«Фразеологизмы» — Русский язык — Презентации
Урок русского языка 6 класс
К. И.Чуковский
Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» в каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.
«Съел собаку»
- Приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком — либо деле.
Фразеологизмы
Формулируем цель урока
- Уточнить, что такое…….., выяснить их особенности
- Узнать, как называется…….. о языке, в котором изучаются……….
- Выяснить, где узнать лексическое значение……..
- Выяснить роль ………. в речи.
Слова ФРАЗЕОЛОГИЯ
восходят к двум словам др. -греч. яз.
phrasis ( выражение ) + logos ( учение ).
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
собака
съесть
Собаку съел(а)
Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: большая собака , съесть яблоко .
Но только выражение собаку съел(а) является фразеологизмом
Фразеологические словари
Что можем узнать из фразеологического словаря?
- значение фразеологизма;
- историю происхождения фразеологизма;
- примеры употребления фразеологизмов в литературе
Прочитайте стихотворение. Выпишите фразеологизмы. Устно объясните значение.
Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
расстроился
сильно краснеть от стыда
исчезнуть
бездельничать
Составьте словосочетания с данными в скобках словами? Есть ли среди них устойчивые?
(Голуби, петухи, куры) не клюют.
(Собака, кот, козел) наплакал.
(Тертый, ржаной, черствый) калач.
Куры не клюют – очень много
Кот наплакал – очень мало
Тёртый калач – опытный бывалый человек
Фразеологизмы и свободные словосочетания
Выступление
Ивановой Марии
Запишите номера предложений с фразеологизмами
1. На прощание она нам махнула рукой. 2.На него все махнули рукой
3.Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки.
4.Ребята работали засучив рукава.
5.За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.
6.Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.
2
4
5
1 тип задания. Даны предложения, в которых подчёркнуты слова,
их нужно заменить фразеологизмами.
Стали искать Витю, но он куда-то пропал.
Целый час он меня обманывал, дурачил .
Сквозь землю провалился
Лапшу на уши вешал
Мальчик с большим аппетитом ел обед в школе.
Уплетал за обе щеки
Мы не позволим никому нам мешать.
Вставлял палки в колёса
2 тип задания. Слова не подчёркнуты. Самостоятельно должны понять,
какие выражения необходимо трансформировать во фразеологизмы.
Сели на хвост
Сыщики установили слежку за опасным преступником.
Дмитрий – кроткий, безобидный человек.
Мухи не обидит
Употребление фразеологизмов в речи
Выступление
Петровой Анастасии
Подберите к данным фразеологизмам синонимы из другого столбика
Хоть пруд пруди
Куда глаза глядят
Кто во что горазд
Ворон считать
Как снег на голову
Кто в лес, кто по дрова
Ни рыба ни мясо
Рукой подать
Ни то ни сё
Куры не клюют
Куда ноги несут
Как гром среди ясного неба
Бить баклуши
В двух шагах
Подберите к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика
Рукой подать
Мастер на все руки
На вес золота
Грош цена
Семи пядей во лбу
Песок сыплется
Молоко на губах не обсохло
У чёрта на куличках
В час по чайной ложке
Хоть кол на голове теши
Мастер кислых щей
Кот наплакал
Куры не клюют
На всех парах
Источники происхождения фразеологизмов
Выступление
Леонтьевой Валентины
По определениям отгадайте фразеологизмы из мифов Древней Греции
- Крайне запущенное помещение, а также дела, находящиеся в крайнем беспорядке
- Неиссякаемый источник богатства, благ
- Слабое, уязвимое место
- Путеводная нить, возможность, помогающая выйти из затруднительного положения.
Авгиевы конюшни
Рог изобилия
Ахиллесова пята
Нить Ариадны
Диктант- молчанка
Проверьте!
- Наломать дров — сделать плохо, поступить необдуманно.
- Спустя рукава — делать что-либо небрежно.
- Съесть пуд соли — быть очень дружными, хорошо знать кого-либо.
- Водить за нос — обманывать.
Творческая мастерская
Сочинение-миниатюра
Оцени свою работу
Мне понравилось, что…
Я узнал, что…
Мне было скучно, неинтересно
Как вы работали
на уроке?
Домашнее задание
- Составить синквейн по теме «Фразеологизмы».
Дополнительно(по желанию):
нарисовать фразеологизмы.
Молодцы, ребята!
Спасибо за работу!
Урок по русскому языку на тему: «Лексика. Фразеология.»(7 класс)
Повторение по теме: Лексика. Фразеология. 7 класс Учитель: Тарасова О.Г.
Вид урока: урок- путешествие.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала
Урок предполагает повторение не только разделов русского языка «Лексика» и «Фразеология», но и повторение орфографии , морфемного разбора
В основе урока – технология уровневой дифференциации (использованы дифференцированные задания для учащихся).
Тема : Лексика и фразеология.
Обучающий аспект – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.
Развивающий аспект – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).
Воспитывающий аспект – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.
Ход урока.
1. Организационный момент. (2 мин.)
Учащиеся готовятся к уроку,
2. Слово учителя. (3 мин.)
Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: чем мы занимались на предыдущих уроках?
— а зачем нужно повторять то, что уже знаешь?
— как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?
Итак, чтобы определить, какой раздел русского языка мы будем повторять, вы должны будете отгадать тверские загадки и по первым буквам отгадок составить слово. Эту работу вы выполните в группах.
Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Сидит Маршутка в семидесяти семи шубках. (Капуста)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит. (Игла)
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след остается. (Карандаш)
Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас (Антенна) все задки, кроме последней, являются Тверскими
Чтобы повторить названный вами раздел, мы отправимся в необычное путешествие и посетим страну Лексику и граничащую с ней загадочную Фразеологию.
3. Задание 1. (3 мин.). определить лексическое значение слова.
Прежде чем мы тронемся в путь, скажите, что мы называем лексическим значением?(определенный смысл)
Определите лексическое значение слова «путешествие».
(Ответы уч-ся)
А какой словарь нам поможет проверить лексическое значение слова? (Толковый словарь).
Работа с Толковым словарем. На парте у учеников лежат Толковый словарь
Пока работает 1 ученик со словарем, уч-ся отвечают:
— Сколько корней имеет слово «путешествие»? Каким способом образования образовано?
«Русский язык очень богат и продолжает обогащаться». (Запись в тетрадь)
Как вы понимаете это выражение? Какие однокоренные слова встретились в этом выражении? Какими частями речи они являются?
Перед вами на слайде написаны лексические значения слова «богатый» . Выпишите в тетрадь то значение, в котором употреблено слово «богатый» в нашем выражении.
Учащиеся выписывают в тетрадь нужное значение слова «богатый».
1. Обладающий большим имуществом.
2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
3. Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.
4. Содержащий много ценных качеств ( переносное)
Вывод (на слайде) : Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. ( А.Н. Толстой).
Парная работа. Выпишите в тетрадь ключевые слова этого выражения., обменяйтесь тетрадями и посмотрите, согласен ли с вами сосед.
4. Многозначные слова.
Ребята, когда выбирали нужное лексическое значения слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?
Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.
1. Как называются слова, которые имеют несколько значений
Ответ: Многозначные.
Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.
Задание 2. (5 мин.)
На слайде представлены выражения
1. Языку учиться– всегда пригодится. (перен.)
2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)
3. Я больно прикусила язык. (прямое)
4. Так вкусно, что язык проглотишь. ( перен.)
— Как вы понимаете значение данных выражений?
-Какое слово повторятся в этих предложениях?
1. выпишите то выражение, где слово «язык» употреблено в прямом значении
Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд. Выражение в прямом значении будет красного цвета,
— У кого так – руки подняли.
2. Что такое прямое значение?
Ответ: это основное лексическое значение слова.
3. Что такое переносное значение?
Ответ: это вторичное лексическое значение.
5. Групповая работа .Дифференциация. Работа по карточкам.
У вас есть возможность посетить разные города страны Лексика. В какой город вы попадете, вы сможете узнать, выполнив задание.
Групповая работа.
1.Я раздам карточки, вы познакомитесь в группах с заданиями и выберете сначала задание, которое можете выполнить быстро.
Выполните его.
2.Возьмите карточку с заданием другим ,посложнее
выполните его.
Карточка 1. НУВ
О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Чтобы определить , в каком городе вы находитесь, вспомните, как называются такие слова? Определите разряд частиц.
Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень).
Не поможет ключ скрипичный. ( музыкальный термин).
И лесным ключом, поверь, (родник).
Не откроешь эту дверь.
Ответ: Эти слова называются Омонимы.
Карточка 2. ВУВ
В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?
В театре за актом следует акт,
А между ними нужен….. (антракт)
На время дело прекратив,
Вдруг объявили ….. (перерыв)
В поле пахарь устал слишком,
Нужно сделать …… ( передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам …. . (перемена)
Ответ: Эти слова называются Синонимы.
Проверка результатов.: какое задание сделали быстро? А над каким поразмышляли?
Сменная пара
Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова, какой?( «Слон и Моська»)
. Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов – антонимов. (один ученик Слон, другой Моська)
-Итак, где мы уже успели побывать?
Чтобы нам проследовать дальше и побывать еще в одной стране, мы должны пройти пограничный контроль, а задания там весьма не простые.
1 задание. «Помогите разобраться»
Прослушайте зарисовку, сделанную несколько лет назад в одном из сел Тверской области.
Молодой врач, недавно закончивший институт в крупном городе, принимает больных в сельской больнице. Бабушка привела к доктору внука и жалуется: «Мальчонку писюкИ замучили, помогите!» Врач осматривает ребенка и спрашивает: «А чем раньше лечили?» — «ШушукАми, все у нас ими лечатся». Доктор смотрит на бабушку вопросительно.
— Что не понял врач? А как вы думаете, что имела в виду бабушка?
(писюки –ячмени на глазах, шушуки – красные муравьи)
Со словами какой группы из страны Лексика столкнулся доктор?
Ответить на этот вопрос поможет таблица
Лексика современного русского языка | ||||
общеупотребительная | Не общеупотребительная | |||
| Профессио-нальная | терминологическая | диалектная | жаргонная |
2 задание. Каких людей и за что в тверских говорах называют следующими словами?
. Обсудите в парах.
Брезга, лазуха, мямля, объеда, крикун, завируха
3 задание. Пословицы и поговорки Тверской области: Н или НН? Выписать слова с н-нн самостоятельно, затем по очереди вставляют буквы на доске
Сказанное слово серебряное, несказанное – золотое
Лунная ночь что ненастный день
Потерянного не воротишь
Чужое добро страхом огорожено
Юность легкомысленна, старость осторожна
Лучше друг верный, чем камень драгоценный
Итоги раздела Лексика.
Ребята, наше путешествие по стране Лексика подошло к концу.
С какими названиями мы в этой стране встретились? Что повторили?
Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.
Ребята, дальше наш путь лежит в загадочную страну Фразеологию. А почему ее называют загадочной?
мы сейчас и заглянем в эту страну
И здесь сразу же слышим фразу:
«Как же это ты? Язык заплелся, голова не варила? Ведь ты же этот предмет как свои пять пальцев знаешь!»
— Что в ней необычного?
— что обозначают данные фразеологизмы?
Выполните морфемный разбор, которое стоит в форме прош. вр., ед.ч, м.р (заплелся)
Задание 4. Устно. (3мин.)
Вам предложены фразеологизмы. Что означают эти выражения, подберите слова-синонимы
Бить баклуши.-бездельничать
Сломя голову. – очень быстро
Точить лясы. -болтать
С гулькин нос. – мало
— Какие из слов в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами?
Задание 5. (5 мин.) А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж.»
Групповая работа по карточкам
Задание После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения..
1. Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. ( ни с того ни с сего).
2. Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).
3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).
А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.
Итоги раздела Фразеология.
Ребята, что нового вы узнали в стране Фразеология? А что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?
Итоги всего урока.
Ребята, наше сегодняшнее путешествие подошло к концу, корабль, на котором мы плыли причалил к берегу. А было ли путешествие полезным для вас, решите, заполняя листки самооценки или обсуди в парах
6. — Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика? (изучает словарный состав языка).
— Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? (изучает устойчивые выражения и сочетания)
— Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?
Домашнее задание: Написать 2 синквейна «Лексика», «Фразеология»
Стихи как цветы — Мэг Фланаган Образовательные решения, ООО
Автор: admin
Существуют десятки типов стихов, каждый из которых одинаково прекрасно передает эмоции, мысли, чувства, истории и впечатления от жизни.
Именно для этого и предназначены стихи: выражать нечто от автора к читателю. Сегодня мы поговорим о нескольких наиболее распространенных типах стихотворений, которые вы будете учить и использовать с детьми.
Лимерик
Дети обожают эти стихи! Они забавные, дерзкие и озорные. Эти стихи названы в честь Лимерика, Ирландия. Лимерики, как и все стихотворения, следуют ряду правил.
- 5 строк
- начните с «Жил-был…»
- последняя строка действительно глупая или невероятная
- рифма: aabba (рифмуются 1, 2, 5 строки; рифмуются 3 и 4 строки)
- строки 1, 2 и 5 состоят из 7-10 слогов; строки 3 и 4 состоят из 5-7 слогов
Лимерики довольно легко писать, но полезно, чтобы учащиеся представляли себе забавную ситуацию (например, обезьяны синеют!), пока они пишут. Плюс есть несколько онлайн-движков для создания лимериков.
Акростих
Акростихи составляют слово или фразу. Вы можете делать эти стихи с детьми любого возраста и уровня. Часто детям нравится использовать свое имя, любимое животное или место, любимый глагол, существительное, наречие или прилагательное.
Выбрав ключевое слово, учащиеся пишут слово или фразу, связанные с основной темой И начинающиеся с буквы в этой строке. Учащиеся старшего возраста могут попытаться включить буквы каждой строки в слово или фразу, но это может оказаться сложной задачей.
Нет правил относительно количества слогов в строке или рифмовки.
Хайку
Эти трехстрочные стихотворения короткие и милые, но их сложно составить из-за строгих правил слогов.
- строка 1: 5 слогов
- строка 2: 7 слогов
- строка 3: 5 слогов
Изначально это была форма японской поэзии, темы обложки хайку могут варьироваться от природы до любви и еды.
Синквейн
Поэма синквейн имеет несколько вариаций, но по своей сути это стихотворение из 5 строк с определенным количеством слогов в каждой строке.
- 2 слога
- 4 слога
- 6 слогов
- 8 слогов
- 2 слога
Нет необходимости рифмовать какие-либо строки, но вы всегда можете предложить своим ученикам сочинить рифмующееся стихотворение синквейн!
Diamante
Это стихотворение похоже на бриллиант! У него может быть один или два сюжета, но эти два сюжета обычно связаны или вы переходите от общего (цветы) к частному (сирень)
- строка 1: тема/начало темы 1 слово
- строка 2: 2, описывающие слова о теме/начале темы
- строка 3: 3 слова действия о теме/начале темы
- строка 4: фраза из 4 слов о предмете
- строка 5: 3 слова действия о теме/конце темы
- строка 6: 2, описывающие слова о теме/конце темы
- строка 7: тема/конец темы 1 слово
Какие стихи вы пишете со своими учениками? Ответь мне в комментариях!
~Мэг
Следите за мной в Twitter, Pinterest и Facebook! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы получать обновления по электронной почте и бесплатные печатные материалы!
Синквейн (Для тебя) — Знакомство
Синквейн (Для тебя)
Поэзия
Коллекция романтических Синквейнов. …
# красота № синквейн # описательный # любовь # мелодия # музыка # стихи # поэзия # романтика # романтик # короткий # короткие стихи # ваттис2018
от most_bay
Здравствуйте, дорогие
Это одна из моих любимых поэтических форм и одна из первых, которые я выучил. Мне это очень дорого. Я считаю это прекрасным началом для открытия мира поэзии форм и того, насколько он завораживающий и волшебный. Я надеюсь, вам понравится читать .
С любовью
Мост_бухта
***
A Cinquain — короткое, обычно нерифмованное стихотворение, состоящее из ( 22 слогов ), распределенных как (2, 4, 6, 8, 2) в ( 5 ) строк.
Разработал поэт, Аделаида Крэпси .Существуют и другие формы поэмы Синквейн, которые также принимаются.
Количество слов Cinquain :
Строка 1: 1 слово
Строка 2: 2 слова
Строка 3: 3 слова
Строка 4: 4 слова
Строка 5: 1 словоДидактический Синквейн (части речи)
Строка 1 : Существительное (название)
Строка 2 : 2 прилагательных, описывающих существительное.