20. Счастье и смысл жизни.
Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально значимая.
Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:
гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;
эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;
утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;
прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;
корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;
перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством; гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.
Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.
Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью.
Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант — ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни — значит, найти свое «место под солнцем».С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни.
Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни — генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни — впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно — стремление к высшей цели.
Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной интерпретацией.
Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же.
Таким образом, ответ на вопрос «есть ли смысл в жизни?» в значительной степени зависит от самого человека от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную придать смысл его существованию. Если мы не способны сами наполнить свою жизнь смыслом, то за нас этого не сделает никто.
Пока мы определяем смысл жизни натуралистически, мы вращаемся в замкнутом круге произвольно принятых yтверждений. С одной стороны, утверждается, что смысл жизни — это счастье или наслаждение, но при этом бессознательно подразумевайся, что быть счастливым и наслаждаться имеет смысл (а это, весьма проблематично). Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит, наверное, приравнивать проявления жизни и ее смысл.
Земная жизнь должна получить нравственный смысл из авторитетного источника. Ведь она не так уж хороша, и ценность ее весьма сомнительна. Во-первых, в ней слишком много зла, страдания. За короткий человеческий век не удается достичь сколько-нибудь серьезных целей: ни материальных, ни, тем более, духовных. Во-вторых, какой смысл имеет бытие, в конце которого ничего нет, «бытие к смерти». Трудности натуралистического подхода тоже склоняют к мысли, что за повседневными проявлениями жизни надо открыть ее идеальную суть, иначе жизненная суета не получит морального оправдания.
Для религии поиск такого «высшего» не составляет особого труда: наше существование имеет смысл постольку, поскольку оно ориентируется на божественные заповеди и ценности. Смысл жизни нельзя отождествлять ни с какой конкретной целью. Ведь тогда, достигнув цели, мы всякий раз теряли бы смысложизненный ориентир. Не только материальная, но и духовная цель, самая возвышенная, не образует смысла. Смысл нашей жизни условный, бытие человека само по себе не важно, важно его соотнесение с абсолютной ценностью. Очевидно, что надо не столько получить «информацию о смысле жизни», сколько пережить смысл, почувствовать, что это именно то, чего всегда жаждал. Значит, суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, т.е. практически и на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. В этом-то, наверное, и состоит главный смысл человеческое бытия: это путь созидания смысла, осмысливания того, что без нашего усилия осталось бы слепой необходимостью, бессмыслицей. Смысл жизни не дан, не задан, его надо утвердить и доказать, если хочешь, чтобы он был. Этим самым мы утверждаем самих себя как людей, заслуживающих бессмертия. Смысл нужно пережить, т.е. не найти, а проложить свой путь.
Правда если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения, то придется признать равноценность любых переживаний удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла. Поэтому существует множество «моделей» счастья — общепризнанных и личных, в рамках которых счастье соотносится с благом — с обладанием им или созиданием его. Однако и здесь «возможны варианты».
В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) — быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастье — это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения». Необходимые условия счастья:Объективные — удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт — еще не счастье, а лишь норма человеческого существования, условие счастья.
Субъективны — внутренняя готовность и способность личности к счастью — своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия. В конечном счете это — нормальное состояние человека. И поэтому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе собственной индивидуальности, а утрата способности к счастью – показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни.
Итак, для счастья необходимы следующие условия:
оптимальное удовлетворение материальных потребностей;
самореализация личности через профессиональную деятельность и бескорыстное общение. Некоторые особенности и «законы» счастья
Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности. Оно невозможно при пассивном образе жизни.
Счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некой «зоне непрекращающихся удовольствий». Это — миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.
Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.
Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей. Им нельзя владеть, обособившись ото всех. Для счастья всегда нужны другие: только тогда, когда другие приобщены к «моему» счастью, а я к счастью других — только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность.
Счастье не может быть абсолютным. Оно — не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится. Это, с одной стороны, омрачает счастье, придает ему привкус горечи, а с другой — ориентирует нас на бережное отношение к счастью.
Счастье может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности ради которых человек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного, но счастья.
Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек.
Счастье и смысл жизни
В чем смысл лично вашей жизни? Знаете ли вы ответ на этот вопрос и уверены ли вы в нем?
Мы все куда-то мчимся, все спешим сделать что-то важное и нужное, но только если в нашей жизни будет место правильным ценностным установкам, наш бег не будет бессмысленным, и мы будем чувствовать и понимать, зачем бежим, зачем живем!
Когда-то давно, на одной из социальных страниц, там, где принято писать статус или цитату, я интуитивно написала, как мне показалось, правильную и достойную фразу о том, что «Смысл жизни человека состоит не в том, чтобы стать счастливым, а в том, чтобы стать достойным счастья!» Такой сильной и мудрой она мне казалась, что провисела на этой страничке много лет. Не уверена, что на тот момент я ясно понимала, что значит быть «достойными счастья» и, вообще, может ли человек на это достоинство уверенно претендовать.
Сейчас, спустя время, я бы дописала еще одно предложение к этой красивой фразе, смысл которого заключается в том, что не нужно стремиться лишь только к «счастью» в прямом понимании этого слова. Человек по своей сути ненасытен. И сколько бы вершин он не покорил, сколько бы даров не получил, он все равно остается в поиске чего-то еще – большего и лучшего. Мы так устроены и поэтому не можем жить, ощущая радость и счастье постоянно.
У вас есть знакомые, которые, еще не успев вернуться с одного путешествия, начинают обдумывать следующее – как и где они будут получать новые впечатления и эмоции? Думаю, есть. А те, что не пропускают ни одну премьеру, вечеринку или открытие нового магазина? И такие тоже есть. Чем же они занимаются? Ни чем иным, как заполняют образовавшиеся пустоты в своей душе. Но проблема в том, что ничто из перечисленного полностью справится с этой задачей не может, не способно просто. Иначе был бы предел и путешествиям, и вечеринкам. В какой-то момент, все увидев и все испытав, человек должен был бы остановиться, успокоиться и стать счастливым. Но этого не происходит. Что же получается, не ездить на отдых и не ходить в кино; а, может, лучше вообще часами просиживать в библиотеке, читая философов или, может, навестить всех знакомых и незнакомых одиноких людей? Тоже неплохая идея, но и это не даст полного удовлетворения своей жизнью, не даст ощущения постоянной душевной радости.
Все развлечения люди создают сами для себя, интуитивно, чтобы уйти от скуки, от пустоты, забывая или даже не зная, что невозможно стать счастливым, живя для себя и любя в первую очередь себя.
Известный ученый-психолог советской эпохи А.Н.Леонтьев писал: «Убога фигура потребителя, избравшего целью ежедневное удовлетворение своих прихотей, это подлинная нищета личности: малое здесь принимается за великое, а великое не видится вовсе».
Не удивительно, что сегодня очень многие находят свое спасение в работе. Ставят перед собой и достигают определенных карьерных целей. И здесь важно помнить одно «но»: любой труд должен иметь в своей основе пользу для общества и людей. Труд не должен совершаться по привычке, тогда он перестает быть полезным. Труд не должен приводить к самодовольству и тщеславию. И, конечно, любой труд должен быть честным и благородным, не несущем в себе никакого, даже самого незначительного и незаметного зла. Наша работа должна быть угодна в первую очередь нашей совести, тогда она способна придать смысл нашей жизни.
Каждый человек талантлив и уникален, и все мы должны стремиться стать лучше, раскрыть свой потенциал, свои дары, стать красивее. Что такое мужская красота? Она заключается в силе его духа, в благородстве и великодушии. А какая из женщин самая красивая? Та, что сияет теплом и заботой, та, что не требует, но отдает сама. Только по причине необоснованного объективно ничем себялюбия, мы невнимательны к нашим близким – мы эгоистичны. А эгоистичный человек обречен быть непонятым и одиноким. Эгоистов трудно любить.
Что же теперь нам всем делать? Где найти рецепт счастья и удовлетворения своей жизнью? И есть ли он вообще? Конечно, есть! Он сложный и требующий большой работы над собой. Можно сказать, все просто и сложно одновременно. Сложно – потому, что потребуются душевные и моральные усилия и просто – потому что, когда основной путь будет пройден, вам станет проще и легче жить, проще любить и прощать. А постоянно терзающий нас ум, наконец, успокоится и уступит место миру в душе. Вообще, по сути, быть счастливым довольно трудно! Легко быть обиженным и несчастным, легко винить во всем судьбу и людей, нас окружающих.
Чтобы стать счастливым, нужно стремиться быть ближе к состоянию «достойных счастья». Что это значит? Это значит хоть чуточку работать над собой, любить и ценить тех, кто рядом, не осуждать, но оправдывать, не требовать, но делать самим, не жаловаться, но благодарить, не ждать, а действовать!
Тогда все вокруг нас изменится и будет в другом новом свете. И только тогда мы сможет стать по-настоящему счастливыми, несмотря ни на что и невзирая ни на какие обстоятельства нашей жизни! И только тогда мы сможем ощущать безмятежную и непоколебимую радость, живя все в том же шумном и беспокойном мире! Счастье внутри каждого из нас!
А в чем же смысл жизни?
В самой жизни! Да, вы возможно это уже где-то слышали. Красиво звучит! Но что это значит… Значить это может только одно — каждый день и каждый миг, прожитый нами — это Дар, оценить который в полной мере мы не в силах, но хотя бы попытаемся. У каждого из нас свой путь, каждый распоряжается отпущенным ему временем свободно. Мы вольны делать нашу жизнь такой, какой желаем ее видеть. Мы наполняем ее событиями, эмоциями и впечатлениями, поступками и делами, победами и поражениями. Мы получаем опыт! Мы живем! И нет на свете большего счастья, чем счастье любить жизнь!
Проверено и записано!
КОЦ «Аракс», 2019
Счастье и смысл жизни – работа над балансом
Просмотры сообщений: 1564
Один из самых фундаментальных конфликтов человеческого существования можно свести к двум основным вопросам: Если я не для себя, то кто я? Но если я только для себя, то кто я?
Перефразируя труды древнего еврейского ученого Гиллеля Старшего, эти вопросы затрагивают самое сердце того, что значит быть человеком.
Часть хорошей жизни должна включать в себя достижение моих собственных целей, поиск удовольствий и избегание страданий. Тем не менее, как признает Гиллель Старший, если бы моя жизнь была поглощена только этими личными интересами, это было бы довольно поверхностным существованием.
Интуитивно мы понимаем, что эти личные интересы должны быть уравновешены чувством цели и смысла, которое побуждает нас смотреть дальше самих себя и служить какой-то большей группе или делу, в которое мы верим.
За последнее десятилетие ряд было проведено несколько ключевых исследований, позволяющих лучше разделить эти два жизненных занятия и сравнить их влияние на общую удовлетворенность жизнью и благополучие.
В частности, в этих исследованиях исследуется различие между счастьем и смыслом; где счастье понимается как переживание высокой степени положительных эмоций без каких-либо значительных отрицательных эмоций; А означает, что относится к ощущению, что жизнь человека имеет некую большую цель и имеет смысл как единое целое.
Основываясь на этой недавней работе, можно сделать 5 выводов о счастье и смысле:
1. И то и другое в целом способствует удовлетворенности жизнью и благополучиюМногочисленные исследования указывают на пользу положительных эмоций (например, радости или гордости) и вредность отрицательных эмоций (например, печали, гнева или страха) для различных краткосрочных и долгосрочных психических и физических состояний. результаты
Аналогичным образом было показано, что ощущение смысла жизни (по оценке различными способами) надежно связано с улучшением психического/физического здоровья и общего благополучия. Таким образом, и счастье, и смысл кажутся важной частью «хорошей жизни».
2. Слишком много счастья может иметь негативные последствияДа, хорошего может быть слишком много. Ряд исследований показал, что у счастья может быть и темная сторона.
Например, в серии исследований, проведенных в 2010 и 2011 годах, психолог и научный сотрудник Калифорнийского университета в Беркли доктор Айрис Мосс и ее коллеги обнаружили, что те, кто в большей степени ценил счастье, как правило, также испытывать больше одиночества и разочарования.
Казалось, что погоня за счастьем, доведенная до крайности, может иметь нежелательные побочные эффекты за счет: (а) ориентации человека только на эгоистичные занятия, отчуждающие его от других, и (б) порождения нереалистичных ожиданий и неизбежных разочарований.
3. Значимость связана с тем, чтобы быть «дающим»; и счастье связано с тем, чтобы быть «берущим». и осмысленно.Баумайстер и его команда были особенно заинтересованы в выявлении факторов, связанных со значимостью, но не счастьем, и наоборот, чтобы выделить уникальные особенности каждого из них.
Один из самых поразительных выводов этого исследования заключался в том, что люди с большим счастьем чаще называли себя берущими, а не дающими. А люди, сообщившие о высокой степени осмысленности, продемонстрировали противоположный паттерн, с большей вероятностью описывая себя как дающих.
Но эта жизненная ориентация не обошлась даром. Осмысленность также была связана с большей степенью беспокойства, беспокойства и споров; тогда как счастье имело тенденцию иметь противоположный эффект.
4. Стремление к смыслу может быть более тесно связано с удовлетворенностью жизнью и благополучием в долгосрочной перспективеВ 2016 году исследование студентов, находившихся под наблюдением на полигоне, их ежедневные записи анализировались с помощью компьютера. программа, которая разделяла слова на несколько соответствующих доменов. Затем за студентами наблюдали в течение нескольких месяцев и лет, и позже они предоставили информацию об их текущем функционировании и благополучии.
Исследователи обнаружили, что, хотя использование учащимися слов с более положительными эмоциями (например, «счастливый» или «хороший») в своих дневниках было связано с более высокими оценками их руководителей в краткосрочной перспективе, озабоченность счастье не было существенно связано с долгосрочными оценками общего благополучия в жизни.
И наоборот, учащиеся, которые использовали в своих дневниках больше слов, отражающих ориентацию на создание смысла (например, используя слова причинности, такие как «потому что» или «эффект»), с большей вероятностью выражали чувство благополучия и благодарности в последующая оценка.
И этот эффект был наиболее сильным, когда учащиеся могли принять отстраненную точку зрения от третьего лица, что позволило им взглянуть на свою жизнь с высоты птичьего полета и рассмотреть новые точки зрения и варианты
5. Опыт, который считается значимым, скорее всего приносить счастье и наоборотЕсли бы вам нужно было составить список занятий, которые повышают осмысленность вашей жизни, сильно ли он будет отличаться от списка занятий, которые делают вас счастливыми? Исследование, только что опубликованное в октябре 2017 года, предполагает, что в повседневной жизни между ними может быть небольшая разница.
В этом исследовании людей просили придумать действия, которые: (а) увеличивали их смысл жизни, (б) заставляли их чувствовать себя счастливыми, (в) увеличивали смысл, но не счастье, или (г) заставляли их чувствовать счастливы, но не считались значимыми.
Действия, которые приносили смысл, но не счастье (например, спор о важном вопросе), можно было четко отличить от тех, которые приносили счастье, но не смысл (например, легкомысленные покупки).
Но когда людей просто инструктировали заниматься деятельностью, которая либо способствовала осмысленности, либо счастью, не было большой разницы в типах выбранной деятельности. Таким образом, оказывается, что многие виды деятельности имеют двойной эффект, способствующий счастью и смыслу, и люди, похоже, естественным образом тяготеют к тем, которые предлагают и то, и другое.
Практический результатСчастье и смысл — важные аспекты хорошей жизни; И в большинстве случаев они не конфликтуют.
Но бывают моменты, когда нужно пожертвовать краткосрочным счастьем, чтобы преследовать какую-то высшую причину или цель. Может быть, это трудный, но важный разговор, которого вы бы предпочли не вести; или ценное обязательство, которое было бы легче нарушить, чем выполнить.
В эти моменты мы снова сталкиваемся с загадкой Гиллеля Старшего: Если я не для себя, то кто я? Но если я только для себя, то кто я?
Я боролся с этим афоризмом с тех пор, как прочел его почти 20 лет назад. Но однажды мне пришло в голову, что, возможно, есть причина, по которой Гиллель Старший решил выразить этот урок в виде ряда вопросов.
Это, конечно, напоминает нам, что только мы можем ответить на эти вопросы сами для себя. Но, возможно, более важно то, что он также выражает динамичный, изменчивый характер таких вопросов, которые требуют постоянного рассмотрения, поскольку человек задает и повторно задает вопрос от одной ситуации к другой.
Эта статья была впервые опубликована на Lifesparkweekly.com.9
Пожалуйста, оставьте свои комментарии внизу и поделитесь с другими, если вам понравилась эта статья.
Теги: Счастье Смысл жизни в удовлетворенности жизнью
Связь между смыслом и счастьем
Майкл Ф. Стегер
Изучая факторы, которые способствуют благополучию и уменьшают психологический дискомфорт в жизни людей, я провел большую часть своего времени, изучая роль, которую смысл жизни играет в благополучии человека. Похоже, у людей есть сильное желание иметь возможность понять свой опыт, получить некоторую ясность в отношении своей собственной идентичности и определить какое-то чувство цели в своей жизни. Другими словами, люди хотят знать, в чем заключается их жизнь и как они вписываются в общую схему вещей и окружающий их мир. Когда мы говорим о смысле жизни, мы говорим о знании этих вещей. Смысл жизни относится к чувству, которое люди испытывают, что их жизнь и опыт имеют смысл и значение. (Тогда смысл жизни отличается от «смысла жизни».)
Люди, которые чувствуют себя так, у которых есть ощущение смысла жизни, также сообщают, что чувствуют себя более счастливыми, более удовлетворенными своей жизнью, менее подавленными и тревожными и более удовлетворенными своей работой. Мои исследования продолжают изучать преимущества наличия смысла в жизни, а также пытаются выяснить, как мы обретаем смысл жизни. Например, мое исследование близнецов показало, что значительный процент различий между людьми в том, какой смысл жизни они испытывают, обусловлен генетическими факторами. Однако другое направление моего исследования показывает, что то, что мы делаем каждый день, может влиять на то, насколько значимой мы находим нашу жизнь. Таким образом, смысл может до некоторой степени «врастать в кости», но также представляется возможным, что мы все сможем испытать больше смысла в жизни, участвуя в определенных действиях.
Хотя может показаться, что каждый должен хотеть найти смысл жизни, мое исследование показывает, что люди сильно различаются по тому, насколько усердно они ищут. Некоторые люди заходят так далеко, что говорят, что они всегда ищут и пытаются понять, что может сделать их жизнь более значимой. Другие люди сказали бы, что они никогда не ищут смысл жизни. Удивительно, но даже люди, которые чувствуют, что их жизнь уже наполнена смыслом, сообщают о поиске большего.
В общем, те, кто ищет смысл, несколько менее счастливы, чем те, кто этого не делает. Однако их поиск — это динамичный процесс, и те, кто ищет, похоже, могут воспользоваться «значимыми» возможностями. Например, «искатели смысла», которые также чувствуют, что нашли профессиональный путь, наполненный чувством высшей цели и духовного призвания, сообщают о большем благополучии и большем вложении средств в развитие своей карьеры.