Синквейн к слову животное: Синквейн на тему «Животные»

Конспект ООД по составлению синквейна в старшей группе.Тема Домашние животные | План-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа):

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад № 8 «Светлячок»

Конспект

организованной образовательной деятельности по формированию

лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

в старшей группе

по теме

Домашние животные

 Составление синквейна.

         Провела воспитатель:

Черепанова Наталия Анатольевна

г. о Подольск

2019г.

Лексическая тема: Домашние животные.

Тема. Составление синквейна.

Цель: Развитие связной речи через составление синквейнов.

Коррекционно-образовательные задачи:

— учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;

— активизировать словарь по теме «Домашние животные»;

— закреплять в речи категорию творительного падежа существительных;

— упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;

— упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;

— формировать навык построения предложений.

Коррекционно-развивающие задачи:

— учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

— развивать воображение, раскрепощение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

— формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Планируемый результат: Развить связную речь и закрепить лексическую тему «Домание животные» через составление синквейнов.

Оборудование: предметные картинки: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца; мяч; схема составления синквейна.

Содержание организованной образовательной деятельности.

I. Организационный момент.

Игра «Кто кем будет?»

(Игра с мячом)

Воспитатель. Кем будет щенок?

Кем будет котёнок?

Кем будет телёнок?

Кем будет козлёнок?

Кем будет крольчонок?

Кем будет жеребёнок?

Кем будет поросёнок?

II. Постановка цели.

Воспитатель. Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?

Почему этих животных называют домашними?

III. Подбор слов-признаков.

1. Отгадывание загадок.

2. Игра «Подбери признаки»

(Выставлены картинки: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца)

Воспитатель загадывает загадку. Дети отгадывают. Эту картинку логопед берёт в руки и объясняет правила игры. Я назову слово-признак о кошке, передам кошечку тому, кто повторит моё слово и добавит своё слово-признак.

Загадки о домашних животных.

Мохнатенькая, усатенькая, ест, пьёт, песенки поёт.

(Кошка)

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Толстовата, неуклюжа

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пяточком в грязи похлюпать.

(Свинья)

Я большой, я красивый и ретивый,

Я бегу и вьётся грива,

Длинный шёлковый хвосток,

И копытами цок-цок.

(Конь)

Шуба теплая, кудрявая на мне и пою я: «Бе-бе-бе» (овца)

В сарае, в клетке он живёт

Морковку сладкую грызёт.

Он пушистый и глазастый,

Длинноухий, хвост, как нолик

Все узнали, это …(кролик)

Идёт она рогатая

Чуточку бодатая.

По дороге к нам шагает

И хвостом меня стегает!

Часто машет головой,

Отгоняя мошек рой.

Возвратилась снова с поля

Наша милая …(корова)

Это, кто ж такая, рогатая?

Да ещё и бородатая?

Молоко даёт исправно,

Вкусное, полезное

Днём гуляет по двору,

С кустиков дерёт кору,

Смотрит хитро мне в глаза

Бородатая…(коза)

Слова-признаки.

Кошка (какая?) – ласковая, усатая, пушистая, мохнатенькая ит.д.

Собака (какая?) – верная, преданная, умная, чуткая ит.д.

Свинья (какая?) – розовая, толстая, неуклюжая ит.д.

Конь (какой?) – большой, сильный, красивый, ретивый ит.д.

Овца (какая?) – кудрявая, травоядна т.д.

Кролик (какой?) – маленький, пушистый, глазастый, длинноухий и т.д.

Корова (какая?) – большая, рогатая, бодатая, милая ит.д.

Коза (какая?) – рогатая, бородатая, прыткая, шустрая ит. д.

IV. Физминутка.

Психогимнастика.

Воспитатель предлагает изобразить: как гладите кошку, как расчёсываете гриву коня, как бодается коза, как кошка просит молока у хозяйки, как собака верно и преданно смотрит на хозяина.

V. Образование глаголов от звукоподражаний.

Игра «Кто как голос подаёт?»

(Игра с мячом)

Корова (что делает?) – мычит.

Кошка (что делает?) – мяукает.

Собака (что делает?) – лает.

Свинья (что делает?) – хрюкает.

Овца (что делает?) – блеет.

Коза (что делает?) – блеет.

Лошадь (что делает?) – ржёт.

VI. Подбор слов-действий.

Игра «Что делает?»

(На доске картинки: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца)

Воспитатель. Ребята, как животные голос подают, вы знаете.

А что ещё делают домашние животные?

Что делает кошка? (ласкается, играет, умывается, бегает, царапается, лежит, спит, мяукает т.д.)

Что делает корова? (пасётся, ест, мычит, ходит, даёт (молоко) и т. д.)

Что делает собака? (грызёт, бегает, сторожит, лает, охраняет ит.д.)

Что делает коза? (бодается, жуёт, ест, блеет ит.д.)

Что делает конь? (резвится, перевозит, скачет, ржёт, несётся ит.д.)

Что делает овца? (гуляет, пасётся, блеет, ходит ит.д.)

Что делает свинья? (спит, лежит, ест, хрюкает ит.д.)

Что делает кролик? (грызёт, сидит, ест и т.д.)

VII. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

(На доске: схема составления синквейна)

Воспитатель. Ребята, чтобы наши животные не обиделись, можно в четвёртой строчке, составить предложение, чем вы их угостите?

Кошка. Собака.

Пушистая, усатая. Верная, чуткая.

Мяукает, лакает, умывается. Сторожит, лает, грызёт.

Я угощу кошку сосиской. Я угощу собаку мясом.

Домашнее животное. Домашнее животное.

Конь. Свинья.

Ретивый, сильный. Толстая, розовая.

Ржёт, перевозит, скачет. Лежит, ест, хрюкает.

Я угощу коня овсом. Я угощу свинью свёклой.

Домашнее животное. Домашнее животное.

Корова. Коза.

Рогатая, большая. Бородатая, прыткая.

Идёт, даёт (молоко), мычит. Бодается, жуёт, блеет.

Домашнее животное. Домашнее животное.

Овца Кролик.

Кудрявая, травоядная. Длинноухий, пуховой.

Блеет, жуёт, пасётся. Грызёт, ест, сидит.

Домашнее животное. Домашнее животное.

VIII. Итог.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы!

Посмотрите, какие животные довольные.

Теперь каждый скажите, о ком вы рассказали?

Значит, о каких животных вы рассказывали?

Методическая разработка НОД с дошкольниками ОНР старшей группы (с использованием технологии синквейн) Тема: «Животные Севера и Африки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка НОД

с дошкольниками ОНР старшей группы

(с использованием технологии синквейн)

Тема: «Животные Севера и Африки»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Гребнева Елена Юрьевна,

воспитатель ГБОУ НШ

с. Красноармейское СП

детский сад «Чебурашка»

 

 

 

с. Красноармейское, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

      Аннотация………………………………………………………………….3

      Пояснительная записка……………………………………………………5

      Подготовительный этап …………..…….…………………………………6

      Основной этап………………………………………………………….…16

      Заключение………….…………………………………………………….18

      Список использованных источников и литературы…………………….21

      Приложения………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

 Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами.

Только тот, кто сможет   оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой. Влияние окружающего природного мира на развитие детей имеет большое значение, объекты природы всегда привлекают детей своим разнообразием, яркостью красок. Посредством наблюдений, ребята обогащают личный внутренний мир, чувственный опыт, на котором основывается дальнейшее творчество и развивается представление о мире природы. Чем глубже дети познают окружающий мир, тем больше у них возникает вопросов. Разработка направлена на запоминание и знание животных крайнего Севера и Юга (Африки). Эта тема взята неслучайно, так как дети старшего возраста не имеют достаточных знаний о животных Севера и животных, живущих в жарких странах, затрудняются составить рассказ, обсудить их внешний вид, повадки, сравнить друг с другом. Чтобы занятия проходили в интересной, увлекательной форме, появился интерес к представителям животного мира, было решено использовать в работе по обучению рассказыванию с детьми ОНР технологию синквейн (пятистрочная стихотворная форма).
Это свободное мини – творчество, подчиняется определённым правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующее: одна строка – одно ключевое слово (название объекта), вторая строчка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающего тему синквейна, слова можно соединить союзами и предлогами. Третья строчка – три слова (глаголы), действия, относящиеся  к теме. Четвёртая строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. Пятая строчка – это синоним, который характеризует суть темы. Синквейн помогает пополнить словарный запас, развить речь и мышление, учит краткому пересказу. Успешная коррекция речевых нарушений возможна только при сохранении тесной связи между участниками коррекционного процесса – педагогами, детьми, родителями. Красочное, интересно – оформленное занятие привлекает детей, побуждает их активно участвовать в беседе, игре, в познании окружающего мира, так же побуждает родителей участвовать в развитии наших воспитанников.
У каждого ребёнка есть возможность увидеть животных Севера и Юга – это посетить зоопарк.  Мы – педагоги прибегаем  к наглядно – информационному материалу для оформления родительского уголка. В нём содержатся рекомендации родителям по проведению бесед с ребёнком и чтению художественной литературы, игры направленные на формирование лексико – грамматической категории, развитие навыков звукового анализа, связной речи, словесно – логического мышления, формирование тонкой моторики пальцев. Материал занятия может быть использован в работе других педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Процесс воспитания  и обучения дошкольников, всегда связан с желанием получить результат. Желанным результатом всегда было воспитание всесторонне развитой гармоничной, творческой личности. Важным условием для формирования творческой личности является совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребёнка. Важно преподнести детям материал так, чтобы было интересно, понятно и усваивался детьми легче, быстрее, прочнее. Учитывая сниженную речевую активность детей, отсутствие должной эмоциональности, бедности их воображения, быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, задержку в лексико – грамматическом развитии  — я при построении своих занятий применяю разнообразные методические приёмы, соответствующий подбор речевого материала, различное наглядное оформление. Чтобы ребёнок хорошо владел родным языком, использую метод моделирования, т.к. это мостик от наглядного к словесному, что необходимо при развитии связной речи детей. К.Д. Ушинский писал: «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Для активизации содержательной и языковой стороны речевого высказывания на занятиях использую следующие приёмы:

1. Игровые. Игры на усвоение правильного расположения серии картинок объединённых единой темой, поисковые игры;

2. Обучение цепному рассказыванию;

3.Обучение описательному рассказыванию (использую предметно – схематическую модель), выделяю главное в объекте познания.

Так, организуя с детьми непосредственно образовательную деятельность на тему: «Животные Севера и Африки» применила метод синквейн (в переводе с французского пятистрочное стихотворение)

Этапы работы:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Ожидаемый результат:

— будут сформированы представления о животных севера и юга;

— научатся составлять синквейн и рассказывать их, пополнится словарный запас;

— разовьётся познавательный интерес, творческое воображение, мышление.

 

1. Подготовительный этап

 

Задачи:

1. Заинтересовать детей предстоящей работой

2. Провести экскурсию в экологический центр детского сада

3. Провести беседу о животных Севера и Юга

4. Прочитать художественную литературу о животных холодных и жарких стран

5. Организовать вечер загадок: «Угадай животное»

6. Подобрать наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал для занятия

7.

Приобрести раскраски о животных по теме

8. Включить в занятие по изобразительной деятельности (лепка) животных метод пластилинографии по теме; на аппликации вырезать животных из бумаги и расположить на белом листе

9. Провести подвижные и дидактические игры

10. Рекомендовать  родителям, посетить с детьми зоопарк, цирк

 

 

 

2. Основной этап

 

Проблема: недостаточно знаний о животных севера и юга,  ограниченный словарный запас.

 

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», « Социально-коммуникативное развитие».

 

Цель: обогащение словаря детей существительными, прилагательными, обозначающие  животных Севера и Африки, умение составлять рассказы о животных.

Задачи:

 

Обучающие

:

 

— формировать у детей представление о животных холодных и жарких стран;

— формировать умение образовывать сложные прилагательные, составлять                сложносочинённые предложения с союзом «а»

 — закреплять умение  составлять синквейн о  животных;

— закреплять  умение образовывать существительные во мн. ч. Р.п.

Развивающие:

 

— развивать познавательный интерес к животным, любознательность, наблюдательность, сообразительность;

— развивать общую и мелкую  моторику.

Воспитательные:

 

— воспитывать эмоциональное отношение к животным севера и юга.

— воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Методы и приемы:

 

Практические: физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Наглядные: внесение предметных картинок по теме.

