Система образования японии: Система образования в Японии

Система школьного образования в Японии

Школьное образование имеет огромное значение для будущего страны. В этой области существует немало проблем: снижение успеваемости учащихся, растущий разрыв между разными образовательными учреждениями и многое другое. В этом очерке мы познакомим вас с образовательной системой Японии – начиная с обязательного начального образования и заканчивая обучением в техникумах, которое дает выпускникам необходимые навыки для занятия той или иной профессиональной деятельностью.

Право и обязанность учиться в школе

По японским законам люди, на попечении которых находится ребенок, обязаны позаботиться о том, чтобы с шести до пятнадцати лет их подопечный получал обязательное общее образование в рамках образовательной системы. Обязательное образование – необходимое условие для поддержания демократии и процветания демократического государства. По мере роста и взросления дети получают нужные знания, развивают не только тело, но и здоровый дух – все это необходимо для формирования зрелой, полноценной личности.

Первого апреля практически все без исключения японские дети, которым уже исполнилось шесть лет, идут в первый класс начальной школы. В начальной школе преподают основы общеобразовательных предметов, учеба в ней длится шесть лет. В возрасте тринадцати лет дети переходят в школу средней ступени и учатся там три года. Девять лет обучения в начальной школе и школе средней ступени являются в Японии обязательными. В государственных школах нет вступительных экзаменов, платить за учебу и учебники не надо – обязательное государственное образование в Японии бесплатное. На родителях или опекунах лежат следующие финансовые обязательства: покупка школьной формы, оплата школьного питания и внешкольных мероприятий (экскурсий, поездок и т. д.). С другой стороны, в частных школах с платным обучением больше уроков, рассчитанных на дальнейшую учёбу в старшей школе и университете, и для того, чтобы успешно пройти в них вступительный экзамен, могут потребоваться немалые средства на дополнительные занятия. Так как количество родителей, желающих, чтобы их дети получили частное образование, не уменьшается, известные частные школы, как средней ступени, так и начальные, зачастую требуют очень высокую плату за обучение.

Одна из примечательных особенностей обязательного школьного образования в Японии – почти стопроцентная вовлечённость детей в процесс обучения. 99,8% японских детей посещают обязательные предметы. Это больше, чем в Англии, Франции и Китае, где этот показатель достигает 99%.

Что же касается дошкольников, то японские дети идут в детские сады в возрасте трех лет. Но дошкольное образование не является обязательным, поэтому оно платное, и родители могут выбрать, отправлять им ребенка в сад или нет.

Для детей иностранцев, проживающих в Японии, школьное образование не является обязательным, но если ребенок-иностранец идет учиться в государственную школу, то он получает бесплатное образование, в том числе и бесплатные учебники, точно так же, как и его японские одноклассники.

Колледжи с двухгодичной программой и техникумы с пятилетним обучением

После завершения обязательного образования в шестнадцать лет у учащихся Японии есть несколько возможностей продолжить образование: три года учебы в старшей школе до восемнадцати лет, общеобразовательные дневные профтехучилища и специальные техникумы (например, сельскохозяйственный, социальный и т. д.) или вечерние и заочные школы для работающей молодежи. Также существуют специальные старшие школы с пятилетним профессиональным обучением. Окончив среднюю школу, 98,1% учащихся выбирают один из вышеперечисленных вариантов и получают дальнейшее образование. Выше только южнокорейские показатели, где 99,9% учеников, окончивших среднюю школу, продолжают учиться.

В последнее время открывается все больше «совмещенных» общеобразовательных школ с шестилетним обучением, где школа средней ступени слита со старшей школой. Считается, что такая система увеличивает шансы поступления в престижный университет, поэтому с каждым годом увеличивается количество учеников, поступающих в такие школы. В последнее время также прослеживается новая тенденция – появляется все больше школ (например, таких как старшая школа при Международном христианском университете), в которых дух коллективизма выражен менее ярко. 70% учащихся таких школ – дети, жившие с родителями-японцами за границей и получившие там начальное образование.

Есть несколько типов высших учебных заведений, для поступления в которые необходимо закончить старшую школу: колледжи с двухгодичным курсом обучения, университеты (бакалавриат) и техникумы с более чем двухлетним обучением. После получения степени бакалавра можно продолжить учебу в аспирантуре, которая состоит из магистратуры (2 года) и докторантуры (3 года).

Многие японские компании при приеме на работу требуют, чтобы у кандидата было университетское образование. В 2013 году 50,8% (то есть половина) всех выпускников старшей школы сдали вступительные экзамены и продолжили обучение в вузе. При этом у тех, кто решил не получать высшего образования, а сразу начать работать, уровень занятости весьма высок и составляет 97%.

Техникумы – источник необходимых профессиональных навыков

Кроме того, в Японии в рамках системы профессионального образования существуют специальные заведения для получения профессиональных навыков, необходимых для того или иного вида профессиональной деятельности (сэммон-гакко, «профессиональное училище», официальное название – сэнсю-гакко, «школа профессионального обучения»). Зачастую там обучаются те, кто уже закончил старшую школу. В техникумах преподают не только поварское дело, инженерные и сельскохозяйственные специальности, но и дизайн, и языки. Учащиеся техникума могут брать курс по анимэ или компьютерным играм, овладеть искусством киноактера или стать спортсменом – выбор предметов действительно очень широк. Например в училище Mode Gakuen можно учиться на фэшн-дизайнера, визажиста и дизайнера интерьеров, в техникуме HAL готовят специалистов по производству компьютерных игр, компьютерной графики и анимационных фильмов, из школы дизайна Кувасава вышло немало талантливых дизайнеров. Растет число японских профтехучилищ, которые снискали себе славу не только в Японии, но и за ее пределами.

Почти все техникумы дают диплом о получении профессиональной подготовки, необходимой для трудоустройства. Поэтому студенты или офисные служащие, которые хотят получить определенную специальность (а таких людей, как оказалось, достаточно много), могут совмещать свою основную работу с учебой в техникуме. Если речь идет о специальности, которая может оказаться востребованной на основной работе человека, который учится в техникуме, то в некоторых случаях его работодатель может полностью или частично оплатить эту учебу.

Информация для иностранных студентов об учебе в Японии:
JASSO, японская организация помощи студентам. Краткий студенческий гид по Японии (ссылка на русском языке)

Фотография к заголовку: Перед церемонией начала учебного года в начальной школе города Кадзо (префектура Сайтама) девочка, семья которой переехала после стихийного бедствия из города Футаба в префектуре Фукусима, тянет руку, чтобы ответить на уроке (©Jiji)

▼Читайте также
Приживётся ли Международный бакалавриат в Японии? О системе общего предуниверситетского образования IBСерия «Как учить японский язык?» Вместо предисловия

Система образования в Японии: высшее, школьное и дошкольное

Содержание

  • Дошкольное
  • Школьное
  • Высшее

Образование в Японии специфическое и работает по принципу «качественная учеба — залог и гарантия успешной службы», ведь японец обычно удостаивается только одной попытки занять в обществе достойное место, которое ему дает труд. Система образования в Японии занимается непрерывным «производством» молодых людей, хорошо разбирающихся в технике и математике. Примерно 98 % жителей Страны восходящего солнца учатся или окончили колледжи, около 40 % юношей и 20 % девушек поступают в университеты.

Основная цель японской педагогики — воспитание человека, способного слаженно трудиться в коллективе. Для страны и общества это крайне необходимо. Но в последние годы преподаватели отмечают назревшую потребность в творческих личностях, поэтому японская система образования стала тщательнее присматриваться к маленьким детям, чтобы как можно раньше выявлять среди них учеников, одаренных нестандартными способностями.

Дошкольное

Детский сад в Японии совсем необязательная ступень образовательной системы, потому большинство подготовительных заведений частные. Принимают в них детей с четырех лет, в редких случаях с трех. Есть и ясли для совсем маленьких, но сдать в них ребенка можно лишь при наличии веских причин, да и то не факт, что комиссия, рассмотрев заявление, даст разрешение, потому что пребывание в яслях противоречит устоявшимся в стране принципам домашнего воспитания.

В Японии 22 925 яслей, из них 11 007 — публичные, 11 918 — частные. За двумя миллионами 40 тысячами воспитанников в яслях присматривают 2 миллиона 132 тысячи педагогов. Детских садов в общей сложности 13 950, только 49 из них — государственные, остальные – частные и префектурные.

Система дошкольного образования в Японии направлена на социализацию ребенка. Малыши учатся общаться со сверстниками, адаптируются в коллективе, что помогает быстро привыкнуть к школе. Японские детские садики большое внимание уделяют формированию навыков самостоятельной работы, ребятишек приучают ценить здоровье и крайне бережно относиться к окружающей среде.

Школьное

Система школьного образования в Японии организована государством. 95 % школ муниципальные и финансируются бюджетом, остальные средние учебные заведения частные, а потому платные, обучение в них очень дорогое. Полный курс среднего образования составляет 12 лет, обязательны только начальная и средняя школа. Учебный год длится 11 месяцев — с апреля по март.

В начальную школу принимают детей в 6 лет и выпускают в 12. На этом этапе ученики изучают азы классического набора предметов и первые 1 850 иероглифов — для того чтобы бегло читать, необходимо знать 3 000 знаков японской письменности.

В неполной средней школе дети находятся три года, более глубоко осваивая предметы. Тщательно изучается иностранный язык, а после уроков учащиеся посещают разнообразные творческие кружки, где заняты до вечера.

Для получения полного среднего образования нужно пройти еще и трехлетнюю старшую школу, в которой параллельно изучению предметов молодые люди осваивают профессии и специальности в зависимости от профиля школы:

  • академического;
  • естественно-научного;
  • технического;
  • общего;
  • художественного.

Хотя старшая школа не обязательна, ее оканчивают не менее 94 % учащихся. В процессе учебы старшеклассники занимаются в вечерних репетиторских школах, которые предлагают дополнительное обучение всем желающим без ограничения возраста.

В японской системе образования эти структуры служат подспорьем в усвоении школьной программы и подготовке к экзаменам и помогают устранить пробелы в знаниях, накопленные из-за болезни или по другим причинам.

На отечественные средние специальные учебные заведения похожи колледжи Японии, которые бывают:

  • младшими;
  • технологическими;
  • специальной направленности.

В младшие поступают преимущественно девушки, которых в течение двух лет обучают гуманитарным и естественным наукам, медицине, техническому творчеству. В технологических колледжах по пятилетним программам готовят электронщиков, машиностроителей, строителей. В узкоспециализированных заведениях премудрости профессий осваивают будущие дизайнеры, автомеханики, портные, повара.

Высшее

Заключительный этап системы образования в Японии — высшее образование. Особенность Страны восходящего солнца – университеты полного и ускоренного цикла со сроками обучения в четыре и два года.

В технических институтах студенты проводят пять лет.

Всего в Японии 726 вузов, 507 из них — университеты: 96 — национальные, 39 — государственные, 372 — частные.

Чтобы начать учебу в государственном университете, абитуриенту надо сдать два экзамена:

  • первый — тестирование Национального центра по приему в университеты;
  • второй — вступительное испытание непосредственно в вузе, к которому претенденты допускаются, если показывают удовлетворительные результаты на первой ступени.

Для зачисления в частный университет достаточно одного вступительного экзамена. Некоторые негосударственные высшие учебные заведения включают начальную и среднюю школу в свою структуру. В таком случае ученик, успешно оканчивающий каждый класс, может поступить в вуз без предварительных экзаменов.

Университеты Токио, Осаки, Киото, Тохоку, Нагои, Хоккайдо, Кюсю и Токийский технологический институт входят в тридцатку лучших вузов Азии.

Система высшего образования в Японии предполагает три типа дипломов:

  • бакалавра — 4 года;
  • магистра — еще 2 года;
  • доктора — три.

Такой подход распространяется как на государственные, так и на частные образовательные учреждения.

ШКОЛЬНЫХ ОБМЕНОВ | JAPAN Educational Travel

Школьные обмены для образовательных поездок в Японию

Многие школы во время образовательных поездок в Японию участвовали в обмене программы со школами по всей Японии. Есть широкий выбор школ программы обмена, которые могут решать различные задачи, такие как межкультурные общение, изучение языков, спорт или художественный обмен и многое другое. Читать далее о школьных обменах в Японии.

location_city Примеры программ обмена

Существует два типа школьных обменов: «личный школьный обмен», когда учащийся физически посещает школу, и «онлайн-школьный обмен», когда учащиеся взаимодействуют со школой-партнером через Интернет. Для каждого из этих типов обмена существуют различные программы.

ЛИЧНЫЙ ОБМЕН

Обсуждение

Спортивный обмен

Культурный опыт

Опыт клубной деятельности

ОНЛАЙН-ОБМЕН ШКОЛАМИ

Презентации

Обсуждения

Культурный обмен / Недавний отчет о состоянии дел

Рекреационные мероприятия

См. здесь, чтобы узнать больше об онлайн-школах по обмену.

arrow_right СОВЕТЫ ДЛЯ ОБМЕНА ШКОЛАМИ ОНЛАЙН

location_city Преимущества школьного обмена

Вот четыре основных преимущества школьного обмена.

1 Повышение мотивации к обучению Посетив японскую школу и познакомившись с иностранным образовательная система. Студенты смогут исследовать вещи в новом среде и другой культуре. Это, в свою очередь, приведет к увеличению мотивация учащихся к обучению. Томас Фуллер однажды сказал: «Тот, кто путешествует много знает много». Путешествия — это всегда отличная возможность узнать больше приятным образом.

2 Углубление понимания японской культуры Студенты могут узнать больше о японской культуре через общение с японскими студентами. При встрече с иностранцем культуры, всегда можно распознать сходства и различия между чужой культурой и собственной. Это также может быть прекрасным возможность подумать об особенностях своей страны и вещи, которыми стоит дорожить.

3 Приобретение глобальной перспективы Встречаясь с японскими студентами того же возраста, у студентов есть шанс столкнуться с новыми для них ценностями, и это может воспитать в них Глобальная перспектива. Это углубит способность студентов к вещам от различные углы, что-то важное для понимания мира.

4 Вдохновляющее и увлекательное изучение японского языка Среда Лучший способ выучить иностранный язык — поехать в страну, где на языке говорят. Для студентов, изучающих японский язык, это отличная возможность познакомиться и выучить подлинный живой японский язык.

location_city Японская система образования

Для более плавного школьного обмена необходимо больше узнать о японском образовательная система. Программы школьного обмена в основном проводятся в средних школы, в том числе неполные средние школы и старшие средние школы, в которых возраст учащихся от 12 до 18 лет. Во время программы обмена можно посещать занятия с японскими студентами и участвовать в клубных мероприятиях организовали сами студенты.

arrow_right Узнайте о японской системе образования

Процесс школьного обмена

Принятие решения о проведении образовательной поездки в Японию

Принятие решения о дате посещения и месте назначения

Бронирование авиабилетов и проживания

Найти принимающие школы

Выбрать принимающую школу

Подтвердить принимающую школу

swap_vert Бюро туризма местного самоуправления Бюро образованияПодбор школ

Принимающая школа

Организация программы обмена

Провести программу обмена во время образовательной поездки

Как организовать школьный обмен?

JNTO сотрудничает с местными органами власти для поддержки школьных обменов во время Образовательное путешествие в Японию. После определения даты и цели визита а также при бронировании авиабилетов и проживания обращайтесь JNTO подать заявку на школьный обмен. Поможем с посещением и проведением подбор школ и знакомство со школами, которые отвечают вашим потребностям. arrow_right Подача заявления в школу Обмен визитами

*JNTO — туристическая организация. Мы не предлагаем индивидуальный обмен программы.

location_city Важные моменты школы обмен

флажок_бокс Пожалуйста, начните поиск принимающей школы для школьного обмена, как только возможный. Хотя соответствие зависит от школ и их местонахождения, в среднем около одного-двух месяцев. Мы перестанем принимать заявления за два месяца до дня школьного обмена. Пожалуйста убедитесь, что для начала процесса поиска принимающей школы не менее 3 месяцев до вашего визита. Также подтверждены бронирования на рейсы и проживание требуется при подаче заявления на школьный обмен. С школы в Японии, как правило, планируют свое расписание по следующим учебного года в декабре-марте, мы советуем вам стремиться к этому период и начать планирование как можно скорее.

флажок_бокс Сложность согласования с принимающей школой варьируется от периода к периоду. период. Сложность сопоставления зависит от школ и их местонахождения. В в целом, октябрьский и ноябрьский обмены являются самыми простыми для сопоставления. Это может занять больше времени в конце учебного года (март – апрель), во время летних каникул (июль – август) и во время Новогодние каникулы (конец декабря – начало января).

флажок_бокс Пожалуйста, воздержитесь от отмены после того, как принимающая школа будет решенный. Во избежание каких-либо неудобств для принимающих школ, пожалуйста, воздержитесь от каких-либо отмена без уважительной причины после определения совпадения. Для по той же причине, несколько приложений для разных принимающих школ в одновременно также не допускаются.

Истории школьных обменов

Система образования в Японии | Посольство Японии в Соединенных Штатах Америки

В этом разделе представлен обзор системы образования в Японии и ресурсы для дополнительной литературы для тех, кто интересуется образовательной политикой в ​​Японии.




В Японии дети обычно проходят 12-летнее формальное образование, состоящее из начального, неполного среднего и полного среднего образования. Прежде чем начать начальное образование в возрасте 6 лет, дети могут посещать детский сад в возрасте от 3 до 5 лет9.0009

Обязательное образование начинается с 6 лет начальной школы и заканчивается 3 годами неполной средней школы, всего 9 лет. Затем учащиеся переходят в старшую среднюю школу, в которой учатся дети, завершившие обязательное образование, которое завершается через 3 года. Существует также возможность посещать среднюю школу после начальной школы, которая сочетает в себе неполное и неполное среднее образование. В последние годы в районах с меньшим населением была предоставлена ​​​​возможность создавать школы обязательного образования, которые представляют собой школы, сочетающие начальную и неполную среднюю школу.

Школы для детей с особыми потребностями предназначены для детей со сравнительно тяжелыми формами инвалидности и нацелены на предоставление образования, соответствующего их индивидуальным образовательным потребностям. Эти школы разделены на четыре уровня, состоящие из детского сада, начальной, младших и старших классов средней школы. Обучение с особыми потребностями может также предоставляться учащимся с более легкими формами инвалидности, посещающим обычные начальные и неполные средние школы, либо записываясь в специальные классы меньшего размера, либо посещая ресурсные комнаты несколько раз в неделю для дополнительного обучения.

Высшее образование в Японии делится на технологические колледжи, младшие колледжи и университеты. Технологические колледжи предоставляют профессиональное образование учащимся, завершившим обязательное образование, и присваивают учащимся степени младшего специалиста после пяти лет обучения. Младшие колледжи предлагают 2–3-летние программы получения степени младшего специалиста для учащихся, получивших полное среднее образование, и большинство предлагаемых курсов относятся к гуманитарным, социальным наукам и подготовке учителей. Университеты предлагают 4-летнюю степень бакалавра для студентов, которые завершили полное среднее образование, а также 2-летнюю степень магистра и 3-летнюю докторскую степень.

Наконец, существуют специализированные колледжи и разные школы, которые в основном являются частными учреждениями, предлагающими практические программы профессионального и технического образования. Специализированные учебные колледжи предлагают программы старших классов средней школы для тех, кто завершил обязательное образование, программы послесреднего образования и общие курсы. Учащиеся, завершившие программу старших классов средней школы, получают степень технического младшего специалиста. Разные школы, доступные для учащихся, завершивших обязательное образование, предлагают курсы по пошиву одежды, кулинарии и ремонту автомобилей среди многих других профессиональных профессий, и обычно длятся 1 год.


На основании Закона о школьном образовании японское национальное правительство устанавливает национальные стандарты учебных программ для начальных, средних школ и школ с особыми потребностями, чтобы поддерживать определенный уровень образования и обеспечивать одинаковое качество образования для всех. Национальные стандарты учебных программ пересматриваются каждые 10 лет. Национальным государственным органом, который публикует национальные стандарты учебных программ, является Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT).

Советы по образованию затем устанавливают правила, касающиеся управления школами, включая учебный год, сроки обучения, процедуры составления учебных программ и использования учебников и т. д. Советы по образованию (BOE) делятся на муниципальные и префектурные советы по образованию, в которых BOE создают и контролируют начальные и неполные средние школы, а BOE префектур создают и контролируют старшие классы средней школы и школы специального образования.

В соответствии с национальными стандартами учебных программ отдельные школы составляют и выполняют учебные программы, устанавливая образовательные цели, организуя содержание уроков и распределяя учебные часы.


Дополнительная литература

  • Обзор образования – Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT)
  • Красочная брошюра об образовании в Японии для печати – Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT)
  • http://www.nier.go.jp/English/educationjapan/index.html>Подробные статьи на темы, связанные с образованием в Японии — Национальный институт исследований политики в области образования (NIER)
  • Политика в области образования в Японии: наведение мостов к 2030 г. – Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Обучение нынешней японской рабочей силы и следующего поколения японских студентов межкультурным и глобальным навыкам является приоритетом для правительства Японии. Успех на мировой арене требует понимания и терпимости к разнообразию, и ожидается, что студенты будут обладать этими навыками к моменту окончания университета. В результате правительство Японии предприняло усилия для сотрудничества со школами и университетами, чтобы способствовать обмену студентами в обоих направлениях, чтобы увеличить культурный и образовательный обмен и перейти на интерактивные классы, которые поощряют учащихся к самостоятельности и инициативе.

Проекты в поддержку интернационализации образования

Японская программа обучения и обмена (JET)

Инициатива

, спонсируемая правительством Японии, которая привлекает молодых людей с высшим образованием из более чем 40 стран для работы в сообществах и школах по всей Японии. С 1987 года более 32 000 американцев приняли участие в программе либо в качестве помощников учителей иностранных языков в государственных школах, либо в качестве координаторов по международным отношениям, работающих в местных органах власти.

Ведущий глобальный университетский проект (MEXT)

Проект

MEXT, который оказывает финансовую поддержку отдельным японским университетам в проведении комплексной университетской реформы для повышения международной совместимости и конкурентоспособности. Отобранные университеты должны достичь многих ключевых показателей эффективности, начиная от наличия гибкого академического календаря и заканчивая сохранением определенного соотношения студентов, обучающихся за границей.

Японо-американская инициатива COIL (MEXT и ACE)

Проект, который обучает вузы Японии и США программному обеспечению для совместного онлайн-обучения (COIL) для их интеграции в свои классы, где японские студенты работают со студентами из США над проектами университетских курсов, расширяя охват интернационализации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts