4 простых правила, как научить ребёнка убирать за собой
Вы убираете квартиру вместе с детьми или за них? Многие психологи считают, что ребёнку полезно играть по общим для всей семьи правилам — это касается и наведения порядка. Как приучить детей не разбрасывать вещи или собирать их, рассказывает японская писательница Нагиса Тацуми, книга которой вышла в издательстве «Бомбора».
1. Определите место
Когда приходится раздумывать над каждым действием, работа превращается в сплошную мороку. Нужно создать для уборки условия, в которых можно действовать не задумываясь. Для этого очень важно, чтобы каждая вещь имела своё определенное место. Главный критерий — на этом месте она должна быть доступна для использования.
Ножницы можно убрать в верхний ящик стола. Школьные распечатки — во второй. Кукол поставить на полку возле кровати. Вязаных зверей — в ящик шкафа, где хранятся игрушки. Радиоуправляемые машинки — на верхнюю полку этого же шкафа.
Шапку — на крючок в прихожей. Снятую одежду — на вешалку…
Нетрудно решить, что модели самолетов можно поставить на одну полку с радиоуправляемыми машинками, а цветные карандаши положить в ящичек с мелками. Это сумеет даже ребёнок. Родителям нужно плавно подвести его к тому, чтобы он делал это самостоятельно.
Детям непросто распределить свои вещи на группы и придумать, куда и как их лучше убрать
Поэтому родителям нужно сначала в общих чертах представить себе, на какие категории их можно разделить, и приготовить для каждой категории свой «уголок».
Например: учебный уголок, уголок для одежды, уголок для разных игрушек, уголок для книг и т. д. Затем распределяем вещи в уголках на более мелкие группы. Например, одежда: свитеры и кофты, рубашки, нижнее белье, мелочи и т. д. Определяем, куда и как складывать вещи каждой группы.
Но это еще не всё. Теперь нужно решить вопрос о количестве вещей. Их должно быть столько, чтобы мы легко с ними управлялись, чтобы они не валялись, забытые и никому не нужные. Не стоит бесконечно захламлять шкафы.
Ребёнку сложно понять, сколько ему нужно вещей. Он пока не может составить себе общее представление обо всем, что его окружает в жизни. Родители должны сами это решить, исходя из характера и привычек ребёнка, и объяснить, куда что класть.
2. Определите идеальное количество вещей
Если ребёнок жалуется, что коробка уже полная и в неё больше ничего не помещается, найдите сломанное и ненужное и сразу выбросьте это. Не нужно готовить новые коробки, бездумно увеличивая количество вещей.
Старайтесь заполнять места хранения примерно на 70%. Люди часто пытаются уместить как можно больше, занимая все 100% или даже 150% пространства и не оставляя ни одного свободного миллиметра. Но если все так уплотнять, то потом сложно класть обратно то, что вы вытащите, да и доставать нужный предмет непросто.
Пока все коробки и полки не заполнятся, вы наверняка будете добавлять туда что-то новое. Приучите себя, убирая на хранение очередную вещь, заодно проверять, нет ли в коробках того, что можно выбросить. В будущем это упростит вам задачу.
Конечно, вам может понадобиться еще одна коробка. Это означает, что вашему ребенку нужно немного больше вещей, чем вы думали.
3. Обозначьте время
Одним простым замечанием можно дать понять, что действовать нужно прямо сейчас. Если вы видите, что ребёнок собирается бросить ножницы, скажите ему, что нельзя оставлять их где попало. Если он вставал на стул, чтобы что-то достать, и потом забыл его убрать, напомните ему, что стул стоит не на месте.
Это применимо и к более продолжительным действиям. Если ребёнок достает сначала кубики, потом игрушечную железную дорогу, потом оригами, мягко остановите его. Достаточно простых слов: «Убери здесь немного, а потом продолжай, хорошо?» или «Сначала убери на место то, во что поиграл, а потом уже доставай другие игрушки». Можете сказать ему один раз в конце дня: «Ну что ж, уже вечер, пора тебе убрать все на место».
Возвращать вещи на место — дело привычки. Первые замечания вряд ли понравятся ребёнку, и, возможно, он будет вам перечить. Но если вы неустанно повторяете одно и то же, как будто сразу убирать — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.
Людям вообще не нравится, когда им указывают, что делать. Даже то, с чем ты охотно справился бы по своей воле, тяжело делать по указке
Если родители заставляют помыть посуду, то тебе не хочется ее мыть. Но если ты сам решил помочь, то с радостью берешься за дело. Наверняка у каждого был похожий опыт.
Если у родителей с детьми складываются хорошие отношения, то рано или поздно ребёнку надоест делать всё по указке и он начнет действовать сам. Поэтому родителям нужно проявить мудрость, чтобы понять, когда можно делать замечание. Например, если ребенок только собирался убрать вещь на место, а вы ему говорите: «ты не положил, куда нужно», то он вам возразит, что «как раз собирался», и будет только хуже.
Тем не менее родительское воспитание чуть ли не полностью состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. Там, где посторонний человек сдаётся с первого раза, родители, выполняя свою социальную роль, повторяют снова и снова, не поддаваясь эмоциям и поддерживая свой авторитет.
Наверное, родителям ничего другого не остается, пока их дети в таком возрасте, когда привычку можно сформировать только с помощью слов.
4. Расскажите о том, что убирать вещи нужно так, чтобы их было легко доставать
Обозначение временных рамок важно для того, чтобы ребенок, придя домой, возвращал на место то, что он брал с собой. Скажите ему, что он оставил в прихожей свою сумку, и он сам догадается ее убрать. Вам достаточно просто констатировать факт, например: «на стуле лежит контейнер для еды». Не нужно говорить «убери»: ребенок все поймет и так. Но всё же обозначения временных рамок недостаточно.
Выше я уже говорила, что вещи легко убирать без лишних размышлений, если у них есть свое место. Точно так же и с удобством: если вещь лежит так, что ее легко достать и убрать, вам будет просто ею пользоваться.
Давайте подумаем, удобно ли хранить куртку, которую вы носите каждый день, в шкафу в спальне, если спальня на втором этаже, а прихожая, ванная и гостиная — на первом? Придя домой, вы снимете куртку перед тем, как помыть руки, и бросите ее куда-нибудь на диван в гостиной. Может быть, вы унесете ее на второй этаж только перед сном или вообще оставите внизу, ведь все равно завтра опять одеваться. Если бы вешалка для верхней одежды была где-то между прихожей и ванной, вы бы смогли сразу повесить куртку и пойти мыть руки.
У моих знакомых в прихожей стоят три коробки для троих детей, чтобы каждый из них мог после школы сложить туда свои вещи. Но их мама жалуется, что убирать в итоге приходится родителям. Умение заставить ребенка делать то, что нужно, служит показателем, насколько хорошо родитель справляется со своей ролью.
Другой пример: допустим, ваш ребенок ходит на кружок рисования. Что будет, если вы сделаете местом для хранения красок верхнюю полку книжного шкафа? Наверняка ребенку будет лень каждый раз залезать на стул, поэтому краски останутся валяться на полу всю неделю.
Если так происходит, значит, следует серьезнее отнестись к определению места для вещи. То, чем вы пользуетесь крайне редко, от силы один-два раза в год, можно размещать на верхних полках. Для вещей, которые нужны часто (каждый день, раз в неделю и т. д.), старайтесь выбрать место, до которого легко достать, не вставая на стул и не садясь на корточки. Кроме того, детям бывает неохота постоянно открывать коробки и неудобно каждый раз уплотнять их содержимое, если они набиты.
Почему у ребенка не получается убрать или выбросить то, что он принес домой? Ведь если определено место для хранения, остается просто положить вещь куда следует. Поводов для этого может быть много, но причина — в банальной лени.
Когда приносишь домой что-то новое, нужно выбрать, где это хранить. Пока место не определено, остается большой соблазн положить новую вещь «где-нибудь тут».
Ребенок не убирает в своей комнате — что делать?
© Коллаж Кристины Савельевой
Уборка в комнате — это тема, конфликтов на которую, кажется, невозможно избежать. Даже родители с бесконечным дзеном иногда, наступив на очередную детальку Lego или вляпавшись в пластилин, воздевают руки к небу и яростно восклицают: «Ну когда ты уже уберешь в комнате?!».
Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы детская комната постоянно выглядела как страничка из каталога Икеи, но в реальности ожидать от ребенка идеальной чистоты и порядка каждый день странновато.
Эшли Джонс из издания Romper знакома с этими родительскими мучениями не понаслышке — с одной стороны, требовать от ребенка профессионального клининга не хочется, а с другой — ну сколько же можно терпеть? Эшли решила разобраться в том, какие требования к уборке комнаты можно предъявлять, и от чего они зависят. Вот, смотрите, что получилось.
Экспертка в области родительства Морин Хили говорит, что дети обычно подходят к этому этапу развития в возрасте около четырех лет.
«Все дети разные, и это важно принимать во внимание, но я бы сказала, что дети дошкольного возраста уже могут застилать постель, поднимать раскиданные вещи и убирать в своих комнатах, — объясняет она. — Возможно, сперва им понадобится помощь, но в целом они уже могут с этим справиться».
Специалисты сходятся на том, что возраст ребенка должен стать ключевым принципом при формировании ваших требований к нему. «Возраст ребенка влияет на его способность поддерживать чистоту и порядок в комнате, — говорит нейропсихолог Санам Хафиз. — Например, нельзя ждать от годовалого ребенка, что он будет пылесосить в своей комнате и мыть в ней полы. Но вы можете поручать маленьким детям задания, с которыми они могут справиться — например, убирать игрушки с пола или застилать кровать».
Педиатр Скотт Кругман отмечает, что в этом вопросе важно принимать во внимание характер и темперамент ребенка, а также его неврологические особенности — например, наличие РАС или СДВГ.
«Детям, которые испытывают сложности с концентрацией внимания, может быть сложно справиться со сложным заданием — например, убрать в очень грязной комнате, — рассказывает он. — Им нужны подробные инструкции, которые помогают разбить одно задание на много мелких задач. Например, родители могут сказать: „Давай начнем с того, что уберем одежду“».
Педагог и экспертка в области родительства Лора Линн Найт говорит, что даже на примере собственных детей она видит, что к каждому из них требуется индивидуальный подход: один ребенок обычно быстро отвлекается, но не требует усиленного контроля, а другой может быстро потерять запал и чаще нуждается в помощи.
«Вы как родитель отлично знаете своего ребенка, и вы уже понимаете, сколько поддержки и внимания вашему ребенку требуется в процессе уборки, — объясняет Найт. — А еще вы можете позволить ребенку проявить себя при помощи украшений или организации хранения вещей в его комнате. Ваш ребенок может одновременно и следовать вашим договоренностям, и при этом иметь право выбора».
Также Найт рассказала о том, что в ее семье у детей есть фиксированное время на уборку, которое встроено в распорядок дня.
«У нас есть договоренность, что к моменту, когда мы будем читать книги перед сном, все вещи должны быть убраны с пола, а перед пятничным киновечером мы убираем все еще тщательнее, — говорит она. — Мы не привязываем карманные деньги, награды или наказания к уборке, но вместо этого мои дети знают, что у них будет меньше времени на чтение и фильмы, если они будут убирать слишком долго — это естественное последствие».Если вы хотите, чтобы уборка стала личной ответственностью вашего ребенка, важно уделить внимание мотивации и поддержке. Неважно, сделаете ли вы табличку с наклейками или будете придерживаться метода естественных последствий, как Найт, рано или поздно ваш ребенок непременно включится в игру.
«Объясните свои ценности и ожидания — это особенно важно для подростков. Они хотят знать, почему вы требуете от них чистоты в комнате, и ответ „потому что я так сказала“ обычно звучит неубедительно», — говорит Кругман.
Он предлагает говорить с подростками о том, как структура, рутина и самоорганизация помогут им преуспеть в учебе и дальнейшей жизни, и какую роль в этом играет уборка комнаты. При этом важно демонстрировать детям пример своим собственным поведением.
«Конечно, некоторые дети от природы более организованные, чем другие, — рассказывает Хили. — Здесь важно выбирать то, что для вас важно, особенно в период между средней и старшей школой. Часто быть хорошим человеком оказывается намного важнее, чем убирать в комнате».
Эксперты согласны, что предсказуемая рутина и один конкретный метод организации уборки комнаты поможет детям своевременно поддерживать порядок в комнате и не сильно из-за этого переживать. Вы можете ставить таймер, чтобы убирать понемногу каждый день, а можете устраивать большую уборку каждую субботу. Главное — будьте последовательны.
Хафиз отмечает, что ребенку важно знать, как тщательно он должен убирать свою комнату, и чего вы от него ждете. «Обойдите детскую вместе с ребенком и покажите ему, что делает комнату чистой, а еще расскажите ему, что вы считаете приемлемым, а что — нет, — предлагает она. — Спокойные, доброжелательные объяснения — это залог успеха. А еще если вы будете хвалить ребенка за то, что после уборки его комната стала чище и опрятнее, чем была до этого, он с большей вероятностью захочет повторить свои действия и снова убраться».
Вы можете позволить своим детям оставлять где-то беспорядок — но главное определите эти границы и введите правила уборки, которых будут придерживаться все члены семьи. Так вы сможете совместно работать над чистотой и порядком, и при этом вам не придется слишком часто напоминать всем о том, что они должны сделать.
«Соберите семейный совет и придумайте правила, которых должны придерживаться и мама с папой тоже. Например, никаких носков на полу. Или ежедневно застеленные кровати. И так далее, — говорит Хили. — Чем больше родители будут сотрудничать с детьми в этом вопросе, тем лучше. Это не всегда просто, но это очень полезно как в моменте, так и в долгосрочной перспективе».
Подписывайтесь
на наш Telegram
5 советов, как заставить ребенка убираться в комнате
Поиск способов мотивировать детей убираться самостоятельно может помочь им развить навыки, которые они будут использовать на протяжении всей жизни.
И дети, и взрослые согласятся, что уборка — утомительное занятие. Но уборка и поддержание чистоты в комнате дает много преимуществ, помимо чистоты пространства.
«Чистота и процесс уборки связаны со многими положительными последствиями для психического здоровья», — говорит Анджали Гауда Фергюсон, доктор философии, лицензированный клинический психолог Детской больницы Ричмонда в Университете Содружества Вирджинии.
Исследования показали, что уборка и чистое пространство улучшают настроение, дают чувство контроля и уменьшают стресс и тревогу.
Уборка также воспитывает у детей чувство ответственности, говорит Фергюсон. Поручив им задачу уборки, вы повысите адаптивные жизненные навыки и повысите самооценку.
Хотя может показаться, что просто выполнить задание за них проще, поощряйте детей убираться самостоятельно, это помогает настроить их на успех. «Если мы вмешаемся и выполним задание за них, они не овладеют самостоятельными навыками», — говорит Фергюсон.
Есть способы сделать уборку более приятной и менее рутинной.
Легкость в выполнении задачи
Внезапное навязывание ребенку уборки может вызвать трения. Фергюсон предлагает, чтобы вам было полезнее предупредить о том, что игровое время подходит к концу.
«Представьте, что вы смотрите свою любимую телепередачу, и вдруг кто-то выключил телевизор и сказал вам немедленно вымыть посуду», — говорит она. — Скорее всего, ты немного расстроишься.
Фергюсон говорит, что детям нужно время, чтобы успокоиться и подготовиться к менее приятному занятию, например, к уборке.
Маленькому ребенку может быть достаточно словесного предупреждения, но некоторые дети старшего возраста могут лучше реагировать на сигнал времени, например: «Давай уберем через 5 минут».
Подростки могут лучше реагировать на запланированные задания, поэтому вы можете сказать им что-то вроде: «Пожалуйста, убери свою комнату перед сном в воскресенье».
Помогите им начать
Может оказаться бесполезным убирать за них всю комнату. Но ваш ребенок, скорее всего, оценит и выиграет от того, что вы присоединитесь к началу процесса уборки.
«Дети учатся моделировать, и когда вы делаете это совместной задачей, они с большей вероятностью присоединятся к вам, — говорит Фергюсон.
По мере того, как ваш ребенок привыкает к рутине уборки, вы можете сократить время, затрачиваемое на помощь. Но если начать с помощи, это может сильно помочь с мотивацией, добавляет она.
Дайте конкретные задания
Это особенно полезная стратегия для маленьких детей, которым может понадобиться дополнительная помощь, когда дело доходит до уборки.
«Уборка большого беспорядка может показаться непосильной задачей, но сосредоточение внимания на одной задаче или предмете развивает внимательность и делает работу более управляемой», — говорит Фергюсон.
Конкретизация и предоставление инструкций также может помочь детям лучше понять ожидания, связанные с их заданиями.
Похвалите их
Поощрение детей за уборку может быть полезным способом повысить мотивацию и сделать процесс уборки более увлекательным.
Для начала наградой может быть что-то небольшое, но осязаемое, например наклейка на графике работы.
Ваш ребенок привыкнет к рутине уборки и почувствует большую ответственность за выполнение задачи. После этого вы можете сказать им, что они отлично поработали, или дать им пять, рекомендует Фергюсон.
Дети постарше могут быть более мотивированы такими наградами, как дополнительное время у экрана или больше времени, проведенного с друзьями.
Обратите внимание на то, на что реагирует ваш ребенок. Также важно понимать, что это может измениться со временем, по мере того, как они стареют и меняются их интересы, говорит Фергюсон.
«Нам всем нравится знать, что мы хорошо справляемся с работой — то же самое касается и детей», — говорит она.
Главное — постоянство
Быть последовательным может быть сложно, но это неотъемлемая часть поощрения определенного поведения, такого как уборка. Придерживайтесь правил и наград, которые вы создали.
«Постоянство помогает формировать ожидания, — говорит Фергюсон.
«Когда мы окружены беспорядком, мы можем чувствовать себя умственно или эмоционально загроможденными или подавленными», — говорит Фергюсон.
Исследование, проведенное в 2011 году, показало, что беспорядок отрицательно влияет на концентрацию и обработку информации. А исследование 2020 года показало, что высокий уровень домашней дезорганизации в семьях приводит к плохим поведенческим, коммуникативным и когнитивным результатам как у взрослых, так и у детей.
Поддержание организованного и чистого пространства может способствовать общему благополучию.
Фергюсон говорит, что честные и прямые разговоры о преимуществах и важности уборки очень важны.
«Вы можете попробовать сказать: «Мы заботимся о нашем пространстве и наших игрушках. Когда мы убираемся, это помогает заботиться о нашем пространстве. Когда мы заботимся о своем пространстве, мы чувствуем себя хорошо», — предполагает Фергюсон.
Не каждый ребенок положительно отреагирует на стратегии мотивации уборки.
Если у вас возникли проблемы с поощрением ребенка убирать за собой, Фергюсон рекомендует установить соответствующие для его развития последствия.
«Продолжайте давать словесные подсказки, чтобы ребенок знал, что награда зависит от процесса уборки», — предлагает она.
Вы можете попробовать сказать им что-то вроде: «Я очень хочу, чтобы вы сегодня пошли в парк, но сначала нам нужно убраться».
Если ваш ребенок отказывается, возможно, вам будет полезно вернуться к этому позже.
Имейте в виду, что у детей бывают хорошие и плохие дни, говорит Фергюсон. Иногда они отказываются только потому, что у них плохое настроение.
«Обратите внимание на частоту и продолжительность этих изменений в настроении и поведении», — говорит она. «Если они начнут влиять на другие аспекты жизни, такие как школа или общение со сверстниками и семьей, то, возможно, на это стоит обратить внимание».
Дети иногда воротят нос при уборке. Но обучение их убирать свое пространство может воспитать чувство ответственности и контроля, а также дать им ценные жизненные навыки.
Простые стратегии, такие как небольшие поощрения или похвала, могут помочь мотивировать детей выполнять такие задачи, как уборка.
Отказ от уборки не обязательно является признаком основного заболевания — в конце концов, у всех бывают выходные. Но если вы заметили у своего ребенка постоянные изменения в поведении и настроении, возможно, стоит обратиться за советом к специалисту в области психического здоровья.
Если вы не знаете, с чего начать поиск детского терапевта, подумайте о том, чтобы просмотреть следующие ресурсы:
- Выбор правильного терапевта для вашего ребенка
- Боль в животе или депрессия? Как распознать психические расстройства у подростков
- Американская академия детской и подростковой психиатрии
- Психическое здоровье Америки – Психическое здоровье молодежи
- Национальный институт психического здоровья
Вы также можете посетить ресурс Psych Central How to Find Mental Health Support.
4 совета, которые помогут детям убираться в своей комнате
«В спальне моей 13-летней дочери полный беспорядок. Похоже, его только что пронес торнадо. А когда я вежливо прошу ее убрать, она либо игнорирует меня, либо закатывает истерику!»
Если это похоже на вашего ребенка, вы не одиноки. Многие родители, пользующиеся коучинговой службой Empowering Parents, жалуются на то, что в комнатах их детей такой беспорядок, что они не могут пройти по ним. На полу кучами свалено грязное белье. Есть чистая одежда, которую никогда не убирали. Игрушки и прочее повсюду. Бумаги и даже мусор разбросаны повсюду. Мягко говоря, невероятно неприятно иметь дело с ребенком, который отказывается заботиться о своем личном пространстве.
У большинства типичных детей, которые отказываются убираться в своей комнате, все сводится к следующему: они не хотят. Они предпочли бы заниматься чем-то другим, например, пользоваться электроникой или отправлять текстовые сообщения своим друзьям. Некоторые дети настолько погружаются в какое-то занятие, что это все, чем они хотят заниматься. Посмотрите на это так: если выбор состоит в том, чтобы делать что-то веселое, а не то, что кажется рутиной, что вы выберете?
Иногда отказ от уборки является частью более масштабной, продолжающейся борьбы за власть. Если это так, ваш ребенок не просто избегает уборки, но и сопротивляется вам и практически во всем нажимает на ваши кнопки. Чем больше вы пытаетесь контролировать этих детей, тем больше они сопротивляются и отказываются. Их неповиновение заставляет вас чувствовать себя истощенным, злым, разочарованным. Вы говорите себе: «Мы усердно работаем, чтобы предоставить нашему ребенку дом и комнату для сна. Самое меньшее, что они могут сделать, — это содержать свое пространство в чистоте!»
Как бы неприятно это ни было, постарайтесь не принимать такое поведение на свой счет. Большинство детей проходят через грязную фазу, но это не имеет ничего общего с вами или вашим воспитанием — и все, что связано с ними.
Помните, что закрыть дверь и «отпустить» — это вполне разумный выбор, который вы можете сделать, особенно если у вас много других проблем с поведением, над которыми вы работаете со своим ребенком. В конце концов, это их бардак, и если они хотят так жить, вы можете позволить им делать именно это.Но позволять им иметь беспорядок в комнате не всегда практично, особенно если ваш ребенок живет в одной комнате или если она настолько грязная, что вызывает проблемы со здоровьем, например, нашествие вредителей. Если уборка их комнаты — это битва, которую вы решили вести, вот четыре стратегии, которые помогут вам добиться успеха.
1. Помогите ребенку начать работу
Ваш ребенок может действительно нуждаться в вашей помощи, чтобы начать. Многие из наших детей, особенно младшие, не обладают хорошими исполнительными и организаторскими способностями. У них могут возникнуть проблемы с запуском задачи. В этих случаях можно провести 15–30 минут в комнате с ребенком, пока вы показываете ему шаги, необходимые для уборки.
Например, вы можете научить своего ребенка поднимать одежду с пола, осматривать ее, а затем либо класть одежду в корзину, либо убирать ее. Важно, чтобы дети знали ваши ожидания. Мы предполагаем, что они знают, как выполнять определенные задачи, но часто это не так. Им нужна помощь в самом начале.
В Empowering Parents мы называем эту помощь в преодолении препятствий , и это метод, пропагандируемый Джеймсом Леманом, MSW, в программе поведения детей The Total Transformation® . Помощь с препятствиями позволяет вам заставить вашего ребенка двигаться так, чтобы вам не приходилось убирать за ним комнату. Помощь в преодолении препятствий помогает им преодолеть начальное препятствие, которое обычно является самым трудным.
2. Пусть ваш ребенок сосредоточится на одной части своей комнаты за раз
Комната вашего ребенка в полном беспорядке? Вы можете едва ходить внутри него? Если это так, разделите комнату на квадраты и попросите ребенка работать с одной четвертью комнаты за раз.
Кроме того, вы можете сделать так, чтобы они сосредоточились на одном элементе за раз. Например, сначала соберите всю одежду. Затем соберите игрушки и мусор.
Разбиение большой задачи на более мелкие части полезно для любого ребенка. Поставьте себя на место своего ребенка и подумайте, как он это увидит. Они могут не знать, с чего начать, и думать: «Вау. Мне никогда не сможет это сделать. Какой смысл пытаться?» Так сломай это для них. Пусть они решают проблему постепенно.
3. Не убирайте за ребенка комнату
Это подводит меня к следующему замечанию о комнатах: если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы самостоятельно убирать свою комнату, не делайте это за него. Не будь мучеником. Ваш ребенок должен убирать свою комнату.
То, что вы входите и убираете комнату вашего ребенка, на самом деле работает против вас. Это показывает вашему ребенку, что вы не думаете, что он может сделать это самостоятельно. И это показывает им, что если они будут тянуть свои ноги и сопротивляться вам достаточно, вы сдадитесь и сделаете это за них.
Делая это для них, вы также посылаете им сообщение о том, что они не обязаны делать то, что вы говорите, что то, что вы говорите, не то, что вы имеете в виду. И не заблуждайтесь, когда дети думают, что вы не имеете в виду то, что говорите, ваш авторитет находится под угрозой.
Конечно, сделать это самостоятельно может показаться проще, но в конечном итоге это только усугубит отсутствие мотивации у вашего ребенка в этой работе. Эмпирическое правило заключается в том, что когда дети пойдут в начальную школу, они должны быть в состоянии выполнять большинство задач, связанных с уборкой своих комнат, самостоятельно. Вам просто нужно привлечь их к ответственности.
4. Используйте эффективные последствия
Если ваш ребенок не убирается в своей комнате, обязательно используйте эффективные последствия вместо наказаний. Последствия, ориентированные на задачу, часто бывают наиболее эффективными, а невыполнение работы — идеальная ситуация для последствия, ориентированного на задачу. Вот как это работает на практике.
Если ваш ребенок не убирает свою комнату, приостановите привилегию, пока определенная часть задачи по уборке комнаты не будет завершена. Например, если вы решили, что сегодня нужно собрать всю одежду, не допускайте электронику до тех пор, пока это не будет сделано. Или не позволяйте им гулять с друзьями. В любом случае, как только одежда будет подобрана, они получат обратно свои привилегии. Поэтому продолжительность следствия полностью зависит от вашего ребенка. Другими словами, они могут немедленно вернуть свои привилегии, если решат забрать свою одежду. Дальнейшая дисциплина не требуется.
Гарантируют ли последствия, что теперь ваш ребенок будет содержать свою комнату в чистоте самостоятельно? Нет. Но использование эффективных последствий и вознаграждений поможет ему со временем научиться желаемому поведению. Как говорит Джеймс Леман: «Вы можете привести лошадь к водопою, и даже если вы не можете заставить ее пить, вы можете вызвать у нее жажду».