1. Синквейн
Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
1)первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2)вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3)третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4)четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5)пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры синквейна:
Дождь
Грибной, летний.
Я люблю гулять под дождем.
Лужи, тучи, вода.
Ветер
Сильный, холодный.
Срывает, дует, воет.
Ветер осенью холодный.
Осень, холод, сквозняки.
Радуга
Веселая, разноцветная.
Появляется, радует, играет.
На небе, после дождя, большая радуга.
Дождь, тепло, лето, детство.
2. Лимерики
Лимерик — абсурдное стихотворение:
стихотворение состоящее из слов и фраз, единственно используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы;
комическое стихотворение, также известное как лимерик.
В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.
Примеры лимерика:
В соседнем дворе живет собака Дружок.
Однажды Дружок под дождем промок.
Дети построили Дружку домишко.
Дружок в непогоду виляет хвостишком.
В соседнем дворе живет собака Дружок.
3. Инсценирование
В дошкольных учреждениях на лексико-грамматических занятиях хорошо себя зарекомендовал метод инсценирования. Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико- грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц.
Сценки лучше разыгрывать простые, понятные.
Например, занятие по теме «Хлеб».
Педагог определяет круг профессий, которые задействованы в производстве хлеба, и выбирает детей, играющих ту или иную роль:
1-й ребенок — тракторист;
2-й ребенок — комбайнер;
3-й ребенок — мельник;
4-й ребенок — пекарь;
5-й ребенок — водитель;
6-й ребенок — продавец;
7-й ребенок — покупатель.
Педагог начинает рассказ, и дети по очереди продолжают описывать, как получается из зерна булка хлеба.
4. Метод ассоциативных связей, или «Образ слов»
Осознание богатства русской речи начинается с воспитания в ребенке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, заложенных в каждом из них. Современные технологии развития детей с речевыми нарушениями предлагают большой арсенал методов и приемов работы со словом, позволяющих оценить его красоту, неповторимость. К таким методам относится метод ассоциативных связей. При создании образа слова методом ассоциативных связей ребенок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики и т. д., вкладывает в него личностный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью.
Последовательность работы при создании образа слова с применением метода ассоциативных связей может быть следующая:
1.Каждое слово имеет вполне определенное звуковое наполнение, разное написание, смысл и разное употребление. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт тоже анализируется, чтобы ребенок при написании не пропустил соответствующую букву.
2.К каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. Наиболее эффективна групповая или подгрупповая формы работы. Не все дети одинаково быстро начнут работать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассоциативно связанные с исходным словом. При такой форме работы интересно то, что все равно несколько детей начнут предлагать удачные варианты слов, а вполне возможно, что ребенок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд. И это педагогу нужно отметить. В работе важен общий позитивный настрой. Полного бездействия не будет. У некоторых детей, конечно, будет затруднена актуализация слов, но большинство BCG Ж6 активно включаются в творческий процесс. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и не удачные, педагог выбирает наиболее подходящие слова. То есть работа идет быстро, фиксируются все «выплывшие» слова, проводится их анализ, и выбираются те из них, которые раскрывают понимание этого слова.