Сизикова самоопределение психолога: Сизикова, Татьяна Эдуардовна — Самоопределение педагога-психолога в социокультурных традициях [Текст]

Содержание

Религиозное самоопределение психолога — Консалтинговый Центр Рефлексивного Управления РОСОРГКОНСАЛТ

Религиозное самоопределение психолога

Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой

Мы не акцентировали внимание на религиозном самоопределении психолога, только в связи с тем, что рассматриваем церковную религию как проявление культуры и об этом самоопределении речь шла выше. О личностной религии как чувстве, действии, опыте человека, постигающего себя как такового и вступающего в отношения уединения с тем и непосредственного переживания того, кого считает божественным, мы касались, раскрывая переживание мифа.

Самоопределение психолога дает возможность получать новое знание и вопрос его истинности может его волновать как волновал умы во все времена. Самой истинности как проблемы не существует в мифе и у психолога, творящего свой миф. Психолог уже обладает тем, что К. Роджерс назвал «организмическим доверием». Но познающего миф, идущего по пути самоопределения в культуре она волнует и решается в зависимости от того, какие способы переработки информации он выбирает и использует. Сквозь призму религиозных, научных или ненаучных концепций он просеивает поступающую информацию, используя рациональные (логические) или иррациональные приемы ее переработки.

Согласно Шлейермахеру все религии одинаково истинны, поскольку они всецело относят-ся к миру чувств и ничего общего с истинностью знания не имеют. Религия имеет дело не с познанием Бога или мира, а лишь с опытом нашего духа, внутреннего мира. Наука же ограничивается причинным объяснением взаимосвязи вещей и процессов. Наука и религия могут существовать независимо друг от друга. Такое разрешение противоречия между двумя способами построения картины мира возможно только из парадигмы разделения внутреннего и внешнего, что само по себе это противоречие не разрешает. Одни исследователи поддерживают мнение Шлейермахера, другие, как О. Пфлейдерер, придерживаются мнения что компромисс может быть достигнут на идее Бога, которая присуща нашему разуму и о которой писали все мыслители, начиная с Платона и Аристотеля. Единственной религии – буддизму эта идея не свойственна, и поэтому она атеистична.

Психология как наука (данный тезис также вызываем множество споров, о чем писал Т. Кун) в этом направлении продвинулась глубже других наук, что привело к возникновению христианской психологии. Психология в целом занимает особое место в системе наук — у нее нет возможности использовать для подтверждения истины истинный эксперимент, она существует не только как научное знание, но и как бытовая психология, потребляемая каждым человеком, у нее особый объект изучения – субъект, изменяющийся в каждом взаимодействии, жизненном событии и т.д. Эти и другие особенности определяют необходимость самоопределения психолога – консультанта не только в рамках культуры, религии, познании и творении собственного мифа, но и в способах переработки поступающей информации: научных или ненаучных, к которым мы не относим религию, т. к. в религии переплетены мифологические, мистические, научные способы построения образа мира.

ТИПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМ ДЛЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

УДК: 

376+37. 0

Сизикова Татьяна Эдуардовна

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

Волошина Татьяна Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск

Аннотация: 

В данной статье авторы рассматривают новый современный подход в психологическом консультировании – рефлексивное психологическое консультирование, истоки которого в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, гуманистическом подходе в психологии, а так же в методологии психологии и методологии психологического консультирования Авторы рассматривают новое направление оказания психологической помощи – рефлексивное психологическое консультирование, где предметом является рефлексия, а методом – метод прогрессивной рефлексии. Данный вид психологического консультирования позволяет психологу-консультанту применять многие адекватные для решения проблемной ситуации клиента приемы, разработанные в рамках других направлений и творить неповторимую эффективную консультационную работу. В работе представлена новая типология проблем клиента для психологического рефлексивного консультирования.

Ключевые слова: 

рефлексивное психологическое консультирование, рефлексия, самоопределение и саморазвитие, типология проблем.

Библиографический список: 

1. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
2. Волошина Т. В. О роли особенностей черт личности в регуляции деятельности //Личность в системе деятельности: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. – С. 45–46
3. Волошина Т. В. Психологические основы коммуника¬тивной подготовки будущих педагогов //Технологическое об¬разование на пороге третьего тысячелетия: Сборник трудов на¬учно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. – С. 56–62.
4. Гулдинг М. М., Гулдинг Р. Л. Психотерапия нового решения. Теория и практика. – М.: Независимая фирма Класс 1997. – 288 с.
5. Игнатенко О. Е., Агавелян О. К. К вопросу формирования механизмов толерантности и прощения у студентов педагогического вуза// Вестник педагогических инноваций, 2014. – №1 – С. 41–47
6. Сизикова Т. Э. Рефлексивное психологическое консультирование //Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18 – 19 октября 2011 г., Москва. – М.: Когито-центр, 2011. – С. 224–226.
7. Сизикова Т. Э.; Волошина Т. В. Рефлексивное психологическое консультирование как новое направление оказания психологической помощи. //Сибирский педагогический журнал. –2014. – №3.– С. 183–188.
8. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М.: Независимая фирма Класс, 2003. – 384 с.
9. Blaser, A. Problem-oriented psychotherapy / lane. with it. — М: An independent firm Class, 1998. — P. 320 P. (2006) Awakening the Dreamer: Clinical Journeys. Mahvali, NJ. Analytic Press.
10. Kohut H. (1971) The Analysis of the Self. New York. International Universities Press.

Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Эл. адрес: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2000 г., январь; 55 (1): 68–78.

doi: 10.1037//0003-066x. 55.1.68.

Р М Райан 1 , EL Deci

принадлежность

  • 1 Факультет клинических и социальных наук в области психологии, Рочестерский университет, Рочестер, Нью-Йорк 14627, США. [email protected]
  • PMID: 11392867
  • DOI: 10.1037//0003-066х.55.1.68

Р. М. Райан и соавт. Я психол. 2000 Январь

. 2000 г., январь; 55 (1): 68–78.

doi: 10.1037//0003-066x. 55.1.68.

Авторы

Р М Райан 1 , Э Л ​​Деци

принадлежность

  • 1 Факультет клинических и социальных наук в области психологии, Рочестерский университет, Рочестер, Нью-Йорк 14627, США. [email protected]
  • PMID: 11392867
  • DOI: 10.1037//0003-066х.55.1.68

Абстрактный

Люди могут быть активными и вовлеченными или, наоборот, пассивными и отчужденными, в основном в зависимости от социальных условий, в которых они развиваются и функционируют. Соответственно, исследования, основанные на теории самоопределения, были сосредоточены на социально-контекстных условиях, которые способствуют, а не препятствуют естественным процессам самомотивации и здорового психологического развития. В частности, были изучены факторы, которые усиливают или подрывают внутреннюю мотивацию, саморегуляцию и благополучие. Полученные данные привели к постулату о трех врожденных психологических потребностях — компетентности, автономии и привязанности, — удовлетворение которых приводит к усилению самомотивации и психического здоровья, а нарушение ведет к снижению мотивации и благополучия. Также рассматривается значение этих психологических потребностей и процессов в таких областях, как здравоохранение, образование, работа, спорт, религия и психотерапия.

Похожие статьи

  • Психологические потребности и содействие интегративным процессам.

    Райан РМ. Райан РМ. J Перс. 1995 г., сен; 63 (3): 397–427. doi: 10.1111/j.1467-6494.1995.tb00501.x. J Перс. 1995. PMID: 7562360 Обзор.

  • Использование теории самоопределения для объяснения спортивной настойчивости и выбывания спортсменов-подростков.

    Гарсия Кальво Т., Сервелло Э., Хименес Р., Иглесиас Д., Морено Мурсия Х.А. Гарсия Кальво Т. и др. Span J Psychol. 2010 ноябрь;13(2):677-84. дои: 10.1017/s1138741600002341. Span J Psychol. 2010. PMID: 20977017

  • Применение теории самоопределения к контексту донорства крови: исследование повышения компетентности, автономии и родства доноров крови (Blood Donor CARE).

    France CR, France JL, Carlson BW, Frye V, Duffy L, Kessler DA, Rebosa M, Shaz BH. Франция CR и др. Испытания Contemp Clin. 2017 фев; 53:44-51. doi: 10.1016/j.cct.2016.12.010. Epub 2016 12 декабря. Испытания Contemp Clin. 2017. PMID: 27979752 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

  • Роли воспринимаемой поддержки учителя, мотивационного климата и удовлетворения психологических потребностей в мотивации занятий физической культурой студентов.

    Кокс А., Уильямс Л. Кокс А и др. J Sport Exerc Psychol. 2008 апр; 30 (2): 222-39. doi: 10.1123/jsep.30.2.222. J Sport Exerc Psychol. 2008. PMID: 18490792

  • Внутренняя мотивация и позитивное развитие.

    Ларсон Р.В., Раск Н. Ларсон Р.В. и др. Adv Child Dev Behav. 2011;41:89-130. doi: 10.1016/b978-0-12-386492-5.00005-1. Adv Child Dev Behav. 2011. PMID: 23259190 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Продавцы по страхованию жизни связывают рабочие стрессы с активным поведением страстью: лидерство слуги в качестве модератора.

    Вэн А, Чжоу Л, Сунь Ф. Венг А. и соавт. Фронт Псих. 2022, 28 октября; 13:977981. doi: 10.3389/fpsyg.2022.977981. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36389605 Бесплатная статья ЧВК.

  • Ожидание, понимание, отношения и взаимодействие с точки зрения пожилых людей, людей среднего возраста и молодых людей на аварийные ситуации в диалогах человека и робота.

    Тевари М., Линдгрен Х. Тевари М. и соавт. Фронтальный ИИ робота. 2022 14 октября; 9:956709. doi: 10.3389/frobt.2022.956709. Электронная коллекция 2022. Фронтальный ИИ робота. 2022. PMID: 36388253 Бесплатная статья ЧВК.

  • Почему контекст имеет значение при изменении диеты: описательный обзор эффектов плацебо, ноцебо и психосоциального контекста и их значение для исследований результатов и консультирования по вопросам питания.

    Нойманн М. , Виртц М.А., Лутц Г., Эрнести А., Эдельхойзер Ф. Нейманн М. и соавт. Фронт Нутр. 2022 28 октября; 9:937065. doi: 10.3389/фнут.2022.937065. Электронная коллекция 2022. Фронт Нутр. 2022. PMID: 36386910 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Разработка и оптимизация многокомпонентного вмешательства на рабочем месте для увеличения количества велосипедистов в рамках проекта Cycle Nation.

    Коннелл Х., Логан Дж., Сомерс С., Бейкер Дж., Бродфилд С., Банн С., Харпер Л.Д., Келли П., Макинтош Э., Пелл Дж.П., Паттнэм Дж., Робсон С., Гилл Дж.М.Р., Грей К.М. Коннелл Х. и др. Front Sports Act Living. 2022 26 окт;4:857554. дои: 10.3389/fspor.2022.857554. Электронная коллекция 2022. Front Sports Act Living. 2022. PMID: 36385778 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние игрового перевернутого класса на улучшение навыков студентов-медсестер и мотивацию к обучению: рандомизированное контролируемое исследование.

    Elzeky MEH, Elhabashi HMM, Ali WGM, Allam SME. Эльзеки МЭХ и др. БМЦ Нурс. 2022 16 ноября; 21 (1): 316. doi: 10.1186/s12912-022-01096-6. БМЦ Нурс. 2022. PMID: 36384544 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • MH-53385/MH/NIMH NIH HHS/США

Полнотекстовые ссылки

Американская психологическая ассоциация

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Пожалуйста, попробуйте еще раз

Отправить по номеру

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ЦИТИСЕ

Старовойтова Л.
, Аришина Е., Хамзина Д.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0077 доктор исторических наук, профессор, кафедра социальной работы, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-8660-4101, E-mail: [email protected]

Аришина Элина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры металлургии и стандартизации филиала в г. Белорецке ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-7995-3792, E-mail: [email protected]

Хамзина Диля Робертовна – кандидат экономических наук, доцент, директор филиала в г. Белорецке ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-6185-2405, E-mail: bel-mgtu@yandex. ru

Аннотация. Статья посвящена анализу ведения дисциплин психолого-педагогического и гуманитарного цикла в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Особое внимание уделено сравнительному анализу компетенций, сформированных в ходе реализации программ профессиональной подготовки по следующим направлениям: 39.03.02 «Социальная работа», 22.03.02 «Металлургия», 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», 44.03.01 «Педагогическое образование». На примере экспериментальной работы авторы описывают общекультурные и общепрофессиональные компетенции, которые формируются на практических занятиях по дисциплинам: «Введение в профессию», «Теория и практика социального взаимодействия», «Психология деловых отношений», «Этические основы социальной работы», «Этика и культура профессиональной деятельности», «Социология», «Культурология», «Психология и педагогика личностно-профессионального саморазвития» и «Технология командообразования и саморазвития», «Психология», «Педагогика», «Развитие научного производства», а также в процессе реализации программы повышения квалификации «Воспитание профессионала». Суть формирования ценностного отношения студентов вуза к профессиональной деятельности заключается в актуализации личностно-деятельностного уровня готовности к профессии будущего выпускника. Требования, предъявляемые ФГОС ВО к профессиональной готовности выпускника вуза, и их реализация при формировании ценностного отношения студентов вуза к профессиональной деятельности в процессе проведения цикла гуманитарной и психолого-педагогической дисциплины; определены сущность и структурное содержание ценностного отношения студентов вуза к профессиональной деятельности; Раскрыты особенности проведения экспериментальной работы по формированию ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности в социально-педагогических и технических вузах, осуществляющих профессиональную подготовку бакалавров, специалистов и магистрантов.

Ключевые слова: ценностное отношение, профессиональная деятельность, готовность к профессии, активность, компетентность, профессионально-личностное развитие студента, Социальный университет, Педагогический университет, Технический университет, высшее профессиональное образование.

 

Ссылки:

  1. Антропова А.Ю. Ценности профессиональной культуры как одна из основных характеристик подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования . Всероссийская научно-практическая конференция. Шадринск. Издательство «Прогресс», 2008. С. 24-27. (на русском языке)
  2. Аришина Е.С., Старовойтова Л.И. Преподаватель вуза как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности. Проблемы современного педагогического образования. 2018, вып. 61-4, 11-14. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36809616
  3. Важенина С.С. Формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2016. 185 с. (на русском языке)
  4. Егорычев А.М. Национальные духовные традиции в формировании российской системы образования. Alma-Mater (Вестник высшей школы), 2010, №1. 2, стр. 30-36. (на русском языке) URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=13094428
  5. Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Калимжанова Р.Л. Система образования в эпоху глобализации: необходимость управления ее процессами и тенденциями . Москва: Экон-информ, 2019. С. 152-164. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36778704
  6. Лешер О.В., Аришина Е.С. Развитие аксиологического потенциала студентов вуза в процессе профессиональной подготовки: праксиологический аспект . Монография. Магнитогорск: МГТУ, 2009. 102 с. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20095472
  7. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Сизикова В.В. Профессиональное образование в России: проблемы, состояние, направления развития. Москва: Изд-во РГСУ, 2019. 352 с. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  8. Ростовская Т.К., Вартанова М.Л. Исследование потребительской лояльности к образовательным услугам в глобализирующемся образовательном пространстве. CITISE, 2019, №. 2 (19). стр. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38506018
  9. Старовойтова Л.И., Аришина Е.С. Социальная модель непрерывного профессионального социального образования . Москва: Изд-во РГСУ, 2009.. – 144 с. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22329246
  10. Старовойтова Л.И. Подготовка специалистов по социальной работе в условиях реализации третьего поколения основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВПО). Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы . 2013, нет. 1, стр. 22-28. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24100435
  11. Трубникова Н.И. Профессиональное самоопределение как показатель эффективности вузовского образования. Тренировочная психология . 2009, нет. 2, стр. 79-86. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12195417
  12. Федосеева И.А. Аксиологические основания: выражения современной парадигмы российского образования. Москва, Перспектива, 2018. С. 79-86. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32813312
  13. Федосеева И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе. CITISE, 2016, №. 3 (7), с. 26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26398867-
  14. .
  15. Филонова Л.Н. Некоторые пути решения проблемы профессионального самоопределения студентов вуза. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура, , 2007, № 1, с. 26 (98), стр. 84-87. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12958435
  16. Фомина С.Н. . Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодежью. дисс. Москва: Изд-во Российского государственного социального университета, 2015. – 385 с. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24201483
  17. Фомина С.Н., Береза ​​Н.А., Квитковская А.А. Построение индивидуального образовательного маршрута студента как способ осознанной учебной деятельности. Ученые записки Российского государственного социального университета, 2018, вып. 17, нет. 3 (148), стр. 42-49. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36499780
  18. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональная карьера (по материалам молодежного социологического исследования) . Москва: ИС РАН, 2012. 331 с. (на русском языке) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18266103
  19. Батышева С.И. Энциклопедия профессионального образования . Москва: АПО, 2011. 488 с. (на русском языке)
  20. Ярославцева Н.В. Современное российское образование и образовательные услуги, CITISE, 2019, №1. 3 (20), с. 28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39135347
  21. Сизикова В.В., Аникеева О.А., Галкина Т.Е., Мардахаев Л.В., Старовойтова Л.И., Макаров В.Е. Экспериментальное исследование возможностей стандартизации профессиональной деятельности в социальной работе. Российский опыт. Biosciences Biotechnology Research Asia , 2015, vol.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts