Былинный герой в искусстве. Садко (интегрированный урок литература + музыка). 7-й класс
Учитель литературы:— Уже много сотен лет назад повелось на Руси петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки.
Повторение пройденного материала анкетированием.(понятие былины, отличие от других литературных жанров, особенности былин.)
— Как исполнялись былины?
Учащиеся:
— Былины проговаривали нараспев, часто в сопровождении гуслей. На гуслях играли гусляры.
Учитель музыки:
— Гусли – это один из древнейших инструментов славян, появившийся почти 2 тысячи лет назад. В былинах гусли называют яворчатыми или яровчатыми, т. к. делали их обычно из белого клена – явора. Звучание гуслей
У.л:
— На какие два цикла делились все былины.
Учащиеся вспоминают о двух циклах былин.
Уч.:
— Киевский (былинные герои, прославившиеся ратными и трудовыми подвигами. “Илья Муромец и Соловей – разбойник”, “Алеша Попович и Тугарин Змей”, “Добрыня Никитич и Змей”, “Вольга и Микула Селянинович”)
Работа с иллюстрациями (портрет Васнецова, картина “Богатыри”)
— Новгородский (былины о купеческом сословии, самая яркая былина “Садко”)
Работа с текстом по содержанию былины.
Выразительное чтение, работа с иллюстрациями.
Учащиеся находят в былине текстовые фрагменты, соответствующие данным иллюстрациям.
У. л.:
Обладая высокими художественными достоинствами, богатым жизненным описанием, былины сыграли видную роль в развитии русского искусства – литературы, живописи, музыки.
Работа с иллюстрациями (портрет И.Е. Репина, картина “Садко в подводном царстве”)
Обращение к эпиграфу (Самигулина)
У.м.:
— Былины вдохновляли не только художников, но и композиторов на создание своих произведений.
Работа с музыкальным словариком.(опера)
Слушание увертюры к опере “Садко”
У.м.:
— Как в музыкальном словаре называется вступление к опере?(увертюра)
Учащиеся раскрывают характер увертюры при помощи таблицы эмоционального настроения.
— Римский – Корсаков написал оперу на основе текста былины “Садко”. Как называется литературный текст оперы? (либретто)
Видеофрагменты из оперы:
1. “Заиграйте, мои гусельки” (учащимся предлагается “стать”). Работа таблицей эмоционального настроения.
2. “Колыбельная Волховы” Работа таблицей эмоционального настроения.
Краткая сравнительная характеристика былины и оперы (сюжет, новые герои).
У.л.:
— Какими качествами обладает наш герой Садко?
Ответы детей с подробными комментариями и выдержками из текста.
Обращение к эпиграфу (Аникин)
Актуальность былин, связь времен и поколений.
У.м.:
Обобщение. Учащиеся отвечают на вопросы.
Вывод.
У.л.:
Ключевые слова урока.
Написание синквейна.
история, содержание, видео, интересные факты
Н.А. Римский-Корсаков «Океан – море синее»
Море. Его манящие, завораживающие и величественные пейзажи, переливающиеся всевозможными красками, всегда являлись источником вдохновения людей творческих профессий. Морю посвящали свои поэтические строки такие великие стихотворцы, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Рабиндранат Тагор и Федерико Гарсиа Лорка. Своей грандиозностью впечатляют картины художников: Ивана Айвазовского, Клода Верне и Поля Синьяка. А грозный рокот бурлящей морской пучины или безмятежная водная гладь нашли отражение в звуках замечательных сочинений Клода Дебюсси, Александра Глазунова и, конечно же, композитора, которого называют главным музыкальным маринистом – Николая Андреевича Римского-Корсакого. К примеру, когда слушаешь вступление к опере «Садко», которое называется «Океан – море синее» вмиг представляется не только величие морской стихии, но даже явно слышится шум трепещущих волн.
Историю создания композиции «Океан – море синее» Римского-Корсакого, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
История
Безусловно, что история сочинения композиции «Океан – море синее» неразделимо связана с созданием Римским-Корсаковым оперы-былины «Садко».
В 1882 году, после премьерной постановки оперы «Снегурочка», Римский-Корсаков ощутил большое удовлетворение. Во-первых, произведение, которое он создал в короткий срок на воодушевлённом подъёме, хорошо было принято публикой. А во-вторых, признав данное творение лучшим из своих сочинений, он почувствовал себя вполне сформировавшимся оперным композитором.
Однако в то время жизнь приготовила Николаю Андреевичу такие неожиданности, что сочинение опер ему на время пришлось отложить.
Затем в 1887 году музыкальная культура России понесла ещё одну большую утрату: умер Александр Порфирьевич Бородин, оставивший незаконченной оперу «Князь Игорь», которую дописывал опять-таки Николай Андреевич. Такие чрезвычайные обязательства, а помимо этого работа в консерватории, в придворной Певческой капелле, дирижёрская практика, а также активная общественная работа занимали у композитора всё свободное время.
И всё же, несмотря на большую загруженность в 1888 году из-под его пера вышла блистательная оркестровая пьеса «Шехеразада», а немного позже увертюра «Светлый праздник».Затем начались девяностые годы, которые принесли Римскому-Корсакову много горестей. Смерть любимой матушки и в тот же год годовалого сынишки Святослава, серьёзная болезнь жены и сына Андрея, а затем ещё одна утрата – кончина пятилетней доченьки Машеньки, выбили композитора из колеи и вылились в трёхгодичное композиторское бесплодие. Как только душевный кризис Николая Андреевича стал ослабевать, в апреле 1894 года он приступил к созданию оперы «Ночь перед рождеством». Да к тому же, в начале лета композитор получил послание от музыковеда-историка Николая Финдейзена, с настоятельной просьбой написать оперу на сюжет былины о «Садко». Это письмо стало новым сигналом для неуёмного воображения Римского-Корсакого, тем более, что данный былинный герой интересовал Николая Андреевича и ранее. В начале своей композиторской карьеры, в 1867 году он создал музыкальную картину «Садко», а затем в 1880 году стал задумываться о создании оперы, но из-за сложившихся обстоятельств на время отложил свои замыслы на неопределённое время.
Теперь размышляя над новой оперой, Римский-Корсаков своими намерениями поделился с истинным знатоком русской культуры музыковедом Стасовым. Владимир Васильевич с большим восторгом поддержал идею Николая Андреевича, так как ещё в 1861 году пытался этим сюжетом заинтересовать Милия Балакирева. Он написал Римскому-Корсакову содержательное письмо, в котором обращал внимание композитора на многовариантность изложения древней былины. Следует заметить, что композитор впоследствии внимательно прислушивался к рекомендациям Стасова. Именно по совету Владимира Васильевича опера начинается с картины, колоритно отображающей жизнь новгородцев в древние времена.
Римский-Корсаков начал работать над «Садко» летом 1894 года. С либретто ему помогали Николай Штруп, Василий Ястребцев, а затем поэт Владимир Бельский. В тот год Николай Андреевич с семьёй впервые приехал отдыхать в находящееся в Псковской губернии поместье Вечаша. Там, в располагающей к творчеству, красивой усадьбе, на берегу живописного озера он с вдохновением приступил к созданию нового произведения и, тогда-то написал вступление к опере, которое назвал «Океан – море синее».
Интересные факты
- Римского-Корсакова по праву называют композитором-сказочником, и действительно Николай Андреевич много произведений создал на сказочный сюжет. Например, из шестнадцати опер, написанных композитором, волшебно — фантастическое содержание имеют шесть: «
- Ещё в 1867 году, во время сочинения музыкальной картины «Садко», в целях красочного изображения фантастического мира Николай Андреевич применил необычный звукоряд, состоящий из особой последовательности тонов и полутонов. Впоследствии этот оригинальный звукоряд получил название «гамма Римского-Корсакого».
- Римский-Корсаков в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, поэтому отец в возрасте двенадцати лет отдал его на обучение в Морской кадетский корпус, после окончания которого, восемнадцатилетний Николай был направлен в звании гардемарина на клипер «Алмаз». Служа на парусном судне, Римский-Корсаков побывал в разных странах, таких как Англия, Польша, Норвегия, Франция, Испания, Италия, США и Бразилия. Впоследствии впечатления от этого путешествия композитор колоритно отобразил в своих произведениях.
- Римского-Корсакова называют не только музыкальным сказочником, но и непревзойдённым музыкальным маринистом. Морская тематика ярко отображена в таких произведениях композитора, как симфоническая картина «Садко», сюита «Шехеразада», вокальный цикл «У моря», а также в музыкальной былине «Садко» и «Сказке о царе Салтане».
- Николай Андреевич обладал удивительным музыкальным слухом, например, тональности он сразу осмысливал в цветовой гамме. Так для вступления к опере «Садко» композитор выбрал ля-бемоль мажор. Именно с целью достоверного отображения морской стихии нужен был серо — свинцовый окрас, каким в его сознании обладала данная тональность.
Содержание
«Океан – море синее». Именно так Николай Андреевич Римский-Корсаков озаглавил вступление к своей опере – былине «Садко», в котором нарисовал напряжённую по характеру звуковую картину грозной морской стихии. Изначально океанская ширь спокойна: по ней ровно и невозмутимо катятся волны, но затем динамика возрастает, музыкальные краски меняются и в сознании слушателей уже отображается бушующее суровое море, однако со временем оно вновь успокаивается.
Произведение, включающее в себя всего сорок четыре такта, написано в тональности Ми-бемоль мажор, тактовом размере 5/4 и с авторским темповым указанием «Largo».
Композиция начинается с интонируемой альтами нисходящей трёхзвучной попевки, которая не только во вступлении, но и на протяжении всей оперы имеет важное значение: в дальнейшем она будет звучать как лейтмотив моря. Затем в третьем такте с «текучим» музыкальным материалом, который основан на тех же самых трёх нотах начального мотива: соль, ми-бемоль и ре, вступают первые скрипки. Постепенно, на фоне рокочущих звуков в басах, происходит постепенное увеличение звучности и соответственно нагнетание напряжения. Таким образом, вырисовывается живописная картина грандиозных морских широт.
Трёхзвучный мотив, который настолько прост, что его трудно назвать мелодией, постоянно претерпевает вариационные изменения, однако данное развитие касается по большей части не мелодического, а гармонического преображения. Такое красочное формирование тематического материала: с одной стороны, неизменно сохраняющиеся струящиеся очертания главного лейтмотива, а с другой — его непрерывное развитие, рисует реальный образ бескрайней и всесильной морской стихии.
Завершает композицию небольшая, но поэтичная кода, в которой композитор весьма причудливыми гармониями, создающими сказочный оттенок, намекает на чудесный и загадочный подводный мир, спрятанный от людей в океанских глубинах.
«Океан – море синее». Это вступление к опере Николая Андреевича Римского-Корсакого «Садко» по праву называют музыкальной живописью. Творческая фантазия композитора создала такой образ величавого моря, что воображение непроизвольно рисует явственную картину, отображающую всю красоту непредсказуемой водной стихии.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Николай Андреевич Римский-Корсаков «Океан – море синее»
Que é épico na literatura: определение
Донсела, Баба-Яга, Иван-царевич — Historias que envolven eses personaxes a maioría das persoas escoitan na infancia. Con todo, o mundo é moito máis rica en folclore, non só, as historias, pero tamén cancións, baladas, épicos. Non todos serán capaces de dar a resposta correcta á pregunta de que épico da literatura, o que é o seu papel. Entón, cal é ese xénero?
Épicos da literatura rusa: история
O termo comezou a ser usado só en 1839, acuñou folclorista Иваном Сахаровым. obras anteriores relativas a este xénero, foron chamados de «старинушками», «антиго». O máis antigo deles Eran coñecidos no século 10, no momento en que eles foron informados ao son de arpas. Нет futuro a tradición de usar música desapareceu. Publicar esas historias comezou só no inicio do século 18.
Entón, o que é épico na literatura? Определение так breemente como unha canción-conto épico, Que é unha forma de folclore, десять символов heroico e patriótico. Os protagonistas destas historias se fan os Primeiros Heroes. Temas relacionados coa vida da antiga Rusia, axudar mellor imaxinar Mentalidade das persoas que vivían na IX-XIII séculos.
Características do xénero
Épicos da literatura rusa, descrita mainmente os acontecementos heróicos, moitas veces eles domesticaban estes ou outros perigos histórico fascinante. Как посылки для помидоров, часть истории Руси, е душ acontecementos de tempos prehistoricos. Entre os personaxes de tales obras, ademais dos bravos Heroes Que loitan contra o mal, hai imaxes fantásticas, por instanceo, Dragon, Nightingale o ladrón. O papel dos personaxes recibindo calquera persoas históricas reais, как киевский князь Игорь, Владимир.
Que é épico na literatura? É tamén ип traballo дие не десять авторов. Contos viaxou de xeración en xeración, está cheo de novidades interesantes. Как persoas que realizaron cancións heroicas, respectuosamente chama «contadores de historias». Non memorizar как obras Que lles son esixidas polo corazón, ea capacidade de transferir o seu colorido, para evitar distorsión do sentido.
estrutura
Intentando entender o que é épico na literatura, é necesario imaxinar a estrutura dun tal texto. Basicamente tres elementos produto compósito numeradas: Solo, entoación, finalizando. Historia comeza con zapeva, представляет собой первоначальный вход. Desde соло necesario пункт не falar сделать тему дас cancións históricas, е atraer atención душ oíntes.
Que é épico na literatura sen entonación? Estamos a falar sobre a historia, está dedicado a estudantes nos principais eventos que son descritos nas obras Populares de forma embelecedor. Necesariamente Presente e ao final, o cal é unha especie de resumo. O papel do final podería asumir a consigna.
Para bylinas lina tónico característico, tamén chamada nacional. Пункт как linas де poesía foi necesariamente о mesmo número де tensións, mentres Que о número де sílabas podería ser diferente. Primeira énfase sobre todo explicada por terceira sílaba contando desde o principio. A terceira sílaba do fin, celebrouse a ultima acento. Tamén interesante abundancia формула épicos, exampleificadas polo termo «ollos claros».
épicos heroicos
Os máis coñecidos personaxes cancións heroicas, os tres heros. Сень Добрыни, Алеша, Илья или épico na literatura? Определение destas obras — as cancións heroicas, lendas (hai tamén son sociais). Муромец, Никитич и Попович tornouse por moitas fazañas militares, servindo Владимир Красное Солнышко.
Un instanceo dun típico épicos heróicos — история, описывающая лоита с ужасным Илий Муромца Соловей о ладрон, который é capaz de destruír a vida ao seu redor coa axuda do asubío.