«Леса – зеленый каркас планеты». 7-й класс
Цели:
- показать роль лесов в биосфере и жизни человека;
- учить устанавливать взаимосвязи растений и животных;
- развивать коммуникативные навыки учащихся.
Оборудование: клей, голоса птиц в лесу, бейсболки, задания группам.
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя: лесные экосистемы играют важнейшую роль в поддержании экологического равновесия отдельных ландшафтов, обширных территорий и биосферы в целом.
Цель нашего урока: показать роль лесов в жизни планеты и человека. Работать мы будем в группах, для того, чтобы работа была продуктивной, попрошу команды выбрать капитана, работать дружно, отвечать полными ответами. Я попросила наших гостей наблюдать за вашей деятельностью и определить самую дружную, самую активную команду.
Задание 1: «Во Франции в 18 веке было 17 млн. га леса, в 19 веке осталось 8 млн. га. Сжигающий поля ветер – сирокко – распространился в Италии в результате уничтожения лесов в Аппенинах. Наводнения, сели, смыв почвы и ее иссушение участились во всех странах». Объясните роль лесов.
После обсуждения, команды называют по очереди.
– Дополните, какую роль выполняет лес в жизни биосферы и человека.
Лес – важнейший участник круговоротов воды и
углекислого газа. Леса испаряют влагу, лес
поглощает углекислый газ и выделяет кислород.
Лес – очиститель загрязненных вод.
Лес очищает атмосферу от загрязнения.
Лес укрепляет почвы.
Без леса нарушается водный режим ландшафта, так
как вода плохо впитывается поверхностными
слоями почвы под нелесной растительностью и
скатывается в ручьи и реки, увлекая за собой
частицы почв.
Задание 2: «Общая площадь лесов мира составляет 4,2 млрд га, из них 45% – леса России, на каждого россиянина приходится по 12 га леса. 1 гектар зеленых насаждений за час очищает воздух от 8 кг СО2 (выделяемого за это время при дыхании 200 человек). Взрослое дерево за сутки выделяет 180 л кислорода». Вопрос группам: Какие виды деревьев произрастают на территории нашего округа? Назовите 10 видов деревьев, встречающихся в наших лесах. Почему северные экосистемы более ранимые, более чувствительны к загрязнению?
«Животные и лес». Назовите защитников леса. Какие животные, на ваш взгляд, приносят большую пользу лесу. Предлагаю вам составить «Великолепную пятерку» защитников леса. Группы представляют результаты. Предполагаемые ответы учащихся: «Птицы: синица в день скармливает птенцам до 300 насекомых, скворец – до 200. Насекомые опыляют лесные растения (пчелы), муравьи (уничтожают вредителей).
«Экологические проблемы». Мы провели опрос среди учащихся нашей школы и задали им два вопроса: Нравится ли вам погода этой весной? Считаете ли вы, что в изменении климата виновен человек? Результаты опроса.
«Пирамида ценностей». Я предлагаю вам познакомиться с мнением отдельных людей на экологические проблемы. Обсудите в группе. Вам нужно выбрать самую важную, на ваш взгляд, и объяснить свой выбор. Затем две чуть менее важные.
Выживание планеты более важно, чем выживание человечества. Мы должны действовать в соответствии с нуждами планеты и ее экосистем. | Виды, находящиеся на грани исчезновения, должны быть под защитой, иначе последующие поколения смогут увидеть их только на картинке или в музее. |
Нужно бороться с загрязнением воздуха. Нельзя мириться с участившимися заболеваниями людей. | Наиболее важные виды – это те, которые стоят в начале пищевых цепей, поэтому человек как вид не так важен для существования планеты |
Все животные и растения имеют такие же права на существование, как и мы. | Мы должны заботиться о Земле не потому, что унаследовали ее от наших предков, а потому, что мы «заняли» ее у наших детей. |
Необходимо снизить уровень загрязнения. Глобальное потепление, вероятно, увеличит количество засух в Африке. Если мы вредим планете – мы вредим себе. | Следует остановить истощение озонового слоя. Повышение уровня УФИ может привести к заболеваниям кожи у людей. |
Природная окружающая среда должна эксплуатироваться с использованием сберегающих технологий. | Мировая проблема перенаселения и нехватки ресурсов – проблема уровня потребления в развитых странах, а не проблема увеличения численности населения в развивающихся. |
«Лес и человек». Какова роль леса в жизни человека?
Лес – источник пищевых и лекарственных
растений (стр.151, 242).
Лес – это охотничьи угодья, где добывают
промысловых животных.
Лес – место отдыха людей. Зеленый цвет
успокаивает нервную систему, а чистый воздух,
напоенных запахами цветов и трав, благотворно
влияет на организм.
Лес – поставщик древесины.
«Просит прийти на помощь». Я думаю, что вы согласитесь, что лес сможет существовать без человека, а вот человек без леса – нет. В последние годы на территории нашего округа происходит сокращение не только лесных ресурсов, но и растительности, животных. Кто же виноват в этом? Главные негативные факторы, влияющими на сокращение являются с. 151. Какие из этих составляющих зависят от каждого из вас? Предлагаю вам подумать, что же можем сделать мы. Назовите животных, занесенных в Красную книгу, растения (с. 238).
«Вопрос – ответ».
- Когда созревают семена в шишках кедра сибирского (сосны кедровой сибирской), кедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них только лучшие семена. Часть съедает, остальные зарывает про запас и не всегда находит свои «кладовые». Какое значение для леса имеет такое поведение кедровки?
- В реках и ручьях, освоенных бобрами, водится больше рыбы, чем в водотоках, где нет бобров. Как это объяснить?
- Северные олени летом откочевывают на побережье морей, а с наступлением холодов возвращаются в тундру. Чем обусловлены такие кочевки?
- Подумайте, какие изменения произойдут в жизни леса, если уничтожить хищных птиц? Провести борьбу с гнусом?
- Детям очень хотелось, чтобы в их комнате всю зиму росла березка с зелеными листьями. Летом они очень осторожно выкопали небольшую березку, пересадили в кадку с почвой, перенесли в комнату и поставили у окна с солнечной стороны. Деревце прижилось. Но осенью, несмотря на хороший уход, листья стали желтеть и опадать. Почему?
Рефлексия. Предлагаю вам составить синквейн и посвятить его лесу или лесному жителю.
Слово предоставляется жюри: «Самая дружная команда», «Самая эрудированная», «Самая активная».
Приложение 1
Литература:
Экология леса. Хрестоматия: Учебно-методическое пособие/Н.А.Иванова, Т.
Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию детей методом синквейна «Путешествие в осенний лес»
Конспект НОД в старшей группе
по речевому развитию детей методом синквейна
«Путешествие в осенний лес»
Выполнила: воспитатель
Камбурлеева Ю.Н.
Цель: развитие речи дошкольников посредством составления синквейна.
Задачи:
Образовательные:
расширять и углублять представления детей о подготовке диких животных к зиме
упражнять детей в составлении синквейна с опорой на модель-схему
Развивающие:
развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи, память, внимание, творческие способности
Воспитательные:
воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: картины осеннего леса, картинки диких животных и продуктами их питания, аудиозапись голосов диких животных
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Я рада вас сегодня видеть . В нашей группе сегодня светло и весело, не смотря на то, что за окном осень. Весело от ваших улыбок, ведь каждая улыбка- это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.
Сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие. Вы согласны? (ответы детей). А вот куда мы отправимся , вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Осенью невесело шумит,
Всю-то зиму он, насупившись стоит.
Раннею весною оживает
И все лето песни распевает.(лес)
Правильно, ребята, мы отправляемся с вами в осенний лес.
Воспитатель показывает детям картину осеннего леса.
Воспитатель: Ребята, мы с вами умеем составлять нерифмованные стихи с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про осенний лес. Итак, синквейн- это нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Синквейн строится так:
1.Первая строка- тема синквейна, одно слово ,отвечающее на вопрос кто? кто? что? (существительное, местоимение)
2. Вторая строка- два слова-признака ,отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие? (прилагательные)
3.Третья строка- три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает? (глаголы)
4.Составляем предложение с данным словом.
5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.
Давайте попробуем. Дети вместе с воспитателем составляют синквейн на тему «Осенний лес»
1.Осенний лес.
2.Красивый, нарядный.
3.Стоит, шумит, украшает.
4.Я люблю гулять в осеннем лесу.
5.Восторг!
В осеннем лесу живет много диких животных, которые готовятся к зиме. Давайте вспомним , как называется «дом» у животных.
Медведь живет….в берлоге
Белка живет…..в дупле
Лиса живет….в норе
Волк живет….в логове
Зайчик живет…под кустом
Молодцы, ребята! А сейчас отгадайте мою загадку
С ветки на ветку могу я летать.
Рыженький хвост никому не поймать.
Некогда летом в лесу мне играть
Надо грибы для зимы собирать. (белка)
Итак, мы составляем вместе синквейн про белку.
1.Белка
2.Рыжая, ловкая
3.Прыгает, грызет, готовится
4.Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек
5.Проворный зверек!
Воспитатель продолжает рассказ про белку .
Белка –это грызун. Она небольших размеров, умна и проворна. Питается растительной пищей- грибочки, ягоды, орехи, желуди. Тщательно готовит свое гнездо к зиме: формирует его из мха, веточек, выстилает перьями и шерстью. Белка не впадает в спячку, она бодрствует всю зиму. К зиме белка меняет летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба сероватая, и гораздо теплее, чем летом.
Воспитатель: Играем дальше. Игра называется « Кто чем питается?»
На столе педагога картинки: морковка, капуста, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, малина, желуди, кора деревьев, трава, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующему животному. Вспоминают, кто из животных относится к травоядным, а кто к хищникам.
Итак, составляем синквейн о хищном животном, которое любит мед и малину.
Медведь
Неуклюжий, косолапый
Спит, ловит, ест
Зимой медведь спит в берлоге
Лежебока!
Воспитатель продолжает рассказ.
Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить жир для зимовки. Медведь может пролежать в берлоге, не прикоснувшись к еде в течение 7 месяцев. Его зимний сон зимой в морозы крепкий , но в оттепель становится чутким, и он может проснуться и выйти из берлоги. Перед спячкой медведь меняет шубу на зимнюю, более густую и пушистую. Перед тем, как лечь и уснуть, мишка путает следы, чтобы его никто не нашел.
Физкультминутка « Весело в лесу »
Зайцы утром рано встали (ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идет по лесу. (имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (повороты головы вправо-влево)
Тянет лисонька свой нос.
Но зайчата быстро скачут (прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают (бег на месте)
Вот голодная лиса (поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса (потягивания, руки вверх)
Тяжело вздыхает (глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает (сесть на корточки)
Воспитатель: Следующая игра «Назови детенышей»
У зайца…зайчата
У волка…волчата
У медведя…медвежата
У белки…бельчата
У ежа..ежата
У лисы…лисята
Сейчас я вам расскажу, как готовится к зиме зайчик. Осенью заяц начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о куст, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку, значит , к зиме готов!
Осенью у зайчихи появляются маленькие зайчатки. Это происходит во время листопада и поэтому их так и называют «листопаднички». Зайчиха кормит зайчат и убегает, оставляя их одних. Она бросает их, чтобы по ее следам их не нашел дикий зверь. Ведь зайчатки не имеют запаха их никто не почует. Молоко у зайчихи вусное и сытное и его хватает на 3 дня ! А потом зайчиха их находит . Зимой зайчик питается корой деревьев, жировых запасов на зиму не делает.
Давайте составим синквейн про зайца.
Дети самостоятельно составляют синквейн без помощи воспитателя.
Затем слушают и сравнивают их.
Воспитатель: Посмотрите, вы все составляли синквейн про зайца, а какие разные стихи у вас получились.
Воспитатель включает записи голосов диких животных, проводится игра «Кто как голос подает?» Затем воспитатель обобщает ответы детей.
Ежик..фырчит
Волк…воет
Лиса…тявкает
Медведь…ревет
Белка…цокает
Отгадайте о ком я вам сейчас расскажу
1.?
2.Маленький, колючий
3. Катится, фырчит, боится
4. Он живет в лесу.
5. Маленький клубочек!
Дети догадываются о ком педагог составила синквейн.
Правильно, ребята, мы поговорим с вами о еже.
К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью мало добычи . Трудно находить жуков и лягушек. В ясные дни еж готовит теплое гнездо для зимовки. Ночью и днем таскает в нору сухие листья и мох. Спит, свернувшись клубком , до весеннего солнышка. Под глубоким сугробом ему тепло, как под теплым пушистым одеялом.
Воспитатель читает загадки, а дети их отгадывают.
Не любит семечек и шишек
А любит бедных серых мышек (лиса)
Дружбу водит лишь с лисой
Этот зверь сердитый, злой
Он зубами щелк-щелк
Очень страшный серый…(волк)
Лиса и волк-это хищники. Они зимой не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны и зайцы. Лисы нападают на более мелкую живность- грызуны, зайцы, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Дети по выбору составляют синквейн про этих животных.
Подведение итогов занятия
Ребята, наше путешествие в осенний лес заканчивается. Давайте вспомним с какой целью мы сегодня отправились в лес? (ответы детей).
Воспитатель : Правильно, ребята, мы узнали как готовятся к зиме дикие животные. С помощью какой техники мы рассказывали о животных?
(ответы детей)
Давайте проверим, как вы запомнили?
Игра «Кто лишний»
1.Наевшись вдоволь за лето, медведи, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку. (мыши зимой не спят)
2. В поисках добычи рыщут по снегу еж, лиса и волк. (еж в спячке)
3.Зайцы, лоси и волки питаются ветками и корой деревьев (волк-хищник)
Молодцы, ребята! Все верно мне сказали!
Рефлексия
А сейчас подумайте и скажите мне , пожалуйста, что больше всего понравилось вам в нашем путешествии? (ответы детей)
Сентябрь 2014 — Страница 2 — Leonas Lines–Poetry Plus
Опубликовано в сентябре 2014, TankaОпубликовано автором Leonas Lines
Оригинальная поэзия и фотография Леоны Дж. Аткинсон © 2014 Опубликовано в Etheree, сентябрь 2014 г.Опубликовано автором Leonas Lines
Оригинальная поэзия Леоны Дж. Аткинсон © 2014(Изображение из MS Word)
Сегодня в Орегоне начался очередной лесной пожар
Posted in Cinquain, September 2014Posted on by Leonas Lines
Оригинальные стихи Леоны Дж. Аткинсон ©, 2014 г. (графика с сайта clker.com) Опубликовано в Христианство, Писание, Сентябрь 2014 г., Танка
Опубликовано Автор Leonas Lines
Оригинальная поэзия Леоны Дж. Аткинсон © 2014(графика с clker.com) Опубликовано в сентябре 2014 г., Шадорма
Опубликовано от Leonas Lines
Оригинальная поэзия Леоны Дж. Аткинсон ©, 2014 г. Графика с сайта clker.com Опубликовано в Христиан, Синквейн, Писание, Сентябрь 2014 г.
Опубликовано Автор Leonas Lines
Оригинальная поэзия Леоны Дж. Аткинсон © 2014Изображение: http://www.vectorbackground.net Лицензия: Creative Commons Attribution 3.0 Free Dream фон морской воды Опубликовано в Haiga, Haiku, Еженедельная сводка Haiku Horizons, сентябрь 2014 г.
Опубликовано Автор Leonas Lines
Оригинальная поэзия Леоны Дж. Аткинсон © 2014(Изображение с сайта clker.com)
Согласно Dictionary.com одно определение «поезда»: ряд результатов или обстоятельств, вытекающих из события, действия и т. д. или вытекающих из них. ; последствия В своем хайку «Огненный поезд» я стремлюсь привлечь внимание к ежегодному увеличению ущерба, наносимого нашим лесам на северо-западе Тихого океана из-за лесных пожаров. Мало того, что многие акры деревьев повреждены или потеряны, дикие животные страдают от потери домов, и люди часто тоже. Пожарные рискуют своими жизнями и здоровьем, борясь с такими пожарами, которые зачастую невозможно локализовать из-за ветра и сухих условий. Как говорит Медведь Смоки, «только вы можете предотвратить лесные пожары». Пожалуйста, примите во внимание и внесите свой вклад в защиту наших природных ресурсов.
Еженедельный вызов Haiku Horizons: Неделя № 30 – Подсказка: Поезд
Опубликовано в Haiga, Haiku, сентябрь 2014 г.
Опубликовано автором Leonas Lines
Оригинальная поэзия и фотография Леоны Дж. Аткинсон © 2014 Опубликовано в Senryu, сентябрь 2014 г.Опубликовано автором Leonas Lines
Оригинальная поэзия и фотография Леоны Дж. Аткинсон © 2014 Опубликовано в Cinquain, сентябрь 2014 г.Опубликовано автором Leonas Lines
Оригинальная поэзия Леоны Дж. Аткинсон © 2014(графика с сайта clker.com)
Fairy-Tale Voices with Twist от Джейн Йолен и Ребекки Кай Дотлих – Раскрытие информации для читателей
от Kellee
Ворчание из леса: сказочные голоса с изюминкой
Авторы: Джейн Йолен и Ребекка Кай Дотлич
Иллюстратор: Мэтт Маурин
Опубликовано 1 марта 2013 г. издательством Wordsong
Обзор Goodreads: О чем думали все эти сказочные персонажи? Джейн Йолен и Ребекка Кай Дотлич отвечают на этот вопрос парными стихотворениями, иногда с поразительными результатами. Принцесса утверждает, что все эти матрасы не давали ей спать — «не» глупая горошина — в то время как бедная горошина жалуется, что принцесса храпит. Одна Белоснежка умоляет ведьму поселиться у залива и выбросить это зеркало. Другая смело говорит зеркалу, что «не будет руководствоваться стеклом, которое так однобоко». Ворчание из леса – это завораживающая смесь голосов – ворчащих, умоляющих, хвастающихся, вспоминающих, доверчивых, – наполненных волшебством и удивлением. Эффектные картины, связывающие стихи воедино, полны неожиданностей и интриг. Этот потрясающий сборник включает в себя конечные примечания, в которых кратко описываются сказки и их история, а также введение, предлагающее читателям представить свои собственные стихи с необычной точки зрения.
Мой отзыв: Джейн Йолен не пишет плохих книг. Каждый раз, когда я читаю одну из ее книг, я знаю, что читаю произведение великой литературы. Эта книга ничем не отличается. Ворчание из леса берет 15 разных сказок, а затем имеет стихотворение с двух разных точек зрения для каждой сказки. Некоторые из них представляют собой двух разных персонажей: Золушка и ее сводные сестры, лягушка и принцесса, злая фея и Спящая красавица и т. д., включая некоторых персонажей, у которых не было голоса в оригинальной сказке, таких как горошина из Принцесса и Горох . Некоторые из них от одного персонажа, но две точки зрения: Белоснежка разговаривает с ведьмой и с волшебным зеркалом. Я был очарован всеми стихами, которые они придумали!
Инструменты учителя для навигации: Эта книга была создана для использования в классе. Во-первых, каждый раздел сказки может начать собственное обсуждение того, что говорится в стихотворении по сравнению с оригинальной сказкой. Во-вторых, сама поэзия стоит особняком. Ищите образный язык и другие поэтические элементы, есть даже хайку и синквейн. В-третьих, мы всегда стараемся, чтобы студенты смотрели на вещи с разных точек зрения, и это идеальный способ. Предисловие к книге даже предлагает читателям: «Почему бы вам самим не попробовать написать стихотворение-сказку? Выберите персонажа или объект — может быть, мост в «Трех козлах грубиянах», или отца Красавицы, или стул, который сломала Златовласка.