Психология ощущения: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Психология ощущения и восприятия

Определение 1

Ощущение в психологии – это элементарный психический процесс, заключающийся в субъективном отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств.

Особенности и виды ощущений в психологии

Ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира. Они представляют собой часть другого психического процесса — восприятия. В процессе возникновения ощущений раздражитель (например, звук определенной музыка), обладающий соответствующими характеристиками, начинает воздействовать на орган чувств (в нашем случае уши). Орган воспринимает информацию и передает ее по проводящим путям в головной мозг. Там информация обрабатывается, и человек начинает слышать музыку.

Ощущения могут быть интероцептивными и экстероцептивными. Первые из них считаются наиболее древней и элементарной группой ощущений, которая соединяет сигналы, поступающие из внутренней среды организма.

Сигналы показывают состояние внутренних процессов организма. Их возникновение происходит с помощью рецепторов, расположенных на стенках желудка, сердца и кровеносной системы и прочих внутренних органов. Этот тип ощущений можно включить в число наименее осознаваемых. Он в большей степени связан с эмоциональным состоянием индивида.

Замечание 1

Экстероцептивные ощущения — это самая большая группа ощущений. С их помощью обеспечивается поступление сигналов из внешнего мира, они формируют основу для сознательного поведения человека.

Экстероцептивные ощущения условно классифицируются на 2 группы: контактные и дистантные. Контактные ощущения вызваны прямым воздействием объекта на органы чувств (например, обоняние и вкус). Дистантные ощущения способны отражать качества объекта, который находится на определенном расстоянии от органов чувств (например, слух и зрение).

Есть еще группа пропреоцитивных ощущений, которые передают информацию о положении тела в пространстве (положение опорно-двигательного аппарата). Они помогают обеспечить регуляцию движений, включая ощущение равновесия (статические ощущения) и двигательные (кинестетические) ощущения. Эти рецепторы располагаются в мышцах, суставах, связках.

Восприятие в психологии

Замечание 2

Восприятие представлено психическим процессом, суть которого состоит в целостном отражении предметов и явлений (действуют в определенное время на конкретные органы чувств). Условно восприятие — это сумма ощущений, памяти и мышления.

Восприятие является синонимом перцепции. По этой причине формирование образа предмета происходит через перцепцию первичных ощущений, знаний, желаний, ожидания, воображения и настроения. Основными особенностями восприятия считается:

  • Предметность,
  • Константность,
  • Апперцепция,
  • Структурность,
  • Целостность,
  • Иллюзия,
  • Осмысленность,
  • Избирательность.

Восприятие в психологии рассматривается в качестве процесса отображения отдельных свойств предметов и явлений в психике. В этой сфере происходит непосредственное влияние на органы чувств. Долгое время относительно ощущений и их важности в восприятии дискутировали ученые. Так, ассоциативной психологией ощущения трактовались в качестве базовых элементов психики.

Философия критиковала идею, что восприятие выстраивается на основе ощущений. В прошлом веке в психологии произошли некоторые изменения, в соответствии с которыми восприятие больше не стали рассматривать в качестве совокупности атомарных чувственных ощущений. Его начали понимать, как структурное и целостное явление.

Психолог Дж. Гибсон трактовал «воспринимание», как активный процесс присвоения информации из мира. Этот процесс состоит из реального обследования тех сведений мира, которые воспринимаются. Таким образом, процесс показывает людям свойства окружающего мира, которые относятся к их потребностям, проявляя возможную деятельность в актуальных ситуациях.

Связь ощущения и восприятия

Если подвергнуть сравнению определения двух психических процессов восприятия и ощущения, то можно отметить несколько особенностей.

В первую очередь, восприятие — это более сложный процесс. Ощущения способны отражать отдельные свойства объектов, а восприятие представляет собой целостное отражение. Результатом восприятия считается целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства.

В качестве физиологической основы восприятия выступают процессы, которые проходят в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Под воздействием раздражителей в окончаниях нервов (в органах чувств), проявляется нервное возбуждение. По проводящим путям оно поступает в нервные центры, и, в конечном счете, попадает в кору головного мозга. Здесь оно находится в сенсорных зонах коры, которые представляют собой центральную проекцию нервных окончаний.

В соответствии с тем, к какому органу относится сенсорная зона, создается определенная сенсорная информация. Так как восприятие тесным образом связано с ощущением, то ученые предполагают, что оно, по аналогии с ощущением, является рефлекторным процессом.

И. П. Павлов показывал в своих экспериментах, что основой восприятия считаются условные рефлексы. Эти временные нервные связи образуются в коре больших полушарий в процессе воздействия предметов или явлений на рецепторы.

Временные нервные связи, способные обеспечивать процесс восприятия, делятся на 2 вида:

  • Связи, образующиеся в пределах одного анализатора;
  • Межанализаторные связи.

Связи в анализаторах возникают при воздействии на организм комплексного раздражителя, обладающего одной модальностью (например, музыка). Второй вид нервных связей создается с воздействием комплексного раздражителя. Он представляет собой связи в пределах различных анализаторов. Их возникновение Сеченов объяснил с позиции действия ассоциаций, которые у людей непременно сопровождаются слуховым образом слова. С его помощью восприятие и приобретает целостную структуру.

1. Ощущения: определение, классификац ии, характеристики.

Ощущения (англ. sensation) – это чувственное отображение отдельных свойств предметов. В результате данного воздействия (раздражения рецепторов) возникает определенное переживание силы, места воздействия, качества действующего на анализаторы явления.

Представления об ощущениях возникли в философии в рамках теории познания. В античности ощущения понимались как любые явления чувственного познания (Протагор, Гераклит). В ассоциативной психологии Вундта разделялись понятия восприятия и ощущения (восприятие – комплекс связанных ассоциациями ощущений). Гештальт психология утверждала, что ощущения не привязаны к раздражителям: действие одного и того же раздражителя могут вызывать разные ощущения.

Существуют различные основания классификации ощущений.

Самая древняя классификация ощущений включает пять пунктов (по количеству органов чувств):

— обоняние,

— вкус,

— осязание,

— зрение

— слух.

Систематическую классификацию ощущений (рис. 1).Предложил Шеррингтон. Он разделил ощущения на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, поступающие из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движений;третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения.

Рис. 1 Систематическая классификация основных видов ощущений

Основные свойства ощущений : качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество – свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений .Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый.

Интенсивность ощущения- количественная характеристика, зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность– это временная характеристика возникшего ощущения.

Пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.Н-р:мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло .

Анализатор — активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иногда — в виде мышечных реакций (поворот глаз, движение руки и т.  д.). Итог: ощущения не являются пассивными процессами — они носят активный, или рефлекторный характер.

Взаимодействие ощущений-изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств.

Два вида взаимодействия ощущений:

1) взаимодействие ощущений одного вида;

2) взаимодействие ощущений различных видов.

Взаимодействия ощущений разных видов можно показать исследованиями академика П. П. Лазарева, который установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты были получены профессором С. В. Кравковым. Он установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на другие органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность.

Так же при взаимодействии ощущений одного вида. В качестве примера взаимодействия зрительных ощущений можно привести явление контраста, выражающееся в том, что цвет изменяется в противоположную сторону по отношению к окружающим его цветам. Например, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета – светлее.

5.6 Краткое изложение главы – Введение в психологию – 1-е канадское издание

Глава 5. Ощущение и восприятие

Ощущение и восприятие органично взаимодействуют друг с другом, что позволяет нам обнаруживать как присутствие, так и изменения раздражителей вокруг нас.

Изучение ощущений и восприятия чрезвычайно важно для нашей повседневной жизни, потому что знания, полученные психологами, используются многими способами, чтобы помочь очень многим людям.

Каждое чувство осуществляет основной процесс трансдукции — преобразование стимулов, обнаруженных рецепторными клетками, в электрические импульсы, которые затем передаются в мозг — разными, но родственными способами.

Психофизика — это раздел психологии, изучающий влияние физических раздражителей на сенсорное восприятие. Психофизики изучают абсолютный порог ощущения, а также порог различия, или просто заметную разницу (JND). Закон Вебера утверждает, что JND стимула является постоянной пропорцией исходной интенсивности стимула.

Большая часть коры головного мозга предназначена для зрения, и мы обладаем значительными зрительными навыками. Глаз представляет собой специализированную систему, включающую роговицу, зрачок, радужную оболочку, хрусталик и сетчатку. Нейроны, в том числе палочки и колбочки, реагируют на попадание света на сетчатку и посылают его в зрительную кору через зрительный нерв.

Изображения частично воспринимаются благодаря действию нейронов детектора признаков.

Оттенок цвета, известный как оттенок, передается длиной волны света, попадающего в глаз. Теория трехцветного цвета Юнга-Гельмгольца и теория цвета противоположного процесса представляют собой теории того, как мозг воспринимает цвет.

Глубина воспринимается с помощью как бинокулярных, так и монокулярных сигналов глубины. Монокулярные сигналы глубины основаны на принципах гештальта. Бета-эффект и фи-феномен важны для обнаружения движения.

Ухо определяет как амплитуду (громкость), так и частоту (высоту) звуковых волн.

Важные структуры уха включают ушную раковину, барабанную перепонку, слуховые косточки, улитку и овальное окно.

Частотная теория слуха предполагает, что по мере увеличения высоты звуковой волны к слуховому нерву передаются нервные импульсы соответствующей частоты. Местная теория слуха предполагает, что разные области улитки реагируют на разные частоты.

Звуки громкостью 85 децибел и выше могут повредить ваш слух, особенно если вы подвергаетесь их постоянному воздействию. Звуки, превышающие 130 децибел, опасны, даже если вы нечасто их слышите.

Язык определяет шесть различных вкусовых ощущений, известных соответственно как сладкое, соленое, кислое, горькое, пикантное (острое) и умами (пикантное).

У нас есть примерно 1000 типов клеток, воспринимающих запахи, и, по оценкам, мы можем обнаружить 10 000 различных запахов.

Тысячи нервных окончаний в коже реагируют на четыре основных ощущения — давление, жар, холод и боль — но только ощущение давления имеет свои специализированные рецепторы. Вестибулярная система обеспечивает возможность отслеживать, куда движется тело.

Восприятие включает процессы сенсорного взаимодействия, избирательного внимания, сенсорной адаптации и постоянства восприятия.

Хотя наше восприятие очень точное, оно не совершенно. Наши ожидания и эмоции окрашивают наше восприятие и могут привести к иллюзиям.

Ощущение и восприятие: краткий обзор

Чувства

  • Психофизика изучает взаимосвязь между физическим свойства стимулов и восприятие людьми стимулов.
  • Психологи оценивают остроту наших чувств, измеряя абсолютный порог и разностный порог и применяя теорию обнаружения сигналов .
  • Сенсорная адаптация — снижение чувствительности к неизменный стимул.
  • Младенцы рождаются со всеми основными сенсорными способностями и некоторыми перцептивными способностями. навыки, которые со временем развиваются и становятся более чувствительными.

Видение

  • Зрение зависит от света , который является своего рода электромагнитное излучение, испускаемое солнцем, звездами, огнем и лампочками.
  • Мы воспринимаем свет как цвет, яркость и насыщенность, которые зависят соответственно на длину волны , амплитуду и сложность световых волн.
  • Глаз состоит из роговицы , радужной оболочки , зрачка , хрусталика , сетчатки и фовеа . Линза регулирует свою форму, чтобы сфокусировать свет от объектов которые находятся рядом или далеко в процессе под названием размещение .
  • Темновая и световая адаптация — это процессы, посредством которых рецептор клетки чувствительны и десенсибилизированы к свету соответственно.
  • Сетчатка имеет миллионы фоторецепторных клеток, называемых палочками и колбочками . Палочки и колбочки через синапсы соединяются с биполярными нейронами. которые соединяются с ганглиозными клетками. Аксоны ганглиозных клеток образуют зрительный нерв , который соединяется с глазом на зрительном нерве. диск , также называемый слепым пятном.
  • После обработки в мозгу зрительные сигналы достигают первичного зрительная кора, где детекторов признаков реагируют на сигналы.
  • Цвет — это психологический опыт, возникающий, когда глаза и мозг интерпретировать свет.
  • Трихроматическая теория или Теория Юнга-Гельмгольца утверждает, что в сетчатке есть три типа колбочек, которые чувствительны к свету с различной длиной волны, соответствующей красному, зеленому или синий. Эта теория объясняет дальтонизм .
  • Теория процесса оппонента утверждает, что рецепторы действуют в противоположные пути к длинам волн, связанные с тремя парами цветов: красный vs. зеленый, синий против желтого и черный против белого. Теория объясняет Восприятие четырех основных цветов. На него также приходится остаточных изображений , или цветов, воспринимаемых после других дополнительных цветов. удаляются.
  • Гештальт-психология предполагает, что воспринимаемое целое иногда обладает свойствами, которых не было в составляющих его частях. Ан пример феномен фи , при котором иллюзия движения происходит, когда изображения представлены последовательно, одно за другим.
  • гештальт-психологов описывают принципы, которые люди используют для организации видения на единицы, которые имеют смысл, в том числе: фигура и земля , близость , закрытие , сходство , непрерывность и простота .
  • Бинокулярные и монокулярные указатели позволяют людям определять расстояние от объекта.
  • Перцептивное постоянство — это способность распознавать, что объект один и тот же, когда он создает на сетчатке разные изображения. визуальный константы относятся к форме , размеру , яркости , цвету и местоположению .
  • Зрительные иллюзии являются неправильными интерпретациями визуальных стимулов.
  • Избирательное внимание — это способность сосредотачиваться на некоторых частях сенсорную информацию и игнорировать другие.

Слух

  • Слух зависит от звуковых волн . Звук имеет три особенности: громкость, высота и тембр , которые зависят соответственно от волна амплитуда , частота и сложность .
  • Ухо состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего уха. Эти части содержат ушную раковину , барабанную перепонку, косточек , овальную окно, улитка и реснички .
  • Нейроны уха образуют слуховой нерв , который посылает импульсы от уха к мозгу. Таламус и слуховая кора получают слуховая информация.
  • Теория места и Теория частоты объясняют, как люди различают высоту различных звуков.

Вкус и запах

  • Стимуляторами вкуса и запаха являются химические вещества.
  • Вкус возникает, когда химические вещества стимулируют рецепторы языка и горла.
  • Пять вкусов: соленый , сладкий , кислый , горький и умами .
  • Запах возникает при вдыхании через нос химических веществ, содержащихся в воздухе. Запах рецепторы посылают импульсы по обонятельному нерву в головной мозг.

Положение, движение и равновесие

  • Кинестезия — это ощущение положения и движения тела части.
  • Чувство равновесия дает информацию о том, где находится тело в пространства и включает вестибулярный аппарат.
  • Основными структурами вестибулярной системы являются полукружные каналы .

Осязание

  • Осязание охватывает давление , боль , холод и тепло .
  • Давление имеет специфические рецепторы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts