Технология синквейн | Статья на тему:
Синквейн — новая технология в развитии речи дошкольников
Работая с детьми дошкольного возраста , я искала такие методы и приемы работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников. Мышление, как и другие качества ума, можно развивать. Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Эта технология не требует особых условий для использования и в отличие от составления рассказа, нужно меньше времени, но синквейн имеет более жёсткие рамки по форме изложения,
Синквейн — слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии основан на подсчёте слогов в каждом стихе. В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
— открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
— гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;
— способствует обогащению и актуализации словаря;
— является диагностическим инструментом;
— носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
— используется для закрепления изученной темы;
— является игровым приемом;
Правила составления синквейна:
В первой строке –находится сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. Это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
Четвертая строка – это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. показывающая отношение к теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов. С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов,
Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним. Вместо одного, может быть и два слова. Другие части речиприменять тоже разрешается.
Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях,. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:
- к одному слову-предмету по лексической теме
- к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.
- составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
- коррекция и совершенствование готового синквейна анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.
Пример синквейна:
Медведь.
Бурый, белый.
Спит, рычит, бежит.
Большой опасный хищник.
Зверь.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении;
- значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность;
- совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.
Дошкольник.ruПедагогамПраздникиРукоделиеДошкольник.руДошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. СервисыРазмещаем статьи
|
| Журнал«Дошкольник.РФ» | ||||||||||
My Cinquains for Science class
My Cinquains for Science class — Science, TechnologyScience, Technology
My Cinquains for Science class
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Написание стихотворения Синквейн Рабочий лист
PDF | 2 страницы | Годы: 3 — 6
2-страничный рабочий лист, который учащиеся могут использовать при обучении написанию стихотворения синквейн.
Используйте этот учебный ресурс при изучении поэзии в классе.
Этот рабочий лист был разработан, чтобы познакомить учащихся с целью, структурой и языковыми особенностями стихов синквейн.
Он также включает подставку для письма, которую ученики могут использовать при написании собственного стихотворения синквейна.
учебные материалы
Научитесь читать короткую E — Daily Phonics для детей
Погрузите своих учеников в изучение короткого гласного звука «е» с помощью этой обширной серии фонетических упражнений.
1 страница Год: Фучебные материалы
Подсчет слогов — сортировка
Спасите птенцов, хлопая в ладоши и считая слоги в словах с помощью этого задания по сортировке слогов.
7 страниц Годы: 1 — 2учебные материалы
Рифмованные снеговики — задание на совпадение
Принесите немного снега в класс с помощью зимней игры со словами для первоклассников.
11 страниц Годы: Ф — 1учебные материалы
Список слов для изучения — гласные, контролируемые R
Знакомьтесь и изучайте слова, содержащие гласные, контролируемые r, с помощью этого обширного списка слов.
1 страница Годы: 1 — 2учебный ресурс
Список для изучения слов — Y как гласная
Знакомьтесь и изучайте слова, содержащие букву «у», образующую гласный звук, с помощью этого обширного списка слов.
1 страница Годы: 1 — 2учебные материалы
Список слов для изучения — долгие гласные
Знакомьтесь и изучайте слова, содержащие графемы, производящие долгие гласные звуки, с помощью этого обширного списка слов.