Смирнова о е особенности общения с дошкольниками: Электронная библиотека МГППУ : Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками

С книгой «Особенности общения с дошкольниками» Смирнова Е.О. можно ознакомиться на следующей странице.

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Общение и его роль в развитии ребенка 3

Часть I. Общение ребенка со взрослым 8

Глава 1. Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте 9 Понятие «форма общения» 9

Развитие общения в раннем возрасте 11

Внеситуативное общение дошкольника со взрослым 15

Форма общения и возраст ребенка 20

Диагностика форм общения ребенка со взрослым 23

Занятия, направленные на развитие общения дошкольника со взрослым 27

Формирование познавательного общения 29

Формирование личностного общения 30

Глава 2. Личностно-смысловая сфера дошкольника и ее развитие в общении со взрослым 33

Особенности личностно-смысловой сферы дошкольника 33

Как сделать действие дошкольника осмысленным 36

Ролевая игра как путь развития смысловой сферы 39

Глава 3. Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников со взрослым 42

Произвольность как центральное новообразование дошкольного возраста 42

Беседы, выявляющие уровень осознанности действий ребенка 45

Методические приемы, направленные на развитие осознанности поведения 48

Глава 4. Особенности общения с «трудными» дошкольниками 52

Типичные трудности в общении с дошкольниками 52

Ситуации, выявляющие коммуникативные трудности старших дошкольников 54

Особенности общения с импульсивными детьми 61

Рекомендации по формированию мотивационно-волевой сферы дошкольников 64

Заключение 68 Рекомендуемая литература 73

Часть II. Общение дошкольников со сверстниками 74

Глава 1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте 74

Специфика общения дошкольников со сверстниками 74

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте 76

Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками 82

Глава 2. Игры, развивающие общение и нравственно-волевые качества младших дошкольников 84

Общая характеристика игр и методические рекомендации к их проведению 84

Игры, развивающие общение дошкольников 87

Глава 3. Игры и занятия для детей с трудностями в общении 129

Методы выявления популярных и непопулярных дошкольников 129

Причины, определяющие положение ребенка среди сверстников 132

Игры для старших дошкольников, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам 134

Заключение 145

Рекомендуемая литература 150

Рекомендуемая литература

Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для младших дошкольников. — М., 1992.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Мухина В. С. Психология дошкольника. — М., 1975.

Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1978.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. — М., 1989.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М., 1988.

Смирнова Е. О., Калягина Е. А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. — 1998. — № 3.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М., 1984.

 

— Учим детей общению. Как помочь детям с нарушениями в общении. Активизации коммуникативной деятельности. Формирование межличностных отношений дошкольников.

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.05.2022

Принята к публикации: 07.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: биография ученого; межличностные отношения; поддержка; сочувствие; отношение к профессиональной деятельности

Страницы: 126-130

DOI: 10. 11621/npj.2022.0315

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Цукерман Г.А.

Как слово наше отзовется. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130. doi: 10.11621/npj.2022.0315

Скопировано в буфер обмена

Скопировать

Номер 3, 2022

Цукерман Галина Анатольевна Федеральное государственное научное учреждение «Психологический институт» Российской Академии Образования

Аннотация

Актуальность. Вопрос о соотношении средств и целей работы ученого актуален не с академической, а скорее с нравственной точки зрения. Можно успешно исследовать механизмы детского развития, создавать средства, способствующие развитию, и не заботиться о том, «как слово наше отзовется». 

Цель. Цель этих биографических зарисовок профессиональной жизни выдающего исследователя и защитника детства Елены Олеговны Смирновой — показать органическое соединение ценностей, целей и средств работы детского психолога, сумевшего не только внести значительный вклад в мировую психологическую науку, но и сделать мир лучше, а детство более защищенным. 

Результаты. В контексте межличностных профессиональных отношений в статье рассмотрены особенности деятельности и творчества выдающего исследователя и защитника детства, профессора Елены Олеговны Смирновой. Она является признанным в России и мире экспертом в области общения детей со взрослыми и сверстниками, психологии игры и игрушки. Под ее руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста. Елена Олеговна была одарена как в профессиональной деятельности, так и в жизни. 

Выводы. Будучи классиком детской психологии, она жила проблемами дошкольного образования. Е.О. Смирнова с большой любовью оберегала ценность личности ребенка, его инициативность, самостоятельность, сюжетно-ролевую игру — деятельность, ведущую за собой развитие дошкольников, — и упорно искала способы преодолеть негативные тенденции воспитания, обладая при этом удивительной способностью менять мир к лучшему. Статья посвящена биографии детского психолога, знающего свое дело и умеющего нести свой профессиональный дар с трепетной любовью к детям и верой в добро.


Литература

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. М.: АРКТИ, 2004. 

Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед. училищ и вузов.

М.: Школа-Пресс, 1997. 

Смирнова Е.О. Концепция генезиса общения М.И. Лисиной // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2, No 2. С. 35–40. 

Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие (по направлению подготовки специальности «Психология»). М.: Мозаика-Синтез, 2012. 

Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2017. No 9 (81). С. 4–9. 

Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. М.: Litres, 2022. 

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. М.: МГППУ, 2003. 

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». М.: Русское слово, 2015. 

Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование: теория и практика.

2011. No 6. С. 76–79. 

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. No 2. С. 15–23. 

Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. No 1. С. 16–25. 

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Litres, 2017. 

Hakkarainen, P., & Bredikyte, M. (2015). How play creates the Zone of Proximal Development. In S. Robson & S.F. Quinn (Eds.), The Routledge International Handbook of Young Children’s Thinking and Understanding (pp. 31–42). London; New York: Rout- legde. 

Smirnova, E. (2017). Cultural-historical play theory. In The Routledge International Handbook of Early Childhood Play. London; New York: Routledge.


Для цитирования статьи:

Цукерман Г. А. Как слово наше отзовется. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130. doi: 10.11621/npj.2022.0315

Скопировано в буфер обмена

Скопировать

Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия — 2015. Вып. 23, нет. 4

Реферат

В статье предпринята попытка выявить основные характеристики детской информационной среды и показать их влияние на психологию современных детей. Анализируя современный рынок игрушек, книг и фильмов, автор констатирует некоторые парадоксы современной социокультурной ситуации. Одним из них является то, что большинство информационных продуктов для детей не рассчитаны на возрастные особенности своего назначения. Другой парадокс заключается в том, что повышенные требования к когнитивному развитию детей сочетаются с чрезмерно заботливым отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Стремление облегчить жизнь своих детей, оградить их от любого риска, усилий и невзгод является доминирующей тенденцией современного образования.

В результате дети настраиваются на потребление, которое усиливается распространением современных средств массовой информации и видеопродукции для детей. Во второй части статьи рассматриваются проблемы современных детей в связи с особенностями детской субкультуры. Среди них недоразвитие двигательной сферы, нарушения речевого развития, отсутствие воображения, трудности в общении, отсутствие самостоятельности и самоорганизации. Автор приходит к выводу, что современная детская субкультура тормозит развитие личности ребенка и приводит к дефициту мотивации.

Ключевые слова: детская субкультура, информационные продукты для детей, игрушки, мультфильмы, компьютерные игры и программы, самостоятельность, самоорганизация, личность

Рубрика журнала: Теория и методология

Тип статьи: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/cpp.2015230403

Для цитирования: Смирнова Е.О. Современная детская субкультура. Консультативная психология и психотерапия = Консультативная психология и психотерапия, 2015. Том. 23, нет. 4, стр. 25–35. DOI: 10.17759/cpp.2015230403. (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. т.10. Дневник писателя за 1976 г. С-Петербург. Издательство А. Ф. Маркса. 1895 г. С. 3—156.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат. 1975. 304 с.
  3. Пацлаф Р. Застывший взгляд. Москва: Эвидетис. 2003. 220 с.
  4. Смирнова Е.О., Абдулаева Э.А. Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания. Культурно-историческая психология.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts