Презентация к уроку «Вечное и вечное в искусстве» по повести Н.В. Гоголя «Портрет» | Презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме:
Презентация содержит опорные материалы и дополнительный иллюстративный материал к уроку по теме «Вечное и вечное в искусстве» по повести Н.В. Гоголя «Портрет».
Скачать:
Подписи к слайдам:
Вещное и вечное в искусстве.Тема призвания художника и роли искусства в мире по повести Н.В. Гоголя «Портрет» Урок литературы в 8 классе Цели урока: Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде;Развивать навыки самостоятельной работы с большими объемами информации, размышления по прочтении художественного произведения.Определить пути раскрытия автором темы призвания художника и роли искусства в мире; Раскрыть особенности композиции текста, выявить традиции духовной литературы в повести; Николай Васильевич Гоголь Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Н.В. Гоголь Осмысление содержания: Почему Гоголь сначала рассказывает историю Чарткова, а потом – историю портрета? Что связывает части повести?Каковы особенности композиции второй части?Каким рисует автор ростовщика?Почему один художник получает имя – Чартков, а другой – нет? Аналитическая работа по тексту в группах по вопросам: 1. Как изменяется жизнь художника после появления портрета?2. Что привело художника в монастырь? Почему так долго отказывался он приступить к росписи храма и что помогло создать ему дивное произведение искусства?3. Кто из героев становится выразителем взглядов Н.В.Гоголя на искусство?4. Можно ли назвать повесть фантастической? Как связаны фантастика и реальность в романтической повести Гоголя? Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна): 1 строка (тема) – имя существительное.2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов. 5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы. Александр Иванов «Явление Христа народу» 1858 г. Рождество Христово
Выводы Каковы взгляды Гоголя на искусство и предназначение искусства? Кто стал выразителем вещных идеалов, а кто — вечных?В чем видит писатель связь искусства с религией? “…Соседство первой и второй частей в “Портрете” Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы…Зачем это автору? Наверное, автор ещё раз призывает художника к осторожности, внимательности, ответственности, призывает, прежде всего хранить чистоту сердца, “бодрствовать” душой.”
Домашнее задание Творческий практикум. Стр. 325. Подготовка к сочинению-эссе «Какова роль искусства в обществе?»Тема добра и зла в повести Гоголя «Портрет»
Чартков – портрет в повести “Портрет”, описание художника
Образ Чарткова в произведении Гоголя типичен, он являет собой талант, данный Богом и простые человеческие пороки. Повесть – это история о пути, пройдённом художником, о его мечтах, борьбе и духовном падении. В статье представлен детальный портрет Чарткова в повести “Портрет” Н. В. Гоголя. Это гениальное произведение, проникнутое феноменальной гоголевской мистикой, считается одним из самых загадочных детищ автора.
Образ художника Чарткова в повести Гоголя “Портрет”
Молодой начинающий художник видит смысл жизни в творчестве, он мечтает о возможности жить своим ремеслом, его не пугает бедность и голод. Предназначение – вот то, что движет молодым мастером. Герой мечтателен, добр, и амбициозен, но ему не хватает средств на достойное существование, на краски и холсты.
Творческий путь художника, казалось бы, сулил славу и признания, будь у него самое необходимое для работы и жизни. Судьба преподносит Чарткову сюрприз: на последние деньги он покупает картину, которая мистическим образом делает его богатым.
Гибель таланта
Однако богатство с первых дней кружит голову молодому человеку, он забывает о своей мечте, теряет себя в буднях, светской жизни, платных работах на заказ. Сытая, довольная жизнь приносит пресыщение и леность. Чартков перестаёт чувствовать себя художником, он становится исполнителем, его талант гибнет из-за невозможности развиваться, из-за погони за престижем, деньгами, модой.
Автор заостряет внимание на том, что погоня за мнимыми ценностями сулит потерю индивидуальности, духовную нищету. Молодой художник опомнился только в зрелые годы, увидев картину, которая заставила его заплакать. Он вспомнил себя, свои надежды и мечты, свои несбывшиеся планы. Чартков осознал, что дар потерян окончательно: руки привыкли к однообразным штрихам, он не способен на создание чего-то стоящего.
Смысл образа главного героя
Чартков не только гений, потерявший свой талант. Этот образ двойственен: в начале произведения молодой художник вызывает искреннее сочувствие, ему не хватает средств, чтобы творить, развиваться, реализовать себя, как художника. В конце произведения мы видим совершенно другого художника: он потерял свой дар из-за алчности, стремления к славе.