Синквейн по биологии 10 класс: Синквейн по биологии (работы учащихся)

Синквейны на уроках биологии

СИНКВЕЙНЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Алфёрова Е.В., учитель биологии

МБОУ «СОШ №70» г. Хабаровска

   Синквейн является одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, посредством   нерифмованного стихотворения,

     Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

   Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

    Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка — фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

   Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
клеточная биология

Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом

группа научных отраслей

Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Морфология
научная, комплексная
изучает, исследует
форму и строение животных и растительных организмов
комплекс научных отраслей

Организм
живой, действующий
состоит, обладает, отличается
тело с органами
отдельная особь

Цветок
видоизменённый, укороченный
привлекает опыляется развивается
орган семенного размножения цветковых
спороносный побег

Цитоплазма
водянистая, изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
внутренняя среда живой или умершей клетки
содержимое

Мутация
Случайная, стойкая.


Изменяет, проявляется, наследуется.
Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.

Стволовая клетка

Неспециализированная, пластичная

Делится, дифференцируется, мигрирует

Стволовая клетка – это доктор внутри тебя

Протеосома

Бочонковидная, избирательная

Узнает, расщепляет, регулирует

Регенерация

Ущербный белок клетке не товарищ!

Терминатор

Микротрубочка

Растущая, полая

Двигаться, опираться, транспортировать

Без микротрубочек клетке труба!

Тубулин

Белки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

 Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова!

 Митоз 
Четырёхстадийный, самый распространённый,
Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает,

Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения,
Деление.

Как работать с синквейнами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:

  1. Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).
  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.

Модификация

Адаптивная, обратимая

Варьировать, приспосабливаться, формировать

Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

Эволюция

Рассказ.

Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды.

Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака.  Модификации являются результатом эволюции вида.

  1. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Пример. Коррекция синквейна

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делится, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

Жизнь

Измененный синквейн.

Гук

 

 

  1. Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)

Синквейн 1.

?

Сильная,  разнообразная

Бороться, соперничать, опережать

Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

Отбор

Синквейн 2.

?

Автотрофный, зеленый

Начинать, синтезировать, передавать

СО2 да вода – наша еда!

Пищевая цепь

Синквейн 3.

?

Живая, кубическая

Делиться, питаться, дышать

Не построишь дом без кирпича.

Ткань

Синквейн 4.  

?

Сложный, устойчивый

Питаться, жить, размножаться

Мой дом – моя крепость.

Экосистема

Синквейн 5.

?
Вирусная, химерная,
Кодировать, синтезировать, обусловливать
Одна хорошо, а две надежнее!
Хромосома

Синквейн 6.

?
Многофакторный, хромосомный

Нарушать, изменять, обусловливать
Беда не приходит одна.
Заболевание

Синквейн 7.

?

Устойчивый, инфекционный
Поражать, изменять, губить
Вот она загадка века – гибель мира человека!
Белок

Синквейн 8.

?

Полезный, нейтральный

Формировать, передавать, изменять

Он всем бросается в глаза!

Фенотип

 

 

 

 

Синквейн 9.

?

Неподвижная, шарообразная

Хранить, сливаться, реализовывать

Она делает добро – зашифровано оно.

Организм

Синквейн 10.

?

Гладкая, шероховатая

Синтезировать, транспортировать, хранить

Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через нее

Вакуолярная система

 

     Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

     Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна). Либо же вам необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

  А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

 

Ответы Задание 10 Синквейн Биология . ГДЗ по биологии 5 класс рабочая тетрадь Бодрова Введение в биологию


Авторы: Н. Ф. Бодрова

Издательство: М-Книга

Тип книги: Рабочая тетрадь



1 Наука о живой природе2 История развития взаимоотношений человека с природой3 Организмы4 Роль организмов в жизни человека5 Биологические науки6 Связь растениеводства и животноводства с биологией7 Связь медицины с биологическими науками8 Вредные привычки и их влияние на организм человека9 Явления природы, опасные для человека10 Синквейн Биология11 Тела живой и неживой природы12 Признаки живой природы13 Органы и выполняемые ими функции14 Методы изучения природы15 Методы исследования, применяемые ученым, изучающим растения, – ботаником16 Вклад ученых в развитие биологии17 Изучение строения увеличительных приборов18 Знакомство с клетками растений19 Основные части клетки и выполняемые ими функции20 Ткани животных21 Ткани растений22 Химический состав клетки23 Роль органических веществ в клетке24 Процесс жизнедеятельности клетки25 Обмен веществ26 Изменения, происходящие в процессе роста клетки27 Деление клетки28 Синквейн Клетка29 Царства живой природы30 Многообразие живой природы31 Вирусы32 Общая характеристика бактерий33 Формы бактериальных клеток34 Процессы жизнедеятельности бактерий35 Разнообразие бактерий по способу питания36 Роль бактерий в природе и жизни человека37 Способы сохранности продуктов38 Синквейн Бактерии39 Общая характеристика растений40 Многообразие растений и их значение41 Знакомство с внешним строением растения42 Сравнительная характеристика клеток растений и бактерий43 Синквейн Растения44 Общая характеристика животных45 Классификация животных46 Значение животных47 Наблюдение за передвижением животных48 Значение Солнца49 Влияние уменьшения длины светового дня на животных50 Синквейн Животные51 Способы общения животных52 Язык движений у гуся53 Способы общения и их значение для животных54 Общая характеристика грибов55 Классификация грибов по способам питания56 Размножение грибов57 Грибы – особое царство живых организмов58 Значение грибов59 Съедобные и ядовитые грибы60 Меры первой помощи при отравлении ядовитыми грибами61 Синквейн Грибы62 Лишайники63 Типы лишайников64 Условия жизни лишайников65 Значение лишайников66 Синквейн Лишайники67 Жизнь начинается и продолжается68 Способы размножения организмов69 Кто как размножается70 Почему дети похожи на родителей71 Механизм передачи наследственных признаков от родителей потомкам72 Вред, причиняемый человеку живыми организмами73 Польза, приносимая человеку живыми организмами74 Относительность вреда и пользы, приносимой организмами75 Ядовитые растения и грибы76 Правила поведения при встречах с ядовитыми растениями и грибами77 Правила поведения в зоопарке78 Ядовитые животные и меры первой помощи79 Среды жизни планеты Земля80 Классификация сред жизни81 Биологические объекты и среды жизни, в которых они обитают82 Среды жизни83 Организмы-паразиты84 Экологические факторы среды85 Классификация экологических факторов86 Значение света для живых организмов87 Влияние человека на природу88 Экологические факторы, оказывающие влияние на растения89 Экологические факторы, оказывающие влияние на животных90 Приспособленность организмов к среде91 Природные сообщества92 Круговорот веществ в природе93 Пищевые цепи94 Природные зоны России95 Природные зоны России и их обитатели96 Жизнь организмов на разных материках97 Материки планеты Земля98 Материки и их обитатели99 Приспособленность обитателей морей и океанов к условиям жизни100 Зоны мирового океана и их обитатели101 Предки современного человека102 Предки человека и их трудовая деятельность103 Особенности современного человека104 Отрицательное воздействие первобытных людей на природу105 Меры по охране и восстановлению лесов106 Проблемы восстановления тропического леса107 Редкие и охраняемые виды растений и животных108 Причины сокращения численности животных и растений109 Меры по охране живых организмов110 Правила сохранения природы на отдыхе111 Как школьники помогают сохранить природу112 Синквейн Природа113 Словарь

Вам понравился решебник?

Средняя оценка 0 / 5.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts