Сказка малышу на ночь: Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошёл он к синему морю;
Видит — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила;
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто».

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошёл он к синему морю
(Помутилося синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Ещё пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:

Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».

Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошёл старик к синему морю
(Неспокойно синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не даёт старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
«Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью;
Не пойдёшь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вина;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик-испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна?»
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.


Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашей затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила,
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает.
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.

Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою:
Чтобы жить ей в окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Сказки на ночь | Материал на тему:

Какие сказки читать ребенку на ночь?


Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь — это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо — во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи — это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «почитать еще». Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!
Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
В психологии есть даже отдельное направление — сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша — Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что «терпенье и труд все перетрут» — то читайте и обсуждайте вместе с малышом «Золушку». Если уверены, что всего можно добиться, «было бы желание» — то «Снежная королева» вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.
Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!


Каждому возрасту — своя сказка


Сказки очень важны для развития ребенка, с этим никто спорить не собирается. Но важно при этом подбирать сказки, подходящие по уровню развития ребенка. Ведь не будете же вы, скажем, читать трехлетнему малышу сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке»? Дольше придется объяснять, кто такая столбовая дворянка и что такое невод, а уже к концу первой страницы ребенок потеряет к сказке весь интерес и весь ваш энтузиазм не поможет вернуть его. Не торопитесь! Отложите сказки Пушкина в сторону и возьмите в руки книжку, более подходящую трехлетке, а до Пушкина малыш дорастет попозже.
Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно?
Если малышу уже исполнился годик, но еще меньше трех, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. Мама или папа могут в ходе чтения подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги. Например, «на ура» пойдут «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»… А через какое-то время малыш будет уже вам рассказывать про «Ко-ко-ко. Ийко бах! Аааа!», и гладить бабу с дедом на картинке.
Дети старшего дошкольного возраста (3-6 лет) уже все прекрасно понимают, но у них еще сохраняется конкретность мышления, поэтому стоит выбирать сказки с понятным и конкретным сюжетом. Главными героями по-прежнему еще остаются люди и животные. В этом возрасте ребенку подойдут многие русские народные сказки, сказки народов мира, а так же многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова, братьев Гримм, Андерсена и другие.
Выбор сказок для младших школьников еще более широк. В возрасте 7-11 лет дети начинают «примерять» сюжеты на себя, поэтому можно выбирать сказки о детях примерно того же возраста. Например, можно обратиться к сказкам Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Александра Милна, к известному многотомнику Александра Волкова (про девочку Элли и Тотошку, помните?). Да и первые 2-3 книги Гарри Поттера — тоже отличные волшебные сказки для этого возраста. Самое время и к Пушкину вернуться.
Если вам кажется, что подросткам сказки уже не нужны, вы ошибаетесь. Просто в этом возрасте на смену сказке в общепринятом смысле приходят книги о приключениях и фантастика — взрослый вариант сказки. Кроме того, после 12 лет можно дочитывать книги про Гарри Поттера, читать про трех толстяков, про Гулливера (тоже ведь сказка!) и многое другое. Не забывайте про таких классиков детской (да и взрослой) литературы, как Жюль Верн, Льюис Кэрролл, Кир Булычев.
Читайте сказки вместе со своим ребенком: и когда он еще совсем маленький, и когда он уже вырос и умеет читать сам. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они дают ненадолго забыть о суете и шуме мегаполиса и поверить — простите за тавтологию — в сказку.

Пусть тебе снится сказка, малыш


Традиции воспитания детей вырабатывались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение. В них нет ничего лишнего, несущественного, неважного, все нужно, все ценно. Колыбельные песни, потешки, байки, песенки, загадки, поговорки, скороговорки, сказки – все должно быть в свое время предоставлено малышу бабушками, дедушками или родителями. Я хочу рассказать Вам про сказки, которые рассказывают перед сном. Зачем они, чем они отличаются от тех, что читают и рассказывают днем, как их правильно рассказывать.
Незадолго до отхода ко сну, примерно за полтора-два часа лучше прекратить активные и шумные игры. Малыш должен успокоиться, расслабиться, настроиться на то, что скоро нужно ложиться спать. Немало способствует этому ванна с расслабляющими и успокаивающими маслами, а после настанет черед вечерней сказке. Напевный, неторопливый строй русских сказок лучше всего подходит, чтоб увлечь, заворожить, успокоить малыша.


Не доверяйте сказку магнитофону


Рассказывать сказки, как и петь колыбельные, нужно обязательно самому, не передоверяя магнитофонной записи или компьютерным «читалкам». Даже самое выразительное чтение с кассеты менее полезно для малыша, чем личный контакт, живой рассказ. Учеными доказано, что люди общаются не только словами. Огромную часть информации несут интонации, тембр голоса, жесты, мимика, а также образы, возникающие у нас в воображении при рассказе. Ребенок может считывать эти образы прямо «из головы» мамы или бабушки.
Самый широко известный пример такого «невербального» общения – это общение мамочки с еще не родившимся малышом. О том, что ребенок реагирует на ощущения, чувства, эмоции, слова и мысли мамы, еще находясь у нее в животике, написано немало. Но эта связь никуда не девается и после рождения. Постепенно в нее включаются и другие члены семьи – папа, бабушки, дедушки, сестры и братья. Ребенок при общении «считывает» часть информации непосредственно из головы взрослого, таким образам обучаясь соотносить вербальную информацию — слова, звуки, речь, с образами и картинами, возникающими в воображении рассказчика. Постепенно он учится строить свои собственные образы – у него развивается воображение, образное мышление.
А еще такой «мультфильм в голове» отвлекает малыша от внешнего мира, помогая ему легче перейти в мир снов, становящихся продолжением рассказанной сказки.
Именно поэтому многие книги по воспитанию говорят, что ни в коем случае нельзя во время чтения или рассказывания малышу сказки думать о недоваренном супе, или петь колыбельные, размышляя о любимом сериале или новых сапогах. Такое несоответствие слов и образов очень вредно для ребенка. Магнитофонная же запись не несет образов вообще, что тоже не слишком полезно.


Почему бабушка – лучше?


Действительно, в традиционной большой семье в России воспитанием подрастающего поколения на его ранних этапах занимались бабушки. Вполне можно доверить бабушке укладывание малыша, если Вы уже перестали кормить его грудью. Почему именно ей? Бабушка не торопится, никуда не спешит, ее эмоции гораздо менее яркие, чем у более молодых членов семьи. Любой ребенок чувствует эмоции, и ему легче уснуть, если эмоциональный фон спокоен, тих, как сказка, которую ему рассказывают. И дети в такой доброжелательно-спокойной атмосфере чувствуют себя прекрасно и засыпают быстро и спокойно. Ну, и, конечно же, никто не знает столько сказок, былин, напевов и колыбельных, как бабушки.
Если же бабушки далеко или очень заняты, сказку может рассказать и мама, или папа, дедушка, няня. Любой человек, которого ребенок знает, и который знает хотя бы одну сказку.

Как рассказать сказку?


Итак, за окнами темно, малыш после ванны переодет в ночной комбинезончик или пижамку. Настало время сказки. Лучше, если Вы знаете ее наизусть. Можно выучить одну сказку и сделать ее вечерней. Просто не рассказывайте ее в другое время, только перед сном, тогда первые слова этой сказки уже будет для малыша сигналом, что пора спать. А у Вас будут свободны руки, чтобы обнять малыша и слегка укачивать его.
Книжка же, особенно с картинками, может отвлекать малыша, он будет тянуться разглядывать картинки или переворачивать листы, вместо того чтобы спокойно засыпать. Книжки – это больше для дневного чтения, разглядывания иллюстраций, поиска знакомых персонажей. Вечернюю сказку лучше именно рассказывать.
Приглушите свет, а лучше включите ночник, чтобы, когда малыш уснет, можно было уложить и укутать его, не меняя освещение в комнате – очень многие дети от этого посыпаются. Выключите музыку, телевизор, попросите домашних не шуметь. И начинайте рассказывать.
Вечерняя сказка очень сильно отличается от дневной. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование, гласные звуки произносятся протяжно, почти как при пении. Если сказка закончилась, а малыш не уснул, можно без перерыва начать петь колыбельную – скорее всего, ребенок даже не заметит перехода. И сказки поэтому лучше выбирать рифмованные. Есть такие и среди народных, и авторские – например, у Пушкина или Ершова. Выбирайте, какая больше понравится. В нашей семье, например, уже третье поколение прекрасно засыпает под «Конька-горбунка» Ершова.
Когда малыш закрыл глазки и уснул, не стоит сразу прерывать сказку. Продолжайте говорить пока укладываете его в кровать, устраиваете поудобнее, укрываете. Если сказка закончилась, можно без перерыва начать рассказывать сначала или с любого удобного места, или начать петь колыбельную. Если после укладывания малыша Вы собирались заняться делами, перестать рассказывать стоит, только когда Вы вышли из комнаты и закрыли дверь. Пока звучит голос, ребенок вряд ли проснется от шума шагов, скрипа двери или стука упавшей погремушки, на которые обязательно среагировал бы в тишине. А если у Вас нет запланированных дел, можно прилечь и уснуть под свою сказку. Иногда после долгого дня этого так хочется. Спокойной ночи и сказочных снов!

Влияние сказок на психическое развитие ребенка


В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.


Реальность сказочной жизни


По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.


У доброты есть лицо


Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Каждому возрасту — свою сказку


Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.
Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Толкование детских сказок


Родители, которые читают сказки своим детям, обсуждают с ними прочитанное, часто сами сталкиваются с вопросами: «Правильно ли мы понимаем и истолковываем эти сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните? «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Для получения ответов любознательным родителям предстоит — ни много, ни мало — узнать историю происхождения сказки, понять её тайный смысл, и пристально рассмотреть другие важные сказочные проблемы.

Путешествие сквозь века


Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений — некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись расказчиками — ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями! Все народные сказки богаты всевозможными метафорами, имеют множество оттенков смысла. Часто, не понимая этих метафор, люди не вносили в повествование свои изменения, а пересказывали так, как услышали. Наверное, благодаря этому в сказках всё же сохранился тот уникальный смысл, что был заложен в них древними сказителями.


В поиске скрытого смысла детской сказки


Часто мы думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте, и толкование сказок тоже на блещет разнообразием. Но в старинных фольклорных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых, события разворачиваются несколько по-иному. Например, в сказке «Репка» сначала все вполне знакомо: «Посадил дед репку…». Дальше — тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!». Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант — это была история о взаимопомощи, а древний — о том, что всякое дел надо доводить до конца.
А сказка «Колобок»? Как мы толкуем сказку детям? Мы слышим, как хвастается своей ловкостью румяный колобок и… Ура! Смысл найден! Мы думаем, что единственное толкование сказки «Колобок» — осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. И, конечно, это понимание правильно. Однако, зная язык символов, которым пользовались наши предки, можно понять, что в этой сказке содержится информация о… луне. Оказывается, в старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая «луна» становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. «Гам!» — и она исчезла…
А в сказке «Петушок — Золотой гребешок» говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет ещё одну роль — роль солнца. Образ лисы — это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика (в древнерусском фольклоре есть множество закличек-обращений к солнцу), а потом хватает и несёт очень уж далеко: » за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря». А выручает петушка — кот. Кот в этой сказке означает утро.
Герои ещё одной любимой малышами сказки — «Заюшкина избушка», изначально были призваны рассказать детям о смене времен года. Коварная лиса — это зима, а добрый заюшка — лето. Когда лиса выманила заюшку из его жилища, то выручил его снова петушок — солнышко, хотя сначала зайчик обращается за помощью к другим животным, которые с лёгкостью могли бы победить лису.
Толкование сказки «Курочка Ряба» — дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо — это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии — посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, — это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.
А героиня многих волшебных сказок Баба Яга? Помните, какая она? Страшная. Живёт в тёмном лесу, летает в ступе, и всё время норовит кого-нибудь изжарить и съесть! Почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А потому, что существовал такой обычай — обращаться за любыми знаниями к предкам. А дальние предки, конечно, находятся в потустороннем мире, куда живым вход заказан. Но Баба-Яга служила посредником, проводником в потусторонний мир. Ведь сама она, видимо, давно умерла. Об этом говорит описание её внешности в сказках: косматые, распущенные волосы (косы в давние времена расплетали только умершим женщинам) и костяная нога (видно, что умерла она так давно, что даже истлела). И жилище её — избушка на курьих ножках — прообраз домиков, которые строили люди прошлого. Они верили, что после смерти человека, его душа ещё какое-то время живёт среди людей. Они делали для неё куклу, сажали её в деревянный домик, а домик ставили на пень от срубленного дерева (корни очень напоминают куриную лапу) — вот вам и избушка на курьих ножках! А откуда взялось это странное имя — «Баба-Яга»? «Баба» — это мать, главная женщина в древних культурах. «Яга» — огонь. Был глагол «ягать». » Ягать» — означало «кричать, вкладывая в этот крик все силы». Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд — припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок, от такого прогревания, часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель.


Только для взрослых


Поиск различных толкований сказок — занятие очень интересное. Понимая скрытый символический смысл сказок, вам будет легче подбирать сказки для вашего ребёнка. Ведь каждая сказочная история должна соответствовать малышу по возрасту, интересам и эмоциональному состоянию. Однако не стоит все «секретные данные» о толковании сказок немедленно выкладывать перед маленьким несмышленышем. Подождите, когда малыш подрастёт, когда ему будет интересны и понятны все оттенки смысла. А пока пусть румяный Колобок катится по тропинке навстречу своей судьбе столько, сколько ему положено, пусть в темном лесу действуют-злодействуют Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другая нечисть, пусть Красная шапочка выходит из живота волка невредимой. Оставьте маленькому слушателю и читателю сказки ее тайну. Пусть он как можно дольше верит в самое обыкновенное Чудо.

Книжная иллюстрация детских сказок


Первые книжки, первые сказки. Еще совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Вначале незатейливые песенки-потешки, потом, позже, настоящие сказки «жили-были…». Когда ребенок становится чуть старше, уже с удовольствием рассматривает яркие картинки в книжке. Моя двухлетняя дочь читает наизусть любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на «нужной странице». Кажется, что ребенок уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки «подсказывают» и «говорят» вместе с малышом. В детской книге они важны не менее чем текст.
История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин «иллюстрация» в переводе с латинского означает «освещать, проливать свет, объяснять».
Первой иллюстрированной детской книгой в России был «Букварь» Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным. Вышел он в Москве в 1692-94 годах. Каждой букве в нем отводилась отдельная страница, листы были украшены изображениями людей, животных, предметов быта, растений, построек. Все это было призвано привлечь учащихся к изучению азбуки. Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати. К середине девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими книгами работали известные писатели, живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг.

5 сказок на ночь из Панчатантры, которые заставляют задуматься

Дети — любознательные создания, и они любят слушать и рассказывать сказки каждый день. Рассказывание историй вашим детям улучшит их творческие способности, улучшит их память и улучшит их языковые навыки. Дети предпочитают слушать истории перед сном , так как увлекательные персонажи и сюжетные линии помогают их воображению взлететь, пока они медленно засыпают.

Панчатантра представляет собой сборник древних индийских историй, связанных друг с другом, вращающихся вокруг животных. Эти сказки на ночь из Панчатантры обычно рассказывают детям, чтобы научить их морали через интересных персонажей и сюжетные линии.

1. Охотник и волшебная птица

Жила-была в горах волшебная птица, чей помет превращался в золото, когда падал на землю. Охотник, проходя однажды мимо, заметил этот золотой помет. Взволнованный своей находкой, он установил ловушку на птичьем дереве, чтобы поймать ее. Птица по незнанию и неосторожности попала в ловушку охотника. Пока птица раскаивалась в своей неосторожной ошибке, охотник мечтал разбогатеть, продав весь золотой помет. Затем он подумал, что у людей возникнут подозрения, если он разбогатеет за одну ночь. Из страха он решил подарить птицу королю.

Кто бы мог подумать, что люди пойдут за птичьим пометом!

Охотник рассказал королю и его министрам о волшебной птице. Министры высмеяли этого человека за его историю. Они просили короля освободить птицу и наказать охотника за то, что тот ввел их в заблуждение. Царь освободил птицу, и она села на ворота неподалёку. Вскоре министры поняли, что охотник говорит правду, когда помет волшебной птицы превратился в золото.

Министры разослали людей повсюду, чтобы поймать птицу, но так и не нашли ее. Даже если им удавалось найти птицу, никому не удавалось поймать птицу. Волшебная птица усвоила урок и решила больше никогда не проявлять беспечности. Таким образом, она свободно бродила до конца своей жизни.

Мораль: Всегда учись на своих ошибках и никогда не повторяй их.

2. Журавль и краб

Это интересная история о старом журавле, который жил возле большого озера, полного рыбы и других водных существ. Журавль так состарился, что больше не мог ловить рыбу. Он становился слабым и голодным, пока не придумал уловку, чтобы обмануть водных существ. Имея в виду остроумный план, он сел на берегу озера и заплакал. Его друг, дружелюбный краб, забрался рядом с ним и спросил, что случилось.

Журавль придумал историю о том, как известный астролог сказал ему, что озеро скоро высохнет и что в ближайшие 12 лет не будет дождя. Краб сообщил всем остальным существам о ситуации, и все они начали паниковать. Затем вмешался журавль и сказал им, что он может нести каждого из них каждый день и доставлять их к большому озеру поблизости, которое не высохнет, даже если не будет дождя в течение следующих 24 лет. Невинные существа согласились и каждый день катались на спине журавля. Они и не подозревали, что журавль пролетит небольшое расстояние, разобьёт их о скалу и съест.

Итак, журавль нашел умный способ утолить голод. Или он сделал?

Однажды краб спросил журавля, почему он еще не выбрал его, чтобы отвести на большое озеро. Журавль подумал, что было бы неплохо отказаться от привычки есть рыбу каждый день и для разнообразия съесть краба. Итак, он согласился и взял краба с собой на следующий день. Когда они были в воздухе, краб посмотрел вниз, увидел груду скелетов и понял уловку журавля. Он остроумно убедил журавля остановиться поблизости. Затем он задушил его своими острыми когтями и потащил к озеру. Краб раскрыл уловку краба своим друзьям в озере и заверил их, что озеро не высохнет.

Мораль: Не всегда верьте историям на первый взгляд.

3. Слоны и мышиный король

Однажды на развалинах деревни укрылась большая группа мышей. Каждый день стадо слонов пересекало деревню, направляясь к ближайшему ручью, и в конечном итоге убивало множество мышей. Устав от ежедневного наблюдения такого количества смертей, мышиный король решил поговорить с разъяренными слонами. Итак, на следующий день мышиный король остановил слонов на пути и попросил их впредь идти к ручью другим путем. Король даже пообещал, что когда-нибудь вернет услугу. Слоны согласились пойти в обход, но рассмеялись, подумав, что им когда-нибудь понадобится помощь кучки крошечных мышей.

Слоны гордо потопали к ручью.

Через несколько дней охотник устроил ловушку, чтобы поймать несколько слонов у ручья. Не подозревая о ловушке, слоны попали в ловушку и попали в крепкие сети. Затем они вспомнили свой договор с мышами и попросили одного из слонов, не застрявшего в сети, позвать мышей. Услышав новость, мыши во главе с королем мышей поспешили к ловушке и освободили слонов, перегрызая сеть. Слоны были благодарны королю мышей за помощь.

Мораль: Никогда не недооценивайте чью-либо способность сделать вам одолжение.

4. Злой лев и заяц

Жил-был в лесу безумный и злой лев, который безжалостно убивал всех животных, попадавшихся ему на пути, независимо от того, хотел он их съесть или нет. Уставшие каждый день терять родных и близких, лесные звери собрались, чтобы положить этому конец. Они подошли к могучему льву и умоляли его прекратить убивать всех зверей в лесу. Взамен они предложили присылать в его логово по одному животному в день, чтобы утолить его голод. Лев согласился на предложение и дал понять, что снова начнет свои безжалостные убийства, если животные не сдержат своего слова.

Злой лев был более чем счастлив, что его ужин принесли к его порогу.

Итак, каждый день выбирали несчастное животное для отправки льву. В один из таких дней для отправки ко льву выбрали зайца. Он не хотел быть убитым и печально шел к логову льва.

Когда он добрался до львиного логова, лев был в ярости, что за весь день к нему не посылали ни одного животного, и причмокивал, думая убить всех животных. Он увидел зайца, идущего к нему, и зарычал на него. Он был разочарован тем, что заяц был крошечным животным, которое не могло насытить его голод. Затем заяц сказал ему, что он опоздал, потому что его остановил другой лев, который убил четырех других зайцев, которые должны были пойти с ним. Он сказал, что лев вызвал злого льва на поединок.

Взволнованный лев последовал за зайцем в логово другого льва. Заяц отвел льва к колодцу, показал ему свое отражение и сказал, что он был другим львом, который бросил ему вызов. Злой, но глупый лев прыгнул в колодец, чтобы напасть на свое отражение, и утонул. Заяц вернулся в лес и рассказал всем своим друзьям о том, как он спас положение. Животные хвалили его за остроумие и благодарили за спасение всех их жизней.

Мораль: Когда вы сталкиваетесь с трудной ситуацией, используйте свой ум, чтобы преодолеть ее.

5. Глупая черепаха

Черепаха и два гуся много лет жили у озера. Эти трое были очень хорошими друзьями, и черепаха всегда развлекала их своей постоянной болтовней. Озеро, у которого они жили, начало высыхать из-за засухи, поразившей их регион. Они решили переехать на другое озеро за много миль. Гуси могли легко долететь до нового озера, но черепаха не смогла бы преодолеть такое огромное расстояние. Затем гусям пришла в голову идея взять с собой черепаху. Они попросили черепаху держаться ртом за палку, чтобы каждая из них могла ухватиться за любую сторону палки и полететь.

Гуси четко сказали черепахе, что в пути она не сможет болтать. Еще до того, как они взлетели, гуси предупредили его, чтобы он не открывал рот во время полета. Они взлетели и пересекли деревню, жители которой редко видели двух гусей, несущих черепаху с палкой; и начал кричать и смеяться над ними. Черепаха разозлилась и открыла пасть, чтобы огрызнуться на них. Прежде чем он успел это осознать, черепаха разбилась насмерть.

Болтливость черепахи в конечном итоге стоила ему жизни.

Мораль: Всегда прислушивайтесь к дружеским советам и контролируйте свои импульсы.

6 Страшных сказок на ночь, которые держали детей в очереди

Задолго до того, как Эдвард Гори начал убивать детей по алфавиту, писатели стремились привить хорошие манеры и примерное поведение с помощью странных, страшных поучительных историй. Некоторые истории были настолько причудливыми, что удивительно, что дети, которые их читали, оказались в порядке. Вот некоторые из наших любимых.

1. «История маленького сосущего палец»

Der Struwwelpeter , написанный немецким психиатром Генрихом Хоффманном и выпущенный в Германии в 1845 году, полон рассказов о детях, которые плохо себя вели, и об ужасных, причудливых судьбах, которые они постигли за это. Август не ест свой суп, поэтому он чахнет и умирает. Гарриет играет со спичками и поджигает себя. Но нет ничего более странного и страшного, чем рассказ о бедном Конраде, также известном как Соси-пальчик:

Однажды мама сказала: «Конрад, дорогой, Я должен уйти и оставить тебя здесь. Но учти, Конрад, что я скажу, Не соси палец, пока меня нет. Великий высокий портной всегда приходит Маленьким мальчикам, которые сосут пальцы, И прежде чем им приснится, о чем он. Он достает свои большие острые ножницы И отрезает им большие пальцы начисто, а потом, Вы знаете, они никогда больше не вырастут». 0005

Когда Конрад снова сосет большой палец, его посещает портной, который преследует мальчика с гигантскими ножницами и

отрезает ему оба больших пальца . Ужасно — и, если судить по продажам Der Struwwelpeter , возможно, это эффективное учебное пособие для родителей: к 1876 году было напечатано более 100 изданий.

2. «Плакса»

Этот рассказ — еще одна специальность Гофмана, из книги Неряшливая Бетси , которая была опубликована в 1911 специально для американской аудитории. Мать предостерегает дочь, чтобы она не плакала так много, но девочка не слушает — и в конце концов плачет :

И вот бедняжка осторожно ползет И ощупывая все вокруг; И вот из орбит выпадают ее глазные яблоки; Смотри, вот они на земле. Дети мои, из такого примера извлеките предупреждение, И счастливо живи, пока можешь; И скажите себе, когда встанете утром, «Сегодня я постараюсь быть веселым».

Это не единственная ужасающая история в Неряшливой Бетси : есть также история о Полли, которая играет с мальчиками даже после того, как ей запретили это делать, поэтому, конечно же, ей отрубили ногу во время драки. А гордая Фиби-Энн держит голову так высоко, что ее шея причудливо вытягивается, и ей приходится возить голову на повозке.

3. «Сорванец, которого превратили в настоящего мальчика»

Для родителей определенной эпохи мало что было более ужасающим, чем маленькая девочка, которая не вела себя как маленькая девочка. Возможно, именно это привело к этой истории из книги 9.0085 Little Miss Consequence , опубликовано в 1880 году. Название говорит само за себя: Маленькая девочка (дочь графа) так любит играть с мальчиками, что в конце концов становится мальчиком.

Наконец она так огрубела, E’en ее голос был грубым и хриплым, И ее отношение стало таким, как у мальчика, мальчика, мальчика, Что они считали это единственно правильным, В одну летнюю ночь, Сменить пол полностью, без шума, шума, шума.

После своего превращения девочку буквально отправляют в море — капитану корабля платят за то, чтобы он взял ее матросом. «И предостережение может оказаться для вас и меня, меня, меня!»

4. «Le Petit Chaperon Rouge» («Красная шапочка»)

В более поздних версиях «Красной шапочки» французского писателя Шарля Перро, опубликованных в 1697 году как часть его книги «Рассказы и рассказы о Прошлое с моралью. Tales of Mother Goose — Рыжая и ее бабушка спасены из чрева волка дровосеком. Не так в оригинале, где волк пожирает их обоих навсегда. «Дети, особенно привлекательные, хорошо воспитанные барышни, никогда не должны разговаривать с незнакомцами, ибо если они будут это делать, то вполне могут накормить волка обедом», — пишет Перро. «Я говорю «волк», но есть разные виды волков. Есть также очаровательные, тихие, вежливые, непритязательные, самодовольные и милые, которые преследуют молодых женщин дома и на улицах. И, к сожалению, именно эти кроткие волки самые опасные из всех».

5. «Макс и Мориц

Семь сказок об этих непослушных мальчишках, написанных и проиллюстрированных немцем Вильгельмом Бушем в 1865 году, начинаются с того, как дуэт связывает хлебные корки ниткой и ставит капкан для цыплят вдовы. Когда птицы поедают корки и проглатывают переплетенные нити, они паникуют и в конце концов смертельно запутываются. Вдова готовит цыплят, но Макс и Мориц крадут их с помощью удочки. Точно так же они терроризируют портного, учителя, их дядю, пекаря и фермера Бауэра Мекке. Когда Мекке замечает, что мальчики разрезали его мешки с зерном, он вместо этого кладет мальчиков в мешки и отправляет мешок через мельницу, измельчая их вдребезги. «Здесь вы видите фрагменты постфактум/Как угодно было судьбе рассортировать их», — пишет Буш. Их кусочки съедают утки, и никто не сожалеет о том, что мальчики уходят.

6. «Ребекка, которая ради забавы хлопнула дверью и погибла в аду»

Опубликовано в 1907 году, Хилер Беллок Поучительные сказки для детей : Предназначен для наставления детей в возрасте от восьми до четырнадцати лет технически является пародия на поучительные сказки 19 века.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts