Синквейн примеры для дошкольников: МБДОУ «Детский сад № 28»

«Использование игровой технологии «синквейн» по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов ДОУ.

Тема: «Использование игровой технологии «синквейн» по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель : Ознакомление педагогов с игровой технологией синквейн по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи: Привитие интереса и желания у педагогов применения в своей педагогической деятельности предложенных игр в работе с детьми.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. На сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста , что очень важно для комфортного общения с окружающими и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя поиска инновационных методов, технологий при организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Для себя, я отметила, что одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является игровая технология «Синквейн»

Иновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать , фантазировать, думать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать своё мнение, предположение.

Эффективность и целесообразность этого метода заключается в следующем:
1. Простота. Синквейн могут составить все. Это вид новой творческой речевой деятельности, который основан на развитии интеллектуальных возможностей (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). При его составлении открываются новые творческие, речевые возможности, и каждый ребёнок может реализовать их.
2. Синквейн является игровым приёмом.
3. Обеспечивает непроизвольное запоминание материала.
4. Способствует обогащению и актуализации словаря, носит характер комплексного воздействия(развивает речь, самостоятельность, инициативу, воображение, память, внимание, мышление).
— закрепляет знания о вопросах и обозначениях разных частей речи, о предложении;
— совершенствует навык использования в речи синонимов;
— стимулирует развитие творческого потенциала
5. Может использоваться , как заключительное задание в рамках прохождения определённой лексической темы, для её закрепления или для проведения анализа полученной информации.
Что же означает это необычное слово «Синквейн».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии и написанная по определённому правилу. (алгоритму).

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.

В первой строке – пишется одно слово, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Обычно это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Это причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. Это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

В четвертой строке — ребёнок выражает уже непосредственно своё мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырёх слов (т. е предложение).

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово. Это слово – ассоциация, выражающая сущность темы, слово.

Пример:

1. Кошка.

2. Белая, пушистая.

3. Ловит, играет, крадется.

4. Ловкая кошка охотится на мышку.

5. Домашнее животное

Самое главное в нашей работе — это дети. Давайте сейчас мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу ёлочку.

1 строка нашей ёлочки — Кто? Дети

2 строка два слова определения — Какие?

3 строка три слова действия — Что делают?

4 строка — Фраза со словом дети.

5 строка слово — ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы согласны со мной?

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе.

Можно использовать разные схемы синквейна

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: « слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение графического изображения в виде ёлочки.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря по словам предметам, признакам и действиям:
Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).
Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и другие.
Игры малой подвижности ( «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие)

II Этап – основной.
Цель: знакомство с правилом или алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

1.Составление краткого рассказа по готовому синквейну .
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.
4. Использование на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

Рассмотрим варианты синквейна

Я хочу предложить вашему вниманию вариант синквейна – это обратный синквейн или синквейн загадка.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь составлен синквейн.

Пример: Отсутствует тема (1 строка)

1.——-? (Весна)

2.Теплая, долгожданная

3.Пришла, зацвела, оживила

4.Вдохнула жизнь в природу.

5.Время года«

Игра «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

Игра «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

Предлагаю воспитателям выбрать предметные картины и составить синквейн загадку.

Вариант: Синквейн по прослушанному рассказу или сказки.

Пример: Сказка «Колобок»

1 .Колобок

2. Круглый, румяный

3.Стынет, катится , поет

4. Колобок катится и поет песни.

5. Наивный (глупый, доверчивый)

Предлагаю воспитателям взять картинки с изображением героев сказки «Колобок» и составить синквейн.

Вариант: Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Пример:

1. Кошка

2.Пушистая. ласковая
3. Ластится, играет, мурлыкает.
4. Кошка охраняет наш дом
5.Домашнее животное.

Коррекция 4 строки – кошка не может охранять дом.


Игра «Чужое слово». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

III этап практический.


Самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам с использованием наглядно-методического пособия

Вывод: Предложенный вашему вниманию метод не требует особых условий применения, он органично вписывается в работу по развитию речи и обогащению и активизации словаря, даёт возможность педагогу увидеть уровень освоения ребёнком пройденного материала. Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, внимания. И, главное, этот метод позволяет детям и родителям быть активными участниками образовательного процесса.

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество

Спасибо за внимание и творческих Вам успехов!

Используемая литература:

Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.- метод. пособие.

Ростов н/Д., 2008

Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд.

Феникс, 2011

Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал

«Логопед» № 5 — 2005

Использование метода «синквейн» в развитии речи детей

Аннотация.

В данной статье описан один из методов развития образной речи детей старшего дошкольное возраста с общим недоразвитие речи. Приведены примеры, каким образом совершенствуется связная речь, при использовании данного метода.

Синквейн — пяти строчная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, позволяющий достаточно быстро получить результат. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, такие как социальные психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речевое развитие занимает одно из главных мест. К завершению дошкольного образования ребенок не только хорошо понимает устную речь, но главное может выражать свои мысли, желания, готов отстоять свою точку зрения, в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Сейчас в век, преобладания интерактивных технологий, как никогда, встает вопрос о развитии коммуникативных способностей детей. Дети все больше времени проводят, в уединении. В настоящее время количество детей с нарушением речи увеличивается. Наблюдается также их качественное и количественное изменение в их развитии. При этом в современной логопедической практике, в системе дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Одной из проблем является то, что дети, имеющие речевые нарушения разного генеза достаточно поздно попадают в поле зрения профессиональной деятельности педагогов, а именно учителей логопедов, перед педагогами встает вопрос, что сделать, чтобы речь ребенка соответствовала требованиям государственного стандарта в образовании. По этому, перед педагогами, учителями-логопедами встает вопрос об использовании инновационных методов и технологий в совершенствование речи детей. Сегодня от педагогов-практиков требуются знания тенденций инновационных изменений. Системно-деятельностный подход, является инновационным изменением, который подразумевает создание у ребенка мотивации к учебной деятельности Использование системно-деятельностного подхода решает ряд важнейших образовательных задач:

  • стимулирование мотивации интереса в изучаемой области знаний;
  • повышение уровня активности и самостоятельности;
  • формирование установки на сотрудничество и социальные ценности -развитие навыка анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
  • совершенствование диалогического взаимодействия с педагогами и другими участниками образовательного процесса.

Использование данного метода создает необходимые условия для развития у воспитанников умения самостоятельно выражать свои мысли, но и дает возможность найти свой подход в решении возникающих проблем. Образовательная область «Речевое развитие», включает в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников. Педагоги практики отмечают, что у старших дошкольников с нарушением речи, отмечается недостаточный объем словарного запаса, дети не могут передать содержание услышанного, увиденного рассказы обычно очень просты, фраза как правило состоит из двух слов, воспитанники не владеют пересказом отвечают односложно на вопросы педагога.

Использование данного метода– один из способов решения этих проблем. И поэтому уже в дошкольном возрасте есть возможность научить детей составлять рассказы в форме игры, используя наглядную модель. Красочно оформленный материал, правильно преподанная методика дает положительный эмоциональный отклик, дети проявляют интерес не только в демонстрации своих знаний, но и проявляют интерес в овладении новых знаний, показывают свое умение практическое применение.

Наглядно –дидактический материал с изображением предметов, наглядный и демонстрационный материал для составления своих рассказов, послужит большим подспорьем для детей.

Красочно оформленные карточки помогут подобрать детям нужные слова. Это достаточно увлекательное занятие, где дети могут проявить свои способности, совершенствуется умение выражения своего мнения. При творческом подходе в применении этого метода по совершенствованию речи детей на занятия, детьми воспринимается как игра, в которой выражается свое мнение, согласие с мнением других ребят, о возможность активного соучастия в деятельности, когда один ребенок продолжает, может быть даже не законченную деятельность другого, продолжая начатую работу . Уникальность метода в том, что каждый ребенок может справиться с поставленной перед ним целью. Для детей, это свобода творческого выбора, которая направлена на совершенствование умения находить в большом потоке информации нужную, главную мысль, необходимую для решения поставленной перед ними задачи.

Ребенок делает выводы, анализируя и сопоставляя с другими высказываниями детей, может сделать свой вывод, продолжить и закончить начатое.

«Синквейн», что это?

Данный метод используется как метод развития образной речи, позволяющий получить результат достаточно быстро.

Принцип составления синквейна представлен в виде модели «Елочки», на которой изображена цепочка составления рассказа, где

1 (первая ) строка – это ключевое слово, название, лексическая тема, как правило это слова-предметы (название предмета, произведения, имя и т. д)

2 строка это слова

– признаки, 2-3 признака дающие характеристику данному предмету
3 строка три слова-действия (глаголы). Действия, совершаемые как данным предметом, так и самим предметом, относящимся к теме.
4 строка это – предложение. Ребенок может показать свое отношение к данному предмету .
5 строка как правило это одно ключевое слово-резюме, синоним, ассоциация которая характеризует суть темы, выражая личное отношение и эмоции автора к данной теме первой строки, обычно это также слова предметы, но их может быть и два слова.

Что же необходимо ребенку, чтобы усвоить эту технологию? Работу по использованию метода синквейн, лучше всего начинать, когда дети уже овладели такими терминами как: «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки» и «предложение». Но при этом недостаточный объем словаря может вызвать у ребенка трудность в составлении синквейна, а именно в подборе необходимых слов, характеризующих предмет и его действия. И поэтому чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему в составлении синквейна, что дает возможность передачи своей мысли достаточно точно.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда уже у детей имеется достаточный словарный запас по данной теме. Когда дети уже осознают, что предложение в своем составе имеет главные слова. Но, конечно же, всегда есть возможность помочь ребенку, используя как наводящие вопросы, так и достаточно грамотно подобранный картинный материал. Задания по теме для детей на составление синквейна могут быть самыми разнообразными: например, можно составить синквейн по одному предложенному слову – предмету из лексической тем, так и к разным словам- предметам. Составить короткий рассказ по готовому уже синквейну, используя слова фразы уже входящие в состав, например, синквейны –загадки позволяют анализировать, имеющую информацию и делать вывод, или может это отсутствие первой стоки или первой и последней строки, дети по описанию должны будут угадать предмет и сделать вывод.

Так же дети совместно с родителями и другими участниками образовательного процесса могут не только составить синквей, но подойти к нему творчески зарисовать, слепить, и даже стать автором видео – роликов, где дети озвучат нарисованное и созданное ими произведение. Доступность и простота метода несет в себе многосторонний инструмент рефлексии. Ребенок может быть уверен, что это у него точно получиться, хотя оценивать имеющую информацию, излагать, выражая всего в нескольких словах часто не под силу и взрослому. В итоге использования данного метода у ребенка реализуются все имеющие способности ребенка и, конечно же,это позволяет не только решить поставленные задачи, но сделать образовательное пространство интересным, увлекательным.

Примеры синквейна:

  1. Пароход –
  2. Огромный, быстроходный
  3. Идет, перевозит, гудит
  4. Отправляюсь в путешествие на пароходе.
  5. Водный транспорт.

 

Автор материала: Прокопьева Тамара Вениаминовна

Также по теме:

Развитие речи детей

обучение детей стихам Синквей Архив

Соединение рассказа со стихотворением

Есть много заданий после прочтения этого замечательного рассказа, но вот два из моих любимых:

  1. Написание стихотворения
  2. Учебная тема

Всякий раз, когда дети берут информацию и преобразуют ее в другую форму (пишут, говорят, рисуют и т. д.), это помогает закрепить эту информацию в их мозгу.

Это предложение для стихотворения, которое связано с нашей историей для чтения вслух, Бледный мужчина. Гражданин Хоук из Нью-Йорка . Эта информация и пример стихотворения взяты с сайта Audubon.

https://www.audubon.org/news/celebrate-birds-prey-poetry

Напишите стихотворение Синквейн

Попробуйте написать стихотворение Синквейн. Это простое стихотворение учит детей — даже самых маленьких — существительным, прилагательным и глаголам.

Строка 1: описание из двух слов
Строка 2: три действия
Строка 3: четыре действия, чувства или описания
Строка 4: пять действий, чувств или описаний
Строка 5: Заголовок из двух слов или краткое изложение

Вот пример использования приведенной выше формулы (с веб-сайта Audubon):

Сверкающие крылья


Взлет, парение, ловля ветра
Пронзительный зов, сияющие глаза, движение внизу, поворот сейчас
Дайвинг, скорость, почти там. Мышь бежит. Иди, мышка, иди!
Привет, ястреб.

Тема обучения

Я обнаружил, что учащимся трудно отделить идею «Темы» от идеи «Поиск основной идеи». Используя мою стратегию основной идеи 1-2-3 Поиск основной идеи: Сова Луна в качестве текста наставника, основная идея этой истории:

  1. Бледный мужчина
  2. Строит гнездо
  3. Бледный самец строит гнездо в городе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts