Формы работы с семьей внутри детского сада
Консультация для воспитателей
Формы работы с семьей внутри детского сада
Составитель Кошурникова В.А., ст. воспитатель МБДОУ
«Детский сад №54 «Искорка» г. Набережные Челны
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Ход педсовета
- Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
- Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
- Подведение итогов анкетирования.
- Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.
- Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
- Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.
Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1, 5 часа.
По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
«Круглый стол» с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Пример 1. Конференция для мам «Поговорим о маме».
- Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.
- Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.
Пример 2. Конференция для пап «Самый дорогой мой человек».
- Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).
- Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.
- Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: «Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу «Спокойной ночи, малыши», и вдруг гаснет свет. .. Не ложиться же спать без сказки?» Расскажите ребенку сказку «Колобок» или «Репка».
- Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.
Тематика конференций для родителей
- Эстетическое воспитание дошкольников.
- Растим будущих мам и пап.
- Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- «Школьное завтра» наших детей.
Общие собрания родителей
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.
На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.
Наглядная пропаганда
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3—4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами.
С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.
В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей).
Наряду с традиционными формами существуют современные работы с семьей.
Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения.
Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научиться хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».
Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
Когда приводить и забирать ребенка
Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними
Конференции родителей и воспитателей.
Конференция — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
Как использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений.
Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Существуют приемы создания ролей для родителей.
Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Член родительского совета.
Родительский совет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
Как развивать работу, направленную на родителей?
Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т. п.
Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
Что могут делать родители в детском саду:
— читать детям рассказы, сказки, истории;
— приносить различные игрушки для общих игр;
— собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т.п.;
— участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.
В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов” и др.
Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.
Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания.
Работа с родителями в ДОУ:
в детском саду | | в ДОУ |
МБДОУ «Детский сад №23». Анкетирование родителей
Анализ анкетирования родителей «О здоровье всерьёз»
в МБДОУ «Детский сад № 23» от 26.02.2019 г.
(Ответственный: Зам. зав по УВР Кушлянская А.А.)
С целью выявления уровня знаний родителей о физическом развитии ребенка, привлечения к совместной работе с ДОУ по физическому воспитанию детей, в соответствии с Годовым планом,
проведено анкетирование родителей, в котором приняло участие 86 человек.
На первый вопрос анкеты «Часто ли более Ваш ребенок?» ответили:
Совсем не болеет – 12 чел.
Редко болеет – 36 чел.
Часто болеет – 38 чел.
На второй вопрос «Причины болезни?» ответили:
Недостаточное физическое воспитание ребенка в детском саду – 16 чел.
Недостаточное физическое воспитание ребенка в семье – 12 чел.
Наследственность, предрасположенность – 58 чел.
На третий вопрос «Вы занимаетесь физкультурой и спортом» ответили:
Постоянно – 16 чел.
Часто – 39 чел.
Очень редко – 36чел.
Не занимаюсь – 5 чел.
На четвертый вопрос «Какой спортивный инвентарь есть в семье?» — родители указали самый разнообразный инвентарь – 72 чел., 14 чел. Указали, что инвентарь отсутствует.
На пятый вопрос «Делаете ли Вы с ребенком дома утреннюю гимнастику?» ответили:
Да, регулярно – 43 чел.
Нерегулярно – 34чел.
Нет – 9 чел.
На шестой вопрос «Считаете ли Вы питание Вашей семьи рациональным?» ответили:
Да – 51 чел.
Отчасти – 16 чел.
Затрудняются ответить – 19 чел.
На седьмой вопрос «Установлен ли для Вашего ребенка режим дня?» ответили:
Да – 34 чел.
Нет – 52чел.
На восьмой вопрос «Соблюдает ли Ваш ребенок правила личной гигиены?» — 100% родителей
ответили «Да».
На девятый вопрос «Как Вы проводите свой отпуск?» ответили:
На море – 28 чел.
Дома – 37 чел.
В санатории – 12 чел.
Когда как – 9чел.
На десятый вопрос «Как Ваши дети проводят досуг?» ответили:
Гуляют на улице – 52 чел.
Совмещают все виды деятельности (гуляют на улице, смотрят телевизор, общаются с друзьями,
рассматривают книги) – 23 чел.
Рассматривают книги – 11 чел.
На 11 вопрос анкеты «Вы прививаете ЗОЖ своим детям?» ответили:
Да – 42 чел.
Затрудняются ответить – 44 чел.
На 12 вопрос «Если прививаете, то каким образом?» ответили:
С помощью бесед и совместных занятий с детьми – 27 чел.
Личным примером – 13 чел.
Прибегают к услугам детского сада – 46 чел.
На 13 вопрос «Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка?» ответили:
Да – 30 чел.
Частично – 56 чел.
На 14 вопрос «На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?» ответили:
Соблюдение режима – 22 чел.
Достаточное пребывание на свежем воздухе – 5чел.
Здоровая гигиеническая среда – 18 чел.
Физические занятия – 12 чел.
Все в совокупности (Соблюдение режима, Достаточное пребывание на свежем воздухе, Здоровая гигиеническая среда, Физические занятия, Полноценный сон, Благоприятная психологическая атмосфера, Закаливающие мероприятия) – 29 чел.
На 15 вопрос «Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребенка?» ответили:
Прогулка в любую погоду – 12 чел.
Хождение босиком – 11 чел.
Полоскание горла водой комнатной температуры – 6 чел.
Все виды закаливания (прогулка в любую погоду, хождение босиком, полоскание горла водой комнатной температуры, облегченная форма одежды на прогулке, облегченная одежда в группе, обливание ног водой контрастной температуры – 2 чел.) – 57 чел.
Из проведенного анкетирования следует сделать вывод о том, что родители уделяют внимание проблеме здоровья своих детей. Считают, что в детском саду достаточно уделяется внимание физическому воспитанию ребенка, а причиной заболеваний является предрасположенность детей к заболеваниям. Часто болеющих детей в основном указали родители младших групп.
Использование зрительных опор дома
ЧТО ТАКОЕ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА?Визуальные элементы Поддержка — это то, что помогает большинству из нас ежедневно двигаться вперед! Взрослым эти наглядные материалы приходят в виде календарей, контрольных списков, напоминаний/заметок и т. д. Но эта поддержка полезна не только для взрослых! Визуальная поддержка предоставляет информацию об ожиданиях, рутине или деятельности, и они могут повысить способность вашего ребенка понимать словесные инструкции, а также сообщать о своих потребностях и регулировать свои эмоции. Визуальная поддержка обычно состоит из предметов, изображений, символов, рисунков и/или печатных слов.
ВСЕ маленькие дети, включая детей с особыми потребностями, получают большую пользу от визуальной поддержки, помогающей им понимать окружающий мир. Для детей, которые все еще развивают языковые и коммуникативные навыки, эти средства поддержки могут стать строительными блоками выразительной и рецептивной речи. Для детей, которые демонстрируют сложное поведение, визуальные эффекты могут стать ключом к успеху в любой поведенческой стратегии или плане.
НУЖНО ЛИ МНЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВИЗУАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ С РЕБЕНКОМ?Испытывает ли ваш ребенок трудности при смене распорядка дня? Или им сложно следовать вашим словесным указаниям? Если вы видите, что они игнорируют вас, постоянно нойте или истерите; и если ваши лекции, словесные напоминания, нытье или крики не помогают, визуальная поддержка может быть отличным инструментом, который можно попробовать!
Зрительные помощники могут помочь в решении различных задач, в том числе: предотвращении проблемного поведения, ослаблении беспокойства, связанного с «неизвестными» ситуациями, поддержке выразительных и восприимчивых языковых навыков и улучшении понимания правил и ожиданий. Кроме того, наглядные материалы могут помочь развить независимость вашего ребенка, поскольку они могут использовать наглядные материалы в качестве ориентира, вместо того, чтобы всегда полагаться на прямые подсказки, напоминания и подкрепление со стороны взрослых.
КАКИЕ ВИДЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЕСТЬ?Визуальная поддержка может варьироваться от визуальных таймеров, визуальных изображений ожиданий, визуальных расписаний, полосок «сначала/потом», экономики жетонов, историй по сценарию и т. д. Но они также могут быть такими же простыми, как организация среды. Вы можете посетить вкладку ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ на главной странице, чтобы ознакомиться с некоторыми БЕСПЛАТНЫМИ вариантами визуальной поддержки, представленными на этом веб-сайте.
Когда мой ребенок дошкольного возраста начал дистанционное обучение, ни для кого из нас это не было гладким переходом! Даже при каждом напоминании, взятке и угрозе он НЕ сядет на онлайн-урок. Он был вне своего места, касаясь всего в поле зрения и просто не обращая внимания и не занимаясь. Я чувствовал себя расстроенным, смущенным и обескураженным! Однако я сделал шаг назад, изменил план игры и решил попробовать добавить визуальную поддержку. Когда я посмотрел на его учебную среду для дистанционного обучения дома, я понял, что пространство было слишком визуально стимулирующим для моего 3-летнего ребенка! Он работал за кухонным столом на расстоянии вытянутой руки от стопок бумаги/мусора, еды/закусок, его работы были развешены по всему холодильнику, люди/собаки/кошки входили и выходили из комнаты, а его игрушки были в пределах видимости. Мне нужно было перестроить окружающую среду, чтобы создать визуальные границы, чтобы стимулировать его поведение при выполнении задачи. Итак, я решил расчистить место в углу комнаты и поставить небольшой столик со стулом, обращенным к стене (а не наружу, к отвлекающим факторам). Я убрала яркие отвлекающие рисунки, оставила животных и людей в других комнатах во время уроков и следила за тем, чтобы игрушек не было в поле зрения. Перед ним стоял компьютер и только основные материалы, необходимые для сеанса (мелки и немного бумаги). Хотите верьте, хотите нет, просто внесите эти простые изменения в расположение среды действительно ограничило отвлекающие факторы и помогло мне дольше удерживать его внимание и вовлеченность.
Вот еще один пример организации среды:
ТАК КАК НАЧАТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВИЗУАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ?Если вы ищете идеи о том, какие средства визуальной поддержки можно попробовать, перейдите на вкладку «Визуальные ресурсы » и изучите наши категории готовых и бесплатных визуальных средств поддержки, в том числе: эмоциональное регулирование, ожидания, сначала, затем, расписания, истории по сценарию. , Сенсорная и символическая экономики. Мы периодически обновляем эти разделы новыми визуальными эффектами, поэтому не стесняйтесь добавлять их в закладки и возвращаться и заходить почаще!
Кроме того, в Интернете ПОЛНОСТЬЮ большие ресурсы визуальной поддержки! Часто быстрый поиск в Google может помочь найти что-то конкретное, что вы ищете. Есть также отличные приложения, которые вы можете получить для расписаний, сначала-потом, экономии жетонов и т. д.
Но напоминаем, что вам не нужны причудливые печатные изображения для реализации визуальной поддержки! Когда у нас дома не было работающего принтера, я делала быструю визуализацию «сначала-потом», рисуя коробки на бумаге. Я попросил своего ребенка выбрать цветные маркеры, которые мы использовали для рисования коробок, и попросил его помочь мне нарисовать картинки, что очень взволновало его, когда он действительно использовал их! Вы можете создавать свои собственные дома, рисуя символы или быстро и легко рисуя линии. И вовлекайте их! Попросите их помочь создать или внести свой вклад. Некоторые из лучших визуальных поддержек, которые наиболее эффективно работают с детьми, — это те, которые ваши дети видят, как вы делаете или помогаете сделать! Когда ребенок получает право голоса или участвует в визуальном творчестве, часто возникает гораздо более высокий уровень участия и вовлеченности в него.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕБез эффективного обучения и применения Визуальная поддержка — просто еще один лист бумаги! НАЗНАЧИТЬ ЗНАЧЕНИЕ Мы, взрослые, должны сделать визуальное представление полезным и эффективным. Не забывайте прямо ОБУЧАТЬ своего ребенка визуальному изображению, используя моделирование, повторение и последовательность, а также давая много положительного подкрепления на этом пути. Иногда вы увидите немедленные результаты, в то время как в других случаях это может занять дни, недели или месяцы, но важно ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ЭТОГО и оставаться последовательным!
12 Занятий по зрительному восприятию для детей
- Поделиться
- Электронная почта
Зрительное восприятие — важный навык, который необходимо развивать в первые годы жизни ребенка.
Вот четкое объяснение того, что это значит, почему это так важно для обучения чтению, письму и математике, а также 12 простых игр, в которые вы можете играть дома, чтобы ваш ребенок учился, развлекаясь.
Что такое визуальное восприятие?
Дети взаимодействуют с миром через органы чувств. То, как они воспринимают вещи с помощью своих органов чувств, вместе с их двигательными и когнитивными процессами, в совокупности известно как перцептивно-моторные навыки .
Зрительное восприятие — это способность мозга понимать и осмысливать то, что видят глаза. Глаза посылают в мозг информацию, которую нужно правильно интерпретировать.
Помимо зрительного восприятия у детей также необходимо развивать:
- слуховое восприятие (звук)
- обоняние (обоняние)
- вкусовое восприятие (вкус)
- тактильное восприятие (осязание)
- Двигательные навыки, такие как осознание тела, пространственное восприятие, мелкая моторика и крупная моторика, движения глаз, координация глаз-рука-нога, пересечение средней линии, осознание направления и доминирование (левша или правша)
Существуют различные аспекты зрительного восприятия, которые я объясню ниже.
Что является примером визуального восприятия?
Примером зрительного восприятия является чтение ребенком слова.
Допустим, слово собака .
Ребенок видит фигуры и формы на странице, но мозг научился расшифровывать, распознавать и даже запоминать некоторые из этих форм.
Он замечает, что формы и очертания — это буквы, он решает, смотрит ли он на «б» или «д» (буквы, которые часто путают), и он понимает, что буквы образуют слово, имеющее для него значение – собака .
Если он достаточно взрослый и развил хорошие навыки визуального восприятия, он будет знать слово собака просто наизусть, и ему больше не придется активно расшифровывать слово.
Зрительное восприятие — это не просто акт видения чего-то, а восприятие того, что это значит для вас.
Почему визуальное восприятие важно?
Дети в основном учатся и осмысливают свой мир с помощью своих органов чувств, таких как слух и зрение. Ребенок начинает учиться, осмысливая увиденное до того, как интегрируются другие чувства.
Зрительное восприятие важно для ребенка, чтобы научиться интерпретировать и понимать окружающую среду. При достаточной стимуляции дети развивают этот навык примерно к 7 годам.
Готовность к школеДля того чтобы дети достигли готовности к школе для формального обучения, развитие их навыков визуального восприятия имеет решающее значение.
Дети должны иметь хорошо развитые зрительные навыки, чтобы научиться:
- чтение
- запись
- заниматься математикой
Обучение ребенка чтению и письму заключается не только в том, чтобы смотреть на буквы и запоминать их, но и в значительной степени зависит от того, насколько хорошо развиты их способности визуального восприятия.
Занятия визуальным восприятием, такие как игры на память и головоломки, являются отличными занятиями перед чтением, которые гораздо важнее в дошкольном возрасте, чем попытки ускорить изучение букв и цифр.
Какие существуют типы навыков зрительного восприятия?
Вот типы навыков зрительного восприятия, описанные Марике де Витт, автором книги «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива», и их важность для обучения:
- Зрительное различение способность мозга видеть сходства и различия (замечать различия в буквах и цифрах, особенно в тех, которые выглядят одинаково, например, b и d , плохо и папа , S и 5 и т. д.)
- Зрительная память – способность мозга запоминать то, что видели глаза (распознавать буквы и цифры, запоминать слова, которые видели, и списывать с доски в классе.)
- Последовательная память – способность мозга запоминать то, что он видит последовательно, т.е. последовательность букв в слове (орфография), копирование правильных чисел в многозначных вычислениях (например, сложение 2 наборов трехзначных чисел) и запоминание порядка при выполнении вычислений с использованием нескольких цифр.
- Визуальное понимание – способность мозга понимать увиденное и осмысливать его (уметь решать задачи и делать выводы)
- Восприятие форм – способность мозга различать формы объектов независимо от их размера и положения (например, что-то далекое кажется меньше, чем оно есть на самом деле)
- Восприятие глубины — способность мозга оценивать, насколько далеко что-то находится (важно для любого движения).
- Восприятие фигуры-фона – способность фокусироваться на чем-либо и блокировать фон/не относящиеся к делу изображения (например, копирование с доски). Это также помогает детям сохранять свое место при чтении.
- Зрительный анализ и синтез – способность мозга видеть образ как единое целое, разбивать его на части и снова собирать (дети делают это постоянно, читая, например, произнося слова)
- Визуальное замыкание – способность узнавать предметы по форме, видя их часть (например, общеупотребительные слова). Это избавляет от необходимости декодировать слово каждый раз, когда ребенок его видит, и повышает общую беглость речи.
Как видите, обучение чтению, письму и математике требует гораздо большего, чем просто изучение букв и цифр.
Сосредоточение внимания на развитии зрительного восприятия вашего ребенка будет иметь большое значение для подготовки к школе и успехов в чтении, письме и т. д. (вот видео, объясняющее зрительное восприятие).
Как развивать навыки зрительного восприятия у вашего ребенка
Возможно, вам интересно, какие действия важны для зрительного восприятия.
Лучший способ развить эти навыки — играть.
Маленьким детям нужны не рабочие листы или какие-либо формальные занятия, а множество игровых заданий и игр.
Вот краткий список примеров упражнений для развития зрительного и моторного восприятия:
- Сборка головоломок
- Игра с конструктором
- Игра в игры на память
- Рисование, роспись, вырезание, склеивание, складывание
- Изготовление узоров (из бисера, колышков и т. д.)
- Игра с фигурами и их отслеживание
- Сортировка объектов
- Подходящие цвета
- Мелкая моторика
- Крупная моторика
В следующем разделе я привел примеры простых, но эффективных игр визуального восприятия, в которые можно играть.
12 Занятия и игры зрительного восприятия для детей
Хорошей новостью является то, что, хотя навыки, перечисленные выше, кажутся сложными для обучения, на самом деле их очень легко развить с помощью простых игр и занятий.
Вот 12 игр, в которые можно играть дома с ребенком. Некоторые сосредотачиваются на одном из навыков, перечисленных выше, другие развивают более одного навыка (например, зрительную память, различение или закрытие).
Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.
Играйте в различные игры, чтобы настроить своего ребенка на успешное обучение.
1. Карточная играВ карточных играх есть пары совпадающих картинок.
Положите один набор перед ребенком. Держите другой набор. Показывайте по одной карточке и просите ребенка найти соответствующую картинку.
Вариант: положите оба набора карт лицевой стороной вверх, перетасуйте и включите таймер, чтобы увидеть, сколько времени потребуется вашему ребенку, чтобы собрать все пары.
Получите свои собственные совпадающие карточки, загрузив БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста.
2. Игра на памятьСыграйте в игру на память с картами, использованными в предыдущей игре.
Положите все карты лицевой стороной вниз и перетасуйте. По очереди переворачивайте любые две карты на столе.
Если вы переворачиваете совпадающую пару, вы сохраняете карты, а если пара не совпадает, переворачивайте карты обратно, пока не наступит ваша очередь попробовать еще раз.
Это отличная игра для развития зрительной памяти, потому что ваш ребенок должен помнить, где находятся картинки, когда они переворачиваются, чтобы найти совпадающие пары.
Победителем становится тот, у кого в конце окажется больше всего совпадающих пар.
Вот пример одного из наборов в моих игровых карточках памяти, доступных для бесплатного скачивания в конце поста.
3. Я шпионИграйте в классическую игру Я шпион , указывая на предметы по их визуальным аспектам.
Пример:
Я заметил что-то круглое, плоское и шероховатое.
4. Сборка пазловСборка пазлов — одно из лучших занятий, которое может делать ваш ребенок. Имейте головоломки дома и сделайте их частью регулярного игрового времени.
Убедитесь, что пазлы соответствуют возрасту: чем младше ребенок, тем больше и меньше должно быть деталей. Они должны быть немного сложными, но выполнимыми. Если они слишком трудны, дети теряют интерес и чувствуют себя некомпетентными.
Образовательные пазлы самого высокого качества изготавливаются из дерева и имеют такую деревянную опорную доску.
5. Сортировка сухих макаронДайте ребенку ванночку с мороженым из смешанных сухих макарон и попросите их рассортировать макароны по форме (например, трубочки, спирали и т. д.) или даже по цвету, если вы можете найти разноцветные макароны. .
Их все еще можно мыть и готовить после!
6. Кнопки для сортировкиВозьмите коробку с пуговицами разных форм и цветов и подготовьте контейнеры для сортировки, например стаканчики для йогурта или лоток для яиц.
Попросите ребенка рассортировать их по определенным критериям, а затем изменить критерии.
Кнопки можно отсортировать по:
- цвету
- размер
- форма (если они не все круглые)
- количество отверстий посередине (более продвинутое)
- Тканевые и пластиковые пуговицы
Вот еще кнопки для дошкольников.
7. Сортировка фигурИспользуйте игровые фигуры или цветные фишки и рассортируйте их, как в игре выше. Опять же, каждый раз указывайте разные критерии.
Сортировать фигуры по:
- цвету
- форма
- размер
- толщина
Выберите любые 5 предметов домашнего обихода, натуральные предметы из сада или игрушки и разложите их перед ребенком. Дайте ребенку хотя бы полминуты посмотреть на предметы и запомнить их.
Затем накройте их тканью и посмотрите, сможет ли ваш ребенок вспомнить все 5 предметов. Начните с меньшего количества предметов, если ваш ребенок младше, и со временем увеличивайте их количество.
Затем поместите 5 предметов и удалите только один предмет. Спросите ребенка, какой предмет был удален из набора. Затем попробуйте удалить 2 элемента.
9. Запомнить порядокРазновидность вышеприведенной игры, которая учит последовательной памяти, состоит в том, чтобы попросить ребенка посмотреть, как вы кладете 5 предметов, а затем перемешиваете их и предлагаете ребенку расположить их в том же порядке, что и вы. .
Вы также можете использовать карты из приведенной выше игры на совпадение. Положите 5 карточек на стол, накройте их и попросите ребенка найти 5 карточек в своем наборе и расположить их в правильном порядке.
10. Где Уолдо?Где Уолли, или первоначально Где Уолли из Британии, это забавная серия книг, в которой вам предстоит найти Уолдо в лабиринте людей в разных сценах.
Эти книги отлично подходят для развития зрительного восприятия и доставляют массу удовольствия.
Эта книга предназначена для детей младшего возраста.
11. Пазлы с прямым краемПазлы с прямым краем отличаются от обычных пазлов тем, что мастерство заключается не в сопоставлении форм пазла, а в рассмотрении деталей на картинке и сопоставлении цветов, линий и т. д.
12. Вы видите, что это такое?Поставьте набор из 5 или 6 фигур на стол в ряд. Накройте половину каждой фигуры одновременно, положив на них лист бумаги или ткани. Попросите ребенка назвать фигуру.
Разнообразьте эту игру, показывая половинки изображений в книгах или, например, показывая ухо животного и угадывая, какому животному оно принадлежит.
Надеюсь, вам понравились эти идеи для развития зрительного восприятия вашего ребенка. Есть много разных игр, в которые можно играть, и мы надеемся, что эти идеи вдохновят вас на создание собственных игр.
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к головоломкам для печати, историям, наборам заданий и многому другому!
Присоединяйтесь к Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Бесплатный доступ навсегда.
Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .