Синквейн на уроках биологии
СИНКВЕЙНЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Сиденко Е.А, учитель биологии
МБОУ Нижне-Калиновской СОШ
Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Правила составления синквейна:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности:
интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то
синквейн обязательно получится эмоциональным.
Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:
Цитология
изучающая,
клеточное
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
клеточная биология
Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом
группа научных отраслей
Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём
Морфология
научная, комплексная
изучает, исследует
форму и строение животных и растительных организмов
комплекс научных отраслей
Организм
живой, действующий
состоит, обладает, отличается
тело с органами
Цветок
видоизменённый, укороченный
привлекает опыляется развивается
орган семенного размножения цветковых
спороносный побег
Цитоплазма
водянистая,
изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
внутренняя среда живой или умершей клетки
содержимое
Мутация
Случайная, стойкая.
Изменяет, проявляется, наследуется.
Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.
Стволовая клетка
Неспециализированная, пластичная
Делится, дифференцируется, мигрирует
Стволовая клетка – это доктор внутри тебя!
Регенерация
Протеосома
Бочонковидная, избирательная
Узнает, расщепляет, регулирует
Ущербный белок клетке не товарищ!
Терминатор
Микротрубочка
Растущая, полая
Двигаться, опираться, транспортировать
Без микротрубочек клетке труба!
Тубулин
Белки
Трехмерные, уникальные
Ускоряют, регулируют, защищают
Без протеинов жить нельзя на свете, нет!
Трудяги!
Ядро
Большое, двумембранное
Регулирует, контролирует, передает
Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!
Голова!
Митоз
Четырёхстадийный, самый распространённый,
Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения,
Деление.
Как работать с синквейнами.
Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:
1. Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).
2. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.
Модификация
Адаптивная, обратимая
Варьировать, приспосабливаться, формировать
Без нее, как без воды, существовать не можем мы!
Эволюция
Рассказ.
Модификации – это
конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в
конкретных условиях среды. Они носят
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Пример. Коррекция синквейна
Клетка
Эукариотическая, прокариотическая
Делится, размножается, обновляется
Клетка – элементарная частица живой материи
Жизнь
Измененный синквейн.
Клетка
Эукариотическая, прокариотическая
Делиться, специализироваться, обновляться
Элементарная частица жизни
Гук
4. Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)
Синквейн 1.
?
Сильная, разнообразная
Бороться, соперничать, опережать
Бороться и искать, найти – и не сдаваться!
Отбор
Синквейн 2.
?
Автотрофный, зеленый
Начинать, синтезировать, передавать
СО2 да вода – наша еда!
Пищевая цепь
Синквейн 3.
?
Живая, кубическая
Делиться, питаться, дышать
Не построишь дом без кирпича.
Ткань
Синквейн 4.
?
Сложный, устойчивый
Питаться, жить, размножаться
Мой дом – моя крепость.
Экосистема
Синквейн 5.
?
Вирусная, химерная,
Кодировать, синтезировать, обусловливать
Одна хорошо, а две надежнее!
Хромосома
Синквейн 6.
?
Многофакторный, хромосомный
Нарушать, изменять, обусловливать
Беда не приходит одна.
Заболевание
Синквейн 7.
?
Устойчивый,
инфекционный
Поражать, изменять, губить
Вот она загадка века – гибель мира человека!
Белок
Синквейн 8.
?
Полезный, нейтральный
Формировать, передавать, изменять
Он всем бросается в глаза!
Фенотип
Синквейн 9.
?
Неподвижная, шарообразная
Хранить, сливаться, реализовывать
Она делает добро – зашифровано оно.
Организм
Синквейн 10.
?
Гладкая, шероховатая
Синтезировать, транспортировать, хранить
Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через нее
Вакуолярная система
Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.
Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна).
А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.
инновационный подход для развития речи дошкольников
СИНКВЕЙН — инновационный подход для развития речи дошкольников!
Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет
активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием не рифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века.
Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
Что пишется в каждой строке?
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий,
описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения).
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словамипонятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «словоассоциация», «предложение», введение символов этих слов.Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение.
Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и
распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является
синонимом).
II этап – основной (январь – май первого года обучения).
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
III этап практический (до конца второго года обучения).
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления
дидактического синквейна по лексическим темам.
О чем можно составить синквейн?
— о природе;
— о картине и литературном герое;
— о маме и папе;
— о настроении;
— по всем лексическим темам.
Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком.Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Пример, составленного ребенком синквейна об осени:
«Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица! »
Синквейн о белке: «Белка. Рыжая, быстрая. Прыгает, скачет, бегает. Мне нравится ловкая белка. Дикое животное».
Синквейн об апельсине: «Апельсин.
Круглый, оранжевый. Висит, растет, зреет. Апельсин очень вкусный. Фрукт».
Синквейн о дожде: «Дождь. Мокрый, холодный. Капает, стучит, льется. Я не люблю дождь. Вода».
Синквейн о семье: «Семья. Дружная, веселая. Любит,
помогает, гордится. Вся семья вместе-и душа на месте. Мой дом».
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко.
Поделись своей редкостью | NCMH
Совместная работа ученых и художников направлена на повышение осведомленности об опыте людей, страдающих редкими генетическими заболеваниями.
Доктор Сэм Чаунер из Университета Кардиффа объединился с Phenotypica, художественной и научной инициативой ученого Бена Мюррея и художника Неуса Торреса Тамарита.
Исследование Сэма направлено на то, чтобы понять связь между редкими генетическими заболеваниями и проблемами психического здоровья. С помощью Phenotypica Бен и Нойс создают иммерсивные произведения искусства, которые играют с механизмами генетики и эволюции и освещают их.
Проект Share Your Rare, финансируемый премией Wellcome Trust ISSF3, охватывал такие темы, как психическое здоровье при генетических заболеваниях и опыт людей с генетическими заболеваниями во время пандемии COVID-19.
Поделитесь своей историей
На онлайн-семинарах с людьми и семьями, пережившими редкие генетические заболевания, команда использовала технику рассказывания историй, чтобы помочь участникам написать короткое стихотворение о своем опыте.
Техника, использованная командой, представляла собой стихотворение синквейн, пятистрочное стихотворение, построенное путем ответов на пять вопросов:
- Какова тема моего стихотворения?
- Можете ли вы назвать два слова или фразы, описывающие его?
- Можете ли вы придумать три слова действия или фразы, которые его описывают?
- Как я отношусь к этому предмету?
- Какое другое слово для моего предмета или заключения моего предмета?
Неус Торрес Тамарит из Phenotypica объяснила выбор метода: «Мы хотели создать форму общения, которая уравняла бы правила игры между людьми, которые имеют и живут с редкими генетическими заболеваниями, и людьми, которые изучают и лечат их. Поскольку очень немногие люди регулярно пишут стихи, мы думали о поэзии как об идеальном механизме.
Прелесть поэмы Синквейн в том, что она также поддается «плетению», когда строки из нескольких стихотворений могут быть сплетены вместе, чтобы получились новые стихотворения.
«Это помогло нам взять индивидуальные взгляды людей и объединить их в общий опыт, а также служит аналогией генетического процесса рекомбинации».
Мы рады поделиться синквейном стихов, написанных сообществом людей с редкими генетическими заболеваниями. Семинары по поэзии проводились с группой защиты интересов Genetic Alliance, исследовательской группой IMAGINE-ID, а стихи также были представлены в Интернете.
Если вы хотите написать собственное стихотворение, вот несколько дополнительных инструкций.
Искусство встречается с наукой
Это видео-произведение, разработанное Phenoptypica, объединяет все стихи о жизненном опыте участников семинара с человеческим генетическим кодом, путешествием по лесу, метафорой генетики, а также путешествием людей с редкими заболеваниями. лицо.
Бен Мюррей из Phenotypica объяснил: «Вдохновением для создания этого видео послужило многообразие и разнообразие опыта сообщества специалистов по редким заболеваниям. Это также научная метафора изменчивости медицинских симптомов, наблюдаемых при редких генетических заболеваниях. Например, синдром делеции 22q11.2 (22q), также известный как вело-кардио-лицевой синдром (VCFS) и синдром Ди Джорджи, представляет собой редкое генетическое заболевание, при котором в одной из двух копий хромосомы 22 удален участок ДНК.
«Хотя у многих людей есть делеция 22q в той или иной форме, высокая изменчивость и ее взаимодействие с генами другой хромосомы 22 означают, что у каждого человека это происходит по-разному».
Видеообложка начинается с появления на экране последовательности белка, принадлежащей к области 22q, которая постепенно исчезает, уступая место поэме Синквейна.
Это стихотворение представляет собой рекомбинацию всех стихотворений о редких генетических заболеваниях, которые мы собрали у участников проекта.
Слова стихотворения становятся трафаретом того, что напоминает сцену природы, чтобы вскоре после этого раскрыть пейзаж. Более того, разные видео природы начинают перекрываться и создавать сложную сцену со слоями изображений и аудио.
Бен объяснил далее: «Во время исследования для Share Your Rare и создания иллюстраций, а также когда мы работали со стихами и словами, я прочитал несколько статей о метафорах, которые врачи часто используют с пациентами, и о положительном или отрицательном влиянии, которое они оказывают на пациентов. на них.
«Я читал более нейтральную метафору о том, что генетика и эпигенетика — это природный набор ручек и карандашей, и почему-то это напомнило мне видео, которые я записал в период самоизоляции в 2020 и 2021 годах в местных лесах.
«Я выходил, чтобы отдохнуть от заключения, и я смотрел вверх: я видел слои и слои ветвей и листьев, и я думал об этом как о визуальной метафоре сложности очень многих вещей. взаимодействуют друг с другом в генетике и эпигенетике».
Поделись своим раритетом в Субатомном цирке
В рамках программы Совета Кардиффа «Лето улыбок», направленной на привлечение семей во время уникального лета 2021 года, мы представили произведения искусства на Субатомном цирке Кардиффского научного фестиваля. Мероприятие открыло разговоры о геномике, психическом здоровье и искусстве.
Мы также воспользовались этой возможностью, чтобы узнать о семейном опыте пандемии и поделиться своим редким летом.
Дети создали художественную инсталляцию вдоль Музея-авеню в центре Кардиффа, изображая лето после карантина 2020 года.
Дети и семьи также проявили творческий подход и написали стихи о своем летнем опыте:
Присоединяйтесь
Если вы хотите попробовать методы, используемые в проекте «Поделись своей редкостью», вы можете попробовать следующие инструкции:
- Собери стихотворение
- Нарисуй свой опыт
Читать дальше
Август 2021 г. : Поделитесь своими раритетами в Subatomic Circus
Ноябрь 2020 г.: Команда Creative Complexity выступает на встрече Партнерства по передаче знаний с благотворительной организацией Cerebra
Протеиновые стихи | Примеры стихов о белке
Стихи о белке — Примеры всех типов стихов о белке, которыми можно поделиться и прочитать. Этот список новых стихов составлен из произведений современных поэтов PoetrySoup. Прочитайте короткие, длинные, лучшие и известные примеры белка.
Prime Turkey
… Любопытная штука, семь фунтов ребрышек Primero Prime материализовался в моей морозилке. Дразнящая слюна достигла высшей точки чуть ниже приподнятых насмешливых бровей. Я поблагодарил мясистого буча……Подробнее
© Эрик Эшфорд
Категории: белка, стихи,
Форма: Свободный стих
Гистамин C5H9N3
. ..Клетки организма выделяют гистамин и другие химические вещества в кровоток. Гистамин хранится в основном в тучных клетках и базофилах; он высвобождается в ответ на травму, инфекцию или аллергены.0109 белок, зависимость, тело, книги, напиток,
Форма: Tazkira
СВЕРЧКИ ПРОТИВ КОРОВ
…Популяционный взрыв. доводит нас до восьми миллиардов. Никаких признаков замедления. Итак, теперь мы начинаем думать нашей будущей потребности в пище когда больше миллиардов кормить. У нас заканчивается земля, на будущее ……Подробнее
© Тони Харгривз
Категории: белок, животное, еда, насекомое,
Форма: Рифма
Змеиные стопы
… Змея в скорой помощи Срочный Змей Спросите сначала Бодрствующий — А, Снейк? Лучше, чем жив Мертвые змеи Фред печет Ультра-настоящий костюм на Хэллоуин Блейк в Змеиная кожа Коралловая змея. …..Подробнее
© Андреа Дитрих
Категории: белок, животное,
Форма: Footle
The Gym Rat
…Еще один день в спортзале, Качаем железо для зыби. Боль в мышцах, ощущение мрачности, Когда я прошел через ад. Протеиновые порошки в коктейле, Яичные белки делают меня стройнее. Курица без костей, которую я пеку…..Подробнее
© Randy Freie
Категории: белка, 10 класс, 11 класс,
Форма: Рифма
В КОНЦЕ МЕДИТАЦИИ
…В КОНЦЕ МЕДИТАЦИИ Любовные записки, написанные на пергаменте Музыкальные партитуры с улыбками между строк Написано символами и спиралями Круги и волны Когда крышки закрыты на час Я внутри т……Подробнее
© Ghairo Daniels
Категории: белок, машина, волосы, образы, свет,
Форма: Имажинизм
Овощная катастрофа
. ..Они должны быть полезны, без глютена, но тогда медицинская карта не может быть тайной; теперь выясняется, что некоторые из них могут вызвать полимиалгию, сужение кровеносных сосудов, проблемы с почками, невралгии…..Подробнее
© Terry Reeves
Категории: белок, зависимость, еда, перспектива,
Форма: Сонет
Завтрак чемпионов
…Самый важный прием пищи за день Это здоровый завтрак, Если верить диетологам. Но «здоровый» зависит от точки зрения, Так что этот пузырь вот-вот лопнет. Как куры ……Подробнее
© Джим Слотер
Категории: белок, здоровье, юмор,
Форма: Легкий стих
Rush Amid The Rapids Опубликовано
…Величайшее выступление в моей жизни. Гордая награда Говарда за сопротивление на Poetry Nook за мой выдающийся опус «Rush Amid The Rapids» в их ежедневном разделе для участников. После бесконечных часов тяжелого труда…Подробнее
© Howard Kerr
Категории: белка, приключения, возраст, признание, искусство,
Форма: Проза
правда со вкусом меди
… копейки на мое имя вода на завтрак вода на обед вода на ужин спать с сумасшедшими судорогами мечтать о еде, калейдоскопах и разноцветных пятнах воскресенье — любимое времяпрепровождение одинокий……Подробнее
© Марти Кинг
Категории: белок, темный, жизнь,
Форма: Свободный стих
Могучая митохондрия
… Могучая митохондрия, Самая удивительная органелла, Энергичный протонный насос, Электростанция внутри клетки. Эти маленькие ребята могут копировать, Подвергаются делению, когда они большие И созданы ……Подробнее
© Jeff Kyser
Категории: белок, оценка,
Форма: Рифма
когда-нибудь
. .. головастики растут в пруду беспокоясь о великом за пределами уменьшенные числа, довольно мрачные занимает слишком много времени, чтобы вырастить конечность прячется от крупной рыбы стараясь не быть блюдом питаясь т……Подробнее
© Jeff Kyser
Категории: белок, тоска, животное, глупый,
Форма: Хуэджу
мясной клуб
…Не белок, дорогой Рико, жир! Для Джека Кильки больше не будет пырея. Этот несчастный веган Ушла Крисси Тейген, Теперь не бить тюленей битой. H/T to Wickless in ……Подробнее
© Jeff Kyser
Категории: белок, юмор,
Форма: Лимерик
Wickless в Сиэтле
…Веган в поисках угощения Импульсивно проглотил немного мяса Белковый поток Был такой порыв Обрезание было завершено!.