Синквейн как приём технологии развития критического мышления
1. Синквейн как приём технологии развития критического мышления
Торопова Е.В., учитель литературы,Русского языка, искусства и МХК
2. Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое-что, чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство. А.С.Пушкин Литература –
искусство слова, триединая природакоторого – это красота, правда, добро.
Идеалы русской классики соприродны человеку.
Классика – не развлечение, это труд. Мы должны учить читать.
«Учебником жизни» назвал литературу Н.Г.Чернышевский.
Русская литература даёт нам возможность говорить о жизни,
о человеке словом.
слово
писатель
читатель
человек
4. «Что такое литература?.. Это необходимый предмет. Это изучение души человека, а учитель, который ведёт по огромному
литературному океану, — врачеватель душ… Урокилитературы – это уроки художественного исследования, где ты,
чтобы разобраться в себе, в окружающих тебя людях,
погружаешься в слово…»
/Алексеева Оксана, 11А, 1998
душа
«магия слова»
в контексте
одного
стихотворения
… Я так люблю осенний лес,
Над ним — сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой весёлый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: — Я был в лесу листом!
Сказать: — Я был в лесу дождём!
Поверьте мне: я чист душою…
?
6.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века (эту формуразработала американская поэтесса Аделаида Крэпси,опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и
танка).
В дальнейшем синквейн стал использоваться (с 1997 года и в
России) в дидактических целях, как эффективный метод развития
образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд
методистов полагает, что синквейны полезны в качестве
инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве
среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Синквейн – приём технологии развития критического
мышления. Процедура составления синквейна позволяет
гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных
систем: информационной, деятельностной, личностно
ориентированной.
7. Процедура составления синквейна позволяет сочетать элементы всех трёх образовательных систем
информационнойличностно –
ориентированной
деятельностной
8.
Синквейн как инструментанализасинтезирования
обобщения
1)обогащает словарный запас
2)учит формулировать идею
3)позволяет почувствовать себя
хоть на мгновение творцом
4)получается у всех
5)учит работать индивидуально
и в паре
11. синквейн
слово2 прилагательных,
крылатое
золотое
характеризующих тему
понимать
3 глагола
по теме
бросать
держать
цельная
фраза
Слово не воробей:
вылетит
– не поймаешь.
синоним
информация
темы
12. Однажды к старому учителю в гости пришли его ученики. Они долго беседовали, рассказывали о своей жизни, жаловались на трудные
времена. Учитель предложилим кофе, принёс поднос, на котором стояли самые разные
чашки, дорогие и дешёвые. После того, как весь кофе был
разобран, учитель сказал следующее: «Посмотрите, вы
разобрали только дорогие чашки, а после смотрели, у кого
красивее и богаче. Так же вы поступаете и в жизни. Вы
привыкли получать всё самое лучшее. Но ваши чашки не
влияют на вкус кофе, ведь я вам предлагал именно кофе, а не
чашку. Так и ваша жизнь – это кофе, а всё остальное: работа,
дом, положение в обществе – это чашки. То, какая чашка у
нас сейчас, никак не влияет на качество жизни. Порой,
стремясь получить самую дорогую чашку, мы забываем
насладиться самой жизнью. Ведь счастлив тот, кто извлекает
лучшее из того, что имеет…»
13. Борис Пастернак Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится
на моём веку.На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
1946
Неполный синквейн
жизнь
счастливая
научила
?
?
прошла
Жизнь прожить – не поле перейти.
?
15. синквейн
урок2 прилагательных,
познавательный
увлекательный
характеризующих тему
даёт
3 глагола
по теме контролирует
развивает
Образование есть то, что остается после того, когда
цельная фраза
забывается все, чему нас учили (Альберт Эйнштейн)
синоним
труд
темы
16. синквейн
Шухов И.Д.2 прилагательных,
заключённый
трудолюбивый
характеризующих тему
воевал
3 глагола
по теме
шьёт
помогает
цельная
фраза
Душу нельзя взять
в плен
(Пьер Безухов)
синоним
Щ темы
— 854
17. синквейн
война2 прилагательных,
великая
отечественная
характеризующих тему
стрелять
3 глагола
по теме
убивать
цельная
На волоске
отфраза
смерти
синоним
горе
темы
страдать
18.
синквейнуглеводы2 прилагательных,
простые
сложные
характеризующих тему
окисляются
3 глагола
по теме
запасают
строят
Органические соединения, состоящие из углерода,
цельная фраза
водорода, кислорода
синоним
сахариды
темы
19. синквейн
геометрия2 прилагательных,
пространственная
начертательная
характеризующих тему
измеряет
3 глагола
по теме
использует
исследует
Изучает пространственные отношения и формы
цельная фраза
(изучает фигуры и их свойства)
синоним
математика
темы
20. Каждое художественное слово тем-то и отличается, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений.
Л.Н.Толстой21. «Не мыслям надобно учить, а мыслить» И.Кант «Синквейн – интересный и простой способ описать кого-либо. Мне он нравится, потому
что нужно мало писать,а больше думать» /Дихтяр Наташа, 9Б, 2015
«Благодаря синквейну, мы можем понять, плохо или
хорошо узнали того или иного героя, разобрались в теме»
/Юсупова Даша, 9Б, 2015
«Синквейн – это способ проверить себя, талантлив ли,
ведь надо из множества слов выбрать нужное» /Трапезникова
Настя, 11Б, 2015
22.
синквейнсинквейн2 прилагательных,
образный
точный
характеризующих тему
обобщает
3 глагола
по теме
развивает
обучает
цельная
фраза в немногих словах .
Сила речи: умение выразить
многое
синоним
творчество
темы
Конспект урока. Сафонова Наталья Станиславовна -Архив
13 ноября 2018
Просмотров: 1931
Литература как вид искусства
Класс: 8.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Вид урока: Урок творчества.
Цели урока:Создать условия дляактивного ознакомления учащихся с литературой как видом искусства и организовать их деятельность по закреплению умения образно описывать окружающий мир.
Задачи урока:
— обучающие:
- заинтересовать учащихся литературным творчеством как способом преображения человеческой души и окружающего мира;
- учить воспринимать и понимать художественный текст как вид искусства;
- сформировать у учащихся знания понятий: «символ и образа литературного произведения», «творчество»;
- развивать у учащихся умение описывать окружающий мир, сравнивать понятия, составлять высказывание;
- развивать творческие способности, давать оценку прочитанному, соотносить свою позицию с позицией поэтов, художников;
— воспитательные:
1) воспитать любовь к слову и читательский интерес;
2) формировать у учащихся мировоззрение с помощью сравнения различных литературных произведений;
3) развивать творческую и познавательную активность учащихся;
— развивающие:
1) развивать литературные способности ребёнка: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение;
2) развивать образное мышление, память, воображение, внимание, речь.
Методы обучения: индуктивный, исполнение, демонстрация, показ, объяснение, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования.
Формы работы: фронтальная.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, маршевая музыка (например, «Прощание славянки»), репродукции картин Дж. Арчимбольдо, О. Окампо, Двойственные Изображения (изображения, допускающие различные соотношения «фигуры» и «фона» в зависимости от имеющихся у субъекта представлений).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, на сегодняшнем первом и довольно необычном уроке мне хотелось бы поговорить с вами не о конкретном произведении, книге, авторе, а о литературе как искусстве воспитания творческого человека. Давайте попробуем ответить на, казалось бы, вполне простые вопросы:
— Что такое литература для вас?
— Для чего литературу преподают в школе?
Учащиеся: высказывают своё мнение.
Учитель: Молодцы! Действительно, слово «литература» достаточно объёмно, здесь и книги как продукт литературной деятельности, и школьный предмет, и вид искусства. Мы должны с вами разделять эти понятия и попытаться разобраться в возможностях воздействия литературы как искусства слова на нас самих, на наш внутренний мир, на наши возможности его конструировать, управлять им.
2. Основная часть.
Учитель: Литературой занимаются писатели.
— А, что это за люди?
— Какими качествами должен обладать писатель как творческая личность?
— Какие примеры творческих личностей вы можете привести?
— Для чего в нашем обществе творческие люди?
Учащиеся: высказывают своё мнение.
Учитель: Итак, ребята, основные качества творческой личности, интересного, находящего неординарные решения проблем человека, следующие: свобода решений и самореализации; умение видеть мир многогранно, с разных точек зрения; отсутствие стремления к шаблонному мышлению, стандартным решениям и формулировкам.
Посмотрите на самый обычный стол, находящийся перед нами (слайд). Опишите, в каком ракурсе вы его видите, какие отличительные черты можете выявить у этого предмета. А теперь давайте встанем на стул, на стол. Опишите, что изменилось в вашем видении мира вокруг? Изменился ли стол? Может быть, вы теперь, увидев его иначе, сверху, по-другому сможете его описать, найти иные детали его облика. Литература как вид искусства учит видеть мир с разных точек зрения.
Учащиеся: выполняют творческие задания на тему «Стол»:
1. Подобрать необычные сравнения к понятию «стол» (пример, стол как гора, которую надо преодолеть).
3. Составить синквейн на тему «Стол» (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии). Композиция синквейна уже знакома учащимся учитель напоминает его структуру (слайд)).
Первая строка формы — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательное или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Учитель: Мы с вами сейчас создавали свой образ стола. У каждого он получился неповторимым, необычным. Создавая субъективный образ, а именно он лежит в основе любого литературного произведения, мы невольно преобразовывали окружающую нас действительность, вкладывая в неё свои представления, мысли. Образ – «инструмент» литературы как искусства.
Учащиеся: записывают в тетрадях определения понятия «Образ» — картина жизни, нарисованная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями.
Учитель: Познакомимся с образом стола, который находится в центре стихотворения М. И. Цветаевой «Мой письменный верный стол!..» (слайд) и с другими образами этого же предмета у другого автора (слайд). Каковы отличительные черты данных авторских образов столов? Как вы думаете, какое понятие с помощью изображения стола пытаются авторы разъяснить читателю? И вот здесь мы уже с вами встречаемся с ещё одним «инструментом» литературы как искусства слова – символом.
Учащиеся: записывают в тетрадях определения понятия «Символ» -условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
Учитель: Теперь прочитаем и законспектируем вступительную статью «Искусство слова» / Литература. Начальный курс: учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях / авт.-сост. Г. И. Беленький. — М.: Мнемозина, 2010 (раздаточный материал на партах).
Но на образных и символических особенностях необычность искусства литературы не заканчивается.
Сейчас я попрошу походить несколько человек друг за другом по кругу (через некоторое время по ходу выполнения задания включается маршевая музыка). На самом деле сейчас некоторые из участников попытались подчинить свой, первоначально сугубо индивидуальный, ритм хода, другому. А ведь каждый из нас уникален. Именно литература подтверждает вашу индивидуальность, необычность взгляда на обычные вещи. Музыка, живопись – тоже искусство, тесно связанные с литературой.
Посмотрите, например, на слайдах — Двойственные Изображения (слайды). Что или кого вы видите на них? Каждый видит своё. Так же и в литературе: читатель в тексте тоже видит своё. Поэтому-то и идёт борьба за читателя у каждого автора. Один и тот же герой может быть оценён и воспринят по-разному.
3. Закрепление материала.
Учитель: Ребята, составьте небольшие тексты об осени или весне, наделив эти времена года свои видением, создайте свой неповторимый образ времени года, попытайтесь превратить его в образ-символ молодости или увядания, печали.
Учащиеся: выполняют задание.
Учитель: А теперь посмотрите на слайдах, какими были увидены и прочувствованы эти времена года известными русскими поэтами и итальянским художником эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо (слайды).
4. Выводы по уроку.
Учитель:Итак, мне хотелось бы закончить наши с вами сегодняшние наблюдения. Очень надеюсь, что они убедили вас в том, что литература как искусство слова формирует не только высокоинтеллектуальную личность, но и творчески развитого человека с такими качествами, как образное видение мира, нестандартные решения в стандартных ситуациях, креативность мышления…
5. Домашнее задание:
— подготовить конспект статьи: Николаев А. И. Художественный образ как преображенная модель мира
/ Основы литературоведения: учеб. пос. для студ. филол. спец. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – С. 34–38;
— составить текст, в котором бы проявился образ вашего мира. Используйте образы-символы.
cinquains — Главная — MW LITERACY®
Если вы ищете инструмент для письма, ориентированный на практику частей речи и имеющий четкую линию от начала до конца с базовой структурой, которая оставляет место для большого творческого самовыражения, вам может понадобиться подумать о том, чтобы принести синквейн в класс.
Существует множество видов синквейнов, но я сосредотачиваюсь на дидактическом синквейне со своими учениками. Это простой синквейн, который состоит из пяти строк и использует количество слов, а не количество слогов для составления каждой строки.
Структура выглядит следующим образом:
Строка 1: Какая у вас тема? Запишите его как одно существительное.
Строка 2: Опишите существительное из строки 1, используя два прилагательных.
Строка 3: Запишите три глагола действия, которые относятся к существительному из строки 1.
Строка 4: В четырех словах изложите свои мысли или чувства по поводу существительного из строки 1.
Строка 5: Что такое синоним для существительного из строки 1?
ПРИМЕР 1:
метель
Пушистый, белый
Flurrying, падение, накапливая
тепло и уютные внутри
Blizzard
Пример 2:
Суп
Hot, восхитительный
.
минестроне
ПРИМЕР 3:
экскаватор
большой, мощный
черпание, копание, формирование
передвижение по земле
строительный грузовик0003
Почему я их люблюИспользование этого типа синквейна имеет много преимуществ как для неохотного, так и для авантюрного писателя.
Синквейн отлично подходит для разогрева письменных упражнений и пробуждения творческих способностей.
Синквейн не слишком устрашающий. (Мы знаем, что это не может быть сказано обо всей поэзии!) Чинквапин обеспечивает структуру, и всего 5 строк не за горами. Учащиеся видят финишную черту.
Написание синквейна побуждает учащихся — независимо от способностей — практиковаться в использовании подходящих и описательных существительных, прилагательных, глаголов и синонимов.
Поскольку синквейны относительно короткие и могут быть написаны за один период написания, они идеально подходят для повышения уверенности в себе; учащиеся знают, что когда период написания закончится, они закончат поэтическое произведение.
С практикой написание синквейна может стать увлекательным и творческим способом отражения и документирования чего угодно. Подумайте о том, чтобы начать вести журнал синквейна!
A hobby or sport
A favorite food or drink
A holiday or celebration
Погода
Прошлый отпуск
Друг или член семьи
Любимое животное
Настроение
0073Полевая поездка
Обзор книг или фильма
Тема в области академического контента
. cinquain завершен, есть много способов включить их в свой класс и учебную программу.
Разминка при написании (тема не назначена)
Назначенная тема для отображения бюллетеня
Ежедневник для еженедельных записей синквейна
Классная тетрадь на заданную тему (отпуск, экскурсия, время года и т.