные на весь мир.
Общие положения
Над решением проблемы работает группа из 6-8 человек. В основе работы лежит принцип “сделать известное незнакомым, а незнакомое – известным”. Для этого используются пять видов аналогий-операторов: прямая, личная, символическая, образная и фантастическая. Группа работает по определенному алгоритму из 5 шагов.
Считается, что все уже давным-давно придумано: поставленная задача имеет аналогии в других сферах, и соответственно, решение может быть найдено там же. Простейший пример: идею многоэтажных домов архитекторам подсказали муравейники. В Гонконге многоэтажки даже так и называют: дома-муравейники.
Рассмотрим технологию более подробно.
Синектор – звучит гордо
Подбор команды для решения проблемы методом синектики – трудная задача. Синектором не может стать человек с улицы. Более того – им даже не всегда может стать человек из компании. “Что это за условия такие невероятные?” – спросите вы. А вот:
- Для синектора желательно наличие двух специальностей, и чем они полярнее – тем лучше: инженер-музыкант, биолог-фотограф, художник-автослесарь.
- Синектор должен обладать широким кругозором, гибким типом мышления, умением воспринимать критику.
- Предпочтительный возраст: 25-40 лет.
Группе синекторов так же нужно пройти отбор по нескольким критериям:
- Участники группы должны быть знакомы между собой, иметь опыт совместной работы.
- Желательно наличие разных психологических типов в рабочей группе.
- Для всех участников необходимо умение конструктивно критиковать идеи своих коллег. Наличие критики в ходе дискуссии – главное отличие синектики от мозгового штурма
- Так же в любую группу синекторов рекомендуется приглашать эксперта в той области, которой посвящена решаемая задача.
Пять аналогий
Есть 5 аналогий-операторов, с которыми работает группа синекторов.
1. Прямая аналогия. Работаем с науками: ищем похожие факты, сравниваем и исследуем. Хорошо работает поиск аналогий в биологии и науках, связанных с техникой. Хрестоматийный пример: чтобы понять, как можно заставить нечто лететь по воздуху, люди присмотрелись к птицам, стрекозам и т.д., то есть обратились к живому животному миру.
2. Личная аналогия. Нужно представить себя тем, о чём идёт речь в задаче – кроватью, компьютером, экологией. Здесь необходимы две вещи: хорошее воображение и умение затыкать внутреннего рационального цензора, который обычно шепчет в ухо блокирующие глупости. Этот же прием часто используют для обучения начинающих фотографов: их просят сделать фотографию себя от “лица” подушки, на которой они спят, чайника, который ставят по утрам и т.д.
3. При использовании символической аналогии происходит поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Алгоритм такой:
- Синектор описывает суть явления
- Находит противоположность этому явлению
- Обнаруживает общее у этих явлений
- Кратко, возможно абсолютно абсурдными фразами описывает связь между этими противоположностями.
4. В образной аналогии предмет изучения заменяется любым другим, эталонным и удобным для последующего сравнения. Обычно такая аналогия помогает выявить скрытые возможности.
5. Аналогия, которая дает неограниченные возможности – фантастическая. Можно игнорировать что угодно: законы физики и термодинамики, время года, современную картину мира… Просто нужно описать необходимый результат, максимально используя свое воображение.
Алгоритм поэтапно: 5 шагов1. Обсуждение проблемы в том виде, как она дана
На этом этапе важно не формулировать проблему конкретно. Участники рабочей группы должны узнать о ней только в общих чертах. В детали изначально может быть посвящен только руководитель группы.
На этом этапе участники высказывают даже глупые идеи. Во-первых, это помогает отсеивать самые первые мысли, которые приходят в голову и которые могут затруднить появление новых идей. Во-вторых, выявляются слабые места в суждениях участников.
2. Формулировка проблемы в том виде, как её понимаютПосле того, как группа разобралась с сутью проблемы, участникам дается задача сформулировать её так, как они её понимаю или же как они её видят. Это делается для выявления направлений по которым можно было бы продолжить поиск решения задачи. На этом этапе одна большая проблема делится на несколько простых маленьких.
Затем руководитель группы и приглашенный эксперт выбирают одну наиболее точную формулировку.
3. Рождение идей в выбранном направленииПроцесс генерации идей начинается с экскурсии по различным областям техники, живой природы, политики, социологии, психологии, машиностроении, химии и т. д. Задача такой экскурсии – выявление решений аналогичных проблем в этих областях. Такой подход позволяет найти множество точек зрения на рассматриваемую проблему и активизировать творческое мышление.
Экскурсию начинает руководитель. Он просит привести примеры-прецеденты, в которых имеет место рассматриваемая ситуация или очень похожая к ней.
На этом этапе участники высказывают свои идеи, работая с пятью аналогиями-операторами.
4. Связь найденных идей и первоначальной проблемыНа этом этапе ведущий подводит итоги на генерированным идеям, возвращает группу к поставленной задаче. Группа пытается связать полученный материал с задачей в том виде, в каком она была поставлена. Самым важным фактором на этой стадии является критическая оценка приглашенного эксперта.
Если все, что сгенерировала группа, оказывается трудно реализуемо, все этапы повторяются заново.
5. Проработка лучшей идеиПроисходит развитие и проработка лучшей идеи из предложенных. Далее проводятся анализ полученных результатов, эксперименты, новый анализ новых данных, доработка идеи и т.д. Синекторы ищут наилучшие способы реализации поставленной проблемы.
Синектика – трудный в своем проведении вариант мозгового штурма, но результаты могут поразить своим качеством, проработанностью и жизнеспособностью.
Читайте также:
- Штурмовое предупреждение: всё о мозговом штурме
- Яблоки и 120 комнат: креативные методики для поиска решений
- 100 идей за 10 минут: техника брейнрайтинга
- Методика Белютина: как развить креативное мышление
- Три альтернативы мозговому штурму
Метод синектики – что это такое, примеры, на основе чего генерируются идеи
Синектикой называют один из способов разрешения ряда творческих проблем, а также задач прикладного характера в коммерческой и других видах деятельности. Данный подход был создан и применен У. Гордоном. Он направлен на эффективное нахождение идей, разрешающих теоретически безнадежные задачи. Применение данного метода предусматривает тщательную подготовку.
Можно привести множество примеров эффективного решения задач путем использования синектики, что не отменяет наличия у метода некоторых минусов, наряду с плюсами.
Оглавление:
Синектический метод ГордонаМетод синектики был создан в середине прошлого века инициативной группой под руководством У. Гордона, психолога и изобретателя из США. Темой разработок был поиск решений для реализации механизма подачи новый идей в экономике, бизнесе и творческих проектах. Одним из направлений работы была модернизация активно применяемого к тому времени метода брейнсторминга. В течение десятилетия после первого опыта синектический метод был многократно протестирован, улучшен и принял свою окончательную полноценную форму. После всех испытаний и модернизаций он был описан в одноименной работе Гордона. Также автор метода создал компанию, предоставляющую консультации по использованию метода синектики, а также активно реализующую ее в бизнес-среде.
Важно
Синектика успешно использовалась как способ поиска оптимальных решений многими крупными компаниями, в том числе Зингер, IBM и Дженерал Электрик.
Основной отличительной особенностью синектического метода генерации идей считается научная база, выступающая основой методики. Синектика основывается на достижениях психологии. Ее использование предусматривает рациональную и полную эксплуатацию потенциала лиц, участвующих в работе. Участников данного мероприятия принято называть синектиками.
Основными принципами синектического метода, демонстрирующими его отличия от брейнсторминга, можно с полным основанием считать следующие особенности:
- Согласно теоретическим убеждениям синектики, индивидуальный процесс мышления, наравне с коллективным, может привести к одинаково эффективным итоговым решениям. Это значит, что при привлечении 2 или 20 участников разницы в продуктивности не будет, в то время, как брейнсторминг предусматривает массовость участия.
- Творческий процесс, во время которого генерируются идеи и решения, должен обязательно не только фиксироваться, но и описываться. Это необходимо для выделения конкретных моментов, а также для развития способностей в данной сфере деятельности.
- Критика в процессе поиска новой идеи или выдвижения предложений, в отличие от брейнсторминга, наоборот, желательна. Она рационализирует использование отведенного времени и сокращает затраты сил сотрудников.
Поэтому синектический метод может считаться наиболее научным подходом, по сравнению с другими креативными и аналитическими способами поиска актуальных идей, решений и предложений в творческой и коммерческой среде. Синектика сочетает в себе элементы творческого подхода с аналитическим мышлением, упорядочивает, оценивает и фильтрует генерируемые варианты.
Поэтапная структура решений по методу синектикиЧтобы детальнее разобраться в основных принципах и базовых особенностях синектики, а также понять, как применяется данный метод на практике, следует ознакомиться с каждым шагом процесса. Стандартный базовый алгоритм применения синектического метода выглядит так:
- Подготовительный этап. Перед непосредственным применением синектики на практике руководителю мероприятия необходимо подобрать команду участников. Строгих ограничений не существует, но оптимальным считается количество от 4 до 8 участников. Примерно 50% состава должно состоять из профильных специалистов тех сфер деятельности, проблема которых будет решаться с помощью синектического метода. Следующие 50% — это сотрудники, которым предстоит внедрение принятого решения на практике. Они лучше других понимают все подводные камни практической стороны данной задачи. Для проведения мероприятия следует выделить отдельное помещение, оснащенное мебелью, канцелярскими принадлежностями, оборудованием для записи, а также наглядными инструментами — доской, маркерами, стикерами и прочими вспомогательными деталями.
- Рассмотрение задачи в первоначальном виде. С существующей проблемой, в первую очередь, должен быть ознакомлен руководитель команды. В его задачи входит презентация проблемы в чистом виде, без подробностей, остальным участникам. Предварительно обсуждать детали не следует, так как это может замкнуть группу внутри стандартных рамок, не давая выйти в креативный полет идей.
- Разделение задачи на несколько более мелких. После того, как команда поймет суть существующей проблемы, поставленную задачу следует разбить на несколько отдельных пунктов, каждый из которых будет рассматриваться по одиночке. После отдельного рассмотрения задача снова будет решаться в комплексе. Члены группы должны высказать свои размышления со стороны своего профессионального профиля и имеющегося опыта.
- Использование аналогий. Этот этап является основной составляющей синектического метода и ключевой особенностью, отличающей его от других подходов.
Аналогии используются в соответствии со следующим алгоритмом:
- Подбор. Члены команды должны подобрать аналогии к актуальной проблеме мероприятия.
- Превращение знакомого в незнакомое. На этом этапе необходимо сознательное абстрагирование от наличествующей информации о предмете обсуждения, а также попробовать оценить ее с непривычного ракурса.
- Обсуждение. Данный этап открывает активное оценивание и обсуждение всех подобранных аналогий, а также способов разрешения проблемы в соответствии с представленными аналогиями.
- Объединение с задачей. Все обнаруженные методы решения для оптимальной аналогии следует перенести на актуальную задачу и скорректировать их реализацию с учетом особенностей проблематики.
- Выбор решения и его внедрение. Завершающая часть синектического метода — интеграция выбранного способа решения проблемы. Она также включает оценку экспертами со стороны самого способа, а также тактики его внедрения. Затем следует непосредственное воплощение решения в жизнь и анализ, который становится завершающей оценкой работы команды.
Важно
Чтобы создать квалифицированную и работоспособную команду для использования синектического метода, понадобится продолжительная подготовка всех членов группы, а также их обучение. Если условия позволяют, создать такую команду можно из мотивированных сотрудников, объединив их в кружок. Как правило, синектический метод предусматривает годичное обучение членов команды с полным разъяснением теории. В этом случае практическое применение метода приносит эффективные результаты.
Типы аналогий в синектическом методеВ практике синектического метода базовым ключом к разрешению основной массы проблем является проецирование максимально точных аналогий, с помощью которых можно включить разнообразные ключевые точки как сознательного, так и подсознательного мышления, активизируя все уровни мыслительной деятельности. Глубина психологического подхода обеспечивает максимальную эффективность подбора решений.
- Прямая. Относится к самым простым видам аналогий. Она предусматривает подбор объектов, которые по своей природе, конструкционным или техническим особенностям имеют сходства с предметом обсуждения и решаемой проблемой. К примеру, для поиска технических решений при улучшении аэродинамики воздушных судов могут применяться аналогии в виде летающих жизненных форм (птиц, животных или насекомых), а также иных летательных машин. Основой прямой аналогии является аналитический ход мысли.
- Символическая. Под ней подразумевается метафорическое и аллегорическое сравнение предмета обсуждения, в то время как данные метафоры и аллегории не могут быть применены при разрешении поставленной задачи напрямую. То есть “острота проблемы”, “хрупкость теории” или “золотой эталон” не являются физико-химическими или прикладными характеристиками, а указывают на ключевые свойства предмета обсуждений.
- Личная. Один из нетрадиционных видов аналогий. Он предполагает отождествление членами команды себя и своего тела с рассматриваемой задачей или обсуждаемым объектом. То есть, поиск решения осуществляется как бы от лица самого объекта, с его точки зрения. Этот способ является одним из самых непростых в исполнении. Во время проведения таких аналогий работает лимбическая система мозга, что позволяет выйти за рамки стандартов и привычного мышления при поиске вариантов разрешения проблемы.
- Фантастическая. В эту категорию аналогий входит погружение объекта обсуждений в нереальные условия. Благодаря такому подходу исчезает привязка к реальным условиям и ограничениям, связанным с ними, соответственно, включает подсознательное мышление при поиске решений.
Важно
Применяемые в синектической методике типы аналогий способствуют максимально полному использованию потенциала и аспектов мышления. Именно за счет этой многоплановости достигается высокая эффективность синектики при решении самых сложных задач. При этом использование данного метода требует от членов команды хорошей подготовки, наличия опыта, а также немалой раскрепощенности мышления и понимания принципа работы методики.
Следует учесть, что в процессе решения проблем с помощью синектического метода необходимо применять все имеющиеся виды аналогий, без исключений. При этом для разрешения задачи будет применена только одна из них. Остальные после рассмотрения их эффективности просто отбрасываются, как не позволяющие получить желаемый результат и найти оптимальный выход.
Плюсы и минусы синектикиКак способ разрешения задач в различных отраслях повседневной деятельности, в частности в науке, технике, творчестве, конструкторских и организационно-управленческих сферах, синектический метод отличается универсальностью. Это позволяет использовать его с одинаковой эффективностью для поиска идей, решения самых сложных проблем, а также для нахождения нестандартных вариантов выхода из ситуаций.
К числу преимуществ синектики следует отнести:
- Высокий уровень результативности. Верная тактика создания команды приносит эффективные результаты при поиске оптимальных решений по синектическому методу. Уровень результативности значительно превышает аналогичные при использовании других методик.
- Максимально эффективное использование рабочего процесса. Благодаря тому, что методика объединяет в один процесс и создание идей, и критику с обсуждением, время, отведенное на мероприятие, используется с максимальной пользой. Потенциал членов команды реализуется наиболее полно, в отличие от брейнсторминга и других методов.
- Развитие членов команды. Продуктивная команда синектиков, созданная на базе предприятия, эффективно генерирует идеи, развиваясь и наращивая опыт. Результатом становится прогрессивное развитие самого предприятия. Также синектический подход служит объединению коллектива и росту его лояльности к организации.
- Снижение уровня расходов и влияния случайностей. При использовании других методик генерации решений, например, брейнсторминга, основательная часть времени тратится впустую, так как множество озвученные идей так и не находит применения на практике. Время же, затраченное на творческий процесс, выделяется за счет непосредственного рабочего дня. Синектика, объединяя в одном процессе продуцирование идей, их обсуждение и отсеивание, позволяет сэкономить временные ресурсы, не затрачивая их на заведомо неприменимые варианты.
Кроме очевидных достоинств, синектический метод демонстрирует и ряд некоторых недостатков. Например, среди минусов следует отметить такие:
- Длительный период обучения. Для максимально эффективной реализации данного метода участников команды необходимо полностью обучить специфике работы. На сегодня существует множество источников необходимой информации, в том числе книги, пособия, аудио и видеоматериалы, а также семинары и учебные курсы. Подготовка занимает при этом немалое время.
- Жесткость требований к члена команды. В команду должны входить подготовленные специалисты высокой квалификации различных специализацией. Кроме того, необходимы высокий уровень мотивации и лояльности к предприятию, а также желание и инициативность по отношению к решению проблемы.
- Вынужденный отрыв от основной деятельности. Во время процесса поиска оптимальных решений поставленных задач синектическая команда отрывается от выполнения своих прямых производственных обязанностей и обучения. При том, что в команду должны входить не только представители менеджмента, а сотрудники разных профилей, этот момент отражается на рабочем процессе всего предприятия.
Наиболее наглядным примером использования синектического метода на практике можно назвать одну из ситуаций, в которой метод применялся его создателем, У. Гордоном. Наглядности служит мировая известность созданного в процессе решения, сочетающаяся с подробным описанием творческого процесса с задействованием метода синектики.
Компания Kellogg поставила перед Гордоном задачу, которую невозможно было разрешить с помощью традиционных подходов. Необходимо было спроектировать способ укладки чипсов в упаковку, который оставлял бы минимум воздушных полостей, но не ухудшал бы ни формы, ни свойств самих чипсов.
Во время подбора аналогий и связанных с ними решений чипсы сравнили с сухими листьями, которые собирают в пластиковые пакеты. В сухом состоянии они наиболее плотно размещались внутри мешки, не оставляя воздушных полостей.
При помощи этой аналогии был предложен новый способ изготовления продукта, который предусматривает смачивание муки из картофеля, в качестве альтернативы классическому рецепту, предполагавшему тонкую шинковку свежего картофеля. Так получились чипсы с мировой известностью Принглс, которые занимают минимум места в цилиндрической упаковке.
13.7 Техника синектики для творчества (Горден)
13.7.1
Техника синектики для творчества (Горден)
Задача
Пройдя этот сеанс, вы уметь…
- Описывает синектические приемы творческого мышления
Сценарий
Сонали очень креативна и заслуга в этом принадлежит ее классному руководителю. После обучения любому понятию Учитель поощрял своих учеников к обсуждениям в классе. Потом она попросит их написать сочинение на эту тему. Благодаря этой практике Сонали научился логически мыслить и понимать разные точки зрения. Она собирает информацию, которой она делится с группой и узнает от других. Это показывает эта групповая работа привела к повышению ее творческих способностей.
Творчество усиливается, когда оно взращенный. В случае Сонали именно ее учитель побуждает учеников мыслить нестандартно. коробка. Написание эссе после изучения концепции также помогло Сонали думать с разных точек зрения. Подход, часто используемый в групповой работе может помочь учащимся развить творческий подход к решению проблем, сохранять новую информацию, помогать в создании письма и исследовать социальные и дисциплинарные проблемы.
Синектический метод
Синектика методы могут быть использованы в классе либо в качестве творческих упражнений, либо в качестве материала для занятий техниками творческого мышления.
Синектика была разработана Уильямом Дж. Гордоном (см. Гордон, 1961) в результате исследований, проведенных в Университете Артура Д. Литтла. организация творческих личностей и творческий процесс. Он связал творческий процесс с определенными психологическими состояниями, полагая, что если эти могут быть вызваны, тогда творческие прорывы увеличат их возникновение. Синектика происходит от Греческое слово synecticos, означает соединение явно не связанных между собой элементов означает «сведение вместе» или «приведение разных вещей в единую связь». Синектика подход к творческому мышлению, который зависит от понимания того, что что видимо отличается. Его основным инструментом является аналогия или метафора. подход, который часто используется в группах, может помочь учащимся развить творческие способности. реагировать на решение проблем, запоминать новую информацию, помогать в создание письма, а также для изучения социальных и дисциплинарных проблем. Помогает пользователи ломают существующие установки ума и усваивают абстрактные понятия. Синектика может использоваться со всеми возрастами и хорошо работает с теми, кто отказывается от традиционные методы.
Синектическая деятельность была бы очень полезна во время Разведки. Стадия.
Процесс
Учитель использует класс проводя студентов через процесс, который приводит к трехмерному представлению «проблемы» для создания решений. Хотя этот процесс кажется немного громоздким, результирующий объем и глубина ваших вариантов будут оправдать потраченное время.
Синектические триггерные механизмы — это задачи или вопросы, которые способствуют появлению новых идеи и мысли.
Например, , при изучении формы и функции по биологии, учащимся демонстрируются изображения различных видов транспортные средства, такие как внедорожники, спортивные автомобили, седаны и т. д., а также изображения животных с определенные структурные приспособления. Изображения используются для того, чтобы вызвать аналогии между непохожие вещи, такие как гепард и скоростная спортивная машина.
Использование синектики в в классе можно выполнить, выполнив следующие шаги:
Определите слово
Упражнение
Если вы не в состоянии понять значение какого-либо конкретный мир, какие действия вы бы предприняли?
Хватит думать об этом мире | |
Значение поиска из словаря |
Установите понимание слова или темы с помощью словаря или другого справочника. В качестве альтернативы, если слово или тема хорошо поняты, пусть учащиеся кратко опишите его индивидуально в письменной форме или посредством обсуждения в малых группах.
- Создать Прямые аналогии
Спросить учащиеся проводят мозговой штурм с прямыми аналогиями. На этом этапе слово или тема, рассматриваемое сравнивается с чем-то совершенно не связанным. Используя этот метод, человека спрашивают думать о том, как подобные проблемы решаются в природе животными, птицами, цветы, сорняки, жуки, черви, ящерицы и так далее. Например, идеи для Сохранение энергии можно найти, спросив, как животные согреваются зимой.
- Описать Личные аналогии
Предложите учащимся выбрать один прямых аналогий и создать личные аналогии. Ученики «станьте» выбранным ими объектом, а затем опишите, на что это похоже быть этим объектом. Представьте, что вы конфета, спокойно сидящая со своими конфетными друзьями на полке местная аптека. Маленький мальчик ходит in, кладет пятицентовую монету на прилавок и указывает на вас. Как ты себя чувствуешь? Что твои мысли? Опишите свой опыт в течение следующих 15 минут. Цель таких упражнений — дать элементарное учащиеся практикуются с личным методика аналогии творческого мышления. Благодаря этой стратегии новые перспективы открываются, становясь частью проблемы, обычно проблемы объект.
Дискуссионный форум
Создавать личная аналогия для любого из вышеперечисленных пунктов.
• Примечание: используйте идеи, которые не имеют прямого отношения к предмету.
• Используйте идеи из природного или рукотворного мира, связи с историческими события, ваша школа и т. д.
Посетите дискуссионный форум создан для обсуждения вышеуказанной темы. Опубликуйте свой ответ на форуме.
После написания поста и читая другие сообщения, переходите к следующему модулю.
Разработано Департаментом образовательных технологий Женского университета SNDT, Мумбаи
Синектика и другие творческие методы
Scribalo
Содержание
Креативность очень важна в инновационных процессах . Однако к этому нужно подходить дисциплинированно и с четкой целью: решение конкретной проблемы. С этой целью я представляю еще 3 техники, помогающие организовать процессы генерации идей.
Творческие методы
- Синектика
- Морфологический анализ
- Метод Дельфи
Синектика
Это творческая техника решения проблем , разработанная Уильямом Дж. Дж. Гордоном. “ Пытается осознать бессознательные механизмы творчества ”*. Эта техника подчеркивает метафоры, образы, эмоции и энергию.
Согласно Винсенту Нолану в статье для Synectics World, Synectics расширяет и углубляет процесс приостановления судебного решения различными способами:
- Он распространяется на описание проблемы. Таким образом, восприятие владельца проблемы принимается без возражений или вопросов.
- Это поощряет альтернативное восприятие проблемы, которое должно быть выражено без оспаривания.
- Он побуждает «прислушиваться к идеям», обращая внимание на явно не относящиеся к делу мысли и образы, которые можно использовать в качестве ключей к новым идеям.
- Он активно поощряет абсурдные идеи.
- Экскурсии используются для воспроизведения феномена получения новой идеи из ниоткуда (во время бритья или сна).
Его реализация
Цель состоит в том, чтобы найти новые направления действий , которые должны быть реализованы. Его выполнение обеспечивается тем, что их выберет лицо, участвующее в его исполнении.
Для этого используются две четкие стратегии:
- Знакомство со странным
- Сделать знакомое странным
Сделать странное знакомым является чисто аналитической стратегией. Где:
- Проблема и ее разветвления исследуются, чтобы адаптировать ее к повседневному миру, анализируя разбивку ее частей.
- Он использует обобщение для выявления существенных аспектов и существенных характеристик проблемы.
- Модели или аналогии ищутся, чтобы привести его к похожей или знакомой основе.
Сделать знакомое странным , чтобы исказить повседневный мир и получить новый взгляд на реальность. Это изменит наше восприятие. Для этого используется несколько методов:
Личная аналогия
Личная аналогия предполагает отождествление человека с элементами проблемы. Используется первое лицо и показываются чувства и ощущения объекта. Вопросы могут быть такими: если бы я был…? Как бы я себя чувствовал?
Прямая аналогия
Прямая аналогия сравнивает два похожих факта, понятия, объекта или организма. Обычно проводят аналогии с природой. Например: Как бы муравьи решили эту проблему?
Аналогия фантазии
Аналогия фантазии пытается найти нереальную ситуацию с невозможными воображаемыми решениями. Однако он может дать конкретные и достижимые ответы.
Символическая аналогия
Символическая аналогия или название книги представляет собой сжатое описание проблемы, полное смысла. Используются метафоры. Необходимо найти слово, относящееся к проблеме, чтобы спросить о ее сути и значениях. Затем он интегрируется в одно или два слова, как название книги.
Игры, чтобы сделать законы неэффективными
Игры, направленные на то, чтобы сделать законы неэффективными, пытаются изменить научный закон или концепцию, увидеть ее последствия и стимулировать творческие идеи.
Игры со словами
Игры со словами, значениями и определениями устанавливают ассоциации от слов-стимулов, связанных с проблемой.
На сеансе Synectics группа должна состоять из от 5 до 7 человек , обладающих широким спектром навыков и знаний, помимо творчества. Ее объединяют ведущий, эксперт и участники. Сеансы должны длиться приблизительно 2 часа .
Используется в области рекламы, дизайна продуктов, исследований и технологий. Может работать как индивидуально, так и в группе. Однако хорошая групповая работа имеет больше преимуществ.
Морфологический анализ
Этот метод, разработанный Фрицем Цвикки, пытается решить проблемы путем анализа и разбивки на части . Он изолирует каждый элемент проблемы, чтобы составить из них комбинации, увидеть их выполнимость и изучить все возможности.
Это просто генерация идей на основе матрицы.
Морфологический анализ состоит из 3 этапов:
При Анализе объект изучается со всех его составляющих и вариантов. Другими словами, физические части, процессы, функции и т. д. продукта могут быть проанализированы. Главное увидеть его со всех сторон. Альфредо Муньос Аданес (2) объясняет это стулом, который можно разобрать с функциональной точки зрения: сиденье, ножки и спинка.
Этап объединения фокусируется на смешивании элементов, которые ранее были разбиты. Например, компоненты стульев, такие как ножки, имеют такие вариации, как высота, материал и форма, и в то же время они также имеют вариации, такие как дерево, пластик и т. д. Эти переменные последовательно комбинируются друг с другом до окончательной отделки. комбинации. Эта группа называется морфологическим продуктом.
В ходе морфологического поиска изучаются сочетания. Они могут быть случайными или матричными (перечисляются все комбинации и изучается каждая из них). Выбор того или иного способа будет зависеть от количества элементов и переменных.
Метод Дельфи
Это метод, разработанный Rand Corporation, метод анализа и решения проблем , а не творческий. Он представляет проблему группе экспертов в предметной области, чтобы найти решения.
Это групповая работа, но участники не работают вместе, не знают друг друга и не общаются друг с другом . Все делается через координатора. Группа состоит из координатора и экспертов.
Координатор общается с каждым экспертом по электронной почте, телефону или другим способом. Его/ее основная задача – собрать ответы, обобщить их, сгруппировать и отправить другим. В дополнение к фильтрации и поиску консенсуса среди альтернатив, предложенных экспертами.
Этот метод в основном используется для анализа тенденций и прогнозирования рынка. Он также используется в области здравоохранения и образования.
Дело не только в методе
Есть и другие техники, помогающие творчески решать задачи, такие как Синапс, Список Атрибутов, Триз или Номинальная группа.
Речь идет не только об используемой технике, но о том, как извлечь из нее пользу и интегрировать ее для достижения успешных инноваций .
В нашей статье «Мозговой штурм и шесть шляп мышления: творческий подход к инновациям» мы объясняем 2 самых известных творческих метода.
Примечания:
- * Métodos creativos para organizaciones – Alfredo Muñoz Adánes, Ediciones Pirámide. Стр. 34.
- ** Métodos creativos para organizaciones – Alfredo Muñoz Adánes, Ediciones Pirámide. Страница 86.
Справочные материалы и ссылки:
- Métodos creativos para organizaciones – Alfredo Muñoz Adánes, 2006, Ediciones Pirámide.
- Técnicas de creatividad en Innovación y creatividad от Wiki EOI.
- Синектика как система творческого решения проблем (CPS), Винсент Нолан, Synectics World
Похожие сообщения
творческая техника решения проблем.
СИНЕКТИКА: ТВОРЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Уилсон С.Х., Грир Дж.Ф. и Джонсон Р.М. (1973). Синектика, творческий метод решения проблем для одаренных. Одаренный ребенок Ежеквартально , 17 (4), 260-267.
Источник: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1017.1329&rep=rep1&type=pdf
Всего несколько лет назад считалось, что творческое мышление, производство новых идей, изобретений и т. п. должны были быть предоставлены случаю. Действительно, многие до сих пор так думают. Тем не менее, я не понимаю, как любой хорошо информированный человек может все еще придерживаться этой точки зрения. удивительных изобретений, достижений, накопленных с помощью творческих методов решения проблем (Осборн, 19 лет).57), синектика (Gordon, 1961) и бионика (Small, 1962) должны убедить даже самых упрямых скептиков. Эксперименты с использованием этих преднамеренных методов повышения креативности также были весьма убедительными (Maltzman, 1960; Parnes, 1960; Torrance, 1961).
На моих собственных занятиях и семинарах я постоянно обнаруживал, что этим преднамеренным методам можно обучать с начальных классов до аспирантуры, в результате чего учащиеся улучшают свои способности разрабатывать оригинальные и полезные решения проблем. На мой взгляд, убедительные доказательства того, что творчество не должно быть оставлено на волю случая (Торранс, 19 лет).62).
Намерение авторов состоит в том, чтобы исследовать синектический метод решения задач как процедуру, которую учителя могли бы использовать с одаренными детьми, тем самым преднамеренно стимулируя скрытое творчество. В то время как другие творческие методы решения проблем также могут быть эффективными (мозговой штурм, морфологический анализ, разработка стоимости, анализ стоимости, бионика, гипотетические ситуации, список атрибутов, сценарии и альтернативные варианты будущего, метод фундаментального проектирования), метод синектики, по-видимому, является тем, который может модифицировать как мощный инструмент для работы с одаренными детьми.
СИНЕКТИКА
Слово «синектика» является производным от греческого слова synecticos и относится к объединению не связанных между собой элементов. Концепция синектики становится творческой техникой решения проблем благодаря усилиям У. Дж. Дж. Гордона. Хотя Гордон делает упор на решение проблем в промышленности и менеджменте, существует возможность развития образовательного опыта, связанного с синектической техникой. Сеанс синектики, который Гордон называет «экскурсией», представляет собой групповое занятие по решению проблем, в ходе которого людей стимулируют к творческому мышлению в слабо структурированной системе. Вкратце процесс начинается с проблемы, представленной лидером, который проводит «экскурсию» группы по ряду шагов, пытаясь найти решение проблемы. Эта процедура преднамеренно стимулирует творческое мышление, а не оставляет его на волю случая (Гордон, 19 лет).61).
Синектика, относящаяся конкретно к образовательной методологии, обеспечивает минимальную структуру, в которой «структурированная свобода» может быть реализована при планировании и реализации творческого опыта обучения. Такая процедура выгодна в технологическом обществе, где возникают сложные проблемы, требующие эффективных и экономичных решений. Очевидно, что в нашем обществе изобретательство и решение проблем будут играть все более важную роль. Гарднер Мерфи (1958) заявил:
‘И не только человеку свойственно выдумывать себя из одного мира в другой; также человеку свойственно продолжать движение к месту назначения , которое не установлено в рамках нынешней природы человека, но продолжает меняться по мере того, как изменяется природа его окружения».
Синектика предоставляет учащимся широкие возможности для применения навыков, необходимых для создания нового мира будущего. Ближайшие годы потребуются люди в промышленности, правительстве, медицине, образовании и смежных областях, способные генерировать новые идеи. Чтобы производить необходимые кадры для технологического и меняющегося общества, наши методы обучения должны измениться, чтобы соответствовать новым требованиям. Конечно, как указывает Торранс, области, связанные с творческим мышлением, больше нельзя оставлять на волю случая. Мир просто не может позволить себе такую роскошь. Учителя будущего найдут веские причины для изучения таких методов, как синектика, для максимального раскрытия творческого потенциала. Промышленность потребует этого. Выживание потребует этого. Идти в ногу с требованиями быстро меняющегося мира, где традиционные методы явно отстают, неизбежно приведет к принятию многих таких новых методов обучения.
Уоррен Г. Беннис (1969) в своей увлекательной статье «Временное общество», в которой он размышляет о будущих изменениях, говорит следующее:
«Фантазии, воображение и творчество будут легитимными способами, которые сегодня кажутся странными. …Люди будут более интеллектуально преданы своей работе и, вероятно, потребуют большей вовлеченности, участия и автономии… Профессиональных специалистов вряд ли можно назвать организаторами… Они не являются хорошими работниками компании; их свободны, за исключением сложных условий, где они могут «играть с проблемами»… Ключевое слово будет «временным». Это будут целевые группы, организованные вокруг проблем, которые должны решать группы относительно незнакомых людей с различными профессиональными навыками. По мере того, как появляется все больше свидетельств того, что будущее будет за увеличением, а не уменьшением технологий, кажется разумным и необходимым предоставить как можно больше возможностей для обучения, чтобы подготовить способных студентов к их роли лидеров. Беннис указывает, что проблемы будут решаться не отдельными людьми, а целевыми группами специализированных лиц, которые собираются для решения проблем, затем расходятся и переходят к другим проблемам и другим целевым группам. Синектика обеспечивает реальный опыт «в классе» в смоделированной оперативной группе. В синектической экскурсии одаренный ученик вступает в прямой и эксплицитный контакт с видом деятельности, который он может выполнять через несколько лет. Поэтому практика решения проблем с помощью синектики может иметь смысл.
Помимо того, что техника синектики имеет отношение к будущему, она предоставляет учителю-новатору прибыльный, продуктивный и увлекательный метод для немедленного использования. Класс оживает творческой мыслью. Воображение взлетает. Дети углубляются в свой опыт и радуются актуальности своих знаний. Они учатся слушать, бросать вызов, думать и руководить. Они узнают, что проблемы можно решить совместными усилиями. Они изучают социальные навыки в интеллектуальной среде. Они учатся уважению к идеям. Они изучают языковые навыки. Они учатся выполнять задания и вносить предложения относительно будущих начинаний. Метод синектики не только актуален, выгоден и интересен, но и соответствует результатам исследований креативности. Говоря о компонентах творческого мышления, Гилфорд (1957) подчеркивал важность процессов дивергентного мышления:
«Дивергентное мышление… [характеризуется]… как менее связанное с целью . Есть свобода разойтись в разные стороны… Отказ от старого решения и движение в каком-то новом направлении необходимы, и находчивый организм, скорее всего, добьется успеха». мышления и создает ситуацию, в которой человеку, возможно, придется отвергнуть свои идеи, независимо от того, насколько он их любит, и начать двигаться в новом направлении. Чтобы иметь возможность отказаться от сильных убеждений, требуется гибкость. Гибкость в творческом мышлении влечет за собой реорганизацию предыдущих знаний таким образом, чтобы возникла более полезная конструкция. По этой линии Гетцельс и Джексон (1959) определил творческое мышление как «целеустремленную, легко гибкую, манипулирование знаниями самыми разнообразными новыми или оригинальными способами». Благодаря опыту манипулирования знаниями синектическая экскурсия переносит участника в незнакомые области. В отношении творчества Муни (1954) подчеркивал важность «расширения опыта», благодаря которому участники выходят за пределы того, что казалось непреодолимым. Следовательно, исследование незнакомых областей мысли создает обстановку, в которой могут возникать творческие комбинации. В самой своей основе синектика делает «странное знакомым» и «знакомое странным» (Гордон, 19).61). Кроме того, синектика представляет собой процесс, охватывающий другие основные аспекты творчества. Творчество включает инкубацию (Уаллас, 1926), накопление (Мерфи, 1947), поиск и моменты творческого озарения (ДеХаан и Хавигхерст, 1957). Успешный синектический опыт основан на вышеупомянутых аспектах творчества; и, что очень важно для «классной» процедуры, весь процесс находится под руководством лидера и не оставлен на волю случая. Происходит прямая стимуляция творческих процессов в контролируемой ситуации преднамеренным методом (Торранс, 1962). По Леубе (1958), стимуляция непосредственно связана с творческими функциями. Теория Леубы гласит, что творческие личности — это люди с максимальной любознательностью, те, кто ищет стимуляции и развивает максимум автономных интересов и активности благодаря стимуляции, которую они находят в процессе. Синектика — это средство структурного производства стимуляции, необходимой для творческого результата в ситуации решения проблемы.
Хотя синектика в основном представляет собой групповой процесс, успех группы полностью зависит от способности индивидуумов независимо достигать самопознания и самореализации в духе Маслоу (19).68) и Роджерса (1961), поскольку именно благодаря стимуляции группы каждый участник достигает хранилища своего опыта, чтобы выдвинуть новую и творческую идею.
Не может быть большего доказательства ценности процедуры обучения, чем реальный непосредственный опыт в классе. К счастью, метод синектики несложно освоить или использовать в классе. «Синектика» У. Дж. Дж. Гордона (1961) представляет собой введение и основу для заинтересованных учителей, которым может показаться увлекательной задачей адаптация инноваций.
СИНЕКТИКА КАК ПРОЦЕДУРА КЛАССА
Успешный опыт синектики во многом зависит от планирования, предшествующего занятию. Только при правильном планировании можно извлечь максимальную пользу из опыта. Первоначально учитель должен учитывать временные ограничения. Время, затрачиваемое на экскурсии, естественно, зависит от навыков группы и характера проблемы и поэтому редко предсказуемо. Было бы неразумно проводить синектический опыт, когда время ограничено или другие требования требуют остановки в неподходящий момент. Синектике присущ гибкий подход к использованию времени. Находчивый учитель поймет, что, хотя вся экскурсия может быть не самым полезным подходом, синектический процесс можно разделить на части для отдельных уроков, что обеспечит более правильное использование времени. Чтобы синектика принесла пользу учащимся, необязательно завершать весь процесс целиком. Различные этапы процесса хорошо подходят для упражнений на творческое мышление. Эти упражнения могут быть разработаны на основе понятий, присущих процессу синектики. Эти концепции связаны с анализом проблемы, слушанием, спонтанной реакцией, повторным утверждением, упорядочением, ранжированием, ролевой игрой и метафорическим мышлением.
Хотя для решения большинства задач не требуется никакого специального помещения или оборудования, кроме обычных письменных принадлежностей, необходимо учитывать организацию рабочего места. Расстановка помещений определяется характером деятельности. Желательна интимная, но немноголюдная атмосфера. Если использование аудиовизуального оборудования необходимо, оно должно быть настроено заранее, а работа оборудования должна быть полностью изучена, чтобы обеспечить эффективное использование рабочего времени. Неправильное использование оборудования и пространства может привести к неэффективному сеансу. Преподаватель должен досконально знать технику синектики.
Существует много превосходных источников, но оригинальная «Синектика» У. Дж. Дж. Гордона (1961 г.) является подходящей отправной точкой. лидер по отношению к «блок-схеме синектики» абсолютно необходим в тех случаях, когда целью является полное «экскурсия». Порядок блок-схемы относится к мыслительным процедурам, близким к мыслительным процедурам творческих личностей (Гордон, 1961). Учитель-новатор может рассмотреть возможность пересмотра следующей блок-схемы синектики, чтобы она подходила для определенного класса или возрастной группы.
Первоначально синектика была разработана для решения проблем, связанных с изобретением или продуктом; эти проблемы касались, казалось бы, непримиримых моментов. Поэтому не на все вопросы лучше всего отвечает синектический экскурс. Синектика в основном не является методом «установления фактов», а скорее включает синтез фактов и теорий для решения сложной проблемы. Проблема как данная должна быть проблемой синектики. Гордон иллюстрирует множество примеров этих проблем в синектике.
Эксперт играет жизненно важную роль в этом процессе. Эту роль можно выполнять по-разному. Эксперт может быть участником группы или приглашенным гостем. Функцию эксперта можно выполнять с помощью аудиовизуальных средств, экскурсий и т. д. Цель «эксперта» состоит в том, чтобы предоставить как можно больше информации, чтобы помочь в решении проблемы. Анализ и объяснение эксперта носит как информационный, так и мотивационный характер, если к нему подойти творчески. Участникам разрешается озвучивать немедленные очевидные решения проблемы после анализа экспертом. Обычно эти решения не работают, и руководитель и эксперт должны указать, почему это так. Иногда участник может решить всю проблему во время чистки. Очищение от очевидного соответствует выводам Осборна в Applied Imagination (19).63) в том смысле, что ответы, возникающие позже во время сеанса мозгового штурма, как правило, более творческие, чем первоначальные ответы.
Лидер обязан обеспечить полное понимание проблемы всеми участниками. Как правило, каждый участник переформулирует или переписывает проблему так, как он ее понимает, своими словами и может обозначить желаемую цель. Переформулировка проблемы в Генерировании проблем как понятых (PAU) делает странное более знакомым, разбивая исходную проблему на ее компоненты и преобразовывая ее в языковую структуру участника. Затем ведущий предлагает группе выбрать один из компонентов PAU для тщательного рассмотрения. Достигается консенсус в отношении выбора проблемы как понятой, и проблема временно «выбрасывается из головы». После этого ведущий готов приступить к изучению творческих аспектов экскурсии, задавая вопросы, пробуждающие творческое мышление посредством аналогий.
Аналогии называют «психологическими механизмами для поддержания определенных психических состояний, которые считаются необходимыми для творчества человека». (НИИ, 1969). Аналогии помогают участнику перемещать информацию, хранящуюся в подсознании, на сознательный уровень. Синектика использует четыре типа аналогий: личная аналогия, прямая аналогия, символическая аналогия и фантазийная аналогия. Лидер составляет вызывающие воспоминания вопросы (EQ), которые генерируют ответы в форме одной или нескольких из четырех аналогий. Например, ведущий может попросить группу представить, каково это на самом деле «чувствовать» себя загрязненной рекой. Это вызовет личную аналогию, которая позволит человеку проникнуть внутрь проблемы и посмотреть на нее с новой и необычной точки зрения.
Формулируя вопрос, призванный вызвать прямую аналогию, фасилитатор/лидер может попросить группу взглянуть на проблему с биологической точки зрения. Прямые аналогии в значительной степени зависят от природы. Например, если задача связана с каким-то аспектом прокладки туннелей, участников можно попросить посмотреть на природу, чтобы определить, как насекомые и животные успешно прокладывают туннели. Ключ к прямой аналогии — найти ситуации, похожие на проблему, и посмотреть, как было получено решение. Прямая аналогия дает новый взгляд на проблему.
Другой подход к получению другой точки зрения — это символическая аналогия. Символы используются манипулятивно, чтобы свести проблему к конструкции из двух или трех слов, содержащей суть проблемы.
Через символическое сокращение участник может приблизиться к сути проблемы. Символические аналогии иногда называют «названиями книг». При построении названия книги из двух или трех слов участник вынужден устанавливать отношения между ранее непримиримыми понятиями. Например, суть проблемы, связанной с процессом нагревания и замораживания, может быть описана как «Горящий лед».
Другой подход возможен при использовании аналогии с фантазией. Эта аналогия позволяет приостановить действие всех законов природы, создавая «вселенную», в которой возможно все. Например, если задача требует перемещения воды на вершину горы, может быть интересно приостановить действие законов гравитации и создать фантазию, в которой вода может естественным образом течь вверх по склону. Такие фантазии привели к развитию многих изобретений и процессов. Рассмотрим «волшебную лозу» для поиска воды и более сложные «металлоискатели», основанные на причудливой идее махать чем-то «волшебным» над областью и находить все, что нужно.
Лидер играет обширную и требовательную роль в метафорической фазе аналогии процесса. Он должен быть в состоянии решить, когда изменить или укрепить модель мышления, а когда привести группу к соответствующему выбору примера и проверке примера в качестве возможного вклада в решение проблемы. Он и эксперт помогают группе принудительно приспособить результаты к потребностям, изложенным в задаче. Если потребности не удовлетворяются, группа снова ищет адекватное решение, возвращаясь к аналогиям. Если группа успешно сформулирует полезную мысль, лидер может вывести группу на точку зрения и сосредоточить внимание участников на применении информации к исходной проблеме. Затем группа определяет, (1) решена ли вся проблема, или (2) нужно ли использовать новый подход, или, возможно, (3) что от проблемы следует отказаться на данный момент. Эксперт помогает в принятии решения.
Синектика как классная процедура предоставляет много возможностей для укрепления навыков творческого мышления. Ценность процесса увеличивается за счет сопутствующих ему аспектов, ибо помогает не только творческое мышление. Учащиеся могут развить навыки языка и аудирования, и они должны стать более искусными в групповых процессах и способности организовывать мышление для конкретной цели. Следовательно, большинство студентов, которые участвовали в процедурах синектического типа, сообщают, что они находят их приятными и полезными в других областях, где необходимы методы решения проблем.
Литература:
Андерсон, Гарольд Х. (ред.). Творчество и его развитие. Нью-Йорк:
Харпер и Роу, 1959. стр. 27-28.
Беннис, Уоррент Г. «Временное общество», Innovation, Number I,
Май 1969 г.
ДеХаан, Роберт Ф. и Хавигхерст, Роберт Дж. Обучение одаренных детей.
Чикаго: University of Chicago Press, 1957.
Гетцелс, Дж. В., и Джексон, П. В. Творчество и интеллект. Нью-Йорк:
Джон Уайли, 1962 год.
Гетцельс, Дж. В., и Джексон, П. В. «Высокоинтеллектуальные и высокоинтеллектуальные
».Творческий подросток», Исследовательская конференция Университета Юты по теме
.Выявление творческого научного таланта. Солт-Лейк-Сити:
Университет, 1959. С. 46-57.
Золото, Милтон. Воспитание интеллектуально одаренных. Колумбус, Огайо:
Charles E. Merrill Books, Inc., 1965. стр. 130–33.
Гордон, У. Дж. Дж. Синектика. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1961.
.Гилфорд, Дж. П., и др. др. Пересмотренная структура интеллекта. Отчеты с
Психологическая лаборатория 19, Лос-Анджелес: Южный университет
Калифорния, апрель 1957 г.
Леуба, Кларенс. «Новый взгляд на любопытство и творчество», журнал
.Высшее образование, 29:132-40, март 1958 г.
Ловенфельд, Виктор. «Дело об одаренном ребенке», Школа искусств,
.55:13-18, апрель 1956 г. с. 17.
Маслоу, А. Х. К психологии бытия. Нью-Йорк: Ван Ностранд
- Компания
, 1968 г.
Муни, Росс Л. «Основы творческих исследований», американец
Психолог, 9:545-46, 19 сентября54.