Методических разработок по ОРКСЭ «Уроки добротолюбия»
Классы: 1, 2, 3, 4
Тема: Добро и зло.
Цель урока: дать представление о нравственных понятиях «добро» и «зло», показать их противоположность.
Задачи урока:
- расширить представления о добре и зле, пробудить желание совершать добрые поступки;
- способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- воспитывать потребность к совершению добрых поступков и порицанию злых.
Технологии: ИКТ, ТРКМ
Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный.
Приемы: беседа, обсуждение, работа со справочной литературой,приемы технологии КРМ (синквейн, инсерт), драматизация (инсценировка сказки «Волк и белка»), игра «В мире сказок».
Планируемые результаты: понимание ценности доброты и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Ход урока
I. Организационный моментСоздание эмоционального настроя.
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое у нее настроение?
— Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе. Красная фишка — настроение отличное, желтая — хорошее, синяя — так себе.
И я тоже покажу вам свое настроение. (Показываю желтую фишку).
— Ребята, я вижу. Не у всех настроение в начале урока отличное. Но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
II. Актуализация знанийПовторение теоретических знаний.
— Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке?
1. Запишите слово в клеточки, заменяя им предложения.
Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
м | о | р | а | л | ь |
2. Назовите перечень моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
Молодцы! Мы повторили материал и можем продолжать наш урок дальше.
III. Подготовка к изучению нового материала 1. Слушаем музыку. (Звучит песенка кота Леопольда
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О добре)
- Какой антоним мы можем подобрать к слову добро? (Зло)
- Кто может назвать тему нашего урока?
2. Запишите тему урока в рабочей тетради. (Работа в тетради)
3. Инсценирование сказки «Белка и волк» Л.Н.Толстой (Подготовленные ученики)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.
Волк, вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Вывод: не делай зла, будь добрым. Как живется злым людям? Злость это плохое чувство. Нужно в себе и в других добро искать.
IV. Открытие новых знаний«Мозговой штурм»: «Добро — это…. »
1.А что такое добро? Как вы понимаете? Продолжите фразу. У вас на столах лежат листочки со словом «Добро — это……»
2. Давайте обратимся к словарю Ожегова С.И. и узнаем, что обозначает понятие «добро».
3. А как в учебнике дается определение понятию «добро» на стр.12? Запишите определение в тетрадь. (Добро — это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.)
4. «Чтение с пометами Инсерт»
Давайте обратимся к учебнику. Предлагаю вам выбрать из текста то, что является противоположностью добра и отметить знаком «+» («зло»)
Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? Злой человек может стать добрым? Легко ли быть добрым?
Стихотворение (читает подготовленный ученик)
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта — не пряник, не конфета
Доброте нужно учиться. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами.
V. Физминутка. Игра «Не ошибись, пожалуйста»Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово»
Встаньте, пожалуйста!VI. Работа в группах
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Посмотрите на друга.
Улыбнитесь ему. Улыбнитесь, пожалуйста.
Посмотрите на учителей, пожалуйста.
Улыбнитесь им, пожалуйста.
Садитесь, пожалуйста!
- 1-я группа. Составьте синквейн со словом «добро»
- 2-я группа. «Соберите пословицу» На столе разложены карточки с частями пословиц о добре! Дети выбирают необходимые карточки, собирают пословицу и объясняют ее смысл!
- 3-я группа. Составьте памятку «Как стать добрым человеком?»
Проверка. Молодцы!
VII. Игра «В мире сказок»Все вы любите сказки. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой.
Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный,Алёнушка, Змей Горыныч, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Баба Яга)
А что всегда происходит в сказках? (Добро побеждает зло.)
1. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Сказка «Цветик-семицветик» В.П.Катаева)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки («Айболит» К.И.Чуковский)
3. Героиня этой сказки очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. («Красная Шапочка» Ш.Перро)
4.Несмотря на свой рост в дюйм, она спасла ласточку. («Дюймовочка» Г.Андерсен)
Вот такие добрые дела совершали герои сказок, а теперь вы расскажите о своих добрых поступках
VIII. Творческое задание. «Дерево Добрых Дел»Перед вами Дерево Добрых дел, которое поможет вспомнить, какие добрые дела совершили вы в своей жизни. Вспомните и расскажите, пожалуйста, о своих добрых делах. В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вы назовёте. (Ученики выходят по одному и крепят сердечко-плод на «Дерево Добрых дел»). Каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) Дерево Добрых Дел у себя дома и время от времени добавлять к нему новые сердечки — плоды.
Стихотворение (читает подготовленный ученик)
IX. РефлексияДоброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Если доброта, как солнце свети
Радуются взрослые и дети.
Есть солнце большое — оно на небе. А есть маленькое солнце — оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек — тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее.
Пофантазируем:
Какие чудеса могут произойти в нашей школе? В нашем мире, если все вокруг будут добрыми. (Дети по цепочки отвечают) — А от кого это зависит?
Добрый человек всегда идет только дорогой Добра. Кто тоже хочет выбрать в жизни только эту дорогу?
X. ИтогНу что, ребята, покажем наше настроение снова? (ученики показывают фишки) Молодцы! Всего вам доброго!
Звучит музыка, учащиеся исполняют танец «Добрый жук»
Список литературы
- Данилюк А.Я. Основы светской этики 4-5 классы: учебник для образовательных учреждений. — 63 с.
- Смирнова М.В. 2500 скороговорок: СПБ. Нева, Олма, 2002. — 246 с.
- Толстой Л.Н. Рассказы и сказки. — М: Азбука-Аттикус, 2011. — 215 с.
Rus dili — 6
6. | Укажите пословицу, которая отражает основную мысль текста. |
1) Добро тогда будет добро, когда люди похвалят. 2) От доброго не бегай, а худого не делай. 3) Добро не умрёт, а зло пропадёт. 4) Человек красен не словами, а добрыми делами. 5) Добро не лихо – бродит тихо.
7. | Составьте синквейн со словом добро. |
Лексическая работа |
8. | Дайте толкование слова проезжий. Составьте и запишите два предложения, в ко- торых слово проезжий употреблялось бы в одном случае как существительное, а в другом – как прилагательное. |
9. | Определите, какое из слов не является многозначным. Составьте словосочета- ния с разными значениями многозначных слов и подберите к ним антонимы. |
А) длинный | В) жаркий | С) обыкновенный |
D) глубокий | E) сухой |
10. | Найдите в тексте предложение, в котором есть синонимы, и выпишите его. |
Письмо |
11. | Какая черта характера в человеке для вас кажется главной? Выразите свои мыс- ли в эссе. |
§ 28. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ
1. | Вспомните, что такое имя существительное, каково его общее значение, морфо- логические признаки и синтаксическая роль. Сформулируйте правило и сверьте свой ответ с теоретическим материалом, данным ниже. |
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные имеют постоянные и непостоянные морфологические при- знаки.