«Леса – зеленый каркас планеты». 7-й класс
- Ганасевич Галина Федоровна, учитель биологии
Разделы: Экология
Класс: 7
Цели:
- показать роль лесов в биосфере и жизни человека;
- учить устанавливать взаимосвязи растений и животных;
- развивать коммуникативные навыки учащихся.
Оборудование: клей, голоса птиц в лесу, бейсболки, задания группам.
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя: лесные экосистемы играют важнейшую роль в поддержании экологического равновесия отдельных ландшафтов, обширных территорий и биосферы в целом.
Цель нашего урока: показать роль лесов в жизни планеты и человека. Работать мы будем в группах, для того, чтобы работа была продуктивной, попрошу команды выбрать капитана, работать дружно, отвечать полными ответами. Я попросила наших гостей наблюдать за вашей деятельностью и определить самую дружную, самую активную команду. Капитаны, подойдите ко мне. Я думаю, что все вы были в лесу, знаете, какую роль играет лес, и, тем, не менее, мы начнем именно с экологической оценки роли лесов.
Задание 1: «Во Франции в 18 веке было 17 млн. га леса, в 19 веке осталось 8 млн. га. Сжигающий поля ветер – сирокко – распространился в Италии в результате уничтожения лесов в Аппенинах. Наводнения, сели, смыв почвы и ее иссушение участились во всех странах». Объясните роль лесов.
После обсуждения, команды называют по очереди.
– Дополните, какую роль выполняет лес в жизни биосферы и человека.
Лес – важнейший участник круговоротов воды и
углекислого газа. Леса испаряют влагу, лес
поглощает углекислый газ и выделяет кислород.
Лес – очиститель загрязненных вод.
Лес очищает атмосферу от загрязнения.
Лес укрепляет почвы.
Без леса нарушается водный режим ландшафта, так
как вода плохо впитывается поверхностными
слоями почвы под нелесной растительностью и
скатывается в ручьи и реки, увлекая за собой
частицы почв.
Задание 2: «Общая площадь лесов мира составляет 4,2 млрд га, из них 45% – леса России, на каждого россиянина приходится по 12 га леса. 1 гектар зеленых насаждений за час очищает воздух от 8 кг СО2 (выделяемого за это время при дыхании 200 человек). Взрослое дерево за сутки выделяет 180 л кислорода». Вопрос группам: Какие виды деревьев произрастают на территории нашего округа? Назовите 10 видов деревьев, встречающихся в наших лесах.
«Животные и лес». Назовите защитников леса. Какие животные, на ваш взгляд, приносят большую пользу лесу. Предлагаю вам составить «Великолепную пятерку» защитников леса. Группы представляют результаты. Предполагаемые ответы учащихся: «Птицы: синица в день скармливает птенцам до 300 насекомых, скворец – до 200. Насекомые опыляют лесные растения (пчелы), муравьи (уничтожают вредителей). Пять муравейников надежно защищают 1 гектар леса». Чем полезны кукушки?
«Экологические проблемы». Мы провели опрос среди учащихся нашей школы и задали им два вопроса: Нравится ли вам погода этой весной? Считаете ли вы, что в изменении климата виновен человек? Результаты опроса.
«Пирамида ценностей». Я предлагаю вам познакомиться с мнением отдельных людей на экологические проблемы. Обсудите в группе. Вам нужно выбрать самую важную, на ваш взгляд, и объяснить свой выбор. Затем две чуть менее важные.
Выживание планеты более важно, чем выживание человечества. Мы должны действовать в соответствии с нуждами планеты и ее экосистем. | Виды, находящиеся на грани исчезновения, должны быть под защитой, иначе последующие поколения смогут увидеть их только на картинке или в музее. |
Нужно бороться с загрязнением воздуха. Нельзя мириться с участившимися заболеваниями людей. | Наиболее важные виды – это те, которые стоят в начале пищевых цепей, поэтому человек как вид не так важен для существования планеты |
Все животные и растения имеют такие же права на существование, как и мы. | Мы должны заботиться о Земле не потому, что унаследовали ее от наших предков, а потому, что мы «заняли» ее у наших детей. |
Необходимо снизить уровень загрязнения. Глобальное потепление, вероятно, увеличит количество засух в Африке. Если мы вредим планете – мы вредим себе. | Следует остановить истощение озонового слоя. Повышение уровня УФИ может привести к заболеваниям кожи у людей. |
Природная окружающая среда должна эксплуатироваться с использованием сберегающих технологий. | Мировая проблема перенаселения и нехватки ресурсов – проблема уровня потребления в развитых странах, а не проблема увеличения численности населения в развивающихся. |
«Лес и человек». Какова роль леса в жизни человека?
Лес – источник пищевых и лекарственных
растений (стр. 151, 242).
Лес – это охотничьи угодья, где добывают
промысловых животных.
Лес – место отдыха людей. Зеленый цвет
успокаивает нервную систему, а чистый воздух,
напоенных запахами цветов и трав, благотворно
влияет на организм.
«Просит прийти на помощь». Я думаю, что вы согласитесь, что лес сможет существовать без человека, а вот человек без леса – нет. В последние годы на территории нашего округа происходит сокращение не только лесных ресурсов, но и растительности, животных. Кто же виноват в этом? Главные негативные факторы, влияющими на сокращение являются с. 151. Какие из этих составляющих зависят от каждого из вас? Предлагаю вам подумать, что же можем сделать мы. Назовите животных, занесенных в Красную книгу, растения (с. 238).
«Вопрос – ответ».
- Когда созревают семена в шишках кедра сибирского (сосны кедровой сибирской), кедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них только лучшие семена. Часть съедает, остальные зарывает про запас и не всегда находит свои «кладовые». Какое значение для леса имеет такое поведение кедровки?
- В реках и ручьях, освоенных бобрами, водится больше рыбы, чем в водотоках, где нет бобров. Как это объяснить?
- Северные олени летом откочевывают на побережье морей, а с наступлением холодов возвращаются в тундру. Чем обусловлены такие кочевки?
- Подумайте, какие изменения произойдут в жизни леса, если уничтожить хищных птиц? Провести борьбу с гнусом?
- Детям очень хотелось, чтобы в их комнате всю
зиму росла березка с зелеными листьями. Летом они
очень осторожно выкопали небольшую березку,
пересадили в кадку с почвой, перенесли в комнату
и поставили у окна с солнечной стороны. Деревце
прижилось. Но осенью, несмотря на хороший уход,
листья стали желтеть и опадать.
Рефлексия. Предлагаю вам составить синквейн и посвятить его лесу или лесному жителю.
Слово предоставляется жюри: «Самая дружная команда», «Самая эрудированная», «Самая активная».
Приложение 1
Литература:
Экология леса. Хрестоматия: Учебно-методическое пособие/Н.А.Иванова, Т.С.Сторчак, Г.Н. Гребенюк; Под общей редакцией Н.А.Ивановой. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. – 274 с.
Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию детей методом синквейна «Путешествие в осенний лес»
Конспект НОД в старшей группе
по речевому развитию детей методом синквейна
«Путешествие в осенний лес»
Выполнила: воспитатель
Камбурлеева Ю.Н.
Цель: развитие речи дошкольников посредством составления синквейна.
Задачи:
Образовательные:
расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме
упражнять детей в составлении синквейна с опорой на модель-схему
Развивающие:
развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности
Воспитательные:
воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: картины осеннего леса, картинки диких животных и продуктами их питания, аудиозапись голосов диких животных
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Я рада вас сегодня видеть . В нашей группе сегодня светло и весело, не смотря на то, что за окном осень. Весело от ваших улыбок, ведь каждая улыбка- это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.
Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Вы согласны? (ответы детей). А вот куда мы отправимся , вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Осенью невесело шумит,
Всю-то зиму он, насупившись стоит.
Раннею весною оживает
И все лето песни распевает.(лес)
Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в осенний лес.
Воспитатель показывает детям картину осеннего леса.
Воспитатель: Ребята, мы с вами умеем составлять нерифмованные стихи с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про осенний лес. Итак, синквейн- это нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Синквейн строится так:
1.Первая строка- тема синквейна, одно слово ,отвечающее на вопрос кто? кто? что? (существительное, местоимение)
2.Вторая строка- два слова-признака ,отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие? (прилагательные)
3.Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает? (глаголы)
4.Составляем предложение с данным словом.
5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.
Давайте попробуем. Дети вместе с воспитателем составляют синквейн на тему «Осенний лес»
1.Осенний лес.
2.Красивый, нарядный.
3.Стоит, шумит, украшает.
4.Я люблю гулять в осеннем лесу.
5.Восторг!
В осеннем лесу живет много диких животных, которые готовятся к зиме. Давайте вспомним , как называется «дом» у животных.
Медведь живет….в берлоге
Белка живет…..в дупле
Лиса живет….в норе
Волк живет….в логове
Зайчик живет…под кустом
Молодцы, ребята! А сейчас отгадайте мою загадку
С ветки на ветку могу я летать.
Рыженький хвост никому не поймать.
Некогда летом в лесу мне играть
Надо грибы для зимы собирать. (белка)
Итак, мы составляем вместе синквейн про белку.
1.Белка
2.Рыжая, ловкая
3.Прыгает, грызет, готовится
4.Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек
5.Проворный зверек!
Воспитатель продолжает рассказ про белку .
Белка –это грызун. Она небольших размеров, умна и проворна. Питается растительной пищей- грибочки, ягоды, орехи, желуди. Тщательно готовит свое гнездо к зиме: формирует его из мха, веточек, выстилает перьями и шерстью. Белка не впадает в спячку, она бодрствует всю зиму. К зиме белка меняет летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба сероватая, и гораздо теплее, чем летом.
Воспитатель: Играем дальше. Игра называется « Кто чем питается?»
На столе педагога картинки: морковка, капуста, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, малина, желуди, кора деревьев, трава, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующему животному. Вспоминают, кто из животных относится к травоядным, а кто к хищникам.
Итак, составляем синквейн о хищном животном, которое любит мед и малину.
Медведь
Неуклюжий, косолапый
Спит, ловит, ест
Зимой медведь спит в берлоге
Лежебока!
Воспитатель продолжает рассказ.
Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить жир для зимовки. Медведь может пролежать в берлоге, не прикоснувшись к еде в течение 7 месяцев. Его зимний сон зимой в морозы крепкий , но в оттепель становится чутким, и он может проснуться и выйти из берлоги. Перед спячкой медведь меняет шубу на зимнюю, более густую и пушистую. Перед тем, как лечь и уснуть, мишка путает следы, чтобы его никто не нашел.
Физкультминутка « Весело в лесу »
Зайцы утром рано встали (ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идет по лесу. (имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево)
Тянет лисонька свой нос.
Но зайчата быстро скачут (прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают (бег на месте)
Вот голодная лиса (поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса (потягивания, руки вверх)
Тяжело вздыхает (глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает (сесть на корточки)
Воспитатель: Следующая игра «Назови детенышей»
У зайца…зайчата
У волка…волчата
У медведя…медвежата
У белки…бельчата
У ежа. .ежата
У лисы…лисята
Сейчас я вам расскажу, как готовится к зиме зайчик. Осенью заяц начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о куст, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку, значит , к зиме готов!
Осенью у зайчихи появляются маленькие зайчатки. Это происходит во время листопада и поэтому их так и называют «листопаднички». Зайчиха кормит зайчат и убегает, оставляя их одних. Она бросает их, чтобы по ее следам их не нашел дикий зверь. Ведь зайчатки не имеют запаха их никто не почует. Молоко у зайчихи вусное и сытное и его хватает на 3 дня ! А потом зайчиха их находит . Зимой зайчик питается корой деревьев, жировых запасов на зиму не делает.
Давайте составим синквейн про зайца.
Дети самостоятельно составляют синквейн без помощи воспитателя.
Затем слушают и сравнивают их.
Воспитатель: Посмотрите, вы все составляли синквейн про зайца, а какие разные стихи у вас получились.
Воспитатель включает записи голосов диких животных, проводится игра «Кто как голос подает?» Затем воспитатель обобщает ответы детей.
Ежик..фырчит
Волк…воет
Лиса…тявкает
Медведь…ревет
Белка…цокает
Отгадайте о ком я вам сейчас расскажу
1.?
2.Маленький, колючий
3. Катится, фырчит, боится
4. Он живет в лесу.
5. Маленький клубочек!
Дети догадываются о ком педагог составила синквейн.
Правильно, ребята, мы поговорим с вами о еже.
К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью мало добычи . Трудно находить жуков и лягушек. В ясные дни еж готовит теплое гнездо для зимовки. Ночью и днем таскает в нору сухие листья и мох. Спит, свернувшись клубком , до весеннего солнышка. Под глубоким сугробом ему тепло, как под теплым пушистым одеялом.
Воспитатель читает загадки, а дети их отгадывают.
Не любит семечек и шишек
А любит бедных серых мышек (лиса)
Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой
Он зубами щелк-щелк
Очень страшный серый…(волк)
Лиса и волк-это хищники. Они зимой не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны и зайцы. Лисы нападают на более мелкую живность- грызуны, зайцы, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Дети по выбору составляют синквейн про этих животных.
Подведение итогов занятия
Ребята, наше путешествие в осенний лес заканчивается. Давайте вспомним с какой целью мы сегодня отправились в лес? (ответы детей).
Воспитатель : Правильно, ребята, мы узнали как готовятся к зиме дикие животные. С помощью какой техники мы рассказывали о животных?
(ответы детей)
Давайте проверим, как вы запомнили?
Игра «Кто лишний»
1.Наевшись вдоволь за лето, медведи, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку. (мыши зимой не спят)
2. В поисках добычи рыщут по снегу еж, лиса и волк. (еж в спячке)
3.Зайцы, лоси и волки питаются ветками и корой деревьев (волк-хищник)
Молодцы, ребята! Все верно мне сказали!
Рефлексия
А сейчас подумайте и скажите мне , пожалуйста, что больше всего понравилось вам в нашем путешествии? (ответы детей)
Класс 16 — 2020 — Часть HPSblogs.
netПоэма хайку.
Гибель животных,
Конец жизни, отсутствие любви,
Исчезновение деревьев.
Акростих.
Все умирает,
Кресты на деревьях,
Деревья исчезают,
Если любишь мир, помоги миру,
Нет любви, нет надежды, нет мира,
Шимпанзе негде спрятаться, 900 05
Взятие прочь жизнь,
В будущем грядет смерть,
Кислород идет,
Спасите мир.
Поэма Кернинга.
Корни — исчезли
Животные — здесь
Животные — нигде
Деревья — исчезли
Жизнь — исчезли
Нет больше — зеленая трава.
Синквианская поэма.
Лес,
Животные пропали,
Люди рубят деревья,
Животным негде жить,
Деревья пропали.
Красиво сильные стихи о вырубке лесов Милана! Отличная работа. Вы хорошо запомнили правила для каждого стихотворения.
Деревья умирают в депрессии,
Места обитания разрушаются,
Пожалуйста, спасите высокие деревья,
Кеннинг
Охотник за средой обитания
Нюхач животных
Окунь
9 0004 Уничтожитель цветовУничтожитель растений
Cinquian
Лес
Высокий, возвышающийся
Качающийся, падающий, ломающийся
Умирающий в депрессии, обезумевший
Деревья
Лесорубы
Акростих 9010 1
Падение, один за другим
Только если мы не поможем
Гонка со временем
Разъедающие наши души
Грустные деревья, которым негде спрятаться
Время горит как лесной пожар
Итак, это наша последняя позиция
Сила полная и трогательная поэзия по вырубке леса Натан, молодец!
Птицы теряют свой дом,
Деревья сгорают дотла,
Плач животных.
Сжигание деревьев
Кричащие животные
Вырубка деревьев людьми
Пламя огня
Цветы умирают
Лес
Горит, умирает
Кричит, зовет на помощь
Смущенный, расстроенный, неуверенный
Лица
Такие слабые
Разбитые дома
Бросились животные
Раздраженные люди
Грустные лица
Горячее пламя огня
Нам нужна ваша помощь, чтобы остановить вырубку лесов и помочь нашей планете
Вы нужны вашей планете!
Молодец, Теган! Несколько прекрасных сильных стихов о вырубке лесов!
Хайку
Рубка, расчистка, деревья.
Животные, среда обитания, исчезнувшие.
Дикая природа, в городе.
Браво, Эрика! Вы вспомнили правила написания стихов хайку, написав мощное стихотворение, связанное с вырубкой лесов!
Хайку
Вырубка деревьев
Животные теряют дома
Природа исчезает
Kenning
Broken Trees
Animal-Killer
Leaf-Burner
Soil Smasher
Flower-Destroyer
90 004 СинквейнПрирода
Разрушение домов
Немедленно перестаньте убивать деревья
Животные кричат о помощи
Лес
Акростик
Лес
Кислород
Подрост
Яйца 9000 5
Почва
Деревья
Каллум, я так впечатлен! Молодцы, что начали с нуля и написали 4 красивых, мощных стихотворения о вырубке лесов!
Cinquain
Лес
Вырубка деревьев
Сельское хозяйство
Дома животных Потерянная дикая природа исчезла
Древесина
Превосходно! Мне нравится, как вы представили это, чтобы следовать правилам стихотворения синквейна! Отличная работа.
Акростих
Лес вырубают.
Над всеми головами.
Удаление всех деревьев.
Входит во все механизмы.
Вздыхает весь народ.
Деревянное строительство.
Прекрасный акростих, связанный с вырубкой лесов. Эрика! Отличная работа.
Кеннинг
Лес – Удаление
Деревья – Потерянные
Расчистка – Земля
Сельское хозяйство – Фермы
Дикая природа – Дома
Животные – Среда обитания
Тим бер – Строительство
Дрова – Рубка
Огонь – Горение
Топливо – Машины
Молодец, Эрика! Великолепное стихотворение Кеннингса о вырубке лесов!
молча стоя
Злоупотребление окружающей средой 0005
Истощение содержания кислорода промасленная красота
Земля плачет 0005
Пни без деревьев gging атмосферные изменения красота, разрушенная человеком
Воздействие на природу
молчаниеГорящие деревья
Странные причины
Плач природы
Прекрасная поэма Кеннингса Эштон! Просто убедитесь, что у вас есть дефис между двумя словами! Ваш выбор языка настолько мощный и эмоциональный! Звукоподражание тоже нравится!
Синквейн
Огонь
Смертоносный, убийца
Горящий, правящий, удушающий
Понижающий кислород
Вырубка лесов
Элли, это действительно мощное стихотворение Синквейн. Ваш выбор языка вызывает эмоции и действительно заставляет читателя задуматься о том, что происходит.
1 23Далее »Одно дерево в лесу Заблуждение — сонет
Поэморама и поэзия на бумаге
Нетрадиционный сонет
Опубликовано в·
Чтение через 2 минуты·
19 апреля 2022 г. Работа и изображение автора Она не могла видеть лес за деревьями
Ее внимание всегда было сосредоточено на одном виде
A одно дерево, которое выделялся среди остальных
Тот, которым она всю жизнь была одержима
Так много других деревьев росло вокруг
Они глубоко уходят корнями в плодородную почву
Их роль в жизни поддерживать друг друга
Они были сильнее, когда стояли вместе
Хотя ей сказали не быть такой слепой
«Просто посмотри, что находится по обеим сторонам и сзади
Открой глаза и посмотри, чего тебе не хватает
Каждое лесное дерево нуждается в заботе и заботе».
Лес как одна большая семья
Лучше всего одно дерево, заблуждение.
© Carolyn Hastings 2022
Идиома не может видеть лес за деревьями обычно относится к тому, кто не может пройти мимо мелких деталей (отдельных деревьев), чтобы увидеть сценарий «большой картины» (лес ).
Однако, если подумать, выражение применимо и к ситуациям, когда человек ценит одну сущность, исключая все остальные. Этой единственной сущностью может быть другой человек или это могут быть деньги, работа, секс, диета, фитнес, социальные сети — практически все, чем человек может быть одержим. Это нездоровый дисбаланс, который, если его не устранить, в конечном итоге приводит к проблемам с психическим здоровьем и другим неприятностям.
Я написал это произведение как нетрадиционный сонет, в котором схема рифмовки состоит из семи куплетов, а не из трех абаб четверостишия и двустишия в соответствии со стандартным шекспировским сонетом. Нам всем иногда позволено быть нетрадиционными! 😜
Эта статья была написана в ответ на Поэморама бумажной поэзии, часть II однословная тематическая подсказка: лес . Чтобы узнать об этом и других девяти подсказках, состоящих из одного слова, ознакомьтесь с объявлением Suntonu Bhadra здесь —
Poemorama: Part II
Продолжение месячных подсказок за апрель, демонстрирующих завораживающие слова поэтических волшебников
medium.com
Poemorama продлится до конца апреля, так что еще есть достаточно времени, чтобы присоединиться к всемирному празднованию Месяца национальной поэзии. С нетерпением жду ответа от Меган Николь Морган | Ли Амека | Деннет | Эрика Буркхальтер | ГБ Rogut 🙏 ✨
Всем спасибо за прочтение. 🙏 💕
✨ Если вам понравилось то, что вы прочитали и хотите еще —
👉 Подпишитесь на мою рассылку и получайте мои последние Medium истории первыми прямо на ваш почтовый ящик.