Ценностные ориентации тест рокича: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Методики исследования ценностных ориентаций у студентов

 » ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Курбатова Анна Валерьевна, магистр
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методики исследования ценностных ориентаций у студентов

Статья просмотрена: 341 раз
Дата публикации: 9.01.2019

УДК 37.03

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Курбатова Анна Валерьевна

магистрант

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования ценностных ориентаций у студентов. В статье речь идет об анализе наиболее подходящих методик исследования ценностных ориентаций студентов. Выбранные методики позволят наиболее эффективно определить ценностные ориентации студентов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, методика.

 

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Ценностные ориентации — это психологический орган, механизм личностного роста и саморазвития, носящий развивающийся характер и представляющий собой динамическую систему. Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе.

Для студентов годы обучения — один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества.

Для определения характерного содержания системы ценностей современных студентов была использована методика М. Рокича. [1] Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два вида ценностей:

а) Терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

б) Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей и 18 наименований инструментальных ценностей. Тест-анкета выдавалась  испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого. Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая — 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов — значимые; 7-12 баллов — менее значимые; 13-18 баллов — не имеющие значения.

Терминальные ценности включают следующие:

1)                 активная, деятельная жизнь;

2)                  жизненная мудрость;

3)                  здоровье;

4)                 интересная работа;

5)                 красота природы и искусства;

6)                 любовь;

7)                  материально обеспеченная жизнь;

8)                 наличие хороших и верных друзей;

9)                  общественное признание;

10)             познание;

11)             равенство;

12)             самостоятельность;

13)              свобода;

14)             счастливая семейная жизнь;

15)              творчество;

16)              уверенность в себе;

17)              удовольствия.

Инструментальные ценности:

1)                 аккуратность;

2)                  воспитанность;

3)                  высокие запросы;

4)                  чувство юмора;

5)                  исполнительность;

6)                  независимость;

7)                 непримиримость к недостаткам;

8)                  образованность;

9)                  ответственность;

10)             рационализм;

11)              самоконтроль;

12)             смелость в отстаивании своего мнения;

13)              твердая воля;

14)             терпимость к взглядам и мнениям других;

15)              широта взглядов;

16)              честность;

17)              эффективность в делах;

18)              чуткость. 

Анализируя индивидуальную иерархию ценностных ориентации, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки.

Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой «последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между собой «блоков». Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям. Вот несколько примеров для терминальных ценностей. Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно Объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).
Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность). Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).
Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования.

Однако стоит отметить, что в 1992 году  Шалом Шварц  разработал опросник, используя методику Рокича, изменив, расширив и усовершенствовав её концептуальную базу. Значительная часть слов-индикаторов в опроснике Шварца была заимствована именно из списка Рокича (21 пункт), а остальные из различных международных исследований и из текстов по религиоведению. [2]

Шварц, заново проанализировал некоторые из ранее собранных данных и предложил типы ценностей, которые отчасти подтвердили выделенную Рокичем теорию из двух векторов ценностей. На основе имеющихся сведений Шварц и разработал новую теорию исследования ценностных ориентаций. Полученные данные Шварц использовал для моделирования теоретически обоснованной методики, охватывающей широкий спектр ценностей. В современной науке и практике существует актуальная потребность в таких инструментах измерения, которые имели бы достаточно разработанную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения как групповых ценностей, так и ценностей отдельного человека.

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.

Опросник состоит из двух частей:

Первая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, которые оказывают влияние на личность, но не всегда проявляются в социальном поведении. Эта часть состоит из двух списков существительных, включающих 57 ценностей. Опрашиваемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от «Противоречит моим ценностям» (-1) до «Важнейшая в моей жизни» (+7).

Вторая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, которые чаще других проявляются в поведении человека. Вторая часть состоит из 40 описаний человека в виде прилагательных, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала из пяти баллов.

Оценка каждой позиции по собственной шкале (а не ранжирование, как делал Рокич), позволяет исключить фактор взаимозависимости значений предлагаемых характеристик. Наличие отрицательного пункта шкалы позволяет выявить ценности, от выражения или распространения которых люди стремятся воздерживаться в своем поведении.

Также мы использовали  весьма оригинальную методику А.П. Вардомацкого – аксибиографическая методика, направленная на выявление жизненных ценностей отдельных индивидов или социальных групп. Она основана на методе интервью. Каждый респондент заполняет 15 карточек, записывая 15 наиболее важных событий как из своего прошлого, так и из предполагаемого (желаемого) будущего. В ходе беседы с респондентом, исследователь пытается выявить ценностное содержание каждого события, проникнуть в более глубокие слои ценностного сознания респондента. Так, последовательным образом, для каждого события, отмеченного респондентом, выявляется ценность самого высокого уровня обобщения. На выходе получается набор ценностей, характеризующий данного человека или данную группу.

Таким образом, мы изучили ряд известных методов межкультурных исследований ценностей. Среди них мы отобрали самые оригинальные и эффективные, на наш взгляд, методики – психологический опросник С. Шварца и аксибиографическая методика А.П. Вардомацкого. Эти разнообразные методики позволили нам привлечь к исследованию различные методы – наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование. Это необходимо для всестороннего анализа такого сложного феномена, как ценностные ориентации.



Список литературы:

  1. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. — Т.1. — М., 2000.- С. 25 — 29.
  2. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol.58. — № 5. — P.550-562.



Комментарии:

 

ответов и интерпретаций Роршаха

реакция и интерпретаций Роршаха
Главная DH-Debate

5. Тест Роршаха на чернильные пятна

7. ТАТ и тест на уровень амбиций

1. Сексуальные реакции 2. Зеркальный ответ
3. Реагирование на продукты питания 4. Весь ответ
5. Ответ отдела 6. Подробный ответ
7. Общий ответ 8. Реакция движения
9. Цветовая чувствительность 10. Оттенок
11. Чернильное пятно I-X 12. Литература

1. Сексуальные реакции

Почти все кляксы имеют некоторые особенности, которые могут вызвать сексуальные интерпретации, но разумно ограничить их. В некоторых руководствах по интерпретации указывается, что более четырех сексуальных реакций из десяти карт указывают на шизофрению.

Заштрихованы 10 карт Роршаха с наиболее очевидными вариантами сексуальных реакций. Фото Йонаго Акта Медика.

Некоторые психологи считают, что сексуальные чувства и интерпретации бессознательно присутствуют все время (Фрейд). Поэтому о кляксах, напоминающих пенис, вагину или грудь, следует сказать что-нибудь положительное. Например, красная капля может напоминать женские гениталии, но об этом не хочется говорить, желая не переоценить сексуальные реакции. В этом случае лучше сказать, что он похож на бабочку, чем сказать, что он похож на краба, так как бабочки вызывают более положительный отклик. Неположительный ответ на такие потенциально сексуальные мотивы может свидетельствовать о некоторых проблемах в отношениях с противоположным полом.

Слева: чернильное пятно, напоминающее женские гениталии, орхидею или микроскопическое водное животное.
Справа: чернильное пятно, напоминающее двух целующихся морских коньков.

Если у испытуемого слишком мало сексуальных реакций, это может указывать на сексуальную неудовлетворенность.

Традиционно существует пять деталей ответа, которые часто ассоциируются с гомосексуализмом. А именно, что испытуемый рассказывает, что он видит: 1) ягодицы и анус, 2) женскую одежду, 3) мужские и женские половые органы, 4) человеческие фигуры без мужских и женских черт, 5) человеческие фигуры с мужскими и женскими чертами.

Большое количество сексуальных реакций указывает на шизофрению. Однако полное отсутствие сексуальных толкований также будет непривычным, по крайней мере, если заявителем является мужчина. Говорят, что мужчины думают о сексе до 50 раз в день.

2. Зеркальные ответы

Типичное симметричное чернильное пятно — это не оригинальная карта Роршаха.

Роршах сложил все карты по центральной оси в мокром состоянии так, что они все симметричны, и так и заманчиво повернуть их на девяносто градусов и интерпретировать как что-то, что отражается в воде. Однако это не мудро. Интерпретация Роршаха Экснера воспринимает такие зеркальные ответы как результат «самоанализирующей и вдумчивой личности».

Всего одна зеркальная реакция такого рода приведет к тому, что испытуемый будет обозначен как «эгоцентрик» с «выраженной склонностью к переоценке собственной ценности». «Дрейфующие облака», «отвар болотной жены» и тому подобные отклики будут приравнены к отражениям в воде.

Отражение ответов довольно очевидно, но опасно. Для уголовных преступников зеркальные реакции используются, чтобы отличить психопатов от непсихопатов, и «соответствуют патологическому нарциссизму и всемогуществу, как отмечено в антисоциальном расстройстве личности» 9.0090 (Gacono & Meloy, 1992, стр. 401; см. также Gacono & Meloy, 1994).

3. Реакция на продукты питания

Если испытуемый интерпретирует только одно из чернильных пятен как пищу, то в руководстве по интерпретации Экснера говорится: «Ожидается, что этот человек проявит более аддиктивное поведение, чем обычно ожидается».

4. Полные ответы

Если испытуемый делает общий обзор изображения, оно, согласно системе оценок Экснера, интерпретируется как интеллектуальный потенциал и лидерские качества. Поэтому было бы разумно взглянуть на изображение целиком, прежде чем что-либо говорить.

Некоторые испытуемые пытаются поместить различные элементы изображения в контекст, они пытаются, так сказать, связать детали, выдвигая гипотезу или теорию. Психологи Роршаха говорят, что вся реакция указывает на абстрактное мышление и амбиции.

Это особенно верно для карт, которые содержат много элементов, таких как VIII, IX и X. Например, можно сказать, что VIII — это герб или торс для медицинских инструкций. Если ответ испытуемого включает все чернильное пятно целиком, его называют «W-ответом» (W — целое). (Все типы ответов имеют такое буквенное обозначение.)

Взрослые испытуемые набрали в среднем 38% «W-ответов». Обычно они находятся в диапазоне 29% — 46%. Противоположностью являются «D-ответы» (D для деталей), когда испытуемый интерпретирует только части чернильного пятна.

Высокий процент «W» также указывает на творчество, а низкий процент «W» указывает на депрессию.

5. Ответы отдела

Разбивка изображения на модули и подобласти будет отражать здравый смысл. Например, карту X можно разделить на три области разного цвета.

6. Подробные ответы

Внимание к деталям можно интерпретировать как импульсивность или настороженность, способность видеть то, что упускают из виду другие. Однако, если рассматривать слишком много деталей, это будет указывать на увлечение обыденным, ригидным навязчивым мышлением, а иногда и на паранойю.

Слева: знаменитая картина «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка. В центре изображения находится пугающая деталь.
Справа: может быть трудно отделить лицо посередине, но контур может выглядеть как фонтан в стиле рококо. Интерес к деталям в середине будет оцениваться по тревоге.

Лучше всего оторваться от возможной пугающей или эротической детали в центре пятна и попытаться интерпретировать силуэт и целое. Чернильное пятно может, например, содержать миниатюрное лицо или подобное ему посередине, напоминающее норвежскую картину «крик». Нехорошо для начала отвечать на такие подробности; это может привести к беспокойству.

7. Схема ответов

Интерес к контуру пятна укажет на рациональные способности. Например, можно сказать, что силуэт карты VI напоминает некую камбалу, плавающую по морскому дну.

Интерес к схемам напоминает о подходе «полные ответы», о котором упоминалось выше. Однако целостный подход также включает элементы схемы и может также описывать всю ситуацию.

8. Реакция движения

Психологи Роршаха считают, что наблюдение движения на неподвижной карте Роршаха будет выражением воображения. Следовательно, может быть разумно описать то, что человек видит, как нечто, что ходит, бегает, танцует, летает, плавает, падает и так далее.

В некоторых руководствах предписывается, что реакция движения должна быть первой идеей испытуемого, в противном случае она не считается признаком воображения.

Психологи считают, что когда испытуемый видит движущихся людей, это признак зрелого мышления, интеллекта и творчества — то есть до тех пор, пока он может сделать движение вероятным. Ведь великая заслуга художников эпохи Возрождения заключалась в том, что они умели изобразить на картине движение.

Вид животных в движении указывает на глубинные потребности и побуждения. Животные в движении также могут указывать на динамичный способ решения проблем.

Но когда испытуемый видит движение неодушевленных предметов, которые не должны двигаться, это свидетельствует о стрессе и беспокойстве.

9. Цветовые ответы

Ответы, которые подразумевают цвета, будут указывать на эмоции. Обратите внимание, что пять карт черно-белые, а пять содержат цвета. Если, например, кто-то говорит, что два человека на карточке II — рождественские гоблины, потому что у них красные шапочки, то вы дали цветной ответ.

Психологи Роршаха считают, что цветовые реакции указывают на склонность осознавать и выражать эмоции.

Тестируемый изучает карту Роршаха. Фото Твиттер.

Если испытуемый сначала говорит о форме чернильного пятна, а затем упоминает его цвет, это хороший знак. У него есть четкая картина реальности, в которую он уместно добавляет эмоции. Но если он сначала реагирует на цвета, а потом упоминает форму, или говорит о цветах, вообще не упоминая формы, это будет означать, что его эмоции преобладают над рациональным мышлением. Если он вообще не упоминает цвета, это может означать, что он подавляет свои эмоции.

Тестируемых, которые колеблются, прежде чем комментировать цветные карточки, но не черно-белые, сам Роршах называл «педантами» или «размышляющими». Цвета представляют эмоции, и поэтому он полагал, что такое колебание при встрече с первой тестовой картой с цветами свидетельствует о том, что они невротически подавляли свои эмоции.

10. Оттенок

Их называют чернильными кляксами, но Герман Роршах не поливал чернилами случайным образом какой-то лист бумаги. Он был блестящим художником-художником, тщательно нарисовавшим десять картин, которые мы никогда не забудем, увидев их.

Он использовал акварели, которые очень подходят для создания цветовых оттенков, то есть постепенных цветовых переходов, в основном от светло-серого к серому, темно-серому и далее к черному. Он также окрашивал цветовые оттенки в другие цвета.

Цветовые оттенки серого могут быть очень выразительными, стоит только подумать о черно-белых фотографиях. Мы называем это оттенками серого.

Интерес к Цветовые оттенки будут интерпретироваться как выражение стресса, беспокойства, депрессии и чувства потери контроля.

11. Реакции поверхностной структуры

Особенно интересным типом реакции цветового оттенка является реакция структуры поверхности. Это когда испытуемый рассматривает область чернильного пятна и, основываясь на цветовых оттенках, представляет, как будет ощущаться эта поверхность, например, гладкой, шероховатой, острой, волосатой или неровной.

Психологи Роршаха считают, что такие реакции характерны для людей, которые испытывают особый тип стресса, связанный с одиночеством и отсутствием человеческого контакта. Люди, разлученные со своими близкими, склонны давать больше поверхностно-структурных ответов, чем другие. Интерес к поверхностной структуре указывает на потребность в эмоциональной связи с другими. Многие реакции структуры поверхности указывают на необходимость ухода.

У большинства испытуемых — фактически 88 % взрослых мужчин и 89 % взрослых женщин — в отчете Роршаха присутствует по крайней мере один поверхностно-структурный ответ.

11. Чернильные пятна I-X

Чернильное пятно I

Первое пятно легко, и вы сможете быстро дать очевидный ответ. Испытуемый, вероятно, может увидеть летучую мышь, бабочку, мотылька, маску, выдолбленную тыкву со светом внутри. Можно сказать, что центральная часть капель образует женскую фигуру. Не следует говорить о ней ничего дурного, например, что у женской фигуры четыре груди и нет головы. Это просто туловище, как у Венеры из Милета. В некоторых руководствах по интерпретации предписывается, что реакция, морда животного, предполагает паранойю.

Ответ «мёртвая летучая мышь» будет однозначно отрицательным.

Некоторые поворачивают его на 90 градусов и видят броненосец, который прокладывает себе путь по воде, со своим отражением в воде. У него несколько пулевых отверстий посередине. Это может указывать на то, что этот человек чувствует себя обиженным, человек может чувствовать себя уязвимым, но, несмотря на то, что травма продолжается, он продолжает жить так, как может.

Военный корабль в конечном счете является оружием, негативным ответом, и поэтому этот ответ также указывает на агрессию и разочарование.

Ответный линкор может также означать, что человек чувствует угрозу и чувствует тревогу. Например, человек может сказать: «Мне не нравится эта картинка — она похожа на броненосец».

Реакция «Морской бой» является реакцией движения, которая также содержит зеркальное отображение — указывает соответственно на воображение и эгоцентрическую самооценку.

Некоторые интерпретируют карту как ангела с распростертыми крыльями. Толкование «ангел» всегда указывает на невинность, добро и чистоту. Может быть, человек был связан с морально неприемлемыми событиями, но чувствует себя невиновным.

Ответ «Женское тело с раскинутыми руками и большой грудью» — подойди ко мне — возможно эротический ответ. Он также может выражать стремление к заботе. Это также может быть представление женщины о себе как о эротически привлекательной.

Некоторые видят двух человек, которые нападают на третьего посередине. Тогда это будет указывать на разочарование, агрессию или тревогу, в зависимости от того, кем идентифицирует себя испытуемый.

Если испытуемый скажет, что это похоже на двух людей или животных, нападающих на женщину посередине, это будет означать, что он не доволен своим телосложением.

Несовершеннолетняя девочка, подвергшаяся сексуальной эксплуатации, увидела двух человек, поднимающих руки друг на друга, нападающих друг на друга. (движение в ответ) Она увидела пятна крови.

Мужчина дал ответ: «Группа горняков, которые бурят вглубь центра Земли». Этот ответ представляет собой игнорирование действительности, поскольку карта, по мнению психолога, совершенно не похожа на шахтеров — и, следовательно, указывает на шизофрению.

Можно увидеть влагалище там, где должна быть голова, но, как упоминалось выше, разумно проявлять осторожность при сексуальных реакциях.

Чернильное пятно II

Важно видеть, что это выглядит как две человеческие фигуры. лицом друг к другу, женщины или гоблины. Если вы этого не видите, это будет означать, что у вас проблемы с межличностными отношениями.

Если вы не хотите сказать, что красная область на коленях фигурок напоминает вагину, то лучше сказать, что она похожа на бабочку, чем на краба. Там, где встречаются руки людей, возможно, можно увидеть пенис. Область между персонажами может быть входом в пещеру или реактивным истребителем, видимым сверху.

Ответ может быть «два бойцовских медведя — повсюду кровь», это будет означать чувство подавленной агрессии, защитную дистанцию ​​к чувству гнева, ожидание личной конфронтации или ожидание нанесения ущерба.

Почти излишне упоминать, что ответ «разбитое насекомое на лобовом стекле» будет оцениваться по гневу и разочарованию.

Некоторые видят морду кошки или медведя с кровью на морде и вокруг рта. Тогда это будет отрицательный ответ, который оценивается по гневу, беспокойству и тому подобному.

Ответ «два клоуна» можно забить на «Самовлюбленное отражение» — «мое счастье зависит от твоего отражения моего счастья». («Современная интерпретация Роршаха» Дж. Рида Мелоя). На первый взгляд, иначе мы бы подумали, что «клоуны» — вполне невинный и очевидный ответ.

Подопытный дал ответ: «Это напоминает мне о насилии». Считается, что карта II чаще всего вызывает реакцию, связанную с насилием.

Несовершеннолетняя девочка, подвергшаяся сексуальному насилию, увидела в чуть более темных участках влагалище, красное — оттуда вытекала кровь.

Один дал ответ: «Встретились две черные тучи. Это похоже на дождь, когда идет буря». Экснер считает, что реакция на дрейфующие облака связана с «эгоцентризмом» и «явной тенденцией переоценивать свою личную ценность». Поскольку это еще и грозовые тучи, это также будет оцениваться как негативная реакция и, следовательно, на подавленную агрессию, разочарование и гнев.

Чернильное пятно III

Эта карта укажет на сексуальную ориентацию испытуемого. Большинство увидит две человеческие фигуры, обращенные друг к другу, в окружении цветов, орхидей и бабочки.

Три четверти испытуемых говорят, что видят на этой карточке людей. Если испытуемый не увидит хотя бы одну человеческую фигуру, это будет расценено как необычная реакция на социальное взаимодействие.

Может быть, они танцуют вокруг барабана, склоняются над столом, собирают что-то, например, клубнику или грибы. У них обоих, кажется, есть грудь, а также пенис. Если испытуемый ничего не говорит о поле человека, психолог будет настаивать на том, чтобы он сделал ставку.

Если испытуемый слишком долго колеблется, чтобы дать ответ на этот образ, некоторые психологи Роршаха интерпретируют его в том смысле, что он может быть осторожным, невротичным или лишенным самосознания в социальных ситуациях.

Если персонажи представляются мужчинами, это будет означать гетеросексуальность, независимо от того, является ли испытуемый женщиной или мужчиной.

Если кто-то увидит в персонажах женщин, это будет гомосексуальная реакция, поскольку предполагается, что испытуемый, отвечающий таким образом, распознает гермафродитную природу персонажей.

Другой возможный ответ — «две собаки в цирке балансируют с чем-то на голове», что является положительным ответом.

Испытуемая увидела: «две женщины, которые боролись за то, что обе хотели иметь» — редкий ответ, предполагающий, что испытуемая озабочена соперничеством в своей жизни.

Мужчина дал ответ: «Двое мужчин били женщину по голове». Двое мужчин приемлемы, но «женская голова», по мнению психолога, представляет собой игнорирование реальности, поскольку она не похожа на женскую голову, и поэтому ответ указывает на шизофрению.

Ответ «две танцующие девушки, стоящие на плечах мужчины, который носит бабочку» кажется невинным действием, но тем не менее засчитывается как отрицательный ответ, потому что девушки намного меньше, чем мужчина, и, следовательно, декорации несколько отключены и искалечены.

Чернильное пятно IV

Это «Отцовская карта». Большинство людей уже через несколько секунд могут представить гиганта, увиденного в перспективе снизу. Его принято интерпретировать как человека в большом пальто, шкуре животного или гориллы. Это может быть дракон с большими ногами, который бежит навстречу зрителю, видимому чуть сверху, или дракон, высунувший голову из своей пещеры. Вверху вы, возможно, можете увидеть влагалище.

Ответ испытуемого будет истолкован как его отношение к отцу, менеджерам и прочим властям. Если тестируемая женщина, это может показать ее отношение к мужчинам.

Третья нога гиганта с головой дракона напоминает огромный пенис. Если испытуемый так ясно видит пол своего отца, это будет означать натянутое отношение к отцу и вообще к властям; и это сделает его менее подходящим для карьеры в крупной организации, подумает психолог.

Если вы видите голову дракона, это должен быть дружелюбный дракон, так как это потенциально сексуальный мотив.

Третью ногу также можно интерпретировать более нейтрально, как своего рода набедренную повязку, которая свисает спереди.

Если кто-то интерпретирует фигуру как атакующего дракона, медведя, монстра или гориллу, она будет оцениваться по гневу или беспокойству.

Его также интерпретировали как дерево с несколько странным внешним видом, возможно, рождественскую елку.

Одна женщина дала ответ: «Утки, которые высовывают голову из куста в противоположные стороны» — воображаемое в поисках защиты, представляющее гнев и отчуждение.

Чернильное пятно V

Сам Роршах считал, что эту картину легче всего интерпретировать. Это летучая мышь, ласточка или бабочка. Если вы видите крокодильи головы на кончиках крыльев, это признак враждебности. Если вы видите антенны или парусник в виде ножниц, это предполагает комплекс кастрации.

Легко увидеть летучую мышь или бабочку. Но также верно и то, что эта карта, как правило, не вызывает столько откликов, как большинство других. В литературе не так много откликов на эту карту.

Поэтому некоторые психологи пришли к выводу, что если человек дает больше интерпретаций этой картинки, чем на предыдущей и последующей цифрах IV и VI, то это может быть признаком шизофрении. Они, видимо, считают, что эта карта не «содержит» столько образов и ассоциаций, как другие карты, поэтому, если кто-то думает, что он может увидеть там что-то еще, это должно быть пренебрежение реальностью.

Некоторые могут увидеть двух животных, которые бьются друг о друга головами, что является мотивом, характеризующимся борьбой и борьбой, и, следовательно, отрицательной реакцией.

Геи больше склонны видеть на этой карте существ — наполовину животных, наполовину людей.

Представим себе испытуемого, который долго смотрит на эту карточку, немного вертит ее и говорит: «Трудно было». Он обязательно забьет депрессию, потому что, во-первых, он слишком долго отвечает, а во-вторых, это самая простая карта, и поэтому она должна быть самой легкой для быстрого ответа.

Чернильное пятно VI

Это чернильное пятно считается наиболее очевидным сексуальным мотивом. Он напоминает женские половые органы с половыми губами, клитором и волосами. Выше также можно увидеть пенис, включая волосы. Сексуальную интерпретацию трудно обойти. Если вы его не видите, это признак того, что у вас сексуальные проблемы.

Также это могут быть две театральные маски или лица с длинными носами и рогами, смотрящие в противоположные стороны. Вы можете перевернуть изображение на 180 градусов и интерпретировать его как шкуры животных, висящие на стене, с хвостом, свисающим вниз. Это может быть морская ракушка, украшенная цветком. Может быть, это луч, плывущий по дну.

Вы также можете повернуть его на 90 градусов и сказать, что он своим зеркальным отражением напоминает корабль или подводную лодку на поверхности спокойной воды. Тогда это будет зеркальная реакция, указывающая на эгоцентрическую переоценку себя. Подводная лодка — это тоже оружие, и она будет символизировать чувство гнева и агрессии.

Женщина дала ответ «гора», если это в значении «трудно подняться», это может указывать на тревогу. Ответ «остров» предполагает страх быть изолированным или оставленным в одиночестве.

Реакция «переехать кошку на шоссе» или тому подобное обычно указывает на подавленный гнев, разочарование и агрессию.

Некоторые отвечают «медуза, которая ест насекомое».

Японцы часто дают ответ «музыкальный инструмент» для этой карты.

Чернильное пятно VII

Это «образ матери». На снимке могут выглядеть две женщины, очень стройные в талии — с немного необычными прическами. Реакция испытуемого на эту картинку должна показать, что он на самом деле чувствует к своей матери. Если он интерпретирует это как двух ведьм, сплетниц, ссорящихся или коварных женщин, это предполагает плохие отношения с его матерью.

Пациент-мужчина интерпретировал это как два человека, «которые смотрели друг на друга, смотрели друг на друга, как будто они поссорились и больше не имеют сил что-то сказать». пациент и его жена.

Говорят, что некоторые испытуемые могут видеть грозовые тучи, это указывает на тревогу. Некоторые видят картину как двух пернатых индейцев, которые склеивают головы, чтобы что-то замыслить.

Если он повернулся на 180 градусов, это может быть каменный мост над каньоном.

Белое пространство между двумя девушками можно рассматривать как масляную лампу или что-то подобное. Некоторые психологи считают, что это могут видеть только шизофреники.

Подопытная женщина дала ответ: «женские гениталии открылись, так как их разорвали». Этот ответ не особенно позитивен и представляет собой ощущение уязвленной женственности.

Ответ: «Маленькая девочка, которая видит себя в зеркале» — явный признак эгоцентрического нарциссизма.

Чернильное пятно VIII

Важно, чтобы вы видели двух четвероногих животных с каждой стороны фигуры. Если вы их не видите, это говорит о психическом дефекте.

Очевидно разделить эту карту на подэлементы и подобласти и, таким образом, оценить здравый смысл. Например, вы можете разделить карту на области разного цвета.

Серый треугольник наверху может обозначать дерево. Синяя область посередине может быть летающим драконом. Нижняя оранжевая область выглядит как вагина или бабочка.

Карту можно повернуть на 90 градусов и превратиться в пантеру на камне, отражение пейзажа в реке. Поскольку это рефлексивная реакция, она вызовет интерпретацию «эгоцентрической завышенной самооценки».

Ответ: «Два животных спасаются бегством, чтобы избежать пламени ада внизу» символизирует страх перед опасными для жизни силами, которые испытуемый не может контролировать — возможно, чувство вины за действия в прошлом, которые не могут быть изменен.

Если вы ответите, что все изображение похоже на герб, вы продемонстрировали некоторое чувство целостности и указали на хорошие организаторские способности. Его также можно увидеть как пластиковый торс, демонстрирующий внутренние органы человека, легкие, печень, почки и т. Д. С позвоночником посередине. Этот ответ будет «полным» ответом, а также укажет на хорошие организаторские способности и лидерские качества.

Чернильное пятно IX

Это можно интерпретировать как запуск ракеты с пламенем внизу, черным дымом вверху и тонкой ракетой посередине. Или просто представить себе пожар с черным и желтым дымом. Это может быть разноцветный цветок.

Когда вы повернете его на 90 градусов, вы увидите лицо как в розовых областях внизу, так и в синих областях.

Говорят, что параноики заметят ярко-зеленое грибовидное облако, окруженное желтым цветом в центре вверху. Неразумно представлять сражающихся людей или монстров в желтой области выше. Это будет признаком социальной дезадаптации.

Здравый смысл можно оценить, разделив изображение на три области по цвету.

Целесообразно давать меньше интерпретаций этому изображению, чем предыдущему и следующему, чтобы избежать подозрений на шизофрению.

Чернильное пятно X

Целью этой кляксы может быть проверка организационных способностей человека. Можно найти синих крабов или пауков, серых крабов и креветок, оранжевых фруктов, зеленых гусениц, красных морских огурцов и коричневых мышей. Ожидается, что испытуемый упомянет все это.

Но он также должен иметь возможность видеть всю картину. В том смысле, что вся картина может напоминать жизнь на дне океана или взгляд на амеб через микроскоп.

Если вы видите серых мышей или креветок в центре вверху в виде двух животных, поедающих палку, это указывает на тревогу по поводу кастрации, так как предполагается, что серая палочка символизирует пенис, даже если испытуемый этого не говорит.

Некоторые испытуемые после продолжительного времени отклика видят что-то, что распадается, рушится, падает или взрывается, или наблюдают за извержением вулкана. Это может свидетельствовать о следующем:

— 1. У испытуемого могут быть навязчивые мысли о том, что он вот-вот деградирует физически или умственно, или находится на грани деградации.

— 2. Испытуемый находится в депрессии и озабочен старением или потерей функций, особенно у пожилых людей.

— 3. Потеря самоконтроля и риск деструктивного и неадекватного поведения.

12. Литература

LISTVERSE De ti Rorschach kort.
Тест Роршаха — ParentingPlan.net 10 коротких и медленных ответов.
The Inkblot.com — Онлайн-тест Роршаха Онлайн-тест Роршаха с множественным выбором с чернильными пятнами в виде теней, т. е. контуров.
Тест Роршаха Wikipedia.
Метод чернильных пятен Роршаха — наука или лженаука? Скептик Великих Равнин.
«Принципы интерпретации Роршаха» Ирвинга Б. Вайнера.
«Современная интерпретация Роршаха» Дж. Рида Мелоя.
«Экспресс-психологическая оценка» Джейсона Т. Олина, Кэролин Китинг.
Эта статья является вкладом в дебаты о личностных тестах, и Клуб дебатов Далум Хьяллезе не несет ответственности за использование статьи в реальной жизни.
К началу
20180815

Роршах — надежность и достоверность

Роршах — надежность и достоверность

Томас Ф. Collura

. Rorschach — это психометичный реакции на то, что человек видит на изображениях. Его проводит экзаменатор, который задает вопросы и записывает ответы. На основе ответов субъекта можно определить набор переменных, которые используются для определения его личности по набору различных осей. Он предназначен для получения точной информации, имеющей диагностическое значение в клинической работе. О тесте Роршаха написано огромное количество литературы, но спустя почти 100 лет он остается спорным инструментом. В этом отчете обсуждается надежность и достоверность теста Роршаха на основе обзора соответствующей литературы.

Согласно опубликованным отчетам, тест Роршаха можно считать надежным и действительным психометрическим инструментом при соблюдении определенных условий. Во-первых, его проводит опытный, компетентный и обученный экзаменатор. Другим условием является использование известного и структурированного метода оценки. Из структурированных методов существует более одного варианта. Наиболее широко признанной системой является комплексная система (CS), описанная Exner (1993). Последнее условие заключается в том, чтобы его применяли к подходящей популяции и с соответствующей целью диагностики или оценки, для которых была продемонстрирована валидность.

Надежность зависит от способности последовательно достигать данного измерения (Weiner & Greene, 2008). Viglione and Taylor (2003) специально изучили этот вопрос с помощью комплексной системы. Они сообщили, что в их собственном исследовании среди 84 оценщиков, оценивающих 70 переменных Роршаха, была сильная надежность между оценщиками, особенно для переменных базовой оценки. Они также рассмотрели 24 ранее опубликованные статьи, во всех из которых сообщалось о различной надежности между экспертами. В большинстве этих исследований сообщалось о надежности в диапазоне от 85% до 9%.9%. Помимо межэкспертной надежности, еще одним важным соображением является надежность повторных испытаний. Экснер (цитируется по Groth-Marnat, 2009, стр. 389-90) сообщил о достоверности от 0,26 до 0,92 за интервал в 1 год с учетом 41 переменной; четыре из них были выше 0,90, 25 между 0,81 и 0,89 и 10 ниже 0,75. Однако самые ненадежные переменные относились к изменениям состояния. Далее было отмечено, что коэффициенты, отношения и проценты, на которые полагались больше всего, были одними из самых надежных. Таким образом, можно сделать вывод, что комплексная система может обеспечить высокую надежность при использовании в условиях, применяемых в этих исследованиях.

Валидность зависит от способности теста измерять конструкты, для измерения которых он предназначен (Wiener & Greene, 2008). Валидность в этом случае можно оценить, сравнив тест Роршаха с клиническими данными или с другими установленными тестами личности. Weiner (2001), например, заявил, что величина эффекта достоверности теста Роршаха «почти идентична» MMPI (Weiner, 2001, стр. 423). Грот-Марнат (2009, стр. 391) указал, что результаты исследований валидности теста Роршаха были неоднозначными, но их путали различные факторы, включая «тип системы подсчета очков, опыт подсчета очков и тип населения». Ранние исследования давали оценки достоверности от 0,40 до 0,50, но более поздние исследования показали, что оценки составляют всего 0,29.. Однако такие исследования были дополнительно смешаны такими переменными, как возраст, количество ответов, вербальные способности, образование и другие смешанные факторы, которые не контролировались.

Более поздние исследования валидности дали смешанные результаты. Смит и др. (2010) оценивали достоверность теста Роршаха при оценке последствий травмы с использованием другой системы, «логического теста Роршаха», разработанного Вагнером (2001, цит. по Smith et al., 2010). Они нашли «двусмысленные» результаты, но указали, что LR «может иметь некоторую достоверность при оценке явлений, связанных с травмой». Вуд и др. (2010) оценили тест Роршаха, используя метаанализ 22 исследований, включающих 780 судебно-медицинских экспертов, в попытке отделить психопатов от непсихопатов. Они сообщили о среднем коэффициенте достоверности 0,062 с использованием всех переменных и достоверности 0,232 с использованием индекса агрессивного потенциала. Они пришли к выводу, что их результаты «противоречат мнению о том, что тест Роршаха является клинически чувствительным инструментом для различения психопатов от непсихопатов». (Вуд и др., 2010, стр. 336). Другой результат был сообщен Линдгреном, Карлссоном и Лундбаком (2007), в котором они не обнаружили совпадения между тестом Роршаха и самооценкой личности с использованием MMPI-2.

Тогда остается вопрос: если тест Роршаха относительно надежен, что он измеряет, если он не имеет тех же размеров, что, например, MMPI или судебная психопатология? Hilsenroth, Eudell-Simmons, DeFife и Charnas (2007) обнаружили, например, что тест Роршаха эффективен для дифференциации пациентов с психотическими расстройствами от непациентов, а также от пациентов с расстройствами личности. Они пришли к выводу, что тест имел клиническую значимость для диагностики и оценки в этой популяции. В другом исследовании Liebman, Porcerelli и Abell (2005) сообщили о коэффициенте достоверности 0,71 у 150 подростков при сравнении переменных агрессивности Роршаха со шкалой оценки насилия – пересмотренной. Porcelli and Mihura (2010) оценили шкалу алекситимии Роршаха (RAS) как специфический показатель для выявления алекситимии в психиатрической популяции. Они изучили 219пациентов и сообщили о частоте попаданий 92%, чувствительности 88% и специфичности 94%. Эти результаты, взятые вместе, подтверждают достоверность теста Роршаха, но также подчеркивают важность определения системы подсчета и населения при оценке достоверности теста Роршаха.

У Роршаха определенно были недоброжелатели. Гроув, Барден, Гарб и Лиленфельд (2002) представили особенно негативную резюмирующую точку зрения на тест Роршаха и пришли к выводу, что его обычно не следует принимать в показаниях в суде. Они основывали этот вывод в значительной степени на метаанализе большого количества исследований и использовали такие наблюдения, как то, что оно «охвачено интенсивными научными спорами», что имели место «горячие обмены мнениями между сторонниками и критиками» и « большинство (на самом деле, по всей вероятности, значительное большинство) соответствующего научного сообщества не считает RCS надежной системой». Они ссылаются на слабые стороны, такие как неадекватные нормы, переоценка психопатологии и дезадаптации, а также неприемлемая надежность в диапазоне от 0,45 до 0,56. Однако эти глобальные обвинения не обязательно относятся к конкретному практикующему врачу или группе, использующей тест Роршаха последовательно с определенной группой населения с адекватным контролем переменных. Этот анализ также должен был включать более ранние исследования, в которых, как указали Rose, Kaser-Boyd и Maloney (2001), использовались нестандартное введение и другие системы оценки. Таким образом, эти выводы больше относятся к неадекватности существующей базы опубликованной литературы и возможности повсеместного несоответствия в исследованиях Роршаха и его применении, а не к отсутствию потенциальной надежности и валидности теста при его правильном применении.

Таким образом, можно сделать вывод, что тест Роршаха надежен при оценке с использованием определенной рейтинговой шкалы и соответствующего набора экспертов. Межэкспертная надежность и надежность повторных испытаний могут быть приемлемыми в этих условиях. Валидность также может быть продемонстрирована, но она зависит от дополнительных факторов, которые относятся преимущественно к популяции и предполагаемому использованию. В некоторых случаях, таких как судебная психопатология или в качестве альтернативы MMPI, в исследованиях было продемонстрировано, что его достоверность сомнительна. В других случаях, таких как травма, было показано, что он имеет некоторую продемонстрированную достоверность. В других, таких как психиатрические проблемы психоза и восприятия или буйные подростки, он имеет большую продемонстрированную достоверность. Мой краткий вывод состоит в том, что тест Роршаха при правильном использовании может быть надежным. Его достоверность зависит от конкретной группы населения и предполагаемого использования, и она может варьироваться от относительно плохой до довольно хорошей. Таким образом, Weiner (2001, стр. 423) делает справедливое и применимое заявление, когда заключает, что тест Роршаха «очень хорошо работает для своих целей».

Ссылки

Экснер, Дж. Э. (1993) Роршах: комплексная система: Vol. 1. Основные основы (3-е изд.). Нью-Йорк Уайли.

Грот-Марнат, Г. (2009). Справочник по психологической оценке (5-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc.

Hilsenroth, MJ, Eudell-Simmons, EM, DeFife, JA, & Charnas, JW (2007). Индекс перцептивного мышления Роршаха (PTI): проверка надежности, достоверности и диагностической эффективности. Международный журнал тестирования, 7 (3), 269-291. дои: 10.1080/15305050701438033

Роуз, Т., Казер-Бойд. Н. и Мэлони, член парламента (2001). Основы оценки Роршаха. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc.

Либман, С.Дж., Порцерелли, Дж., и Абелл, С.К. (2005). Надежность и достоверность переменных агрессивности Роршаха с выборкой осужденных подростков. Журнал оценки личности, 85 (1), 33–39. дои: 10.1207/s15327752jpa8501_03

Линдгрен, Т., Карлссон, А., и Лундбек, Э. (2007). Нет согласия между тестом Роршаха и самооценкой личностных качеств, полученных из комплексной системы. Скандинавский журнал психологии, 48 (5), 399-408. doi:10.1111/j.1467-9450.2007.00590.x

Мусевич, Дж., Марчик, Г., Кнаусс, Л., и Йорк, Д. (2009). Текущая практика оценки, измерение личности и использование метода Роршаха психологами. Журнал оценки личности, 91 (5), 453-461. дои: 10.1080/00223890
7976

Порчелли, П., и Михура, Дж. Л. (2010). Оценка алекситимии с помощью комплексной системы Роршаха: шкала алекситимии Роршаха (RAS). Журнал оценки личности, 92 (2), 128-136. дои: 10.1080/00223890

8146

Вильоне, Д. Дж., и Тейлор, Н. (2003). Эмпирическая поддержка межэкспериментальной надежности комплексного кодирования системы Роршаха. Журнал клинической психологии, 59 (1), 112-121.

Вайнер, И. Р. (2001). Продвижение науки о психологической оценке: метод чернильных пятен Роршаха как образец. Психологическая оценка, 13 (4), 423–432.

Вайнер, И. Б., и Грин, Р. Л. (2008). Психометрические основы оценивания. В Справочнике по оценке личности (1-е изд.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts