Система школьного образования в Японии
Школьное образование имеет огромное значение для будущего страны. В этой области существует немало проблем: снижение успеваемости учащихся, растущий разрыв между разными образовательными учреждениями и многое другое. В этом очерке мы познакомим вас с образовательной системой Японии – начиная с обязательного начального образования и заканчивая обучением в техникумах, которое дает выпускникам необходимые навыки для занятия той или иной профессиональной деятельностью.
Право и обязанность учиться в школе
По японским законам люди, на попечении которых находится ребенок, обязаны позаботиться о том, чтобы с шести до пятнадцати лет их подопечный получал обязательное общее образование в рамках образовательной системы. Обязательное образование – необходимое условие для поддержания демократии и процветания демократического государства. По мере роста и взросления дети получают нужные знания, развивают не только тело, но и здоровый дух – все это необходимо для формирования зрелой, полноценной личности.
Первого апреля практически все без исключения японские дети, которым уже исполнилось шесть лет, идут в первый класс начальной школы. В начальной школе преподают основы общеобразовательных предметов, учеба в ней длится шесть лет. В возрасте тринадцати лет дети переходят в школу средней ступени и учатся там три года. Девять лет обучения в начальной школе и школе средней ступени являются в Японии обязательными. В государственных школах нет вступительных экзаменов, платить за учебу и учебники не надо – обязательное государственное образование в Японии бесплатное. На родителях или опекунах лежат следующие финансовые обязательства: покупка школьной формы, оплата школьного питания и внешкольных мероприятий (экскурсий, поездок и т. д.). С другой стороны, в частных школах с платным обучением больше уроков, рассчитанных на дальнейшую учёбу в старшей школе и университете, и для того, чтобы успешно пройти в них вступительный экзамен, могут потребоваться немалые средства на дополнительные занятия. Так как количество родителей, желающих, чтобы их дети получили частное образование, не уменьшается, известные частные школы, как средней ступени, так и начальные, зачастую требуют очень высокую плату за обучение.
Одна из примечательных особенностей обязательного школьного образования в Японии – почти стопроцентная вовлечённость детей в процесс обучения. 99,8% японских детей посещают обязательные предметы. Это больше, чем в Англии, Франции и Китае, где этот показатель достигает 99%.
Что же касается дошкольников, то японские дети идут в детские сады в возрасте трех лет. Но дошкольное образование не является обязательным, поэтому оно платное, и родители могут выбрать, отправлять им ребенка в сад или нет.
Для детей иностранцев, проживающих в Японии, школьное образование не является обязательным, но если ребенок-иностранец идет учиться в государственную школу, то он получает бесплатное образование, в том числе и бесплатные учебники, точно так же, как и его японские одноклассники.
Колледжи с двухгодичной программой и техникумы с пятилетним обучением
После завершения обязательного образования в шестнадцать лет у учащихся Японии есть несколько возможностей продолжить образование: три года учебы в старшей школе до восемнадцати лет, общеобразовательные дневные профтехучилища и специальные техникумы (например, сельскохозяйственный, социальный и т. д.) или вечерние и заочные школы для работающей молодежи. Также существуют специальные старшие школы с пятилетним профессиональным обучением. Окончив среднюю школу, 98,1% учащихся выбирают один из вышеперечисленных вариантов и получают дальнейшее образование. Выше только южнокорейские показатели, где 99,9% учеников, окончивших среднюю школу, продолжают учиться.
В последнее время открывается все больше «совмещенных» общеобразовательных школ с шестилетним обучением, где школа средней ступени слита со старшей школой. Считается, что такая система увеличивает шансы поступления в престижный университет, поэтому с каждым годом увеличивается количество учеников, поступающих в такие школы. В последнее время также прослеживается новая тенденция – появляется все больше школ (например, таких как старшая школа при Международном христианском университете), в которых дух коллективизма выражен менее ярко. 70% учащихся таких школ – дети, жившие с родителями-японцами за границей и получившие там начальное образование.
Есть несколько типов высших учебных заведений, для поступления в которые необходимо закончить старшую школу: колледжи с двухгодичным курсом обучения, университеты (бакалавриат) и техникумы с более чем двухлетним обучением. После получения степени бакалавра можно продолжить учебу в аспирантуре, которая состоит из магистратуры (2 года) и докторантуры (3 года).
Многие японские компании при приеме на работу требуют, чтобы у кандидата было университетское образование. В 2013 году 50,8% (то есть половина) всех выпускников старшей школы сдали вступительные экзамены и продолжили обучение в вузе. При этом у тех, кто решил не получать высшего образования, а сразу начать работать, уровень занятости весьма высок и составляет 97%.
Техникумы – источник необходимых профессиональных навыков
Кроме того, в Японии в рамках системы профессионального образования существуют специальные заведения для получения профессиональных навыков, необходимых для того или иного вида профессиональной деятельности (сэммон-гакко, «профессиональное училище», официальное название – сэнсю-гакко, «школа профессионального обучения»). Зачастую там обучаются те, кто уже закончил старшую школу. В техникумах преподают не только поварское дело, инженерные и сельскохозяйственные специальности, но и дизайн, и языки. Учащиеся техникума могут брать курс по анимэ или компьютерным играм, овладеть искусством киноактера или стать спортсменом – выбор предметов действительно очень широк. Например в училище Mode Gakuen можно учиться на фэшн-дизайнера, визажиста и дизайнера интерьеров, в техникуме HAL готовят специалистов по производству компьютерных игр, компьютерной графики и анимационных фильмов, из школы дизайна Кувасава вышло немало талантливых дизайнеров. Растет число японских профтехучилищ, которые снискали себе славу не только в Японии, но и за ее пределами.
Почти все техникумы дают диплом о получении профессиональной подготовки, необходимой для трудоустройства. Поэтому студенты или офисные служащие, которые хотят получить определенную специальность (а таких людей, как оказалось, достаточно много), могут совмещать свою основную работу с учебой в техникуме. Если речь идет о специальности, которая может оказаться востребованной на основной работе человека, который учится в техникуме, то в некоторых случаях его работодатель может полностью или частично оплатить эту учебу.
Информация для иностранных студентов об учебе в Японии:
JASSO, японская организация помощи студентам. Краткий студенческий гид по Японии (ссылка на русском языке)
▼Читайте также
Приживётся ли Международный бакалавриат в Японии? О системе общего предуниверситетского образования IB | Серия «Как учить японский язык?» Вместо предисловия |
Система образования в Японии: высшее, школьное и дошкольное
Содержание
- Дошкольное
- Школьное
- Высшее
Образование в Японии специфическое и работает по принципу «качественная учеба — залог и гарантия успешной службы», ведь японец обычно удостаивается только одной попытки занять в обществе достойное место, которое ему дает труд. Система образования в Японии занимается непрерывным «производством» молодых людей, хорошо разбирающихся в технике и математике. Примерно 98 % жителей Страны восходящего солнца учатся или окончили колледжи, около 40 % юношей и 20 % девушек поступают в университеты.
Основная цель японской педагогики — воспитание человека, способного слаженно трудиться в коллективе. Для страны и общества это крайне необходимо. Но в последние годы преподаватели отмечают назревшую потребность в творческих личностях, поэтому японская система образования стала тщательнее присматриваться к маленьким детям, чтобы как можно раньше выявлять среди них учеников, одаренных нестандартными способностями.
Детский сад в Японии совсем необязательная ступень образовательной системы, потому большинство подготовительных заведений частные. Принимают в них детей с четырех лет, в редких случаях с трех. Есть и ясли для совсем маленьких, но сдать в них ребенка можно лишь при наличии веских причин, да и то не факт, что комиссия, рассмотрев заявление, даст разрешение, потому что пребывание в яслях противоречит устоявшимся в стране принципам домашнего воспитания.
В Японии 22 925 яслей, из них 11 007 — публичные, 11 918 — частные. За двумя миллионами 40 тысячами воспитанников в яслях присматривают 2 миллиона 132 тысячи педагогов. Детских садов в общей сложности 13 950, только 49 из них — государственные, остальные – частные и префектурные.
Система дошкольного образования в Японии направлена на социализацию ребенка. Малыши учатся общаться со сверстниками, адаптируются в коллективе, что помогает быстро привыкнуть к школе. Японские детские садики большое внимание уделяют формированию навыков самостоятельной работы, ребятишек приучают ценить здоровье и крайне бережно относиться к окружающей среде.
ШкольноеСистема школьного образования в Японии организована государством. 95 % школ муниципальные и финансируются бюджетом, остальные средние учебные заведения частные, а потому платные, обучение в них очень дорогое. Полный курс среднего образования составляет 12 лет, обязательны только начальная и средняя школа. Учебный год длится 11 месяцев — с апреля по март.
В начальную школу принимают детей в 6 лет и выпускают в 12. На этом этапе ученики изучают азы классического набора предметов и первые 1 850 иероглифов — для того чтобы бегло читать, необходимо знать 3 000 знаков японской письменности.
В неполной средней школе дети находятся три года, более глубоко осваивая предметы. Тщательно изучается иностранный язык, а после уроков учащиеся посещают разнообразные творческие кружки, где заняты до вечера.
Для получения полного среднего образования нужно пройти еще и трехлетнюю старшую школу, в которой параллельно изучению предметов молодые люди осваивают профессии и специальности в зависимости от профиля школы:
- академического;
- естественно-научного;
- технического;
- общего;
- художественного.
Хотя старшая школа не обязательна, ее оканчивают не менее 94 % учащихся. В процессе учебы старшеклассники занимаются в вечерних репетиторских школах, которые предлагают дополнительное обучение всем желающим без ограничения возраста.
В японской системе образования эти структуры служат подспорьем в усвоении школьной программы и подготовке к экзаменам и помогают устранить пробелы в знаниях, накопленные из-за болезни или по другим причинам.На отечественные средние специальные учебные заведения похожи колледжи Японии, которые бывают:
- младшими;
- технологическими;
- специальной направленности.
В младшие поступают преимущественно девушки, которых в течение двух лет обучают гуманитарным и естественным наукам, медицине, техническому творчеству. В технологических колледжах по пятилетним программам готовят электронщиков, машиностроителей, строителей. В узкоспециализированных заведениях премудрости профессий осваивают будущие дизайнеры, автомеханики, портные, повара.
ВысшееЗаключительный этап системы образования в Японии — высшее образование. Особенность Страны восходящего солнца – университеты полного и ускоренного цикла со сроками обучения в четыре и два года.
Всего в Японии 726 вузов, 507 из них — университеты: 96 — национальные, 39 — государственные, 372 — частные.
Чтобы начать учебу в государственном университете, абитуриенту надо сдать два экзамена:
- первый — тестирование Национального центра по приему в университеты;
- второй — вступительное испытание непосредственно в вузе, к которому претенденты допускаются, если показывают удовлетворительные результаты на первой ступени.
Для зачисления в частный университет достаточно одного вступительного экзамена. Некоторые негосударственные высшие учебные заведения включают начальную и среднюю школу в свою структуру. В таком случае ученик, успешно оканчивающий каждый класс, может поступить в вуз без предварительных экзаменов.
Университеты Токио, Осаки, Киото, Тохоку, Нагои, Хоккайдо, Кюсю и Токийский технологический институт входят в тридцатку лучших вузов Азии.
Система высшего образования в Японии предполагает три типа дипломов:
- бакалавра — 4 года;
- магистра — еще 2 года;
- доктора — три.
Такой подход распространяется как на государственные, так и на частные образовательные учреждения.
ШКОЛЬНЫХ ОБМЕНОВ | JAPAN Educational Travel
Школьные обмены для образовательных поездок в Японию
Многие школы во время образовательных поездок в Японию участвовали в обмене программы со школами по всей Японии. Есть широкий выбор школ программы обмена, которые могут решать различные задачи, такие как межкультурные общение, изучение языков, спорт или художественный обмен и многое другое. Читать далее о школьных обменах в Японии.Существует два типа школьных обменов: «личный школьный обмен», когда учащийся физически посещает школу, и «онлайн-школьный обмен», когда учащиеся взаимодействуют со школой-партнером через Интернет. Для каждого из этих типов обмена существуют различные программы.
ЛИЧНЫЙ ОБМЕН
Обсуждение
Спортивный обмен
Культурный опыт
Опыт клубной деятельности
ОНЛАЙН-ОБМЕН ШКОЛАМИ
Презентации
Обсуждения
Культурный обмен / Недавний отчет о состоянии дел
Рекреационные мероприятия
См. здесь, чтобы узнать больше об онлайн-школах по обмену.
arrow_right СОВЕТЫ ДЛЯ ОБМЕНА ШКОЛАМИ ОНЛАЙН
location_city Преимущества школьного обменаВот четыре основных преимущества школьного обмена.
1 Повышение мотивации к обучению Посетив японскую школу и познакомившись с иностранным образовательная система. Студенты смогут исследовать вещи в новом среде и другой культуре. Это, в свою очередь, приведет к увеличению мотивация учащихся к обучению. Томас Фуллер однажды сказал: «Тот, кто путешествует много знает много». Путешествия — это всегда отличная возможность узнать больше приятным образом. 2 Углубление понимания японской культуры Студенты могут узнать больше о японской культуре через общение с японскими студентами. При встрече с иностранцем культуры, всегда можно распознать сходства и различия между чужой культурой и собственной. Это также может быть прекрасным возможность подумать об особенностях своей страны и вещи, которыми стоит дорожить.Для более плавного школьного обмена необходимо больше узнать о японском образовательная система. Программы школьного обмена в основном проводятся в средних школы, в том числе неполные средние школы и старшие средние школы, в которых возраст учащихся от 12 до 18 лет. Во время программы обмена можно посещать занятия с японскими студентами и участвовать в клубных мероприятиях организовали сами студенты.
arrow_right Узнайте о японской системе образования
Процесс школьного обмена
Принятие решения о проведении образовательной поездки в Японию
Принятие решения о дате посещения и месте назначения
Бронирование авиабилетов и проживания
Найти принимающие школыВыбрать принимающую школу
Подтвердить принимающую школу
Принимающая школа
Организация программы обмена
Провести программу обмена во время образовательной поездки
Как организовать школьный обмен?
JNTO сотрудничает с местными органами власти для поддержки школьных обменов во время Образовательное путешествие в Японию. После определения даты и цели визита а также при бронировании авиабилетов и проживания обращайтесь JNTO подать заявку на школьный обмен. Поможем с посещением и проведением подбор школ и знакомство со школами, которые отвечают вашим потребностям. arrow_right Подача заявления в школу Обмен визитами*JNTO — туристическая организация. Мы не предлагаем индивидуальный обмен программы.
location_city Важные моменты школы обмен флажок_бокс Пожалуйста, начните поиск принимающей школы для школьного обмена, как только возможный. Хотя соответствие зависит от школ и их местонахождения, в среднем около одного-двух месяцев. Мы перестанем принимать заявления за два месяца до дня школьного обмена. Пожалуйста убедитесь, что для начала процесса поиска принимающей школы не менее 3 месяцев до вашего визита. Также подтверждены бронирования на рейсы и проживание требуется при подаче заявления на школьный обмен. С школы в Японии, как правило, планируют свое расписание по следующим учебного года в декабре-марте, мы советуем вам стремиться к этому период и начать планирование как можно скорее. флажок_бокс Сложность согласования с принимающей школой варьируется от периода к периоду. период. Сложность сопоставления зависит от школ и их местонахождения. В в целом, октябрьский и ноябрьский обмены являются самыми простыми для сопоставления. Это может занять больше времени в конце учебного года (март – апрель), во время летних каникул (июль – август) и во время Новогодние каникулы (конец декабря – начало января). флажок_бокс Пожалуйста, воздержитесь от отмены после того, как принимающая школа будет решенный. Во избежание каких-либо неудобств для принимающих школ, пожалуйста, воздержитесь от каких-либо отмена без уважительной причины после определения совпадения. Для по той же причине, несколько приложений для разных принимающих школ в одновременно также не допускаются.Истории школьных обменов
Система образования в Японии | Посольство Японии в Соединенных Штатах Америки
В этом разделе представлен обзор системы образования в Японии и ресурсы для дополнительной литературы для тех, кто интересуется образовательной политикой в Японии.
В Японии дети обычно проходят 12-летнее формальное образование, состоящее из начального, неполного среднего и полного среднего образования. Прежде чем начать начальное образование в возрасте 6 лет, дети могут посещать детский сад в возрасте от 3 до 5 лет9.0009
Обязательное образование начинается с 6 лет начальной школы и заканчивается 3 годами неполной средней школы, всего 9 лет. Затем учащиеся переходят в старшую среднюю школу, в которой учатся дети, завершившие обязательное образование, которое завершается через 3 года. Существует также возможность посещать среднюю школу после начальной школы, которая сочетает в себе неполное и неполное среднее образование. В последние годы в районах с меньшим населением была предоставлена возможность создавать школы обязательного образования, которые представляют собой школы, сочетающие начальную и неполную среднюю школу.
Школы для детей с особыми потребностями предназначены для детей со сравнительно тяжелыми формами инвалидности и нацелены на предоставление образования, соответствующего их индивидуальным образовательным потребностям. Эти школы разделены на четыре уровня, состоящие из детского сада, начальной, младших и старших классов средней школы. Обучение с особыми потребностями может также предоставляться учащимся с более легкими формами инвалидности, посещающим обычные начальные и неполные средние школы, либо записываясь в специальные классы меньшего размера, либо посещая ресурсные комнаты несколько раз в неделю для дополнительного обучения.
Высшее образование в Японии делится на технологические колледжи, младшие колледжи и университеты. Технологические колледжи предоставляют профессиональное образование учащимся, завершившим обязательное образование, и присваивают учащимся степени младшего специалиста после пяти лет обучения. Младшие колледжи предлагают 2–3-летние программы получения степени младшего специалиста для учащихся, получивших полное среднее образование, и большинство предлагаемых курсов относятся к гуманитарным, социальным наукам и подготовке учителей. Университеты предлагают 4-летнюю степень бакалавра для студентов, которые завершили полное среднее образование, а также 2-летнюю степень магистра и 3-летнюю докторскую степень.
Наконец, существуют специализированные колледжи и разные школы, которые в основном являются частными учреждениями, предлагающими практические программы профессионального и технического образования. Специализированные учебные колледжи предлагают программы старших классов средней школы для тех, кто завершил обязательное образование, программы послесреднего образования и общие курсы. Учащиеся, завершившие программу старших классов средней школы, получают степень технического младшего специалиста. Разные школы, доступные для учащихся, завершивших обязательное образование, предлагают курсы по пошиву одежды, кулинарии и ремонту автомобилей среди многих других профессиональных профессий, и обычно длятся 1 год.
На основании Закона о школьном образовании японское национальное правительство устанавливает национальные стандарты учебных программ для начальных, средних школ и школ с особыми потребностями, чтобы поддерживать определенный уровень образования и обеспечивать одинаковое качество образования для всех. Национальные стандарты учебных программ пересматриваются каждые 10 лет. Национальным государственным органом, который публикует национальные стандарты учебных программ, является Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT).
Советы по образованию затем устанавливают правила, касающиеся управления школами, включая учебный год, сроки обучения, процедуры составления учебных программ и использования учебников и т. д. Советы по образованию (BOE) делятся на муниципальные и префектурные советы по образованию, в которых BOE создают и контролируют начальные и неполные средние школы, а BOE префектур создают и контролируют старшие классы средней школы и школы специального образования.
В соответствии с национальными стандартами учебных программ отдельные школы составляют и выполняют учебные программы, устанавливая образовательные цели, организуя содержание уроков и распределяя учебные часы.
Дополнительная литература
- Обзор образования – Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT)
- Красочная брошюра об образовании в Японии для печати – Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT)
- http://www.nier.go.jp/English/educationjapan/index.html>Подробные статьи на темы, связанные с образованием в Японии — Национальный институт исследований политики в области образования (NIER)
- Политика в области образования в Японии: наведение мостов к 2030 г. – Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
Обучение нынешней японской рабочей силы и следующего поколения японских студентов межкультурным и глобальным навыкам является приоритетом для правительства Японии. Успех на мировой арене требует понимания и терпимости к разнообразию, и ожидается, что студенты будут обладать этими навыками к моменту окончания университета. В результате правительство Японии предприняло усилия для сотрудничества со школами и университетами, чтобы способствовать обмену студентами в обоих направлениях, чтобы увеличить культурный и образовательный обмен и перейти на интерактивные классы, которые поощряют учащихся к самостоятельности и инициативе.
Проекты в поддержку интернационализации образования
Японская программа обучения и обмена (JET) Инициатива, спонсируемая правительством Японии, которая привлекает молодых людей с высшим образованием из более чем 40 стран для работы в сообществах и школах по всей Японии. С 1987 года более 32 000 американцев приняли участие в программе либо в качестве помощников учителей иностранных языков в государственных школах, либо в качестве координаторов по международным отношениям, работающих в местных органах власти. | |
Ведущий глобальный университетский проект (MEXT) ПроектMEXT, который оказывает финансовую поддержку отдельным японским университетам в проведении комплексной университетской реформы для повышения международной совместимости и конкурентоспособности. Отобранные университеты должны достичь многих ключевых показателей эффективности, начиная от наличия гибкого академического календаря и заканчивая сохранением определенного соотношения студентов, обучающихся за границей. | |
Японо-американская инициатива COIL (MEXT и ACE) Проект, который обучает вузы Японии и США программному обеспечению для совместного онлайн-обучения (COIL) для их интеграции в свои классы, где японские студенты работают со студентами из США над проектами университетских курсов, расширяя охват интернационализации. Related Posts |