Реформы Александра II – УчМет
Урок истории 10 класс (профильный).
Тема: « Реформы Александра II».
Учитель истории: Щербинина Елена Владимировна.
Цель урока: 1. Образовательная: — Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы,
— Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.
2. Развивающаяся: Способствовать повышению уровня развития личности, через информационные ( работа с таблицей, умение отбирать материал, резюмировать, составлять сообщения, таблицы) и коммуникативные компетенции (отвечать на проблемные вопросы).
3. Воспитательная: Содействовать развитию ценностного отношения к Отечественной истории, формированию чувства патриотизма.
Тип урока: Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.
Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.
Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.
Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).
План урока:
1. Организационное начало урока, актуализация знаний.
Вызов (метод «Корзина») ………
— Что мы знаем о личности Александра II ( учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).
Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)
— Что мы хотели бы узнать о Александре II? (ответы учащихся).
Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII?
Сообщение о личности Александра II
— Что мы узнали нового о Александре II? ( учащиеся отвечают на вопрос).
Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.
— Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?
— Как проходила подготовка и отмена крепостного права?
Слайд презентация.
Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).
1. Поражение в Крымской войне
2. Кризис феодальной крепостной системы.
3.Крестьянские выступления.
Подготовка отмены крепостного права.
1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева..
19 февраля 1861 год царь подписал Манифест об освобождении крестьян.
— Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?
— Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными.
Плата за землю называлась – выкупными платежами. Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками. В некоторых краях возникали беспорядки ( село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).
Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути
.
Физкульт. минутка.
2. Осмысление.
Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.
Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:
Прочитать текст ( параграф 31 стр.383-384), выделить проблему «голова рыбы», найти пути решения « скелет рыбы», сделать вывод «хвост рыбы» ( оформить в таблицу).
1группа – Земская реформа
2 группа – Военная реформа
3 группа – Городская реформа
4 группа – Судебная реформа
5 группа – реформа в области образования
Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».
Название реформы (год) | содержание | значение |
Земская реформа (1864год) | Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д. | Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные. |
Городская реформа (1870 год) | Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги). | Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом. |
Военная реформа (1874 год) | Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам | Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа. |
Судебная реформа (1864 год) | Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов) | Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды. |
Реформа в области образования. (1863 – 1864 год) | 1863г.Принят Университетский устав, предоставляющий широкую автономию. | Уровень образованности населения значительно возрос, но дети дворян имели больше возможности закончить высшие учебные заведения. |
3.Рефлексия. Выступление по группам, заполнение таблицы.
Вывод: Реформы 60-70-х годов носили прогрессивный характер, но сохранились феодальные пережитки. Россия вступила на путь индустриального общества.
Синквейн ( синтезирование информации).
1. Реформы.
2. прогрессивные, половинчатые.
3. готовились, проводились, обсуждались.
4. Россия вступила на путь капитализма.
5. Прогресс.
Домашнее задание. Параграф 31, ответить на вопрос « В чьих интересах больше проведены были реформы, крестьян или помещиков и почему?».
Игровые технологии
Игровые технологии на уроках
В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Реформа общеобразовательной школы нацеливает нас на стимулирование здорового образа жизни, использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Неоспоримую помощь в этом может оказать игра.
Игра — естественное состояние ребенка. Игра — это, прежде всего важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга и культуры в целом. Очень важно сделать игру союзником в образовательном процессе учащихся всех возрастов.
Но любая игра требует от педагога творческих усилий и педагогического мастерства, может по этому, учителя используют это педагогическое средство не столь часто. Игра обладает повышенным воспитательно-образовотельным потенциалом и по этому очень важно ввести игру в учебный процесс.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.
Игра это вид развивающей, социальной деятельности, освоение социального опыта. В игре ребенок совершенствует самоуправление поведения.
1. Эмоциональная функция игры, как любой другой досуговой деятельности /пробуждает интерес, удовольствие гордости/
2. Диагностическая функция /Участники игры ведут себя на максимальности самопроявления/
3. релаксационная функция /снимает напряжение/.
4. компенсаторная функция /переживает неиспользованные, невыбранные возможности /
5. коммуникативная функция.
6. функция самореализации;
7. Социокультурная функция /физическая, интеллектуальная трудовая, психологическая и т. д.
Во время урока цель ставиться в форме игровой задачи.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
0 | 5 | 10 | 15 | 0 |
5 | 10 | 15 | 0 | 5 |
10 | 15 | 5 | 0 | 10 |
15 | 5 | 0 | 0 | 10 |
10 | 15 | 15 | 10 | 15 |
Примерные вопросы к игре:
1. Говорящее полено.
2. Волшебница, исполнявшая желания Емели.
3. Русская народная сказка, главный герой которой — хлебобулочное изделие.
4. Что только бывает в сказках на весь мир?
5. Добрый соломенный человек с жутким именем.
6. Лакомство, полюбившееся старику Хоттабычу?
7. Знакомый миллионер Самуила Маршака?
8. Сказочный начальник чистоты.
9. Личный охранник Мальвины.
10. Как звали некрасовского перевозчика зайцев.
11. От кого звонил слон./Чуковского/
12. Какую шапку носит дом, чтоб не сыро было в нем?
2.
«Интеллектуальный хоккей»
Класс делиться на две команды.
В каждой команде защитники и нападающие.
Защитники более сильные ученики, которые будут отвечать на вопросы, нападающие —
те кто задает вопросы.
Один неправильный ответ и шайба в воротах.
Можно придумать свои правила и добавления.
3.
«Интеллектуальный волейбол»
Две команды.
Мяч — вопрос, адресованный конкретному игроку команды соперников.
Правильный ответ — отражение атаки. И мяч переходит на поле противников.
Можно ввести правило тройного касания — если не отвечает игрок, кому задан вопрос, ему могут помочь не более 2-х игроков по очереди.
4.
«Пишущая машинка»
Каждому ребенку раздается буква или две, пробел между словами и другие знаки препинания.
«Ж» «Ш» — пиши с буквой «И»
Чья буква называется, встает, хлопает себя по лбу и произносит свою букву. Игра для разучивания правил и теорем.
5.
«Повтори фразу»
1. Первый признак равенства треугольников.
2. Если две стороны одного треугольника и угол между ними равны двум сторонам и углу между ними другого
3. Повторяй быстрее, или ход перейдет к другому…
1. Наречие — это часть речи.
2. Оно отвечает на вопрос кто? Что? И т. д.
6.
«Репка»
Дедка: «НЕ с наречиями»
Репка: «пишется слитно»
Бабка: «если наречие не употребляется без НЕ»
Внучка: «если наречие можно заменить синонимом без НЕ»
Жучка: «пишется раздельно»
Кошка: «когда есть или подразумевается противопоставление»
Мышка: «когда есть другие наречия усиливающие отрицание»
7.
«Проверочный кроссворд на уроке»
Он помогает проверить степень усвоения понятий, формулировок фактов определений у всех учеников в классе, так чтобы школьникам было интересно, и время было затрачено небольшое.
Ученики получают карточку размером 2,5 на 3,5 см из листа в клеточку 5 -7 строк Они пронумерованы по горизонтали, а внизу написаны вопросы. В течение определенного времени /20-30 сек на один вопр./ На обороте ребенок пишет свою фамилию. Если работа сделана верно, то по вертикали читается «проверочное слово» и одного взгляда на карточку достаточно, чтобы определить справился ученик или нет…
8.
«Синквейн»
«Синквейн» /фр. Пятистишие/
Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки
1 строка — названое стихотворения, тема — обычно существительное.
2 строка — описание темы, обычно 2 прилагательных
3 строка — действие, 3 глагола относящихся к теме
4 строка — чувство, фраза из 4 слов выражающих отношение автора к теме.
5 строка — повторение сути, «синоним» 1 строки, существительное.
Лучше написание такого стихотворения провести в несколько этапов:
— Объяснение как пишутся такие стихи.
— Совместное написание синквейна по теме урока, например « Япония во Второй мировой войне»
Япония
Маленькая агрессивная,
Воюет, сдается, делает харакири,
Япония — страна восходящего солнца,
Хиросима.
Подобные стихотворения пишутся в парах. Учащиеся подбирают лексику, вспоминают правила написания, затем сам синквейн пишут индивидуально. Целью создания могут быть:
— Отработка понятий:
Иго
Татарское, жестокое,
Пленит, пугает, душит, сжигает,
Два века стонет Русь.
Ярмо
— Рефлексивная оценка пройденной темы:
Победа
Долгожданная, выстраданная,
Поет, салютует, плачет.
Отдых после трудного пути.
Счастье!
На уроках в старших классах, как правило доминирует лекционная форма подачи материала, основным недостатком которой является пассивность в восприятии материала.
Чтобы избежать этого, предлагаем вам следующий прием:
Попробуйте объяснить слово «Остракизм», мы породили у детей информационный запрос…Дети должны почувствовать информационный голод, тогда они безусловно воспримут и запомнят информацию. Рождается мотивация на процесс познания, следоватнльно, они захотели сами получить эту информацию.
— Мыслительный процесс, интуиция.
— Догадка
— Гипотеза /прав ли я/
— Теория,
— Знание,
— Умение,
— Навык.
Подвергнуть остракизму — выбрать.
8.
Урок о Сократе
Каждый думает в одиночку,
А приростание знаний идет из обмена мнениями./каждый высказывает свои знания: ученый, философ, Афинянин и т. д.
Затем детям дают текст о Сократе, где каждый получает индивидуальные знания /идет коррекция знаний/
Справа выписываются только те фразы, которые мне интересны.
Слева выписываем те что в тексте или, что решил класс.
Речь обвинителям Речь друзьям.
Заканчиваем урок изготовлением памятника Сократу /рисунок, стих и т. д./
Продолжить фразу: «Я понял сегодня, что..»
Симеон Полоцкий — просветитель, поэт, политик и учитель московских царей
Седобородому старцу, который смотрит на нас с гравюры XIX века, было отмерено всего-то полвека земной жизни. Но в ряду знаменитых белорусов этот уроженец Полоцка занимает исключительно свое, неповторимое место. В бурном, исполненном перемен в геополитике и длительных войн XVII веке он сумел развести в Москве, в царских палатах, яркий и многоцветный костер просвещения, не угасший со временем и только разгорающийся с новой силой.
А еще, по словам стихотворца Василия Тредиаковского, именно он был первым русским поэтом.
О Симеоне Полоцком, его прижизненной и посмертной славе, в интервью «Родине» рассказывает доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН Лидия Сазонова.
«Симеон Гаврилов сын»
— В 1629 году в Полоцке появился на свет Самуил Петровский-Ситнянович, дальнейшая его жизнь сложилась, как в известной песне: «Я менял города, я менял имена». Лидия Ивановна, как этому замечательному человеку удалось вырваться из безвестности, на которую он по идее был обречен?
— Прозвище Полоцкий, данное ему в Москве, закрепилось за ним навечно и так сильно, что воспринимается как фамилия, отсюда широко распространенная ошибка называть его «С. Полоцкий» или просто «Полоцкий». Но мы ведь не говорим «Э. Роттердамский» или «Ф. Ассизский». Он был монашествующий писатель, а монахов принято называть по имени; в данном случае правильно: Симеон или Симеон Полоцкий. Родной, «отчистый» Полоцк он не забывал и на склоне лет, обращаясь во второй половине 1670-х годов к своему воспитаннику, юному царю Федору Алексеевичу, такими стихами:
Оставих аз отечество, сродных удалихся,Вашей царской милости волею вручихся.
С именами все запутаннее. Приняв в 1656 году монашество в полоцком Богоявленском монастыре, Самуил стал Симеоном. Отчество же нашего героя и по сей день путают, выбирая между Гавриловичем и Емельяновичем. Но еще в 1988 году мне и известному специалисту из Института славяноведения РАН Михаилу Робинсону удалось доказать, что отца его звали Гавриил, а отчима — Емельян. Наш герой так и подписывался: «Симеон Гавриловичь» или «Симеон Гаврилов сын»1. А в 1990-е годы белорусский историк Михаил Гордеев нашел в актовой книге Полоцкого магистрата за 1656-1657 годы важный документ — завещание матери Симеона Полоцкого Татьяны Шеремет. Из него следует, что известная по источникам двойная фамилия Симеона Петровский-Ситнянович — это фамилия его отца, фамилия же отчима Емельяна — Шеремет2.
Возможно, семья была купеческой — Полоцк в ту пору был широко известен как торговый город на Западной Двине. Петровские точно были полоцкими купцами, упоминаясь в источниках вместе со Скоринами, из которых вышел знаменитый первопечатник Франциск Скорина, ровно 500 лет тому назад, в 1517м, напечатавший в Праге свою первую книгу.
Симеон Полоцкий, собственно, и был прямым продолжателем дела своего славного и высокоученого земляка.
— Но если бы не тяга к знаниям и обретенная в трудах ученость, о Самуиле Гавриловиче Петровском-Ситняновиче мы в лучшем случае узнали бы из какого-нибудь архивного дела о судебных тяжбах…
— Тогдашние города были невелики — например, в столице Великого княжества Литовского — Вильно, по мнению современных исследователей, в его время едва ли жило более 20 тысяч человек, причем социально близкие Симеону «купцы и ремесленники — литвины или русины — предки нынешних белорусов — составляли основной виленский контингент»3. Полоцк почти наверняка был поменьше, и выбиться его безвестному уроженцу в люди по тем временам можно было, лишь выбрав правильные города для учебы и жизни. Наш герой, собственно, так и сделал: городами учебы просвещенной премудрости стали Киев и, по-видимому, Вильно, городом жизненной удачи — Москва.
Войны в ту пору были явлением частым, но большая война между Россией и Речью Посполитой, продлившаяся с 1654 года по 1667й, отразилась в сознании Симеона и его современников ярко и отчетливо. Если в родной ему Полоцк в 1563 году уже входили войска Ивана Грозного, то Вильно летом 1655 года московская армия брала впервые. Военные потрясения способны круто менять и общественное сознание, и судьбу отдельной личности, и наметить контуры будущих регионов и стран. Так и с белорусскими землями, и с самим Симеоном в эту войну получилось.
«Радуйся, Белорусская земля!»
— А ведь именно в это время белорусские земли стали называть белорусскими. Например, историк из Полоцка Сергей Шидловский считает, что имя «Белая Русь» «последовательно начало употребляться в отношении современной белорусской территории именно при московском дворе. В том, что это название закрепилось за нынешней белорусской территорией, возможно, известную заслугу имеет и Симеон Полоцкий, учитель московских царей»4.
— Стоит отметить, что именно после взятия Вильно московский царский титул пополнился новой формулой «Белыя России».
Ключевыми событиями той войны известный российский историк, член-корреспондент РАН Борис Флоря называет взятие Полоцка и Витебска, имевшими в глазах царя Алексея Михайловича даже большее значение, чем желанное возвращение Смоленска: «И Смоленск им не таков досаден, как Витепск и Полтеск, потому что отнят ход по Двине в Ригу»5. Совсем не случайно и в Витебске, и в Полоцке летом 1656 года так тщательно готовились к приезду московского государя. Предыдущий царский визит в Полоцк, совершенный Иваном Грозным, получился жестким и суровым. Теперь же обеим сторонам, и царю Алексею Михайловичу, и его новым полоцким и витебским подданным, выгодно было договориться и встретить друг друга торжественно.
Летом 1656-го только что принявший монашество Симеон, учитель братской школы при полоцком Богоявленском монастыре, решил пойти другим путем — он обратил свой взор на православную Москву, надеясь на ее победу в большой войне. Так же поступили и многие другие его земляки — часть местных дворян, «полоцкая шляхта», участвовала в походе Алексея Михайловича на Ригу6. 27летний же Симеон, ровесник царя, отличился на другом поприще, словесном. Уже изрядно поднаторевший в искусстве рифмования (первое известное его стихотворение относится к 1648 году), он с двенадцатью отроками изобретательно встречал царя стихами в Витебске, а потом вместе с другими учителями-поэтами Игнатием Иевлевичем и Филофеем Утчицким — и на родине в Полоцке.
Пиит и просветитель
— Но Алексей Михайлович не привык в Москве к велеречивым славословиям…
— Царя и его свиту искренне обрадовала и поразила продуманная церемония декламации специально сочиненных виршей. Именовались они «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк. .. царя и великого князя Алексия Михайловича» и создавали впечатление, что все новые подданные ликуют при появлении государя: «Радуйся, Белорусская земля!». Это было новое, не знакомое русскому царю действо — модное, прогрессивное, совершенно западное7.
Симеона заметили. Москва же, прозвавшая его Полоцким, подарила молодому монаху не отчаяние, а надежду. В то время, когда в царской семье в моду входило осторожное увлечение западными обычаями, не затрагивавшими православной веры, стихотворец и педагог получил большой жизненный шанс, каковым он сполна и воспользовался. В.О. Ключевский ярко живописал это настроение: «Почувствовали в Москве потребность в европейском искусстве и комфорте, а потом и в научном образовании. Начали иноземным офицером и немецкой пушкой, а кончили немецким балетом и латинской грамматикой»8.
В 1660 году Симеон со своими отроками впервые побывал в Москве, а декламацию их с хвалой царю теперь слушали в Кремле:
Без тебя тьма есть, как в мире без солнца. Свети ж нам всегда и будь оборонцаОт всех противник.
Наставник царевичей и царевны
— Как метко подметил Сергей Шидловский, «белорусы в Москве делались… провокаторами перемен»9. А как нашему герою удалось стать таким человеком?
— С 1664 года Симеон, теперь уже Полоцкий, до конца дней своих обосновался в Москве. Алексею Михайловичу приятны были и остроумные похвалы, на которые ученый белорус был горазд и скор — в особенности по радостным поводам, таким как рождение в 1672 году царевича Петра, которому он предсказал великую будущность. Но функции придворного поэта в быстрой и высокой московской карьере полочанина были не единственными — царскому двору остро требовалась ученость и та самая латинская грамматика. Тут Симеон тоже был на своем месте — как отмечал советский историк Лев Пушкарев, «всю свою сознательную жизнь он был учителем — сначала в братской Богоявленской школе, потом в московской Заиконоспасской и, наконец, стал наставником царских детей»10.
Симеон занимался образованием и воспитанием царевича Алексея, будущего царя Федора и будущей царевны-правительницы Софьи. Когда же предстояло выбрать наставника для юного царевича Петра, будущего Петра Великого, то ему было поручено проэкзаменовать на эту роль дьяка Никиту Зотова.
В стихах Симеона «Вручение книги Венца веры» запечатлелся любопытный эпизод. 13-летняя царевна Софья, узнав о том, что учитель написал книгу «Венец веры» (1670-1671) — свод богословских знаний о мироустройстве, «прилежно» прочитала рабочую рукопись, «в черни бывшу» (кстати, это первое в русской литературе свидетельство о черновике как этапе творческой работы), и повелела изготовить беловой экземпляр:
Ты церковныя книги обыкла читатии в отеческих свитцех мудрости искати.Уведевши же, яко и книга новаяписася, яже Венец веры реченная,Возжелала ту еси сама созерцатии, еще в черни бывшу, прилежно читати.И, познавши полезну в духовности быти,велела еси чисто ону устроити11.
Сохранились обе рукописи — и черновая, и беловая. Эти строки раскрывают доверительный характер отношений между учителем и ученицей, говорят о незаурядных способностях юной царевны и о той основательной подготовке, которую получали под руководством Симеона его подопечные.
А в 1679 году для семилетнего царевича Петра в основанной Симеоном типографии в Кремле был выпущен чудесный букварь с нравоучительными стихами:
Отроча юный, от детства учися,Письмена знати и разум потщися.
«Приятный учитель» к зависти многих был приближен ко двору. Он стал первым, кто за литературный труд получал гонорары. Монаршая милость сделала его обладателем соболей, и «атласу зеленого», и очень дорогих в то время книг, число которых к моменту кончины перевалило за 600. Симеон был обладателем самой большой в то время в Москве библиотеки на многих европейских языках. О составе ее дает представление прекрасный каталог, его составили английский ученый Антони Хипписли и сотрудница РГАДА Евгения Лукьянова12. Большинство из этих книг сохранилось, их можно посмотреть.
Наш современник
— В недавнюю эпоху печатных машинок такое обильное производство стихов и текстов часто считали графоманией, но в интернетовские времена можно увидеть в этом ежедневном, хорошем и разном творчестве манеры первого в нашей истории блогера. Так насколько современен в наши дни Симеон Полоцкий?
— Жизнь в столице, казалось бы, удалась — всё, что хотел увидеть наш герой в Москве, он увидел. Тревожиться за свою безопасность ему не приходилось, и непростое время обходило его стороной, а вот его родной брат, иеромонах Исакий, был в 1674 году забит до смерти стрельцами в Трубчевском монастыре. Симеон же мог позволить себе желанный только для него образ жизни: по словам его ученика Сильвестра Медведева, он исписывал каждый день по 8 двусторонних листов бумаги.
При этом всё, что могли увидеть в Москве от Симеона, тоже увидели. Стихи в форме сердца, звезды, креста, лучей соединеные воедино тысячи виршей — ничего этого никто из тогдашних его современников в русской столице не умел и даже не мог себе представить. Никому и в голову не приходила идея собственной, свободной от цензуры типографии или «академии» по типу университета. В кремлевской типографии была напечатана «Псалтирь рифмотворная», которую Ломоносов называл «вратами своей учености». Симеон разработал основные положения проекта организации в Москве первой высшей школы (академии). Через семь лет после его кончины, в 1687 году, идея была воплощена в академии Славяно-греко-латинской.
Не всем нравилось его положение — простой иеромонах, а его ученики — царские дети. Прижизненная литературная полемика переросла в обвинения, не находящие никакого подтверждения. Все это связано с борьбой за власть между сторонниками царевны Софьи и Петра. Она привела к тому, что его ученик и душеприказчик Сильвестр Медведев стал первым русским поэтом, сложившим голову на плахе. Наследие Симеона, хранившееся у Сильвестра, было спрятано в патриаршей ризнице в сундуке. Фактически рукописи Симеона, содержащие стихотворные тексты, были изъяты из обращения.
В XIX веке фигура вернулась в историческое пространство: появились первые биографии. В 1953 году вышло первое научное издание избранных стихотворений поэта, его подготовил выдающийся исследователь древнерусской литературы Игорь Еремин в серии «Литературные памятники».
Новое, еще более масштабное возрождение происходит на наших глазах. В последние годы Симеон Полоцкий востребован все больше — его личность привлекает не только российских и белорусских, но и серьезных западных ученых, уже вышли в свет (в том числе и при участии Постоянного Комитета Союзного государства) масштабные издания его сочинений — пример тому опубликованная двумя изданиями (2015, 2016) величественная геральдическая поэма «Орел Российский».
Начиная с 1996 года, в Германии опубликован колоссальный по объему «Вертоград многоцветный» в трех томах, а в нынешнем году завершается двухтомное издание книги придворных стихов «Рифмологион».
Многомудрый и креативный человек из XVII века остается нашим современником. И символично, что поставленный в 2004 году памятник ему в Полоцке расположен напротив главного местного кинотеатра с названием «Родина».
1. Робинсон М.А., Сазонова Л.И. Заметки к биографии и творчеству Симеона Полоцкого // Русская литература. 1988. N 4. С. 134-141.2. Гордеев М.Ю. Новые данные к биографии Симеона Полоцкого: завещание матери просветителя // Славяноведение. 1999. N 2. С. 37-47.3. Герасимова И.В. Под властью русского царя: социокультурная среда Вильны в середине XVII века. СПб., 2015. С. 33, 48-49.4. ШыдлоyскЄ С.А. Каардынаты паyсталага // АнталогЄя сучаснага беларускага мыслення. СПб., 2003. С. 314-327.5. Флоря Б.Н. Русское государство и его западные соседи (1665-1661 гг.). М., 2010. С. 17.6. Там же. С. 88.7. Сазонова Л. Самый белорусский из российских поэтов // http://www.postkomsg.com/history/208394.8 Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 3. М., 1916. С. 362.9. ШыдлоyскЄ С.А. Указ. соч.10. Пушкарев Л. Симеон Полоцкий // Жуков Д., Пушкарев Л. Русские писатели XVII века. М., 1972. С. 244.11. Симеон Полоцкий. Рифмологион. — ОР ГИМ. Синодальное собр. N 287. Л. 395.-395об.12. См.: Hippisley A., Luk janova E. Simeon Polockij s Library: А Catalogue. Kln; Weimar; Wien, 2005.
синквейн бабочки – Джейн Догерти пишет
Три способа сказать одно и то же стихотворение. Или есть только один путь, а остальные грани, тени, которые он отбрасывает?
1.
Мир изменился, все лето прошло;
Летели ласточки, превратившие небо в океан,
Превратившие ветер в волны длиной летних дней,
И с поворотным ветром, как сухие листья.
Под этим небом узловатых ветров и сугробов
Из облаков мы стоим лицом на запад,
Купаться в огне заката, когда угасает лето,
И упокоить светлую половину года.
2.
Лето
ушли, ласточки прилетели
что превратили ветер в волны,
и с поворотным ветром, как сухие
листья сдуло.
Под этим небом,
узловатых ветров и сугробов облаков, мы стоим
, когда лето угасает
, чтобы отдохнуть.
3.
Ушедшее лето,
ласточек и их ветровые волны,
унесенных листьев в узловатом небе.
Поднимаем залитые солнцем лики
до наступления темноты.
Давно я не считал слоги, но это изображение навеяло такие воспоминания, я попробовал. Синквейн в виде бабочки для фотосессии Коллин Чесебро.
Ребенок,
бабочка, я
шел по заброшенной
тропе, медленно отвоеванной зеленым
природа
как осторожное ползание ребенка, голова
поднята до листа и птицы,
медленный, как вода
текущий.
Опубликовано Рубрики Поэзия, Без рубрикиТеги синквейн бабочка, Коллин Чезебро, стихотворение23 Комментарии к #Tanka вторник: ДетствоДля вызова Коллин я нашел синквейн бабочки к картине (Франца Марка), которую я нашел вчера.
Рыжая собака
в одиночку, часы
никто не проходит по переулку,
не открывается дверь, не приветливый голос
звонит, рука
протянута в нежном жесте.
Дни проходят в скуке по
бесполезным гончим — цепи
погремушкам.
Опубликовано Рубрики Поэзия, Без рубрикиТеги бабочка синквейн, Коллин Чезебро, стихотворение42 Комментарии к записи #Танка вторник: Между сезонамиКомфорт
падения в лунных лучах,
солнечные блики на воде,
в кто кто ночных сов,
спрашивая.
Со вздохом тонет в колодце
истертые стулья, заливает глаза
старой собаки
огнем.
Второй синквейн-бабочка. На этот раз я должен был использовать оба слова для вызова Коллин, но я забыл использовать синонимы. Третья попытка ниже.
Ветхие
деревья возрождаются, лопаются
в цветущем бело-розовом цвете,
листает развернутые зеленые флаги,
машет.
Благополучие падает в золотом солнце,
в ярком серебряном брызге дождя
и сладкой песне черного дрозда
.
Опубликовано Рубрики Поэзия, Без рубрикиМетки бабочка синквейн, поэма17 Комментарии к Танке вторник: Поношенные утешения
Есть
утешение во
тьме, когда прилив
мир бодрствует заменил
с заботами,
когда только звезды могут видеть, слишком далеко,
слишком высоко, чтобы заботиться, занят
освещение барсука
путь домой.
Для еженедельного испытания Коллин.
Опубликовано Рубрики Поэзия, Без рубрикиТеги синквейн бабочка, Коллин Чесебро, стихотворение, вызов поэзии40 комментариев на #Tanka вторник: комфортДля вызова Коллин, «Обретение ясности».
Ирисы Моне.
Cloudy
The Spring Waters
Стирать с полей
турбулентный турбулентный пухлый грип
плавание.
Опубликовано Рубрики Поэзия, Без рубрикиТеги синквейн бабочки, Коллин Чесебро, стихотворение, вызов поэзии32 Комментарии к записи Мутные водыСинквейн бабочки для вызова Коллин, в ответ на фото Риту.
Дом
обращает на себя внимание
, светится как
High Mass — купается в святости, страхе,
чего?
Толпа любопытных жуликов,
мотыльков до свечки, мы
слушаем
сирены.
Опубликовано Рубрики Поэзия, Без рубрикиТеги бабочка синквейн, Коллин Чесебро, стихотворение21 Комментарии к мотылькамДля еженедельного испытания Коллин.
Большая собака
с большим носом и
большими ушами, выглядящая старше,
несколько седых волосков, все еще гибкая и резвая,
но в наши дни достаточно четырех
кругов поля
90. Быстрые ноги, мимолетные
лет, одной жизни недостаточно
.
Опубликовано Рубрики Поэзия, Без рубрикиМетки бабочка синквейн, Коллин Чезебро, стихотворение34 Комментарии к FinbarДля конкурса Коллин «Танка вторник» — синквейн-бабочка.
Камень упал на
в гонке на месте
и Rifples, разбив
Отражения неба на
Sunbeams,
ВЕЛЕРТЫ ВЕЛЕРЫ ВЕЛЕРЫ ДОМА. ,
кругов.
Опубликовано Рубрики Поэзия, Без рубрикиМетки бабочка синквейн, поэма, Танка вторник вызов18 комментариев к CirclesСинквейн-бабочка для фото-подсказки Коллин.
Фото © 2019 Уиллоу Уиллерс
Показана,
ее обещания,
ее история, предложенная в
открытые руки, обнаженные, неизгладимые
напечатанные.
Его руки — неисписанная страница,
тайна. Он улыбается, читает, берет —
ее история
теперь его.
Опубликовано Рубрики Поэзия, Без рубрикиМетки бабочка синквейн, Танка Коллин вторник, фото подсказка16 комментариев к записи давать и братьсмешанного использования — Блог — The Matthews Beacon, LLC
Когда 25-летняя Джессика Морено из парка мобильных домов Oak Haven (недалеко от Мэтьюс-Минт Хилл-роуд и шоссе 74) увидела знак изменения зонирования у входа в парк в прошлом году, ее худшее опасения (на фоне циркулирующих слухов) подтвердились. Предыдущие владельцы планировали продать участок площадью 30,26 акра; 25 другим семьям-резидентам теперь нужно будет переехать.
Однако у этой группы людей (которые могли претендовать только на доступное жилье) было мало вариантов.
Для большинства жителей, которые владели своими домами, но арендовали землю, в округе Мекленбург не было свободных мест для передвижных домов; многие семьи не могли обеспечить продажу или позволить себе переехать в другие районы. Что еще более важно, Мэтьюз был городом, который они любили — местом, которое, по их словам, обладало обаянием, хорошими школами, безопасными районами и доступной арендной платой.
Джессика, ее мать и сестра пережили тяжелые времена. До того, как жить в парке, они пережили лишение права аренды, несколько мошенничеств (и потерю денег) и упущенные возможности из-за внешних факторов, не зависящих от них.
Когда мать Джессики, Мария Долорес Гомес, нашла Парк, они были в восторге. Трудолюбивая женщина, годами работавшая на складе в ночную смену, Мария быстро потратила 20 000 долларов — все сбережения своей жизни — на передвижной дом и часть парка. Они обретут стабильность и место, которое действительно смогут назвать домом. Джессика назвала его «необработанным бриллиантом». Это было семь лет назад.
Это было сейчас.
Итак, Джессика и ее мать отправляются в путешествие, чтобы найти доступные варианты. Мать начала стучать в двери. Она организовала домохозяек из парка и отправилась на миссию, чтобы найти помощь и юридическую консультацию. Группа оказалась в Латиноамериканской коалиции в Шарлотте, которая в тот день была закрыта. Стоя у здания, мужчина, уехавший на велосипеде, заметил их бедствие. Он подошел к ним и спросил, каково их положение. Затем этот мужчина направил их к своему соседу по комнате, общественному организатору и директору офиса в Шарлотте в Северной Каролине Гектору Ваке, который позже поговорил с женщинами и согласился помочь.
Входит Джессика.
Окончив школу Индепенденс, имея тесные связи с Минт Хилл, она работала полный рабочий день в сфере развития бизнеса в местной компании по ликвидации последствий стихийных бедствий. По ее словам, ее жизнь включала работу с 9 до 5, посещение церкви и работу в клубе Mint Hill Lions. Теперь она боролась за свою жизнь непривычным для себя способом. Это была ссора, которая, как она выразилась, «стала очень личной».
Гектор приехал в район и помог группе организовать кампанию (первоначально известную как #SaveOakHaven, позже известную как «Инициатива доступного жилья Oak Haven»). Он помогал им обращаться к средствам массовой информации, выступая на собраниях по зонированию и закладывая основу для привлечения внимания общественности.
В конце концов, он помог получить 8000 долларов от Bainbridge Communities Acquisition для каждой семьи на расходы по переселению — план переселения, как это называлось — часть необходимых шагов для одобрения городом изменения зонирования.
После победы в поселении Джессика преобразилась. «Я не осознавала, какой силой обладали люди, когда они держались вместе и организовывались», — сказала она. «Чтобы было ясно, мы не выиграли этот бой. Когда мы формировали нашу кампанию, нашей целью №1 было сохранить Oak Haven открытым. Мы потеряли наш дом и сообщество, но эта маленькая победа зажгла во мне огонь, который будет продолжать гореть с помощью Action NC».
Опыт и знание того, что это может случиться с другими сообществами, заставили г-жу Морено узнать обо всем, что касается парков мобильных домов и кооперативов. За это время она проводила все больше и больше времени в Action NC и начала посещать собрания их отделения по правам иммигрантов, Lideres en Accion.
«Я бы… приняла участие в семинарах и начала встречаться с членами городского совета Шарлотты», — сказала она. «Я понял, что пришло время перемен в моей жизни. Мне предложили подать заявку на вакансию в Action NC (в конце) 2017 года». Она начала работать там в апреле 2018 года.
«Я верю, что все происходит не просто так. Я знаю, что меня поместили сюда божественным образом, и я испытал то, что испытал, по уважительной причине. Теперь я помогаю жителям других районов организоваться и бороться за то, что правильно».
В этом году она работала с другими жильцами вокруг Шарлотты и сформировала отделение правосудия для жильцов, члены которого сосредоточатся на том, чтобы люди знали свои права и получали поддержку для организации. В следующем году она сосредоточится на иммиграционной реформе и борьбе с нападениями на иммигрантов на местном уровне.
«Мой опыт наполняет меня надеждой и любовью к окружающим меня людям», — сказала Джессика. «Я знаю, что жилье — это серьезная проблема. Я знаю, что становится все труднее, поскольку округ Мекленбург продолжает ежедневно расти, а также строятся все более красивые дома и жилые комплексы».
«Проблема в том, что, как и в моем случае, разработка обошлась очень дорого. Мое сообщество заплатило цену, которая намного превышает стоимость зданий, которые будут построены там, где мы когда-то существовали… Цена, которую мы заплатили, — кровью. Триста пятьдесят квартир будут построены для 26 трудолюбивых семей и пожилых людей. Наша кровь – его основа».
Сегодня Джессика живет в 45 минутах езды, в Гастонии. «Наш дом было некуда переносить, — сказала она. «В итоге я подарил свой дом в Мэтьюсе соседу, который смог перевезти его и жить в нем». Другие жители переехали в Гастонию, Монро, Индиан Трейл, Вингейт, Конкорд. Остальные – почти все остальные – сдаются в аренду в Шарлотте.
«Я никогда не думала, что покину Мэтьюз при таких обстоятельствах», — сказала она. «Мне было больно из-за этого».
Однако ей повезло, что она вообще нашла вариант. «Там, где я нахожусь, у меня три овцы, две собаки и куры. Я смог купить землю в Гастонии с передвижным домом. Я знаю, что был благословлен. Но реальность того, что мне некуда идти, была очень реальной для меня. Я не смог найти ничего доступного в округе Мекленбург, как и мои соседи, кроме тех, кто покинул свои дома и потерял свои инвестиции».
В конце концов, ее слова горько-сладкие: «Я латиноамериканка. Я дочь иммигрантов из Мексики. Я женщина. Я доступное жилье. Если вы не поддерживаете ни одну из этих вещей, значит, вы не поддерживаете меня таким, какой я есть… и со мной все в порядке с этим или без него».
А для Джессики борьба только началась: «Борьба за то, чтобы разработчики, выборные должностные лица и друг друга несли ответственность в наших сообществах, продолжается. Борьба с нападениями на мигрантов продолжается. Борьба за права женщин продолжается. Борьба за права ЛГБТК продолжается. Борьба за права старшего поколения продолжается. Борьба за права арендаторов продолжается. Мы будем продолжать бороться за экологическую справедливость и привлекать к ответственности полицию…»
Июль 2010 г. – Musical Millliner
июль 2010 — Музыкальный модисткаОпубликовано автором Musical Milliner
Синквейн VI
Первый свет
Веки плотно сжаты
«Тебя здесь нет, если я не смотрю»
Ребенок говорит.
Бросить вызов
Желание заглянуть
За пределами паралича
Чтобы убедиться, есть ли необходимость
Стук
Объятья
Надежда, монстры бегут
Заменяется нежным солнцем
Благословлен всей теплой любовью вокруг меня
Боже.
Синквейн VII
Повечерие
Приходит. Серьезно подумай.
Измерь мою жизнь
Что сделано или не сделано?
Нас спрашивают.
Полезно
Возможно, бесполезно
Благотворительность важнее всего
Из всех выборов можно выбрать
Любить.
Любить
Когда больше всего бросают вызов
Счищает шлак
Который погребает красоту внутри
Ярко.
(c)GoshGusMusic(ascap)2010/фото (c)cjarc/Grace Cathedral
Опубликовано автором Musical Milliner
Изгибающийся туннель Джейкоба Штадтфельда(Дорогие друзья ~ Написание меланхоличного стихосложения похоже на прослушивание блюза; исследование темных мест ведет к Свету. Просто смиритесь с этим, хорошо? Я работаю над этой конкретной формой. Синквейн VI возьмет на себя контраст.Спасибо сыну за фото.)
Синквейн V
Полночь
Чернильные тени
Давит во мне боль
Пока не подчинюсь безумию
И заплачу.
Позже
Более темная тьма
Находит ночь внутри себя
Дальнейшие глубокие раны в моем животе
Я гнию.
С рассветом
Дневной шепот
Я прячусь за занавесками
Зловещее утро дразнит меня
Держись подальше.
(c)GoshGusMusic(ascap)2010
Опубликовано Автор: Musical Milliner · 4 комментария
Однажды рано утром, вернувшись с поручений, я вошел в просторную гостиную дома, вдохновленного Эйхлером, в который я только что переехал со своими сыновьями-подростками и угрюмым котом. Я нашел Стивена сидящим за обеденным столом и перебирающим коробки со старыми фотографиями. Оживленная беседа между моими сыновьями и дядей Стиви колебалась между историей английской Реформации, эпохи Просвещения и болтовней компьютерщиков. Я был рад запаху свежего кофе, доносящегося из кухни. Совершенно идеально. Стивен, такой задумчивый, знал, как я обрадуюсь такой простой доброте. Конечно, у этого человека есть свои грандиозные дела с хорошо прожаренными чашками чая, и это могло быть делом двух зайцев и всего остального.
Стивен, любящий дядя, мальчишки его обожают. Он вступил в эту роль с изяществом и любовью в то время, когда горе и утрата, гнев и разочарование, а также опыт покинутости переполняют нас так, что мы даже не можем себе представить. И вот он, со своим остроумием, жизнерадостностью и неутомимым обаянием, наполняет нашу жизнь светом. У мужчины идеальное время во всех отношениях. Он встретил меня такими объятиями. Я высокая женщина, и когда меня обнимает парень ростом шесть футов четыре дюйма, я чувствую себя девчонкой и почти миниатюрной. Нелегко объяснить, но те из вас, кто идет по пятам, поймут, что это редкий опыт. В этих длинных руках я на мгновение ощутил полную безопасность, что меня больше никогда не коснется никакой вред. Почему я так долго скрывал от него правду, когда он всегда был так готов помочь и всегда щедро делился своим временем и ресурсами? Моя семья снова смеялась после долгой засухи. Наслаждение приятной компанией после большой неудачи.
Внутри меня стыдно признать свою неудачу. Человек, которого я очень люблю, иммигрант из Глазго, любит объяснять, что одна из причин, по которой его привлекла Америка, заключалась в том, что он соблюдал этику, что в неудаче нет ничего постыдного. Что один из основных культурных контрактов заключается в том, что можно качнуться и промахнуться, и это нормально. Ты отряхиваешься, берешь биту и делаешь еще одну попытку. На самом деле неудача рассматривается как необходимая для успеха. Во многом я бы согласился. Как насчет неудачи или неудачи? Я могу различить несколько исключений, но в целом он на правильном пути. Но остается одна область, в которой неудача часто рассматривается как недостаток характера, — это неудача в браке.
Чем неудача отличается от неудачи? Я предложил эту идею мудрому другу. По его словам, неудача — это результат исчерпания всех возможных вариантов. Но неуспех или отсутствие успеха означает, что надежда на достижение цели жива. Да, я потерпел неудачу. Я застрял. Я ни здесь, ни там, но блуждаю в Махасунне этого чистилища. Я не знаю, кто я, кроме того, кем я становлюсь. Я забыл, как быть, и что я
Учимся быть…
Пока джентльмены перетасовывали фотографии, Стивен нашел одну, которая ему особенно понравилась, и спросил, может ли он оставить ее себе или получить копию. Его взяли в поездку, когда мужчинам-детям было восемь и двенадцать лет. На поваленном дереве, перекинутом через ласковый ручей, два сияющих лица улыбаются в камеру. «Почему именно этот?» Я спросил его. Он ответил, что в этих лицах он видел невинность до того, как грянул поток перемен. И он хотел, чтобы мальчики видели картину, когда придут к нему в гости, как напоминание о том, что они умели когда-то быть счастливыми и будут такими снова.
Мы выпили кофе и перекусили фруктами. Истории делились. Был дан небольшой совет. Такой восхитительный день. А потом я проснулась. (c)GoshGusMusic(ascap)2010
Опубликовано автором Musical Millliner · 1 комментарий
Наш местный физик и иногда приглашенный обозреватель Клод Плаймейт предлагает кое-что для размышлений нашим ленивым летним мозгам.
Нарушение симметрииВо вселенной, в которой мы живем, есть что-то очень странное, и доказательства этого буквально повсюду вокруг нас. Идите вперед, осмотритесь. Что ты видишь? Вещи. Везде вещи. Поначалу это может показаться не таким уж глубоким, пока вы не подумаете об условиях в очень ранней Вселенной. В мельчайшие доли секунды после Большого взрыва вся Вселенная сжалась в крошечный объем. Вся энергия Вселенной заключалась в этом крохотном пространстве. Температура была настолько экстремальной, что материя еще не могла существовать! Огромная плотность энергии заставит материал спонтанно появляться и исчезать. По мере расширения Вселенной энергия распределялась по большему объему, и температура падала. Материя и антиматерия начали конденсироваться, но почти сразу же аннигилировали.
Теперь нас учили, что материя и антиматерия абсолютно симметричны, различаясь только знаком некоторых их параметров, таких как заряд и спин. Казалось бы, поэтому они должны были производиться в равных количествах. Но, очевидно, это было не так. После того, как вся материя и антиматерия соединились и преобразовались обратно в энергию, осталось небольшое остаточное количество материи — все, что вы видите вокруг себя! Вся материя, которую мы видим сегодня, является результатом этого незначительного превышения производства материи над антиматерией. Судя по всему, наша Вселенная имеет небольшую склонность к материи, а не к антивеществу. Тот факт, что изначально было произведено больше материи, известен как нарушение симметрии. (В частности, CP-нарушение. «C» для сопряженного заряда и «P» для четности означает, что частицы являются зеркальными отражениями друг друга.)
Не совсем понятно, почему предпочтение отдается вещам, а не антивещам. Для физика было бы более приятно иметь красивую простую симметричную Вселенную, но без этого усложнения Вселенная была бы очень пресным местом, где не было бы материи, на которую можно было бы смотреть, или, если уж на то пошло, не было бы «вас», чтобы смотреть на нее. Кажется весьма глубоким, как идеально настроено нарушение CP, чтобы позволить существовать вселенной, которая так хорошо подходит для таких вещей, как мы. Многие могут увидеть в этом пример разумного замысла некоего всемогущего божества. Слишком легко прийти к такому выводу. Но должны ли такие кажущиеся замечательными совпадения требовать сверхъестественного? Некоторые могут возразить: «Что еще это может быть?» Вовсе нет, если предположить, что наша Вселенная не единственная, а только одна среди невообразимо огромной и разнообразной мультивселенной.