Синквейн на уроке литературы
Синквейн на уроке литературы ( из опыта работы учителя)
“Не мыслям надобно учить, амыслить”
И.Кант.
Я всегда любила читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю все это делать на уроках вместе со своими учениками. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали художественное произведение? Как говорил А.С.Пушкин, “только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство”.
На своих уроках я использовала разные методики, приемы, которые, безусловно, повышали эффективность преподавания. Но… всегда что-то не устраивало меня, и я снова и снова искала новое.
Когда в очередной раз меня направили на курсы повышения квалификации, я не ждала ничего особенного. Но уже на первом занятии поняла, как глубоко я ошибалась.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (так назывались курсы) прочно вошла в мою педагогическую практику. Я поняла, что это то, что мне нужно.
Сразу же после окончания курсов я начала применять эту технологию. Интерес школьников к моему предмету стал намного выше.
Какова была моя радость, когда я поняла, что приемы технологии развития критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся.
Почти все, о чем говорилось на курсах, подтверждалось у меня на уроках. Но не подумайте, что реклама данной технологии является целью моей статьи. Эта технология универсальна. Она применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко понять и осмыслить его содержание.
Более подробно я хочу рассказать о приеме, который нравится и мне, и моим ученикам больше всего. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на “5”.
Учащиеся всех классов легко справляются с этим заданием (даже самые слабые). А у меня появился интересный способ проверить знания.
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести…(в приложении (Приложение 1) дан урок с использованием синквейна). Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.
Автор предлагает примеры синквейнов, написанных учащимися:
Ася (И.С. Тургенева “Ася”)
Скромная, беззащитная
Любила, страдала, сбежала
Готова пойти на все ради любимого человека.
Загадочная.
Господин Н. (И.С. Тургенева “Ася”)
Неискренний, холодный
Не понял, не успел, полюбил
Он расточал “люблю” на ветер, он твердил его среди пустых людей, но он не сказал его ей
Безумец
Заяц (М.Е. Салтыков-Щедрин “Самоотверженный заяц”)
Самоотверженный, честный
Прощался, добивался, не предавал
Не предал своего друга
Герой
Маша (А.С. Пушкин “Дубровский”)
Умная, красивая
Любит, прощает, страдает
Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба распорядилась иначе.
Красота
Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “Дубровский”)
Храбрый, честный
Защищает, мстит, любит
Владимир никогда не сдается
Благородство
Грей (А. С. Грин “Алые паруса”)
Добрый, благородный
Сбегает, путешествует, влюбляется
Был счастлив, сотворив чудо своими руками
Герой
А вот, что думают мои учащиеся по поводу работы с синквейном:
“Благодаря синквейну, мы можем понять, плохо или хорошо мы узнали того или иного героя”.
“Синквейн – интересный и простой способ описать кого-либо. Мне он нравится, потому что нужно мало писать, а больше думать”.
Иногда синквейн становится частью большой творческой работы учащихся.
“Творческие работы развивают мышление, фантазию, и, по-моему, это просто интересно. Не все можно выразить словами, и тогда помогают цветные карандаши”.
“Творческие работы помогают выразить свое отношение к произведению”.
В приложении я привожу лишь одну детскую работу (Приложение 2). Я не могу сказать, что она лучшая. Лучших нет! Все работы уникальны и интересны. Я стараюсь относиться к высказываниям ребят безоценочно (как требует технология), хотя иногда и не получается. Работа в этой технологии полезна не только моим ученикам, но и мне самой.
Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
“Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”
Творчество
Как сказал Ли Цзи: “Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение”.
Поделиться…
Пример синквейна на тему форумов:
Форум (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Синквейн на уроках литературы | Русский язык и литература
Автор: Кравченко Оксана Алексеевна
Организация: МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска»
Населенный пункт: г. Челябинск
Я слышу — я забываю. Я вижу — я запоминаю. Я делаю — я понимаю.
Конфуций
Мне всегда нравился процесс чтения, особенно анализ действий героев, причины их поступков, их внешнее представление. Сейчас я занимаюсь тем же самым, но только уже в роли учителя и с моими учениками на уроках литературы.
Я, как молодой учитель, еще не использовала множество методик в своей работе, только пробую применять то, чему научили в университете и подсказали опытные педагоги. Темой моего самообразования является тема «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы». Мне «приглянулся» такой методический прием, как синквейн.
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме или понятию из первой строки.
Пятая строка. 1 слово – ассоциация, которое повторяет суть темы.
Таким образом, ученики кратко резюмируют, обобщают все то, что они узнали о герое или понятии к краткой и интересной форме. Ребята развивают свое критическое мышление с помощью этого приема, анализируют, делают выводы, отражают свое мнение и точку зрения. Более того, этот тип работы требует творческого мышления, ведь ребята пишут стихотворение, хоть и без рифмы.
Почему мне нравится этот прием? Это очень быстрый вид работы, требует 3-5 минут, но по составленному синквейну можно с легкостью определить степень изученности материала учеником, глубину понимания произведения.
Так как на уроках время дорого, я часто прибегаю к такому заданию. Ученикам оно очень нравится, выполнение задания приносит им удовольствие, они охотно хотят поделиться составленными стихотворениями. Ниже приведу некоторые примеры.Том Сойер
Хитрый, малый
Хулиганит, общается, красит
Том не боится наказаний
Хулиган
(Истомин Ярослав, 5 класс)
Герда
Добрая, отважная
Любит, спасает, стремится
«А снежная королева не может войти сюда?» — спросила девочка
Спасительница
(Венедиктов Федор, 5 класс)
Нефед
Добродушный, жалостливый
Помогает, добывает, умирает
Нефед – широкой души человек
Слуга
(Бакуров Илья, 5 класс)
Это лишь малая часть составленных учениками синквейнов, их огромное множество. Универсальность этого приема не нуждается в дополнительных доказательствах, завоеванный авторитет среди учеников тоже. Этот вид работы полезен как как ученикам, так и мне. Ведь как сказал Жозеф Жубер: «Обучать – значит учиться вдвойне».
Приложения:
- file0.docx.. 14,9 КБ
World Haiku Review — Cinquain Workshop
С середины февраля до середины марта 2002 года Денис Гаррисон и Дебора Колоджи провели очень успешный Cinquain Workshop и Contest для членов WHCshortverses. В двух предыдущих выпусках World Haiku Review мы представили победителей конкурса Cinquain Contest (том 2, выпуск 1, март 2002 г.) и первый урок и упражнение семинара (том 2, выпуск 2, июль 2002 г.). В этом выпуске мы рады представить второй урок с несколькими примерами из упражнения, которое заключалось в использовании аллитерации в синквейне. В мартовском номере 2002 года мы планируем опубликовать 3-е упражнение с примерами-участниками полистанзаического синквейна.
Cinquain Workshop — Упражнение по аллитерации
Дебора П. Колоджи
Редактор Amaze
Модератор CinquainPoets
(во всех формах) и/или ассонанс. Мы исследовали способы использования этих литературных приемов в качестве средства связывания родственных слов. Как краткая форма, синквейн не поддается сложным схемам рифмовки, но использование аллитерации и ассонанса кажется естественным в структуре синквейна.
Аллитерация — поэтический прием, использующий повторение согласных звуков в соседних словах. Ассонанс также использует повторение гласных звуков в коротком отрывке стиха.
«Словарь поэзии» Джона Друри еще больше разбирает аллитерацию, определяя «аллитерацию» конкретно как повторение начальных согласных звуков, «консонанс» как повторение согласных звуков в конце слов («густой ручей») , «параллельная аллитерация» или «перекрёстная аллитерация» как переплетение согласных звуков («клюквенные кексы, морщинистые рты» — повторение сочетания звуков «ч/м») и «скрытая» или «внутренняя» аллитерация, где согласная звуковая схема в середине слов повторяется («скрытая середина» имеет двойную «д» в середине). Друри утверждает, что аллитерация «служит для связывания связанных слов, для укрепления структуры стихотворения…»
Когда я впервые читал синквейн Аделаиды Крэпси «Триада», я удивился, почему она столько раз использовала артикль «the». Обычно я думаю о «the» как об очень слабом слове, мало что добавляющем к стихотворению, и это входит в мой короткий список слов, которые я стараюсь избегать в синквейнах. Тем не менее, в «Триаде» это работает, и я думаю, причина в аллитерации.
Триада
Эти будут
Три тихие вещи:
Падающий снег… час
Перед рассветом… уста одного
Только что умер.
Adelaide Crapsey
Когда «Триада» читается вслух, звук «th» появляется и, кажется, течет через стихотворение таким образом, что это приятно для моего языка:
Эти-Три-вещи-The- рот.
Кроме того, мисс Крэпси использует ассонанс. Первые три слова в этом синквейне имеют долгий звук «е»:
Эти будут три
В первом (валентинке) упражнении Гэри Бланкеншип представил следующее стихотворение:
Под словами
Конфеты
вишня в масле.
Слишком сладкие кусочки скрывают даже
приятные сюрпризы, как и ваш
шепот.
Гэри Бланкеншип
Гэри начинает с твердого звука «с», который сочетается с «Candy Covered». По мере развития стихотворения звук «с» появляется в начале, в конце и в середине слов:
вишни-сладкие-кусочки-слаще-сюрпризы-как-шепот
поскольку более резкие гласные звучат в начало смягчаться шепотом его последнего слова, соответственно «шепотом». Сопоставление слов «кусается/прячется» и «четче/слаще» также эффективно использует ассонанс.
Образец синквейнов, представленных в рамках упражнения по аллитерации:
Дорогой дневник
Розовыми чернилами
синквейн
перескакивает с ручки на бумагу;
мои чувства проявились в любви
цвета.
naia
Планы уроков: синквейн (начальный, литература)
Планы уроков
Уроки на уровне класса
Дошкольный, Средний, Средний, 1-3 классы, Детский сад Школа, Продвинутый , Другое, Все
Уроки предметной области
Искусство и ремесла, Компьютеры, Игры, География, Здоровье, История, Язык, Литература, Математика, Музыка, Физическое образование, Чтение/Письмо, Наука, Социальные науки, Специальное обучение, Другое
Литература, уровень: элементарный
Опубликовано в четверг, 14 января, 17:21:14 по тихоокеанскому стандартному времени 1999 г. Коллин Галлахер ([email protected]).
Silverdale, WA
Поэзия
обзор существительных, прилагательных, глаголов и синонимовI. Поведенческие цели
a. Учитывая синквейн, ученики обсуждают его части к удовлетворению учителя
.
б. Получив существительное, глагол или прилагательное, ученик скажет учителю, какое слово
является существительным, глаголом или прилагательным.
с. Получив то же самое с синквейном, ученик сделает небрежную копию своих
синквейнов.II. Материалы
а. Сказки разные
b. Синквейн то жеIII. Процедуры
Введение:
1. Прочтите следующее;
Почти пряничныйГензель
Умный и добрый
По белым камешкам
Находит пряничный домик
Ням! Ням!Теперь скажите: «Я только что прочитал вам стихотворение о сказке, которую мы читали. Вы
знаете, из какой сказки оно взято?»
Сегодня ты напишешь стихотворение, подобное тому, что написал я!Развитие:
1. Предложите учащимся провести мозговой штурм по именам персонажей
прочитанных ими сказок. Используйте первую строку в качестве примера. Перечислите остальные под ним. Этот постер
будет использоваться в качестве списка предложений, когда учащиеся будут писать свои синквейны
.2. Обсудите прилагательные или описательные слова. Используйте вторую часть плаката
3. На третьем плакате перечислите слова действия или глаголы, которые будут использоваться в третьей строке.
, чтобы перечислить столько прилагательных, сколько дети могут провести мозговой штурм, какие
описывают сказочных персонажей.4. Наконец, составьте список слов, связанных с окончанием сказки.
5. Повесьте все эти списки на доску в том порядке, в котором они указаны в синквиане.
Заключение:
1. Объясните, что cinq по-французски означает «пять», и каждое стихотворение состоит из пяти строк.
Предоставьте учащимся копию прилагаемой страницы и позвольте им написать
свои собственные синквианы о персонаже или ситуации в сказке.Оценка учащихся:
1. Наблюдая за учащимися во время урока и во время выполнения ими
проекта, учитель определит, успешно ли
учащийся выполнил урок.
IV. Оценка урока 901:10 Я чувствую, что урок прошел хорошо. Некоторым учащимся понадобилась дополнительная помощь в выполнении задания. Таким образом,я провел дополнительное время с этими учениками. Тем не менее, большинство работало самостоятельно над своим синквейном
. Я чувствую, что они многое извлекли из этого урока, потому что им нужно было различать
между частями речи. Это был первый раз, когда им пришлось это сделать. Я был очень доволен
готовой продукцией. Я взял их все и напечатал. На следующем уроке я
попрошу учащихся поместить синквейн в сказочную обстановку. Затем мы их покажем.Имя: Коллин Галлахер Уровень класса: 2 .
Школа: Начальная школа Streams Предмет: Литература
Научный руководитель: г-жа Барбара Хелмечи Дата: 30 ноябряI. Поведенческие цели
a. Учитывая свои синквейны, которые они написали на прошлом уроке, ученики разместят
вместе с синквейном.
синквейн в сказочной обстановке.
б. Имея синквейн для прослушивания, ученики обсуждают, какая картинка может пройтиII. Материалы
а. синквейны машинописные
III. Процедуры
Введение:
1. Скажите учащимся, что вы напечатали их синквейны, которые они написали на
последнем уроке. Объясните им, что вы хотите, чтобы они прослушали каждый синквейн
и посмотрели, смогут ли они догадаться, о чем он.Проявление:
1. По мере прочтения каждого синквейна дайте этому учащемуся представление о картинке
они могут захотеть нарисовать, чтобы проиллюстрировать свой синквейн.2. После того, как все готовые синквейны будут готовы, объясните, что вы хотите, чтобы каждый из них
нарисовал картинку, иллюстрирующую их синквейны. Напомните им, что
должны быть установлены для каждого изображения.