Системная семейная психотерапия: Системная семейная психотерапия как метод…

Содержание

Системная семейная психотерапия как метод…

Системная семейная психотерапия как метод…

В нашем центре доступны дистанционные консультации с врачом! ПОДРОБНЕЕ

8 812 380 02 38

Санкт-Петербург

Записаться на прием

Кубарева (ранее Шарганова) Светлана Владимировна

Психотерапевт

Системная семейная психотерапия – это отдельный вид консультирования, который возник сравнительно недавно. Подход этот отличается от других видов психотерапии тем, что в качестве «клиента» выступает не отдельный человек, являющийся причиной обращения, а вся семья. Семья рассматривается как единый живой организм, где каждый связан со всеми. И если у кого-то из членов семьи есть проявления неблагополучия, то очень часто причины нужно искать в нарушенных отношениях в кругу семьи.

Воздействуя на семейную систему в целом (с помощью специальных техник) психотерапевт стремится скорректировать эмоциональные нарушения в ней, что приводит к гармонизации всех членов семьи, а особенно обратившегося за помощью человека и, в последующем, уже сама семейная система закрепляет и поддерживает результат психотерапевтического воздействия.

Когда же следует обращаться к семейному психотерапевту?

Ответ очевиден – при наличии семейных проблем. Все семейные проблемы подразделяются на явные и скрытые.

К явным проблемам относятся:
  • Кризисные или конфликтные отношения между супругами (отсутствие взаимопонимания, возможности договориться, частые скандалы, раздражение друг от друга, отчужденность)
  • Состояние накануне развода ( измены, наличие второй семьи, обиды и затянувшиеся ссоры, которые не оставляют шансов к примирению)
  • Собственно развод ( чувства утраты, боли, злости, обиды, разочарования, досады, тревоги и страха перед будущим)
  • Конфликтные отношения между братьями и сестрами, между родителями и детьми, между супругами и их родителями…
  • Сексуальная дисгармония
  • Беременность и рождение ребенка (изменение состава семьи, привычных правил, увеличение ответственности и напряжения между супругами)
  • Период, когда взрослые дети покинули родительскую семью и супруги снова остались вдвоем ( трудности адаптации, поиск нового смысла жизни, компромиссы в отношениях).
Скрытыми проблемами являются:
  • Различные варианты зависимостей, невротических или психосоматических расстройств у одного из членов семьи
  • Проблемы с детьми ( часто болеющий ребенок, в том числе тяжелыми хроническими заболеваниями; энурез у ребенка; непослушный ребенок; трудный подросток и прочее)

Как правило, инициатором похода к психотерапевту является кто-нибудь один из семьи, потому что его страдание субъективно переносится тяжелее. И если психотерапевт начинает работать индивидуально с таким клиентом, то он конечно же сможет оказать помощь конкретному человеку, но категорически не сможет изменить условия в которых находится клиент, а тем более на них повлиять.

Возвращаясь после психотерапии домой, в свое социальное окружение (семью), клиент снова попадает под влияние близких ему людей, которые ведут себя по старой привычке. Сам же человек, изменившись после психотерапии, вынужден сопротивляться поведению, мыслям и чувствам со стороны членов семьи. «Нездоровая» семья при этом сводит на нет все результаты терапии, более того способна усугубить страдания клиента, обратившегося за помощью.

Давайте рассмотрим основные этапы воздействия на семейную систему:
  1. Диагностический этап – на первом этапе происходит диагностика семейной системы, то есть выявление типичных нарушений семейных отношений с учетом личностных особенностей членов семьи. Диагностика осуществляется путем присоединения к семье психотерапевта, который выдвигает гипотезы и проверяет их. Семейная диагностика проходит насквозь через все этапы семейной терапии, предопределяя выбор психотерапевтом тех или иных техник и интервенций.
    Информация, полученная от каждого члена семьи отдельно, проверяется и сопоставляется с информацией, полученной от других членов семьи. При этом учитывается впечатление, которое сложилось у психотерапевта на основании беседы и наблюдения за поведением всех участников семейной психотерапии. Таким образом, складывается следующая картина: «семья глазами родителей», «семья глазами ребенка», «семья глазами старшего поколения», «семья глазами психотерапевта» и «какие мы в реальности». После этого, дальнейшие встречи могут уже проходить различным составом в зависимости от замысла психотерапевта и целей психотерапевтического воздействия. 
  2. Этап разрешения семейного конфликта – направлен на снятие напряжения в семье, устранение симптома, с которым обратилась семья ( но это не лечение болезни!). На этом этапе выявляются истоки семейных конфликтов и для прекращения конфликта проводится «эмоциональное отреагирование» ситуации каждым членом семьи, вовлеченным в конфликтное взаимодействие.
    Семейный терапевт здесь берет на себя роль посредника в семейных отношениях, помогает участникам говорить на языке, понятном всем. При этом сам терапевт является абсолютно нейтральным ( то есть имеет одинаково благосклонную и сочувственную позицию) по отношению ко всем участникам семьи. Его задача передать информацию о конфликте в определенном объеме каждому члену семьи. Основная техника – недирективная психотерапия, нацеленная на проговаривание неосознаваемых чувств и отношений в семье.  
  3. Реконструктивный этап – заключается в планировании, с учетом пожеланий всех членов семьи и с помощью психотерапевта, реконструкции всей семейной системы или ее «нездоровых» участков, мешающих гармоничному формированию и развитию семьи. В процессе обсуждения проблем используются элементы поведенческого тренинга, тренинга решения конфликтов, техники конструктивного спора.
  4. Поддерживающий этап – одновременно поддерживающий и проверочный для семьи. На этом этапе, в естественных семейных условиях, все члены семьи закрепляют навыки дружелюбного общения друг с другом, используя весь диапазон ролевого поведения, приобретенного за время психотерапии. Это этап не только новых форм поведения, но и новых форм реагирования и получения обратной связи со стороны всех участников семейной психотерапии – поддержка, корректировка, фиксация. Здесь заслушиваются ответы и наблюдения о динамике внутрисемейных отношений, о происходящих изменениях, производится коррекция их приспособленности к условиям реальной жизни.

Если подвести итог, то можно сказать, что в процессе семейной терапии происходит раскрытие механизмов формирования и организации конкретной семейной системы. При этом становятся очевидными способы взаимодействия между всеми членами семьи.

Теперь, представьте, что семья как единая система либо поддерживает благополучие каждого члена семьи либо, наоборот, закрепляет неблагополучие. И очень часто, абсолютно незначительная коррекция семейной системы извне, моментально запускает ее собственные внутренние ресурсы, которые приводят всю систему к саморегуляции. Это в дальнейшем оберегает семью и каждого ее члена от возврата к прежним проблемам, потому что любое самоизменение семьи — достаточно устойчивое образование.

Заказать звонок коллцентра

Спасибо, ваша заявка принята и уже обрабатывается

Благодарим за обращение!
Наш специалист свяжется с вами в течение дня для уточнения деталей и записи. Пожалуйста, будьте на связи. Если вам неудобно ждать или нужна срочная запись, пожалуйста, звоните 8 812 380 02 38.

Сообщение об ошибке

Спасибо, что помогаете сделать наш сайт лучше!

Как это работает? Системная семейная психотерапия

ПСИХОЛОГИЯ / 31 октября

Системный подход — это способ мыслить, который в первую очередь был создан для работы с семьей. Преподаватель «Среды обучения» и член Общества семейных консультантов и психотерапевтов Татьяна Рыцарева помогла разобраться, как человек, смотрящий через линзу системного подхода, видит происходящие вокруг него процессы: семейные отношения и не только.

Какие бывают психотерапевты

  • Симптомо- или проблемо-ориентированный специалист

    Он фокусируется на проблеме, с которой к нему пришли. Точно так же действует врач — он слышит, что у пациента что-то болит, и задает конкретные вопросы, чтобы назначить ему лекарство: как давно появилась его проблема, как проявляется, в каких случая беспокоит. Примерно то же самое делают когнитивно-поведенческие или, например, гипнотерапевты в работе с клиентами.

  • Личностно-ориентированный специалист

    Ему важна не только проблема, с которой приходит клиент, но и личность, у которой возникла эта проблема. Такой специалист старается понять характерологический контекст, узнать, как «устроен» человек, чтобы устраненная в одном месте проблема не проявилась потом в чем-то другом. Так работают гештальт-терапевты, психодраматерапевты, психоаналитики, гуманистические психотерапевты и другие.

  • Системо-ориентированный специалист

    Такой терапевт рассматривает запрос клиента не как личностную особенность, а как элемент, закрепленный в системе, в которой клиент взаимодействует. Каким образом окружение формирует и поддерживает проблему клиента — вот самый важный вопрос для системного терапевта.

На чем основан системный подход

Системная семейная психотерапия появилась в XX веке и, в отличие от множества других школ психотерапии, выросла не из психоанализа, а из теории коммуникации (Грегори Бейтсон) и общей теории систем, или кибернетики (Норберт Винер, Николай Бернштейн и другие). Это значит, что системный терапевт видит совершенно иные механизмы и пользуется иной лексикой, чем его коллега из другой психотерапевтической школы.

► Любое поведение — это единица коммуникации, которыми пронизана вся социальная система. Например, если человек не отвечает на вопрос, это не значит, что он не коммуницирует. Коммуникация состоит в том, что он не отвечает. Эмоциональная реакция, непослушание ребенка или болезнь — тоже способ коммуникации.

► Каждый человек является частью множества систем, таких как школьный класс или коллектив на работе, государство и культура.

Система — это комплекс элементов и их свойств, которые находятся в динамических связях и отношениях друг с другом, реализуя общую функцию (А. Варга, 2009). Другими словами, груда запчастей не станет машиной, пока не выстроится во взаимосвязанный механизм и не получит задачу ехать. Это относится и к социальным системам.

Семья — это тоже система, причем открытая. Она находится в постоянном взаимообмене информацией с окружающей средой.

► Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов (А. Варга, Г. Будинайте, 2015).

► Проблема одного человека рассматривается как симптом семейной системы, а также учитывает влияние всех систем (контекст), в которые тот включен.

Что такое симптом

Симптом — это любой запрос, с которым приходит семья. Он может относиться как к поведению ребенка (например, не слушается, плохо учится или писается в постель без соответствующих медицинских диагнозов), так и к состоянию одного из супругов (например, постоянно болеет или употребляет алкоголь). Для системного терапевта не столь важна форма симптома — в большей степени ему интересно, как симптом поддерживается / формируется системой.

Ребенку ставят диагноз «депрессия». Системный терапевт спрашивает: «Что поменялось в твоей семье, когда доктор поставил тебе такой диагноз?» И ребенок отвечает: «Мама и папа перестали ругаться, они стали более дружно обсуждать, что со мной происходит, они переживают за меня».

Часто семейная система может поддерживать главную проблему, закреплять симптом. Ребенку невыгодно выздоравливать, если родители общаются лучше, пока он болен. Увидеть не причинно-следственную связь, а влияние семейной системы на проблему — задача системного терапевта.

Симптоматическим поведением может быть что угодно, от излишней эмоциональности до психического расстройства. Симптоматическое поведение любой формы соответствует следующим условиям:

► оно оказывает сильное влияние на других людей;

► оно непроизвольно и не поддается контролю со стороны клиента;

► оно часто закрепляется окружением, и тогда появляется вторичное заболевание — например, ребенок болеет, а с анализами все в порядке (М. Бебчук, 2015).

Симптом — это часть цикла. Он влияет на систему, система меняется, влияет на симптом, тот опять влияет на систему… Здесь нет начала и конца. Системный терапевт не спрашивает, почему возникла проблема. Отвечая на этот вопрос, он не найдет терапевтических решений. Терапевт воспринимает симптом как зачем-то нужный элемент семейной системы и пытается понять, как и зачем он работает.

Жизненный цикл семьи

Семья в своем существовании проходит ряд стадий. Системный семейный терапевт должен не только знать их, но и отслеживать, на какой стадии находятся его клиенты.

  • 1. Монада — это одинокий взрослый человек, который живет отдельно от родителей. Он должен решить задачи этой стадии: кто я, какие отношения мне нравятся, чего я хочу, куда я двигаюсь. Он понимает свои границы, знает информацию про себя и дальше в зависимости от этого находит себе партнера.

  • 2. Диада — пара, которая проживает совместный опыт. Штамп в паспорте не имеет значения. Самое важное — на этой стадии семья решает ряд задач: кто какие функции выполняет, по каким правилам двое живут, кто зарабатывает деньги, как их тратят, как взаимодействуют с социумом, с родителями, с бывшими и пр.

  • 3. Семья с маленьким ребенком переживает новый нормативный кризис. Двоим приходится передоговориться: кто идет в декрет, меняет подгузники и т.д.

  • 4. Семья с ребенком-школьником, а затем с подростком снова должна перестроиться. Вводятся новые договоренности: кто водит ребенка в школу, кто делает с ним домашнее задание, кто принимает решение отпустить его куда-либо. Эти правила должны быть адаптивны.

  • 5. Вторая диада — ребенок вырастает и отделяется, и паре снова нужно выяснить, как жить, заново выстроить близость.

  • 6. Вторая монада — один из партнеров умирает, и перед оставшимся встают новые жизненные задачи: найти смыслы, адаптироваться к жизни в одиночку.

Семья может «задержаться» на любой стадии: первой диады, отказавшись от рождения ребенка, или постоянной семьи с детьми, если малыши рождаются один за другим. С точки зрения специалистов по системной семейной терапии А. Варги и Г. Будинайте, современный брак настолько многообразен, что разные его вариации не считаются дисфункциональными.

Системному семейному терапевту важно понимать, что на каждом этапе семья решает определенные задачи. Проблема клиента может быть связана с тем, на какой стадии жизненного цикла семьи он находится и на какую переходит — понимание этого дает первичную гипотезу. Терапевт помогает решить задачи.

Российский жизненный цикл семьи немного отличается от того, который описан выше. Как правило, подрастающие юноша или девушка не имеют возможности жить отдельно, а остаются в родительской семье и приводят своего партнера в нее. На стадии монады молодому человеку сложно понять свой выбор и потребности, поскольку он является частью большой системы. По-другому проходит и стадия диады: пара не решает вдвоем, как жить, а согласует свои действия со свекровью / тещей, бабушками и дедушками, заведующими пространством. Основная задача и одновременно сложность молодой пары — отделиться. Если это не удается, образуются слитые семейные системы. В них терапевт помогает паре не только договориться между собой и очертить границу своей семьи, но и сделать эту границу проницаемой, чтобы оптимальная коммуникация все-таки случалась.

Пять системных принципов в работе семейного терапевта

Обратная связь

Норберт Винер, создатель кибернетики, изучал в военное время стрельбу по мишеням. Когда аппарат стрелял в какую-то цель, системе навигации нужно было дать информацию о результате: попадание — надо продолжать стрелять так же; промах — нужно вносить коррективы. Первая ситуация означает гомеостаз системы, то есть стремление сохранить статус. Вторая ситуация предполагает развитие.

Психотерапевт изначально застает семейную систему в гомеостазе. Раз за разом она «стреляет по мишени» (пытается исправить проблему) и «промахивается». Терапевт дает семье обратную связь, осуществляя различные интервенции, и система начинает развиваться. Интересно, что терапевт тоже отлаживает свою «систему навигации». Семья дает ему обратную связь об интервенциях, и он корректирует их.

► Точка входа и выхода

Мы не всегда понимаем, как устроена система, но после небольшого исследования можем достаточно уверенно утверждать, как она реагирует в разных ситуациях. Известный семейный терапевт Анна Варга приводит пример: если лошадь щелкнуть по носу, она лягнет задней ногой. Мы не должны понимать, как нейроны связаны внутри ее организма, но знаем точку входа и точку выхода. Поэтому, если мы решим щелкнуть лошадь по носу, мы попросим друга не стоять сзади нее — на всякий случай.

Точно так же психотерапевту не обязательно понимать все механизмы, по которым работает система, но он должен видеть точку входа (свою интервенцию) и точку выхода (как меняется система). Психотерапевт не может отследить все причинно-следственные связи внутри системы, да это и не нужно. Гораздо важнее понимать, какой должна быть точка входа, сколько усилий и в каком месте нужно приложить, в чей адрес должна быть применена интервенция, чтобы система изменилась.

► Нейтральность

Не бывает «плохих» и «хороших» элементов системы. Системный терапевт должен равно внимательно и нейтрально относиться ко всем ее членам.

Что может нарушить нейтральность терапевта?

► Обстоятельства консультирования: например, психотерапевт работает с осужденными на базе тюрьмы.

► Эмоциональная включенность: например, перинатальный психолог шесть месяцев работал с будущей мамой, а затем приглашает папу, чтобы совместно проработать супружеский конфликт. Зная о клиентке больше, он рискует оказаться «на ее стороне».

► Временной дисбаланс: всем членам семьи терапевт не уделяет одинакового количества времени.

► Установки терапевта: какая-то тема является для него однозначной, и в конфликте он может принять чью-то сторону. Или клиент вызывает у терапевта яркие эмоции.

Справиться с такими случаями психотерапевту помогает четкое планирование времени сессий и супервизия.

Организмический взгляд на мир

Целое больше, чем сумма его частей. Четыре колеса и двигатель еще не означают автомобиль. Детали конструктора не становятся домом или кораблем, пока их не совместили друг с другом.

Семья состоит из отдельных людей, у каждого из которых свой темперамент и характер. Терапевт может продиагностировать каждого из них и узнать личностные особенности, но это не даст понимания, как все они взаимодействуют друг с другом. Практикующие психологи знают: когда супруги приходят на консультацию вместе и по отдельности — это две совершенно разные картины. Поэтому системный терапевт должен постараться увидеть систему в динамике. Если клиент приходит индивидуально, стоит спросить его об остальных элементах системы.

► Круговая причинность (циркулярность)

Все части единого целого взаимообуславливают друг друга. Чем громче я хлопну крышкой кастрюли, тем больше я покажу, что злюсь. Тогда мой муж разозлится на меня. Я увижу его злость и обижусь, он увидит мою обиду и захочет от меня отстраниться. Вопрос, кто из нас причина конфликта, не даст терапевтического выхода из этой ситуации. Но если посмотреть на коммуникацию с метауровня, то есть немного отстраненно, получится увидеть, что муж реагирует не просто так. Становлюсь ли я ответственной за его поведение в этот момент? Конечно, нет, но он находится в этот момент в системе взаимодействия. Все справедливо и наоборот: я не просто так хлопаю крышкой, а нахожусь в системе взаимодействия.

В роли «хлопанья крышкой» может выступать что угодно: плохая учеба ребенка, поведение одного из супругов и даже измена. Задача системного терапевта — не установить прямую причинно-следственную связь, которая объяснит, почему событие происходит, а помочь клиентам увидеть, как система влияет на ситуацию.

Применяя эти принципы, системный семейный терапевт стремится не только избавиться от симптома, но и способствовать изменениям в структуре взаимодействия внутри семьи. Если просто купировать симптом, но не изменить эмоциональные особенности, в результате которых симптом возник или поддерживается, то проблема проявится заново.

Что почитать по системной семейной психотерапии?

► Анна Варга. «Введение в системную психотерапию» — самый известный учебник по теме.

► «Системная семейная терапия: классика и современность», составитель Александр Черников — в этой книге вы увидите описание различных подходов в системной семейной терапии.

► «Системная психотерапия супружеских пар», составитель Анна Варга — книга включает в себя ряд разделов, в которых можно увидеть, как работать с парами в разных системных подходах: в ориентированной на решение краткосрочной супружеской терапии, в ЭФТ или в структурной терапии. В книге описаны и методология, и отдельные техники.

► Марина Бебчук и Екатерина Жуйкова. «Помощь семье: психология решений и перемен» — эта книга посвящена в том числе работе с приемными семьями.

Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт по материалам лекции системного семейного психотерапевта и преподавателя «Среды обучения» Татьяны Рыцаревой

ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Системная семейная терапия – Европейская ассоциация психотерапии

Введение

Этот текст представляет собой краткий обзор основных фактов о терапевтическом подходе, называемом семейной терапией и системной практикой. Он предназначен для всех, кто интересуется этим подходом как профессионал или клиент/пациент, а также для политиков, лиц, принимающих решения в области оказания медицинской помощи, и представителей государственных и частных систем медицинского страхования, которые хотят узнать, что может предложить этот подход.

Что такое семейная терапия и системная практика?

Семейная терапия направлена ​​на решение проблем, с которыми люди сталкиваются в контексте своих отношений со значимыми людьми в их жизни и в их социальных сетях. Это общепризнанный психотерапевтический подход, в первую очередь направленный на семейную систему как социальную единицу, в отличие от других психотерапевтических подходов, таких как психодинамическая или когнитивно-поведенческая терапия, которые фокусируются на индивидууме. Семейная терапия и системная практика — разнородная область; существуют разные школы и модели, которые разделяют несколько принципов и руководящих предположений. Некоторыми из целей семейной терапии могут быть, например, улучшение функционирования семьи на разных уровнях, улучшение взаимопонимания и эмоциональной поддержки между членами семьи, развитие навыков преодоления и стратегии решения проблем в различных жизненных дилеммах и ситуациях и так далее.
Традиционно семейная терапия уделяла основное внимание взаимодействию между членами семьи, качеству семейных отношений, различным аспектам развития и функционирования семьи и так далее. Однако семейная терапия основывается на так называемых системных предположениях или контекстуальной перспективе, которые подчеркивают роль более широких систем, таких как сообщество, общество и культура, к которой принадлежит семья. В последние годы семейные терапевты стали называть себя «системными терапевтами», поскольку они уделяют больше внимания влиянию более широких систем и социальных контекстов на жизнь людей.

Системная перспектива, которая лежит в основе практики большинства семейных терапевтов, рассматривает проблемы индивида в связи с различными контекстами, в которых живут люди: т. е. как партнер в парных отношениях, как член семьи, человек с особыми культурной и/или религиозной принадлежности, а также с учетом социально-экономических обстоятельств и политических процессов. Системная практика считает, что «контекст» имеет первостепенное значение для психологического развития и эмоционального благополучия человека.
Сеанс семейной терапии обычно длится от 60 до 90 минут; интервалы между сеансами составляют от одной до нескольких недель в зависимости от представленных проблем, потребностей членов семьи, стадии лечения и других переменных. Решения по этим вопросам обсуждаются совместно с клиентами и любыми другими участвующими специалистами. Хотя это трудно оценить и они сильно различаются, средняя продолжительность лечения семейной терапией колеблется от 6 до 20 сеансов.

Семейные терапевты чаще всего работают с более чем одним членом семьи в комнате, но при необходимости также предлагаются индивидуальные сеансы или встречи с родителями отдельно от детей. Некоторые модели семейной терапии включают сотрудничество с со-терапевтом или командой. Бывают также случаи, когда системные специалисты будут вмешиваться в профессиональные и/или социальные сети вокруг семей, а не сосредотачиваться конкретно на нуклеарной семейной ячейке. Как продолжительность, так и условия семейной терапии являются результатом сотрудничества и взаимного согласия между терапевтом и семьей.

Кому может быть полезна семейная терапия и/или системная практика?

Семья может быть как отличным источником поддержки для людей, так и источником страданий, непонимания и боли. Поэтому семейная терапия и системная практика важны, когда целью является повышение способности членов семьи поддерживать друг друга. Предоставление членам семьи возможности более эффективно использовать свои ресурсы для поддержки может иметь жизненно важное значение, помогая членам семьи справляться с переходными этапами развития семьи или стрессовыми жизненными событиями, такими как серьезная болезнь или смерть члена семьи.

Вообще говоря, системная семейная терапия может помочь в любой ситуации или проблеме, влияющей на отношения между членами семьи и на функционирование семьи и ее поддерживающую роль. Точно так же любая проблема человека, которая влияет на его/ее жизнь в связи с его/ее отношениями с семьей и более широким контекстом, выиграет от системного подхода. Вовлечение других членов семьи или социальных сетей в лечение может помочь избежать патологизации этого человека, а также более эффективно решить проблему.
Семейная терапия может быть полезна во время кризиса, а также в отношении давних проблем. Это также служит для предотвращения таких проблем, как поведенческие трудности, например, перерастание в правонарушение или расстройство психического здоровья. Ниже перечислены некоторые проблемы или ситуации, в которых семье может быть полезна семейная терапия.

  • Проблемы со здоровьем, особенно хронические соматические заболевания Психосоматические проблемы
  • Психическое здоровье детей и подростков
  • Психическое здоровье взрослых
  • Психосексуальные трудности
  • Злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами
  • Семейные проблемы, включая проблемы разлучения и развода
  • Приемная семья, усыновление и связанные с этим вопросы
  • Жизненный цикл семьи и переходные этапы жизни
  • функционирование семьи
  • Проблемы, связанные со школой
  • Проблемы, связанные с работой
  • Травматические переживания, потери и тяжелые утраты
  • Нарушение семейной жизни в связи с социальными, политическими и религиозными конфликтами

Следует отметить, что семьи, находящиеся в неблагоприятном социальном и экономическом положении, могут получить особую пользу от семейной терапии и системной практики. В ряде европейских стран, таких как Финляндия и Великобритания, например, эти подходы доступны и хорошо зарекомендовали себя в государственных службах.

Текущая доказательная база

Семейная терапия (также известная как системная терапия) позволяет членам семьи безопасно выражать и исследовать трудные мысли и эмоции, понимать переживания и взгляды друг друга, ценить потребности друг друга, опираться на сильные стороны семьи и вносить полезные изменения в их отношениях и в их жизни. Однако подтверждаются ли эти утверждения какими-либо доказательствами в соответствии с современными общепринятыми научными стандартами?

С 1990-х годов наблюдается неуклонное увеличение числа исследований, предоставляющих надежную доказательную базу для семейной терапии по различным показаниям. В настоящее время исследования различного дизайна и методологии предоставляют существенные доказательства как эффективности, так и действенности различных вмешательств в семью. Несколько обзоров также предполагают, что семейная терапия не дороже, а иногда даже значительно дешевле, чем другие методы лечения, которые обычно не включают семью. Именно доказанная рентабельность семьи в некоторых условиях будет интересна лицам, ответственным за организацию государственных услуг или разработку лечебных программ в учреждениях здравоохранения. Некоторые результаты исследований показывают, что включение семейной терапии в лечение значительно снижает стоимость оказываемой медицинской помощи и стоимость фармакологического лечения. Существует множество исследований, демонстрирующих эффективность семейной терапии, системного вмешательства или семейной работы в лечении расстройств пищевого поведения, проблем поведения, депрессии, зависимостей, шизофрении и других проблем в детском или подростковом возрасте.

Хотя уровень эффективности и результативности семейной терапии и семейных вмешательств различается в зависимости от дизайна исследования и изучаемых условий, семейная терапия в настоящее время признана научно обоснованным психотерапевтическим подходом. Некоторые недавние статьи с этими подтверждающими доказательствами перечислены в конце этого текста среди ссылок. Учитывая современное состояние семейной терапии, неудивительно, что в некоторых европейских странах семейная терапия признана научно обоснованным подходом, например, в Великобритании, Германии, Финляндии и т. д.

Резюме

Семейная терапия, основанная на системной перспективе, представляет собой особый психотерапевтический подход, в котором основное внимание уделяется семье и другим отношениям человека. Это хорошо изученный подход с убедительными доказательствами эффективности и действенности в широком диапазоне конкретных состояний. Предоставление семейной терапии должно быть предложено по следующим причинам:

  • Работа с семьей важна как средство предотвращения различных проблем, которые могут стать серьезным бременем для общества в целом.
  • Семейная терапия считается высокоэффективным методом профилактики и лечения различных эмоциональных и поведенческих проблем в детском и подростковом возрасте.
  • Семейная терапия может помочь членам семьи использовать свои собственные ресурсы для поддержки друг друга в различных стрессовых ситуациях, включая психические и физические заболевания.
  • Надлежащим образом подготовленные семейные терапевты и системные консультанты могут использовать свои навыки в различных контекстах, таких как организации и учреждения, где они могут способствовать командной работе и решению проблем. Они также могут участвовать в разрешении конфликтов и переговорных процессах в условиях социальных и политических кризисов.
  • Системная перспектива в самом широком смысле может способствовать укреплению солидарности, терпимости, доверия и сотрудничества, краеугольным камням здорового общества.

Ссылки

  • Паркер, Дж. Текущая практика, будущие обязанности. AFT 2007, www.aft.org.uk
  • Stratton, P. Отчет о доказательной базе системной семейной терапии. AFT 2005, www.aft.org.uk
  • Асен, Э. Исследование результатов семейной терапии. Достижения в области психиатрического лечения. 2002, 8: 230–238
  • Секстон, Т.Л., Александр, Дж.Л., Миз, А.Л. Уровни достоверности моделей и механизмов терапевтических изменений в семейной и парной терапии. В Справочнике Ламберта, М. Гарфилда и Бергина по психотерапии и изменению поведения, Wiley & Sons, 2004, ISBN: 978-0-471-37755-9
  • Carr. А. Эффективность семейной терапии и системных вмешательств при проблемах, ориентированных на ребенка. Журнал семейной терапии, 2009, 31, 3-45.
  • Карр, А. Эффективность семейной терапии и системных вмешательств при проблемах взрослых. Журнал семейной терапии, 2009 г., 31, 45-74.
  • Рассел Крейн, Д. Исследование эффективности затрат на семейную терапию. Psychotherapeutenjopurnal, 2007, 23: 20-24
  • Рассел Крейн, Д. Экономическая эффективность семейной терапии: резюме и отчет о ходе работы. Journal of Family Therapy, 2008, 30:399-410
  • Russell Crane, D. Индивидуальная и семейная терапия в управляемом уходе: сравнение стоимости лечения специалистами в области психического здоровья. Журнал супружеской и семейной терапии. (в печати)
  • www.europeanfamilytherapy.eu
  • http://en.wikipedia.org/wiki/Family_therapy
  • http://www. mayoclinic.com/health/family-therapy/HQ00662

7 июня 2009 г., Давид Скорунка
От имени рабочей группы Палаты EFTA-NFTO

Обзор практикующего врача: эффективность системной семейной терапии для детей и подростков

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронное письмо: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый будний день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Уайли

Полнотекстовые ссылки

Обзор

. 2002 г., июль; 43 (5): 573-86.

дои: 10.1111/1469-7610.00047.

Дэвид Коттрелл 1 , Паула Бостон

Принадлежности

принадлежность

  • 1 Подростковое отделение психического здоровья детей и подростков, Медицинский факультет, Лидский университет, Великобритания. [email protected]
  • PMID: 12120854
  • DOI: 10.1111/1469-7610.00047

Обзор

Дэвид Коттрелл и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2002 июль

. 2002 г., июль; 43 (5): 573-86.

дои: 10.1111/1469-7610.00047.

Авторы

Дэвид Коттрелл 1 , Паула Бостон

принадлежность

  • 1 Подростковое отделение психического здоровья детей и подростков, Медицинский факультет, Университет Лидса, Великобритания. [email protected]
  • PMID:
    12120854
  • DOI: 10.1111/1469-7610.00047

Абстрактный

Задний план: Системная семейная терапия стала широко использоваться в службах охраны психического здоровья детей и подростков за последние двадцать лет.

Методы: В этой статье рассматривается развитие системной семейной терапии, кратко описываются теория и методы, связанные с наиболее известными современными направлениями системной практики, и исследуется эмпирическое обоснование использования системной семейной терапии с детьми и подростками.

Результаты: Хорошо спланированных рандомизированных контролируемых испытаний системной терапии у детей и подростков недостаточно, а те испытания, которые существуют, оценивают более старые структурные и стратегические методы лечения.

Методологические ограничения существующих исследований включают использование нерепрезентативных участников, небольшой размер выборки и широкий возрастной диапазон. Отсутствуют заслуживающие доверия средства контроля отсутствия лечения или альтернативного лечения, тесты клинической, а не статистической значимости, а также концептуально релевантные показатели результатов, которые исследуют лежащие в основе механизмы взаимодействия. Термин «семейная терапия» охватывает широкий спектр вмешательств, и не всегда ясно, какое лечебное вмешательство было осуществлено. Тем не менее, имеются убедительные доказательства эффективности системной семейной терапии при лечении расстройств поведения, злоупотребления психоактивными веществами и расстройств пищевого поведения, а также некоторая поддержка их использования в качестве терапии второй линии при депрессии и хронических заболеваниях.

Выводы: Системная семейная терапия является эффективным вмешательством для детей и подростков, но необходимы дальнейшие хорошо спланированные исследования результатов с использованием четко определенных, регламентированных форм лечения и концептуально релевантных показателей результатов.

Похожие статьи

  • [Краткая стратегическая семейная терапия: эмпирически подтвержденное вмешательство для уменьшения проблем с поведением подростков].

    Роббинс М.С., Хоригян В.Е., Шапочник Дж. Роббинс М.С. и соавт. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 2008;57(5):381-400. doi: 10.13109/prkk.2008.57.5.381. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 2008. PMID: 18605440 Немецкий.

  • Психологические вмешательства для родителей детей и подростков с хроническими заболеваниями.

    Экклстон С., Палермо Т.М., Фишер Э., Лоу Э. Экклстон С. и др. Cochrane Database Syst Rev. 2012 Aug 15;8(8):CD009660. doi: 10.1002/14651858.CD009660.pub2. Кокрановская система баз данных, ред. 2012 г. PMID: 22895990 Бесплатная статья ЧВК. Обновлено. Рассмотрение.

  • Взаимодействие достижений между теорией, исследованиями и применением в лечебных вмешательствах, направленных на детей и подростков с проблемами поведения.

    Шапочник Дж., Куртинес В., Сантистебан Д.А., Рио А.Т. Шапочник Дж. и соавт. J Consult Clin Psychol. 1990 декабря; 58 (6): 696-703. doi: 10.1037//0022-006x.58.6.696. J Consult Clin Psychol. 1990. PMID: 2292619

  • Вмешательства в отношении членовредительства у детей и подростков.

    Хоутон К., Витт К.Г., Тейлор Солсбери Т.Л., Аренсман Э., Ганнелл Д., Таунсенд Э., ван Херинген К., Хейзелл П. Хоутон К. и др. Cochrane Database Syst Rev. 2015 Dec 21;2015(12):CD012013. дои: 10.1002/14651858.CD012013. Кокрановская система базы данных, ред. 2015 г. PMID: 26688129Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

  • Развитие теории семейной терапии подростковой наркомании.

    Лиддл HA. Лиддл Х.А. Дж. Клин Детская психология. 1999 дек; 28 (4): 521-32. doi: 10.1207/S15374424JCCP2804_12. Дж. Клин Детская психология. 1999. PMID: 10587903 Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Suubi4StrongerFamilies: протокол кластерного рандомизированного клинического исследования, посвященного поведенческому здоровью детей путем укрепления финансовой стабильности и воспитания детей в семьях в Уганде.

    Севамала Ф.М., Маккей М.М., Сенсой Бахар О., Набунья П., Нейландс Т., Кийинги Дж., Наматову П. , Го С., Накасуджа Н., Мвебембези А. Ssewamala FM и др. Фронтовая психиатрия. 2022 23 ноя; 13:949156. дои: 10.3389/fpsyt.2022.949156. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36506418 Бесплатная статья ЧВК.

  • Картирование концепции, содержания и результатов семейной терапии на открытом воздухе для детей и подростков с проблемами психического здоровья: предварительный обзор.

    Stea TH, Jong MC, Fegran L, Sejersted E, Jong M, Wahlgren SLH, Fernee CR. Стеа Т.Х. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 10 мая; 19 мая(10):5825. doi: 10.3390/ijerph29105825. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35627364 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

  • Включение семейных факторов в планирование лечения подростковой депрессии: Воспринимаемая родительская критика предсказывает продольную траекторию симптомов в исследовании Youth Partners in Care.

    Rapp AM, Chavira DA, Sugar CA, Asarnow JR. Рапп А.М. и др. J Аффективное расстройство. 2021 1 января; 278: 46-53. дои: 10.1016/j.jad.2020.090,028. Epub 2020 11 сентября. J Аффективное расстройство. 2021. PMID: 32949872 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как матери подростков с хронической болью оценивают качество своей жизни?

    Скарштейн С., Бергем А.К., Хелсет С. Скарштейн С. и соавт. БМС Психология. 2020 16 июня; 8 (1): 64. doi: 10.1186/s40359-020-00430-4. БМС Психология. 2020. PMID: 32546203 Бесплатная статья ЧВК.

  • Научно обоснованные психосоциальные методы лечения проблем поведения у детей и подростков: обзор.

    Гатти У, Гратальяно I, Рокка Г. Гатти У и др. Психиатр Психологический Закон.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts