Логическая память: что это, особенности, отличия от механической памяти
Логическая память против механической
Механическая память характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся. Как услышал или увидел, так и «сохранил» в голове.
Чтобы между участками мозга, задействованными в запоминании, образовались прочные нейронные связи, необходимо многократное повторение материала. Недаром механическую память называют «зубрёжкой».
Зубрёжка полезна в изучении иностранных слов, трудных терминов, формул, имён и названий. Но смысловое содержание материала в процессе механическом заучивании отходит на второй план. Если при заучивании были какие-то ошибки, они будут воспроизведены и при ответе.
Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.
Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.
Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз. Его эксперимент показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для запоминания стихотворного текста такого же размера — всего 6–7 повторений.
Смысловая память тоже нуждается в повторениях, но иного характера. Если при механическом заучивании монотонно воспроизводится один и тот же материал в одной и той же форме, то при логическом повторяется смысл, только разными словами и приёмами.
Как развить логическую память
Логическая память предполагает предварительную работу мышления. Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное, установить связи, представить общую картину и познать суть.
<<Форма демодоступа>>
Анализ
Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».
Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.
Синтез
Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.
Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.
Поиск связей
Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.
С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти.
Познание сути
Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше. Для этого:
- Изучите историю вопроса.
- Попытайтесь связать новую тему с той, что вам близка.
- Задействуйте эмоции. Например, изучая геоцентризм, попробуйте представить, что чувствовал Джордано Бруно, когда его вели к костру.
- Прочтите биографии людей, связанных с темой изучения.
- Читайте новости по теме, выписывайте цитаты экспертов.
Процесс логического запоминания
Описанные шаги — от анализа до познания сути — необходимо проделать при максимальном сосредоточении внимания. Уберите подальше телефон, выключите музыку и даже выгоните кота из комнаты, если он мешает вам думать.
Поняв суть, важно пересказать тему своими словами, не опираясь на определения из учебника. Возможно, вам потребуется время, чтобы переосмыслить сложную концепцию и подобрать собственные определения. Потратьте его — это очень важно.
Важнейшим элементом смыслового запоминания является систематическое повторение. Без него никуда! Только помните о главном различии с механической памятью: вы должны пересказывать материал так, как его понимаете, каждый раз вкладывая эмоции, а не бездумно тарабанить чьи-то формулировки.
Тренировка логической памяти
Развивать смысловое запоминание можно с помощью игр и специальных упражнений.
Ассоциации
Для игры нужны двое: ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: корова – молоко, снег – зима, книга – Пушкин, щётка – зубы. Пары нужно усложнять по мере развития навыка.
Задача игрока: за одну минуту запомнить как можно больше пар. Затем ведущий читает одно из слов, а участник должен назвать второе. После нескольких кругов можно поменяться ролями.
Лишнее слово
Для этой игры вам тоже понадобится помощник. Его задачей будет составить несколько цепочек из трёх слов. Два из них должны иметь логическую связь (только не совсем очевидную), а третье нет. Например: «Бродский — костёр — зонтик», «лебедь — стройка — экран».
Вам необходимо объяснить связь между парой слов и почему не подходит третье. Творческий полёт мысли приветствуется, то есть ваш вариант может не совпасть с замыслом помощника.
Вольный пересказ
Прочитайте следующий текст один раз и запишите на листок его содержание. Можете сокращать, менять слова и абзацы — главное передать смысл.
«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».
В данном тексте 14 смысловых единиц. После того как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько смысловых единиц получилось у вас. За каждую даётся один балл.
Можно брать тексты разной длины и экспериментировать. В этом случае смысловые единицы оригинала стоит считать после пересказа.
Виды памяти (В.
В. Богословский)- Информация о материале
- Общая психология
- Просмотров: 10053
- Предыдущая статья Представления
- Следующая статья Основные процессы памяти и закономерности их протекания
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Все бытовые, спортивные и трудовые навыки усваиваются благодаря двигательной памяти, благодаря тому, что складывается и упрочивается определенный динамический стереотип.В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, выделяют четыре вида памяти. Двигательная память, или память на движения, — запоминание и воспроизведение произведенных человеком движений. Эта память лежит в основе выработки двигательных навыков и привычных движений.
Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитые человеком чувства. Об этом виде памяти К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память» 1.
Особое значение имеет эта память для артиста, но в той или иной мере она развита у каждого человека. Подлинное сочувствие другому человеку возможно только благодаря эмоциональной памяти. В процессе воспитания воздействие на эмоциональную память человека имеет существенное значение, так как самое сильное воздействие — это воздействие на чувства;
сохранение в памяти пережитых чувств является предпосылкой воспитуемости человека.
Словесная, или смысловая, память — это запоминание и сохранение, а затем воспроизведение прочитанных или услышанных мыслей в словесной форме. Запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята. Это происходит при запоминании формул, дословных формулировок. Иногда мысли могут запоминаться в другом речевом оформлении, тогда они воспроизводятся своими словами. Так обычно запоминается прочитанный текст. Будет ли запоминание дословным или измененным, определяется задачей, стоящей перед человеком, а также выработавшимися у него способами заучивания.
Образная память, или память на представления, помогает запоминать и воспроизводить лица, картины природы, обстановку, музыкальные мелодии, запахи, вкусы. Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников (они могут, например, писать портрет или пейзаж по памяти), писателей, актеров, композиторов, архитекторов.
Фактически разные виды памяти взаимосвязаны, и в процессе любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более видов памяти.
Под влиянием кибернетики в психологии появилось разделение на кратковременную и долговременную память, подобно тому как машинная память разделяется на кратковременную, в которой содержится то, чем оперирует машина при решении конкретной задачи, и долговременную, в которой содержится все, что заложено в машину. В машине имеется блок памяти, где хранится информация. Но не всякая информация обрабатывается: из запоминающего устройства извлекается и преобразуется лишь часть информации, остальное хранится в запоминающем устройстве. Таким образом, наряду с устройством долговременной памяти в машине имеется оперативная память.
По продолжительности сохранения материала и роли в деятельности в психологии также выделяют долговременную и кратковременную, или оперативную, память.
——————
1 Станиславский К. С. Работа актера над собой. Собр. соч., в 8-ми т. Т. 2. — М.: Искусство, 1954, с. 217.
Кратковременная память у человека проявляется в тех случаях, когда материал запоминается с целью вспомнить его через короткий срок, а дальнейшее сохранение его считается ненужным. Например, некоторые ученики выучивают материал с установкой воспроизвести его на уроке или на экзамене и после ответа сразу же забывают.
Долговременная память проявляется тогда, когда новый материал запоминается на длительный срок и даже навсегда.
Установка личности запомнить что-либо на тот или иной срок влияет на прочность сохранения материала в памяти. Это доказано экспериментально. При установке запомнить на короткий срок заученное быстро забывается.
В отдельных случаях, в зависимости от характера деятельности, требуется именно кратковременная память. При решении задачи, в процессе письма под диктовку нет необходимости пользоваться долговременной памятью, материал нужно помнить только на время выполнения соответствующих операций. Этот вид памяти иначе называют оперативной памятью.
Деление памяти на кратковременную и долговременную оправдано наблюдениями из обыденной жизни. Номер телефона, по которому нужно однократно позвонить, мы запоминаем на несколько минут, а потом забываем. Эксперименты и клинические наблюдения показали, что кратковременная память очень нестойкая. Например, при сотрясений мозга человек не помнит не только момента удара и обстоятельств, связанных с ним, но и всего того, что непосредственно предшествовало этому.
Кратковременная память может переходить в долговременную: например, номер телефона, если мы им постоянно пользуемся, закрепляется в памяти.
Общая психология. (Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с. С. 206-208.
- Предыдущая статья Представления
- Следующая статья Основные процессы памяти и закономерности их протекания
Семантическая память — Психология — Оксфордские библиографии
Введение
Семантическая память относится к нашему общему знанию мира, которое включает в себя память на понятия, факты и значения слов и других символических единиц, составляющих формальные системы коммуникации, такие как язык или математика. В классическом иерархическом представлении о памяти декларативная память подразделялась на два независимых модуля: эпизодическую память, которая является нашим автобиографическим хранилищем отдельных событий, и семантическую память, которая является нашим общим хранилищем абстрактных знаний. Однако более поздние теоретические объяснения значительно уменьшили независимость этих двух систем памяти, и эпизодическая память обычно рассматривается как ворота к семантической памяти, доступ к которой осуществляется через процесс абстракции. Современные отчеты рассматривают семантическую память как глубоко укоренившуюся в сенсомоторном опыте, абстрагированную от многих эпизодических воспоминаний, чтобы выделить стабильные характеристики и приглушить идиосинкразические. Многие исследования в области неврологии были сосредоточены как на том, как мозг создает семантические воспоминания, так и на том, какие области мозга отвечают за хранение и извлечение семантических знаний. К ним относятся многие классические эксперименты, в которых изучалось поведение людей с повреждением головного мозга и различными типами семантических нарушений, а также более современные исследования, в которых используются методы нейровизуализации для изучения того, как мозг создает и хранит семантические воспоминания. Классически семантическая память рассматривалась как разнородная область изучения всего, что относится к декларативной памяти, что явно не относилось к сфере эпизодической памяти, и формальные модели значения в памяти не развивались в темпе моделей эпизодической памяти. Однако недавние разработки в области нейронных сетей и корпусных инструментов для моделирования текста значительно усложнили модели семантической памяти. В настоящее время существует несколько хороших вычислительных отчетов, объясняющих, как люди преобразуют первый опыт взаимодействия с миром в глубокие семантические представления и как эти представления извлекаются и используются в поведенческих задачах, основанных на значении. Цель этой статьи — предоставить читателю наиболее важные публикации, обзоры и темы крупных достижений в различных областях семантической памяти за последние сорок пять лет. Для более подробного ознакомления мы отсылаем читателя к рукописям в разделе «Общие обзоры».
Общие сведения
Несмотря на то, что семантическая память была предметом значительного количества исследований, эта тема не привлекла достаточного внимания, чтобы по ней можно было писать полные тома. Тем не менее, существует множество обзоров семантической памяти, которые существуют как часть более общих томов. Chang 1986 дает раннее описание области семантической памяти. Биндер и Десаи, 2011 г., Томпсон-Шилл, 2003 г., и Йи и др. 2013 предоставляют обзоры неврологических описаний семантической памяти. Наконец, Балота и Коан, 2008 г., Макрей и Джонс, 2013 г., а также Йи и др. 2017 предоставляет углубленный обзор изучения семантической памяти и включает историю области, экспериментальные данные и вычислительные модели семантической памяти.
Балота Д. А. и Дж. Х. Коан. 2008. Семантическая память. В Справочник обучения и памяти: полный справочник . Под редакцией Дж. Х. Бирна, Х. Эйхенбаума, Р. Мензеля, Х. Л. Редигера III и Д. Суитта, 512–531. Амстердам: Эльзевир.
Обобщает результаты различных подходов к изучению семантической памяти.
Биндер, Дж. Р. и Р. Х. Десаи. 2011. Нейробиология семантической памяти. Тенденции в когнитивных науках 15.
DOI: 10.1016/j.tics.2011.10.001
Краткое описание роли различных областей мозга, участвующих в семантической обработке.
Чанг, Т. М. 1986. Семантическая память: факты и модели. Психологический вестник 99.2: 199.
DOI: 10.1037/0033-2909.99.2.199
Пересматривает степень и богатство семантической памяти, восстанавливая ранние открытия в этой области.
Макрей К. и М. Н. Джонс. 2013. Семантическая память. В Оксфордский справочник по когнитивной психологии . Под редакцией Д. Рейсберга, 206–216. Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Нажимать.
Обобщает литературу по экспериментальным исследованиям и вычислительным моделям семантической памяти.
Thompson-Schill, S. L. 2003. Нейровизуализационные исследования семантической памяти: вывод «как» из «откуда». Neuropsychologia 4.3: 280–292.
DOI: 10.1016/S0028-3932(02)00161-6
Обзор мест активации семантических репрезентаций, обсуждение функциональных нейровизуализационных исследований семантической памяти.
Йи, Э., Э. Г. Хрисику и С. Л. Томпсон-Шилл. 2013. Семантическая память. В Оксфордский справочник по когнитивной неврологии: основные темы . Том. 1. Под редакцией Кевина Окснера и Стивена Кослина, стр. 353–374. Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.
В этой статье представлен обзор литературы, которая поддерживает обоснование семантических моделей сенсомоторными входными данными.
Йи, Э., М. Н. Джонс и К. Макрей. 2017. Семантическая память. В Справочник Стивенса по экспериментальной психологии и когнитивной нейронауке . 4-е изд. Под редакцией Дж. Викстеда и С. Томпсона-Шилла, 319–356. Чичестер, Великобритания: Wiley.
Обеспечивает всесторонний обзор семантической памяти, обобщающий результаты компьютерного моделирования и экспериментальные данные.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Семантическая память | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Семантическая память — это форма долговременной памяти, которая включает в себя знания человека об окружающем мире. Наряду с эпизодической памятью она считается разновидностью эксплицитной памяти, поскольку человек сознательно осознает содержащиеся в ней факты, значения и другую информацию.
На этой странице
- Как мы используем семантическую память
- Как работает семантическая память
Как мы используем семантическую память
Семантическая память является ключом к пониманию и описанию того, как работает все вокруг нас. Собранная в течение жизни каждого человека информация в семантической памяти — факты, отношения между объектами или понятиями и многие другие абстрактные детали — бесценна для всех, от детсадовцев до участников игровых шоу.
Каковы некоторые примеры семантической памяти?
Информация, содержащаяся в семантической памяти, варьируется от основных фактов, таких как значения слов и цвета различных видов пищи, до более сложных форм понимания, таких как взаимосвязь определенных понятий друг с другом. Семантическая память также отражает абстрактные детали собственной жизни, такие как дата рождения, родной город или личностные характеристики.
Почему важна семантическая память?
Семантическая память — это не просто библиотека мелочей: собирая широкий спектр значений, подробностей о том, как обстоят дела, и концептуальных связей, она позволяет узнавать о мире и других людях, использовать язык и делиться идеями. , а также интерпретировать личный опыт, среди других важных моделей поведения.
В чем особенности семантической памяти?
В отличие от эпизодической памяти, которая воспроизводит субъективные впечатления от прошлого опыта, семантическая память содержит информацию, не зависящую от контекста, то есть не привязанную к определенному времени и месту. Человеку, который начал учить алфавит в определенный день в детстве, не нужно возвращаться к этому моменту, чтобы вспомнить (благодаря семантической памяти), что буква P идет после M .
Как работает семантическая память
База знаний, содержащаяся в семантической памяти, накапливается в течение многих моментов обучения, от усвоения основ языка в раннем детстве до понимания сложных идей и систем на уроках, в разговорах или при чтении книг. Хотя немногие из этих моментов обучения останутся с нами в виде сцен в эпизодической памяти, наш мозг собирает абстрактные идеи, чтобы помочь нам отвечать на вопросы, общаться и решать проблемы в будущем.