Смысловой барьер: Смысловой барьер — Психологос

Содержание

Славина Л. С. Возникновение «смыслового барьера» и способы его преодоления [22]. Педагогическая психология: хрестоматия

Славина Л. С. Возникновение «смыслового барьера» и способы его преодоления [22]

«Смысловым барьером» мы называем такое явление, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнить то, что требует от него учитель, как бы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно они направлены и как ему следует на них реагировать.

Примеры наличия «смыслового барьера» встречаются в школьной практике на каждом шагу. К ним мы относим те случаи, когда учитель делает выговор ученику за плохой поступок, а ученик, хорошо зная все, что требует от него учитель, слушает его, не реагируя на его убеждения, а через некоторое время снова совершает аналогичный поступок; или же когда учитель предлагает школьнику прекратить занятия посторонним делом на уроке, а ученик не прекращает этих занятий просто потому, что не обращает внимания на замечания учителя.

Наличие «смыслового барьера», делая ученика нечувствительным к тому или иному воздействию, часто препятствует учителю в осуществлении всей воспитательной работы. Так, в педагогической практике нередки случаи, когда именно из-за наличия «смыслового барьера» тот или иной ученик сопротивляется попыткам учителя оказать ему помощь, необходимость которой этот ученик прекрасно осознает сам. Работу с такими учениками следует начинать с уничтожения или преодоления «смыслового барьера».

«Смысловой барьер» легко может возникнуть в процессе воспитательной работы при неучете особенностей детского развития. Причины его возникновения различны и довольно многочисленны.

Чаще всего «смысловой барьер» возникает в тех случаях, когда учитель при организации педагогического воздействия учитывает только видимый поступок, ориентируется только на его внешний результат, не анализируя подлинных причин, не вскрывая истинных мотивов, по которым школьник совершил этот поступок. Возможность такого неучета объясняется тем, что внешне одинаковые поступки могут побуждаться совершенно различными мотивами, причем часто не одним каким-нибудь, а сразу несколькими.

Мотивы поступков не всегда очевидны, к тому же сам ребенок не всегда осознает их, и поэтому учитель не сразу может установить, что именно заставило ребенка поступать так или иначе.

Трудности выявления мотивов нередко приводят к тому, что учитель приписывает поступкам ребенка тот мотив, который выступает истинным для учителя, но часто воспринимается школьником как чуждый, с которым он не может согласиться. А это ведет к целому ряду последствий. Ученик, не соглашаясь с приписываемыми ему мотивами совершенного им поступка, не согласен и с воздействиями, которые влечет за собой этот поступок. Это несогласие и внутренний протест могут вызнать появление обиды, переживание незаслуженности наказания, несправедливости, непонятости. Часто, увидев, что его не понимают, ученик может замкнуться и отказаться от объяснений. Если такие случаи будут повторяться, между учителем и учеником может нарушиться контакт, исчезнуть взаимопонимание.

Смысл мероприятий для учителя будет в одном, а для ученика при этих обстоятельствах – неизбежно в другом. Возникнет «смысловой барьер». Поэтому все педагогические воздействия учителя вообще не будут по-настоящему влиять на школьника, проходя «мимо него».

Представим себе, что ученик в течение некоторого времени не готовит уроки или готовит их небрежно. Предположим, что причиной явилось увлечение его постройкой модели, изготовлением какого-нибудь прибора. Если учитель, воздействуя на этого ученика, будет обвинять его в том, что он бездельничал, ученик с этими обвинениями может не согласиться. Безразлично, промолчит ли он или будет возражать учителю, важно то, что он не считает себя бездельником, хотя внешне дело выглядит действительно так. В действительности же этот школьник упорно трудился, был все время занят и совершил большую, может быть, даже полезную, работу.

Если, несмотря на несогласие ученика, учитель будет настаивать на своих обвинениях, контакт и взаимопонимание между учителем и учеником нарушаются. Возникает «смысловой барьер».

Другой причиной возникновения «смыслового барьера» часто является повторяющееся применение одних и тех же мер воздействия, особенно в тех случаях, когда применение их не дает положительного эффекта. Ученики привыкают к ним, отмахиваются от них, даже не задумываясь над их смыслом. Особенно надо отметить возникновение в этих случаях «смыслового барьера» по отношению к выговорам, нотациям, убеждениям. Не всегда возможно учесть, какой смысл вкладывает ребенок в речь взрослого; в тех же случаях, когда смысл речи взрослого для ребенка заключается не в том, в чем для самого взрослого, все словесное воздействие оказывается в воспитательном отношении совершенно неэффективным.

Возьмем такой случай. У школьника не воспитано ответственное отношение к учению, и он не желает готовить уроки. Не учитывая этого, педагог выговорами, нотациями, убеждениями старается вызвать у школьника необходимое переживание, связанное с его недобросовестным отношением к занятиям. Однако поскольку у ученика нет стремления и желания добросовестно готовить уроки, то не возникает и переживания оттого, что он их не выполняет.

При этих условиях школьник очень легко начинает игнорировать словесные воздействия, т.  е. по отношению к ним у него создается «смысловой барьер».

«Смысловой барьер» возникает также и ко всяким другим методам воздействия в случаях их частого и безуспешного применения, и появление его объясняется во всех случаях тем же, что и при словесном воздействии.

Частой причиной «смыслового барьера» являются также отрицательные эмоции, возникающие в результате незаслуженного наказания, слишком трудного требования, проявленной к нему несправедливости.

Эти эмоции, возникая вначале в связи с каким-либо частный случаем, могут легко распространиться на более широкий круг явлений и определить отношение к ним школьника. Так, наказание за плохую отметку, кажущуюся ему несправедливой, может вызвать у ребенка обиду. Если это переживание не будет снято (что легко сделать, показав ребенку ошибочность его знаний и справедливость отметки, указав пути ее исправления), эти отрицательные эмоции могут легко распространиться на отношение ребенка к данному предмету, к данному лицу и даже вызвать отрицательное отношение вообще ко всей учебной деятельности.

Школьник склонен будет теперь считать несправедливой всякую низкую отметку, всякое замечание учителя, в которых он будет видеть в первую очередь проявление к нему плохого отношения.

Надо отметить, что чаще всего и легче всего «смысловой барьер» возникает у подростков. Подростковый возраст есть возраст развития самосознания. С этим связаны особая чувствительность и обостренное внимание подростка к оценке окружающими его деятельности, знаний, умений, его личности вообще. С этим же фактом связано и то значение, которое подростки придают своим взаимоотношениям с окружающими людьми. Все это создает фон, на котором очень легко возникает «смысловой барьер».

Лучшие учителя учитывают эту возможность возникновения «смыслового барьера».

Опишем несколько приемов, позволяющих учителям избегать в своей практике возникновения «смыслового барьера».

Так, для того чтобы иметь возможность выяснить мотив того или иного поступка ребенка и знать, какой мотив сам ребенок приписывает своему поступку, многие учителя начинают воздействие по отношению к ребенку с беседы с ним, в которой они выясняют, каким образом произошло данное событие и чем его объясняет сам ребенок.

Естественно, что эта цель определяет и форму, и тон беседы. Эта беседа вначале не имеет даже легкого намека на осуждение, недовольство или претензии к ученику. В глазах ребенка цель этой беседы – рассказать учителю то, чего он не видел и не знает. При этих условиях, если у учителя имеется контакт с учеником, последний всегда сообщит все обстоятельства дела. Из ответов ученика на вопросы о том, как это произошло, почему он так поступил, учитель узнает и то, как ученик понимает данное событие и какие именно мотивы им сознаются.

В организации воздействия, следующего за этой беседой, учитывается все это и таким образом не допускается возникновения взаимного непонимания.

Приведем пример. Витя К., ученик II класса, пришел в школу, не приготовив уроков. Прежде всего учительница спокойно, не выражая никакого порицания ни словами, ни тоном, осведомилась у ребенка, как это произошло. Мальчик объяснил, что он после обеда сразу пошел на каток, его впервые отпустили гулять одного, и, когда пришел домой, ему очень хотелось спать, и он не смог готовить уроки. Из дальнейшей беседы выяснилось, что ребенок провел на катке, сам того не желая, весь день до позднего вечера и, естественно, при этих условиях не был в состоянии приготовить уроки. Сопоставлением фактов и умелой постановкой вопросов учительнице удалось показать мальчику, что он еще не умеет сам организовывать свое время и что именно поэтому он своевременно не вернулся домой. Затем вместе с Витей она нашла способ, который должен был помочь мальчику вовремя прекращать прогулку.

Таким образом, в данном случае, в котором при неправильной реакции учительницы легко мог возникнуть «смысловой барьер», его без труда удалось избежать.

Все изложенное о причинах возникновения «смыслового барьера» определяет и способы его преодоления. Поскольку наличие «смыслового барьера» заключается прежде всего в неправильно сложившихся взаимоотношениях школьника и учителя, в результате чего ученик становится нечувствительным к определенным воспитательным воздействиям, естественно, что основным путем преодоления «смыслового барьера» является, прежде всего, организация тех мероприятий, которые направлены на изменение отношений между ребенком и воспитателем и на установление между ними контакта и взаимопонимания.

В связи с этим основной задачей становится выяснение того, что именно послужило причиной возникновения «смыслового барьера».

Преодоление «смыслового барьера» требует от учителя конкретно совсем разных приемов в зависимости от того, к каким воздействиям у ученика возникает «смысловой барьер». Проявляется ли он, например, в отношении таких мер воздействия, как выговоры, нотации, строгие замечания или, наоборот, ласковые уговоры и убеждения. Проявляется ли «смысловой барьер» в ответ на снижение учителем отметки, оставление после уроков, удаление из класса, или же он имеется вообще в отношении данного лица (учителя, классного руководителя, кого-либо из актива класса).

Все это обусловливает необходимость индивидуализации конкретных приемов преодоления «смыслового барьера», которые могут быть очень разнообразными. При учете всех этих обстоятельств задача уничтожения «смыслового барьера» иногда решается довольно легко.

Например, для некоторых учеников достаточно просто изменить тон общения: прекратить нотации, упреки и выговоры для того, чтобы «смысловой барьер» был разрушен или обойден. В некоторых случаях обход или разрушение «смыслового барьера» достигается тем, что требование к ученику предъявляется не тем лицом, к которому имеется «смысловой барьер», а другим. Иногда «смысловой барьер» разрушается оттого, что ученика перестают слишком строго наказывать за проступки и т. п.

Но в практике встречается немало и таких случаев, когда уничтожить «барьер», если он уже образовался, таким относительно простым способом не удается. По отношению ко многим школьникам требуется организация длительной работы, направленной на уничтожение отрицательных эмоций, недоверия к воспитателям.

Одним из приемов, которым эту работу по уничтожению «смыслового барьера» иногда целесообразно начинать, является беседа. Но для того чтобы при помощи беседы добиться цели, она должна быть специально построена и отвечать определенным условиям.

Прежде всего в процессе беседы убедить ученика в том, что учитель хочет ему помочь (повысить успеваемость, улучшить дисциплину, наладить отношения с товарищами и т.  д.), а затем доказать ему, что для этого имеются все возможности. Как это ни покажется странным, наши ученики не всегда ясно осознают и не всегда убеждены в том, что то, чего требует от них учитель, нужно именно им, а не самому учителю. Очень часто, кроме того, им кажется, что имеющиеся у них недостатки являются непреодолимым препятствием, что их невозможно изменить. Думая, что он «неспособный» или что у него «плохая память», ученик и к замечаниям учителя, и к своему недостатку относится пассивно, не стремясь его исправить, не веря в возможность его преодолеть, что часто является причиной возникновения «смыслового барьера».

Поэтому очень важно, чтобы в беседе были выполнены оба указанные момента, т. е. введение в сознание школьника уверенности в том, что все воздействия учителя имеют целью именно интересы школьника и что учитель знает, как можно ему помочь, и имеет для этого все возможности. Совершенно ясно, что поверить в это ученик сможет только в том случае, если беседа будет вестись в спокойном, дружеском тоне.

Если у данного ученика имеется «барьер» по отношению к какому-либо определенному тону разговора, начало беседы следует вести в противоположном, непривычном для него тоне. Но в каком бы тоне ни начиналась беседа, в более повышенном, аффективном и резком, показывающем возмущение учителя (с теми учениками, которых обычно только убеждали и уговаривали), или в более спокойном и ровном (с теми учениками, с которыми обычно разговаривали в повышенном тоне), во всех случаях важно, чтобы ученик отнесся положительно и к беседе, и к учителю, ведущему беседу.

Если учителю удалось этого достигнуть, беседа может повести к разрушению «смыслового барьера», к установлению контакта, в результате чего создастся возможность начать систематическую работу с данным учеником.

Может случиться, что ученик проявит к беседе отрицательное отношение: будет оправдываться, защищаться, обижаться. Если учителю не удастся снять это отношение, «смысловой барьер» этим методом уничтожить нельзя.

Необходимо учитывать, что беседа является только одним из методов уничтожения «смыслового барьера».

Часто беседа служит только началом работы учителя по уничтожению у школьника «смыслового барьера», после чего, собственно говоря, и начинается основная работа.

Приведем примеры различных случаев преодоления уже имеющегося у школьников «смыслового барьера».

Ученик I класса Петя К. в середине года начал плохо учиться, стал приходить в класс с небрежно приготовленными уроками, а иногда и вовсе их не выполнял. Учительница наказывала мальчика, оставляла после занятий. Он плакал, но не хотел готовить уроки в классе после занятий. Плохие отметки за небрежно выполненные задания также не приводили к нужному результату. Замечания учительницы Петя выслушивал молча, угрюмо опустив глаза. Через несколько месяцев положение ухудшилось. Учительница решила выяснить, что же произошло. Оказалось, что, получив во второй четверти, несмотря на старание, несколько раз подряд «двойку» за неправильно выполненную работу, мальчик решил, что учительница к нему несправедлива. Он считал, что учительница к нему придирается, так как не любит его. Однажды Петя сказал: «А теперь стараться нечего, все равно мне „пять“ не поставят».

Учительница провела с Петей специальную работу. Каждый раз она подробно мотивировала поставленную отметку объясняя, в чем недостатки работы мальчика, и указывая, что ему надо исправить. Скоро ей удалось снова установить контакт и нормальные взаимоотношения. Этим снят был и «смысловой барьер».

Ученик VIII класса Саша Б. не хотел заниматься химией, физикой и математикой. В ответ на многочисленные указания и уговоры классного руководителя он либо отмалчивался, либо отвечал, что он все это знает, уже слышал, что ему надоели эти разговоры, что его эти предметы не интересуют, он хочет быть историком и ему ни физика, ни математика не нужны. Разъяснениям учителя, что каждый человек должен овладеть основами наук и что для историка они необходимы, что нельзя выбирать только те предметы, которые нравятся, он не придавал значения; эти объяснения на него не влияли, он отмахивался от них как от надоевших и наскучивших вещей.

Тогда классный руководитель пригласил в класс для беседы преподавателя истории этой же школы. По специальному условию этот преподаватель после беседы о профессии историка попросил остаться тех учеников, которые выбрали историю своей профессией. В числе других учеников остался и Саша. Поговорив со школьниками об их будущей профессии, преподаватель осведомился о том, как они к ней готовятся, как учатся по истории и по другим предметам. Выразив свое отношение к ученикам, пренебрегающим физикой, химией и математикой, он повторил те же доводы, которые приводил в последнем разговоре с Сашей классный руководитель (об этом классный руководитель специально условился с преподавателем истории). Однако те же мысли, высказанные другим лицом, в другой ситуации, произвели на Сашу совершенно иное впечатление. На следующий день он обратился к ученику, хорошо знающему математику, и попросил помочь ликвидировать имеющиеся у него пробелы. «Смысловой барьер» был снят.

Итак, уничтожение «смыслового барьера» удается достигнуть индивидуальными приемами, различными для каждого школьника в зависимости от того, к чему именно (при каких условиях и по отношению к каким приемам) у него возник или имеется «смысловой барьер». Основным принципом здесь является изменение тех приемов, которые ученик воспринимает неправильно или не желает воспринимать, и в установлении первичного контакта между учителем и учеником. Вначале этот контакт может заключаться в появлении доверия к учителю и осознании того, что предложение учителя принесет ему пользу и вообще необходимо не для учителя, а для самого ученика. В случаях, когда «смысловой барьер» имеется по отношению к учителю вообще, а не к отдельным его приемам, уничтожение «смыслового барьера» удается осуществить через другого человека (другого учителя, директора).

ГЛАВА 1 Ломание барьера «Светской беседы» (пустого разговора). Почему мы сближаемся и общаемся с женщинами

ГЛАВА 1 Ломание барьера «Светской беседы» (пустого разговора). Почему мы сближаемся и общаемся с женщинами «Нынешние мужчины — жалкая тень того, кем они могли бы быть. Множество мужчин заботятся о своем внешнем виде, чтобы шагать по жизни. Многие надевают маски, чтобы

1.5. Приемы остроумия как основа смыслового содержания и словесной формы юмора

1.5. Приемы остроумия как основа смыслового содержания и словесной формы юмора Категории «содержание» и «форма» привлекали внимание многих исследователей: форма содержательна, содержание имеет форму. В современной науке под содержанием понимается совокупность

Возникновение денег

Возникновение денег Происхождение денег было вызвано в основном неэкономическими причинами… Самой примитивной формой товарообмена является бартер. Именно поэтому экономическая теория традиционно выводит происхождение денег из неудобств бартерного обмена, которые

6. Способы преодоления застенчивости

6. Способы преодоления застенчивости Если вы заметили признаки стеснительности у вашего ребенка, постарайтесь предупредить грядущие сложности. Существуют простые и эффективные методы профилактики застенчивости у детей. Не стоит беспокоиться о том, что еще не

По ту сторону барьера

По ту сторону барьера При преодолении барьера, отделяющего обычные условия жизни от экстремальных, этап стартового психического напряжения сменяется этапом острых психических реакций входа. Продолжительность этого этапа колеблется от нескольких минут до трех-пяти

Факты и суждения: по разные стороны барьера

Факты и суждения: по разные стороны барьера Это факт или возможность?Это факт или выражение уверенности?Какие еще есть факты на этот счет?Теперь мы можем вернуться к утверждению, которое я выразил в начале книги относительно скульптуры роденовского «Мыслителя»,

Два барьера общения

Два барьера общения Есть и еще два обстоятельства, препятствующие семейному общению. Первое – это то, что потребность женщин в общении в среднем в полтора раза превышает аналогичную потребность мужчин. Если женщине еще хочется вечером пообщаться, то мужчине, как правило,

7.10. Способы преодоления ревности

7.10. Способы преодоления ревности Ревность невозможно искоренить и очень трудно обуздать. Но попытаться сдерживать себя и не совершать необдуманных поступков можно.Борьба с ревностью может проходить через ряд этапов[36].Первый этап. Поищите причину в самом себе: ревность

2. По эту сторону психологического барьера

2. По эту сторону психологического барьера Как распознать сопротивлениеМы с вами побывали по ту сторону психологического барьера, препятствующего правильному, полноценному восприятию жизни, прежде всего информации, противоречащей представлению о себе. Немного

4.

ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОГО УРОВНЯ

4. ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОГО УРОВНЯ Если на стадии бытового злоупотребления иллюзорно-компенсаторная деятельность оставляет место для деятельности реальной и некоторое время как бы мирно (на взгляд самого пьющего — вспомним монолог распутинского героя)

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНФЛИКТА

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ КОНФЛИКТА Существуют различные способы снятия стресса, технология работы по его преодолению сейчас является хорошо отлаженной и может предложить разнообразные варианты, учитывая индивидуальные особенности человека.В

РЕПЛИКА ИЗ-ЗА БАРЬЕРА (1)

РЕПЛИКА ИЗ-ЗА БАРЬЕРА (1) Не пора ли пообщаться и с главным виновником событий? Не объективности ради, а ракурса для?.. Ишь ты, уже материализовался! Устроился по-хозяйски в кресле, смакует кофе (мелкий помол, медленный огонь, чуть корицы и не доводить до кипенья), активно

РЕПЛИКА ИЗ-ЗА БАРЬЕРА (2)

РЕПЛИКА ИЗ-ЗА БАРЬЕРА (2) Я знал единственного серафима, который от вручения аттестата до пенсионной книжки хотел и имел исключительно свою жену. Она действительно была восхитительным созданием — шпильки вытащит, головой тряхнет, на грифе бант, капроновые струны «в

Приложение Трудности, которые могут возникнуть при освоении принципов Дейла Карнеги, и способы их преодоления

Приложение Трудности, которые могут возникнуть при освоении принципов Дейла Карнеги, и способы их преодоления Самое сладкое слово для каждого человека. Обращайтесь к собеседнику по имени! Трудности, которые могут возникнуть ? Трудно запомнить имя человека (плохая

4.4 Стресс безработицы и способы его преодоления

4.4 Стресс безработицы и способы его преодоления Работа – весьма важная часть человеческой жизни. Она создает материальное благополучие, дает возможность самореализации. Поэтому человек, потерявший работу, всегда испытывает сильный психологический стресс. Для описания

Что такое смысловой коммуникативный барьер и когда он возникает в общении

Общение – одна из основных человеческих потребностей человека. Людям необходимо общаться, чтобы выжить, и тем более – чтобы быть успешными в обществе. Кстати, уровень этой успешности можно измерить способностью к взаимодействию с другими людьми.

Если упростить, то общение – это передача информации от одного человека к другому. Казалось бы, что может пойти не так? Но часто, очень часто сообщение долетает не в том виде, в котором оно посылалось. Как в «испорченном телефоне». Это можно назвать недопониманием, или смысловыми барьерами.

В этой статье:

Психологические барьерыПримеры психологических барьеровКак преодолеть барьеры?

Психологические барьеры

Фото автора Thiago Schlemper: Pexels

Барьеры бывают различными – от самого банального – плохой связи, до языкового – когда люди не говорят на одном языке. Но самое интересное в этой теме – это психологические барьеры. Человеческий ум – сложная махина, и очень непросто понять, что происходит у другого человека, в его сознании.

Психологические препятствия в коммуникации возникают сплошь и рядом, это неизбежно! Как часто ты наблюдала конфликты, возникшие, казалось бы, на пустом месте, когда один человек просто не так понял другого? Но самое обидное, что люди не осознают того, что эти барьеры (недопонимание) существуют только в их сознании, и даже не видят их.

Барьеры возникают из-за разницы в возрасте, статусов, разных ценностных ориентиров, проблем с эго… И такие барьеры трудно устранить, так как для этого нужно немного отстраненно посмотреть на ситуацию. Как сторонний наблюдатель (а это уже не каждому дано). Да и анализировать эту ситуацию человек будет лишь тогда, когда сможет понять, что проблема просто в нарушенной передаче смыслов. Это как взглянуть правде в глаза. Сложно.

Примеры психологических барьеров

  • Эго.

У нас есть определенное представление о себе (верное или нет, не важно). И мы просто не готовы слышать некоторые вещи, которые с этим представлением не согласуются. Барьеры на фоне затронутого Эго часто рушат человеческий отношения.

Как преодолеть психологические барьеры?

  • Предубеждения и предрассудки.

Например, обобщение мнения о людях определенной группы. Это заблуждения. Наш мозг любит все обобщать для экономии энергии при познании мира. Но часто это «выходит боком». Например, предубеждение, что женщина не может быть хорошим руководителем. Или сакральное «все мужчины – козлы».

  • Чувства и эмоции.

Лимбический мозг (отвечающий за эмоции) – это антагонист неокортексу (логическое мышление). Таким образом – человек или думает логически, или испытывает сильные эмоции. Сразу и то, и то невозможно. То есть, сложно верно рассмотреть и воспринять информацию, находясь под влиянием сильных чувств.

  • «Эффект ореола».

Отношение к тому, кто говорит накладывает отпечаток на то, что он говорит. Если человек, которого ты терпеть не можешь будет высказывать какие-то полезные идеи, ты можешь их отмести, просто объективно не восприняв.

  • Негативный образ мира.

Если человек смотрит на мир негативно, то он автоматом отметает новые классные возможности. И знакомства. Он просто не сможет воспринять их, потому что в его картине мира «все плохо».

  • Фильтрация сообщений.

Это когда намеренно скрывают часть правды, от начальника, например, чтобы не получить выговор или чтобы избежать неприятного разговора.

  • Ригидность ума.

Это особенно становится заметным с возрастом. Разум становится все более закрытым, сложно воспринимать новое. Ты когда-нибудь пробовала научить старушку пользоваться фэйсбуком? Вот это оно.

  • Различия в статусах.

Сотрудники с разным иерархическим положением очень по-разному думают, у них разные ценности, разное времяпрепровождение. Поэтому чаще дружеские отношения создаются с равными, и рушатся, если это равенство нарушается.

Фото автора cottonbro: Pexels
  • Негативный образ себя.

Если человек воспринимает себя как недостойного, в негативном ключе, то ему все время может казаться, что его хотят обмануть, что ничего хорошего не может с ним произойти и т. д. Конечно, это разрушает общение и отношения. Мало того, что информация просто не воспринимается, так еще и терпеть такого негативщика сложно!

  • Плохая память или внимание.

Просто снижается качество передачи информации.

  • Заинтересованность в собеседнике.

Ты наверняка слышала, с красивыми людьми хочется общаться больше. Или вот, например – из уст начальника ты ловишь каждое слово, а комментарии зануды-коллеги пропускаешь между ушей.

  • Привычка витать о облаках.

Это очень часто встречается у школьников или студентов – лектор что-то рассказывает, а ученик думает о своем, мысль за что-то зацепилась и улетела в своем направлении. Бывает.

  • Разная коннотация.
Фото автора Limuel Gonzales: Pexels

Это когда одно и то же слово может иметь разные значения, разные подтексты. Например, слово «дешевый». Оно может звучать в позитивном ключе, а может быть синонимом слову «некачественный». Так вот, непонимание может возникать тогда, когда собеседники «читают» слово по-разному.

Как преодолеть барьеры?

Это дело непростое. Первым шагом нужно признать свою ошибку или ограничение. А люди склонны во всем винить вторую сторону – «это он меня не так понял». Люди часто не принимают свои несовершенства. Ключ к решению – скромное и уважительно отношение к другому человеку.

Одно из самых крутых упражнений по тренировке коммуникативных навыков – это «собирать» чужие картины мира. Коллекционировать. Чем больше мы учимся понимать других людей, тем выше наша способность извлекать пользу от каждого взаимодействие. Это то, что нужно для успеха в человеческом обществе.

  • Держи под контролем свои эмоции. Иногда ситуация совсем не такая, какой кажется! Внимательно следи за словами, интонациями и невербальным поведением другого собеседника.
Фото автора Ike louie Natividad: Pexels
  • Посмотри на ваше взаимодействия как бы со стороны, встань на место другого человека – что он на самом деле сейчас хочет донести?

Хорошие инструменты в этом деле – уточняющие вопросы, вроде «я правильно вас поняла, что …» И помни – что в основе каждого поведения лежит положительное намерение. Каждый хочет для себя что-то хорошее. Попытайся понять, что именно? Натренировать это умение – это как получить ключ ко всем дверям!

Что такое семантические барьеры? определение и значение

Определение: Семантические барьеры относятся к непониманию между отправителем и получателем, возникающему из-за различных значений слов и других символов, используемых в сообщении.

Семантические барьеры обычно возникают, когда информация представлена ​​не простым языком и содержит слова или символы, имеющие несколько значений. Ниже приведены основные языковые барьеры:

  1. Плохое выражение: Сообщение сформулировано неправильно, а используемый язык настолько сложен, что получатель может неправильно истолковать его. Сообщение считается плохо выраженным, если выбраны неправильные слова, предложения не выстроены должным образом, а слова или предложения часто повторяются. Плохо выраженные сообщения отнимают много времени, так как требуют исправлений и уточнений, а также снижается воздействие сообщения.
  2. Символы или слова с разными значениями: Есть несколько слов, которые имеют разные значения, и часто люди путаются с этими словами и интерпретируют их по-разному из-за разницы в их образовании и социальном происхождении. Например, слово «Кран» имеет другое значение, как показано в предложениях ниже:
    • В птичьем заповеднике полно журавлей.
    • Строитель использовал кран для подъема тяжелых стальных стержней.
    • Девочке приходится вытягивать шею, чтобы посмотреть фильм.
  3. Неверный перевод: Иногда отправитель переводит сообщение в соответствии со своим уровнем понимания независимо от уровня понимания получателя. Например, менеджер собирал информацию от своего начальства и подчиненных и переводил ту же информацию всем своим сотрудникам в соответствии с уровнем понимания начальства, что приводило к неправильной интерпретации сообщения. Таким образом, необходимо сформировать сообщение в соответствии с уровнем понимания сотрудников, чтобы получить предполагаемый ответ.
  4. Непроясненные предположения: Иногда отправитель создает предположения об определенных вещах, которые, по его мнению, получатель должен знать об этом и сосредоточиться только на предмете. Но в случае со специальным сообщением, если предположения расплывчаты и неизвестны получателю, это может отрицательно сказаться на коммуникации.
  5. Обозначения и коннотации: Обозначение означает буквальное значение слова, оно просто показывает название объекта и не подразумевает никаких отрицательных или положительных качеств. Детонационные барьеры возникают из-за того, что отправитель и получатель используют разное определение и значение слова, используемого в сообщении. Например, слово кран используется в контексте видов птиц, но интерпретируется как транспортное средство, которое поднимает объекты.

    Принимая во внимание, что подразумеваемое значение слова называется коннотацией, которая вызывает личные реакции и качественные суждения. Коннотативные барьеры возникают, когда люди используют слова, имеющие разное значение в разных абстрактных ситуациях, контекстах, чувствах и т. д. Например, слова «красивый» и «уверенность» имеют положительную коннотацию, но могут иметь любое значение в зависимости от контекста, в котором они используются. Это использовано.

  6. Технические жаргоны: Часто люди, работающие в технических группах, такие как инженеры, руководители производства, ИТ-менеджеры и т. д., используют в своем общении технические жаргоны, которые довольно трудно понять непрофессионалу. Таким образом, использование технического жаргона в общении может выступать в качестве барьера.

Таким образом, смысловые барьеры приводят к непониманию информации и нарушается цель коммуникации, т.е. для которой она была предназначена.

барьеров для эффективного общения — GeeksforGeeks

Факторы, препятствующие эффективности общения, известны как коммуникативные барьеры. Эти барьеры вызывают несоответствие между пониманием сообщения отправителем и получателем. Эти барьеры могут возникать на любом этапе коммуникативного процесса.

Общение является неотъемлемым элементом человеческих отношений. Люди взаимодействуют друг с другом посредством общения. Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communis», что означает общий. Таким образом, общение определяется как обмен фактами, идеями, мнениями или эмоциями для достижения взаимопонимания. Это сумма всего, что делает один человек, чтобы создать понимание в умах других.

«Общение — это общение с помощью слов, букв, символов или сообщений, и это способ, которым один член организации делится смыслом и пониманием с другим». – Кунц и О’Доннелл

«Общение — это процесс, посредством которого люди создают и обмениваются информацией друг с другом для достижения общего понимания». – Rogers

«Коммуникация – это передача информации от отправителя к получателю, причем получатель понимает эту информацию». Koontz and Weihrich

Особенности/характер связи

Особенности связи следующие:

  • Коммуникация — это социальный процесс, поскольку в него вовлечены два или более человека, которые обмениваются идеями, информацией и знаниями.
  • Коммуникация — это всеобъемлющая функция. Коммуникация необходима для всех функций управления. Это требуется при планировании передачи информации. Организация требует общения для передачи информации о задачах, полномочиях и ответственности. Отбор, обучение, оценка и т. д. требуют обмена фактами и идеями с работниками. Таким образом, общение является универсальным элементом в процессе управления.
  • Коммуникация — это непрерывный процесс. Организации не могут существовать без связи. Это похоже на циркуляцию крови в организациях, так как им необходимо обмениваться идеями, фактами, информацией и т. д.
  • Основная цель общения — создать взаимопонимание между отправителем и получателем.
  • Коммуникация представляет собой двусторонний процесс , поскольку отправитель отправляет информацию, а получатель ее получает. Получатель понимает информацию и дает обратную связь.

The barriers to communication can be broadly classified as:

  1. Semantic Barriers
  2. Psychological Barriers
  3. Organisational Barriers
  4. Personal Barriers

Semantic Barriers

The Раздел науки, изучающий значение слов и предложений, известен как семантика. Проблемы и препятствия в процессе кодирования и декодирования сообщения в слова или впечатления известны как 9.0003 Семантические барьеры. Этот барьер возникает из-за того, что разные слова означают разные вещи для разных людей. Разрыв в общении может произойти, когда два человека придают разное значение слову. Например, для организаций «прибыль» может означать рост и эффективность, но для сотрудников это может означать избыточные средства, полученные за счет выплаты неадекватной заработной платы и пособий.

Ниже приведены некоторые распространенные формы семантических барьеров:

  • Плохо выраженное сообщение: Когда сообщению не хватает ясности и точности, говорят, что оно плохо выражено. Коммуникация становится неэффективной, когда язык сообщения расплывчатый, неточный, используются неправильные слова или опускаются нужные слова.
  • Символы с разными значениями: Одни и те же слова могут иметь разное значение для разных людей и могут иметь разное значение в разных ситуациях. Например, такие слова, как эффект и аффект, идеальный и праздный, совет и совет, медведь и голый и т. д., звучат одинаково, но имеют разные значения.
  • Ошибочные переводы: Иногда люди не понимают язык, на котором сообщение передается отправителем. В таких случаях возникает необходимость перевести сообщение на язык, понятный получателю. Переводчик должен быть достаточно опытным, чтобы переводить язык, в противном случае это также может стать препятствием для общения.
  • Неуточненные предположения: У получателя могут быть другие предположения, если отправитель не уточняет предположения о сообщении. Например, начальник может сказать: «Завершите работу». Здесь начальник не назвал день и дату, когда работа должна быть завершена. Он может иметь в виду завершить работу к завтрашнему дню, но подчиненные могут понимать это как план на неделю.
  • Технический жаргон: Технический жаргон или терминология используются многими экспертами и специалистами для передачи сообщений. Такой жаргон не понятен простым людям, что приводит к плохой коммуникации.
  • Расшифровка языка тела и жестов: Невербальная или жестовая коммуникация также является эффективным средством коммуникации. Мимика, жесты, язык тела и т. д. должны соответствовать языку. Получатель может запутаться и неправильно понять сообщение, если вербальный язык не соответствует языку тела.

Психологические барьеры

Барьеры, возникающие из-за эмоционального и психологического состояния отправителя и получателя сообщения, известны как Психологические барьеры. Например, человек в состоянии стресса не может нормально общаться.

Вот некоторые из распространенных форм психологических барьеров:

  • Преждевременная оценка: Тенденция формировать суждение до того, как прослушано сообщение целиком, известна как преждевременная оценка. Это искажает понимание и действует как барьер для эффективного общения. Это также может привести к предубеждениям против общения.
  • Недостаток внимания: Коммуникация может быть менее эффективной, и сообщение может быть неправильно понято, если ему не будет уделено должного внимания. Это невнимание может возникнуть из-за озабоченности ума получателя. Например, начальник дал указания по работе с новым программным обеспечением, однако подчиненный был занят другими личными вопросами. Такое невнимание делает процесс общения односторонним и малоэффективным.
  • Потери при передаче и плохом удержании: Происходит потеря или передача неточной информации, когда связь проходит через различные уровни или каналы в организации. Это чаще встречается в случае устного общения. Плохое запоминание также действует как барьер, когда люди не могут удерживать информацию в течение длительного времени.
  • Недоверие: Отсутствие взаимного доверия между отправителем и получателем также выступает барьером для общения. Стороны, участвующие в общении, не могут понять сообщение в первоначальном смысле, если они не верят друг другу.

Организационные барьеры

В организации сообщение должно проходить через различные уровни и каналы, поэтому оно может не достигать того же места, куда оно было отправлено отправителем. Организационная структура, правила и положения, властные отношения и т. д. препятствуют эффективному общению.

Вот некоторые из организационных барьеров:

  • Организационная политика:   На эффективность коммуникации влияет организационная политика. Коммуникационный процесс затруднен, если политика не поддерживает свободный поток коммуникации. Например, в централизованной организации свободное общение не поощряется, и общение должно осуществляться только по соответствующему каналу.
  • Правила и положения: На процесс общения влияют жесткие и громоздкие правила и положения. Уже прописаны каналы и тематика, по которым должны передаваться сообщения. Эти предписанные правила, положения и каналы являются жесткими и могут выступать в качестве барьеров.
  • Статус: Между начальником и подчиненным создается психологическая дистанция из-за статуса. Такие статусы мешают правдивому и точному общению. Подчиненным также не разрешается свободно выражать свои чувства, если руководитель осознает свой статус.
  • Сложность организационной структуры: Организационная структура также может служить барьером для общения. Если в организационной структуре много управленческих уровней, то коммуникация задерживается и искажается.
  • Организационные возможности: Если в организации отсутствуют такие удобства, как частые встречи, конференции, ящики для предложений, ящики для жалоб и т. д., эффективное общение затруднено.

Личные барьеры

На эффективность коммуникации влияют личные факторы как отправителя, так и получателя.

Вот некоторые из личных барьеров:

  • Страх перед вызовом авторитету: Если начальник боится, что какое-то конкретное общение может помешать его авторитету, то он может воздерживаться от такого общения, так как всегда хочет поддерживать более высокий положение и престиж в организации.
  • Недоверие начальника к своим подчиненным: Когда начальники не верят или не уверены в компетентности своих подчиненных, говорят, что общение затруднено. Когда к подчиненным не хватает доверия и уверенности, начальник может не принимать советов или предложений от подчиненных.
  • Нежелание общаться: Нежелание общаться может быть еще одной причиной неэффективного общения. Часто подчиненные не общаются со своим начальством, потому что считают, что если информация неверна или неуместна, это негативно повлияет на них.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts