Синквейн мировоззрение. Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы
Синквейн как один из эффективных приемов контроля усвоения студентами учебного материала по дисциплине Основы философии и средство творческого самовыражения студентов
Для эффективного управления уроком преподавателю необходима постоянная обратная связь с группой. Как усвоили материал студенты? Какие проблемы возникли? Каково их настроение? Одними опросами домашнего задания и эпизодическими контрольными и самостоятельными работами здесь не ограничишься. На помощь приходят эффективные, динамичные приемы, позволяющие преподавателю получить своевременные сигналы о «работоспособности» студентов на уроке. Одним из эффективных приемов является прием написания синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить имеющиеся знания и осмысление нового.
Синквейн – это пятистрочная строфа, напоминающая белый стих. Это стихотворение придумали французы. Говорят, что в « вольном » переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач».
Правила построения синквейна:
1-ая строка – одно слово, название темы, явления, чаще всего это имя существительное;
2-ая строка – два слова, имена прилагательные, характеризующие данное понятие;
3-я строка – три слова, глаголы – показывающие действие понятия;
4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль — короткое предложение, показывающее отношение автора к теме;
5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Приведу примеры синквейна, написанные студентами.
Учитель
Добрый, мудрый.
Учит, переживает, надеется.
Понимает проблемы своих учеников.
Наставник.
Время
Бурное, скоротечное,
Изменяется, движется
Из прошлого, через настоящее, в будущее.
Необратимое течение
По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить.
Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы , иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
Составляя синквейн, каждый студент реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Синквейны – превосходный способ контроля
. Написать его грамотно, не зная темы, невозможно. Например, на вводной уроке по дисциплине основы философии после рассмотрения смысла слова «философия» составляем синквейн:
Философия
Актуальная, социальная
Изучает мир, помогает людям жить правильно, учит думать
Является медициной души
Наставник каждого мыслящего человека
Изучая тему «Мировоззрение. Структура и формы мировоззрения» после рассмотрения состояний, которые формируются на основе мировоззрения — это вера, надежда, любовь, студенты составляют синквейны. Например,
Любовь
Страстная, нежная
Окрыляет, воодушевляет, прощает
Единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у нас остается.
Бесценный дар
Любовь
Бескорыстная, безграничная
Помогает, учит, наставляет
Единственное состояние, которое вечно.
Незаменимое сокровище
Синквейн можно использовать для самоконтроля . Если студент легко составит синквейн, то тема усвоена. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие студентом. Впоследствии можно изученную тему повторить, просто вспомнив синквейн.
Можно сделать следующие выводы:
Синквейн – эффективный прием, используемый для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений и ощущений.
Синквейн – инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
Синквейн – это средство творческого самовыражения.
Синквейн – обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею, позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.
Таким образом, применение синквейнов в учебном процессе служит отличным приемом для развития потенциала студента, раскрытия его индивидуальных возможностей, способствует познанию его внутреннего мира.
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели.
Образовательные :
- Получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества
- Показать сущность и значение патриотизма и гражданственности, типы мировоззрения.
Воспитательные :
- Формирование отношения к духовной жизни общества.
- Воспитание коммуникативности, толерантности в общении с другими.
- Формирование у учащихся положительного отношения к учению, к знаниям.
Развивающие :
- Развитие умения осуществлять сопоставления, рационально решать познавательные и проблемные задачи
- Развитие у учащихся речи, памяти, внимания и восприятия.
- Уметь применять логические операции: систематизации, обобщения, сравнения, анализ.
Структура урока:
- Изучение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание.
- Понятия. Духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет.
Оборудование.
- Раздаточный материал с заданиями.
- Компьютер, проектор, проекционный экран
Ход урока
I. Изучение нового материала
Кадр 1. Посмотрите на изображения на слайде. Они совершенно разные, но есть то, что их объединяет. Обсудите в группе, в чем их единство и сделайте вывод, какова тема урока.
Кадр 2. Значит, мы сейчас с вами будем говорить о духовном мире личности.
Тема урока: Духовный мир личности.
Как вы думаете, в соответствии с темой урока, какую цель мы для себя сегодня должны поставить?
Кадр 3
Цель урока: Получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества.
Что же такое духовный мир личности? Давайте посмотрим, что же по этому поводу думали такие люди как Ф.М. Достоевский и Сократ. Работать будем в группах. У вас на столах лежат карточки. Прочитайте документы и выполните к ним задания.
Группы, первые выполнившие задания карточек №1 и №2, составляют схемы на доске.
Проверка.
Кадр 4
Карточка №1 1. Прочитайте. Ф.М. Достоевский писал: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой- то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин”. 2. Найдите в списке характеристики Духовного мира личности. Знания, жизнь, качество жизни, вера, убеждения, физическое здоровье, чувства, благосостояние, социальное положение, способности, ценности, гражданские свободы, стремления. Сделайте вывод. Как вы понимаете выражение: духовный мир личности? (Ответ. Духовный мир личности. Знания, вера, убеждения, чувства, способности, ценности, стремления. ) |
Кадр 5
Карточка №2 Прочитайте притчу: Однажды Сократ со своими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия (жизни). Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа: Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне. Конечно, потому что ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания. Используя слова, дополните Модель духовной личности: способности, мировоззрение, убеждения, потребности, ценностные ориентации, характер, темперамент, задатки, культурный диапазон. Модель духовной личности Как вы понимаете выражение: духовный мир личности? |
Кадр 6
Мы пришли к выводу, что духовный мир личности непосредственно связан с принадлежностью человека к социальной общности и духовной жизни общества.
Философ Федотов писал, “что духовная жизнь отличает человека от других живых существ”. Человека с развитой духовной жизнью обладает духовностью- высшим уровнем развития и саморегуляции личности. На этом уровне мотивами, смыслами жизни человека становятся не личные потребности, а высшие человеческие ценности.
Как вы думаете, что является высшими человеческими ценностями?
Кадр 7. (Мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение)
Работая в группах, составьте портрет Патриота и портрет Гражданина. Сделайте вывод, в чем сходство и в чем различие этих двух понятий.
Кадр 8. Запишите понятия в тетрадь. Патриот – человек любящий свое отечество, предан ему, стремится своими действиями служить его интересам. Гражданин — это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах
Патриотизм – это деятельность на благо Родины, обеспечивающая не только ее успех и могущество, но и уважительное отношение к другим народам Гражданственность — это проявление ответственного отношения человека, осознающего не только свои права, но и обязанности, к другим людям и обществу в целом.
Кадр 9.
Прочитайте отрывок из стихотворения Юрия Визбора “Ночная дорога”.
“Нет дороге окончанья, есть зато её итог.
Дороги трудны, но хуже без дорог”.
Что означают эти слова?
Какой именно жизненный путь выберет человек- это зависит от его мировоззрения, которое влияет на формирование менталитета человека.
Вспомните, какие еще понятия вы знаете:
Что такое мировоззрение?
Что такое менталитет?
Кадр 10
Для того, чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, менталитет выполним задания в группах: (работа с учебником)
Если забыли, что такое синквейн, тезисный план, графическая работа с текстом, можно взять Памятку на столе. Первые, составившие синквейн и схему, выходят к доске.
Проверка. Можно задавать вопросы выступающему на уточнение сообщаемого материала.
1. Слушаем синквейн.
2. Объяснить классификацию типов мировоззрения.
3. Слушаем тезисный план на тему “Менталитет человека”.
II. Проверка нового материала.
Сейчас проверим, как вы усвоили материал по теме «Духовный мир»
Подписали фамилию и имя на чистом листе, лежащем у вас на парте. (варианты заданий раздаются с учетом способностей и возможностей учащихся)
Вариант 2. Обозначьте
правильный вариант ответа. 1. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
2. Нормы морали охраняются:
3. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
4. Какая ситуация регулируется нормами морали?
5.“Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации — это…”. |
Вариант 3 1. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго. | |||
Предмет изучения | Наука | ||
1 | Власть в обществе | А | Психология |
2 | Поведение человека, его индивидуальные особенности | Б | Экономика |
3 | Производство и обмен | В | Политология |
2. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго. | |||
Деятельность | Сфера деятельности | ||
1 | Создание художественного образа | А. | Наука |
2 | Выдвижение гипотез | Б. | Искусство |
3 | Эксперимент | ||
4 | Формирование чувства прекрасного | ||
5 | Новые, достоверные знания |
Кадр 11.
Проверяем работу. Без ошибок — “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”
Кадр 12.
Подведем итог:
Почему духовный мир личности является важнейшей ценностью современного общества?
Итоговые оценки за урок выставляются с учетом письменной работы.
Кадр 13.
Домашнее задание.
Параграф 29, вопросы стр. 305-306, (для всех)
Дифференцированно (по выбору):
**Задания стр. 306, : №2 — письм., №3 — устно
***Документ стр.306-307 вопросы
Источники:
1. ЕГЭ-2009. Обществознание. Тематические тренировочные задания / Г.И. Аверьянова. М.: Эксмо, 2009.
2.Обществознание. Учебник для 11 класса. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского. М.: Просвещение, 2008
3.Поурочные разработки по обществознанию: профильный уровень: 11 класс / Е.Н.Сорокина. М.: Вако, 2009.
Открытый урок по дисциплине «Обществознание» на тему «Человек, как духовное существо» | План-конспект урока:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО – АЛАНИЯ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж»
Структурное подразделение «Северо-Кавказский лесной техникум»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по дисциплине
ОУД. 08 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1 КУРС
Тема: Человек, как духовное существо.
Специальность: 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Квалификация: «Специалист лесного и лесопаркового хозяйства»
Преподаватель: Гаглоева М.А.
Рассмотрено на заседании цикловой
комиссией общеобразовательных и
естественно — научных дисциплин
Протокол № ___от___________2020г.
Председатель __________Елоева А.Т.
г. Алагир
2020 год
Тема: Человек, как духовное существо.
Форма проведения: урок-исследование.
Цель: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Задачи:
1. Образовательная.
- Познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества;
- узнать чем духовный человек отличается от бездуховного;
- дать характеристику моральным ценностям;
- выделить основные типы мировоззрения.
2. Развивающая.
Формировать умения и навыки:
- высказывать мнение о собственном понимании по данной теме;
- уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку;
- использовать информацию, полученную в сети Интернет.
3. Воспитательная.
- Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека;
- способствовать выбору верных ориентиров в жизни;
- убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска.
Предполагаемый результат (приобретаемые навыки)
- Когнитивные
Умение определять понятия в ходе учебной деятельности, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи
- Информационные
Формировать духовное сознание через освоение культурного наследия народов России и мира
- Аналитическое
Оценка происходящих событий и поведение людей с точки зрения морали и права.
План урока
- Духовный мир личности
- Структура духовной жизни общества
- Типы мировоззрения
Технологическая карта
№ | Содержание | время | Применение инновационных технологий |
Тема урока | |||
Человек, как духовное существо | Проблемное обучение | ||
I | Организационный момент | ||
Работа с документом | 5м | ||
II | Изучение новой темы | Развивающее обучение | |
| 10м | ||
| 10м | Личностно-ориентированное обучение | |
| 10м | Информационно-коммуникативные технологии | |
III | Закрепление | ||
Тесты | 5м | ||
Выставление оценок | |||
Рефлексия | 3м. | ||
Домашнее задание §4 с объяснениями | |||
Подведение итогов | 2м |
Ход урока
Эпиграф к уроку: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П. Чехов)
- Организационный момент
Документ
Из работы русского философа С.Л. Франка (1877 – 1950гг.) «Смысл жизни»
Прочитать и ответить на вопросы:
- С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни?
- Почему вопрос о смысле жизни «волнует» и «мучает» человека?
- Связан ли вопрос о смысле жизни с духовной сущностью человека?
Итак, сегодня мы поговорим о человеке, как о духовном существе.
- Духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. Давайте проведем небольшое социологическое исследование.
Какой смысл люди вкладывают в понятие «духовность»?
Обучающиеся.
— Церковь, религия – духовная музыка
Профессиональные деятели культуры отметят, что духовность – синоним творчества
— Для большинства людей духовность – это высшая цель и смысл человеческой жизни
Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, артиста, священника, журналиста.
Вывод: Под духовной жизнью понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Итак, что мы относим к духовной жизни?
— Знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, цели людей.
Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Важная задача удовлетворение духовных потребностей людей.
-Давайте систематизируем эти потребности (назовите их).
— Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию» — потребность
— Эстетическая потребность – стремление осваивать мир по законам красоты
— Любовь, дружба, товарищество – подлинно человеческие потребности в общении
— Моральная и психологическая поддержка, соперничество, сопереживание, творчество – тоже потребности в общении
Вывод: | Духовные потребности человека порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение |
На интерактивной доске кластер.
Духовные ориентиры личности
Мораль ценности идеалы
Человек, являясь общественным существом, не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания. Установленные правила призваны защитить интересы и достоинства каждого отельного человека.
Мораль – это система норма, правил, регулирующих общение, поведение людей и обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Моральные установки личности исследовал немецкий мыслитель И. Кант 1724 – 1804 гг. Сформулировал категорический императив, следование которому весьма важно: «Поступай всегда согласно такой максиме всеобщности, которой в качестве закона ты в то же время можешь желать».
Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
Ценности – это то, что наиболее дорого, свято для одного человека. Ценности отражают отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе.
К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное понятие и отношение человека к своему отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. С патриотическими ориентирами человека связаны качества гражданственности.
Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, в уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.
Над моральными установками личности задумывались многие известные деятели.
Высказывания:
— Самое верное средство остаться бедным – быть честным человеком. (Наполеон Бонапарт).
— Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона. (Жермена де Сталь)
— Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями уже порядочный человек. Надо проверить, порядочны ли его убеждения.(Ф.М.Достоевский)
Задание:
Выберите любое высказывание, которое ближе всего вашим убеждениям и скажите, что вы об этом думаете, используя данную схему. Схема на доске.
а) Изучи высказывания
б) Пойми проблему
в) Сформулируй позицию автора
г) Представь свою позицию
д) Сделай выводы
Выступление обучающихся
3. Рассказ преподавателя
Слайд.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.
А в самом простом понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.
Особенности мировоззрения:
А) Взгляд человека на какую-то отдельную сторону мира или на мир в целом
Б) Мировоззрение определяет состояние человека, страшится ли человек этого мира или живет в ладу и гармонии с ним.
Мировоззрение носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущ свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению.
Слайд.
Распространены следующие типы мировоззрения:
— Обыденное мировоззрение, возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его называют житейским мировоззрением, оно формируется стихийно и распространяется очень просто. Приведите примеры.
— Религиозное мировоззрение, основой которого является религиозное учение, содержащееся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд также характеризует религиозное мировоззрение.
— Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опирается на достижения науки, оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Какую же роль играет мировоззрение в жизни людей? Выводы обучающихся.
— Во-первых, дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности
— Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности
— Человек получает возможность определить истинные ценности в жизни и культуре, отмечать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
III. Закрепление пройденного материала. Тесты.
- Как вы думаете, что относится к духовным ценностям?
а) микроскоп
б) компьютер
в) научное открытие
г) телевидение
2. Нормы морали охраняются
а) государством
б) обществом
в) церковью
г) политическими партиями
3. Способность личности к моральному самоконтролю называется?
а) совесть
б) убеждение
в) талант
г) этикет
4. Фундаментом духовной жизни общества является?
а) познание
б) искусство
в) наука
г) культура
V.Рефлексия. (Слайд)
Вопрос:
1.На уроке я работал — активно / пассивно
2.Своей работой на уроке — я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок — я не устал / устал
5.Мое настроение — стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был – понятен, не понятен /полезен , бесполезен /интересен, скучен
7.