Гундыр. Коми народная сказка
огда-то правил лесной стороной старый царь. У него было три сына: Федор-царевич, Василий-царевич и меньшой, хитроумный Иван-царевич. Братья завидовали уму и силе Ивана, наговаривали на него отцу. Вот старый царь и невзлюбил Ивана, да зато всем сердцем привязался к старшим сыновьям.
Иван об этом не очень тужил, он целыми днями, бывало, пропадал на охоте. Однажды он встретил в лесу девушку-красавицу, полюбил ее и хотел свадьбу сыграть. Да случилась беда: чудовище, шестиголовый Гундыр, неведомо куда унесло невесту. Говорит Иван отцу:
— Позволь мне пойти по белому свету. Я спасу нашу землю от чудовища и освобожу невесту.
Отец позволил. Старшие братья, которым давно хотелось странствовать, тоже выпросили у отца разрешение отправиться в дорогу.
— Ладно, — говорит отец.— Теперь вы уже взрослые, можно вас отпустить.
Ну, вот они и отправились в путь. Идут царевичи, может, день, может, два. Пришли к густому, как щетина, лесу, нигде нет прохода. Только у леса избушка стоит, там кузнец живет. Зашли братья в избу, стали спрашивать у кузнеца: — Как пройти через лес? Где тут тропинка? А кузнец в ответ:
— Какие там тропинки! Здесь частый ельник, на пятьдесят верст темный лес.
Подумал-подумал Иван и говорит: — А мы вырубим лес и пройдем, только ты, кузнец, скуй нам топор.
— Топор у меня есть, острый-преострый, да только один, возьмите его, коль надо! — отвечал кузнец.
Переночевали братья у кузнеца, назавтра пошел Федор прорубать просеку. Рубил, до самого вечера рубил, а вырубил лес на полторы версты. Услыхали об этом братья и затужили: так, мол, рубить нам придется месяц.
Назавтра пошел рубить просеку Василий-царевич. А вечером, когда вернулся, братья спрашивают:
— Ну, сколько прошел?
— Версты две с половиной.
— Видно, долго придется здесь нам прожить.
На следующий день вышел рубить просеку Иван, с обоюдоострым топором. Нарочно попросил он кузнеца сковать такой. Махал да махал, махал да махал топором, пока весь оставшийся ельник не срубил. Потом еще шагов двадцать прошел вперед. Увидел — вдали что-то вроде большой копны виднеется, пустил Иван стрелу в копну и вернулся к доброму кузнецу. — Ну, много ли срубил деревьев, Иван? — спрашивают братья.
— А я, — отвечает, — дорогу проложил. Прошел я больше пятидесяти верст и увидел какую-то копну. Завтра пойдем туда и все узнаем.
Назавтра проснулись братья и говорят кузнецу:
— Прощай, хозяин, на обратном пути мы тебе чистым золотом заплатим.
Пошли братья дальше. Шли, шли по просеке, добрались до копны. А это, оказывается, дом. Вчерашняя стрела Ивана в стену вонзилась, так и торчит. Вошли братья в избу, что им нужно, то и есть на столах: похлебка, каша, яичница, вино, пиво. Сели обедать, Иван и говорит:
— Ой, Федор да Василий, много не ешьте, не пейте, здесь есть еще неведомый жилец. Придёт он, наверно, ночью. Сытый да пьяный крепко спит, а нам надо караулить.
Братья не послушались, ели и пили, сколько могли, досыта. Встали братья из-за стола и говорят:
— Тебе, Федор, сегодня караулить.
Федор надел тулуп, обошел вокруг дома, потом лег под крыльцом и спьяна заснул.
Немного погодя вышел Иван. Видит, брат спит под крыльцом.
— Ну, — говорит, — караульщик тоже! Сразу и захрапел.
Стал Иван караулить. В полночь, слышит, кто-то едет-гремит на телеге: это на тройке примчался трехглавый Гундыр. Тело у него, как у медведя, а из трех голов дым валит.
— Иван-царевич в мою усадьбу пришел, принес своей крови ложку и мяса плошку, мне раз проглотить.
— Не прицеливайся сразу высоко. Давай бороться будем! — отвечает Иван.
— Давай дунь, да так, чтоб стало железное гумно в три версты длиной и в три версты шириной.
— А сначала, — молвит Иван, — ты сам дунь, у тебя три души, да все поганые, а у меня одна, да чистая.
Дунул трехглавый Гундыр, и стало железное гумно в три версты длиной и в три версты шириной. Начали они биться. Бились, бились. Изловчился Иван и отрубил саблей все три головы Гундыра, бросил в сарай, а лошадей привязал на конюшне к кормушке с пшеницей. Потом вернулся в избу и лег спать. Утром братья спрашивают Федора: — Как караулил, видел кого-нибудь?
— Кто же придет сюда? Никто не приходил, — говорит Федор.
Братья опять стали есть и пить. Иван и говорит:
— Ой, Федор да Василий, много не ешьте, не пейте. Чую, сюда еще жилец заявится. А у сытого и пьяного крепкий сон. Федор и Василий опять не послушались, ели-пили, сколько могли, потом и вечер наступил.
— Сегодня тебе, Василий, караулить.
Василий надел тулуп, обошел дом, лег под крыльцом и заснул. Немного погодя выглянул Иван. Видит: брат заснул под крыльцом. — Ну и караульщик! Уже спит!
Осмотрел Иван лес, обошел вокруг дома, слышит, кто-то неподалеку гремит-едет. И, впрямь, на шестерке лошадей подъехал шестиглавый Гундыр. Тело у него, как у медведя, а из шести пастей дым валит.
— Ты, — говорит, — Иван-царевич, на мое хозяйство заришься. Брата моего убил. Ну-ка, садись мне на язык, я проглочу тебя.
— Не прицеливайся сразу высоко, давай поборемся сначала, — говорит Иван.
— Дунь, да так, чтоб стало здесь железное гумно шесть верст длиной и шесть верст шириной. Засмеялся Иван:
— Сам дунь. У тебя шесть душ, да все поганые, у меня одна, да чистая.
Дунул шестиглавый Гундыр, легло железное гумно шесть верст длиной и шесть верст шириной. Стали бороться Гуидыр с Иваном. Боролись, боролись, Иван опять саблей махнул, и полетели все шесть голов Гундыра повыше земли, пониже облака. Подхватил Иван головы, бросил их под сарай, а шестерку коней привязал к кормушке с пшеницей. Теперь уже девять лошадей стало у Ивана и девять голов собралось. Иван вернулся в избу. Наступило утро, Василий приходит.
— Ну, что, — спрашивают братья, — как караулил, видел кого-нибудь?
— Никто не приходил, ни души не видел! — отвечает Василий.
Принялись братья обедать. Иван говорит:
— Смотри, Федор, гляди, Василий, здесь есть еще жилец, Он ночью заявится в избу. Вы много не ешьте, не пейте. У сытого и пьяного непробудный сон. Братья опять не послушались Ивана, ели и пили, сколько влезет. Вечером Иван стал выходить караулить и еще раз сказал братьям: — Смотрите, крепко не засыпайте.
— Ладно, — говорят братья, а сами, как только Иван вышел, сразу заснули. Иван все ходит вокруг дома, слушает, не подойдет ли кто. Бродил, бродил он по двору, услышал, будто бы кто-то гремит-едет. Посмотрел Иван я увидел — на девяти лошадях прискакал девятиголовый Гундыр. Из его девяти пастей летит огонь и дым, тело железной чешуей покрыто, за плечами крылья.
— Ты, — говорит, — Иван-царевич, пришел в мое хозяйство и барствуешь, моих двух братьев убил. Может, меня хочешь убить? Ну-ка, прыгай на язык, я проглочу тебя.
— Не прицеливайся сразу высоко, — говорит Иван, — давай бороться. Отвечает Гундыр:
— Давай, только дунь, пусть ляжет железное гумно девять верст длиной и девять верст шириной.
— Сам, — говорит Иван, — сначала дунь. У тебя девять душ, да все поганые, а у меня одна душа да чистая.
Дунул девятиголовый Гундыр — легло железное гумно девять верст длиной, девять верст шириной. А чудовище спросило: — Говори, Иван-царевич, как будем бороться.
— А вот, — отвечает Иван, — я пойду на правый конец гумна, ты — на левый, а потом пойдем друг другу навстречу. Который из нас упадет при встрече, тот и будет убит.
— Ну, ладно.
Пошли они навстречу друг другу, да один мимо другого так и прошли.
— Где ты, Иван, прошел?— спрашивает Гундыр у Ивана.
— Под твоей правой рукой, — отвечает царевич. Второй раз встали они на концы гумма, спять отправились друг Другу навстречу и опять не столкнулись.
— Теперь ты где прошел?— спрашивает Гундыр.
— Теперь под твоей левой рукой.
— Ну, ладно, толку из этого у нас не выйдет. Давай врукопашную биться.
Ну и боролись же, — смотреть страшно! Вот девятиглавый Гундыр стал одолевать Ивана. Иван-царевич просит чудовище:
— Погоди, постой, — я разуюсь, сапоги брошу в сторону, чтоб они тебе, поганому, не достались.
Разулся Иван, правый сапог швырнул в дом. И сразу крыша целиком с избы слетела. Но братья-царевичи так крепко заснули, что и не шевельнулись. Потом опять принялись биться Иван и Гундыр, и опять чудовище начало одолевать Ивана-царевича. За руки его хватает. Не дает саблю вынуть.
— Погоди, — просит царевич, — дай-ка я левый сапог сниму, брошу в сторону, чтоб тебе, поганому, не достался.
Разулся Иван и так швырнул левый сапог, что одна стена избы с потолка до пола слетела. Думал Иван братьев разбудить. Да куда там! Крепко спят царевичи, не просыпаются. Опять стали биться Иван и чудовище.
Боролись, боролись, И опять Гундыр одолевает Ивана.
— Погоди, — говорит Иван.— Дай-ка я саблю брошу, чтобы тебе, поганому, не досталась. А ты наклонись и отойди немного в сторону, чтоб сабля на лету тебя не задела. — Нет, — говорит Гундыр, — этого мне нельзя сделать.
— Ну, коли, нельзя, так нельзя. А ты хоть свои девять голов немножко наклони.
Гундыр наклонил свои девять голов, железная чешуя сдвинулась, приоткрылось на шее голос тело. Ивану только это и нужно было. Свистнула сабля, ударила по шее Гундыра, все девять голов с плеч покатились. И крикнули отрубленные головы: — Ты, Иван, еще раз рубани.
— Хватит, — говорит Иван, — на нашей земле только раз полагается.
Иван взял головы Гундыра и бросил в сарай, А девять лошадей привязал к кормушке, полной отборным зерном. Теперь у него уже восемнадцать коней и восемнадцать голов.
Вернулся Иван в избу. Одного брата пнул, другого толкнул, насилу растолкал, братья встали. А как встали, и глаза у них на лоб полезли. Смотрят — нет на избе крыши, нет стены от пола до потолка. Взял Иван братьев за руки, повел их в сарай и показал им коней и головы и рассказал, что с ним приключилось за это время.
Собрались братья сено косить и пошли запрягать лошадей. Федор запряг тройку, Василий — шестерку, Иван — девять коней. Нагрузили возы сеном. Иван говорит братьям:
— Я три ночи не спал, лягу на сене, посплю, а вы последите, чтобы мои лошади не отстали.
— Ну, ладно.
Иван зарылся в сено и заснул. А братья зашепталась:
— Давай Ивана убьем. Тогда девять коней нашими будут. И не станет хвастаться Иван, что Гундыров он убил, пока мы спали, и не только девять коней, честь-слава будет нашей. А Василий-царевич говорит:
— Зачем убивать Ивана. Давай-ка ему ноги отрежем и хватит.
Так и сделали братья. Девять коней себе взяли, а Ивана самого сбросили с телеги. А он после трех бессонных ночей так крепко спал, что ничего не слышал. Братья ему ноги отрубили и ускакали. Проснулся Иван, бормочет:
— Ах, ты, вот беда, ногу отсидел. И братьев нет, ни телеги, ни лошадей не видно.
Но увидел: ноги отрублены, и заплакал. Потом вытер слезы, взял валявшиеся поблизости ноги и пополз к реке.
— Эх, — говорит, — была бы лодка, или хотя бы плот, даже бревно, чтобы мог я поплыть по волнам.
Смотрит, и впрямь: плывет по реке бревно. И не просто плывет, а к нему приближается.
Сел Иван на бревно и поплыл куда глаза глядят. Плыл он день и два, и три. Глядь, вдали избушка виднеется, А на чердаке у открытого окна стоит красавица, косы по ветру вьются, блестят, будто солнечные лучи. Узнала она Ивана-царевича, принялась ему платком махать.
— Я, — кричит, — тебя и безногого люблю!
Тогда Иван-царевич приказал бревну: — К красавице плыви, мое бревно!
Только проговорил Иван эти слова, бревно повернуло и остановилось возле самого окошка. Слез он с бревна и стал карабкаться-ползти к избушке. Вдруг оттуда выскочила не девушка, а ведьма. Глянула на Ивана да как закричит:
— Что тебе надо? Это ты убил моего мужа и двух братьев? Ну, берегись!
Понял Иван, что перед ним Ёма, вдова девятиголового Гундыра. А ведьма схватила бедного Ивана-царевича и давай бить. Иван-царевич как может обороняется. Била, била, устала. Потом говорит:
— Ладно, давай отдохнем.
Ёма пошла вниз, чтоб томва — ловва выпить, что силу придает. А с чердака девушка стала кричать Ивану:
— Иван-царевич, Ёма томва — ловва, молодильной воды выпить хочет. Когда она второй раз пойдет отдыхать, я тебе вынесу томва — ловва, ты свои ноги обратно приклеишь.
Вернулась Ёма, и опять стали они биться. Царевича Ёма так и треплет! Туго ему стало.
— Давай же, — говорит он, — отдохнем.
Согласилась ведьма, пошла отдыхать. А в это время девушка спустила Ивану-царевичу кувшин с чердака, и он напился досыта томва-ловва, омыл этой водой свои ноги, они опять приросли и крепче прежнего стали. Допил Иван томва — ловва и стали биться с ведьмой. Схватил Иван-царевич Ему за косу и давай прутом стегать. Уже побеждать стал ее. Да тут Ёма взмолилась:
— Отдохнем еще час, я схожу еще попью!
И она пошла в подвал. А девушка кричит сверху с чердака:
— Я дам тебе железный крюк. Если полезет Ёма ко мне на чердак, зацепи крюком сарафан, сдерни ее вниз, и помешай ведьме убить меня.
А Ёма в подвале увидала, что бочонок опустел, живая вода исчезла. Рассердилась ведьма на девушку, поняла, что она воду взяла,
— Как ты смела дать Ивану живую воду! А?— взвизгнула Ема и бросилась, будто кошка, на стенку. А Иван схватил железный крюк, изловчился, зацепил крюком Ёмин сарафан, сдернул ведьму вниз и бросил в речной омут. Там Ёме и конец пришел. В это время застучали лошадиные подковы. Побежала девушка, заперла конюшню. Боялась, что конь колдуньи их растопчет… Вышла красавица к Ивану и рассказала царевичу, как хотел взять ее в жены шестиголовый Гундыр, да она не согласилась. И держали ее Гундыры здесь взаперти на чердаке.
— Ты моя невеста, — сказал Иван, — поедем к моим родителям.
Иван-царевич и девушка положили в лодку меха, золото и добро Гундыров, поплыли на родину Ивана-царевича.
Плыли, плыли, к кузнецу приплыли. — Ну, — говорит Иван, — что заплатили мои братья?
— Они, — изумился кузнец, — и не заходили,
— Возьми тогда это золото, — сказал Иван и подал ему целую горсть золотых монет.
Сел царевич с невестой в лодку, дальше поплыл. Плывет царевич и неведомо ему, что братья рассказали отцу о его гибели.
— Мы, отец, целый табун коней добыли и Гундыров убили, — хвастались царевичи.
Царь очень любил Федора и Василия, а об Иване не тужил. Весь дворец всполошился, когда вернулся Иван-царевич. Вошел Иван и говорит отцу-царю:
— Здравствуй, отец, царь-государь! Отец удивился:
— Мы тебя уже оплакали, а ты, оказывается, жив!
— Я не помирал и не помру. Я до ста лет буду жить и завтра хочу свадьбу справить.
Рассказал Иван-царевич все как было, как ездил, как братья отрубили ему ноги и бросили его в лесу. Царь выслушал рассказ Ивана-царевича, приказал написать указ. В указе говорилось:
— Приказываю Федору чистить хлев, Василию подметать под окнами двор, а Ивана поставить царем.
Гундыр- сказочный образ, по значению сходный с русским персонажем сказок — Змеем Горынычем.
Томва-ловва — живая вода.
Конек-Горбунок
Постановочная группа
Автор
Петр Ершов
Руководитель постановки
Григорий Гоберник
Автор инсценировки и режиссер
Сергей Миронов (Москва)
Художник
Игорь Капитанов
Художник по костюмам
Светлана Ставцева (Москва)
Хореограф
Георгий Ерасек
Композитор
Алексей Шелыгин (Москва)
Аранжировщик музыки
Эдуард Глейзер
Помощники режиссера
Нина Лунева, Татьяна Кривощекова
Премьера состоялась
2 октября 1995 года
сказка Большая сцена
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,
Находясь во службе царской,
При конюшне государской;
Как в суседки он попал,
Как перо свое проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как был на небе послом,
Как он в солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом: наша речь о том,
Как он сделался царем…
Петр Ершов
Действующие лица и исполнители
Конек-Горбунок
Николай Александров
Старик, Царь
Юрий Соломеин
Иван
Павел Харин, Александр Смышляев, Илья Паньков, Илья Соколов
Данило, Осетр
Александр Варавин, Александр Польков
Гаврило, Осетр
Вячеслав Калиниченко, Сергей Китаев
Кобылица
Марина Петрягина, Ирина Нахаева
Спальник
Евгений Калашник
Конь, Месяц-Месяцович
Тамара Седельникова
Конь, Рак
Вячеслав Ковалев
Кит, Городничий
Владилен Кондрашов
Глашатай
заслуженный артист России Станислав Байков, Игорь Аитов, Роман Якушкин
Дворяне
заслуженный артист России Владимир Соколов, Игорь Лыткин, Александр Польков, Евгений Миллер
Рак, Гость
Александр Кузнецов
Ёрш, Гость
заслуженный артист России Владимир Соколов, Виталий Елгин, Иван Шибанов
Сом
Владимир Алексейцев, Александр Польков
Царь-Девица
Наталья Орлова, Алина Кочелаева, Елена Филатова, Алла Фомичева
Жар-Птицы
Тамара Седельникова, Светлана Михайлова, Елена Гофф, Ангелина Шадрина, Надежда Александрова, Марина Петрягина
Народные сцены
Александр Варавин, Вячеслав Калиниченко, Вячеслав Ковалев, Владилен Кондрашов, Александр Кузнецов, Светлана Михайлова, Татьяна Насташевская, Ирина Нахаева, Наталья Орлова, Светлана Потемкина, Александр Польков, Светлана Прутис, Тамара Седельникова, Ольга Стебунова, Ольга Цинк, Владимир Алексейцев, Ольга Афанасьева, Елена Гофф, Илья Паньков, Иван Шибанов, Роман Якушкин, Игорь Аитов, заслуженный артист России Станислав Байков, Виталий Елгин, Татьяна Калашникова, Марина Петрягина, заслуженный артист России Владимир Соколов, Светлана Сук, Ангелина Шадрина, Надежда Александрова, Сергей Китаев, Алина Кочелаева, Елена Филатова, Алена Стебунова
сказка Большая сцена
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,
Находясь во службе царской,
При конюшне государской;
Как в суседки он попал,
Как перо свое проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небе послом,
Как он в солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом: наша речь о том,
Как он сделался царем…
Петр Ершов
Премьера состоялась
2 октября 1995 года
Постановочная группа
Автор
Петр Ершов
Руководитель постановки
Григорий Гоберник
Автор инсценировки и режиссер
Сергей Миронов (Москва)
Художник
Игорь Капитанов
Художник по костюмам
Светлана Ставцева (Москва)
Хореограф
Георгий Ерасек
Композитор
Алексей Шелыгин (Москва)
Аранжировщик музыки
Эдуард Глейзер
Помощники режиссера
Нина Лунева, Татьяна Кривощекова
Действующие лица и исполнители
Конек-Горбунок
Николай Александров
Старик, Царь
Юрий Соломеин
Иван
Павел Харин, Александр Смышляев, Илья Паньков, Илья Соколов
Данило, Осетр
Александр Варавин, Александр Польков
Гаврило, Осетр
Вячеслав Калиниченко, Сергей Китаев
Кобылица
Марина Петрягина, Ирина Нахаева
Спальник
Евгений Калашник
Конь, Месяц-Месяцович
Тамара Седельникова
Конь, Рак
Вячеслав Ковалев
Кит, Городничий
Владилен Кондрашов
Глашатай
заслуженный артист России Станислав Байков, Игорь Аитов, Роман Якушкин
Дворяне
заслуженный артист России Владимир Соколов, Игорь Лыткин, Александр Польков, Евгений Миллер
Рак, Гость
Александр Кузнецов
Ёрш, Гость
заслуженный артист России Владимир Соколов, Виталий Елгин, Иван Шибанов
Сом
Владимир Алексейцев, Александр Польков
Царь-Девица
Наталья Орлова, Алина Кочелаева, Елена Филатова, Алла Фомичева
Жар-Птицы
Тамара Седельникова, Светлана Михайлова, Елена Гофф, Ангелина Шадрина, Надежда Александрова, Марина Петрягина
Народные сцены
Александр Варавин, Вячеслав Калиниченко, Вячеслав Ковалев, Владилен Кондрашов, Александр Кузнецов, Светлана Михайлова, Татьяна Насташевская, Ирина Нахаева, Наталья Орлова, Светлана Потемкина, Александр Польков, Светлана Прутис, Тамара Седельникова, Ольга Стебунова, Ольга Цинк, Владимир Алексейцев, Ольга Афанасьева, Елена Гофф, Илья Паньков, Иван Шибанов, Роман Якушкин, Игорь Аитов, заслуженный артист России Станислав Байков, Виталий Елгин, Татьяна Калашникова, Марина Петрягина, заслуженный артист России Владимир Соколов, Светлана Сук, Ангелина Шадрина, Надежда Александрова, Сергей Китаев, Алина Кочелаева, Елена Филатова, Алена Стебунова
Синквейн про космос.
Что такое синквейн: традиционные и дидактические формыОтвет оставлен Гость
ВОТ РЕШЕНИЕ.
синквейн
СИНКВЕЙН пятистрочный стих
Умение обобщать информацию, выражать сложные мысли, чувства и идеи в нескольких словах – важный навык. Она требует вдумчивого размышления, основанного на богатом концептуальном запасе. Синквейн – стихотворение, требующее синтеза информации и материала в кратких терминах, что позволяет описать или поразмыслить по любому поводу.
Слово синквейн происходит от французского слова, означающего пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Знакомя учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Тогда приведите несколько примеров (ниже приведены некоторые синквейны). После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Некоторым людям поначалу будет сложно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на написание синквейна. Затем он обратится к партнерше и из двух синквейнов составит один, с которым оба согласятся. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали, и критически пересмотреть тему. Кроме того, этот метод потребует от участников слушать друг друга и извлекать из чужих работ те идеи, которые они могут связать со своими собственными. Тогда вся группа сможет познакомиться с парными синквейнами. Если есть кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это может вызвать дальнейшее обсуждение.
Синквейны — быстрый и мощный инструмент для размышлений, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с четкими педагогическими целями.
Правила написания синквейна:
1 строка — одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
Строка 2 — два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строка — три слова (действие темы, глаголы).
Строка 4 — четыре слова — предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строке).
Строка 5 — одно слово (ассоциация, синоним темы, обычно существительное, допускается описательный оборот).
Sincwine на тему Gagarin-
Gagarin
Советский знаменитый
Fleed Famous Meed
Первый человек, чтобы прилететь в космос
Hero
Space
Eternal Unbridled
Crazy Becary Beckons
Пространство- это огромное пространство
Secret
Плана
. Безжизненный, удаленный
Прибывают, разбирают, спасают
… Нет воды… нет полезных ископаемых…. населены роботами..
Шелезяк
Млечный Путь
космический, прекрасный
Манит, успокаивает, объединяет
«Забудь свои одежды, входящие туда»
умиротворение.
Блуждающая Екатерина Борисовна ,
педагог-логопед ГБУДО
Центр психолого-педагогического,
медико-социальная помощь
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи проводится по следующим направлениям:
1. расширение объема словаря;
2. формирование структуры значения слова;
3. развитие лексической связности и семантических полей;
4. формирование парадигматических и синтагматических связей слов;
5. развитие словообразования;
6. Уточнение грамматического значения слова.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием дидактического синквейна.
Синквейн (от франц. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная поэтическая форма.
В начале 20 века он был разработан американской поэтессой Аделаидой Кранчи на основе ее знакомства с японскими слоговыми миниатюрами хайку и танка.
Классический (традиционный) синквейн состоит из 22 слогов и пяти строк. При этом количество слогов строго определено и считается отдельно в каждой строке.
Дидактическое правило составления синквейна было разработано гораздо позже, в процессе применения методики составления синквейна в американском образовании.
При составлении дидактического синквейна количество слогов уже не имеет значения. Самое главное в нем – смысловое наполнение и та часть речи, которая используется в каждой строчке.
Правила составления дидактического синквейна.
В первой строке должна быть тема самого синквейна. Обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется только одно слово, но иногда и небольшая фраза. Часть речи имя существительное.
Во второй строке два слова, описывающие свойства и особенности данного предмета или явления. В составе речи это прилагательные или причастия.
В третьей строке уже 3 слова, которые описывают действия, характерные для данного явления или предмета. Как часть речи это глаголы.
В четвертой строке Автор пишет прямо свое мнение по теме. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из 4 слов, но это не столь важно. Это может быть и просто всем известный афоризм.
Пятая строка содержит только одно слово или фразу. Это как бы краткое содержание всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, которое упоминается в синквейне. Как часть речи оно также является существительным.
Таким образом, для правильного составления синквейна важно:
иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
· собственный:
Анализ, обобщение,
Понятия: слово-предмет (живое-неодушевленное), слово-действие, слово-знак;
уметь подбирать синонимы;
научиться правильно понимать и задавать вопросы;
согласовывать слова в предложении;
Правильно сформулируйте свою мысль в виде предложения.
Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных систем обучения: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Я разработал следующие синквейны.
Синквейны на лексическую тему «Лес».
Клубника.
Алое, сочное.
Цветет, созревает, пахнет.
Я люблю его собирать.
Ягода.
Береза.
Тонкие, кудрявые.
Стоит, шуршит, покачивается.
Берёза – красота русских лесов.
Древесина.
Волк.
Злой, голодный.
Вопли, атаки, рев.
Я видел его в зоопарке.
Хищник.
Заяц.
Ушастый, пушистый.
Прыгать, прятаться, сбрасывать.
Я дам ему морковку.
Животное.
Соловей.
Незаметный, маленький.
Мухи, виет, клюют.
Соловей — певец русского леса.
Птица.
Муравьи.
Рыжие, трудолюбивые.
Бегут, ловят, тащат.
Муравьи — санитары леса.
Насекомые.
Гадюка.
Ядовитый, длинный.
Ползает, шипит, кусается.
Я боюсь гадюк.
Змея.
Ландыш.
Красивый, хрупкий.
Цветет, белеет, увядает.
Мне нравится запах ландышей.
Цветок.
Подберезовик.
Съедобный, высокий.
Растет, краснеет, прячется.
Я люблю жареные боровики.
Гриб.
Мох.
Мягкий, эластичный.
Он зеленеет, ползает, растет.
Мох — украшение леса.
Завод.
Синквейны на различные лексические темы.
Бобер.
Травоядное, коричневое.
Грызть, строить, нырять.
Я видел бобровую хижину.
Грызуны.
Лев.
Большой, мощный.
Рев, охота, ложь.
Лев — царь зверей.
Хищник.
Павлин.
Разноцветный, длиннохвостый.
Ходит, растворяется, насиживает.
Павлин очень красивый.
Птица.
Акула.
Зубастый, свирепый.
Плавание, прыжки, еда.
Акула — самый опасный морской хищник.
Рыба.
Жираф.
Пятнистый, с длинной шеей.
Растягивается, ломается, жуется.
Жираф — очень милое создание.
Животное.
Вс.
Сияющий, яркий.
Согревает, светит, скрывает.
Солнце всему дает жизнь.
Звезда.
Лимон.
Желтый, кислый.
Висит, поет, падает.
Лимон очень полезен.
Фрукты.
пчелы.
Полосатый, мед.
Они жалят, опыляют, жужжат.
Пчелы — наши маленькие друзья.
Насекомые.
Астронавт.
Умный, здоровый.
Поезд, исследование, отчет.
Космонавт — смелый человек.
Профессия.
Черепаха.
Морской, наземный.
Зарывается, высовывается, засыпает.
Черепаха очень медленная.
Рептилия.
Метеорит.
Камень, железо.
Стремление, приближение, столкновение.
Меня интересуют метеориты.
Небесное тело.
Мороженое.
Сладкий, вкусный.
Охлаждает, успокаивает, тает.
Мороженое — мое любимое лакомство.
Продукты питания.
Пиноккио.
Деревянный, игривый.
Помогает, доверяет, мечтает.
Пиноккио — веселый, беззаботный человечек.
Символ.
Литература.
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов/НД.: Феникс, 2011-111с.
2. Кабаченко Е.И., Кабаченко Н.А. Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей. Логопед, 2012, №8, 31-35
3. www.samosoverhenstvovanie.ru
Поэзия — Сония Ахуджа — Wattpad
Выбрать все
Только человек *ЗАПИСЬ ATTY*
2.5K 158 10
В конце концов, мы всего лишь плоть и кости, но это долгий путь к концу
Завершено
THE ATTYS AWARDS 2012 : Стихи для души
3. 6K 249 10
Простые сборники стихов, которые легко, весело и вдохновляюще читать. Для тем я выбрал острые темы, последние сплетни, личный опыт, последние тенденции нашей повседневной жизни. Я верю в простоту сочетания слов, а не в использование сложного слова, потому что я хочу, чтобы люди поняли…
Завершено
Сборник стихов Атти (2012) ✓
2.3K 138 10
Жанр: Поэзия. С участием… (1) Нове Отто: Цвет Бога (2) Сонет: Знание и мудрость (3) Акростих: Бандгеку13 (4) Палиндром: Бессмертная любовь (5) Гимн: Истинное сострадание (6) Хайбун: Чанъэ бежит на Луну (7) Баллада: Мы, поэты (8) Ода: Без имени (9) Пантум: Месть (10) Басня: Утес пингвинов Статус: *Завершено. ..
Завершено
Через океан и другие стихи
11.1K 679 26
Постоянный сборник стихов на самые разные темы и темы. Можно сказать, случайная коллекция.
Через холм и через лес (Аттис)
1.8K 57 10
«За холмом и через лес» представляет собой сборник стихов, вдохновленных сказками и фольклором. Он также станет домом для стихов, которые я собираюсь представить Аттису. Обложка сделана Иваном Билибиным (отредактирована под мои нужды) и находится в открытом доступе.
Завершено
40 стихов из «Гранатовой плоти» Страйдера Маркуса Джонса
627K 3,4К 40
В этот сборник вошли 40 из 75 стихов из моей последней книги «Гранатовая плоть». Вы можете голосовать и комментировать и следовать за мной. Стихи в этом сборнике демонстрируют дар Страйдера сплетать слова в творческие и удивительные конфигурации. Он манипулирует словами, чтобы исполнить свою волю, укрощая…
ПРОЧИТАЙТЕ: часто задаваемые вопросы
5. 6K 170 1
Горький поток любви
17.7K 678 10
Сборник стихов, в том числе стихотворение, которое также является драбблом (100 слов) с влиянием мифического греческого языка, за которым следуют юмор, ужасы и фантазии в различных дозах, как моя работа на Atty Awards 2012
Завершено
Мой сборник стихов для Attys
4.2K 168 10
Это мой сборник стихов для Атти! Есть десять стихотворений, каждое в разной поэтической форме.