Психология воля и характер: Характер и воля — Деловая культура и психология общения

что это такое с точки зрения психологии, понятие волевого поведения человека, определение психических процессов – nenumerolog

Одним из видов психической деятельности, доступной только человеку, является воля и по определению в психологии это сознательное регулирование поведения. Она дает возможность преодолеть препятствия и добиться поставленной цели, позволяет активировать процесс выполнения задуманного или воздержаться от необдуманного поступка. Относится к высшим психическим функциям, появляется при формировании личности в детском возрасте, при этом проявление этого качества сугубо индивидуально. Ребенок уже понимает и принимает законы общества и пытается действовать в рамках правил. По сути, это механизм сдерживания первобытных инстинктов и выстраивание последовательности поступков с учетом прав и потребностей окружающих.

Понятие воли: что это такое в психологии

Так называется сторона сознания, необходимая для начала деятельности, ее продолжения и завершения. Формулировка достаточно спорная, философы и психологи пытаются найти взаимосвязь с внутренними потребностями и доказать независимость от сторонних факторов. Но сфера до сих пор очень мало изучена по отношению к эмоциональной и познавательной. Большинство исследователей сходятся во мнении, что процесс тесно связан с желаниями и стремлениями индивида, а также моментом сдерживания нежелательных реакций.

Первые попытки осознания этого явления предпринимались в античные времена и довольно успешно. Позже интерес был потерян, интенсивные изыскания на эту тему возобновились только в XVIII столетии. Появляется понятие мотивационных подходов, свободы и ее ограничения через усилия. Особенно пристально изучали эти аспекты Декарт, Рибо, Выгодский.

структура волевого действия

Считается, что именно потребности становятся движущим механизмом активации усилий. Они требуются для достижения желаемого. Но бывает, что при отказе от совершения поступка нужно приложить гораздо больше стараний.

Выделяют простые и сложные действия. В первом случае нет борьбы мотивов, решение принимается без долгих колебаний, учитывается минимальное количество факторов.

Второй вариант состоит из нескольких этапов.

  1. Осознание цели. Если задача дана извне, то колебаний не возникает, четко осознается направление движения и основные методы выполнения. В воображении формируется вариант итога усилий. Здесь воля определяется как движущая сила.
  2. Желание. Может быть личным или навязанным со стороны другого человека, но присутствует в обязательном порядке. Происходит столкновение противостоящих побуждений. Оно завершается выбором цели действия.
  3. Рассмотрение возможностей. Идет установление причинно-следственных отношений между способами решения проблемы и возможными результатами.
  4. Принятие выбора основывается на моральных ценностях, жизненном опыте, оценке уровня конфликтности ситуации. Также рассчитывается количество необходимых сил для воплощения задуманного. Проводится уточненное планирование, что также включает понятие о воле, как о способе контроля процесса.
  5. Осуществление. Иногда требует значительных волевых усилий, по интенсивности превосходящих те, что уже были потрачены.
  6. Оценка сделанного проводится по 2 критериям: степень достигнутого успеха и приобретение личного опыта.

Выводы становятся точками опоры на будущее, особенно если задача решалась впервые и исход был удачным. Произвольное или волевое поведение, не является врожденной способностью. Оно формируется приблизительно к 6 годам, у кого-то раньше или позже, а до этого времени в приоритете у ребенка непроизвольная активность.

Воля и её основные признаки

Основное свойство — умение ставить цели и выбирать методы ее достижения. О таких людях говорят, что они наделены целеустремленностью. Второй аспект — решительность. Она позволяет выбирать не только наименее энергозатратный путь, но и соотносить его с моральными нормами и внутренними рамками, находя компромисс, если приходится частично пожертвовать одним или несколькими составляющими.

Настойчивость позиционируется, как способность расставить приоритеты при достижении намеченного. Такие люди трезво оценивают свои возможности, находят наиболее комфортные варианты решений, четко планируют действия. Выдержка важна в функциях торможения. А самодисциплина гарантирует достижение поставленной цели.

Виды и характеристики

В психике присутствуют сразу 3 типа воли. Какой из них будет лидировать на этот момент, зависит от обстоятельств:

  1. Свободная или духовная. Ее источник — стремления и желания самого человека. При этом он принимает взвешенное решение и следует выбранному пути. В качестве примера можно привести монахов, сознательно отказавшихся от материальной ценности ради самосовершенствования. Также характерен и поступок балерины, подчинившей всю свою жизнь достижению совершенства в движениях и художественной выразительности, ограничивающей себя в пище, переносящей огромные физические и эмоциональные нагрузки.
  2. Естественная. Формируется вместе с развитием личности, приходит на смену непроизвольным реакциям. Она позволяет делать выбор, придерживаться своих взглядов и принципов.
  3. Вынужденная. Возникает под посторонним влиянием, является результатом навязывания взглядов, мыслей, убеждений. Такой вариант возникает из-за необходимости выполнения определенных действий ввиду сложившихся обстоятельств.

Стоит учесть, что человек не всегда может осознанно переключиться с одного вида на другой, это происходит спонтанно. Только тем, что способен глубоко анализировать ситуацию, удается взять ее под личный контроль и отреагировать должным образом.

Характеристика:

  • осознание и принятие понятия «надо»;
  • четкий план, позволяющий идти к реализации намеченного;
  • взаимодействие с остальными психическими процессами.

Кратко, воля человека — это признак зрелости личности. Она необходима для выполнения различных задач. В обучении без этого невозможно планомерное усвоение материала, особенно сложных разделов предмета, где требуется методичность, усидчивость и способность длительное время концентрировать внимание на определенном направлении.

В освоении нового вида деятельности именно волевое усилие является определяющим для достижения успеха, поскольку теоретические знания нужно подкрепить практикой, а отсутствие немедленных результатов быстро приглушает интерес к выбранному роду занятий.

Воля и регуляция деятельности

Одни исследователи психических процессов считают, что для проявления волевых качеств необходим любой вид противостояния или наличие препятствия. Другие не согласны с этой точкой зрения и склоняются к тому, что речь идет о свойствах психики и установках человека. Веккер утверждает, что требуется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, между которыми и идет выбор. По сути — это намеренное направление стремлений на достижение цели или сдерживание желания к действию. К внешним факторам, которые пробуждают волевые качества, относятся противодействие окружающих, физические свойства предметов. К внутренним — недомогания, усталость, апатия, личные трагедии, эмоциональное истощение, профессиональное выгорание, лень.

Психология воли подразумевает стимуляцию стремления достичь желаемого. Например, когда приходится выбирать между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но несовместимыми целями или появляются преграды, стимулирующие приложение дополнительных усилий, порой в ущерб другим намерениям и планам. Часто большого внутреннего напряжения требует бездействие, если следует воздержаться от ненужной активности по моральным или этическим соображениям. Особенно важна способность к волевым усилиям, когда приходится ставить в приоритет внешние требования или нужды вопреки личным желаниям.

Функции воли

Выделяют несколько основных направлений.

  1. Побудительная ведет к активизации деятельности, которая не особо привлекает в силу низкой личной мотивации. Она открывает резервы для преодоления внутренних конфликтов, слабости, нерешительности.
  2. Стабилизирующая очень важна, поскольку направлена на поддержание ранее начатых действий. Именно ее наличие указывает на зрелость личности, поскольку требует значительных эмоциональных усилий. Она не позволяет свернуть с выбранного курса, стимулирует на изыскание дополнительных резервов для выполнения задачи, нейтрализует или снижает уровень встречного негатива внешнего или внутреннего происхождения.
  3. Сдерживающая необходима для избегания нежелательных поступков. У экзальтированных или фанатичных личностей эта сторона практически не активна, если требуется идти против желаний или убеждений.

Как дополнительную функцию и вид воли выделяют воспитательную. Она нужна для самосовершенствования и самореализации как личности.

Волевая регуляция поведения

В большинстве случаев принятие решения связано с внушительным внутренним напряжением, иногда выходящим в стресс. Но проявление усилий, реализующих активность личности, мобилизует психические и физические силы. Любое действие начинается с осознания цели и связанного с ней мотива. В итоге человек смутно ощущает свои влечения, которые позже четко оформляются в желания. При этом мотивы могут вступать в конфликт и следует определить приоритет на данный момент, а исходя и этого, планировать реализацию задуманного.

Развитие воли в характере человека

Психическое свойство относится к приобретенным. Этот факт доказывает утрата волевых качеств под воздействием алкоголя, наркотиков, различных расстройств поведения, нарушений в работе нервной системы. А поскольку есть шанс повысить эту способность, то существуют и специальные технологии.

Прежде всего, вырабатывается привычка сдерживать эмоциональные порывы в сложных ситуациях. Это дает время на анализ происходящего и планирование действий с учетом определенных предпосылок и ожидаемых результатов. Следующий аспект — навык правильно ставить цели, соблюдать их приоритетность, разбивать большую задачу на цикл малых. Далее, определение понятия воля и ее уровень напрямую связаны с уверенностью в своих силах. Если человек сдался заранее, то у него нет стимула для приложения усилий. Способность к концентрации также влияет на результат. Так, кто-то устает только от осознания того, должен испытывать упадок сил. Если есть интерес к виду деятельности, поставлена цель и понятны пути ее достижения, то возможно открытие внутренних резервов.

Сила волевых качеств базируется на самоконтроле и самосознании, поэтому полезно освоить такие элементы, как:

  • отказ от соблазна;
  • внутренняя мотивация;
  • формирование полезных привычек.

Отличный результат дает воспитание такого навыка, как быстрое решение неприятных вопросов или выполнение обязательного, но нелюбимого дела. Здесь важна внутренняя мотивация на то, что остальное время можно посвятить гораздо более приятным занятиям. Способов развития воли достаточно много, их желательно проверять на практике, поскольку любой человек уникален и требуется поиск наиболее эффективного варианта в каждом конкретном случае.

Нарушения

Волевые усилия требуют внутреннего посыла, самостоятельно не возникают. Тем не менее есть случаи, когда даже мощная мотивация не дает выполнить поставленную задачу. Среди подобных расстройств:

  • гипобулия — неспособность увеличить уровень активности;
  • абулия — страх и нерешительность, отсутствие инициативы;
  • гипербулия — суетливость, неспособность сосредоточиться на выполнении одной задачи.

Подобные состояния довольно успешно корректируются, если обратиться за профессиональной помощью к психологу.

Методы исследования понятия воли в психологии

Волевые качества обладают особыми характеристиками, они до сих пор полностью не изучены, поэтому изыскания в этой области продолжаются. При этом в каждом отдельном случае на результаты будут влиять индивидуальные психологические особенности человека. Для вывода обобщенных закономерностей используются:

  • экстенсивные способы, заключающиеся в наблюдении за индивидом в естественных условиях;
  • экспериментальные, при которых нужные условия создаются искусственно.

Методы развития

  1. Лучшим мотиватором являются собственные успехи, а также внутренние стремления, поэтому психологии рекомендуют вести дневник достижений. Туда вносятся только позитивные события и изменения. При описании личных побед желательно фиксировать не только факты, но и эмоции, а также предпринятые шаги для преодоления трудностей.
    Не обязательно ждать завершения дела, можно отмечать и просто улучшения состояния.
  2. Часто достаточно знать свои соблазны, чтобы научиться справляться с ними или уменьшать вред от их наличия. Например, при неуемной любви к сладостям достаточно оставлять вкусное как мотиватор, и разрешать себе их после завершения намеченного.
  3. Выход из зоны комфорта уже является неплохим стимулом к действию. Это позволяет поддерживать осознанность, поскольку при монотонности будней она сменяется автоматическим выполнением круга обязанностей, не требующих волевых усилий. А при столкновении с внештатной ситуацией вместо быстрой реакции и принятия решения человек впадает в ступор и теряется перед обстоятельствами.
  4. Действие как противовес ожиданию вполне оправданно в ряде случаев. Это особенно касается нерешительных личностей, предпочитающих постоянно откладывать насущные вопросы в надежде, что ситуация разрешится без усилий с их стороны.
  5. Начать с малого полезно тем, кто строит грандиозные планы, а потом пугается их монументальности.
    Пусть это будут небольшие задания, например, выполнение утренней зарядки или составление списка дел на день. А также обязательно нужно пересмотреть формы своего досуга и убрать явных «пожирателей времени», таких как просмотры мемов, открыток или обсуждений посторонних тем, не связанных с личными интересами.
  6. Развитие позитивного мышления пригодится во многих случаях, не только для укрепления силы воли. При этом от беспочвенного оптимизма этот подход отличает четкое осознание того, что изменить ситуацию можно, но для этого необходимо лично приложить усилия.
  7. Пересмотр окружения — очень важный шаг. Желательно минимизировать общение с теми, кто привык к сиюминутным порывам и хочет просто плыть по течению, не прилагая никаких усилий даже тогда, когда это жизненно необходимо. Релаксация — это великолепно, но не как стиль жизни, поэтому лучше поискать контакт с людьми, заинтересованными в своем саморазвитии.

Заключение

Зная, что такое воля и определение в психологии, можно определить ее роль и значимость в становлении личности. Волевым воздействием человек меняет ситуацию в свою пользу, достигает поставленных целей и может избежать нежелательного развития событий.

Психология характера и воли

Сатриванова Наталья Васильевна ЭПб-540 

 

 

План:

1. Введение

2. Понятие о характере и его типологиях.

3. Психология воли.

4. Заключение

5. Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Термины «характер» и «воля» относятся к психологии личности — раздел, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью.

Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Жизнь и деятельность требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достижения, должен обладать необходимыми волевыми качествами.

Ролью рассматриваемого материала является изучение понятия характер, его типы. Рассмотрение понятия воля и взаимосвязь этих понятий в психологии личности.

 

  1. Понятие о характере и его типологиях.

 

 

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают — совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

     Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. (Гиппенрейтер Ю.Б.)

      Характер — это индивидуальное сочетание  существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

      Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

      С характером  неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.

      В общении  с людьми характер человека  проявляется в манере поведения, в способах реагирования на  действия и поступки людей. Манера  общения может быть более или  менее деликатной, тактичной или  бесцеремонной, вежливой или грубой.

      Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

      Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

      Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

      Во-первых, это те свойства личности, которые  определяют поступки человека  в выборе целей деятельности (более  или менее трудных). Здесь как  определенные характерологические  черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные  им качества.

      Во-вторых, в структуры характера включены  черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных  целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а  также альтернативные им (как  свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается  не только с темпераментом, но  и с волей человека.

      В-третьих, с состав характера входят  чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим черты характера человека.

 

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шеддон, а в наши дни — Э.Фромм, КЛеонгард, А.ЕЛичко и ряд других ученых.

 Все типологии человеческих  характеров исходили из ряда  общих идей. Основные из них  следующие:

1.  Характер человека  формируется довольно рано в  онтогенезе и на протяжении  остальной его жизни проявляет  себя как более или менее  устойчивый.

2. Те сочетания личностных  черт, которые входят в характер  человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые  типы, позволяющие выявлять и  строить типологию характеров.

3.  Большая часть людей  в соответствии с этой типологией  может быть разделена на группы.

 Э.Кречмер выделил  и описал три наиболее часто  встречающихся типа строения  тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал  с особым типом характера (впоследствии  оказалось, что должных научных  оснований для этого у автора  не было).

1. Астенический тип, по  Кречмеру, характеризует небольшая  толщина тела в профиль при  среднем или выше среднего  росте. Астеник — это обычно  худой и тонкий человек, из-за  своей худобы кажущийся несколько  выше, чем он есть на самом  деле. У астеника тонкая кожа  лица и тела, узкие плечи, тонкие  руки, удлиненная и плоская грудная  клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2.  Атлетическому типу  свойствен сильно развитый скелет  и мускулатура. Такой человек  обычно среднего или высокого  роста, с широкими плечами, мощной  грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3.  Пикнический тип  отличается сильно развитыми  внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению  при слаборазвитых мышцах и  опорно-двигательном аппарате. Такой  человек среднего роста с короткой  шеей, сидящей между плечами.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.ЕЛичко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

 Классификация акцентуаций  характеров у подростков, которую  предложил А.ЕЛичко, выглядит следующим  образом:

1.  Гипертимный тип. Подростки  этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события  они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях  они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у  них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями  и педагогами — у них нередко  возникают конфликты. Такие подростки  имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, 1стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2.  Циклоидный тип. Характеризуется  повышенной раздражительностью  и склонностью к апатии. Подростки  данного типа предпочитают находиться  дома одни, вместо того чтобы  где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже  незначительные неприятности, на  замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически  меняется от приподнятого до  подавленного (отсюда название данного  типа) с периодами примерно в  две-три неделии.

3.  Лабильный тип. Этот  тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. приветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной  мнительностью и капризностью, утомляемостью  и раздражительностью. Особенно  часто утомляемость проявляется  при выполнении трудной умственной  работы.

5.  Сензитивный тип. Ему  свойственна повышенная чувствительность  ко всему: к тому, что радует, и  к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших  компаний, слишком азартных, подвижных  озорных игр. Они обычно застенчивы  и робки при посторонних людях  и потому часто производят  впечатление замкнутости. Недостатки  в своих способностях они часто  компенсируют выбором сложных  видов деятельности и повышенным  усердием. Эти подростки разборчивы  в нахождении для себя друзей  и приятелей, обнаруживают большую  привязанность в дружбе, обожают  друзей, которые старше их по  возрасту.

6.  Психастенический тип. Такие подростки характеризуются  ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7.  Шизоидный тип. Наиболее  существенная черта этого типа  — замкнутость. Эти подростки  не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться  в компании взрослых. Они нередко  демонстрируют внешнее безразличие  к окружающим людям, отсутствие  интереса к ним, плохо понимают  состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний  мир зачастую наполнен различными  фантазиями, какими-либо особенными  увлечениями. Во внешних проявлениях  своих чувств они достаточно  сдержанны, не всегда понятны  для окружающих, прежде всего  для своих сверстников, которые  их, как правило, не очень любят.

8.  Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят  окружающих, особенно в раннем  детстве. Такие дети, пишет А.ЕЛичко, любят мучить животных, дразнить  младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут  себя как диктаторы. Их типичные  черты — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе

9.  Истероидный тип. Главная  черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к  собственной особе. У подростков  данного типа нередко выражена  склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим  трудом выносят, когда в их  присутствии кто-то хвалит их  же товарища, когда другим уделяют  больше внимания, чем им самим. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его  иногда неверно характеризуют  как слабовольный, плывущий по  течению. Подростки данного типа  обнаруживают повышенную склонность  и тягу к развлечениям, причем  без разбора, а также к безделью  и праздности. У них отсутствуют  какие-либо серьезные, в том числе  профессиональные, интересы, они почти  совсем не думают о своем  будущем.

11.  Конформный тип. Данный  тип демонстрирует бездумное, а  часто просто конъюнктурное подчинение  любым авторитетам, большинству  в группе. Такие подростки обычно  склонны к морализаторству и  консерватизму, а их главное жизненное  кредо — «быть как все». Это  тип приспособленца, который ради  своих собственных интересов  готов предать товарища, покинуть  его в трудную минуту, но, что  бы он ни совершил, он всегда  найдет «моральное» оправдание  своему поступку, причем нередко  даже не одно.

Характер — это то, кто вы есть, когда вокруг вас есть другие люди

Характер часто обсуждается как основной компонент личности, представляющий ценности и действия, лишенные социального контекста. Однако при отсутствии всего остального моральная целостность не имеет смысла. Образ одинокого человека, делающего правильные вещи, связан с представлениями о грубом индивидуализме и личной чистоте и не соответствует самому основному применению морали: заботе о других.

Характер по своей сути социален и связан с отношениями. Моральная целостность имеет значение только потому, что рядом есть другие люди. Чтобы подчеркнуть этот момент, обратите внимание, что чувствительные периоды морального развития и социального развития накладываются друг на друга и переплетаются.

В возрасте от 3 до 5 лет дети стремятся быть полезными членами своей группы. Они развивают чувство инициативы и одновременно исследуют новую эмоцию: вину. Социальные действия побуждают детей бороться с чувством вины, которое ценно по своей сути. Отсутствие вины является патологическим и морально развращенным, но его можно сконструировать только в социальных условиях через вклад и неудачу.

Оба моих ребенка находятся в этой возрастной группе, и они отчаянно хотят помочь разбить яйца на завтрак и подмести разливы мюсли. Я часто эгоистично предпочитаю их отсутствие контрпродуктивной помощи, но их зарождающееся чувство свободы воли имеет фундаментальное значение для морального развития. Я хочу, чтобы они стали полезными людьми, которые заботятся о других и берут на себя ответственность за групповые проблемы.

Социальная и моральная чувствительность этой возрастной группы вызвала у психологов, занимающихся вопросами развития, особую обеспокоенность отсутствием социального взаимодействия и переговоров во время карантина, вызванного пандемией. Взрослые, как правило, быстро приспосабливаются к детям во время игры, а игра со сверстниками подталкивает их к совместному обсуждению правил игры.

Моральная чувствительность этой возрастной группы также является причиной большой озабоченности социологов по поводу телесных наказаний. Дети в возрасте от 3 до 5 лет чаще всего подвергаются шлепкам, но существует научный консенсус в отношении того, что телесные наказания контрпродуктивны для усвоения ими добродетельного поведения.

Среднее детство — это время крепнущей дружбы и расширения социальных связей, которые обеспечивают возможность нравственного роста. Мы с коллегами только что опубликовали лонгитюдное исследование роли отношений в развитии добродетели. Мы обнаружили, что дети, у которых были более хорошие отношения с учителями и сверстниками, также имели более высокий уровень таких добродетелей, как командная работа, мужество, социальная ответственность, саморегуляция, справедливость, надежда и просоциальное лидерство. Не только это, но когда отношения со временем укреплялись, добродетели тоже возрастали, но когда отношения ухудшались, добродетели находились на самом низком уровне развития. Может быть легко представить, что добродетельные люди развивают лучшие дружеские отношения, но на самом деле это могут быть отношения, которые предшествуют развитию характера. Отношения создают контекст для щедрости и самопожертвования и служат фоном для дешевого эгоцентризма.

Подростковый возраст — это время быстрого развития мозга, особенно областей, ответственных за восприятие перспективы. Это необходимый предшественник многих добродетелей, таких как социальная ответственность, которая требует осознания потребностей других и общего блага. Это также время быстрых социальных изменений, с усиленной привязанностью к сверстникам и развитием личности. Нравственное развитие и социальное развитие снова идут рука об руку. Социальная депривация и отсутствие связи могут привести к повышенному моральному отчуждению, а к подростковому возрасту люди становятся достаточно автономными, чтобы причинять большой социальный вред и ускользать из сферы влияния авторитетных фигур.

Конечно, когда других нет рядом, он может продемонстрировать моральную стойкость этического действия в отсутствие давления или суждений со стороны сверстников. Но представление характера как опоры силы лишает его врожденной социальной ценности. Характер важен, потому что другие вокруг. Это не столб, это паутина, соединенная между собой и укрепленная множеством точек крепления. Эти якоря по своей природе связаны с отношениями, например, наставники, которые выстраивают схемы правильного и неправильного, друзья, которые способствуют сотрудничеству и взглядам, и присматривают за более молодыми или более уязвимыми людьми, которые генерируют ответственность и заботу. Сообщества, состоящие из нескольких поколений, имеют преимущество в развитии этих сетей. Но американское общество, как правило, слишком сегрегировано по возрасту, чтобы органично создавать такие межуровневые сообщества по уходу.

Многие эмпирические исследования науки о добродетелях основаны на аристотелевской схеме, согласно которой добродетели приобретаются посредством обычной практики. Аристотель писал, что люди социализируются семьей в контексте «полиса», города-государства, и этот процесс направлен на развитие сильных граждан, стремящихся к общему благу. Современные психологи, такие как Дарсия Нарваес, опираются на эту схему и пишут о том, как хороший характер позволяет людям вести жизнь, приносящую пользу обществу.

В следующий раз, когда кто-то воспользуется старым образцом грубой индивидуальной неприкосновенности, подумайте о взаимоотношениях, которые создали эти ценности. Характер актуален только потому, что рядом есть другие люди.

Психология и история — понимание развития персонажа

«Точно так же, как структура личности может быть раскрыта с помощью психоанализа, форма внутренней жизни сцены может быть раскрыта с помощью аналогичного исследования». Роберт Макки

Нет никаких сомнений в том, что психология и история связаны. Я знаю. Я живу в пространстве Истории уже более 40 лет. Как психоаналитик, я слушаю, как мои пациенты рассказывают свои истории, и нахожу слова для того, как эти истории раскрывают то, что их движет. Используя фильмы и их персонажей, я могу показать вам, чем я занимаюсь, помочь вам углубить ваше понимание развития персонажей и их психологии, а также рассказать вам, что «делает или ломает» историю персонажа. Иногда это легко «достать». Иногда это не так.

Вы хотите знать, говорит ли история, которую вы пишете, о нас, вашей аудитории? Вот что вам нужно сделать. Поставьте себя на место детства ваших персонажей, и именно там вы пробудите подтекст.

Вот где соединяются история и психология.

Внутренняя жизнь персонажа начинается с примитивных детских побуждений, фантазий, переживаний и травм.

Это правда внутренней жизни, которая оживляет фильм, побуждает персонажа делать то, что он делает (или не делает), и делает кого-то близким. Это подтекст, где для такого психоаналитика, как я, бессознательная история говорит громче и яснее всего.

Многие из вас это знают, но, возможно, стоит повторить. Подтекст сообщает о поведении, фантазиях, стремлениях, конфликтах, успехах или неудачах в любви и жизни. Эти крики и шепот, затаившиеся призраки, живущие внутри, ведут вашу историю. Тем не менее, большинство историй не складываются без борьбы или сомнений. Не все персонажи легко или приятно раскрывают свои корни.

Погрузитесь в

Вашу Внутреннюю жизнь Чтобы узнать своего персонажа

По словам Джозефа Кэмпбелла: «Бессознательное посылает в разум всевозможные испарения, странных существ, ужасы и вводящие в заблуждение образы… неудобные или сопротивляющиеся психологические силы, которым мы не думали и не осмелились интегрироваться в нашу жизнь».

Можем ли мы впустить эти пары, нежелательные они или нет; позволить персонажу говорить? В конце концов, чувство-воздействие истории любого персонажа означает выкапывание корней, клубков и сетей, сотканных из детских воспоминаний, переживаний, травм, обид и разочарований. А это значит знать свое.

Как говорит Кэмпбелл: «Мы остаемся зацикленными на неизреченных образах нашего младенчества и, таким образом, не склонны к необходимым переходам нашей взрослой жизни». Если мы знаем, где застрял персонаж (или, в моем случае, пациент), мы можем отправиться в его путешествие, в котором есть свои формы и звуки, цвета и образы. Вот где психология и подтекст объединяются.

Рой Шафер, доктор философии, (14 декабря 1922 – 5 августа 2018), американский психоаналитик, выдвинувший на первый план идею нарратива и написавший о «пересказе жизни», говорит следующее: «…в любом и каждый рассказ о чем-либо… всегда есть более чем один способ рассказать об этом». Мы все разные. Каждый персонаж отличается. И это в двух словах есть и зависит от подтекста. Знать свое — это ключ.

Говоря о подтексте

«Разные люди по-разному воспринимают одно и то же событие, каждый по своим причинам. Многие из этих причин возникают в раннем возрасте и, следовательно, порождают примитивные формы эмоционального и когнитивного опыта, которые бессознательно и влиятельно сохраняются во взрослой жизни. Они также добавляют индивидуальную окраску к стандартизированным ответам на условности своей культуры». Об этом тоже говорит Шафер.

Да, подтекстом является реальная история, жизнь, которая кипит под поверхностью; жизнь, которую мы, как зрители, должны чувствовать. «Как режиссер я пытаюсь просто «найти жизнь», — говорит Дебора Чоу, режиссер фильмов « Грех » и « Расплата » на Disney+, Мандалорец .

Эта «жизнь» выделяет персонажа, вовлекает нас в фильм и помогает нам общаться. Мы можем быть разными, но глубоко в наших чувствах мы не такие. Не в наших сложностях или скрытой борьбе. «Дайте мне то же самое, только другое», — мудро советует нам Блейк Снайдер.

У всех нас есть скрытые истории. Мы приходим к кино и телевидению, чтобы найти их в среде, которая является нами, но на удобном безопасном расстоянии. Как говорит Роберт Макки: «Подобно радиопередатчикам, одно подсознание настраивается на другое, когда наши инстинкты чувствуют взбалтывание внутри персонажей; в отголосках мыслей персонажа мы слышим свои собственные…»

Важно писать правдоподобный и понятный подтекст. «История» персонажа, его поведение, симптомы и конфликты в любви, жизни и с самим собой должны соответствовать друг другу. Это задача не из легких, но необходимая. Там живет психологическая правда.

History Matters In Psychology & Story

T.C. Бойл, известный своими произведениями, основанными на характерах, говорит о роли писателя в недавнем интервью на фестивале LA Times Festival of Books о своем новом романе The Harder They Come . Вот что он говорит: «В этом красота вымысла. Нам могут не нравиться эти персонажи, но мы живем в них».

Это правда. Знание того, как эмпатически жить внутри опыта персонажа (или, в моей работе, клиента) — единственный способ узнать их. А для этого писатель должен не только слушают о намерениях своих персонажей, но также знают их историю.

История имеет значение, если ваша аудитория найдет отклик и найдет какую-то правду. Если писатель не знает, где были его персонажи и какие исторические силы все еще действуют на них, его истории будут либо одномерными, либо несостоятельными, либо ни к чему не приведут.

Вот два примера, один из фильма и один из телевидения, которые могли бы использовать сценариста, чтобы конкретизировать историю персонажа: персонаж Джейн Бэннон в фильме Тейлора Шеридана «Ветреная река» 2017 года и 5 персонажей в сериале Джона Ридли «Американское преступление» 2015–2017 годов. . А еще спектакль «Покупатель и погреб», где актер рассматривал свою личную историю и работал персонаж.

Как лучше всего раскрывать детали персонажа? На языке Макки: слушайте и пишите «в глубины недосказанного и невыразимого». Там вы найдете запутанные тонкости персонажа (и наши собственные) — бессознательную историю прямо под поверхностью.

Там же вы найдете историю о том, что порождает их внутренние конфликты, мешающие им стать теми, кем они хотят быть. От этого мы и персонажи, которых мы создаем, должны освободиться.

Нет истории без конфликта

«Нет истории без конфликта». (Макки) Конфликт — это то, что сбивает нас с толку и приводит некоторых из вас в мой офис…

Макки снова прибивает: «Нет истории без конфликта». Это правда, конфликт — это то, что сбивает нас с толку и приводит некоторых из вас в мой офис. И каждый день я настраиваю свои глаза и уши на бессознательные источники этих конфликтов. Мы все живем внутри конфликта, которого не видим. Это то, что делает нас людьми, разрывает нас на части. и от чего нам нужна помощь, чтобы исцелиться.

Как вам сказать, эта история ? Что ваш персонаж делает (или не делает) и почему? Как все началось? Что за нить Ариадны? Ваша аудитория хочет «пересказать» историю внутри себя: понять истоки конфликта, узнать, как возможны изменения.

Измениться означает сразиться с Минотавром души, чтобы спасти Ребёнка, живущего в подтексте давным-давно. Толстой говорил: «Все счастливые семьи одинаковы; но каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Каждый персонаж несчастлив по разным причинам. Итак, найдите эти причины, их корни, способы, которыми ваш персонаж пытается управлять или убегать.

Как лучше или хуже справляться с конфликтами?

Мы делаем разные вещи с конфликтом. Беги от него. Быть настигнутым им, застрять в нем, быть парализованным им, или мы повторяем наши первоначальные истории. Поведение, вызванное конфликтом, мешает тому, чего мы хотим и в чем нуждаемся. Мы впадаем в депрессию, безнадежность, склоняемся к алкоголю или наркотикам, чтобы найти «выход». Мы злимся и взрываемся. Мы в ужасе от того, что мы чувствуем.

Конфликт – специфический и индивидуальный – это то, что движет каждой из наших историй. Это то, что делает персонажа реальным. И все же, что дает разрешение? Или что порождает такой страх, что противоборствующие силы ведут нас к саморазрушению или приводят к пропасти ложного поворота?

Мы не сможем ответить на этот вопрос, пока не узнаем, что заставляет любого человека делать то, что он делает. Вот почему для меня мы должны быть теми, кем был Ингмар Бергман, я знаю, что делаю это в своей работе. «Он камера. Он смотрит на тебя и все видит». А поскольку он это сделал и мог, благодаря фильмам Бергмана мы чувствуем .

Истина в чувствах

«Концентрируйся только на том, что чувствуешь… тогда ничего из этого не будет истинным и правильным». (Бергман)

Бергман сказал это о своем писательском процессе 9 января., 1978 г., запись в рабочей тетради его мюнхенских лет: «Я думаю, что необходимо отменить любую логику здравого смысла, любую мыслимую цепь причин и следствий и сконцентрироваться только на том, что является чувством, чувством и чувством, а затем ничего из этого. не будет правдой и правдой».

Каждый серьезный писатель пишет с чувством. Это важно, иначе истории не выдержат. Итак, быть открытым для чувств — это квест каждого писателя, актера и меня, психоаналитика. Истина в чувствах. Название книги психоаналитика Майкла Эйгена говорит само за себя: «Чувство имеет значение».

«Фильмы — это замысловатые машины для эмоций», — шутит Блейк Снайдер. Может быть, тогда чувство необходимо для творчества, для рассказывания истории, для того, чтобы заставить нас ее почувствовать? Возможно, мы можем взять это из лучших — важность использования чувств для создания: 

Сьюзан Зонтаг : «Если бы я только могла относиться к сексу так же, как к писательству! Что я средство передвижения, средство, инструмент какой-то силы, находящейся вне меня».

Джек Керуак : «То, что вы чувствуете, найдет свою форму». «Не время для поэзии, но именно то, что есть». «Рассказывая истинную историю мира во внутреннем монологе».

Анаис Нин : «Великое искусство родилось из великих ужасов, великого одиночества, великих запретов, нестабильности, и оно всегда уравновешивает их».

Зигмунд Фрейд : «наше фактическое наслаждение произведением воображения проистекает из освобождения нашего разума от напряжения… немалая часть этого эффекта связана с тем, что писатель дает нам возможность… наслаждаться нашими собственными грезами без самоупреков или позор».

Установление связей с

Чувства

Как писатель, вы передаете свой бессознательный мир, и мы, ваши зрители, знаем и взаимодействуем; установление связей между прошлым, настоящим и ожидаемым будущим. Эти связи не интеллектуальны (как и психоанализ, кстати), а коренятся в чувствах.

Сюжет, персонажи и психология управляются эмоциями. Но эффективное повествование, персонажи и психотерапия нуждаются в дополнительном ингредиенте: «точном» понимании корней и отголосков различных эмоциональных реакций.

Это понимание исходит из опыта, интуиции и сочувствия. Способность чувствовать в то, что чувствует другой человек, и знать, почему, создает мощную историю. Это также необходимый элемент хорошей терапии, удовлетворительных отношений и сострадания к себе.

Макки, опять же, говорит, как есть: «Источник всех хороших написаний персонажей коренится в самопознании». Антон Чехов тоже говорил: «Все, что я знаю о человеческой природе, я узнал от себя». Мы открываемся сами. Это не легко. Чувства и прошлый опыт могут мешать.

Проблемы с подтекстом? Претворение в жизнь

«Ингмар Бергман был заинтересован не в спасении душ, а в том, чтобы обнажить их. [Он] устроил зрелище духа и свою собственную версию его тайн, то, что он назвал «управлением невыразимым». Бергман всегда был готов обнажить свою измученную душу. (Лар, Демон-любовник, The New Yorker, 31 мая 1999 г.)

Мы все живем с невообразимым и невыразимым. Моя и ваша задача — найти слова, которые выражают эти невыразимые переживания. Бергман не боялся погрузиться во тьму собственных травм, найти их лица и зеркала в своих персонажах. Это то, что заставляет развитие персонажа работать.

Но многим из нас трудно быть настоящими. Мы рискуем судить, мы судим себя, мы застреваем в «должен» или «не должен». Тем не менее, разве не тогда, когда персонаж самый настоящий, самый грубый, мы можем по-настоящему понять его? Что делает их реальными или нет? Если нет, то почему?

Как сказал Педро Паскаль о Мандалорец : «Мы все боимся снимать доспехи». Не могли бы вы? Это важно. В противном случае персонаж тоже будет бронирован, и его может постигнуть судьба прискорбно нереалистичных персонажей фильма «Пристрастие».

Если вы можете жить внутри персонажа (и себя), психология вашего персонажа будет звучать правдоподобно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts