Сознание и психика в психологии кратко: Психика и сознание

Содержание

лекция о том, как психика вызывает болезни — T&P

От эпохи к эпохе, от культуры к культуре меняются представления о красоте и уродстве, о вредном и полезном, о болезни и здоровье. Каждая культура формирует не только свои представления о теле и его функциях, но и свои специфические мифы болезни и лечения. Как развиваются эти болезни и как их лечить? Как же связаны психика и тело? Ответы на эти вопросы во время лекции в образовательном пространстве DI Telegraph попробует найти психолог Игнатий Журавлев.

кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии МГУ имени Ломоносова, старший научный сотрудник отдела психолингвистики Института языкознания РАН.

В современной медицине достаточно прочно укоренены представления о человеческом теле как о некоем сверхсложном механизме, функционирование которого подчиняется объективным (физическим, химическим, физиологическим) законам. Начиная с эпохи Просвещения усилиями философов, естествоиспытателей, врачей психика из тела последовательно «изгонялась». Идеалом диагностической процедуры в конечном итоге становится компьютерное сканирование с максимально высокой разрешающей способностью.

Но является ли тело только лишь механизмом, только физическим объектом? Современная психология телесности рассматривает человеческое тело как факт сознания и как продукт и объект культуры. От эпохи к эпохе, от культуры к культуре меняются представления о красоте и уродстве, о вредном и полезном, о болезни и здоровье. Каждая культура формирует не только свои представления о теле и его функциях, но и свои специфические мифы болезни и лечения. С этим фактом связан культурно-исторический патоморфоз болезней, трудно объяснимый с точки зрения классического объективистского подхода к норме и патологии человеческого тела.

Представители разных культур и разных социальных групп, будучи «вооружены» своими мифами и представлениями о теле, не только реагируют на болезни неодинаково, но по-разному болеют, высказывая разные жалобы и испытывают разные болезненные ощущения. Наряду с объективной картиной болезни (то есть тем, что поддается описанию на языке физиологии) существует и субъективная, внутренняя ее картина. Она отнюдь не только отражает (более или менее точно) объективное положение дел, но и влияет на него, о чем свидетельствуют яркие примеры внушенного ожога, вуду-смерти. Феномены ипохондрического бреда, сенестопатий, анозогнозии, ложной биологической обратной связи говорят о возможности принципиального несовпадения объективной и внутренней картин болезни: например, человек убежден, что страдает раком, он испытывает мучительные боли, но объективное обследование не подтверждает наличие болезни.

Наконец, существует целый ряд болезней, проявляющихся телесными симптомами, но вызываемых или провоцируемых психологическими причинами (например, язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, астма). Как развиваются эти болезни и как их лечить? Как же связаны психика и тело? Этим вопросам и будет посвящена данная лекция.

Inna German

Теги

#тело

#телесность

#психика

#медицина

  • 9 159

Профессор Михаил Решетников о нематериальной теории психики //Психологическая газета

Уважаемые коллеги! В соответствии с традицией перед началом учебного года ректор обращается к студентам нового набора с кратким сообщением. В этом году для такого сообщения есть особый повод. В феврале 2019 разработанная мной Нематериальная теория психики была выдвинута на Нобелевскую премию. Естественно, появилось много вопросов… В чем же суть новой теории и открытия? Я постараюсь изложить эту суть максимально кратко, и несколько упрощая.

Проблема материи и сознания, а в более узком (прикладном) плане — взаимоотношений и взаимосвязи головного мозга и психики на протяжении двух тысячелетий является одной из основных, наиболее загадочных и, в целом – нерешенных. Еще 2 тысячи лет назад Гиппократ постулировал, что вместилищем всех психических процессов является головной мозг. Несмотря на огромный прогресс исследований в этой области знаний, гипотеза Гиппократа на протяжении двух тысячелетий остается основной и главенствующей… – и в физиологии, и в психиатрии, и в психологии.

В XVI веке идеи Гиппократа получили дальнейшее развитие и авторитетное обоснование в работах автора идеи рефлекса Рене Декарта, который анатомировал головы разных животных, пытаясь найти там материальные структуры воображения, памяти и мышления. Затем, исходя из идей Гиппократа и Декарта, в 1863 году И.М. Сеченов подготовил статью «Рефлексы головного мозга», которая на протяжении 150 лет оценивалась как революционный перевод в науке о психике.

В этой статье обосновывалось, что мозг действует «как любая машина», а все психические явления связаны с возбуждением и торможением в коре головного мозга… Это был период примитивного материализма, и эти идеи были с восторгом приняты и научным сообществом, и широкой публикой. Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах И.П. Павлова – в частности, в его представлениях о высшей нервной деятельности. При этом И.П. Павлов предполагал, что в рефлексе объединяются («отождествляются») физиологическое и психическое, т.е психика – это продукт взаимодействия нейронов.

Что объединяло всех этих выдающихся ученых — Декарта, И.М. Сеченова, И.П. Пав-лова и их последователей? Их и их последователей объединяла могущественная и захватывающая идея – найти материальные основы психической деятельности.

Нужно отметить, что главенствующие на тот или иной период гипотезы о «структурах психики» тут же определяли методы терапии психических расстройств. Анатомический подход к «структурам психики» стимулировал идеи лоботомии и рассечения мозолистого тела мозга; идея электрической активности вызвала тысячи экспериментов с электрошоком; новейшие (по историческим меркам) биохимические теории психики вызвали появление новой отрасли химической индустрии – психофармакологии, главной «мишенью» которой является синаптическая щель.

В итоге вся современная терапия психических расстройств осуществляется преимущественно с применением психофармакологии, которая направлена на коррекцию обмена нейромедиаторов в синаптической щели и, таким образом – якобы на психику.

Фактически, что происходило в науке на протяжении двух тысячелетий?.. Ученые говорили и писали об изучении и о терапии психики, а на самом деле изучали и лечили мозг, ошибочно идентифицируя психику и деятельность мозга. Параллельно изобреталась псевдофизиологическая терминология для описания психических процессов в понятиях нервных импульсов, возбуждения и торможения в ЦНС и т.д.

В противовес этим традиционным представлениям в 2008 году автором была выдвинута гипотеза о мозге, как биологическом интерфейсе. В рамках этой гипотезы проводится аналогия между мозгом и компьютером, который обычно характеризуется как аппаратная часть или «железо» – с одной стороны; и между психикой и программным обеспечением, обычно именуемым как «софт» – с другой; а процесс обучения ребенка языковому общению, воспитание и обучение рассматривается как вариант программирования. Это программирование, как и в технических системах, осуществляется на конкретном языке. Соответственно: психические расстройства (если они не были исходно связаны с патологией мозга) – по аналогии рассматриваются как «сбои» в тех или иных программах психической регуляции.

Одно из ключевых положений предложенной гипотезы состояло в следующем: со временем особая роль мозга будет пересмотрена и в новой системе представлений ему будет отведена более скромная, но не менее значимая роль – связующего звена между идеальным и идеальным или, выражаясь современным языком – биологического интерфейса.

Многовековые попытки свести все многообразие психических явлений к примитивным анатомическим структурам, биохимическим реакциям и электрофизиологии мозга не выдерживают критики… Сама суть психических процессов качественно иная: мы получаем информацию, производим информацию, модифицируем или верифицируем информацию, обмениваемся информацией, передаем все возрастающие объемы информации от поколения к поколению. Именно эта способность – способность сохранять информацию (на камнях и папирусах, на бумажных или электронных носителях) и передавать ее следующему поколению отличает нас от животных.

Последующее развитие предложенной гипотезы было связано с одним чрезвычайно важным положением, которое долго ускользало от внимания ученых и никак не учитывалось в их теоретических построениях и гипотезах.

Информация современной академической наукой общепризнанно характеризуется как нематериальный фактор.

Материальны только ее носители (биологические, бумажные, электронные и т. д.). Тем не менее, являясь нематериальной, любая информация обретает (именно обретает, а не имеет исходно) ряд количественных и качественных характеристик. Она может быть нейтральной, эмоционально насыщенной, устрашающей, правдивой, ложной и т.д., но все эти характеристики появляются только при наличии субъекта восприятия информации. При этом у разных субъектов одна и та же информация может вызывать абсолютно разные психические реакции. Вспомним 11 сентября 2001:  траур в США и ликующая толпа в Ливии. Само по себе наличие информации на каком-либо носителе (вне субъекта или при отсутствии субъекта) – фактически не существует.

Укоренившиеся представления о мозге, как вместилище всех психических функций, породили массу заблуждений, которые давно вошли в обыденную речь, а в науке привели к известному феномену «нагруженности теорией», когда все, что лежит за пределами главенствующей научной концепции исходно отметается. Совершенно привычными стали фразы о том, что «у кого-то не все в порядке с нервами», хотя нервы – это просто проводники; другой вариант: «мне пришло в голову», но приходит не в голову, а «на ум» и т. д. В целом, идентификация нервного и психического на уровне обыденного сознания и даже научного знания – запредельна.

Я не буду останавливаться на подробном обосновании новой теории, вы сможете прочитать это позднее, а только сформулирую ее суть и главные выводы.

Было обосновано:

  1. мозг и психика – это две тесно связанные, но принципиально разные системы;
  2. мозг и нервная система – материальны и осуществляют регуляцию деятельности внутренних органов, рефлекторных реакций и адаптивных функций организма;
  3. психика нематериальна — эта информационная структура,  которая формируется на основе языкового программирования мозга только в социальной информационной среде, и регулирует все социальные функции личности.

Еще раз вернусь к аналогии с компьютером. Есть железо (его аппаратная часть), и есть программное обеспечение, которое – сколько не разбирай компьютер, найти невозможно – оно нематериально. Точно также, сколько не изучай мозг – это не психика.

И теперь о коренном отличии нашего института от всех других вузов. Человек прихо-дит изучать психологию или психиатрию. А ему начинают рассказывать о строении мозга, проводящих путях нервов, нервных центрах, рефлексах… Убеждая его, что он изучает психику. Это примерно то же самое, как если бы вы пришли изучать программирование, а вам начинают рассказывать, что клавиатура сделана из пластмассы, от нее идет какие-то проводки, эти проводки разноцветные, там есть всякие плато, по которым идет ток… Корпус компьютера из железа, экран – из стекла…

Огорчу вас. Мы тоже будем вынуждены в соответствии с образовательным стандартом рассказывать вам кое-что о мозге. Но главное – мы будем все эти годы учить вас понимать психику…

Я не знаю: будет ли эта теория удостоена Нобелевской премии – это всегда вопрос удачи. Но уже само выдвижение является большой честью для любого ученого. А новая теория завоевывает все больше сторонников, и в ее будущем у меня нет никаких сомнений.

Удачи вам всем на пути обретения новых знаний.

 

Презентация доклада в формате pdf

Происхождение психологии: значение, типы и факты

Психология не всегда была отдельной дисциплиной. Когда дело доходит до происхождения психологии, полезно копнуть глубже, чтобы увидеть, как она развивалась и стала современной научной дисциплиной, которой она является сегодня. Психология прошла через несколько этапов и значительных изменений как в своих подходах, так и в методах измерения, чтобы зарекомендовать себя как уважаемая научная дисциплина. Давайте рассмотрим происхождение психологии.

  • Мы собираемся исследовать происхождение психологии, исследуя ее историю.
  • Сначала мы установим историю психологии, пройдя через века, чтобы увидеть, как она развивалась как дисциплина.
  • Затем мы выделим отца современной психологии, прежде чем исследовать различные взгляды на заре психологии, включая структурализм и функционализм.
  • Мы также обсудим психоанализ и гуманизм, пытаясь понять происхождение и развитие психологии.
  • В ходе нашего обсуждения мы установим основателей психологии и исследуем то, что нам нужно знать об истоках психологии на уровне A.

История и происхождение психологии

Слово «психология» происходит от двух греческих слов: psyche (что означает дыхание, душа, жизнь или дух) и logos (что означает изучение). Вильгельм Вундт первым зарекомендовал себя как психолог и открыл лабораторию, посвященную научному изучению психологии. Раньше психология была скорее подразделением философии.

Рис. 1 — Изображение психики.

Слово психология появилась в литературе еще в 16-17 веках. В шестнадцатом веке теолог по имени Филип Меланхтон , которого многие считают, первым упомянул психологию через латинизированные формы оригинальных греческих слов.

Позже психология начала приобретать новое значение, популяризированное Кристианом Вольфом в его Psychologia Empirica . В его работе признается, что психология — это наука, изучающая психические явления, что является ранней попыткой психологии отделиться от философии и религии. Однако многие ученые все еще связывают философию с изучением разума в то время. Но какое отношение имеет происхождение психологии к философии?

Психология возникла в результате древнего изучения философии , дисциплины великих исторических умов, таких как Гиппократ, Платон и Аристотель. Ранние философы проводили время, теоретизируя о том, как устроен мир, почему мы здесь и почему люди ведут себя так, а не иначе.

Известный французский философ Рене Декарт (1596-1650) заложил основы изучения разума своим предложенным d реализмом .

Идея дуализма состоит в том, что разум и тело являются отдельными сущностями, которые могут объяснить, как мы переживаем человеческую жизнь.

Декарт предположил, что разум не является физическим, состояние сознания и самосознания не является чисто биологическим. Напротив, тело представляет собой механическую систему, которая требует исследований и исследований. Разделение понятий разума и тела прояснило необходимость изучения разума.

Еще одним важным предшественником психологии является Франц Йозеф Галль (1758-1828), который представил френологию , изучение выпуклостей и углублений в черепе. Он считал, что ощупывание черепа может выявить определенные черты, связанные с определенной функцией и областью мозга.

Только примерно в 19 веке психология получила более широкое распространение, что превратилось в ее современное значение, которое сейчас представляет собой изучение разума и поведения . В следующем разделе мы увидим развитие психологии и то, как она стала научной дисциплиной.

Отец современной психологии

Многие считают Зигмунда Фрейда отцом современной психологии . Вильгельм Вундт (1832-1920) был первым, кто создал психологическую лабораторию в 1879 году.в Лейпциге, Германия, позже он получил титул « отец психологии » вместе с его работой под названием Принципы физиологической психологии , опубликованной в 1873 году. .

Самоанализ — это метод в психологии, включающий объективное наблюдение за своими мыслями и чувствами.

Рис. 2 — Вильгельм Вундт

Хотя многие считают Вундта основателем психологии в 1879 г., некоторые исследователи полагают, что Густав Фехнер соответствовал этому титулу, учитывая важную связь, которую он установил в 1850 году между разумом и телом, позже создав закон Фехнера .

Закон Фехнера гласит, что восприятие стимула связано с интенсивностью стимула. Его методы открыли двери для измерения поведения в психологии.

Попытки Вундта объективно изучить разум включали в себя обучение людей самоанализу и повторение тестов для получения аналогичных результатов. Таким образом, Вундт полагал, что сможет определить компоненты, из которых состоит наше сознание, и то, как они ведут к сознательному опыту, позднее сформировав один из ранних подходов психологии9.0019 s структурализм .

Происхождение и развитие психологии: структурализм

С необходимостью изучения сознания пришли новые идеи, методы и практики, которые помогли сформировать психологию в то, чем она является сегодня.

Самый первый психологический подход назывался структурализмом. Структурализм заложил основу, на которой ранние психологи основывали свою работу. Эдвард Титченер (ученик Вундта) был психологом-структуралистом, который предположил, что человеческое сознание можно разбить на более мелкие части, и использовал процесс самоанализа Вундта, чтобы понять эти части.

Помимо Вундта и Титченера, Грэнвилл Стэнли Холл также внес свой вклад в развитие психологии благодаря распространению структурализма. Дж. Стэнли Холл также создал психологическую лабораторию в Университете Джонса Хопкинса, применяя интроспекцию, и был избран первым президентом Американской психологической ассоциации.

Происхождение и развитие психологии: функционализм

С появлением структурализма в психологии появился противоположный взгляд: функционализм.

Функционализм подчеркивает функцию мыслей и представляет разум как сущность, которую следует рассматривать целостно, а не разбивать на более мелкие компоненты.

Уильям Джеймс (1842-1910) изучал активное участие людей в своем поведении, изучая взаимосвязь между телесными процессами (например, ощущениями) и психологией (например, поведением).

Джеймс Кеттелл и Джон Дьюи были функционалистами, которые сосредоточились на умственных тестах и ​​оценках человеческих способностей. Функционализм делает упор на практическое применение психологии и на то, как разум приспосабливается к окружающей среде.

Этот подход заложил основу для более современных подходов, таких как бихевиоризм, и повлиял на то, как мы сегодня подходим к образованию и прикладной психологии.

Происхождение и развитие психологии: бихевиоризм

В то время как структурализм и функционализм фокусировались на психических процессах, бихевиоризм отвергал изучение разума из-за убеждения, что сознание ненаблюдаемо. Вместо этого бихевиоризм делает упор на наблюдаемом поведении, в котором среда определяет действия человека. Человек обучается определенному поведению в ответ на стимул в окружающей среде.

Важные фигуры в области бихевиоризма включали Эдварда Торндайка , Ивана Павлова, Бурхуса Фредерика Скиннера и Джона Ватсона . Эксперимент Эдварда Торндайка с кошками, использующими коробки-головоломки, показал, что можно изучить поведение в ответ на стимул, если за ним следует вознаграждение. Иван Павлов расширил эту идею, научив собак выделять слюну при звуке колокольчика, используя свою технику , классическое обусловливание .

Позже Скиннер представил свою версию обусловливания с использованием поощрений и наказаний под названием 9.0019 оперантное обусловливание . Он экспериментировал на мышах и голубях, используя коробку Скиннера . Эксперимент показал, что поведение можно изменить с помощью положительного и отрицательного подкрепления.

Джон Уотсон, отец бихевиоризма, упомянул, что поведение должно быть предметом психологии. Для Уотсона психология — это понимание того, как окружающая среда формирует поведение.

Происхождение и развитие психологии: психоанализ

Зигмунд Фрейд (1856-1939) отверг бихевиоризм и разработал психоанализ для понимания и лечения психических расстройств. Подход Фрейда предполагает, что у всех нас есть бессознательный «слой» в нашем уме, который контролирует большую часть наших мыслей и поведения. Он также подчеркивал роль раннего детского опыта в формировании личности.

По мнению Фрейда, предоставление его клиентам возможности свободно говорить о своей жизни и чувствах может помочь выявить бессознательные «подавленные» воспоминания о травмах раннего детства, вызывающих поведенческие симптомы.

Другие исследователи поставили под сомнение его научную достоверность, поскольку трудно доказать или опровергнуть существование бессознательной части мозга.

Происхождение и развитие психологии: гуманизм

Абрахам Маслоу и Карл Роджерс не соглашались с бихевиоризмом и психоанализом. Для них действия и мысли регулируются свободной волей и способностью человека к развитию.

Гуманисты ценят эмоции и думают, что люди в основном хорошие. Предпосылка этого подхода заключается в том, что у людей есть врожденное желание достичь самореализации, лучшей версии самих себя. По мнению гуманистов, достичь этого уровня довольно сложно, и есть несколько других факторов, которые человек должен достичь, прежде чем достичь самоактуализации, например, физиологические потребности.

Действительно, зарождение психологии и ее развитие показали, как необходимость изучения психики привела к объективному изучению от ранних до поздних подходов психологии, сделав ее подлинно научной дисциплиной.

Происхождение социальной психологии

Будучи социальными существами, которыми мы являемся, психология также начала исследовать индивидуальное поведение в присутствии других.

Социальная психология — это научная дисциплина, изучающая, как люди взаимодействуют с теми, кто находится в их социальной среде, и испытывают на них влияние.

В 1924 году Флойд Оллпорт предположил в своем тексте, что социальные группы являются одним из многих стимулов, на которые человек реагирует в своем окружении. Он также выделил экспериментальные исследования в этой новой области психологии.

После Великой депрессии 1930-х годов и влияния Первой и Второй мировых войн социальные психологи сосредоточились на социальных проблемах, которые привнесли этику и ценности в социальные исследования. Это открыло двери для расширения социальной психологии и охватило такие области, как межгрупповые отношения, пропаганда, голосование и организационное поведение.

С 1940-х по 1960-е годы наблюдалось быстрое распространение социальной психологии, о чем свидетельствуют новые исследования авторитарной личности, послушания, убеждения, когнитивного диссонанса, агрессии, предубеждений и межличностного влечения. К 1970-м и 1980-м годам социальная психология столкнулась с кризисом, таким как обвинения в расовых и гендерных предубеждениях, которые заставили психологов в этой области пересмотреть свои методы.

Кроме того, в это время когнитивная революция возродила интерес к пониманию себя среди социальных психологов. Новые идеи также возникли в результате мультикультурных исследований, в ходе которых происходил обмен идеями между исследователями.

С преобладанием социальных когнитивных влияний в 1990-х годах некоторые социальные психологи считали, что эмоции и мотивы уравновешивают как социальные, так и когнитивные аспекты социальной психологии. До сих пор социальная психология продолжает расширяться, поскольку социальные психологи изобретают способы измерения социального поведения.

Происхождение когнитивной психологии

С отказом некоторых психологов от бихевиоризма появилась еще одна область психологии, когнитивная психология, целью которой является изучение высших психических процессов.

Когнитивная психология исследует, как мозг обрабатывает и влияет на поведение.

В 1925 году немецкий психолог, Вольфганг Колер , опубликовал свои выводы по «Ментальность обезьян », показав, что шимпанзе могут учиться и решать проблемы. В этом эксперименте шимпанзе тянулся к банану с помощью бамбуковой палки. В 1948 году Норберт Вайнер , математик, ввел термины вход , выход и отзывы в его работе Кибернетика: или Управление и связь в животном и машине .

Примерно в то же время Эдвард Толман предложил термин когнитивные карты , которые представляют собой мысленные представления, сформированные из сигналов окружающей среды. Он продемонстрировал когнитивные карты, обучая крыс ориентироваться в лабиринте. Между 1950-ми и 1960-ми годами Джордж Миллер и Джером Брунер основали Центр когнитивных исследований в Гарвардском университете. Кроме того, Миллер популяризировал концепцию, согласно которой разум может хранить до семи объектов в своей кратковременной памяти.

В это время Ульрик Нейссер , отец когнитивной психологии, опубликовал Когнитивная психология , положив начало когнитивному подходу.

Эти концепции сформировали популярную когнитивную психологию, которую мы знаем сегодня.

Происхождение психологии. Ключевые выводы

  • Психология — это научная дисциплина, изучающая разум, его функции и поведение.
  • Область возникла в философии, корни которой уходят в шестнадцатый век, начиная с Рене Декарт ’ дуализм, который создал необходимость изучать разум и тело по отдельности.
  • Вильгельм Вундт считается отцом психологии и основал первую психологическую лабораторию в 1879 году. и понимание его функций (функционализм).
  • Более поздние психологические подходы выделили стимул-реакцию в бихевиоризме, бессознательное в психоанализе, личностное развитие в гуманизме и социальное поведение и высшие психические процессы в социальном и когнитивном подходах соответственно.

Ссылки

  1. Рис. 2 – Вильгельм Вундт (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wilhelm_Wundt._Photogravure_by_Synnberg_Photo-gravure_Co.,_1_Wellcome_L0023076.jpg) от Wellcome Library (http s://добро пожаловатьколлекция. org/works/a3eqvhj9?wellcomeImagesUrl=/indexplus/image/L0023076.html) находится под лицензией CC BY 4.0 (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.en)

Карл Юнг о «Психеи » — Антология — Карл Юнг Глубинная психология

Карл Юнг о «Психеи» — Антология

Наш век хочет испытать психику на себе. Он хочет исходного опыта, а не предположений, хотя и готов использовать в качестве средства для этого все существующие предположения, включая допущения признанных религий и подлинных наук. ~Карл Юнг, CW 10. Стр. 85.

Мы не знаем, что такое архетип (т.е. из чего состоит), так как природа психики нам недоступна, но мы знаем, что архетипы существуют и работают. ~Карл Юнг, CW 18, стр. 694.

Бессознательное, как коллективная психика, является психологическим представителем общества. ~Карл Юнг, CW 18, стр. 453.

Сообщения «духов» — это утверждения о бессознательной психике, при условии, что они действительно спонтанны и не сфабрикованы сознательным умом. ~Карл Юнг, CW 18, стр. 313.

Никогда не забывайте, что в психологии средство, с помощью которого вы судите и наблюдаете психику, есть сама психика. ~Карл Юнг, CW 18, Para 277.

Хотя сновидения способствуют саморегуляции психики, автоматически поднимая все, что подавляется, игнорируется или неизвестно, их компенсаторное значение часто не сразу становится очевидным, потому что у нас все еще есть только очень неполные знания о природе и потребностях человеческой психики. Существуют психологические компенсации, которые кажутся весьма далекими от имеющейся проблемы. В этих случаях всегда нужно помнить, что каждый человек в известном смысле представляет все человечество и его историю. То, что было возможно в истории человечества в целом, также возможно в малом масштабе у каждого человека. То, в чем нуждалось человечество, со временем может понадобиться и индивидууму. Поэтому неудивительно, что в сновидениях большую роль играют религиозные компенсации. То, что в наше время это становится все более и более верным, является естественным следствием господствующего в нашем мировоззрении материализма. ~ Карл Юнг, CW 18, Para 483

Многое можно сказать о взглядах Фрейда как о научном объяснении психологии сновидений. Но я должен оспорить ее полноту, ибо психика не может быть понята только в каузальных терминах, но требует также окончательного взгляда. Только сочетание точек зрения, которое еще не достигнуто удовлетворительным с научной точки зрения образом из-за огромных трудностей, как практических, так и теоретических, которые еще предстоит преодолеть, может дать нам более полное представление о природе сновидений. . ~ Карл Юнг, CW 18, Para 473

Что такое религии? Религии — это психотерапевтические системы. Что мы делаем, мы психотерапевты? Мы пытаемся исцелить страдания человеческого разума, человеческой психики или человеческой души, и религии решают ту же проблему. Следовательно, сам наш Господь является целителем; он врач; он исцеляет больных и справляется с душевными недугами; и это именно то, что мы называем психотерапией. ~Карл Юнг, CW 18, Para 181

Видите ли, в реальном функционировании психики не имеет значения, делаете ли вы что-то или происходит ли это с вами; Приходит ли оно к вам извне или происходит внутри, судьба в равной степени движется через вас и внешние обстоятельства. ~Карл Юнг, Семинар по Заратустре, стр. 896.

Без личной жизни, без здесь и сейчас нам не достичь сверхличного. Личная жизнь должна быть прежде всего осуществлена, чтобы можно было ввести процесс надличностной стороны психики. ~Карл Юнг, Психология Кундалини-йоги, стр. 66.

Именно психика благодаря присущей ей божественной творческой силе делает метафизическое утверждение; он устанавливает различия между метафизическими сущностями. Это не только условие всей метафизической реальности, это сама реальность. ~ Карл Юнг, CW 11, Para 856.

Архетипы — это, так сказать, органы дорациональной психики. Это вечно наследуемые формы и идеи, которые сначала не имеют определенного содержания. Их специфическое содержание проявляется только в ходе жизни человека, когда личный опыт воспринимается именно в этих формах. ~Карл Юнг, CW 11, стр. 518.

Наша психика может функционировать так, как будто пространства не существует. Таким образом, психика может быть независимой от пространства, времени и причинности. Это объясняет возможность магии. ~ С. Г. Юнг, Эмма Юнг и Тони Вольф – Сборник воспоминаний; Страницы 51-70.

Психика, которую мы склонны принимать за субъективное лицо, на самом деле является лицом, простирающимся вне нас, вне времени, вне пространства. ~ С. Г. Юнг, Эмма Юнг и Тони Вольф – Сборник воспоминаний; Страницы 51-70.

Вы не можете лечить только тех, кто родился без психики. И таких не мало. ~ Карл Юнг, Letters Vol. 1; Стр. 95.

Но религиозные утверждения без исключения имеют отношение к реальности психики, а не к реальности физика. ~ Карл Юнг, Психология и религия, стр. 464.

Если психике необходимо придать первостепенное эмпирическое значение, то же самое следует сделать и индивидууму, который является единственным непосредственным проявлением психики. ~Карл Юнг, Неоткрытое Я, стр. 34.

Носителем этого сознания является индивидуум, который не производит психику по собственной воле, а, наоборот, предварительно формируется ею и питается постепенным пробуждением. сознания в детстве. ~Карл Юнг, Неоткрытое Я, стр. 34.

Таким образом, психика наделена достоинством космического принципа, который философски и фактически придает ей положение, равное принципу физического бытия. ~Карл Юнг, Неоткрытое Я, стр. 33.

Без сознания практически не было бы мира, ибо мир существует как таковой лишь постольку, поскольку он сознательно отражается и сознательно выражается психикой. Сознание есть необходимое условие бытия. ~Карл Юнг, Неоткрытое Я, стр. 33

. . . Я просто хочу отметить, что способность человеческой психики производить такой новый материал особенно важна, когда имеешь дело с символикой сновидения. . . ~ Карл Юнг; Человек и Его символы; Страница 26.

Когда я как психолог говорю, что Бог — это архетип, я имею в виду «тип» в психике. ~Карл Юнг, CW 12, Психология и алхимия, стр. 149

Эти фантазийные образы, несомненно, имеют свои самые близкие аналоги в мифологических типах. Поэтому мы должны предположить, что они соответствуют некоторым коллективным (а не личным) структурным элементам человеческой психики… Эти случаи настолько многочисленны, что мы вынуждены допустить существование коллективного психического субстрата. Я назвал это коллективным бессознательным. ~ Карл Юнг, CW 9я, абз. 262.

Распространенным является мнение, что дух и психика суть одно и то же и могут быть разделены лишь произвольно. Вундт понимает дух как «внутреннее существо, независимо от какой-либо связи с внешним существом. ~ Карл Юнг, CW 9i, пар. 386

Очень широко распространено мнение, что дух понимается как высшее, а психика — как низшее начало деятельности, и, наоборот, алхимики мыслили дух как ligamentum animae et corporis, рассматривая его как spiritus vegetativus (позднее жизненный дух или нервный дух). ~ Карл Юнг, CW 9я, пара. 386.

Мифы — это первоначальные откровения предсознательной психики, непроизвольные утверждения о бессознательных психических явлениях… Но религия — это жизненно важная связь с психическими процессами, независимыми от сознания и за его пределами, в темных глубинах психики. ~ Карл Юнг CW 9i, пар. 261.

Именно тогда я посвятил себя служению психике. Я любил его и ненавидел, но это было моим самым большим богатством. Мое подчинение ему, так сказать, было единственным путем, которым я мог вынести свое существование и прожить его как можно полнее. ~ Карл Юнг; Воспоминания, мечты и размышления; Страница 192.

Природа, психика и жизнь предстают передо мной как божество в развернутом виде – чего еще я могу желать? Для меня высший смысл Бытия может состоять только в том, что оно есть, а не в том, что его нет или уже нет. ~ Карл Юнг; Воспоминания, сны и размышления, стр. 276.

Даже если весь мир распадется на куски, единство души никогда не будет разрушено. И чем шире и многочисленнее трещины на поверхности, тем больше укрепляется единство в глубине. ~ Карл Юнг; CW 10, пункт 310.

Это субъективное знание себя [имеется в виду]: «Никто не может познать себя, если он не знает, что, а не кто он есть, от чего он зависит или чей он (или от кого или чего он принадлежит) и для какой цели он был создан». Это различие. . . имеет решающее значение. . . . Имеется в виду не субъективное эго-сознание психики, а сама психика как неизвестный, непредвзятый объект, который еще предстоит исследовать. . . . «Что» относится к нейтральному Я, к объективному факту тотальности, поскольку Я, с одной стороны, каузально «зависит» от него или «принадлежит» ему, а с другой стороны, направлено на него как на цель. Юнг, CW 9ii, para 252.

Мы знаем лишь небольшую часть нашей психики. Причинные факторы, определяющие [чье-то] психическое существование, в значительной степени находятся в бессознательных процессах вне сознания, и точно так же в [человеке] действуют конечные факторы, которые также возникают в бессознательном. . . . Таким образом, причины и цели превосходят сознание до такой степени, что их нельзя недооценивать, и это подразумевает, что их природа и действие неизменны и необратимы [в той мере, в какой] они не стали объектами сознания. Их можно исправить только через сознательную проницательность и моральную решимость, вот почему самопознание, будучи столь необходимым, вызывает такой страх ~ Карл Юнг, CW 9ii, Para 253.

Моя задача как врача — помочь пациенту справиться с жизнью. Я не берусь судить о его окончательных решениях, потому что знаю по опыту, что всякое принуждение — будь то внушение, инсинуация или какой-либо иной метод убеждения — оказывается в конце концов не чем иным, как препятствием к высшему и самому решающему опыту из всех возможных. , то есть быть наедине с самим собой, или как там еще можно назвать объективность психики. Пациент должен быть один, если он хочет узнать, что поддерживает его, когда он больше не может поддерживать себя. Только этот опыт может дать ему нерушимый фундамент. ~Карл Юнг, CW 12: стр. 32.

Сон — это конкретное высказывание бессознательного. Точно так же, как у психики есть дневная сторона, которую мы называем сознанием, у нее есть и ночная сторона: бессознательная психическая деятельность, которую мы постигаем как сновидческую фантазию. ~Карл Юнг, CW 16, стр. 317.

В частности, угроза сокровенному «я» со стороны драконов и змей указывает на опасность того, что вновь обретенное сознание будет снова поглощено инстинктивной психикой, бессознательным. ~ Карл Юнг; КВ 9я; пункт 282.

Та часть бессознательного, которая обозначается как тонкое тело, становится все более и более тождественной функционированию тела, и поэтому она становится все темнее и темнее и заканчивается в кромешной тьме материи. . . . Где-то наше бессознательное становится материальным, потому что тело — это живая единица, и наше сознание и наше бессознательное встроены в него: они соприкасаются с телом. Где-то есть место, где два конца встречаются и переплетаются. И это [тонкое тело], где нельзя сказать, является ли оно материей или тем, что называют «психеей». ~Карл Юнг, Семинар Заратустры, стр. 441.

Кажется, что людям очень трудно жить с загадками или позволить им жить, хотя можно подумать, что жизнь и так полна загадок, и еще несколько вещей, на которые мы не можем ответить, не имеют значения. Но, может быть, именно это так невыносимо, что в нашей собственной психике есть иррациональные вещи, которые расстраивают сознательный разум в его иллюзорной уверенности, ставя перед ним загадку своего существования. ~Карл Юнг, CW 13, стр. 307.

В частности, угроза сокровенному «я» со стороны драконов и змей указывает на опасность того, что вновь обретенное сознание будет снова поглощено инстинктивной психикой, бессознательным. ~ Карл Юнг; КВ 9я; пункт 282.

Мой психологический опыт снова и снова показывал, что определенные содержания исходят из психики, которая более совершенна, чем сознание. Они часто содержат превосходный анализ, понимание или знание, которые сознание не могло произвести. У нас есть подходящее слово для таких явлений — интуиция. ~Карл Юнг, CW 11, стр. 49.

Нет «бесцельных» психических процессов; иными словами, это гипотеза величайшей эвристической ценности о том, что психика по своей сути целенаправленна и направлена. ~ Карл Юнг; КВ 8, параграф. 90.

В отличие от медитации, используемой в практике йоги, психоаналитическая цель состоит в том, чтобы наблюдать теневые проявления — будь то в форме образов или чувств, — которые спонтанно возникают в бессознательной психике и появляются у человека без его ведома. кто смотрит внутрь. Таким образом, мы снова находим вещи, которые мы вытеснили или забыли. Как ни болезненно это может быть, это само по себе является приобретением, ибо то, что неполноценно или даже бесполезно, принадлежит мне как моя Тень и дает мне субстанцию ​​и массу. Как я могу быть существенным, если я не могу отбросить Тень? У меня должна быть и темная сторона, если я хочу быть цельным; и поскольку я осознаю свою Тень, я также вспоминаю, что я такое же человеческое существо, как и все остальные. ~ Карл Юнг; Современный человек в поисках души; Страница 35.

Именно в прикладной психологии, если вообще где-либо, мы должны сегодня быть скромными и признать обоснованными ряд явно противоречащих друг другу мнений; ибо мы все еще далеки от чего-либо похожего на полное знание человеческой психики, этой наиболее сложной области научных исследований. Пока у нас есть только более или менее правдоподобные мнения, не поддающиеся примирению. ~ Карл Юнг; Современный человек в поисках души; Стр. 57.

Везде, где есть проникновение в сокровенные переживания, в ядро ​​личности, большинство людей одолевает страх, и многие убегают. Так было и с этим теологом. Я, конечно, осознаю, что богословы находятся в более сложной ситуации, чем другие. С одной стороны, они ближе к религии, но с другой стороны, они более связаны церковью и догматами. Риск внутреннего опыта, приключение духа в любом случае чужды большинству людей. Возможность того, что такой опыт может иметь психическую реальность, для них анафема. Все очень хорошо, если оно имеет сверхъестественную или хотя бы «историческую» основу. Но психический? Столкнувшись лицом к лицу с этим вопросом, пациент часто выказывает неожиданное, но глубокое презрение к психике. ~ Карл Юнг; Воспоминания, сны и размышления; Страницы 141-142.

Так или иначе, мы являемся частью единой, всеобъемлющей психики, единого «величайшего человека». ~Карл Юнг, CW 10: 175.

Когда я работал над каменными табличками, я осознал роковые связи между мной и моими предками. Я очень сильно чувствую, что нахожусь под влиянием вещей или вопросов, которые мои родители, бабушки и дедушки и более далекие предки оставили незавершенными и без ответа. Часто кажется, что в семье есть безличная карма, которая передается от родителей к детям. Мне всегда казалось, что я должен отвечать на вопросы, которые судьба задавала моим предкам и на которые еще не было ответа, или что я должен был завершить или, может быть, продолжить то, что прежние века оставили незавершенными. Трудно определить, носят ли эти вопросы более личный или более общий (коллективный) характер. Мне кажется, что дело в последнем. Коллективная проблема, если ее не признать таковой, всегда проявляется как личная проблема, а в отдельных случаях может создать впечатление, что что-то не в порядке в сфере личной психики. Личная сфера действительно нарушена, но такие нарушения не обязательно должны быть первичными; они вполне могут быть вторичными, следствием невыносимого изменения социальной атмосферы. Следовательно, причину беспокойства следует искать не в личном окружении, а скорее в коллективной ситуации. Психотерапия до сих пор слишком мало принимала во внимание этот вопрос. ~ Карл Юнг; Воспоминания, сны, размышления; Страницы 233-234.

Нет ничего без духа, ибо кажется, что дух находится внутри вещей… внутри есть дух, который есть душа предметов. Наша ли это психика или психика вселенной, мы не знаем, но если прикоснуться к земле, то не избежать духа. ~Карл Юнг, Семинары по видению; Страницы 164-165.

Потому что ребенок . . . малы, а его сознательные мысли скудны и просты, мы не осознаем далеко идущие осложнения инфантильного ума, основанные на его изначальной идентичности с доисторической психикой. Этот изначальный разум так же присутствует и все еще функционирует в ребенке, как эволюционные стадии человечества присутствуют в его эмбриональном теле. ~ Карл Юнг; Человек и Его символы; Страница 89.

Большими, чем все физические опасности, являются огромные последствия бредовых идей […]. Мировые силы, которые правят человечеством, во благо или во зло, являются бессознательными психическими факторами, и именно они порождают бессознательное […]. Мы погружены в мир, созданный нашей собственной психикой. Карл Юнг, CW 8, Para 747

Большинство упускают из виду или кажутся неспособными понять тот факт, что я считаю психику реальной. ~ Карл Юнг, CW 11; Параграф 751.

Коллективное бессознательное — это просто Природа, а поскольку Природа содержит все, она также содержит неизвестное. … Насколько мы можем видеть, коллективное бессознательное тождественно Природе в той мере, в какой сама Природа, включая материю, нам неизвестна. Я ничего не имею против предположения, что психика — это качество материи или материя — конкретный аспект психики, при условии, что «психе» определяется как коллективное бессознательное. ~ Карл Юнг; Письма II, стр. 450

В своих исследованиях структуры бессознательного я был вынужден провести концептуальное различие между душой и психикой. Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных. Под душой же я понимаю четко очерченный функциональный комплекс, который лучше всего можно описать как «личность». ~Карл Юнг, CW 6, para 797

Филимон и другие персонажи моих фантазий открыли мне ключевое понимание того, что в психике есть вещи, которые я не произвожу, но которые производят сами себя и имеют свою собственную жизнь. ~ Карл Юнг; Воспоминания, мечты и размышления, стр. 183.

Как «психический инфракрасный», биологическая инстинктивная психика, постепенно переходит в физиологию организма и таким образом сливается с его химическими и физическими условиями, так и «психический ультрафиолет», архетип, описывает поле, которое не обнаруживает никаких особенностей физиологии и тем не менее, в конечном счете, не может больше рассматриваться как психическое. ~Карл Юнг, CW 8, стр. 420.

Самый высокий и решающий опыт из всех. . . это быть наедине с . . . [собственное] собственное «я» или что-то еще, что можно назвать объективностью психики. Пациент должен быть один, если он хочет узнать, что поддерживает его, когда он больше не может поддерживать себя. Только этот опыт может дать ему нерушимый фундамент. ~Карл Юнг, CW 12: P.32.

Бессознательное . . . является источником инстинктивных сил психики и форм или категорий, которые их регулируют, а именно архетипов. ~ Карл Юнг, CW 8, пар. 342.

Ничто в нас никогда не остается полностью противоречивым, и сознание не может занять ни одной позиции, которая не вызвала бы где-то в темных уголках психики отрицание или компенсаторное воздействие, одобрение или возмущение. Этот процесс примирения с «Другим» в нас стоит того, потому что таким образом мы познаем аспекты нашей природы, которые мы никому не позволили бы показать нам и которые мы сами никогда бы не признали. ~Карл Юнг, CW 14: Страница 706

Психика не просто реагирует; она дает свой собственный специфический ответ на воздействующие на нее влияния. ~ Карл Юнг, CW 4; п. 667

Каждый цивилизованный человек, каким бы ни было его сознательное развитие, на более глубоких уровнях своей психики остается архаичным человеком. Точно так же, как человеческое тело связывает нас с млекопитающими и демонстрирует многочисленные реликвии более ранних эволюционных стадий, восходящих даже к эпохе рептилий, так и человеческая психика является продуктом эволюции, который, если проследить его происхождение, обнаруживает бесчисленные архаичные черты. ~ Карл Юнг; Современный человек в поисках души; Страница 126

Дионис — это бездна страстного растворения, где все человеческие различия сливаются в животной божественности изначальной психики — блаженное и ужасное переживание. ~Карл Юнг, CW 12, стр. 90.

Но принцип бессознательного заключается в автономии самой психики, отражающей в игре своих образов не мир, а себя самого, хотя и использует иллюстративные возможности, предоставляемые чувственным мир, чтобы сделать его образы ясными. ~Карл Юнг, CW 12, стр. 146

Боги являются олицетворениями бессознательного содержания, ибо они открываются нам через бессознательную деятельность психики. Карл Юнг, CW 11, стр. 163.

Психика не современна; его происхождение насчитывает много миллионов лет. Индивидуальное сознание — это всего лишь цветок и плод времени года, выросший из многолетнего корневища под землей; и оно окажется в большем согласии с истиной, если примет во внимание существование ризомы. Ибо коренная материя есть мать всех вещей. ~ Карл Юнг, Символы трансформации, стр. xxv.

Нам нужно больше понимать человеческую природу, потому что единственная реальная опасность, которая существует, — это сам человек. . . Мы ничего не знаем о человеке, слишком мало. Его психику следует изучить, потому что мы являемся источником всего грядущего зла. ~Карл Юнг, интервью Би-би-си, 1959.

Сознание, по существу, является органом восприятия души, это глаз и ухо души. ~Карл Юнг, Лекции ETH, стр. 98.

Тело и дух для меня всего лишь аспекты реальности психики. ~ Карл Юнг, Letters Vol. 1, стр. 198-200.

Спросите современных физиков, что такое тело, они быстро придут к признанию реальности психики. ~ Карл Юнг, Letters Vol. 1, страницы 198-200.

Психика явно сложнее и недоступнее тела. Это, так сказать, половина мира, которая возникает только тогда, когда мы ее осознаем. ~Карл Юнг, Воспоминания, сны и размышления, стр. 132.

Смысл сна только в том, что когда церкви молчат, душа дает вам пищу и питье. ~ Карл Юнг, Letters Vol. 1, страницы 153-154.

Я действительно убеждён, что творческое воображение есть единственное доступное нам изначальное явление, настоящая Основание психики, единственная непосредственная реальность. ~ Карл Юнг, Letters Vol. 1, страницы 59-63.

На мой взгляд, психика — это мир, в котором содержится эго. Может быть, есть рыбы, которые верят, что их содержит море. Мы должны избавиться от этой нашей привычной иллюзии, если мы хотим рассматривать метафизические утверждения с точки зрения психологии. ~Карл Юнг, CW 13, параграф 51.

Если мы рассмотрим психику в целом, то придем к выводу, что бессознательная психика также существует в пространственно-временном континууме, где время уже не время, а пространство уже не пространство. Соответственно прекращается и причинность. ~ Карл Юнг, Letters Vol. 1, страницы 546-548.

Психическое кажется мне на самом деле отчасти внепространственным и вневременным. «Тонкое тело» может быть подходящим выражением для этой части психики. ~ Карл Юнг, Letters Vol. 1, страницы 522-523.

Моей старшей пациентке — женщине — исполнилось 75 лет. Психику можно лечить, пока у человека есть психика. Нельзя лечить только тех, кто рождается без психики. И таких не мало. ~ Карл Юнг, Письма Том 1; Страница 95.

Видишь ли, несмотря на то, что ты уже мужчина в преклонном возрасте, у тебя все еще есть молодая душа, прекрасная анима, и ей противостоит опасная ящерица. Другими словами, вашей душе угрожает хтонический яд. Такова именно ситуация нашего западного ума. Мы думаем, что можем справиться с такими проблемами почти рационалистическим путем, сознательными попытками и усилиями, имитируя методы йоги и тому подобные опасные вещи, но мы совершенно забываем, что прежде всего мы должны установить связь между высшими и низшими областями нашего сознания. психика ~ Карл Юнг, Letters Vol. 1, стр. 95-97.

… казалось бы, больше соответствует коллективной психике человечества рассматривать смерть как осуществление смысла жизни и как ее цель в прямом смысле, а не как простое бессмысленное прекращение. Тот, кто лелеет на этот счет рационалистическое мнение, психологически изолирует себя и противостоит своей собственной основной природе. ~ Карл Юнг, CWs, 8, §807.

Анализ пожилых людей дает множество символов сновидений, которые психически подготавливают сновидения к надвигающейся смерти. На самом деле верно, как подчеркивал Юнг, что бессознательная психика обращает очень мало внимания на внезапный конец телесной жизни и ведет себя так, как будто психическая жизнь индивидуума, то есть процесс индивидуации, просто продолжится. … Бессознательное совершенно очевидно «верит» в жизнь после смерти. ~Мария-Луиза фон Франц (1987), IX.

Мы думаем, что можем решать такие проблемы почти рационалистическим путем, сознательными попытками и усилиями, имитируя методы Йоги и подобные опасные вещи, но совершенно забываем, что прежде всего мы должны установить связь между высшими и низшими областями. нашей психики. ~ Карл Юнг, Letters Vol. 1, страницы 95-97.

Несмотря на то, что большинство людей не знают, зачем организму соль, тем не менее, все требуют ее из-за инстинктивной потребности. То же самое и с вещами души. Это работа интеллекта. ~Карл Юнг, CW 8, страницы 399-403.

Но, кроме того, есть мышление в первообразах, в символах, которые старше исторического человека, врождены в нем с древнейших времен и, вечно живя, переживая все поколения, еще составляют основу человеческого психика. Жить полной жизнью можно только тогда, когда мы находимся в гармонии с этими символами; мудрость есть возвращение к ним. ~ Карл Юнг, CW 8, страницы 399-403.

Таким образом, архетип как феномен обусловлен местом и временем, но, с другой стороны, он представляет собой невидимый структурный паттерн, не зависящий от места и времени, и подобно инстинктам оказывается существенным компонентом психики. ~ Карл Юнг, Letters Vol. 1, страницы 538-539.

Таким образом, психика имеет первостепенное значение; это всепроникающее Дыхание, сущность Будды; это Ум Будды, Единый, Дхаррджакья. Все существование исходит из него, и все отдельные формы растворяются в нем. ~Карл Юнг, CW 11, стр. 482.

Психика как таковая не может быть объяснена с точки зрения физиологической химии хотя бы потому, что вместе с самой «жизнью» она является единственным «природным фактором», способным преобразовывать статистические организации, которые подчиняются естественному закону в «высшие» или «неестественные» состояния, в отличие от правила энтропии, которое действует во всем неорганическом царстве. ~ Карл Юнг, CW 8, пункты 371-381

Как жизнь производит сложные органические системы из неорганических, мы не знаем, хотя у нас есть непосредственный опыт того, как это делает психика.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts