Сказкотерапия это: Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом

Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом

Существует множество разновидностей психотерапии. Одна из них — сказкотерапия. Выясняем, как она работает, зачем это взрослым и что говорит о вас ваша любимая сказка.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Как народные сказки могут быть задействованы в работе с психологом?

В прошлом целители и рассказчики были одинаково почитаемы. Ведь сказки создавались и передавались из уст в уста, запечатлевая некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. Именно поэтому мы можем видеть, что в сказочном наследии от Европы до Азии много похожих сюжетов. Сказки отражают базисные паттерны психики. Исследователь мифологии Кэмпбелл говорил, что в затруднительной ситуации важно просто подобрать правильную сказку, с помощью которой вы сможете найти выход и справиться со стоящими перед вами задачами. В сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее.

И даже если мы не будем заниматься интерпретацией сюжета сказок, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект.

Вы сказали о повторяющихся сюжетах сказок разных народов мира. Какие сюжеты повторяются чаще всего?

Всюду мы можем встретить сюжет о красавице и чудовище — в Европе, Индонезии, Турции. Часто встречаются сказки, где главная героиня — падчерица, условно Золушка. Другой распространенный сюжет — о подмененной невесте, когда в ходе определенных перипетий на ее месте оказывается, например, служанка, которая выдает себя за невесту принца. Такие сказки есть в Европе, Дагестане, Таиланде. Животные-помощники — тоже частые герои сказок. А вообще разработан сказочный классификатор, где отмечены все самые популярные сюжеты сказок. Наиболее распространенным является указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона, где каждому сюжету присвоен свой уникальный номер. Например сюжет «чудесные дети» стоит в указателе под номером 707 и объединяет различные истории о чудесном рождении и чудесных свойствах детей.

А сюжет номер 451 — это сказки о братьях, превращенных в птиц и о спасающей их сестре. 

В каких случаях сказкотерапия применима для взрослых?

Сказка соединяет наше сознательное с бессознательным, иррациональным, с миром образов и эмоций, с нашими глубинными переживаниями. Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит внутри нас, миновав при этом поверхностный пласт наших собственных привычных представлений о себе и мире. Если человек застрял в какой-то проблеме, то сказка может помочь ему найти выход, дать иной взгляд на проблему.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

© kinopoisk.ru

Как это происходит?

Во время индивидуальной работы с человеком мы можем попросить его вспомнить любимую сказку. При этом нужно внимательно слушать, как человек рассказывает ее. Во взрослом возрасте мы зачастую упускаем какие-то важные моменты или, наоборот, что-то добавляем, и это очень показательно: можно увидеть, в чем именно проблема.

Дело в том, что в сказке нет ничего лишнего. И даже если какие-то ситуации, как нам кажется, абсурдны, они очень важны. Сказка прокладывает путь из проблемной ситуации к целостности, из реальной травматичной ситуации к ее разрешению. Есть, к примеру, сказка про девушку-безручку (классический сюжет, встречается и у братьев Гримм, и в Армении, и в Испании, и в сборнике Афанасьева). В начале сказки отец отрубает девушке руки. Это потеря. Это травма. Сказка заканчивается тем, что эти руки снова отрастают. На языке символов мы могли бы говорить, что руки связаны с нашей способностью творить. Мы можем смотреть на этот процесс как на восстановление психической целостности. По тому, как человек рассказал свою сказку, мы можем определить, каких кусочков, звеньев может ему не хватать для решения своей проблемы.

Сказки также ценны тем, что помогают людям вернуться к своему эмоциональному содержанию. Когда мы теряем контакт со своими инстинктами, мы оказываемся отрезанными от ощущения того, кто мы есть. Сказки исцеляют, потому что они могут помочь нам восстановить связь с этой инстинктивной основой. Они напоминают нам о том, что мы всегда знали, но, возможно, забыли. Прикосновение к «историческим основам» психики устраняет внутренний раскол и напоминает нам, что мы являемся частью большой истории. В этом смысле сказка может стать нашим проводником. В первую очередь, к тому знанию о себе, что недоступно нам на рациональном уровне. А это может помочь нам осознать те процессы, которые происходят в нашей жизни на текущий момент. Например, сказка «Пастушка гусей» как раз относится к сюжету о подмененных невестах. Проживая историю принцессы, которая в силу своей скромности и застенчивости оказалась пастушкой гусей, мы можем посмотреть на то, что происходит с нашим собственным голосом, почему он оказывается тише всех других голосов и какой путь надо пройти, чтобы обрести способность говорить «нет» и отстаивать себя.

Мы можем также узнать, какие архетипические мотивы играют важную роль в нашей жизни. Есть такое понятие, как сценарий, и через любимую сказку можно проанализировать, какой у нас жизненный сценарий.

Когда мы работаем со сказкой, то можно говорить о том, что мы как бы проживаем эту сказку. Что это значит? Сказка является отражением различных психических процессов, и на всех персонажей сказки можно смотреть как на фигуры внутреннего пространства человека, поэтому любая работа со сказкой — это глубокое исследование своего внутреннего мира. То, какой отклик сказка находит именно в нас, какие истории из нашей повседневной жизни ассоциативно всплывают, дает большой инструментарий для самопознания. Также, работая со сказкой, мы можем рассмотреть свою жизненную ситуацию, потому что сказка — это максимально концентрированная история, она раскрывается и наполняется посредством нашей личной истории и опыта. Сказки находят в нас отклик, потому что это первые учебники очень практической психологии. К примеру, есть сюжеты о том, как человек отделяется от своих родителей, взрослеет, вступает во взрослую жизнь и обретает личностную автономию.

Если это актуальная для меня проблема, я могу подобрать сказку и найти там варианты преодоления трудностей.

Конечно, сказка не дает четкие инструкции вроде «в полночь обернись, перекувыркнись и прыгни в котел с горячей водой». Нам нужно подумать: что будет для нас означать этот прыжок или встреча с каким-то персонажем? Это не буквальная инструкция, она запускает в нас воображение, фантазию. Когда в группе десять человек читают одну сказку, это десять разных сказок. Сказка многозначная, в ней очень много смыслов.

«Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» или другие популярные современные сказки обладают терапевтическим эффектом?

Безусловно, потому что это тоже мир образов. Правда, авторские сказки вроде «Гарри Поттера» или сказок Андерсена, помимо архетипических мотивов, содержат также авторские переживания.

Большинство современных классических историй строятся по структуре «путь героя» Кэмпбелла. Например, трилогия «Властелин колец». Герой проходит определенные этапы и развивается. Он проходит этап, который называется «зов». На этом этапе герой встречается с ощущением, что обычная, привычная реальность, хоть и удобна, но не соответствует его внутреннему потенциалу и что-то неопределенное, незнакомое и далекое манит его. И в определенный момент он слышит зов, и ему важно на него откликнуться. Это не что иное, как голос из внутренних глубин. В «Гарри Поттере» на этапе зова мальчик получает письма из Хогвартса, он изо всех сил стремится их прочитать, откликается на зов, и после этого его жизнь меняется. Это современное переосмысление архетипических процессов.

Сказки сами по себе (даже без помощи психолога) способны задавать правильное направление, прорабатывать и решать какие-то проблемы человека?

Да, самая известная исследовательница сказок Мария Луиза фон Франс говорила, что сказки нужны не для того, чтобы их интерпретировать и расшифровывать, но чтобы их рассказывать. В начале беседы мы говорили о целительной силе сказок, известной с древности. Тогда, конечно же, не было никаких психологов, просто люди собирались вечером вокруг костра и рассказывали сказки, каждый слушал и погружался в свое воображение.

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф»

© kinopoisk.ru

Какие сказки вы советуете прочитать взрослым?

Те, которые им нравятся. Потому что у всех разные мотивы и сюжеты. Можно брать сборники сказок и читать. Можно попробовать написать сказку самостоятельно на какую-то проблемную ситуацию и посмотреть, на что она может быть похожа. Богатство сказочного материала позволяет найти сказку на любую проблему, любой вопрос. И я говорю не про вытягивание верного ответа, а скорее про активацию через сказку собственных подсознательных интуитивных ресурсов, которые, вступая в контакт со сказкой, могут дать какие-то ответы или объяснить переживания. Сказки, которые не нравятся, могут оказаться еще более интересными. Может быть, они содержат как раз то, с чем в обычной жизни нам иметь дело не хочется.

Что можно сказать о взрослом человеке, если его самая любимая сказка, например, «Спящая красавица»?

Тут все зависит от того, с кем из персонажей сказки человек себя идентифицирует. При работе со сказкой мы выделяем два уровня. Первый уровень — объективный: сказка описывает события, реально происходящие в нашей жизни. Второй уровень — субъективный, и он представляет для нас больший интерес: персонажи сказки выражают наше внутреннее состояние. Тогда можно, например, задавать вопросы в связи со сказкой «Спящая красавица»: «Какая моя часть, условно говоря, спит?», «Какая часть меня ждет, чтобы ее разбудил некий прекрасный принц?», «И кого или что я жду в форме этого прекрасного принца?» В разных версиях «Спящей красавицы» принцесса пробуждается разными способами. Пробуждение от поцелуя принца — самый известный вариант сюжета. В некоторых из ранних версий принцесса просыпается, когда рожденный ею ребенок высасывает у нее из пальца колючку. На более архетипическом уровне мы можем говорить, что эта сказка рассказывает нам о пробуждении женского начала, любви.

На сюжетном уровне «Спящая красавица» — это история про спасение девушки принцем. Есть целый ряд подобных сюжетов. Есть и обратные истории — «Финист — ясный сокол», «Аленький цветочек», — когда девушка спасает молодца. Условно, эти сказки можно назвать женскими и мужскими, но скажу, что речь идет не о гендере, а о мужском и женском начале внутри каждого из нас. В сказке, где принцесса заточена в башне, мы можем говорить о том, что женская часть — это мечты, фантазии, а мужская часть — это действия, активность. Когда в сказке героиня отправляется спасать принца, мы можем предположить, что идеям и мечтам человека не хватает активного начала и важно предпринять какое-то путешествие. А когда мы говорим о принцессе, ожидающей спасения, то речь идет о том, что человеку важно соединить в самом себе активное мужское начало с эмоциями и чувствами. Именно поэтому такие сказки заканчиваются браком, когда становятся единым целым две наших части: часть мечтательная, из мира образов и интуиции, и часть активная, способная реализовать эти мечты. Когда эти начала соединяются, рождается, условно говоря, ребенок.

Кадр из мультфильма «Спящая красавица»

© kinopoisk. ru

Что можно сказать о людях, которые никогда, даже в детстве, не любили сказки?

Причины у этого могут быть разные. Некоторые родители просто не читают деткам сказки. Особенно заметной эта тенденция стала в последнее время: есть взрослые, которые ополчились на сказки, в которых присутствует какая-то жестокость, они говорят, что их не нужно читать детям. Или же сказки понимают слишком буквально: например, говорят, что «Золушка» или «Красавица и чудовище» закладывают в уме девочки жизненный сценарий на созависимые отношения. Но это очень буквальное понимание.

Если человеку вообще не нравятся сказки, то, наверное, можно говорить о разрыве между его рациональной и эмоциональной частями. Могут быть трудности с воображением и фантазированием. Есть люди, у которых функция воображения нарушена, в этом случае человеку сложно спуститься с рационального уровня на что-то игривое и образное. Опять-таки, здесь все очень индивидуально.

Правда ли, что сказкотерапия может оказывать влияние на физическое состояние, например снимать головную боль?

Посредством работы со сказкой вы можете осознать какую-то травматическую ситуацию, что-то оплакать и понять. И если ваша головная боль была связана с тем, что некие эмоции не находили выхода, тогда в процессе сказкотерапии симптомы действительно могут снизиться. Сказкотерапия может быть одним из инструментов работы с психосоматическими заболеваниями. Прикосновение к сказочным историям помогает понять свою собственную историю, то, что с нами произошло и какие процессы оказывают на нас влияние. Например, сказки про девочку-безручку или «Синяя борода», где имеет место столкновение с хищническими персонажами, могут помочь высвободить свои переживания и поработать с травмами.

Можно ли сказать, что мультфильмы, фильмы, театральные представления — это тоже в какой-то степени сказки, с помощью которых можно решить какие-то психические проблемы?

Да, это терапия творчеством, арт-терапия. Сказкотерапия является одним из направлений терапии искусством. Даже прочтение художественных книг может быть терапевтичным. Любое художественное произведение позволяет соприкоснуться с тем в нас, что не рационально, не вербализуется.

Расскажите интересный пример из практики сказкотерапии.

Я не могу рассказывать примеры из собственной практики, потому что важно соблюдать конфиденциальность. Но я могу поделиться примером из работы психотерапевта Ханса Дикманна, автора нескольких книг по анализу сказок. В одной из своих статей он рассказывает историю женщины. Она выросла в семье госслужащих, где не поощрялось личностное творческое развитие. В семье царил дух жесткой дисциплины, слоганом семьи было «служение обществу», и коллективные ценности считались важнее личных. Она посещала кружки, которые для нее выбрали родители, не спросив, чего хотела бы она сама. Возможностей контакта с собственной душой у нее не было. Ее видели в одной роли: она должна была поступить в университет на определенную специальность. И хотя у нее не было склонности к этому виду деятельности, родители нанимали ей репетиторов, и она-таки окончила обучение и пошла работать. И потом у нее начались проблемы.

В ходе работы с психологом ей приснился сон, где с ней говорила змея. Терапевт обратил на это внимание и сопоставил это с ее личной историей, особенно с тем, что она боялась всех животных: собак, кошек, змей. Он предложил ей почитать сказку «Белая змея» братьев Гримм. Сказка рассказывает о короле, который каждый день ел одно блюдо, и оно делало его очень мудрым. И слуга, который каждый день приносил ему это блюдо, один раз решил посмотреть, что это за еда, хотя блюдо было под строжайшим запретом. На тарелке оказалось мясо белой змеи. Слуга нарушил еще один запрет — попробовал мясо, и начал понимать язык животных. Благодаря обретенным способностям он находит кольцо королевы, и его хотят вознаградить за это, но он понимает, что когда-нибудь все узнают о нарушении запрета, поэтому покидает дворец и отправляется в путешествие. По дороге он помогает нескольким животным: воронам, рыбе, муравьям. Потом, как в сказках обычно бывает, эти же животные приходят ему на помощь, и все заканчивается браком. 

Дикманн какое-то время работал с девушкой через призму этой сказки. Первое, что было понято, — нарушение запрета. Эта девушка все время подчинялась. У нее были художественные таланты, но она не развивала их, она была слугой, который каждый день приносил блюдо и не задавал вопросов. Но любопытство побеждает страх. С точки зрения этики это, может быть, неправильно, но сказка показывает, что нарушение запрета может быть развивающим. Второй пласт — животные. У этой девушки контакт со своей инстинктивной частью был отрезан. Животные — это непредсказуемая энергия, инстинкты, они не слушают запреты, если только они не выдрессированы. И работа с образами животных тоже терапевтична и интересна. Рыба — вода, муравьи — земля, вороны — воздух, это три разные стихии. Работа с этой сказкой позволила найти выход из ситуации. Для девушки это стало открытием: за нарушением запрета следует не наказание, а целое путешествие к самому себе, к своей собственной целостности.

Теги: психология

Что такое сказкотерапия, зачем она нужна и как написать свою сказку

С помощью сказок можно не только уложить ребенка спать, но и научить его справляться со стрессовыми ситуациями, находить новых друзей. Вместе со сказкотерапевтом Анастасией Денисовой разобрались, почему выдуманные истории решают психологические проблемы, и узнали, как сюжеты из детства влияют на взрослую жизнь.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — это одно из направлений психологии. С помощью сказок специалисты развивают у пациентов эмоциональный интеллект, улучшают социальные навыки, помогают преодолеть страхи. Сказка в терапии воспринимается как некий код, потому что в каждой истории есть скрытый смысл, мораль. Обычно сказкотерапия проходит в формате групповых занятий или вебинаров, но можно найти и индивидуальные консультации от специалистов, занимающихся сказкотерапией. Как правило, это профессиональные психологи.

Часто к сказкотерапии обращаются с тяжёлыми чувствами у ребёнка (грусть, тоска, страх, обида, чувство вины, стыд). С помощью сказкотерапии можно также выработать или улучшить социальные навыки или примириться со страхами.

Иногда родители приходят в сказкотерапию с воспитательными запросами. Однако такие ситуации скорее манипулятивны. Например, родители пытаются воспитать в ребенке что-то для него неорганичное. Мама с папой считают, что сын должен быть лидером, и пытаются воспитать его таким образом, однако самому ребенку это неинтересно. Многие специалисты сказкотерапии заранее проговаривают, что работают исключительно с интересами ребенка и ничего ему не навязывают.

Почему именно сказки

Дети живут в мире сказок, им проще фантазировать о невероятном. Если взрослому нужно специальное усилие, чтобы представить, что медведь разговаривает, а соринка превратилась в принцессу, то для детей это их вселенная.

Когда взрослый начинает говорить с ребенком на его языке, возникает объединяющее пространство. Сказки помогают немного отдалиться от реальных проблем и говорить как бы не про себя, а про выдуманного персонажа. С помощью создаваемой дистанции можно многое понять, потому что на языке метафор комфортно говорить даже о самых неудобных чувствах. Родитель может получить много информации о ребенке: узнать, о чем он думает, кто его обидел. Выдуманные сюжеты дают ощущение безопасности: даже если история глубоко трогает ребенка, потому что он сталкивается с похожей проблемой, у него есть возможность абстрагироваться: «Все страшное происходит с лисичкой, а не со мной».

Какие сказки используют в терапии

Сказки можно условно разделить на терапевтические и воспитательные. Воспитательные работают на более безопасном уровне и решают менее глубокие проблемы. Например, адаптацию ребенка в новом обществе или преодоление фобий. Терапевтические же сказки помогают работать с более глубокими переживаниями. С их помощью можно пережить утрату или серьезную травму.

Не существует универсальных сюжетов, которые однозначно плохо или хорошо влияют на детей, потому что люди индивидуальны. Бывают очень чувствительные дети. Им не нужны сказки без счастливого конца, где кто-то умирает или превращается в чудовище и не возвращается. Если для кого-то «Русалочка» — слишком трагичная история, то для другого именно она окажется историей, которая поможет преодолеть трудности. Родителям стоит быть внимательными к тому, как дети реагируют на различные истории, и в соответствии с этим выбирать, что они будут рассказывать.

Нужно использовать готовые сказки? Или можно сочинить самому?

Для решения некоторых проблем вполне могут подойти уже известные сюжеты, но так как все случаи индивидуальны, полезно адаптировать истории под проблемы и чувства каждого ребенка. Поэтому часто сказкотерапевты учат родителей самостоятельно составлять истории для своих детей.

Для терапевтической сказки нужен герой, который максимально похож на ребенка или оказался в похожей ситуации. Если ребенок хочет справиться со страхом, нужно выбрать соответствующего персонажа. Можно выбрать зайчика, потому что они ассоциируются с пугливостью, а можно сделать главного героя медведем и в начале истории пояснить, что обычно медведи бесстрашные, а наш боится всего. Сюжет нужно выстроить так, чтобы в финале герой справился с проблемой.

С помощью сказкотерапии родители могут не просто научиться составлять сюжеты для детей, но и понять, как составить терапевтическую сказку всей семьей. Это позволит вовлечь ребенка в процесс и помочь ему обратить внимание на существующие конфликты.

Родители могут проводить сказкотерапию и самостоятельно, если изучат этот метод работы. К специалисту стоит обратиться, если нужно проработать тяжелые чувства. Например, переживание травмы, смерти.

Как сказки влияют на взрослую жизнь

Любимые истории — это индикатор того, что происходит у человека внутри. Сказка — некий сценарий, к которому мы привыкаем в детстве и впоследствии берем с собой во взрослую жизнь. Хороший конец у любимой сказки, где герой справляется с проблемой, дает нам силы и веру в лучшее. Если спросить у взрослого человека, какая у него была любимая сказка в детстве, можно многое узнать о том, какие переживания ему близки.

Сказкотерапия подходит только детям?

Работать в сказкотерапии могут и взрослые, и дети. Однако у них отличаются запросы. Дети в принципе живут в мире сказок, им не нужно учиться писать терапевтические или воспитательные истории. Запрос поступает обычно от родителей, которые хотят научиться сочинять сказки для своих детей. Часто к сказкотерапии обращаются и взрослые. Например, некоторые сочиняют сказки, чтобы улучшить коммуникацию с партнером.

Наталия Немцова, сценарист, кандидат педагогических наук, многодетная мама, писатель:

Сочинение сказок — это высшая степень слова «вместе» для родителей и детей. Это моменты доверия, заботы и единения семьи. Это то самое личное время, которого так не хватает работающим мамам и папам. Совместное придумывание сказки — отличный способ пошалить, подурачиться, поговорить о важном, рассказать о своей любви — вместе. Это одно из самых уютных впечатлений детства.

Как написать собственную сказку

  • Начните с финала. Секрет профессиональных сценаристов: все хорошие истории всегда начинаются с конца. То есть, чтобы сказка получилась, прежде всего придумайте финал. Поймите, к чему вы хотите привести героев, к каким выводам.
  • Сделайте историю героя максимально близкой для ваших детей. Мамы и папы лучше всех знают, из чего складывается день ребенка, о чем он переживает, чему радуется. Сказка, написанная специально для ребенка и максимально похожая на его реальность, поможет разобраться в переживаниях.
  • Сделайте финал сказки добрым, светлым. После хорошего конца истории мы лучше спим и просыпаемся более счастливыми. Смысл истории и имена героев могут забыться, а приятное ощущение после прочтения останется надолго.

Иллюстрации: Shutterstock / Dmitriy Trubin

«Сказочная терапия» превращает мораль истории в руководство по жизни

Фото предоставлено Tales for Life

Независимо от того, увлекались ли вы Диснеем или Гриммом в детстве, во взрослом возрасте редко приходится пересматривать сказки. От инфантильных до совершенно ужасных, они, вероятно, были представлены вам дедушкой или бабушкой, заставляющими вас читать. Когда я наткнулся на берлинский консультационный центр Tales for Life, предлагающий услугу под названием «сказочная терапия», я надеялся на глубокое погружение в неприятные глубины человеческой психики, завернутые в фантастических персонажей и дикие истории. Однажды в пятницу вечером я пошел на групповой семинар, чтобы посмотреть, насколько мрачными стали наши взрослые умы, прежде чем поговорить с психологом обо всем этом. Впрочем, об этом позже.

Advertisement

При входе в зал от меня потребовали снять обувь и заменить ее серыми войлочными тапочками. Затем кто-то привел меня в теплую комнату с ламинированным полом, где мы ели шоколадные дижестивы и виноград. Я уже чувствовал себя инфантильным. На сеансе нас было шестеро, включая нашего «сказочного фасилитатора». Мы начали сеанс с того, что крутились и прыгали по комнате, а затем успокаивались, расстелив одеяла и подушки — что-то вроде окончания дополнительной ночи. Наш ведущий прошелся по группе, спрашивая, какая у всех самая любимая сказка. Я запаниковала и сказала «Русалочку» Ганса Христиана Андерсена.

Здоровье

Все, что я хотел бы знать до начала терапии

Ханна Юэнс

«Сказки — это мудрость, передаваемая из поколения в поколение», — говорит руководитель Борис Мерей, консультант мастерская. Он использует сказки со своими клиентами, чтобы помочь им увидеть свои собственные проблемы в персонажах и символах этих классических историй. Он упоминает Белоснежку, историю, которая «существовала сотни лет, но если вы посмотрите на нее с современной точки зрения, это пошаговое руководство о том, как справиться с самовлюбленной матерью», — рассказывает он аудитории. «Люди подсознательно понимают сказки, и как консультант я рекомендую ту сказку, которая, по моему мнению, наиболее актуальна для их задачи. Тогда исцеление, которое происходит после, происходит автоматически».

Фото Tales For Life

Темой сессии были «новые начинания», и Мерей объяснила, что весна — прекрасное время для позитивных изменений в нашей жизни. Послушайте, у меня сенная лихорадка, так что весна для меня скорее самое худшее время года — мне было немного трудно ясно мыслить, когда я чувствовал себя лично атакованным тяжелым уровнем пыльцы в Берлине. Затем нас попросили подумать о чем-то, с чем мы боролись, и, обдумывая эту проблему, выбрать карту, похожую на Таро, которая находит отклик у нас. Я подумал о моем насморке и зуде в глазах.

Реклама

Затем Мерей взял на себя роль рассказчика, надев большую остроконечную шляпу из серого фетра. Честно говоря, он признал, насколько нелепо это выглядело, и давайте посмеемся над ним. Затем он попросил нас лечь, расслабиться и послушать сказку. Изначально сказки предназначались для того, чтобы их говорили и слушали, а не писали, поэтому важной частью процесса было слушать. Он прочитал нам рассказ «Царский сын, который ничего не боялся». Я ненавидел это. Это напомнило мне о том, как каждый чрезмерно самоуверенный человек, получивший образование в частной школе, шагает по жизни.

Фото Tales For Life

Далее нас попросили нарисовать сцену из рассказа. В этот момент мы дрогнули; Я, да и все остальные, казалось, совершенно неправильно поняли это. «Я хотел обратить внимание, но не смог, история меня не зацепила», — сказала другая участница, 24-летняя Мариасоль. «Мне больше нравилось слушать его голос, чем слушать подробности реальной истории. Я просто чувствовал себя очень расслабленным».

Я тоже ничего толком не понял и нарисовал что-то вроде абстрактной сцены, включающей цветы-роботы, потому что именно сюда во время сказки уходил мой мозг, измученный заботами о нашем экологическом кризисе и предполагая, что в будущем природа будет просто воспоминание.

Мерей говорит, что неспособность постоянно концентрироваться не является проблемой. «Если вы пытаетесь вспомнить свою любимую сказку и пересказать ее, в ней будут части, которые вы забыли, и некоторые части, которые вы четко помните», — говорит он. «Это потому, что есть часть нас, которая судит, с чем мы можем иметь дело прямо сейчас, а с чем мы не можем. Что важно или актуально для нас, а что нет».

Реклама

Он попросил нас интерпретировать рисунки друг друга, ища символы. Все остальные рисовали буквальные сцены (деревья, ворота, поля, люди) и, конечно же, никто не получил то, чем должны были быть мои роботизированные цветы. Мы посмотрели на наши рисунки против карт, которые мы выбрали ранее, чтобы сделать наши собственные интерпретации. Мерей говорит нам, что сказкотерапия — это направление арт-терапии — форма терапии, которая использует творческий процесс для работы с травмами и другими эмоциональными проблемами — и что рисование — ключевая часть процесса сказкотерапии. Затем нас попросили выполнить упражнение «светофор», в котором мы разделили нашу личную задачу на три части (чего я хочу; что у меня уже есть, что я могу использовать, чтобы туда добраться; какие есть препятствия). Затем мы совершили ритуал прыжков через наши красные барьеры, пока все нас подбадривали. Мы закончили сессию, придумав одно дело на следующей неделе, которое помогло бы дать толчок нашим «новым начинаниям».

Фото автора

Мне стало интересно, может ли, учитывая темную историю Берлина и то, что братья Гримм были немцами, исцеление с помощью историй быть здесь более острым. Но Мерей говорит мне, что на самом деле это происходит из Венгрии, где он обучался в школе сказкотерапии Lelki Egészségvédő Alapítvány (LEA). Я спрашиваю Мерея, что он говорит людям, которые насмехаются над идеей использования сказок в качестве терапии. «На самом деле, я думаю, что есть много людей, которые считают концепцию терапии слишком серьезной, — говорит он. так же важно, как посещать стоматолога два раза в год».

Хотя сказочная терапия отличается от нарративной терапии, обе они уходят корнями в школу мысли психоаналитика и психиатра Карла Юнга. Бренда Кроутер, юнгианский аналитик и глубинный психолог из Франции, говорит, что работа со сказками может принести вам пользу, позволяя взглянуть на личную проблему через объективную линзу. «В конечном итоге вы развиваете отношение к чему-то объективному, и это снимает определенную одержимость вашими субъективными проблемами», — говорит она. «Это не означает, что вы игнорируете субъективную проблему, но позволяет увидеть ее контекст». Кажется, что сказкотерапия по сути работает с универсальными символами и архетипами для решения общих проблем. «Использование сказок может быть мощным инструментом для исцеления, потому что они переводят вас в режим, в котором вы на самом деле переживаете себя в другом измерении», — говорит Кроутер.

После полного сеанса я подумал о том, как необычно заниматься чем-то таким ребяческим. Реальная жизнь преподает нам достаточно болезненных моральных уроков, чтобы усвоить их, нет необходимости зарываться с головой в книгу фэнтези. По крайней мере, я ушел со знанием того, что слушать, как парень читает сказку на ночь, — это успокаивающий процесс — просто, может быть, я оставлю кое-что о мальчиках из частной школы для других.

@sabfaramarzi

Сказкотерапия | Ридмио

Сказки — огромный источник знаний и мудрости. Они учат другим способам мышления и действия. Сказки показывают модели поведения, которые поддерживают людей в различных эмоционально заряженных ситуациях, помогают снять напряжение и найти решение проблем. Кроме того, они укрепляют связь между родителями и детьми, обеспечивая более тесный контакт, что помогает родителям лучше понять эмоции, чувства и мировоззрение ребенка.

Сказки – это терапевтическое средство примирения с реальностью. Любимые истории часто очень тесно связаны с симптомами конкретной проблемы, личным опытом или поведением. По этой причине сказки используются в различных видах психотерапии не только для детей, но и для взрослых. Они предлагают лучший подход к проблемам, особенно из-за их образного характера и эмоционального изображения. Для того чтобы иметь терапевтический эффект, необходимо, чтобы сказка вызывала широкий спектр эмоций.

Вы тоже можете стать терапевтом для своего ребенка

Когда родитель читает ребенку сказку, это не считается автоматически сказкотерапией. Это становится таковым только тогда, когда родитель ставит четкую цель в отношении того, чего он хочет достичь. Они должны выбрать подходящую сказку, похожую на ситуацию, с которой столкнулся их ребенок. Тогда ребенок сможет найти решение своих проблем, чувствуя себя в безопасности в своем мире фантазий.

Ребенок может слушать рассказ и сам находить решения. Однако гораздо эффективнее, когда ребенок идентифицирует себя с главным героем сказки, но это зависит от конкретной проблемы, типа сказки, ее направленности и скрытого смысла. Эффект от терапии можно вывести на новый уровень с помощью рисунков, игр, игр или создания фигурок главного героя или других персонажей.

Родитель лучше всех знает своего ребенка и поэтому может создать собственную сказку с учетом его потребностей. В этом случае важно соблюдать следующие принципы:

  • Выберите и опишите героя, максимально похожего на ребенка характером или внешностью. Используйте соответствующего героя в соответствии с возрастом ребенка. Например, для возраста от 6 до 7 лет подходят персонажи-животные. В возрасте 7–8 лет можно использовать ведьм и ведьмаков, а в возрасте 8–13 лет — рыцарей, драконов, принцесс и героев-людей. С 14 лет и старше правдивые истории очень эффективны.
  • Подробно опишите окружение и обстоятельства, в которых находится герой, должны быть похожи на ситуацию, в которой находится ребенок. 
  • Опишите задачу, аналогичную той, которую должен решить ребенок.
  • Опишите эмоции, мысли, идеи, чувства и поведение героя.
  • Опишите, как герою удается решить проблему даже в критической, сложной ситуации. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что таким же образом он может решить и собственную задачу. Самое главное, чтобы у героя, как и у всех остальных участников истории, был счастливый конец.

В приложении Readmio вы также найдете сказки, посвященные конкретным проблемам, таким как парализующий страх, скорбь по утрате, выход из кризисной ситуации, проблемы в школе или детском саду и многое другое. Их можно познакомить с детьми, чтобы создать подходящую атмосферу для решения детских проблем с заботой и чуткостью.

Источники:

Вачков И. В. 2016. Сказкотерапия сегодня: определение ее границ и содержания. Ежегодная международная научная конференция «Воспитание и образование детей младшего возраста», ECCE 2016, 12-14 мая 2016 г., Москва, Россия.

Петрушкевич О. 2019. Воспитание через сказкотерапию. https://www.creativeschool.com.ua/ru/blog/vyhovannya-za-dopomogoyu-kazkoterapiyi-interv-yu-z-kazkoterapevtom-olenoyu-petrushkevych/

Dieckmann, H. 1997. Сказки в психотерапии. Журнал Аналитическая психология. 1997 г., апрель; 42 (2): 253–68. doi: 10.1111/j.1465-5922.1997.00253.x.

Левин К.А., Психотер Дж. 1996. Бессознательные фантазии в психотерапии. Пружина;50(2):137-53. doi: 10.1176/appi.psychotherapy.1996.50.2.137.PMID: 8804517.

Руини, Ч., Масони, Л., Оттолини, Ф., Феррари, С. 2014. Позитивная нарративная групповая психотерапия: использование традиционной сказки для повышения психологического благополучия и роста. Психология благополучия: теория, исследования и практика 2014, 4:13. http://www.psywb.com/content/4/1/13

Kuciapiński, MJ 2018. Терапевтические и образовательные свойства сказкотерапии на ранних этапах развития детей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts