Л.Х. Подолян | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]преподаватель Приднестровского государственного
университета им. Т.Г. Шевченко
E-mail: [email protected]
В статье обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» в развитии речи студентов учреждения среднего профессионального образования.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся способность к саморазвитию и самосовершенствованию и обеспечивающее формированию такой ключевой компетенции, как умение учиться. Для достижения положительных результатов своей деятельности преподавателю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Одним из эффективных и интересных методов, позволяющий активировать познавательную деятельность студентов и способствующий развитию речи, является работа над получением нерифмованного стихотворения, синквейна.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы — американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. [1: с. 10]
Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему информационному полю [2: с. 224].
Актуальность и целесообразность использования технологии «синквейн» объясняется многими факторами, а именно: открываются новые творческие интеллектуальные возможности; гармонично вписывается в работу по развитию коммуникативной компетенции; способствует обогащению и актуализации словаря; является инструментом диагностики; носит характер комплексного воздействия, то есть развивает речь, память, внимание, а также мышление; используется для усвоения изученной темы; является приемом игры.
Синквейн есть пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат [3: с.
105]. В начале двадцатого века этот же вид поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности хокку и танка.Правила написания синквейна: 1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное; 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна; 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; 5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова.
Цель применения синквейна на учебных занятиях – добиться более глубокого осмысления темы. Использовать синквейн на занятиях по литературе можно на разных его этапах.
- Синквейн как средство актуализации прежних знаний.
Вместо того чтобы начать занятие с традиционных вопросов: «Что такое…?», «Как называется произведение…?», «Кто автор?», «Какие бывают…», «Давайте вспомним…» и т.п., — можно предложить составить синквейн с тем ключевым словом, которое актуализирует изученный ранее материал.
Например, приступая к изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», предлагаю составить синквейн со словом преступление.
Преступление,
Ужасное, страшное,
Убивать, бояться, сомневаться.
«Ужасно высоко себя ценит».
Убийство
Можно поступить и по-другому, использовать синквейн-загадку. Предложить можно свой синквейн без первой строки, а учащиеся отгадывают, определяя тему занятия. Синквейн-загадка, составленный преподавателем, может сыграть и у приема прогнозирования, который используется перед чтением художественного текста с целью предвосхищения темы и содержания текста. Наример, на занятии по изучению романа-эпопеи «Война и мир», преподаватель предлагает угадать жанр произведения:
Война и мир.
Легендарная, извеcтная.
Воплощает, описывает, определяет.
Вызывает сильные эмоции.
….. .
- Синквейн как средство проверки первичного восприятия текста и обмена впечатлениями.
Например, после чтения стихотворения С.А. Есенина «Письмо женщине» учащимся предлагается составить синквейн о главной героине произведения:
Письмо.
Доброе, нежное.
Греет. Ласкает. Любит.
Как мне не хватает вас.
Муза.
Обсуждение составленных студентами синквейнов, в которых они выражают свое отношение к герою (героине), может стать отправной точкой в совместном анализе текста, в центре которого будет нравственная сущность стихотворения и освоение учащимися духовно-нравственных ценностей.
- Синквейн как средство обобщения изученного материала, как средство саморефлексии.
На любом занятии изучения нового материала при подведении итога студентам предлагается составить синквейны с новым понятием, с которым они познакомились.
Для учащегося это возможность письменного высказывания о собственном понимании, для преподавателя – возможность установить обратную связь и увидеть, какие признаки нового понятия оказались наиболее значимыми.На занятии по литературе при организации вторичного синтеза также уместен синквейн, который дает возможность высказаться о собственном понимании (интерпретации) художественнго произведения. Например, при обобщении темы родины в лирике С. Есенина, студентам было предложено составить синквейны со словом «Родина»:
Родина.
Красивая, родная.
Любить, заботиться, охранять.
Родина у всех одна.
Дом.
Составленные студентами синквейны свидетельствуют о преобладании патриотической направленности выбираемой лексики: лидируют слова отечество, родной край, отчизна. Можно дать готовый синквейн с пропущенными словами, а учащиеся его скорректируют.
Родина.
……, великая.
Восхвалять, защищать, ……. .
Береги землю родимую, как мать любимую.
……… .
Примечательно, что в таких синквейнах используемая лексика весьма разнообразна. У данного приема очень хорошие возможности для обогащения и активизации словаря учащихся, следовательно, и для речевого развития.
- Синквейн как средство характеристики литературных героев.
Из опыта работы выявлено, что учащиеся испытывают затруднения в характеристике образа героя, связанные с недостатком в их словаре соответствующей лексики, непониманием мотивов его поступков, склонностью воспринимать героя статично, неумением видеть отношение автора к герою. И здесь вновь может помочь синквейн.
Например, при работе с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно предложить учащимся составить два синквейна со словами сон и город.
- Город.
Пыльный, омерзительный.
Воняет, спешит, раздражает.
«Всюду стояла летняя пыль и вонь, знакомые каждому петербуржцу».
Сумасшествие.
- Сон.
Страшный, болезненный.
Показывает, наводит, излагает.
Показывает жестокую действительность.
Осознание.
Использование синквейна помогает отойти от стереотипа проведения занятий по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» [1: с. 16]
- Синквейн как средство организации группового взаимодействия.
В новом стандарте групповая работа учащихся на занятие выделена как базовая форма образовательной деятельности для формирования коммуникативных УУД. Как может помочь в ее организации синквейн? В данном случае студенты вначале составляют индивидуальные синквейны (например, про главного героя), а затем в группе зачитывают все тексты, обсуждаются достоинства каждого и вместе составляется синквейн, куда включаются самые удачные строчки из индивидуальных. Затем каждая группа предъявляет свой текст, преподаватель комментирует, обращая внимание на сильные (оригинальность, точность, правильность, разнообразие слов) и слабые стороны (несоблюдение правил составления, повторы слов, неточное употребление слова и другие речевые ошибки).
Таким образом, у приема «синквейн», с учетом разных вариантов использования, богатый образовательный и воспитательный потенциал. В нем органично сочетаются творчество студента, его личностна самостоятельное письменное речевое оформление. Важно, что синквейн носит характер комплексного воздействия, так как он развивает не только коммуникативную сторону студента, но и высшие психические функции. Помимо этого, он является неиссякаемым источником для творчества учащихся.
Литература
- Муштавинская, И. В. Технология развития критического на уроке и в системе подготовки учителя / учеб. метод. пособие. – СПб.: КАРО; Санкт-Петербург, 2009. – 148 с.
- Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: для учителей общеобразов. учрежд. – М.: Просвещение. – 2011. – 223 с.
- Баннов, А.М. Синквейн. Учимся думать вместе. – М.: ИНТУИТ. РУ, 2007. – 136 с.
http://izvestia-ippo.ru/l-kh-podolyan-ispolzovanie-tekhnologii/
Мастер-класс «Синквейн на уроках физики»
Цель:
Задачи:
- познакомить коллег с приёмом технологии критического мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности;
- организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
- привлечь педагогов города к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.
Рубцова Л.Г.
Уже много лет проработав в школе, мы не перестаём восхищаться людьми, которые ведут постоянные методические поиски. Поэтому всегда с удовольствием посещаем открытые мероприятия, организованные нашими коллегами, в надежде узнать что-то новое для себя, в очередной раз встретиться с людьми творческими, энергичными, неуёмными в хорошем смысле этого слова, устраиваем встречи с целью поделиться опытом и сами. Своеобразным эпиграфом к нашей встрече мы выбрали слова поэта Валерия Брюсова: «Если можешь, иди вперёд века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века».
Хочется начать с того, что многое в работе педагога зависит от того, как он построит взаимоотношения с коллегами. Даже самый образованный, начитанный, эрудированный учитель не может и не должен работать в одиночку. Самые неожиданные и плодотворные идеи рождаются именно при постоянном сотрудничестве разных, не похожих друг на друга людей. Мы очень активно работаем в параллели не первый год, благо собрались вместе разные учителя-предметники: математик, физик, филолог. Кстати сказать, в прошлом выпуске с нами ещё работали историк и учитель иностранного языка. Начиная с пятого класса, мы часто проводим для ребят интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр дети выбрали для себя такой девиз: «Ни дня без радости открытий!» Очень бы хотелось, чтобы вы тоже сделали для себя сегодня маленькое, но открытие.
Впервые с понятием «синквейн» я столкнулась в 2006 году, прочитав в методической газете «Литература. Первое сентября» об использовании синквейна на уроках литературы.
Что же такое синквейн?
Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, «бабочка», корона и даже гирлянда синквейнов.
Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.
Дидактический синквейн
- 1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- 2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- 3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
- 4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- 5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Изучить этот приём работы с текстом можно на уроках литературы, русского языка, риторики, а использовать можно на всех предметах и во внеклассной работе. Что мы и сделали в 2006 году. При подготовке к выпускному вечеру, школьники создали на уроках информатики мультимедийную энциклопедию «От А до Э». Каждому выпускнику была посвящена отдельная страничка. И одним из элементов на страничке был синквейн, составленный одноклассником. Многие из присутствующих являются классными руководителями и, прежде чем использовать этот приём на уроке, можно «испытать» его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат.
В прошлом году на факультативе по литературе мы с сегодняшними восьмиклассниками рассмотрели этот методический приём, на классном часе ребята составили синквейны о себе и о своём лучшем друге.
Пахыч.
Добрый, отзывчивый.
Учусь, живу, радуюсь.
Всегда помогу в беде.
Скромняга.
Чистоколов Павел, 7ВСашка.
Энергичная, жизнерадостная.
Всегда помогает, понимает, поддерживает.
Чувство локтя!
Подружка.
Караваева Ксения, 7А
Как вы думаете, при работе над каким текстом ребята испытывают наибольшие затруднения? Конечно, над первым. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – это важное умение. Поэтому мы сейчас предлагаем вам очутиться в роли учеников и составить синквейн о себе или о своём коллеге. Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут, но мы сократим его до 3-4.
В своей работе учителя-словесника я использую этот метод развития образной речи нечасто. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать себя успешными. С одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой – я-то понимаю, что настоящая литература есть что-то живорождённое, а тексты, составленные по определённой методике, таковыми всё-таки не являются. Созданные образы являются навязанными определённой технологией.
Это вовсе не значит, что следует отказаться от данного вида работы. Данный метод представляется нам удачным на уроках физики, биологии, географии и т. д. Передаю слово учителю физики Абрамовой О.А.
Абрамова О.А.
Уже второй год я использую этот приём технологии развития критического мышления на уроках физики в среднем звене. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.
В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.
Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.
С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.
Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?
Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.
Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика—наука о природе.
Законы.
Чикинов Илья, 7А
Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями ( а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.
Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.
Изотова Римма, Семенов Илья, 8В
В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия «Манометр»), так и при изучении достаточно объёмного материала. Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.
Манометр.
Жидкостный, металлический.
Измеряет, уточняет, работает.
Служит для измерения давления.
Прибор.
Тихонова Анна, 7ВЗакон сохранения и превращения энергии.
Нужный, полезный.
Превращается, сохраняется, не изменяется.
Энергия превращается из одного вида в другой.
Один из основных законов природы.
Изотова Римма, 8ВТемпература.
Измеряемая, зависимая.
Повышается, понижается – изменяется.
Степень нагретости тела.
Величина.
Козлов Александр, 8А
В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.
Давайте попробуем стать учениками 8 класса и составить синквейн по такому понятию, как «сила».
Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.
(Двигатель внутреннего сгорания).
Распространенный, тепловой.
Впускает, сжимает, работает, выпускает.
Превращает внутреннюю энергию в механическую.
Машина.(Тепловое движение).|
Беспорядочное, изменяемое.
Колеблются, движутся, ускоряются.
Температура зависит от скорости.
Движение молекул.
Согласитесь, что использование этого приёма на уроках физики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеемся, что открытие сегодня сделал и каждый из вас. Желаем вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!
Cinquain Poetry — Etsy Turkey
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 17 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )Короткие стихотворения синквейн — Примеры
Короткие стихотворения синквейн. Ниже приведены примеры самых популярных коротких стихотворений синквейн поэтов PoetrySoup. Найдите короткую поэтическую форму синквейна по длине стихотворения и ключевому слову.
Жаждущий
Рвение Настолько сильным Прочный, как сталь Для вас...© Ahmed Rashwan   Категории: тоска, любовь,Подробнее
Форма: Синквейн
Тоска
Тоска Рука об руку Солнце, песок и море С вами...© Ahmed Rashwan   Категории: тоска, любовь,Подробнее
Форма: Синквейн
Синквейн Четырнадцать
Потеряно под ворсом бюрократизма надеюсь, я буду найдено...© Richard Lamoureux   Категории: символика,Подробнее
Форма: Синквейн
ИЗОБРАЖЕНИЙ
Показать не говори- мантра синквейна стих.. ..© Brian Strand   Категории: синквейн, по письму и слову,Подробнее
Форма: Эпиграмма
Синквейн девять
Сомнение Следуй за мной пока я иду я задаюсь вопросом почему ...© Richard Lamoureux   Категории: самоанализ,Подробнее
Форма: Синквейн
Тоска
Тоска Океаны высыхают Как мое сердце для тебя© Ahmed Rashwan   Категории: тоска, любовь,Подробнее
Форма: Синквейн
СИНКВЕН дидактический
Показывать не говори- мантра синквейна стих....© Brian Strand   Категории: синквейн, поэзия, учитель,Подробнее
Форма: Дидактический
половик
Оправдания Нет мужества Держи свои обещания, чувак; Любовь . ..© Bhavna Khemlani   Категории: изменение, характер, конфликт, мужество, эмоции, чувства, свобода,Подробнее
Форма: Синквейн
Доброта
Роскошь Трудно найти Всегда получали никогда не давали Дальний...© Melissa De Vos   Категории: Ницца,Подробнее
Форма: Синквейн
Ловит рыбу
Тростниковый столб пробка тонет позволить ему разгуляться "Рыба!"...© Christy Hardy   Категории: жизнь,Подробнее
Форма: Синквейн
извинения
Извинения Очень много вновь и вновь Я не верю тебе слово...© Christy Hardy   Категории: путаница, жизнь, извините,Подробнее
Форма: Синквейн
Мечта (стихотворение синквейна)
Прекрасный глаза, которые я вижу остается загадкой только в мечтах. ...© Bakari Wright   Категории: тайна,Подробнее
Форма: Синквейн
вчера
вчера оставил пустым все что я хочу больше, чем у меня было затем...© Jo Bien   Категории: самоанализПодробнее
Форма: Синквейн
Синквейн 10
Грязный грязные очки должен быть очищен Так что я вижу Ясно...© Richard Lamoureux   Категории: как я себя чувствую,Подробнее
Форма: Синквейн
Синквейн Одиннадцать
Досягаемость глубоко внутри найти себя ждать там, чтобы схватить держать ...© Richard Lamoureux   Категории: самоанализ,Подробнее
Форма: Синквейн
Слова «Современный синквейн»
слов Твой голос Звуки исходят Рад слышать Речь. ..© Кэрол Саншайн Браун   Категории: счастье, жизнь,Подробнее
Форма: Синквейн
Называется
Звонил Отделить О усталое сердце ты радуешься в Нем Следите за...© Christopher Steven Coan   Категории:Подробнее
Форма: Синквейн
Листья
листов Начало смены цвета Наслаждаясь пейзажем....© Darlene De Beaulieu   Категории: цвет, времена года,Подробнее
Форма: Синквейн
ЛЮБОВЬ
Любовь Нашел меня Потеря моего свечения И вернул меня Aglow....© Ewuola Michael   Категории: изменение, милая любовь, счастливый, сердце,Подробнее
Форма: Синквейн
МОНОКУ ЭКФРАСИС 35
Уильям Сутар- прочная слава с американским синквейном. ..© Brian Strand   Категории: синквейн, люди, поэзия,Подробнее
Форма: Экфрасис
СТИХ СВОБОДНЫЙ грамотный
тусклый сырой Декабрьский день- депрессия опустошения спускается...© Brian Strand   Категории: поэзия, игра слов,Подробнее
Форма: Синквейн
Мороз
Мороз мягкий лед медленно замерзающая вода ледяной и ошеломляющий лед...© Malcolm Dyer   Категории: искусство, природа, письмо и слово,Подробнее
Форма: Синквейн
ИРОНИЯ
ИРОНИЯ Эпическая ирония. Эпик — это ирония. Ирония эпическая. Ирония....© Jaylyne Doramus   Категории: искусство, путаница, воображение, вдохновение,Подробнее
Форма: Синквейн
Иегова
Иегова Господь Бог Любить, Спасать, Судить Он любит нас / Иисус Боже.