Интегрированный урок литературы (литература, живопись, музыка) по теме «Знакомство с некоторыми жанрами китайской и японской поэзии»
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование:
- Проектор
- Экран
- Ноутбук
- Раздаточный материал: словарь понятий и тексты хокку (см. Приложение)
- Чистые листы бумаги
- Репродукции картин русских, китайских, японских художников, фотографии
- Музыкальные фрагменты китайской традиционной музыки, запись песни А.Вертинского на слова Н.Гумилёва «Китай»
- Жетоны
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Цель урока: Познакомить учащихся с литературными жанрами китайской поэзии: цзацзуань, синквейн, сформировать понятие о японских трёхстишиях – хокку.
Задачи урока:
- образовательная: Расширить кругозор учащихся.
- развивающие:
- Развивать умение вдумчиво читать художественный текст.
- Способствовать эмоциональному восприятию художественных текстов, произведений живописи, музыкальных произведений.
- Создать условия для развития творческого мышления учащихся.
- Учить видеть прекрасное в произведениях искусства.
- Оказать эмоциональное, эстетическое воздействие посредством слова, живописи и музыки.
Объявление темы (слайды 1,2,3,4 – настрой на тему – звучит песня А.Вертинского на стихи Н.Гумилёва «Китай» на фоне репродукций китайских и японских художников). Обоснование, пояснение темы.
Культура стран Дальнего Востока очень своеобразна, совсем не похожа на европейскую культуру, в этом вся трудность, но в этом и интерес.
На первом уроке мы познакомимся с двумя жанрами китайской поэзии, на втором – с жанром японской поэзии. Культура Китая более древняя, многое в культуре Японии заимствовано из Китая.
II этап. Знакомство с литературной формой цзацзуань.Определение понятия. Цзацуань – своеобразная литературная форма. Это изречения китайских писателей (начиная с 9 века), подаваемые в виде перечня ситуаций, объединённых одним названием. Например, «жалко» — и далее перечисляется, что именно жалко.
Учителем читается пример цзацзуаней китайского поэта Ван Цзюнь-Юя [4] ( слайд 5):
Жалко:
Если скряга богат
Если красивая девушка выходит за урода
Если хорошую картину изгрызли крысы
Когда осёл объедает цветы
Невыносимо:
Жить в комнате, за которую задолжал
Когда поссорился с женой
Когда нужно переправиться и нет лодки
Когда тебя не любит начальство
Учителем читается пример стихотворения японского поэта Татибана Акэми «Как хорошо» [2] :
Как хорошо,
Когда, при своей нищете,
Чашки расставив,
Можешь спокойно сказать:
«Ешьте и пейте, друзья!»Как хорошо,
Когда, на столе развернув
Редкостный свиток,
Чтенью предашься душой
И созерцанью картин…Как хорошо,
Когда беспокойные гостиРано ушли
И никто тебе не мешает
С головой погрузиться в книгу…
Задание: учащиеся делятся на группы (по 3 человека в группе), каждая группа должна составить цзацзуани к названиям на выбор (слайд 6):
Невыносимо: | Не удержишь: |
Как хорошо: | Очень важны: |
Неумно: | Стыдно бывает: |
Не научишься: | Не скроешь: |
Обсуждение составленных цзацзуаней, лучшая работа записывается на доску.
III этап. Знакомство с жанром синквейн.Определение понятия (слайд 7). Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 4-я – смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.
Демонстрируются примеры ученических синквейнов (слайды 8,9,10,11).
Задание: в группах составить синквейны, темы выбрать самим.
Обсуждение составленных синквейнов, лучший записывается на доску.
IV этап. Подведение итогов 1-го часа занятия.Вопрос: чем отличаются цзацзуань и синквейн от привычных нам стихотворений? (отсутствие рифмы, размера, есть ритм). Главная особенность – краткость, лаконизм, поэтому каждое слово становится особенно значимым.
Ход урока (2-й час).I этап. Вступление.На первом уроке мы остановились на слове «краткость». Именно японской культуре, как никакой другой, присуще стремление к малым формам. Стоит вспомнить складные непрочные японские дома, знаменитые «сады камней», знаменитое искусство составления букетов (где традиционно всего три компонента), в конце концов, ещё одно изобретение японцев – складной веер (можно продемонстрировать его учащимся).
Выбранная японцами стихотворная форма с наибольшей выразительностью характеризует их тягу к малому.
II этап. Знакомство с жанром хокку.Определение понятия (слайд 12). Хокку (хайку) – миниатюрное нерифмованное трёхстишие, состоящее из 17 слогов (1-йстих — 5 слогов, 2-й – 7 слогов, 3-й – 5 слогов).
Хокку часто выглядят по-детски наивными, но на самом деле за ними – упорный труд стихотворца и богатейшая поэтическая и философская традиция стран Дальнего Востока.
Основная тема хокку – нерасторжимое единство природы и человека. Трёхстишия всегда имеют второе дно, картины природы служат символами для иносказательного описания печалей и радостей человека. Ёмкость и лаконизм в японской поэзии доведены до предела. На стихотворном пространстве в три строки автору удаётся выразить и мгновенное состояние природы, и тонкое движение души.
Главная особенность хокку – это стихотворение всегда оставляет чувство недосказанности и требует от читателя ответной игры воображения, участия в творческом труде писателя.
Часто в японских трёхстишиях поэтический образ создаётся за счёт выделения какой-либо яркой детали или оригинального сравнения.
Пример хрестоматийного хокку М.Басё, ставшего в Японии пословицей (слайд 13). Толкование хокку.
Задание: подобрать к демонстрируемым хокку названия-темы (слайды 14, 15, 16). Темы записаны на доске: «любовь ко всему живому», «равенство», «одиночество», «приход весны».
III этап – основной. Толкование хокку.Демонстрируются слайды с текстами хокку, к каждому тексту подобрана иллюстрация. Учащиеся предлагают свои варианты толкований, затем на каждом слайде включается видеофрагмент, на котором записано толкование сверстников (учащихся другого класса). Многообразие толкований доказывает мысль о том, что действительно хокку «будит воображение», заставляет творчески мыслить каждого внимательного читателя. (слайды 17,18,19,20,21,22, 23).
Вопрос к учащимся: как вы думаете, каким будет домашнее задание? – Составить собственные хокку, по возможности подобрать или нарисовать к ним иллюстрации.
Демонстрируются ученические хокку (слайды 24, 25, 26), даётся им толкование.
IV этап. Объявление домашнего задания.Учащимся сообщается, что творческие работы можно будет напечатать в школьной газете, можно создать электронный сборник собственных работ. (Примеры творческих работ учащихся см. в Приложении).
V этап. Подведение итогов. Выставление оценок.Вопросы:
- С какими поэтическими жанрами вы познакомились?
- В чём главная особенность этих жанров? (призваны «в немногих словах сказать о многом»).
На протяжении двух уроков за правильные ответы, за творческие работы учитель раздаёт жетоны лично каждому учащемуся, они же засчитываются в зачёт группы. Жетоны подсчитываются, определяется группа-победитель, оцениваются личные результаты, выставляются оценки. В качестве жетонов можно использовать гравий для аквариумов – разноцветные камешки (этот недорогой материал легко найти в продаже), а в конце урока разрешить ребятам оставить заработанные камешки «на память». (Можно быть уверенным, что урок о восточной поэзии «Камешки на ладони» останется в памяти детей надолго).
VI этап. Завершающий.Звучит традиционная китайская музыка на фоне слайд-шоу из репродукций китайских и японских художников (слайд 27).
Учитель прощается с классом, благодарит за работу.
Используемый материал:- Энциклопедия для детей. Всемирная литература. М., Аванта, 2000г.
- Библиотека мировой литературы для детей «Поэзия народов мира». М., Детская литература, 1986г.
- Б.Лукьянов «В мире эстетики». М., 1988г.
- Циперович И.Э. О жанре китайских изречений цзацзуань // Жанры и стили литератур Китая и Кореи. М., Наука, 1969г.
- Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий, 2005г.
- Электронная художественная энциклопедия зарубежного классического искусства 2001г.
- Репродукции картин китайских и японских художников (В.Шиминь «Размышления по поводу поэмы Дуфу», Ш. Чжоу «Чтение среди осенней природы», О.Корин «Красные и белые цветы сливы», А.Хиросигэ «Камбара, ночной снег» и др.)
- Репродукции картин русских художников (И. Левитана, М.Врубеля, И.Крамского, А. Куинджи).
- Фотографии Н.Заболоцкого, личные фото.
- Запись традиционной китайской музыки «Разноцветные облака преследуют луну».
- Запись песни А.Вертинского на слова Н.Гумилёва «Китай».
Приложение.
Практика «Синквейн» Справка Синквейн. Прогулки по полям, или Поочерёдно двигая ногами
Практика «Синквейн» Справка Синквейн. Прогулки по полям, или Поочерёдно двигая ногамиВикиЧтение
Прогулки по полям, или Поочерёдно двигая ногами
Красс Наталья Александровна
Содержание
Практика «Синквейн»
Справка
Синквейн
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн придумала в начале XX века американская поэтесса Адэлаида Крэпси, увлекавшаяся японскими хайку.
Правила создания синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Схема синквейна:
Существительное
Прилагательное 1, прилагательное 2
Глагол 1, глагол 2, глагол 3 Ключевая фраза
Существительное
Пример синквейна на тему «Любовь»:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы. Мечта.
Вариант 1. Выберите цвет, создайте синквейн на тему, связанную с этим цветом. Прочитайте. Обменяйтесь мнениями
Вариант 2. Составьте коллективный синквейн на определенную тему.
Вариант 3. Уберите из своего синквейна первую строку, прочитайте. Остальные должны понять, каково было главное слово.
Вариант 4. Составьте историю или рассказ по готовому синквейну (индивидуальная и групповая работа).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Практика «Свободная рука» Справка Стиль «цаошу»
Практика «Свободная рука» Справка Стиль «цаошу» Каллиграфия, как и «цигун», требует от человека определенного состояния, который описан мастерами так: “уйти в покой, добиться полного мысленного сосредоточения, вобрать грудь и выгнуть спину, следовать духом за кистью и
Практика «Мандала» (получить) Справка Мандала
Практика «Мандала» (получить) Справка Мандала «Мандала ведет тех, кто ею пользуется, к открытию и исполнению источника своей внутренней силы» К.
Практика «Подношение мандалы» Справка
Практика «Подношение мандалы» Справка Данная практика используется в тибетской традиции как подношение в знак благодарности после окончания учения и выполняется с целью накопить положительную энергию, силу для дальнейшего освоения практик и получения пользы от
Практика «Энергетический душ» (Ошо) Справка Ошо
Практика «Энергетический душ» (Ошо) Справка Ошо Ошо (Бхагван Шри Раджниш) родился в 1931 году в Индии. В конце шестидесятых годов Ошо начал развивать свои уникальные динамические медитационные техники. В начале семидесятых годов первые люди с Запада стали приезжать к Ошо, а
Практика «Поцеремонимся?» Справка О чайных традициях
Практика «Поцеремонимся?» Справка О чайных традициях Вначале чай был лекарством, а затем стал напитком. В Китае в VIII веке чаепитие описывалось как изысканное развлечение. В XV веке в Японии искусство приготовления чая и чаепития выросло в целую религию – тиизм. Тиизм –
Практика «Медитативный танец» Вариант 1. «5 ритмов Габриэлы Рот» Справка Г. Рот
Практика «Медитативный танец» Вариант 1. «5 ритмов Габриэлы Рот» Справка Г. Рот Габриэла Рот – известная учительница танцев, театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве – создала практику медитативного танца «5 ритмов», который
Практика «Сон без сна» (йога-нидра, глубокое расслабление) Справка Йога-нидра
Практика «Сон без сна» (йога-нидра, глубокое расслабление) Справка Йога-нидра Йога-нидра – психический сон, который часто называют «сон йогов». Это способ расслабления личности посредством ухода вовнутрь себя от внешних объектов.
Практика «Цветомедитация» Справка Общие сведения о воздействии определенного цвета на человека
Практика «Цветомедитация» Справка Общие сведения о воздействии определенного цвета на человека Медитация на цвете – это коррекция эмоционального состояния при помощи различного действия определенного цвета.Красный цвет способствует приливу энергии, увеличивает
Практика «Идеальный роман» в стиле Макс Фрай» Справка М. Фрай «Идеальный роман»
Практика «Идеальный роман» в стиле Макс Фрай» Справка М. Фрай «Идеальный роман» «Идеальный роман» – книга Макс Фрай, составленная исключительно из названий и последних абзацев никогда не существовавших книг.Вот некоторые примеры из книги.Немного сладкого на закуску
Практика «Аффирмация» Справка Аффирмации и правила их составления
Практика «Аффирмация» Справка Аффирмации и правила их составления Аффирмации – речевые одобрения, осознанные мысли, которые используются для замены уже сформированного убеждения. Аффирмации работаю по принципу замещения.Критерии правильной аффирмации.1. Аффирмации
Практика «Танцы моря» (под музыку шума моря) Справка Воздействие на человека звуков природы
Практика «Танцы моря» (под музыку шума моря) Справка Воздействие на человека звуков природы На основании исследований ученые выяснили, что прослушивание расслабляющих звуков природы помогает снять напряжение, бороться с усталостью после тяжелых физических и
Практика «Падающие капли» Справка Тарасикоми
Практика «Падающие капли» Справка Тарасикоми Техника тарасикоми (букв.: «жидкость, падающая каплями или стекающая струйками на влажную поверхность») была разработана в Японии в начале XVII века и применялась для разукрашивания вееров.Тарасикоми представляет собой
Практика «Творческие медитации с поющими чашами» Справка Поющие чаши
Практика «Творческие медитации с поющими чашами» Справка Поющие чаши Поющие чаши, или тибетские чаши, часто используются в качестве вспомогательного средства при медитации. Принцип выбора своей чащи прост: установите в магазине чашу в районе центра живота на уровне
Практика «Под звуки мантр» Справка Мантры и звукотерапия
Практика «Под звуки мантр» Справка Мантры и звукотерапия «Методы звукотерапии основаны на биорезонансном воздействии на организм человека. Частотные колебания звука резонируют с клетками, внутренними органами и всем организмом в целом, производя целительный
Практика «Тонинг» (автор идеи – Лорел Элизабет Кейс) Справка Тонинг
Практика «Тонинг» (автор идеи – Лорел Элизабет Кейс) Справка Тонинг «Тонинг высвобождает мощный поток природной энергии и позволяет ему свободно течь через ваше тело» С. Халперн «Настройка человеческого организма» Тонинг – это техника лечения голосом, разработанная в
Практика «Джем-сейшн» Справка Джем-сейшн
Практика «Джем-сейшн» Справка Джем-сейшн Джем-сейшн – это совместная импровизация. , музыкальное действие, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения либо когда взять инструмент и выступить может каждый из присутствующих.
Art Cinquain Poems — Синквейн Стихи об искусстве
Эти арт-синквейн стихи являются примерами стихов Синквейн об искусстве. Это лучшие образцы стихов Cinquain Art, написанных поэтами со всего мира.
Песни моего сердца
Мелодии я буду петь Взрыв пустых барьеров Разбитых сердец с Звук ...Подробнее
© Abraham Elizondo  
Категории: арт, эмоции, сердце, муза,
Песни моего сердца
Мелодии я буду петь Взрыв пустых барьеров Разбитых сердец с Звук . ..Подробнее
© Abraham Elizondo  
Категории: арт, эмоции, сердце, муза,
Природа — это подарок для нас
В безмятежной красоте искусства природы, Лежит мир чудес, который наполняет сердце. От парящих вершин до бушующих морей, Это величие...Подробнее
© Oscar Auliq-Ice  
Категории: природа,
Снимок EKPHRASIS GENTILESCHI
многим ее знаменитый папа был обязан затем пропахала свою борозду чтобы она сказала разбить стеклянный потолок ее день ...Подробнее
© Brian Strand  
Категории: арт,
Звеня правдоподобнее
Песня такой хороший и настоящий: его создатель, его грехи, прощен, с каждым ударом аккорда, примечание вывернуто. ...Подробнее
© Gary Onderisin  
Категории: искусство, красота, прощение, смысл,
Плачу
Лукаво сердце более всего и крайне испорчено: кто может знать его? ~ Иеремия 17:9Я плачу, проливая слезы подавляющего горя известен во всех поколениях после змея обманули...Подробнее
© Chetta Achara  
Категории: зло,
До свидания
Моя душа Бежит дико Без пункта назначения Я потерял контроль над своим разумом Прощайте...Подробнее
© Angelo Pierre louis  
Категории: аналогия, гнев, тоска, тревога,
Тепловая волна ползучая
шиповник соскребите мое вращение ладонь как журавль летит гудит когда колючие живые изгороди источают свои черные плоды туманы в глина печет воздух, я глотаю сигнал «убей тех. ..Подробнее
© Howard Kerr  
Категории: искусство, крещение, красиво, красота,
ПОЭТ ЗА РАБОТКОЙ
Сердце ...Подробнее
© Panagiota Romios  
Категории: искусство, стихи,
Художники-мастера — стиль Синквейна
~Мастера живописи~ (Цепь Синквейн) ~О~ Картины Некоторые красивые Шедевры, которые я люблю Мона Лиза с этой улыбкой Мистический Мистический Восхитительные Картины, которые приносят много радости Рембрандт, Вермеер, Ван Гог, Кинкейд Мастера Мастера Из...Подробнее
© Dorian Petersen Potter  
Категории: синквейн, признательность, искусство, красиво, любовь,
СВОБОДА
Быть свободным от богов свободный от всех человеческих ограничений тогда ваш разум может парить среди радуг спокойствия . ..Подробнее
© arthur vaso  
Категории: арт, красота, бабочка, бог,
Claimjumpers Brawl
чья претензия произнесена в додинкволле? она говорила с регентством и величием. мы говорили тогда, чтобы претендовать на Тутемстра. «Мы претендуем на twothemstra, что мы...Подробнее
© Allan Terry  
Категории: искусство, тяжелая утрата, предательство, бокс
Покраска
Рисование. Взрыв воображения. Радость на холсте На связи с моей душой. Рисование. Рисование. Ангелы окружают. Гиды Прыгайте от радости. Завершает струны моего сердца. Рисование Рисование. Энтузиазм изобилует. Предки улыбаются с небес Заставляет мою душу петь. Рисование. Рисование. Сказочный, веселый. Моя правда...Подробнее
© Caren Krutsinger  
Категории: 12 класс, искусство, чувства,
Мастера-художники — стиль Синквейна
~Мастера-художники~ (Синквейн Цепь) Картины Некоторые красивые Шедевры, которые я люблю Мона Лиза с этой улыбкой Мистический Мистический Восхитительные Картины, которые приносят много радости Рембрандт, Вермеер, Ван Гог, Кинкейд Мастера Мастера Из...Подробнее
© Dorian Petersen Potter  
Категории: синквейн, признательность, искусство, красиво, любовь,
Графика
Изображение ...Подробнее
© Darlene De Beaulieu  
Категории: искусство,
Лучшие стихи о живописи словами
Ниже представлены все времена лучших словесных рисунков стихов, написанных поэтами на PoetrySoup. Эти лучшие стихи в формате списка являются лучшими примерами стихов для рисования слов, написанных участниками PoetrySoup
.
Живопись словами
сегодня я забираю свою грамматическую палитру и нарисую для вас персональный куплет что-то на монохромном линейном дисплееПодробнее
© Just James  
Категории: словесная живопись, красивая, письмо,
Форма: Сонет
Чёрно-белое рисование слов
Чёрно-белое рисование слов Кубический лед, демонтаж дощатого моста плоскогубцами из сиропа, пролитого горем и мускулами the...Подробнее
© Stark Hunter Anti-Poet  
Категории: словесная живопись, память,
Форма: Свободный стих
Поэма о поэзии
Говорят, рисование слов; или живопись словами, В очаровании он очаровательнее большинства очаровательных птиц; Чувство для многих является его первой основой, Выражение словами приносит утверждение; Настроение. ..Подробнее
© Christuraj Alex  
Категории: словесная живопись, поэзия,
Форма: Рифма
Удивительные драгоценности, установленные Божественной мерой
Удивительные драгоценности, установленные Божественной мерой Солнце, мерцающее небо, огненное озеро Часто проникая в душу, тело и сердце Не беспокойтесь, сияние никогда не...Подробнее
© Robert Lindley  
Категории: словесная живопись, признательность, искусство, красота, благословение,
Форма: Рифма
КОНЕЦ
КОНЕЦ — это то, что Марк любит называть сюрреалистической картиной слов. «Ой! Это больно, я больше так не буду». Я смеялся. Теперь, когда. ..Подробнее
© mark fullick  
Категории: словесная живопись,
Форма: Я не знаю?
Возьми бабочку
ВОЗЬМИТЕ БАБОЧКУ «Возьми бабочку» — так Марк любит называть сюрреалистическую словесную живопись. --- — Стой, кто идет? Я сказал себе вслух, и...Подробнее
© mark fullick  
Категории: рисование слов, я,
Форма: Я не знаю?
Теплый синий
я выхожу на прогулку однажды в голубую луну когда я делаю это теплый день и небо много оттенков синего Луна просто...Подробнее
© Whit Howland  
Категории: словесная живопись, искусство,
Форма: Свободный стих
10 стихотворений, которые определяют меня
10 моих лучших стихотворений 1) Об этом нечего сказать (На самом деле мне было что сказать об ИГИЛ и их насилии) 2) Когда они танцевали инкогнито (Это представляет. ..Подробнее
© Старк Хантер Анти-Поэт  
Категории: словесная живопись, жизнь,
Форма: Список
РИСУНОК ХУДОЖНИКА ТЕПЕРЬ Я ПРОДАЛ ЗА ДЕНЬГИ-
Когда я подумал о рисунке Внезапно я услышал какую-то картину Я жажду драфта, драфт де кунинг Все еще зернистость, все еще зернистость Долго стоял, устанавливая,...Подробнее
© James Edward Lee Sr.  
Категории: словесная живопись, приключения, аллегория, аналогия, искусство,
Форма: Свободный стих
Размышление перед окном
Размышление перед окном Сай Рот Наблюдал, как другие тонут в слезах. Пастообразный дождь окрашивает переднее окно Печальные остатки разбитого неба в Кандинском.