Неделя 4 | День 29 ноября | Урок 11 класс | |
Название занятия: | «Главные закономерности эволюции: Дивергенция, конвергенция, параллелизм». | ||
Общая цель: | Завершить формирование у учащихся понятий о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции; познакомить с типами эволюционных изменений, с понятиями биологический прогресс и биологический регресс. Рассмотреть главные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. | ||
Результаты обучения | Узнают о двух направлениях эволюции и их особенностях. Научаться сравнивать организмы, претерпевающие биологический прогресс или регресс, приводить примеры. Обоснуют понятие «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация», «дивергенция», «конвергенция», «параллелизм». | ||
Ключевые идеи | Биологический регресс и прогресс – основные пути и направления эволюции органического мира. | ||
Занятие 43 мин. (резервное время – 2 мин.) | Тренинг: «Зато» | 5. Работа с заданиями: Особенности биологического прогресса и регресса. (Суммат. оцен.: 8-10 отв.-5 балл, 7-5 ответ.–3 бал. 4 и менее ответ–1 бал 5 мин. | |
6. Работа с текстом учебника §23, подготовка группой ментальной карты по теме «Главные закономерности эволюции: Дивергенция, конверген-ция, параллелизм». Заполнение таблицы: ЗУХ 5 мин. | |||
2.Критерии вида (слайд 5). Физиоло-гический, морфологический, экологи-ческий, биохимический, географичес-кий, этологический, генетический. 3 мин. | 7. Защита проектов. Формативное взаимооценивание учащихся по степени участия в работе группы (генератор идей, таймменед-жер, оформитель, спикер) 8 мин. | ||
3. Дополнительная информация о А.Н.Северцове (1866-1936) и И. И. Шмальга́узене (1884-1963) (слайд 6)(Нурумова Р, Букаткин А) 3 мин. | 8.Рефлексия: Обсуждение эпиграфа к уроку. Эпиграф: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов» Формативное оценивание: на стикерах пишут «+» «-»3 мин. | ||
4. — Вопросы по ароморфозу (слайд 7) Просмотр видеофильмов о ароморфозе растений и животных. — Вопросы по ароморфозу (слайд 8-10) — Идиоадаптация (слайд 11-13) — Дегенерации(слайд 14-15) — Соотношение путей эволюции (вывод по темам: слайд 16-19) 7 мин. | 9.Сумативное оценивание со стороны учителя. 2 мин. Домашнее задание: — §23; термины и их определения; — вопросы повторения: стр.84 | ||
Источники, оснащение и оборудование | Мультимедийная установка, презентация и видеоролики о «Ароморфозе растений и животных», постеры, сигнальные карточки, маркеры, тетради, учебник «Биология» — 11 класс, карточки с заданиями. | ||
Последующее задание | Домашнее задание: §23; термины и их определения; вопросы повторения: стр.84, составить синквейн (пятистишие) по теме домашнего задания. | ||
Анализ занятия | |||
Записи учителя по ходу урока |
Урок биологии по теме «Доказательства эволюции животных»
Цели урока:
Личностные результаты:
- Формирование бережного отношения к природе,
- Развитие познавательного интереса на изучение живой природы воспитание культуры общения, чувства ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.
Метапредметные результаты:
- Формирование умений сравнивать, делать вывод, рассуждать, приводить доказательства, выделять общее, находить отличия.
Предметные результаты:
- Вспомнить определение термина эволюция.
- Познакомиться с основными группами доказательств эволюции.
- Научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира.
Эпиграф к уроку
«Старайся дать уму как можно больше пищи». Л.Н.Толстого
Сегодня мы учимся:
- выделять СГИ – самую главную информацию;
- писать “умные” шпаргалки;
- красиво оформлять свои мысли;
- убедительно доказывать;
- ловить подсказки учителя;
- слушать друг друга;
- критически оценивать себя
Ход урока
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы.
На нашей планете обитает около 2 млн. различных животных. Как возникло такое многообразие? Существует много гипотез о возникновении многообразия видов. Согласно одной видов на земле столько видов, сколько создал бог, все в мире неизменно.Но люди находили останки организмов, вымерших и у них возникал вопрос, почему они не похожи на современных?
Возникла новая гипотеза.
Многообразие видов возникло в результате того, что виды способны изменяться.
Вопрос классу.
Дайте определение термину эволюция.
Эволюция-процесс исторического развития животного мира от простого, к сложному. Эволюция животного мира связана со сменой условий (климат, рельеф, растительность) происходивших на земле. Эволюция- это необратимый исторический процесс развития живой природы от низшего к высшему, от простого к сложному. Эволюция необратима. Она направлена в сторону усложнения. Пока есть жизнь, есть и ее эволюция.
Можно ли наблюдать эволюцию? Жизнь человека коротка, поэтому наблюдать ее невозможно. Эволюция идет несколько миллионов лет, а существование человека ограничивается тысячелетиями.
Просмотр видеоролика. “Вся эволюция за пять минут”
Но есть науки, которые смогли представить доказательства в пользу эволюции.
Наша задача: познакомиться с этими доказательствами.
Палеонтологические доказательства
Палеонтология – наука о древних организмах прошлых геологических эпох. Изучает ископаемые останки тех, кто жил сотни миллионов лет назад.
Это: окаменевшие раковины моллюсков, отпечатки организмов на камнях, скелеты.
Эмбриологические доказательства
Эмбриология – наука, изучающая строение зародышей.
Сравнительно – анатомические доказательства
Анатомия – наука, изучающая строение организмов.
Сравнительная анатомия сравнивает строение различных классов организмов.
Работа в группах с кейсами
Сейчас вам необходимо будет найти выходы из различных ситуации, предложить решения некоторых проблем. Каждая группа класса получит свой кейс.
Кейс 1
Аня по болезни пропустила уроки биологии. Когда она пришла на урок, учитель дал задание, определить к какому классу организмов принадлежит животное изображенное на картинке. Какова роль этого животного в эволюции организмов. Аня растерялась. Помогите ей справиться с заданием.
Кейс 2.
Рассматривая первую стадию развития позвоночных животных, Алеша не мог определить, какие классы животных представлены на рисунке? Почему? О чем это говорит? Помогите разобраться с этим вопросом.
Кейс 3.
Крылья птицы, крылья летучей мыши, плавники кита, конечности обезьян имеют различную форму, величину, приспособленность к выполнению разнообразных функций. Почему строение этих органов, по мнению ученых, свидетельствует о эволюции животных. К какой группе доказательств эволюции вы отнесете эти доказательства?
Кейс 4
Всем известно, что киты и дельфины, удавы, питоны не имеют задних конечностей. Птица, киви, обитающая в Новой Зеландии не имеет крыльев. Как вы объясните наличие небольших косточек задних конечностей и крыльев в скелетах этих животных? Как эти факты можно использовать для доказательства эволюции животных?
Кейс 5
Всем известны строки из произведения А.С.Пушкина
“Сказка о царе Салтане”
Родила царица в ночь
Не то сына не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку”.
Как вы считаете, а возможно ли такое в жизни или это домыслы автора.
Представьте свои рассуждения по данному вопросу.
Кейс 6
Работа с дополнительным материалом. Андрей и Костя поспорили. Андрей утверждал, что древнее животное эогиппус является предком современной лошади. Костя ему возражал, говорил, что такого не может быть, так как у лошади имеется по одному пальцу на передних и задних конечностях, а у эогиппуса четыре на передних и три на задних конечностях. Кто из ребят прав? Разрешите этот спор.
Предком современных лошадей считается животное эогиппус. Эогиппус был высотой до 30 см, жил во влажных тропических лесах и, судя по строению зубов, питался семенами и плодами. При беге опирался на все фаланги четырех пальцев( у его предков было еще пять пальцев) передней ноги и трех пальцев задней.
Прошло несколько миллионов лет, и эогиппуса в находках сменяет миогиппус. У него только три пальца на передней ноге, причем средний палец развит значительно сильнее боковых. Но он тоже пока еще непохож на современную лошадь.
В результате изменения климата на Земле сократилась площадь тропических лесов и расширилась зона саванн. Именно в этот период предки лошадей вышли из леса на открытые пространства. В горных породах , возраст которых на несколько миллионов лет меньше пород, вмещавших остатки миогиппуса, палеонтологи находят парагиппуса .
Парагиппус жил небольшими стадами на открытых пространствах, при беге опирался лишь на средний палец, хотя второй и четвертый были еще заметно развиты; судя по строению зубов, питался лишь травой.
В плиоцене — периоде, отдаленном от нашего времени всего на 10- 15 миллионов лет,- происходит дальнейшее расширение зоны степей и саван. В это время возникает две ветви непарнокопытных: современные лошади и трехпалые гиппарионы. Гиппарионы достигнув расцвета в своем развитии, полностью вымерли несколько миллионов лет назад.
Непосредственный предок современных лошадей- плиогиппус, живший около двух миллионов лет назад.
Сравнивая эогиппуса с современной лошадью, трудно установить их связь.
Выступление представителей групп с решениями проблемных ситуаций.
Закрепление изученного материала.
Задание 1
Выполнить тест
1. Назовите гомологичные органы?
А)Передние конечности позвоночных.
Б) Крыло бабочки и крыло птицы.
В) Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
Г) Многососковость у человека.
2. Гомологичными считают органы
А) сходные по происхождению
Б) утратившие свои функции
В) приспособленные к движению
Г) различные по происхождению
3. Палеонтологическим доказательством эволюции служит
А) отпечаток раковины моллюска
Б) видовое разнообразие рыб
В) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
Г) наличие раковины у моллюсков
4. Находки ископаемых остатков археоптерикса, свидетельствуют о родстве
А) земноводных и пресмыкающихся
Б) пресмыкающихся и птиц
В) пресмыкающихся и млекопитающих
Г) птиц и млекопитающих
5. Органы, которые выполняли определённую функцию у предков, но недоразвиваются у потомков, называют
А) атавизмами
Б) рудиментами
В) гомологичными
Г) аналогичными
6. Рудиментарные органы — пример доказательств эволюции
А) эмбриологических
Б) палеонтологических
В) сравнительно-анатомических
Г) биогеографических
7. Какую группу доказательств эволюции составляют гомологичные органы
А) Эмбриологических
Б) Палеонтологических
В) Сравнительно-анатомических
Г) генетических
8 Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример
А) ароморфоза
Б) рудимента
В) атавизма
9. Наиболее известными палеонтологическими доказательствами родства птиц и пресмыкающихся служат находки
А) динозавров
Б) зверозубых ящеров
В) археоптериксов
Осуществить самопроверку
Задание 2
Заполнить таблицу
Таблица. Доказательства эволюции.
Наука | Доказательства | Примеры |
1. Палеонтология | — ископаемые переходные формы | |
— филогенетические ряды | ||
2. Эмбриология | — закон зародышевого сходства | |
3. Сравнительная анатомия, морфология | — гомологичные органы | |
— рудименты | ||
— атавизмы |
- ископаемые формы лошадей;
- хвостовые позвонки у человека;
- на ранних стадиях у зародышей всех хордовых – жаберные складки;
- передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека;
- крылья у киви;
- задние конечности питона;
- многососковость у человека;
- зверозубые ящеры;
- археоптерикс.
Задание 3
Составить синквейн на тему “Эволюция”
Задание 4
Заполнить “Мыслительный лист”
Я знал | Я узнал | Я хочу узнать |
Домашнее задание
- Параграф 41
- Дополнительно: сообщение биография Ч. Дарвина.
5.1 Доказательства эволюции — биознания
Основная идея: Существуют неопровержимые доказательства эволюции жизни на Земле.Выше приведено изображение окаменелого примитивного сосудистого растения, называемого хвощом. Окаменелости — лишь один пример доказательства эволюции наряду с гомологичными структурами, универсальностью ДНК и такими примерами, как устойчивость к антибиотикам.
Понимание, применение и навыки
5.1.U1 | Эволюция происходит при изменении наследственных характеристик вида. |
5.1.U2 | Летопись окаменелостей свидетельствует об эволюции. |
5.1.U3 | Селекция домашних животных показывает, что искусственный отбор может вызывать эволюцию. |
5.1.U4 | Эволюция гомологичных структур под действием адаптивного излучения объясняет сходство в структуре при наличии различий в функциях. |
5.1.U5 | Популяции вида могут постепенно дивергироваться в отдельные виды в процессе эволюции. |
5.1.U6 | Непрерывная изменчивость в пределах географического ареала родственных популяций соответствует концепции постепенной дивергенции. |
5.1.A1 | Развитие меланистических насекомых в загрязненных районах. |
5.1.A2 | Сравнение пятипалой конечности млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий с разными способами передвижения. |
[Текст в квадратных скобках указывает на указания]
Презентация и примечанияПрезентация призвана помочь вашему пониманию. Записи схема предназначена для использования в качестве основы для разработки студенческие заметки, чтобы помочь пересмотру. Скачать презентацию Словарь Правильное использование терминологии является ключевым навыком в биологии. Очень важно правильно использовать ключевые термины при выражении своего понимания, особенно в оценках. Используйте карточки-викторины или другие инструменты, такие как изучение, разброс, космическая гонка, правописание и тест, чтобы помочь вам освоить словарный запас. | Используйте шаблон стиля Корнелла, чтобы сопоставить свои собственные заметки по теме 5.1 «Доказательства эволюции». Быстрый тест Используйте быстрый тест BioK по 5.1 Доказательства эволюции (как указано), чтобы проверить свое понимание темы. |
Веб-ссылки
Эволюция Изучение эволюции от EDA Десять главных ежедневных последствий эволюции от Смитсоновского института Изучение эволюции Центром развития образования Окаменелости | Гомологические структуры Пятипалая конечность Ридли Естественный отбор |
Природа науки
В поисках закономерностей, тенденций и несоответствий — в костной структуре конечностей позвоночных есть общие черты, несмотря на их различное использование.