Словесные: упражнения на образование сложных прилагательных, д/и «Кто где живет?», синквейн, д/и «Назови со словом много».

 

Материалы и оборудование:

 

модель цветка, модели Севера и Юга, ноутбук, проектор с экраном, презентация, предметные картинки, изображающие животных Севера и Юга, картинки-задания, магнитофон, флешка с аудиозаписью.

 

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Игровая ситуация «Цветик – семицветик»

Коммуникативная

Упражнения на образование сложных прилагательных, д/и «Кто где живет?», синквейн, д/и «Назови со словом много».

Познавательно-исследовательская

Рассматривание модели и животных северной и южной части земли.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Произнесение отрывка В.Катаева из сказки «Цветик – семицветик»

Музыкальная

Имитация ходьбы с музыкальным сопровождением.

Двигательная

Физкультминутка «Животные жарких стран», пальчиковая гимнастика «Животные севера»

 

 

 

 

 

 

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Воспитатель обращает внимание детей на подоконник, где расцвел интересный цветок в горшке (воспитатель берёт цветок с подоконника и предлагает рассмотреть его)

 

 

 

 

 

 

Воспитатель предлагает детям отправиться в необычное путешествие. А поможет в этом цветик-семицветик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вот мы и оказались на Севере. На Севере очень холодно, чтобы не замёрзнуть, наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. Ребята, посмотрите кто это среди снегов и льдов? Подойдём поближе.

 

Воспитатель просит назвать животных, которые живут на Севере.

 

 

 

Воспитатель просит детей рассказать о животных, какие они.

 

-Если у медведя толстые лапы, какой он?

-У оленя длинные рога, какой он?

-У моржа острые зубы, какой он?

-У тюленя толстая кожа, какой он?

 

 

Воспитатель предлагает отправиться в Африку, где всегда солнечно и тепло.

Воспитатель закрывает занавес, включает проектор с изображением животных Африки.

Воспитатель предлагает снять с себя одежду, так как в Африке очень жарко.

Воспитатель предлагает снять с себя одежду, так как в Африке очень жарко.

 

Обращает внимание детей на экран, говорит:

— В Африке тоже живут животные. Ребята, посмотрите животные пришли на водопой. Подойдём тихонько поближе, чтобы не спугнуть их.

Воспитатель просит назвать  животных, живущих в жарких странах.

Воспитатель просит рассказать о животных, какие они.

— Если у крокодила короткие лапы, какой он?

-У верблюда два горба, какой он?

-У слона большие уши, какой он?

-У жирафа длинные ноги, какой он?

-У льва длинная грива, какой он?

-У тигра острые зубы, какой он?

Воспитатель предлагает изобразить животных жарких стран (проводит физкультминутку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель сообщает, что пора возвращаться в детский сад.

 

-Путешествие было долгим, вы устали. Ребята, присядьте на стульчики,  и пока вы отдыхаете, расскажите с помощью картинок-помощниц кто, где живёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

«Животные севера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель предлагает составить синквейн о животном Севера и Африки, чтобы рассказать родителям о путешествии и о животных Севера и Африки, (см. приложение 1)

 

«Назови со словом много».

Один морж, а много…

Один медведь, а много…

Один олень, а много…

Один тюлень, а много…

Одна сова, а много…

Один кит, а много…

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают:

У него семь лепестков разного цвета.  Это же волшебный цветок цветик — семицветик, он выполняет все пожелания

 

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова:  «Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся, сделав круг, как коснёшься ты Земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись» (открывается занавес)

 

Дети имитируют движения (под музыкальное сопровождение)

 идут по заснеженной тропке, подходят к предметным картинкам изображающих животных Севера.

 

 

 

Дети с опорой на картинки и помощью воспитателя  называют животных Севера.

 

 

Дети с помощью воспитателя образовывают сложные прилагательные:

 

-толстолапый

 

-длиннорогий

 

-острозубый

 

-толстокожий

 

Дети произносят волшебные слова: «Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся, сделав круг, как коснёшься ты Земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мы оказались в Африке. Вокруг себя повернись и в Африке окажись».

 

Дети подходят к экрану с изображением  животных.

 

Дети имитируют движения.

 

 

 

Называют животных жарких стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-коротколапый

 

-двугорбый

 

-большеухий

 

длинноногий

 

-длинногривый

 

-острозубый

 

Дети выполняют движения по тексту.

Это лев. Он царь зверей! В мире нет его сильней! (Неторопливо идут с гордо поднятой головой.) А смешные обезьяны раскачали все лианы (согнув в локтях руки с растопыренными пальцами, качаются.) А вот этот добрый слон посылает всем поклон (растопыренные пальцы рук прижаты к ушам, выполняют наклоны туловища вперёд — вправо, вперёд — влево.) Зебра очень быстро скачет, словно мой любимый мячик (выполняют лёгкие прыжки на месте, согнув руки в локтях.) Львёнок бегает, резвится, хочет с нами подружиться (идут по кругу, выполняют лёгкие подскоки, руки двигаются вперёд — назад в такт движениям)

 

 

 

 

Дети произносят волшебные слова.

 

 

Дети рассаживаются на стулья и берут лежащие на них картинки изображающие животных.

Дети составляют сложносочинённые предложения с союзом «а» Д/игра «Кто, где живёт»

 

Предполагаемые ответы детей:

-Морж живёт на севере, а слон в Африке.

-Тюлень живёт на Севере, а тигр в Африке.

-Олень живёт на Севере, а лев в Африке.

-Медведь живёт на Севере, а жираф в Африке.

-Морж живёт на Севере, а верблюд в Африке.

-Олень живёт на Севере, а крокодил в Африке.

 

Дети выполняют движения по тексту.

Кто на севере живет? (хлопки ладошками – кулачками, попеременно)

Кто там ест, и кто там пьет? («замок» — меняя положение пальцев)

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит (соприкосновение подушек пальцев, с большим пальцем образовывая «колечки»)

Белый мишка важно ходит, (пальчики шагают)

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан (ладони лодочкой)

Гордый северный олень (кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

Грузы возит целый день (движение скрещенных ладоней вверх, вниз)

 

 

Дети составляют синквейн.

 

  1.Медведь

2. Белый, лохматый

3. Бежит, ловит, рычит

4. Большой, опасный   хищник.

5. Зверь

 

Дети называют слова в родительном падеже, множественного числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформирован интерес к предстоящей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создана эмоциональная атмосфера, развито воображение, выполнены виды движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развита память.

 

 

 

Сформировано умение образовывать сложные прилагательные, активизированы в речи существительные,

обозначающие

животных Севера

 

 

 

 

 

 

Сформировано умение образовывать сложные прилагательные, активизированы в речи существительные.

 

 

Развита общая моторика.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развиты умения выполнять движения в соответствии с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировано  умение образовывать сложносочиненные предложения с союзом «а».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развита мелкая моторика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закреплено умение составлять синквейн о животном.

 

 

 

 

Закреплено умение образовывать существительные множественного

числа, родительного падежа.

 

 

 

 

Рефлексия:

В: Дети, где вы сегодня побывали?

Д: Побывали на Севере и в Африке.

В: Почему животные Севера не могут жить в Африке, а животные Африки не могут жить на Севере?

Д: Животные Севера имеют тёплую шерсть и подкожный жир, а животные Африки не приспособлены к холодным условиям.

В: Что вам понравилось особенно?

Д: Высказывают своё мнение.

В: На память о нашем путешествии я хочу вам дать карточку – задание, дома дорисуйте недостающие части тела животных и раскрасьте их. (см. приложение 2)

Воспитатель оценивает работу детей на занятии, хвалит за активное участие.

 

 

                                              Заключение

Дети с ОНР, при первично сохранном интеллекте, не могут самостоятельно овладевать учебными навыками. Более того, процесс обучения детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, зависит от многих факторов, в частности, от тяжести и структуры речевого дефекта, от индивидуально-типологических особенностей. Помимо недоразвития всех компонентов устной речи – фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи, для детей с ОНР характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления. Воспитатели групп для детей с ОНР сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям, обучать их нормам и требованиям общения в коллективе.  Необходимо помнить о том, что дети с ОНР ослаблены, расторможены, быстро утомляются. Индивидуальные занятия  воспитатель проводит во второй половине дня.  Важно, чтобы в это время все остальные ребята были заняты тихими играми, не отвлекали занимающихся детей. Первоначально, когда речь детей невнятна, неразборчива, искажена, не рекомендуется требовать от детей развёрнутых высказываний. На данном этапе целесообразно применять такие формы работы: чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, просмотр диафильмов, видеофильмов, использование по возможности компьютерных технологий, проведение экскурсий, проведение бесед по картине. По мере исправления дефектов речи, появляется возможность требовать от детей более полных ответов, рассказов. Когда многие дети начинают овладевать навыками правильного звукопроизношения, тогда можно усложнять требования, разворачивать работу по развитию речи: развивать навыки диалогической речи, работать над развитием структуры фразы, формировать и активизировать навыки связной речи. Логопед и воспитатели учат детей рассказывать по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, по памяти, учат составлять описательные, сравнительные рассказы. Повторяя и закрепляя индивидуальные задания с детьми по речевому развитию, способствует устранению грамматических и фонетических ошибок. Перед каждым занятием ежедневно следует проводить артикуляционную гимнастику из 2-3 упражнений, хорошо усвоенных детьми. Для развития мелкой, произвольной моторики пальцев рук детям предлагаются различные шнуровки, мозаика, нанизывания бус, рисование по трафарету, разрезные картинки, игры —  пазлы.

Данная непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико – грамматического строя речи с детьми ОНР проходило в интересной, увлекательной форме.  Ознакомление детей с животными на разных участках света, открыли возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.  С помощью дидактических игр у детей сформированы умения образовывать сложные прилагательные, существительные во множественном числе, родительного падежа, умения составлять сложносочиненные предложения с союзом «а». Дети с интересом рассказывали о животных, используя технологию синквейн – метод критического мышления по развитию речи. Через родительский уголок родители получили информацию по теме НОД (непосредственно образовательной деятельности).

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников НОД: педагога, детей, родителей объединённых одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов:

— дети становятся более усидчивыми, могут полностью выдержать время, отведённое на занятие;

 —  у детей появился интерес к представителям животного мира;

— желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

— дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром;

— значительно расширился словарный запас;

— научились мыслить, активизировать в речи существительные, прилагательные.

В результате проведённого занятия была достигнута цель и выполнены задачи. Индивидуальный подход к детям, точность поставленного вопроса, применение современного приёма обучения рассказыванию дали свои результаты.        
На занятии было показано, как с помощью игровых приёмов, можно развивать речь ребёнка со структурой дефекта. Умение  владеть игровыми приёмами, коммуникативными  навыками, а это значит, ребёнок лучше  будет адаптироваться в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.

2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). Издательство ВАКО Год издания: 2005

3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарий занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 144с.

4.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия в детском саду.

5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СП б: Детство – Пресс, 2006. – 528с.

6. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений. М., 2001

7.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224с.

 

                                   

 

 

 

 

Приложение 1

 

Схема составления синквейна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Упражнение  «Дорисуй части животных Севера и Юга»

    

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

      

 

 

 

Вдохновение в природе: чтение и написание стихов о животных

Следующий гостевой пост, часть нашей серии «Уголок учителя», написан Ребеккой Ньюленд, библиотекарем государственных школ округа Фэрфакс и бывшим преподавателем в резиденции Библиотеки Конгресса. .

Тайгер, Тайгер [ок. 1789]. илл. в: Уильям Блейк, Песни невинности и опыта , пл. 42. «Копия С» с особым титульным листом 1789 г., отпечатанная с гравюр издания 1789 г.

Размышляя о некоторых из моих любимых стихотворений-компаньонов, я вновь вспоминаю «Тигра» и «Агнца» Уильяма Блейка. Мне нравится соединять стихи, но эти два были составлены Блейком задолго до того, как я начал практиковать. Сейчас я думаю о том, как описания животных могут создавать красивые образы, а также использоваться в качестве метафор и символов для человеческих качеств.

Начните с чтения одного или нескольких предложенных ниже стихотворений или других по вашему выбору, чтобы привлечь учащихся к изображениям животных, подчеркивающим различные характеристики, от звуков и изображений до движений и метафор:

  • «Мир под рассолом» Уолта Уитмена
  • Эмили Дикинсон «Птица спустилась по дорожке»
  • «Сумерки лошадей» Джеймса Дики
  • Тимоти Стил «В аэропорту Мемфиса»
  • «Рыба» Элизабет Бишоп

Попросите учащихся прочитать стихотворения всем классом, небольшими группами или индивидуально, обращая внимание на описание и выбор слов, связанных с животным в каждом стихотворении. Предложите им возможность отреагировать на то, как поэты изобразили избранных животных.

Затем познакомьте учащихся с написанием стихотворения о животном. Предложите им обсудить слова, фразы, предложения и вопросы о любимом животном, насекомом, птице или мифическом существе. Это упражнение лучше всего использовать со студентами, которые уже умеют писать оригинальные стихи.

Попробуйте использовать эти вопросы для вдохновения:

  • Какого цвета?
  • Как выглядит его внешний слой?
  • Какие звуки он издает?
  • Каково было бы прикоснуться к нему?
  • Как он движется?
  • Как пахнет?
  • Как он общается?
  • Как он ведет себя с себе подобными? С незнакомцами?
  • Какова его среда обитания?
  • Что находится под его внешним слоем?
  • Какова его личность? (Агрессивный, послушный, любознательный, заботливый, навязчивый и т. д.)
  • Имеет ли это метафорическое или символическое значение?

Поощряйте поэтов использовать слова, фразы или предложения для создания словесного портрета своего животного. Некоторые могут также подражать Уильяму Блейку, чтобы нарисовать свое существо.

После того, как учащиеся создадут словесный образ своего животного, предложите возможность стать партнером или разделить его на небольшие группы. Попросите партнеров по мыслям поделиться отзывами об описаниях, задать вопросы или внести предложения о том, как превратить связанные идеи в стихотворение.

Также можно предложить учащимся различные поэтические формы для использования в качестве моделей, например хайку, синквейн или сонет. (Вы можете найти примеры многих поэтических форм в Глоссарии поэтических терминов Poetry Foundation.) Учащиеся по-разному предпочитают строгий формат или свободный стих.

После того, как учащиеся напишут стихотворение, попросите их поделиться вслух или через общую физическую или виртуальную доску объявлений.

Как вы предлагаете учащимся исследовать мир природы с помощью поэзии?

животное — Страница 2 — Leonas Lines–Poetry Plus

Опубликовано в Haiga, Haiku, Еженедельная сводка Haiku Horizons, июнь 2016 г.

Опубликовано автором Leonas Lines

 
В нужном месте и в нужное время 

Фотосессия козленка

Поза «озадаченный взгляд»

Хайку

Haiku Horizons Weekly Challenge – Week #122 Подсказка: Головоломка

Опубликовано в январе 2016 г., Tanka

Опубликовано в автором Leonas Lines

Оригинальные стихи и фотографии Леоны Дж. Аткинсон © 2016

 Мэрилин — собака моей внучки. Когда этой зимой штормом повалило большое дерево на заднем дворе семьи, Мэрилин предпочла подбежать к концу оставшегося пня и встать, как на страже!
(Вместо того, чтобы быть «Царем горы», она «Королева Дерева»! 🙂
Кажется, она подражает своему папе, Джеку, которого мы называем «Сторожевой или сторожевой пес»
Нажмите здесь, чтобы прочитать «Сторожевой пес» стихотворение, которое я написала о Джеке ранее)  🙂

Опубликовано в августе 2015 г. , Senryu

Опубликовано автором Leonas Lines

Оригинальная поэзия Леоны Дж. Аткинсон © 2015
(Фото Шерил Хайнер – применен фильтр эскиза)

Это стихотворение было написано для моей подруги Шерил, которая только что потеряла свою маленькую собачку по кличке Бо. Он был ее лучшим другом на протяжении 16 лет.

Опубликовано в Haiga, Haiku, Еженедельная сводка Haiku Horizons, июль 2015 г. Оригинальный стих и фотография Леоны Дж. Аткинсон Опубликовано в Cinquain, май 2015 г., Писание

Опубликовано автором Leonas Lines

Оригинальная поэзия и фотография Леоны Дж. Аткинсон © 2015

См.—>Десять гибридов животных, о существовании которых вы не знали

См.—>Сумасшедшие гибриды животных, в существование которых вы не поверите

Опубликовано в декабре 2014 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts