Синквейн это прием или метод: Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны? — Критическое мышление — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Приём синквейн на уроке. | Методическая разработка по чтению (4 класс):

     

СИНКВЕЙН — это пятистрочный стих.

     Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.  Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов). После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Пример синквейна:

Иван Грозный

Злой, коварный.

   Воюет, ищет измену, управляет.

Иван – государь всея Руси.

Царь.

Кластер – «гроздь», выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие – либо записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом. «Грозди » — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Система кластеров охватывает большое количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

   

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно – следственных связей между отдельными смысловыми блоками. Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно – следственных связей между «гроздями».

«Тонкие и толстые вопросы»    Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

Таблица » толстых » и » тонких » вопросов

Толстые ?

Тонкие ?

   Дайте 3 объяснения, почему…?
   Объясните, почему…?
   Почему Вы думаете …?
   Почему Вы считаете …?
   В чем различие …?
   Предположите, что будет, если… ?
   Что, если … ?

   Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?
   Будет …?
   Мог ли … ?
   Как звать …?
   Было ли …?
   Согласны ли Вы . ..?
   Верно ли …?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ( Например: В каком году произошла Куликовская битва?, Кто автор рассказа «Злоумышленник»?). В левой колонке — вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
    Проиллюстрируем этот прием на примере фрагмента урока по истории средних веков «Возникновение средневековых городов». На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Как научить обучающихся писать синквейн?, Методические материалы

метки:Учащаяся, Синквейн, Слово, Учитель, Написание, Работа, Стихотворение, Например

Рекомендации

Для выполнения творческого практического задания

Составление синквейна с примерами.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.

Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.

Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна.

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учащимся самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

9 стр., 4092 слов

Анализ стихотворения Пушкина А.С. Арион

… герой, дева.  Употребление традиционно-поэтической лексики придает строкам возвышенное звучание. Например, слово «девица» оно относится к словам высокого стиля.  В стихотворении мы видим намеренную тавтологию: …летал … “суровые” буря, море и ветер.  Слова дева и волны органически вплетаются в общую картину. Одновременно каждая строка стихотворения пронизана мягким Л. Такая опора на “ …

Как использовать синквейны на занятии?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда учащиеся сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь обучающимся, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учащихся, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей преподавателя, применяющего метод синквейна на занятиях, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить обучающихся писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, учащиеся, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты.

В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения синквейна

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любой учебной дисциплины. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с учащимися любого возраста и любого уровня подготовки.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда учащиеся, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет преподавателю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до учащихся для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке слушателей.

11 стр., 5081 слов

Развитие музыкальной памяти учащихся на уроке музыки в начальной школе

… заставлять работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ему рефлексировать свои личные психические изменения. Память младшего школьника такова, что он … памяти младших школьников на уроке музыки. 3 Объект исследования – процесс музыкального обучения учащихся младших классов на уроках музыки. Предмет исследования – развитие музыкальной памяти на уроках …

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает учащимся составить синквейн.

Свет

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

Варианты работы с синквейном. Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на занятиях.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее

Бежит, останавливается, лечит

Потрясающее явление

Жизнь.

Обучающиеся должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Достоинства метода

При составлении синквейна на занятиях:

Ø повышается интерес к изучаемому материалу;

Ø развивается образное мышление;

Ø развиваются творческие способности учащихся;

Ø совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

Ø развивается мышление и воображение;

Ø вырабатывается способность к анализу;

Ø уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

Ø расширяется словарный запас.

11 стр., 5157 слов

Практика формирования актерского мастерства у исполнителей социально-культурной …

… социально — культурного мероприятия Для написания курсовой работы были исследованы и изучены работы К.С. Станиславского, Жаркова А.Д., Чижикова В.М., Кисилева … творчества. Актерское мастерство — это воздействие на зрителя словом в сочетании с движением, эмоцией и мимкой. Выбранная … как основной форме занятий в театральной студии. Цель работы — разработать и выявить необходимые методы влияющие на …

Составление синквейна на занятии занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике учащиеся способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Пример синквейна на тему «форум»:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

 

Пример синквейна на тему «любовь»:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

 

Пример синквейна на тему «жизнь»:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

 

 

Ключевое слово: «синквейн»

Технология развития критического мышления при итоговом сочинительстве

АРТ 16041

Авторы: Анна Казорина, Юлия Вайра

Полный текст Читать онлайн

Статья посвящена методам развития критического мышления при подготовке учащихся к написанию итогового сочинения по литературе. Авторы рассматривают использование методов технологии критического мышления (проблемный вопрос, толстые и тонкие вопросы, синквейн и другие) на разных этапах обучения композиции.

Ключевые слова: кластер, итоговая композиция, технология развития критического мышления, синквейн, денотатный граф

Использование ментальных карт как структурных детерминант развития мышления обучающихся ПОО на примере «нивелирующих» тем

АРТ 56349

Автор: Маргарита Сачкова

В статье рассматривается пример применения креативных технологий при проведении учебных занятий по предмету «Геодезия». Автор считает важным использование ментальных карт в образовательном процессе. Методика построения ментальных карт позволяет улучшить усвоение информации, полезной для анализа различных задач профессиональной деятельности, активно способствует развитию структурного мышления.

Ключевые слова: информационная компетентность, мозговой штурм, синквейн, структурное мышление, ментальные карты

Развитие творческого мышления учащихся на занятиях Материалы

АРТ 56350

Автор: Марина Сидоренко

Статья посвящена развитию творческого мышления студентов посредством интерактивных методов обучения профессиональной деятельности на занятиях по дисциплине «Материалы».

Подарки: опыт использования методик мозгового штурма, кейс-метода, кроссворда, креатив-файта и синквейна; результаты анкетирования уровня креативности будущих специалистов.

Ключевые слова: творческое мышление, кейс-метод, синквейн, методы мозгового штурма, кроссворд, креатив-борьба

Использование креативных технологий на уроках производственного обучения

АРТ 56351

Автор: Марина Шереметова

Современному обществу требуются высококвалифицированные конкурентоспособные специалисты, склонные к творческой работе, способные к постоянному повышению профессионализма, обладающие адаптацией и профессиональной мобильностью, чувством ответственности. В статье представлен опыт использования креативных технологий на уроках производственного обучения.

Ключевые слова: мозговой штурм, синквейн, креативные технологии, кейсы, методы профессионального обучения: метафора «круги на воде»

Изучение отношения к собственной инвалидности у слепых и слабовидящих молодых людей с использованием методики «синквейн» — Психолого-педагогические исследования — 2014.

Том . 6, нет. 3

Психолого-педагогические исследования
2014. Том. 6, нет. 3, 208–226
doi:10.17759/psyedu.2014060321
ISSN: 2587-6139 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

1459

ЯВЛЯЮСЬ. Щербакова

Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102, e-mail: [email protected]

Ю.В. Баскакова
Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Реферат

В статье рассматривается отношение людей с нарушениями зрения к ограниченным возможностям своего здоровья. Доказана необходимость поиска новых диагностических средств для выявления субъективного восприятия ограничений, связанных с заболеванием, у лиц молодого возраста с нарушением зрения. Описана методика «Синквейн» и ее использование в качестве психодиагностического инструмента. Приводятся результаты исследования, на основании которых делается вывод о возможности использования «Синквейна» в качестве проективного психодиагностического метода для работы с людьми, имеющими проблемы со зрением. Данную методику целесообразно использовать для выявления основных психологических проблем, связанных с восприятием собственной инвалидности. Данная статья будет полезна руководителям и специалистам организаций и учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов по зрению, а также всем тем, кто интересуется актуальными проблемами и психологической реабилитацией инвалидов.

Ключевые слова: инвалидность; качество жизни, связанное со здоровьем; нарушения зрения; инвалидность; психологическая реабилитация; синквейн; слепота

Рубрика журнала: Клиническая и специальная психология

Тип статьи:

научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/psyedu.2014060321

Для цитирования: Щербакова А.М., Баскакова Ю.В. Изучение отношения к собственной инвалидности у слепых и слабовидящих молодых людей с использованием методики «Синквейн» [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2014. Vol. 6, нет. 3, стр. 208–226. DOI: 10.17759/psyedu.2014060321. (на рус., реферат на англ.)

Каталожные номера

  1. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Дискуссионные вопросы концептуализации и методологии исследования качества жизни в медицине. концептуализация и методология исследования качества жизни в медицине. Сибирский психологический журнал, 2007, с. об. 26, стр. 112-119.
  2. Мой выбор. Учебно-методическое издание для учителей средней школы. на выбор: Учебно-методическое издание для преподавателей вуза. 3-е изд. Москва: «Учительская газета», 2001.
  3. Щербакова А.М. Психологические аспекты инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья.
    включение детей-инвалидов]. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2013 (13), вып. 2, стр. 67-74.
  4. Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная характеристика отношения к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с рожденными и приобретенными нарушениями стаодинамической функции. характеристика представления об ограниченных возможностях здоровья лиц с врожденные и приобретенные нарушения регуляции статической функции]. Психологическая наука и образование. 2010, №5, с.77-86. (на рус., реферат на англ.).

Щербакова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитации, кафедра клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https:/ /orcid.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts