Синквейн на уроках тувинской литературы
Куулар Долаана Доржуевна, учитель тувинского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Кызыл-Арыг
Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного метода в собственной практике.
Задачи: познакомить коллег по МО с приемом технологии критического мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности; организовать профессионально- педагогическое общение по существу представленного опыта; привлечь педагогов школы к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.
В ходе мастер-класса используется мультимедийная презентация «Синквейн на уроках тувинской литературы», созданная специально для мастер-класса.
Ход:
Эпиграфом к нашей встрече я выбрала слова поэта Валерия Брюсова: «Если можешь, иди впереди века, если не можешь,- иди с веком, но никогда не будь позади века».
Надо отметить, что многое в работе педагога зависит от того, как он построит взаимоотношения с коллегами. Даже самый образованный, начитанный, эрудированный учитель не может и не должен работать в одиночку. Самые неожиданные и плодотворные идеи рождаются именно при постоянном сотрудничестве разных, не похожих друг на друга людей.
Начиная с пятого класса, мы часто проводим для ребят интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр дети выбрали для себя следующий девиз: «Ни дня без радости открытий!». Очень бы хотелось, чтобы вы тоже сделали для себя сегодня пусть маленькое, но открытие.
Впервые с понятием «синквейн» я столкнулась в 2011 году из опыта коллеги.
Что же такое синквейн? Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом его стихе.
Но нас, как учителей- предметников, будет интересовать дидактический синквейн — прием технологии критического мышления через чтение и письмо.
Дидактический синквейн.
1-я строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2-я строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3-я строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
5-я строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Четкое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой- два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Изучить этот прием работы с текстом можно на уроках литературы, а использовать — на всех предметах и во внеклассной работе. Например, при подготовке к празднику школьники могут посвятить себе или своему другу стишки с элементами синквейна.
Ника.
Угаанныг,бодамчалыг.
Удуртур, ооренир, ажылдаар.
Толептигбей.
Саглай
Энергичная, жизнерадостная.
Всегда помогает, понимает, поддерживает.
Подружка.
Многие учителя являются классными руководителями и прежде, чем использовать этот прием на уроке, могут «испытать» его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат.
Как вы думаете, при работе над каким текстом ребята испытывают наибольшие затруднения? Конечно, над первым. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — это важное умение. Поэтому я сейчас предлагаю вам очутиться в роли учеников и составить синквейн о себе или о своем коллеге. Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут, но мы сократим его до 3-4.
В своей работе я использую этот метод развития образной речи нечасто. Использую этот прием технологии развития критического мышления на уроках тувинской литературы в средних и старших классах. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одаренными детьми. Каждый ребенок может почувствовать радость от процесса познания.
В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно применять понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребенок на основе больших объемов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жесткие рамки по форме изложения.
Литература — интересный и полезный предмет. Одной из задач урока литературы является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ведущим методом обучения литературы становится анализ художественного произведения. На уроках литературы написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать себя успешными. С одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой- мы понимаем, что настоящая литература есть что-то живорожденное, а тексты, составленные по определенной методике, таковыми все-таки не являются. Созданные образы являются навязанными определенной технологией.
Как можно использовать этот прием, и как я его использую в своей практике?
Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.
Тыва чогаал.
Солун, ажыктыг, чараш.
Номчуур,шээжилээр,чуруур.
Амыдырал дугайында
Эртем.
Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре, и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоем. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями, то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребенок должен проявить и коммуникативные.
Комедия.
Каттырынчыг, шоодунчуг.
Шоодар, кыжырыыр, сойгалаар.
Номчукчуну бодандырар
Шиинин бир хевири.
В-третьих, использовать данный прием можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия «эпитет», так и при изучении достаточно объемного материала).
Изучив такую сложную тему, как «Тыва маадырлыг тоолдар», я даю такое задание в качестве творческого.
Чараш, онгур, каас.
Чуруур, будуур, каастаар.
Ылгавырлыг демдектерни тодарадыр
Уран-чечен арга.
Эпос.
Улуг, делегем, солун.
Кижизидер, ооредир, магададыр.
Сонуургалды оттуруптар
Улустун аас чогаалы.
В-четвертых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, применяя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, специально сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отстутствующей части, к примеру, без первой строчки.
Давайте попробуем стать учениками 5 класса и составить синквейн по такому понятию, как « демдек ады»
Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.
Согласитесь, что использование этого приема на уроках литературы оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше надежда, что ребенку на уроке не будет скучно, что каждый день принесет ему пусть маленькое, но открытие.
Читательский дневник «Путешествие Алисы» Кира Булычева
Автор: Кир Булычев
Число страниц: 352
Название: «Путешествие Алисы»
Жанр: фантастическая повесть
Главные герои: Алиса Селезнёва.
Второстепенные герои: профессор Селезнёв, Полосков, Зелёный, Верховцев, Крыс, Весельчак У, Три капитана, Говорун.
Характеристика главных героев:
Алиса — умная, добрая и отзывчивая девочка.
Учится во втором классе.
Решительная, смелая и сообразительная.
Никогда не отступает и всегда находит выход из неприятностей.
Характеристика второстепенных героев:
Профессор Селезнёв — папа Алисы.
Мудрый, справедливый мужчина.
Увлекается биологией.
Полосков — капитан «Пегаса».
Решительный и отважный.
Но, в то же время, мягкий и сердечный.
Зелёный — механик. Грустный и печальный.
Весельчак У — толстый и коварный пират.
Внешне безобидный, но хитрый и жестокий.
Крыс — главарь пиратов.
Жестокий и страшный.
Верховцев — директор музея.
Человек скрытный, но добрый.
Три капитана — герои галактики.
Всегда готовы прийти на помощь.
Смелые и умные.
Говорун — удивительно умная, говорящая птица.
Краткое содержание повести «Путешествие Алисы»
Профессор Селезнев взял Алису в космическую экспедицию, целью которой было изучение редких животных.
Они посетили три планеты и на каждой из них встречали удивительных существ: поющие кустики, меняющих облик зверей, огромных рептилий.
Попутно путешественники залетали в Музей капитанов, но доктор Верховцев отказался им помочь.
На одной из планет путешественникам удаётся спасти Говоруна, и тот рассказывает им о системе Медузы.
Ушаны дарят Алисе шапку-невидимку.
По дороге к системе Медузы космонавты спасают роботов, поражённых ржавчиной.
В системе Медузы они находят планету с живыми зеркалами.
На другой планете они оказываются в плену у пиратов.
В плену находится и один из капитанов.
Алисе удаётся ускользнуть, благодаря шапке-невидимке, и она приводит помощь.
Три капитана снова встречаются вместе и пленяют пиратов.
План повести:
- Начало путешествия.
- Странные животные.
- Музей на планете.
- Космический базар.
- Покупка Говоруна.
- Шапка-невидимка.
- Бедные роботы.
- Живые зеркала.
- Нападение пиратов.
- Неожиданная помощь.
Детский рисунок-иллюстрация:
Основная мысль рассказа «Путешествие Алисы»:
Главная мысль повести в том, что все люди должны жить в мире.
Основная идея произведения в том, что люди должны помогать друг другу. Зло всегда будет наказано.
А в будущем нас ждёт время процветания, когда все войны прекратятся, и человек сможет покорить космос.
Чему учит произведение
Повесть учит дружбе и взаимовыручке.
Учит беречь природу, сохранять все виды животных.
Учит жить в мире представителям всех народов и рас.
Учит ценить красоту мира.
Учит находчивости, смелости, целеустремлённости.
Краткий отзыв по повести «Путешествие Алисы» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, мне очень захотелось полетать по Галактике, так же как это сделала Алиса.
Мне тоже хочется увидеть далёкие и необычные планеты, спасать животных и помогать другим людям.
Но я понимаю, что мечты о полёте в космос пока неисполнимы.
Зато помогать людям и животным мы можем прямо сейчас, не покидая нашей планеты.
Это очень увлекательная повесть, в которой множество интересных и опасных приключений.
Автору удалось создать собственный мир, полный добра и справедливости.
В нём живут отзывчивые люди, которые не приемлют зло и борются с ним по всей Галактике.
Мне очень понравилась главная героиня Алиса Селезнёва, храбрая и добрая девочка.
Меня поразили её храбрость и находчивость.
Она ещё совсем юная, но уже такая мужественная и умная, настоящая героиня.
Именно благодаря ей всё путешествие закончилось хорошо.
Эта повесть во много раз интереснее, чем снятый по её мотиву мультфильм «Тайна третьей планеты».
Поэтому я всем советую прочитать это произведение, помечтать о далёких планетах, и подумать о том, чем мы можем помочь нашей Земле прямо сейчас.
Ведь только от нас зависит, станет ли описанное в повести правдой.
Пословицы к произведению:
- К гребцу и берег приплывает.
- Кто путешествует, тот познаёт.
- Жизнь дана на добрые дела.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Ты нарушила наш договор.
— Нарушила, — согласилась Алиса. — Но я надеялась, что нарушение не очень сильное.
— Да? Украсть самородок весом в полтора кило, распилить его на блёсны, утопить в Икшинском водохранилище и даже не сознаться!
Боюсь, что придётся тебе остаться, «Пегас» уйдёт без тебя.
— Ой, папа! — сказала Алиса тихо. — Что же теперь делать будем?
— Думай, — сказал я и вернулся в кабинет дописывать статью.
Ещё читательские дневники по другим произведениям Кира Булычева:
- «Лиловый шар»
- «Козлик Иван Иванович»
Библиотека произведений автора пополняется.
Как написать поэму Синквейн
25 февраля 2016 г.
от admin
Чтение через 3 мин.
Что такое поэма Синквейн
Поэма Синквейн — это классическая поэтическая форма, в которой используется пятистрочный образец. Эта поэтическая форма вдохновлена японскими поэтическими формами хайку и танка. Эта форма была введена в английскую литературу американской поэтессой Аделаидой Крэпси около 100 лет назад. В ее сборнике 1915 года «Стихи» было 28 синквейнов.
Крэпси уделяла особое внимание таким особенностям, как слоговый рисунок, образец ударения и размер в своих стихах. Ее синквейны следуют образцу акцентного ударения 1/2/3/4/1 и слоговому образцу 2/4/6/8/2. Она также использовала ямб в качестве метра во многих стихотворениях. Ниже приведен один из 28 синквейнов, написанных Крэпси. Вы можете наблюдать в этом синквейне вышеупомянутые особенности. (Заглавные буквы обозначают ударение, а косые черты обозначают разделение на слоги.)
Эти / БЫТЬ
Три / СИ / одолженные / ВЕЩИ:
/ ПАДЕНИЕ / инг / СНЕГ …/ / ЧАС
Бытие / ПЕРЕД / / РАССВЕТ / … / УСТ / ОДИН
Просто / МЕРТВ.
Примеры стихов синквейн
Ниже приведены некоторые примеры стихов синквейн, созданных в соответствии с приведенными выше спецификациями.
Бейсбол
Бита бьет по
Поле, посылая его
Через задний забор, я сделал это!
Homerun
(Синди Барден)
Слушай…
Слабым сухим звуком,
Словно шаги призраков, .
(автор Adelaide Crapsey)
Что такое дидактический синквейн
Дидактический синквейн тесно связан с синквейном Crapsey. Это популярная форма неформальных синквейнов, широко изучаемая в начальной школе. Выразительная простота этой формы сделала ее популярной и среди старых стихотворений. В этом типе синквейна больше внимания уделяется количеству слов, а не ударениям или слогам. Ниже приводится структура этого стихотворения.
Line1: одно слово
Line2: два слова
Строка 3: Три слова
Строка 4: четыре слова
Строка 5: одно слово
Dinosaurs
Жил один раз,
, но
только пыль и сны
Остаток
(Синди Барден)
Иногда это упрощается для детей, указывая грамматические категории каждой строки.
Строка 1: Существительное
Строка 2: Два прилагательных
Строка 3: Три слова (герундий)
Строка 4: Фраза из четырех слов
Строка 5: Слово, описывающее существительное Барден)
Как написать поэму синквейн
Теперь, когда вы знаете все правила написания поэмы синквейн, вы можете легко написать свой собственный синквейн. Вы можете создать его на основе количества слов или шаблона слога. Вы можете использовать следующие рекомендации ниже, чтобы создать свой собственный синквейн.
- Сначала выберите тему или тему.
- Затем проведите мозговой штурм идей по вашей теме. Вы можете думать о внешнем виде, качествах, эффектах и т. д. предмета. Найдите хотя бы три-четыре идеи.
- Если вы пишете дидактический синквейн, расставьте слова по количеству слов. Если нет, расположите слова по слоговой схеме 2,4,6,8,2. Сосчитайте слоги на пальцах, чтобы убедиться, что вы использовали правильный образец.
Об авторе: admin
Просмотреть все сообщения
Вам также могут понравиться эти
[Решено] самостоятельно сочините стихотворение синквейн и хайку
Получите больше от подписки*
- Доступ к более чем 100 миллионам учебных ресурсов по конкретным курсам
- Круглосуточная помощь опытных наставников по более чем 140 предметам
- Полный доступ к более чем 1 миллиону решений для учебников
*Вы можете изменить, приостановить или отменить в любое время
Вопрос задан bennyquit7
самостоятельно сочинить поэму синквейн и хайку
Искусство и гуманитарные науки Английский Английская литература БСЭД ПРОФЭД24
Ответ и объяснение
Решено проверенным экспертом
Ответил MaamRL29
, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapi
Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец АликетПолучите полный доступ к Course Hero
Изучите более 16 миллионов пошаговых ответов из нашей библиотеки
Подпишитесь, чтобы просмотреть ответ
ces ac magna. Fusce dui lectus
ipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor
ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam
gue
gue
itur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molesti ur laoreet
gue
molestie consequat, ultrices ac m amet, consectetur ad
, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ips
dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dol
а. Fusce dui lectus, congue vel l
gue
gue
gue
Пошаговое объяснение
trices ac magna. Fu dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Пел
gue
gue
ур лавр. Nam risus ante, dapibus a et, consectetur a
gue
inia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur la
onec aliquet. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing e
itur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie
ce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio.
dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet,
gue
gue
tesque ng el a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, con
gue
gue
itur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molesti ur laoreet
gue
molestie consequat, ultrices ac m ctum vitae odio.