Синквейн на уроке литературы: планы и схемы, образцы как писать правильно

Синквейн на уроках русского языка и литературы | Статья по литературе на тему:

Синквейн на уроках литературы и русского языка

 

1. Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна.

Синквейн можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы.

Синквейн — это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» ( в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

 Таким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

2. Правила написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.

3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

 

3. Цели проведения синквейна на уроке.

При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

        

С какой же целью учителя могут использовать синквейн на уроке?

  1. Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.

2.Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.

3. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).

4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

 

5. Получается у всех.  

4. Синквейны на уроках литературы.

Синквейны – превосходный способ контроля.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Как говорил А.С.Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».

Примеры синквейнов, написанные учениками:

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Тарас Бульба,

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Патриот!

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Маленький принц,

Искренний, ищущий,

Верит, любит, думает.

Идеал чистой души!

Настоящий друг.

 

В. Распутин «Уроки французского».

Учительница,

Настоящая, добрая,

Учит, воспитывает, любит.

Дала лучший в мире урок.

Добродетель.

В. Богомолов «Иван».

Иван.

Настоящий, смелый.

Переплывает,  мстит, разведывает.

Мальчик-патриот.

Разведчик.

Использование технологии синквейна  помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И. В. «Технология развития критического мышления»)

5. Примеры синквейнов, написанные учениками на уроках русского языка.

Вешенская.

Известная и знаменитая.

Живет, здравствует, процветает.

Шолоховский казачий край.

Малая родина.

Осень.

Красивая и грустная.

Раскрасила, позолотила, раздарила.

Вернула людям надежду.

Наслаждение.

Глагол.

Действующий, подвижный.

Ходит, смеется, развивается.

Я люблю действовать, то есть глагол.

Опора.

6. Подведение итогов.

Важно делать упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех.

примеры использования на уроках русского языка и литературы

Современная методика преподавания учебных дисциплин требует, чтобы урок был максимально насыщен познавательным материалом, чтобы школьник вынес из него не только определённый процент новых сведений и знаний, но и умений, навыков. Главный принцип обучения строится на триаде: «ученик-учитель-ученик». Это значит, что именно школьник должен сам добывать знания, а учитель только играет роль режиссёра, вовремя направляя и поправляя своего питомца.

Пояснение термина

Как со всем этим связан синквейн? Примеры использования его на уроках в качестве занимательного, игрового или обобщающего момента доказывают, что весьма и весьма тесно. Но сначала объясним значение термина. Само слово пришло к нам из французского языка, есть оно и в английском. Так называется стихотворение-пятистрочка, особая форма которого сложилась под влиянием японских танку и хокку. Принципы ассоциативности, причинно-следственных связей, которыми богат синквейн (примеры можно найти в творчестве американской поэтессы Аделаиды Крэпси), сделал возможным использовать сам принцип его построения в педагогике. Таким образом, творческий метод из разряда «искусство» перешёл в преподавательскую практику. Он позволяет эффективно развивать образное мышление и речь, является отличным инструментом при осмыслении и синтезе сложного программного материала. Занимательный, игровой элемент, присутствующий в момент работы над составлением стихотворения на заданную тему, пробуждает интерес школьников к изучаемому материалу, стимулирует их логику, развивает творческую сторону личности. Так, проходя тему «Имя существительное», можно предложить детям составить синквейн, примеры которого будут указывать на основные грамматические категории этой части речи.

Искусство составления

Как это выглядит на практике? Допустим: «Существительное – Независимое, самостоятельное/Склоняется, одушевляется, изменяется/Обозначает предмет в широком смысле/Сущее». Каким образом строится синквейн? Примеры, приведённые здесь, дают возможность пояснить это наглядно. Первая строка должна состоять из одного слова, как раз и выраженного существительным. Это тема стихотворения, одновременно его заголовок и ключевое понятие. Т. е. дальнейшее содержание должно раскрывать то, о чём в этой строке заявлено. Составление синквейна на следующем этапе – два имени прилагательных, из которых строится вторая строчка. Затем, в третьей строке, используются только глаголы, их тоже 3. На четвёртом месте уже целая фраза, раскрывающая одну из смысловых сторон темы синквейна. И последняя, пятая строка – опять 1 слово, существительное. На первый взгляд такое построение кажется сложным. Но если потренироваться, дети быстро освоят методику и научатся составлять подобные стихи-головоломки сами. Чем они полезны: позволяют абстрагироваться от мелочей, частностей и выделять наиболее значимые моменты.

Лингвистические игры

Объяснив доходчиво правила синквейна, учитель может посвятить этой теме часть занятия на лингвистическом кружке или факультативе. Какие примеры стихотворений могут быть у школьников в связи с изучением темы «Поэт и поэзия» в творчестве Пушкина? Естественно, каждый литературу воспринимает субъективно. И всё же, что может получиться: «Поэт/Независимый, гонимый/Призывает, воспитывает, критикует/Поэзия – высшее отражение жизни/Искусство».

Приём синквейна можно использовать в педагогической практике широко, по различным предметам.

Планы уроков: синквейн (начальный, литература)

Планы уроков

Уроки на уровне класса

Дошкольное учреждение, детский сад, классы 1–2, классы 3–5, средняя школа, старшая школа, продвинутый уровень, другое, все

3

3

Уроки предметной области

Искусства и ремесла, Компьютеры, Игры, География, Здоровье, История, Язык, Литература, Математика, Музыка, Физическое образование, Чтение/Письмо, Наука, Социальные науки, Специальное обучение, Другое


Литература, уровень: элементарный
Опубликовано в четверг, 14 января, 17:21:14 по тихоокеанскому стандартному времени 1999 г. Коллин Галлахер ([email protected]).
Silverdale, WA

Поэзия
обзор существительных, прилагательных, глаголов и синонимов

I. Поведенческие задачи

a. Получив синквейн, ученики будут обсуждать его части к удовлетворению учителя
.


б. Получив существительное, глагол или прилагательное, учащийся скажет учителю, что за
слов является существительным, глаголом или прилагательным.
с. Получив то же самое с синквейном, учащийся сделает небрежную копию своих
синквейнов.

II. Материалы

а. Сказки разные
b. Синквейн то же

III. Процедуры

Введение:
1. Прочтите следующее;
Почти пряничный
Гензель
Умный и добрый
По белым камешкам
Находит пряничный домик
Ням! Ням!

Теперь скажите: «Я только что прочитал вам стихотворение о сказке, которую мы читали. Вы
знаешь, из какой сказки оно пришло?»
Сегодня ты напишешь стихотворение, похожее на то, что написал я!

Развитие:
1. Предложите учащимся провести мозговой штурм имен персонажей сказок, которые они
прочитали. Используйте первую строку как пример. Перечислите остальные под ним. Этот плакат

будет использоваться в качестве списка предложений, когда учащиеся будут писать свои синквейны
.

2. Обсудите прилагательные или описательные слова. Используйте второй лист плаката
, чтобы перечислить как много прилагательных, поскольку дети могут провести мозговой штурм, который
описывают сказочных персонажей.

3. На третьем плакате перечислите слова действия или глаголы, которые будут использоваться в третьей строке.

4. Наконец, составьте список слов, связанных с окончанием сказки.

5. Повесьте все эти списки на доску в том порядке, в котором они указаны в синквиане.

Заключение:
1. Объясните, что cinq по-французски означает «пять», и каждое стихотворение состоит из пяти строк.
Предоставьте учащимся копию прилагаемой страницы и позвольте им написать
свои собственные синквианы о персонаже или ситуации в сказке.

Оценка учащихся:
1. Наблюдая за учащимися во время урока и во время выполнения ими
проекта, учитель определит, успешно ли
учащийся выполнил урок.


IV. Оценка урока
Я чувствую, что урок прошел хорошо. Некоторым учащимся понадобилась дополнительная помощь в выполнении задания. Таким образом,
я провел дополнительное время с этими студентами. Тем не менее, большинство работало самостоятельно над своим синквейном
. Я чувствую, что они многое извлекли из этого урока, потому что им пришлось различать
между частями речи. Это был первый раз, когда им пришлось это сделать. Я был очень доволен
готовой продукцией. Я взял их все и напечатал. На следующем уроке я попрошу учащихся поместить синквейн в сказочную обстановку. Затем мы их покажем.

Имя: Коллин Галлахер Уровень класса: 2 .
Школа: Начальная школа Streams Предмет: Литература
Научный руководитель: г-жа Барбара Хелмечи Дата: 30 ноября

I. Поведенческие задачи

a. Учитывая свои синквейны, которые они написали на прошлом уроке, ученики поместят
синквейнов в сказочную обстановку.
б. Имея синквейн для прослушивания, ученики обсуждают, какая картинка может пройти
вместе с синквейном.

II. Материалы

а. синквейны машинописные

III. Процедуры

Введение:
1. Скажите ученикам, что вы напечатали их синквейны, которые они написали на
последнем уроке. Объясните им, что вы хотите, чтобы они прослушали каждый синквейн
и посмотрели, смогут ли они догадаться, о чем он.

Развитие:
1. Когда вы закончите читать каждый синквейн, дайте учащимся идеи рисунка

, которые они могут захотеть нарисовать, чтобы проиллюстрировать свой синквейн.

2. После того, как все готовые синквейны будут готовы, объясните, что вы хотите, чтобы каждый из них
нарисовал картинку, иллюстрирующую их синквейны. Напомните им, что есть
должен быть настройкой для каждого изображения. Кроме того, подчеркните, что им нужно
сначала нарисовать рисунок карандашом, а затем раскрасить его.

3. Отдайте синквейны обратно.

4. Прогуляйтесь и помогите ученикам. Учащиеся, закончившие уроки раньше, могут работать над своей книжкой со сказками или отправиться в учебный центр.

Заключение:
1. Объясните, что cinq по-французски означает «пять», и каждое стихотворение состоит из пяти строк. Повесьте готовые синквейны
.

Оценка учащихся:
1. Наблюдая за учащимися во время урока и во время выполнения ими

проекта, учитель определит, успешно ли
учащийся выполнил урок.



План урока поэзии — Поэма Синквейн

Форма и ее происхождение

Поэма Синквейн восходит к средневековой французской поэзии, но была популярна и в Англии. Название синквейн происходит от пяти линий в его форме. В большинстве случаев схема рифмовки представляет собой одну из следующих вариаций: ababb, abaab или abccb . Совсем недавно школьная учительница по имени Аделаида Крэпси разработала собственную версию синквейна.

Аделаида Крэпси

Аделаида Крэпси родилась в 1878 году в Нью-Йорке. Несмотря на семейные трагедии и самочувствие, она настояла на том, чтобы продолжать преподавать. Преподавала в Кемпер-Холле, Смит-колледже и Американской академии в Риме. Ей было всего 36 лет, когда она умерла, но последние несколько лет она была весьма продуктивной. Она была большой поклонницей японской поэзии хайку и танка, в которых основное внимание уделяется не только количеству строк в стихотворении, но и количеству слогов в каждой строке.

Версия синквейна Крэпси по-прежнему состоит из пяти строк, но при этом необходимо также учитывать количество слогов. Ее количество слогов следующее: 2, 4, 6, 8, 2. Ее версия не обязательно требует схемы рифмовки, что делает ее более приемлемой для более молодой аудитории и поэтов. Наиболее известные стихи Аделаиды были опубликованы посмертно. Карл Сандберг даже написал стихотворение в память о ней и ее вкладе в поэтическую форму.

План урока поэзии — Синквейн

Введение **:** Обсудите историю поэмы синквейн как рифмованной поэмы многовековой давности в Европе и схемы ее рифмовки. Обсудите стихотворение хайку и его акцент на подсчете слогов. Обсудите, как Аделаида Крэпси соединила их вместе, чтобы создать свою собственную вариацию синквейна.

Библиотекарь или учитель: Прочтите примеры вариаций Крэпси синквейн стихотворений, таких как Поразите , чтобы выразить свои чувства и обсудить структуру. Расскажите, как можно использовать поэзию для демонстрации знаний или обучения чему-либо.

Вот пример, который я написал, чтобы продемонстрировать математическую концепцию емкости

:

Что подходит

В этом кувшине?

В этой банке, миске или кувшине?

Вместимость ! Пополните, пожалуйста!

Спасибо!

(Еще один пример приведен в книге Пола Б. Янечко « Удар по голове — ежедневное руководство по поэтическим формам » издательства Scholastic).

Студенты будут: Внимательно слушать и участвовать, задавая и отвечая на вопросы по предмету. Они будут практиковаться в подсчете слогов, хлопая в ладоши или другим подходящим способом в приведенных примерах стихотворений.

Всем классом они сочинят одно стихотворение синквейн, чтобы попрактиковаться в написании правильного количества слогов в строке. В пяти строках всегда должна быть последовательность из 2, 4, 6, 8 и двух слогов. Это стихотворение следует держать на видном месте, чтобы помочь учащимся, когда они пишут свои собственные стихи в небольших группах или индивидуально.

Дополнительный номер: В командах они выбирают книгу о животных, растениях, математических или научных концепциях, которые они изучают. Они будут записывать факты по своей теме из книги. Наконец, они будут использовать эту информацию для создания своих собственных стихов о синквейне. Учащиеся будут создавать свои стихотворения о синквейне, используя информацию и факты о животных. Стихи можно использовать для создания классной антологии или классного учебника, который может познакомить других учащихся с содержащимися в них понятиями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts