Синтонный это: Еще раз о синтонности — Дневник психиатра №02-04 2017

Содержание

Еще раз о синтонности — Дневник психиатра №02-04 2017

                                                                                                     



Подписаться на новые номера

Номера страниц в выпуске:8-9

Синтонность – это потребность эмоционального контакта с окружающими, т.е. потребность вчувствоваться в эмоции окружающих и поделиться с ними своими переживаниями.

Синтонность – это потребность эмоционального контакта с окружающими, т.е. потребность вчувствоваться в эмоции окружающих и поделиться с ними своими переживаниями.
Можно условно обозначить как гетерономную синтонность потребность (и способность) переживать чужое горе и радость. Гомономной можно назвать ту сторону синтонности, которая проявляется в потребности разделить с окружающими свое горе и радость. Можно назвать их экстравертированной и интравертированной.


Если выделить чистую синтонность (такой в реальности не бывает), то надо сказать, что это предельно искренняя и непосредственная потребность, не преследующая никаких «личных целей», при которых личность с ее интересами и потребностями противопоставляется окружающим: личные интересы удовлетворяются за счет окружающих, а интересы окружающих удовлетворяются за счет ограничений собственных, за счет уступок. Цели, интересы синтонной личности растворены в коллективных (конечно, без всякого осознания личных).
В противоположность эгоцентризму, синтонная личность не выделяет и не противопоставляет себя коллективу, а аморфно растворяется в нем (с тенденцией пчелы, муравья).
Синтонность универсальна. Для нее нет избранных партнеров, избранных условий, она действует со всеми, везде и всегда. Синтонным хорошо со всеми, и всем хорошо с синтонными. Они никому не мешают, и никто не мешает им.
В общем же все синтонные похожи друг на друга (и потому их не следует искать среди кречмеровских «королей и поэтов»).
Синтонность заложена в глубоких слоях личности и формирования переживаний. Она в лучшем случае интуитивна, а часто, может, и просто инстинктивна. Во всех случаях она неосознаваема. Ее пригодность, универсальность примитивны. С помощью синтонности достигаются несложные цели по замыслу, но требующие слаженности коллектива, его среднего уровня, конформизма, обеспечиваемого слитными усилиями.
Там, где появляется индивидуальное творчество, отступает синтонность.
Синтонность – больше экстравертированная и меньше интравертированная, всегда проявление активности и инициативы: форма и содержание контакта, предлагаемого партнерам, адекватны их личности и состоянию.
При интравертированной синтонности ее нужно отличать от пассивной доступности. Разница в том, что синтонный активно вносит свои переживания на отношение окружающих. Синтонный организует отношение окружающих. Пассивно доступный активности не проявляет. Он ждет, когда окружающие помогут ему организовать поддержку и контакт.
Само собой, что синтонность и доступность не полярны, а сходны и могут сопутствовать.
В общем, синтонность – это основная черта личности, определяющая ее способ поведения и отношений с окружающими (поскольку в обычных условиях отношения строятся на высказываниях, в поведении синтонного высказывания играют также первостепенную роль). Синтонность – это активность, определяющая форму и содержание поступков, в том числе и высказываний: с кем, когда, где, как, что.
Основное свойство синтонности – эмоциональная способность непосредственно чувствовать настроение окружающих (или единственного собеседника) и предложить активно ввести форму контакта, наиболее соответствующую данной ситуации. Если партнеров много, то найти объединяющие интересы и потребности, может быть, даже не осознаваемые партнерами. Лучше всего, если это всеобщие, хотя и примитивные потребности. Во всяком случае, их должно объединить подавляющее большинство окружающих.
Синтонными называют тех, кто в любой ситуации, при любом коллективе участников быстро, благодаря примитивно срабатывающим эмоционально-интуитивным связям, находит и предлагает подходящую форму контакта. В зависимости от однородности или разнообразия окружения синтонный находит более индивидуальные или более общие формы контакта.
Этот контакт всегда отражает меру близости и стиль взаимоотношений партнеров. Синтонность всегда тактична (с условием понимания тактичности партнером). Синтонный предлагает легкую, успокаивающую, не утомляющую, но тонизирующую (не любящие тонуса не реагируют на синтонность), не раздражающую и не затрудняющую, а, стало быть, располагающую к собеседнику форму контакта. Значит, форма контакта, предлагаемая синтонным в незнакомой большой среде, будет более общей, чем в беседе с глазу на глаз. В свою очередь, интимная беседа будет различной в зависимости от того, насколько хорошо знакомы собеседники. Синтонность не допустит, чтобы беседа с первым встречным протекала на том же уровне, что и с близким человеком.
Основная психологическая характеристика синтонной личности – подвижность аффектов без неустойчивости, мягкость эмоций без сентиментальности. Эмоции должны обеспечить резонанс с окружающим без утраты самостоятельности и растворения в чужих переживаниях. Бурные реакции, выходящие за пределы адекватности, не вызывают резонанса окружающих и не могут быть синтонными (гнев, радость и т.п.).
Произвольное внимание тоже должно быть в меру подвижным. Оно должно переключаться на вопрос возникающий, но быть достаточно прочным, чтобы удержаться на нем до тех пор, пока эмоциональные сигналы не потребуют передвижки. Отвлекаемость внимания, так же, как и ригидность его, препятствует синтонности.
Синтонная личность способна добиваться реализации принятых решений, но решения эти синтонны. Они не противопоставляются эмоциональному резонансу окружающих. Реализация проводится на основе синтонных реакций, без упрямства. Синтонная личность чувствует и может изменить, отступить от принятого решения, если реализация решения становится конфликтной (отчасти в этом играет роль и эмоциональная мягкость, противополагаемая жестокости и жесткости).
В общем, набор и палитра эмоций у синтонной личности достаточно богаты. Только благодаря оттенкам разнообразных интересов складывается диапазон, необходимый для приспособления и адекватных реакций.
Интеллектуального богатства не требуется, синтонность примитивна. Не нужно широкого кругозора. Синтонная личность обладает способностью охватить оттенки аффективных состояний окружающих, но ни для кого невозможно охватить мировой запас и фонд интеллектуальной информации.
В кругу специальных вопросов и проблем, интересующих профессионалов, синтонность не проявляется. Она проявляется в том, что в зависимости от ситуации синтонная личность или задает вопросы, или в иной форме, на имеющемся интеллектуальном уровне, подключается к партнеру (хотя синтонность научного сотрудника, даже не блещущего интеллектуальной оригинальностью, тоже полезна, и не только за счет трудолюбия, обычно сопутствующего синтонности; синтонные участники научного коллектива вносят свою синтонную эмоциональность, сглаживающую шероховатость самопогруженных или эгоцентрических ученых).

И все же интеллектуальная компонента тоже имеет значение, мышление должно быть достаточно подвижным, ассоциации должны быть не очень сложными, чтобы быть доступными большинству окружающих. Резонерство, вязкость, отвлекаемость мышления, делающие понимание его затруднительным, снижают уровень синтонности.

Список исп. литературыСкрыть список

9 августа 2017

Количество просмотров: 3966

Предыдущая статьяИнтервенционные программы против стигмы: эффективность и перспективы

Следующая статьяГендерные особенности терапии депрессий

Терапия духовной культурой и национальные характеры //Психологическая газета

О добре, зле и национальных характерах рассказывает Марк Евгеньевич Бурно — доктор медицинских наук, профессор, автор и основатель отечественного психотерапевтического метода школы «Терапия творческим самовыражением М.

Е. Бурно».

Дарвин природой своего психастенического характера [1, 4. с. 157–189] был предрасположен к глубинному естественно-научному неустанному обобщению происходящего в мире живой природы. Но сетовал на свои слабые способности к постижению иностранных языков, математики, на слабость «теоретического» мышления, памяти и многие другие «посредственные» свойства души. Тоже гениальный Линней, предрасположенный своей чувственно-аутистической природой к утончённо-красочной символической разборчивости в бескрайнем море растений (систематика), чуть не был изгнан из школы в сапожники за неуспеваемость [4, с. 143–156]. Нелюдимый, замкнуто-углублённый Ламарк, благодаря своему сильному, «каменному», припаданию к фактам и аутистически-своеобразному независимому толкованию их, не терпящему возражений, — совершил свои великие открытия. Провозгласил научно причину изменения животных и растений именно в переменах жизненных обстоятельств.

Благодарный ему Дарвин посчитал «самой большой своей ошибкой» то, что мало думал о влияниях среды. Но Ламарк так уверенно и фантастически неверно, опасно предсказывал, когда по какой погоде отплывать кораблям, убирать урожай и т.п., что Наполеон строго, прилюдно запретил ему, уже старику, издавать этот его ежегодник (Ламарк, 1935).

Подобных примеров много. Но вспоминаю всё это к тому, что подобная неравномерность способностей свойственна не только гениям, но всем людям. Пусть не так ярко. И ещё: природные способности и неспособности суть одновременно природные свойства характеров. Это нерасторжимо. Упражнениями, тренировкой можно кое-что поправить в характере, но только кое-что. Остаётся искать свои сильные врождённые свойства. Нередко эта сила оказывается силой самой слабости [3]. Убеждён, не имей Дарвин своих «посредственных» способностей, которых стыдился (как он писал в автобиографии), он бы не имел такой мощной, тоже врождённой, способности глубинно и постоянно обобщать происходившее в горячо любимой им природе.

«Всё проще, чем мы думаем, но гораздо взаимообусловленнее, чем мы в состоянии понять» (Гёте). Так, одни непривычные свойства характера подавляющего большинства душевно больных и обычных, душевно здоровых людей кажутся иным «неудобными», «недобрыми», «тяжёлыми», «неприятными», «скверными». Но они нередко неразлучны с добрыми, светлыми, творческими (тоже природными) свойствами души. Наша терапия творческим самовыражением (М.Е. Бурно) [2] — один из методов естественно-научной терапии духовной культурой, в котором специалист пытается помочь пациентам посредством психотерапевтического изучения характеров обнаружить сильное, доброе, творческое в себе самих и в других «слабых» людях, дабы быть сильным собою на своём пути в жизни, в человечестве.

О творчестве здесь упоминаю в широком смысле совершения именно своего, неповторимого, дела во имя добра, когда в душе присутствуют выстраданный смысл твоей жизни и светлое чувство самособойности. Вместе с трезвым пониманием, что нет плохих и хороших характеров (в том числе, национальных), если оставим в стороне людей врождённо нравственных и врождённо безнравственных. Врождённо предрасположенным ко злу может быть человек с любым характером. В этой терапии особенно нуждаются дефензивные пациенты — пациенты, переживающие свою неполноценность, несостоятельность в жизни.

Большинство здоровых людей (обычно с весьма скромно, по-здоровому, выраженными чертами характера) не отличается выраженной врождённой предрасположенностью ни к нравственности (добру), ни к безнравственности (злу). Переживания этих людей и их поступки существенно зависят от воспитания (семейного, школьного и другого).

Да, есть и всегда будут по законам Природы и Общества Добро и Зло, но нет добрых и злых характеров, как нет добрых и злых народов. Есть врождённое добро или зло и плоды доброго или недоброго воспитания.

Естественно-научная характерология помогает найти в душе человека из другого народа рядом со свойствами характера, иногда вызывающими некоторое внутреннее напряжение, — свойства благодатные, уравновешивающие возможное непривычно-неприятное кому-нибудь. Это смягчает порою ксенофобические переживания, способствует тому, чтобы человек не только мирился с «чужим» (не безнравственным), но и с пониманием уважал это «чужое». Уважал то не своё, если оно, в сущности, во имя Добра, но у тебя самого этого нет, у тебя зато есть своё добро. Напряжённая авторитарность в характере нередко неприятно напрягает многих ранимых людей. Но ведь без этой напряжённости нет справедливых организаторов, нет защитника-воина, который тебя же и защитит от Зла в трудный час. Синтонная тревожная мужская доброта-мягкость может быть не по душе иному воину, но она свойственна многим прекрасным врачам и раненый воин бывает ей благодарен.

Характеры имеют природные национальные особенности, которые по-своему окрашивают, освещают общечеловеческие особенности какого-то характера, какой-то души. Типичный француз не похож на типичного русского, а типичный армянин не похож на типичного азербайджанца. Да, есть иные, не характерологические, напряжённости между людьми одного народа и разными народами («богатые и бедные», религиозные, исторические противостояния). Всё тут сложно. Человек, чувствующий, понимающий общечеловеческое характерологическое в себе и в «чужом», способен даже, благодаря этому, пожалев, рискуя жизнью, спасти от смерти беспомощного, безопасного врага, характерологически похожего на его родственника.

Характерологические, национально-характерологические различия совсем немаловажны, они по-своему проникают в общественное. Обо всём этом, хочешь — не хочешь, приходится сегодняшнему «личностному» (не «техническому») психотерапевту говорить в психотерапевтических группах творческого самовыражения, потому что вопросы эти тревожат пациентов. Но говорить необходимо с чистой душой, нравственной ответственностью, на дороге Добра. Например, о том, что картине природного национального характера, в известной мере, отвечает и выбранная народом религия. Это естественно [3, с. 274–276].

Естественно-научное изучение характеров в нашем психотерапевтическом методе даёт возможность яснее, отчётливее усмотреть, уяснить себе общечеловеческие характеры. И, в том числе, с их национально-психологической окраской. Не просто замкнуто-углублённый (аутист, вариант аутиста), а замкнуто-углублённый русский, украинец, немец, татарин. Не просто синтонный человек (сангвиник, вариант сангвиника), а синтонный армянин, синтонный француз. И т.д. Но ведь это, в то же время, — те же синтонный, замкнуто-углублённый, напряжённо-авторитарный и все другие общечеловеческие характеры, но только с национальной окраской. Возникает у пациентов чувство созвучия, граней созвучия: все мы — Человечество.

Каждый народ, как и каждый характер, что-то важное для общей жизни лучше умеет делать, нежели другой народ и человек. Невозможно по законам природы быть способным хорошо делать всё на свете. Остаётся жить-существовать вместе, помогая друг другу какой-то своей особенной силой, уважая друг друга за то, к чему сам меньше способен. Можно даже предположить, что есть народы, которые по своей природе особенно предрасположены к какому-то особому делу (врачевание, теоретические науки, музыка, психологическая проза, спорт и т. д.). По всему этому, любой народ, любой характер (общечеловеческий, национальный) не хуже и не лучше любого другого.

Даже если в группе творческого самовыражения нет пациентов, чувствующих себя в душе не русскими людьми, всё равно время от времени стоит делать занятия о типичных характерах другого народа. Например, о характерологическом сравнении башкирских народных сказок с русскими. Но всегда злое (безнравственное) должно стоять в стороне от национальных особенностей. Это природное злое начало, как и доброе, есть у всех народов, всех характеров. Добро побеждает зло во всех народных сказках мира, потому что эти сказки есть великая народная психотерапия.

У армян свои национальные особенности, более или менее окрашивающие многие характеры этого народа грустноватой, гордой сердечностью. У азербайджанцев — другая, рассудительная сердечность, у них более энергические, строгие национальные свойства. Многие сангвинические французы способны естественно смеяться над Божественным, святым — своим и не своим. Но у мусульманина это нередко рождает в душе справедливый для него, тяжёлый гнев. Углубление, погружение в естественно-научную характерологию характерологически-психологически поясняет, почему нельзя ни в коей мере смеяться над сакральным народа-соседа. Не только потому, что просто нельзя, просто опасно, не этично, не только потому, что это есть глубокое неуважение национальных, религиозных особенностей души народа, народного сердца, достоинства. Но ещё и потому, что тут важно понимать-чувствовать национально-характерологическое. Для мусульманина обычно всё это не просто священно, а напряжённо-раняще священно. Он характерологически иной, несравненно более душевно напряжённый, ранимый в этом отношении. И это надобно уважать. О подобных тяжёлых столкновениях, переживаниях немало — в сегодняшних средствах массовой информации.

Любой народ состоит из людей с разнообразными общечеловеческими характерами. Характеры эти — с национальной окраской. В каждом народе, в его культуре и истории можно усмотреть типичный национальный характер, а порою несколько. Например, у французов — это синтонный (сангвинический) характер (склад души). Герои Бальзака, Мопассана. У русских — тревожно-сомневающийся характер. Герои Толстого, Чехова. И т.д. Сегодняшняя естественно-научная терапия духовной культурой помогает понять-прочувствовать всё это в тех подробностях, жизненно важных полнокровных нюансах, о которых в двух словах не расскажешь, а только лишь намекнёшь [3].

  1. Бурно М.Е. О двух полярных структурах научного мышления в психиатрической психотерапии // Материалы общероссийской конференции «Взаимодействие специалистов в оказании помощи при психических расстройствах». – М., 2009. – С. 248–249.
  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012. – 487 с.
  3. Бурно М.Е. О характерах людей (Психотерапевтическая книга). – Изд. 7-е, испр. и доп. – М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2019. – С. 274–276.
  4. Бурно М.Е., Калмыкова И.Ю. Практикум по Терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно). – М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2018. – 200 с.

Схизис у Пушкина / Концепции, философия / Независимая газета

Вот вам и сангвиник…
Александр Смирнов. Пушкин. Картина из личной коллекции Владимира Мирзоева

Я считаю, что бытующая в отечественных книгах по характерологии, в первую очередь Марка Бурно и Павла Волкова, идея о том, что Пушкин был синтонный человек, циклоид, не верна. Я считаю, что подлинный циклоид, человек со сменой настроений, не может быть великим художником, ему это просто ни к чему, синтонный человек полностью погружен в реальную жизнь.

Дюма протягивал гостю левую руку, правой продолжая писать, и приглашал его к обеду (Андре Моруа. Три Дюма).

Вот это настоящий сангвиник-гипоманиак.

Я вспоминаю, как одна знаменитая ученая дама, которую восторженная ученица назвала Пушкиным, прочитала в книге «Энциклопедия патографий» Александра Шувалова статью «Пушкин» и была потрясена, какой это был ужасный и больной на голову человек. Тяжелый меланхолик. Сверхценные идеи ревности (почти бред) после женитьбы: «Беспричинная ревность уже в ту пору свила себе гнездо в сердце мужа и выразилась в строгом запрете принимать кого-либо из мужчин в его отсутствие или когда он удалялся в свой кабинет».

«Граф В.А.Соллогуб писал, что Пушкин в припадках ревности брал жену к себе на руки и с кинжалом допрашивал, верна ли она ему» (В.В.Вересаев. Пушкин в жизни. М., 1990. Т. 2. С. 196).

Шизоидная углубленность (как писал профессор Яков Минц) позволила Пушкину написать такие глубокие тексты, как каменноостровской цикл, «Маленькие трагедии», «Пиковую даму», «Медного всадника». Я могу поверить в то, что сангвиник написал «Капитанскую дочку», но не могу поверить в то, что сангвиник написал «Пиковую даму» с ее магией чисел.

Судите сами: «Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. «Что, если, – думал он на другой день вечером, бродя по Петербургу, – что, если старая графиня откроет мне свою тайну! – или назначит мне эти три верные карты! Почему ж не попробовать своего счастия?.. Представиться ей, подбиться в ее милость, – пожалуй, сделаться ее любовником, – но на это все требуется время – а ей восемьдесят семь лет, – она может умереть через неделю, – через два дня!.. Да и самый анекдот?.. Можно ли ему верить?.. Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»

Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. Тройка, семерка, туз – скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи. Тройка, ceмерка, туз – не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: «который час», он отвечал: «без пяти минут семерка». Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз – преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, – воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила.

Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»

Известно, что Пушкин был чрезвычайно суеверным человеком (как все обссесивно-компульсивные). Когда после восстания декабристов он поехал из Михайловского в Петербург, дорогу перебежал заяц – и он вернулся обратно. Гадалка-немка предсказала ему, что его убьет человек с белой головой (Weisskopf). Так и случилось – это был блондин Жорж Дантес.

Синявский в книге «Прогулки с Пушкиным», где он фактически отождествил Пушкина с Хлестаковым, увидел Пушкина как истерика.

Таким образом, циклоид, параноик, шизоид, ананкаст, истерик. Это и дает шизофреническую мозаику. Quod erat demonstrandum!

Благодаря Роману Якобсону, описавшему и проанализировавшему статуарный миф Пушкина, мы можем обратить внимание на три его произведения: «Медный всадник», «Золотой петушок» и «Каменный гость» – неживое в живом, схизис. Гоголь по этой модели построил заглавие своего бессмертного произведения «Мертвые души».

А вот Пушкин по Юрию Лотману. Маленькая книжечка «Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: Пособие для слушателей спецкурса». Тарту, 1976 (я был одним из этих слушателей), тираж 100 экз. (сейчас она, конечно, издана-переиздана).

«И публикация текста частями, и то, что по ходу создания романа менялся автор, менялся читатель, менялась эпоха, были в значительной мере обстоятельствами, внешними по отношению к первоначальному замыслу Пушкина. Определенные особенности романа сложились стихийно и только впоследствии были осмыслены поэтом как сознательный принцип. Однако очень скоро то, что порой появлялось случайно, сделалось осознанной конструктивной идеей. Тем более это стало справедливо для тех поколений читателей, которые знакомились с «Евгением Онегиным» уже не по отдельным выпускам и сразу же смотрели на него как на оконченный текст. В ходе растянувшейся на семь лет работы в текст романа вкрадывались противоречия и несогласованности. Так, в XXXI строфе третьей главы Пушкин писал: «Письмо Татьяны предо мною;/ Его я свято берегу…»

Но в восьмой главе письмо Татьяны находится в архиве Онегина, а не Пушкина: «Та, от которой он хранит/ Письмо, где сердце говорит…» <…>

Количество таких противоречий настолько велико, что трудно отнести их на счет случайных недосмотров. Более того, сам автор категорически высказался против такого понимания.

Противоречия в тексте главы не укрылись от взора автора. Однако здесь произошла весьма странная вещь: Пушкин не только не принял мер к устранению их, но, как бы опасаясь, что читатели пройдут мимо этой особенности текста, специально обратил на нее внимание: «…Я кончил первую главу:/ Пересмотрел всё это строго;/ Противоречий очень много, / Но их исправить не хочу…» (VI, 30)

Заключительный стих способен вызвать истинное недоумение: почему же все-таки автор, видя противоречия, не только не хочет исправить их, но даже специально обращает на них внимание читателей? Это можно объяснить только одним: каково бы ни было происхождение тех или иных противоречий в тексте, они уже перестали рассматриваться Пушкиным как оплошности и недостатки, а сделались конструктивным элементом, структурным показателем художественного мира романа в стихах».

Если бы противоречия в тексте «Онегина» сводились только к последствиям быстрой эволюции автора, Пушкин, вероятно, не усомнился бы в необходимости переработать текст романа, придав ему единство, соответствующее его окончательной позиции.

Однако в ходе работы над «Евгением Онегиным» у автора сложилась творческая концепция, с точки зрения которой противоречие в тексте представляло ценность как таковое. Только внутренне противоречивый текст воспринимался как адекватный действительности.

Такой подход подразумевал не только подчеркивание черт литературной организации в отдельных частях текста, но и контрастное противопоставление взаимно несовместимых принципов.

Говоря на языке психиатрии, в пушкинском «Онегине» заложен схизис как момент построения художественного текста. Вот вам и реализм. Вот вам и сангвиник. Кушайте с маслом!

Что такое синтонная фототерапия?

Автор Amber Felton

В этой статье

  • Как работает фототерапия Syntonic?
  • Syntonic Phototherapy Research
  • Каковы преимущества Syntonic Phototherapy?
  • Эффективна ли синтонная фототерапия?
  • Другие соображения

Определенные длины волн и частоты света используются в синтонной фототерапии, чтобы помочь улучшить регулирующие центры тела и сбалансировать их. Этот тип терапии используется более 80 лет для лечения ленивых глаз, поворота глаз и проблем с фокусировкой взгляда.

В то время как синтонная фототерапия в основном использовалась для лечения проблем с глазами, она также использовалась для лечения других расстройств, таких как расстройства обучения, и уменьшения последствий травм головного мозга, хронических головных болей, сотрясения мозга и даже состояний, связанных со стрессом и травмой. .

Чтобы быть эффективной, синтонная фототерапия должна использоваться под руководством нейрооптометриста.

Как работает фототерапия Syntonic?

Цветные огни Syntonic для фототерапии используются для стимуляции зрительной системы, а также для изменения биохимии мозга. В результате улучшается баланс между двумя нервными системами: симпатической и парасимпатической нервными системами.

Оборудование Syntonic для фототерапии очень простое: пациентам надевают очки с цветными фильтрами. Доступно тринадцать различных синтонных фильтров, из которых обычно используются только два одновременно. Очки и фильтры надеваются на глаза на весь период лечения светотерапией. Терапия длится до 10 минут.

Цвет фильтров зависит от конкретной проблемы пациента. Как упоминалось ранее, синий свет используется для стимуляции парасимпатической нервной системы (ПНС). Для этой цели также используются фиолетовые цвета. ПНС контролирует гомеостаз и позволяет нашим зрачкам сокращаться.

Кроме того, цвета, связанные с синим, могут улучшать способность фокусироваться на задачах вблизи. Это происходит из-за снижения выработки адреналина, стресса и беспокойства.

С другой стороны, оранжевый, желтый и красный цвета стимулируют нервную систему, которая контролирует нашу реакцию «бей или беги», а также способность нашего зрачка расширяться. Эта нервная система известна как симпатическая нервная система или СНС.

Для лечения ленивых глаз часто используются красный и оранжевый цвета. С другой стороны, обращенные внутрь глаза обычно окрашиваются зеленым и желтым цветами.

Исследование синтонной фототерапии

Было проведено множество исследований эффектов и преимуществ синтонной фототерапии. Исследования, проведенные Робертом Майклом Капланом, Джейкобом Либерманом и Стивеном Ингерсолом, предоставили доказательства краткосрочных эффектов, которые синтонная терапия может оказывать на пациентов, особенно детей. Исследование показало значительное улучшение зрительных навыков, памяти, настроения, поведения, периферического зрения, успеваемости и общей работоспособности.

Эти исследователи также смогли подтвердить, что дети, у которых есть проблемы с обучением, часто имеют пониженную чувствительность периферийного зрения. Было отмечено, что во время и после фототерапии у этих детей было отмечено улучшение как их периферического зрения, так и зрительных навыков.

Кроме того, во всех трех исследованиях, касающихся детей, подвергшихся синтонической фототерапии, также были отмечены значительные улучшения по сравнению с субъектами того же возраста и уровня успеваемости, которые не получали такой же терапии. Те, кто не прошел синтонную фототерапию, подвергались воздействию белого света, проходили оптометрическую терапию зрения или получали как оптометрическую терапию зрения, так и академическое обучение. Выяснилось, что у этих учащихся практически не было улучшений в отношении их периферического зрения, а также у них не было никаких изменений в их симптомах или работоспособности, в отличие от детей, которых лечили фототерапией.

Исследование Ingersol показало, что группы людей, прошедших академическое обучение, синтоническую и визуальную терапию, превзошли студентов, прошедших такое же лечение без синтонной терапии.

Каковы преимущества синтонной фототерапии?

Синтонная фототерапия имеет множество преимуществ. Что касается преимуществ, связанных со зрением, наилучшие результаты достигаются, когда эта терапия сочетается с другими методами лечения зрения, очками или оптическими приспособлениями.

Преимущества могут включать: 

  • Повышение остроты зрения и контрастности
  • Улучшение зрительного внимания
  • Повышение уровня энергии
  • Улучшение сна и пищеварения
  • Улучшение релаксации
  • Снижение напряжения глаз
  • Снижение чувствительности к свету и света
  • Улучшение аппетита
  • Снижение тяги к сахару, кофеину и курению
  • Улучшение репродуктивных функций
  • Потеря веса

Эффективна ли фототерапия Syntonic?

Не все пациенты одинаково реагируют на лечение. Однако большинство пациентов удивлены эффективностью лечения и довольны тем, что прошли его.

Синтонная фотография более эффективна, когда используются другие методы лечения, такие как терапия зрения, призмы и специальные линзы. Если вам интересно, может ли синтонная фототерапия принести вам пользу, проконсультируйтесь со своим офтальмологом.

Прочие соображения

Было показано, что кровообращение, иммунная функция и клеточное дыхание затрагиваются при стимуляции светочувствительных элементов. В зависимости от частоты и дозы свет от синтонной фототерапии может помочь изменить митохондриальный метаболизм. В результате могут быть запущены невизуальные пути «глаз-мозг», что приводит к улучшению сна у людей с болезнью Альцгеймера и некоторыми другими заболеваниями.

Сегодня более 1200 оптометристов практикуют синтонную фототерапию как в США, так и в других странах мира. Другими практиками синтонной фототерапии являются офтальмологи и психологи.

Синтоническая фототерапия проложила путь для развития других цветовых терапий во всем мире. Тем, кто практикует эту форму терапии, удалось помочь тысячам пациентов, как детей, так и взрослых, которые столкнулись с нарушениями обучения, внимания и чтения, а также с травмами головы и инсультом, заболеваниями сетчатки, головными болями и многим другим.

Привлечение внимания к терапии синтоническим светом

Амрит Билкху, OD

Syntonics — отличный вариант лечения целого ряда заболеваний. Узнайте больше о фототерапии и о том, как вы можете включить ее в свою практику.

Фототерапия, также известная как синтоническая световая терапия, представляет собой передовой неинвазивный метод лечения, который существует уже более 100 лет. Известно, что фототерапия влияет на поведение, настроение и физиологические функции. Вот почему он широко используется в медицинском сообществе для лечения таких состояний, как расстройства сна, 1 Сезонное аффективное расстройство, 2 желтуха новорожденных и др.

Синтоническая световая терапия использовалась оптометристами с 1920-х годов, но к 1940-м годам стала более распространенной оптометрической практикой. Это эффективное средство для лечения хронических головных болей, стресса, травм, черепно-мозговых травм и сотрясений мозга. 3 Многие клинические случаи 4-7 также показали значительное расширение функциональных полей зрения 8 (не физические дефекты полей зрения, связанные с заболеванием сетчатки или зрительного нерва) после лечения. Поскольку 80% обучения происходит с помощью зрения, неэффективные зрительные функции могут повлиять на академические успехи, спортивные результаты, мастерство, работу и домашнюю жизнь. Поэтому оптометристы также применяли синтонную световую терапию для лечения нарушений зрения, влияющих на способность к обучению у детей.

Перед тем, как углубиться в синтонику, крайне важно отметить, что, поскольку синтонная светотерапия воздействует на мозг, использование этого лечения следует хорошо понимать и применять с осторожностью, чтобы предотвратить любые негативные эффекты/реакции. Синтоники следует воспринимать серьезно и применять ответственно с должным пониманием и знаниями.

Колледж синтонической оптометрии (CSO) по сей день работает над продвижением и расширением терапевтического использования света в клинической оптометрической практике посредством последипломного образования и исследований. CSO проводит ежегодные конференции с современными лекциями по повышению квалификации для оптометристов, чтобы поделиться знаниями о фототерапии. Конференция CSO является отличным ресурсом для получения дополнительной информации о фототерапии, поскольку клинические испытания могут быть недоступны в медицинской литературе.

Что такое фототерапия и как она работает?

Фототерапия использует определенные цвета света, частоты и длины волн для улучшения регулирующих центров в мозге, которые влияют на химический, гормональный и электрический баланс. Эти регуляторные центры влияют на функции организма, в том числе на зрение.

Синтоническая световая терапия использует частоты цветного света, воздействующие на глаза, чтобы получить доступ к этим регулирующим центрам, чтобы помочь восстановить баланс в симпатической и парасимпатической нервной системах организма.

Вот дружеское напоминание о том, как работают эти нервные системы:

Симпатическая нервная система Парасимпатическая нервная система
Борьба или бегство Контролирует гомеостаз
Расширение зрачка Сужение зрачка
↓ Проживание ↑ Размещение
↓ Конвергенция ↑ Конвергенция
↑ Пульс, артериальное давление и уровень сахара в крови ↓ Пульс, артериальное давление и уровень сахара в крови

Свет используется для запуска фоторецепторных клеток в наших глазах, которые стимулируют фоторецепторные области в мозге через зрительный нерв через пигменты палочек и колбочек. Доктор Гарри Райли Спитлер объяснил эти пути в Синтонический принцип , где он обсуждает, как стимуляция глаза светом через волокна сетчатки приводит к изменению физиологии таламуса, гипоталамуса и гипофиза. 9

Фоторецепторные клетки также могут стимулировать фоточувствительные элементы в крови через сосудистые русла, и наши глаза являются единственным органом в организме, сосудистая система которого подвергается прямому воздействию света. Таким образом, применение светотерапии через глаза может получить доступ к нашим регулирующим центрам более чем одним способом.

Исследования показали, что определенные частоты цветного света будут стимулировать различные аспекты нервной системы. Эти цвета могут помочь уменьшить выработку адреналина, который помогает при тревоге и стрессе.

  • Цвета с меньшей энергией или большей длиной волны, такие как красный и оранжевый стимулируют симпатическую нервную систему для улучшения фузии и бинокулярности. Теория, лежащая в основе этого, заключается в том, что длинные волны создают электрический заряд в клеточных мембранах и преодолевают синаптическое сопротивление, чтобы преодолеть бинокулярное подавление.
  • Длины волн средних частот, такие как зеленый и желтый , действуют как физиологические стабилизаторы и детоксикаторы при хронических или дегенеративных заболеваниях.
  • Syntonics можно легко внедрить в любой офис, поскольку оборудование минимально, а пациент проинструктирован проводить большую часть лечения дома. Пациенты носят определенные цветные фильтрующие очки, которые были прописаны их врачом, и смотрят на источник света (синтонизатор или фонарик) в течение примерно 15-20 минут за сеанс, примерно 3-4 раза в неделю.

    Состояния зрения, при которых может помочь фототерапия

    Синтоническая световая терапия может использоваться в качестве основного или поддерживающего лечения множества зрительных синдромов и дисфункций 10 , например:

    • Strabismus
    • Amblyopia
    • Амеоспособные дисфункции
    • Дисфункции вергенции
    • Defint Hieplomator
    • . shipes 9000 9000 9000 70007 Vision-Relive
    • .shipes 9000 9000 7000 70007 Vision-Relive
    • .shipes 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves 9plieves
    • .1008
    • . Замедленная скорость зрительной обработки
    • Зрительная дискриминация и другие проблемы с обработкой зрительной информации
    • Сужение функциональных полей зрения, связанное со зрительным стрессом, эмоциональной или физической травмой, травмами головного мозга, бинокулярной супрессией и некоторыми дегенеративными заболеваниями глаз 11,12

    Принимая во внимание ранее перечисленные зрительные синдромы, синтоники могут быть отличным вариантом для пациентов со следующими симптомами: зрение

  • Астенопия или общее утомление глаз
  • Блики, чувствительность к свету и трудности с ночным зрением
  • Снижение восприятия глубины
  • Головные боли
  • Плохая концентрация или короткая продолжительность концентрации внимания
  • Проблемы с чтением и снижение успеваемости
  • Снижение спортивных или профессиональных результатов
  • Снижение функционального периферического зрения
  • Травмы головы, лихорадки или ушные инфекции в анамнезе
  • Стрессовые травмы (физические, умственные или эмоциональные), хронические или тяжелые заболевания и хронических аллергий
  • Как идентифицировать пациентов для фототерапии

    Курсы фототерапии Syntonics обучают оптометристов тому, как идентифицировать пациентов, которым будет полезно лечение, на основе реакции их зрачков и функциональных полей зрения.

    Наиболее распространенным методом выявления пациентов с дисбалансом вегетативной нервной системы является зрачок Альфа-Омега. 13 В норме, когда свет направляется прямо на зрачок, ожидается быстрое сужение зрачка, пока свет не исчезнет. У пациента с нарушением вегетативной нервной системы прямое освещение фонариком на расстоянии нескольких дюймов от глаза покажет ослабление сужения зрачка в течение нескольких секунд. Это сужение является зрачком Альфа-Омега и предполагает дисбаланс в СНС и ПНС.

    Функциональные поля зрения измеряют монокулярно на близком расстоянии с помощью кампиметра. Оптометристы будут использовать белые и другие цветные мишени для выявления любых суженных полей.

    Пример из практики

    Ниже приведен пример 27-летней женщины с прерывистой лево-перемежающейся экзотропией высокой частоты и большой величины. У нее снижено восприятие глубины и прерывистое угнетение левого глаза, а также конвергенция и недостаточность аккомодации обоих глаз. Результаты ее кампиметра показывают сужение полей зрения, больше в левом глазу, чем в правом. Примерно после шести сеансов зрительной терапии ее поля зрения заметно расширились. К сожалению, она рано закончила терапию из-за финансовых ограничений.

    Изображение 1 представляет поля зрения правого глаза. Изображение слева — это исходное поле зрения до терапии зрения. Изображение справа представляет собой расширенное поле примерно после шести сеансов терапии.

    Изображение 1

    Изображение 2 представляет поля зрения левого глаза. Изображение слева представляет собой начальное поле до терапии зрения, и оно более сужено по сравнению с правым глазом. Изображение справа представляет собой расширенное поле примерно после шести сеансов терапии.

    Image 2

    Образовательные курсы по фототерапии Syntonic посвящены четырем основным синдромам, которые можно успешно лечить с помощью фототерапии. При принятии решения о том, подходит ли пациент для фототерапии, просмотрите четыре синдрома 3 и посмотрите, какой вариант лечения подходит лучше всего.

    Четыре основных синдрома для лечения фототерапией

    Острый синдром

    Симптомы

    История симптомов по сравнению с:

    • Недавняя инфекция
    • Травма головы
    • Стало
    • Лихорадка
    • головные боли
    Признаки
    • Exo Posture
    • Deffection
    • Deffect
    • Стропая
    • Стропая
    • СПЕЦИАЛЬНАЯ
    • СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕВОЧКА
    • СПЕЦИАЛЬНАЯ
    • СПЕЦИАЛЬНАЯ
    • . Глазодвигательная дисфункция
    • Конъюнктивит/увеит
    • Катаракта
    • Болезнь желтого пятна
    Лечение

    Сине-зеленые фильтры

    • Reduces cortical or retinal swelling, inflammation, and pain

    Chronic Syndrome

    Symptoms

    Symptoms from chronic or degenerative diseases:

    • Fatigue
    • Loss of visual stamina
    • Asthenopia
    • Headaches
    • Photophobia
    • Преходящее размытие
    Признаки
    • Эзо поза
    • Аккомодационная недостаточность
    • Восстановление низкой вергенции
    • Constricted fields
    Treatment

    Yellow-green filters

    • Physiological stabilizer and detoxifier

    Indigo-red filters

    • Add for any emotional instability

    Emotional Fatigue

    Symptoms
    • Emotional exhaustion
    • Депрессия, перепады настроения
    • Астенопия
    • Головные боли
    • Преходящая размытость
    • Аллергия, астма или задержка жидкости
    Знаки
    • Exo Sopure с усталостью
    • Значительный альфа-омега ученик
    • Низкий разрыв и восстановление
    Лечение

    Red и Indigo Filters

    • Balanc
      Симптомы
      • Астенопия
      • Двоение в глазах
      • Преходящая нечеткость
      • Плохая координация глаз и рук
      • Проблемы с чтением или обучением
      • Краткое внимание. Пролет
      Знаки
      • Esotropia
      • Amblyopia
      • Пониженная глубина восприятие
      • Плохое слияние
      Лечение

      Red-Orance Filters

    • 903

      Внедрение фототерапии в вашей практике

      Синтоники — отличный вариант лечения во всех условиях оптометрической практики, но только обученный специалист может понять, когда это может быть полезным для пациента, а может и не быть. Для любого офтальмолога, заинтересованного в проведении синтонической фототерапии в своем кабинете, жизненно важно пройти образовательные курсы, проводимые Колледжем синтонической оптометрии (CSO), и получить глубокие знания о ее применении. ОГО было создано в 1933 и продолжает обучать офтальмологов преимуществам использования фототерапии для лечения нарушений зрения. Организация предлагает ежегодные конференции с курсами повышения квалификации и множеством ресурсов, чтобы узнать больше!

      Ссылки

      1. Van Maanen A, Meijer AM, Van der Heijden KB, et al. Влияние светотерапии на проблемы со сном: систематический обзор и метаанализ. Медицинский сон, ред. 2016; 29(1):52-62.
      2. Кэмпбелл PD, Миллер AM, Woesner ME. Терапия ярким светом: сезонное аффективное расстройство и не только. Эйнштейн J Biol Med 2017; 32: E13-E25.
      3. Уоллес Л.Б. Теория и практика синтонной фототерапии: обзор. Optom Vis Dev 2009;40(2):73-81.
      4. Тонг Д., Зинк С. Дисфункции зрения, вторичные по отношению к дорожно-транспортному происшествию: история болезни. Optom Vis Dev 2010;41(3):158-168.
      5. Кертис С.Дж. Нейрооптометрическая реабилитация ускоряет восстановление постконтузионного синдрома у профессионального спортсмена — клинический случай, представляющий новую парадигму. Vision Dev & Rehab 2017;3(3):167-178.
      6. Кертис С.Дж. Нейрооптометрическая реабилитация с использованием мультисенсорной парадигмы снизу вверх и сверху вниз для постконтузионного синдрома — ретроспективное исследование серии случаев. Vision Dev & Rehab 2019;5(4):235-248.
      7. Pandey RK, Pandey P. Мультимодальный подход к лечению зрения для пациента с форменной депривацией косоглазой амблиопии взрослых и нистагмом: отчет о клиническом случае. Vision Dev & Rehab 2021;7(11):50-59.
      8. ВанХой МВт. (2020 15 мая). Синтоническое поле: функциональное/кинетическое. [Слайды PowerPoint]. Колледж синтонической оптометрии.
      9. Спитлер HR. Синтонический принцип. Science Press Printing Company, Lancaster, Pennsylvania, 1941.
      10. College of Syntonic Optometry, 2020, по состоянию на 15 марта 2022 г.,
      11. Kaplan R. Изменения в полях зрения формы в детей-инвалидов по чтению, вызываемых синтонической (цветной световой) стимуляцией. Международный журнал биосоциальных исследований, 1983.
      12. Либерман Дж. Влияние терапии синтонным цветным светом на определенные зрительные и когнитивные функции. Журнал развития оптометрического зрения, 1986.
      13. Николс А., Шульман Р. Объективное измерение устойчивого сужения зрачка: пилотное исследование с использованием пупилометра на основе приложения. Vision Dev & Rehab 2020;6(1):57-63.

      Введение в Syntonics — Фонд оптометрической программы расширения

      Часть 1 преподает Ларри Уоллес «Введение в синтонную фототерапию», а часть 2 преподает Филип С. Бугайски «Введение в практическую синтонную фототерапию»

      Описание курса

      Введение в синтонную фототерапию

      Эта презентация представляет краткую историю и теорию синтонной фототерапии. Также будут рассмотрены диагностические тесты, включая анализ зрачков и функциональных полей зрения. Протоколы лечения будут обсуждаться вместе с иллюстрациями случаев.

      Введение в практическую синтоническую фототерапию (2 части, всего 6 часов)

      Синтоническая фототерапия может быть мощным инструментом для лечения различных зрительных дисфункций. В этой презентации будут представлены диагностические тесты, связанные с синтониками, варианты лечения и использование синтоников наряду с оптометрической терапией зрения, назначением функциональных линз и совместным ведением с другими медицинскими работниками. Случаи будут включать косоглазие, амблиопию, приобретенную травму головного мозга и проблемы со зрением, связанные с обучением

      Пройдите этот курс

      Instructor Bio

      Ларри Б. Уоллес, O.D., Ph.D., доктор оптометрии и имеет докторскую степень. в глазной фототерапии. Он практиковал более 40 лет в Итаке, штат Нью-Йорк. Он был одним из основателей и занимал пост президента Международной ассоциации освещения. В течение 14 лет он был президентом Колледжа синтонической оптометрии, организации, занимающейся образованием и исследованиями в области свето- и цветотерапии.

      Филип С. Бугайски, OD, FCOVD, FCSO проявил интерес к оптометрии в результате проблем со зрением в детстве, требующих зрительной терапии. Он получил одну из шести национальных стипендий по оптометрии от ВВС США, а после окончания Колледжа оптометрии Университета штата Нью-Йорк служил на авиабазе Поуп в Северной Каролине и Королевских ВВС Лейкенхит в Англии.

      Ларри Б.
      Уоллес, OD, Ph. D.

      Филип К. Бугайски, OD, FCOVD, FCSO

      Детали курсов

      Длительность курса

      30 дней

      Кредиты на непрерывное образование

      06 часов

      Стоимость курса

      $150

      Описание курса

      Введение в синтоническую фототерапию

      Эта презентация представляет краткую историю и теорию синтонной фототерапии. Также будут рассмотрены диагностические тесты, включая анализ зрачков и функциональных полей зрения. Протоколы лечения будут обсуждаться вместе с иллюстрациями случаев.

      Введение в практическую синтоническую фототерапию (2 части, всего 6 часов)

      Синтоническая фототерапия может быть мощным инструментом для лечения различных зрительных дисфункций. В этой презентации будут представлены диагностические тесты, связанные с синтониками, варианты лечения и использование синтоников наряду с оптометрической терапией зрения, назначением функциональных линз и совместным ведением с другими медицинскими работниками. Случаи будут включать косоглазие, амблиопию, приобретенную травму головного мозга и проблемы со зрением, связанные с обучением

      Пройдите этот курс

      Ларри Б. Уоллес, OD, Ph.D., доктор оптометрии и имеет докторскую степень. в глазной фототерапии. Он практиковал более 40 лет в Итаке, штат Нью-Йорк. Он был одним из основателей и занимал пост президента Международной ассоциации освещения. В течение 14 лет он был президентом Колледжа синтонической оптометрии, организации, занимающейся образованием и исследованиями в области свето- и цветотерапии. Более 30 лет он был директором по образованию Колледжа синтонической оптометрии, создавая учебную программу и организовывая выступления для ежегодной конференции по свету и видению. Он изобрел и запатентовал первый микротоковый прибор для лечения заболеваний глаз в Соединенных Штатах. Он участвовал в клинических испытаниях и помогал разрабатывать протоколы лечения дегенерации желтого пятна и пигментного ретинита. Он опубликовал множество статей и исследований по фототерапии. Он провел и опубликовал ряд исследований, связанных с неврологией и светотерапией. Доктор Уоллес читал лекции и проводил бесчисленное количество семинаров по всему миру в области фототерапии и реабилитационной оптометрии. Он также является сертифицированным специалистом по слабовидению в Нью-Йорке и предлагает альтернативную помощь при заболеваниях глаз. Он много работал в области оптометрической нейрореабилитации, восстановления осанки и лечения черепно-мозговых травм. В настоящее время он практикует в интегративной клинике, тесно сотрудничая с физиотерапевтами и нейрореабилитационной оптометрической терапией.

      Philip C. Bugaiski, OD, FCOVD, FCSO проявил интерес к оптометрии в результате проблем со зрением в детстве, требующих терапии зрения. Он получил одну из шести национальных стипендий по оптометрии от ВВС США, а после окончания Колледжа оптометрии Университета штата Нью-Йорк служил на авиабазе Поуп в Северной Каролине и Королевских ВВС Лейкенхит в Англии. После почетного увольнения доктор Бугайски поселился в Шарлотте и основал Центр развития зрения, первую оптометрическую клинику в Шарлотте, специализирующуюся исключительно на развитии зрения, терапии зрения, детской оптометрии и реабилитации зрения.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts