Со скольки начинают дети разговаривать: в каком возрасте и от чего это зависит

Содержание

Ребенок в 2 года не говорит. Во сколько начинают разговаривать дети?

22 ноября, 2016

Врачи и психологи в один голос утверждают: воспитанием ребенка нужно начинать заниматься как можно раньше, с самого его рождения. Некоторые заходят еще дальше, предлагая начать обучение во время беременности: считается, что уже в утробе матери ребенок отлично слышит все происходящее вокруг, поэтому ему нужно читать книги и включать музыку. Все это способствует более раннему развитию речи у ребенка, так как  умение говорить– это приобретенный навык.

Первые осознанные, «человеческие», звуки ребенок начинает произносить примерно в полгода, однако развивать эти навыки нужно сразу после его рождения. Для полноценного развития, в том числе развития речи, маленький человек должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Рекомендуется чаще брать его на руки и разговаривать с ребенком. Таким образом, вы дадите ему и физический, и речевой контакт, что заставит его почувствовать себя в безопасности.

Одновременно это будет способствовать и развитию других чувств и навыков новорожденного. Когда заговорит ребенок , зависит не только от строения его речевого органа, но и от правильного воспитания и обучения с первых дней жизни.
Если в первые недели после рождения звуки ребенка ограничиваются криком, уже на второй месяц его речь изменится. В это время у него появляются отдельные звуки: в такие моменты ребенку очень важно получить одобрение матери, чтобы он был уверен, что все делает правильно.

Рекомендуется повторять за ним те же звуки и сопровождать это улыбкой. Затем можно добавлять собственные звуки, так как дети обучаются, подражая взрослым. Еще один отличный способ развить речевые способности ребенка – это музыка. Чтобы речь развивалась правильным образом, желательно ставить ему негромкие, но ритмичные мелодии. Хорошо подойдут для этого детские песенки, в которых четко выражен ритм и отдельные звуки и слоги.

Подходящий возраст для развития речи

Нельзя сказать с точностью до одного дня, в каком возрасте ребенок точно должен начать разговаривать. Однако есть общие критерии, по которым можно оценить уровень развития речевых навыков ребенка. Например, первые раздельные слоги дети должны произносить с 7-8 месяцев. Это будут наборы простейших звуков: ма-, ба-, па-, та-, да- и т.д.

Не надо думать, что в этом возрасте ребенок ничего не понимает. Наоборот, он как никогда нуждается в общении, поэтому с ним нужно постоянно разговаривать. Рассказывайте ему о том, что происходит в доме, за окном, а также о нем самом. Объясняйте, как устроено тело ребенка, что он только что сделал, и что еще будет делать вечером. Повторяйте фразы по несколько раз, чтобы ребенок не только учился, но и тренировал собственную речь.
Для общения с малышом выбирайте простые, четкие и короткие слова. Учиться нужно от простого к сложному, поэтому дайте ему возможность повторять за собой базовые слоги.

Избегайте слов-паразитов и других слов, засоряющих речь, так как впоследствии он будет употреблять их непроизвольно. Вообще, помните, что дети подражают родителям во всем, а не только в речи – проще говоря, вы воспитываете свою маленькую копию. Не бойтесь поправлять ребенка, если какие-то слова он что-то произносит неправильно или нечетко. Важно выработать правильное произношение с самого начала, так как исправлять ошибки в более старшем возрасте намного сложнее.

Как и когда происходит формирование речи

При нормальном развитии ребенка после года он вполне сносно говорит отдельные слова или даже простые фразы из 2-3 слов. Иногда бывает и так, что в один год ребенок продолжает молчать. Сразу же бить тревогу не нужно, так как у некоторых малышей наблюдается естественная задержка речевого развития, когда он способен нормально осмысливать происходящее (то есть понимает указания родителей), но говорить пока не может. Самое главное на этом этапе – продолжать пополнять словарный запас ребенка, постоянно с ним разговаривая. Нужно добавлять в речь новые слова, а также не оставлять его без внимания.

В полтора года словарный запас ребенка насчитывает уже несколько десятков слов. Большинство из них состоит из 1-2 слогов и произносятся с речевыми ошибками. Однако намного важнее то, что ребенок говорит их к месту, то есть осознает, что он хочет сказать родителям. К двум годам словарный запас насчитывает уже 250-300 слов, что вполне достаточно, чтобы ребенок мог нормально разговаривать с родителями. В этом возрасте, как и раньше, очень важно продолжать разговаривать с ребенком, рассказывая ему обо всем, что вас окружает. Только сейчас разговор нужно вести в формате диалога, чтобы развивать у ребенка коммуникативные навыки.

Если же в речевом развитии ребенка отмечаются задержки, не расстраивайтесь, так как в каком возрасте ребенок начинает разговаривать, зависит от особенностей его организма. Врачи рекомендуют развивать мелкую моторику, поэтому делайте ребенку массаж пальцев рук, которую начинают с полугода. Если же эти и другие упражнения не помогают, тогда обратитесь к специалисту – логопеду.

Чтобы ребенок заговорил раньше, можно использовать различные методы развития речи, например логопедический массаж. Развитие мелкой моторики пальцев способствует ускорению развития речи. Рекомендуется с 6 месяцев делать массаж пальчиков ребенку, использовать развивающие игрушки можно только под присмотром родителей.

Не стоит высматривать и намеренно искать отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и особенности развития каждого малыша зависят от его психотипа, генетических особенностей и характера. У всех людей, даже самых маленьких существуют свои методы познания мира, поэтому будьте бдительны, но старайтесь разглядеть в своей крохе, что именно ей свойственно и что будет максимально способствовать развитию малыша.

Речь ребенка развивается постепенно, поэтому не нужно ждать от него сложных предложений уже ко второму году жизни. Наоборот, первое слово ребенка вы, скорее всего, не поймете. Но это совершенно нормально: логопеды говорят, что на этом этапе достаточно отдельных слогов или звуков, в которых будет угадываться предмет, другой человек или описание явления. В возрасте одного года дети должны знать полтора-два десятка слов. Имеется ввиду, что это не полноценные «слова», а отдельные звукоподражания или слоги.

Во сколько дети начинают говорить, зависит как от природы, так и от воспитания, данного родителями. Первое слово ребенок произносит примерно в 7-8 месяцев или чуть позже. Естественно, это будет не самостоятельное слово, а только слог или пара повторяющихся слогов. Неслучайно ребенок, как правило, первым всегда произносит слово «мама». Во-первых, мама – это самый близкий ему человек, с которым он проводит большую часть времени. Во-вторых, слово «мама» содержит два простых и одинаковых слога, и произносится легче всего.

Когда ребенку исполнится один год, он должен знать около 8 слов, после чего его словарный запас будет увеличиваться. Важно понимать, что ребенок должен не просто произносить слова, а делать это осознанно. Именно «привязка» слов к конкретному объекту или ситуации и отличает разумного человека от животных. Распознать это довольно просто: если ребенок произносит одни и те же слоги (пусть и не очень внятные) только при определенных обстоятельствах – значит, развитие идет правильно.

Родители должны развивать в ребенке умение говорить. К сожалению, многие из них делают все наоборот, когда пытаются подстроиться под ребенка и тоже начинают коверкать слова – проще говоря, сюсюкаются с ним. Делать этого ни в коем случае нельзя, так как с самого начала следует обучать ребенка правильному произношению.  С другой стороны, добиваться красивой речи в таком возрасте еще рано, поэтому наилучший вариант для родителей – произносить слова самостоятельно, но так, чтобы ребенок связывал слово с объектом. Например, спросите его «где кошка?», чтобы он показал пальцем на домашнее животное.

К двум годам у ребенка появляется фразовая речь: это значит, что он должен уметь связывать два-три слова друг с другом, даже если они будут лепетными. Когда ребенок начинает строить более сложные предложения, его словарный запас достигает трехсот слов. Если ребенок не говорит в 2 года, это становится серьезным поводом для обращения к врачу.

После трех лет дети активно используют в речи прилагательные и предлоги, а к пяти годам их речь становится совсем понятной для всех взрослых, а не только для родителей. В этом возрасте ребенок начинает задавать много вопросов, интересуясь окружающим миром, а взрослые должны отвечать на них, а не отмахиваться от своих детей.

Более того, родителям следует стимулировать в детях тягу к знаниям и всячески развивать их речь. Нужно не только отвечать на вопросы детей, но и задавать им свои вопросы – например, просить поделиться впечатлениями от прогулки. Нельзя запрещать детям играть или общаться с другими детьми. Также рекомендуется ежедневно читать ребенку книги в соответствии с его возрастом, а также слушать с ним музыку, петь и танцевать. Все это способствует гармоничному развитию ребенка, а не только развитию речевых центров.

Когда ребенок не говорит в 2 года простейшие фразы из 2-3 слов, нужно обратиться к логопеду и неврологу. На задержки речевого развития влияют не только патологии органов речевого аппарата, но и неврологические нарушения. Логопед проведет тесты для выявления проблем с речью и назначит специальные упражнения. Родители под руководством логопеда вполне могут обучиться им, чтобы заниматься с детьми дома самостоятельно. Самое главное в этой ситуации – не затягивать с приемом у специалиста и ежедневно выполнять корректирующие упражнения.

Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.

Основные этапы развития речи ребенка

Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.

Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.

Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него. Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.

С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя. В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными.

К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги. В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня». Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.

После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов. В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, у него практически фразовая речь, он уже должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: «Мама, пойдем в магазин, ты обещала купить мне игрушку». При этом некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко. К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.

Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки. Очень большая проблема сегодня – живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.

Если здоровый ребенок в 2,5-3 года вообще не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, у него задержка речевого развития, и это, к сожалению, надо лечить.

Речь развивается постепенно

Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время. Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией. На это уходит не один год. Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь. Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.

Причины задержки речевого развития

Первая и самая основная причина – это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения стразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия. Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.

Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми. Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической. Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать.

Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала?

Почему нужно петь колыбельные

Пение колыбельных – это важная часть воспитания ребенка. Самые известные колыбельные, например, «баю-баюшки-баю», были придуманы еще в V-VI веке, и мы не случайно поем их детям до сих пор. Они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг. Для каждого возраста существуют свои песни, которые необходимо петь. Напевание таких колыбельных маленькому ребенку и одновременное укачивание его на руках создает основу для правильного психического развития.

Сейчас многие пары подходят к планированию беременности со всей ответственностью: ведут здоровый образ жизни, сдают все анализы, читают книги о здоровье и воспитании будущего ребенка. Включите в эту подготовку и разучивание хотя бы нескольких колыбельных песенок, чтобы петь их малышу. Какими бы простыми они вам ни казались, но в них заключена отработанная веками народная мудрость для правильного становления личности, это очень важно. Пойте эти колыбельные хотя бы до года.

К двум годам, когда ребенок уже хорошо понимает фразовую речь, песни можно подбирать уже более сюжетные, чтобы пока мама поет, он мог в голове представить себе эту картинку.

Говорите с ребенком как можно больше

Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч». Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.

Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами. В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.

Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься.

Как разговаривать с ребенком

 

  1. Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.
  2. Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова.
  3. Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
  4. Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период.
  5. Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.

 

Сад логопедический или обычный?

Итак, ребенок подрос, и пришло время решать, в какое дошкольное учреждение его отвести. В этот момент важно разобраться, есть ли у вашего малыша проблемы с психикой и речью, и какие.

Когда никаких серьезных медицинских проблем у малыша нет, начните с обычного сада. Если в первый год речь не выровняется и не разовьется до нужного уровня, тогда стоит подать заявку на прохождение медико-педагогической комиссии. Она проходит с февраля по июнь. Получить направление можно в детском дошкольном учреждении или позвонить им и записаться на прием. Для прохождения медико-педагогической комиссии необходимо иметь заключение невролога, логопеда, психиатра о состоянии здоровья вашего ребенка.

Если ребенок начал говорить фразовой речью, но не выговаривает определенные звуки, то можно отвести его в обычный сад, в котором есть логопедические группы. Там занимаются с детьми с нормальным психо-речевым развитием, но с неправильными установками самих звуков. Обычно логопед начинает работу с такими ребятами с пяти лет, чтобы к школе выровнять речь и исправить все слабые звуки. В среднем на постановку и закрепление одного звука уходит от трех месяцев.

Одно из частых нарушений у детей 3-3,5 лет – так называемая каша во рту, когда из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры ребенок не может чисто, понятно произносить часть звуков. В этом случае без помощи специалиста не обойтись, лучше обратиться к неврологу для установки точной причины дизартрии и проведения необходимого лечения, если оно нужно, также необходимо посещать специальный логопедический сад. Здесь требуется комплексный подход: одновременная слаженная работа логопеда, невролога и психолога.

Распределением детей в специализированные группы или сады занимается медико-педагогическая комиссия.

И снова повторюсь, значительно проще заниматься профилактикой задержки речевого развития, чтобы те дети, которые могли бы говорить, но из-за недостаточного внимания родителей не начали, не попадали в специальные группы. Для этого важно не просто разговаривать с ребенком, а слышать, о чем он говорит, стараться понять его и реагировать на его слова. Уверяю вас, если вы с детства наладите этот контакт, то он сохранится на всю жизнь, поможет малышу стать хорошим членом семьи, общества, надежной поддержкой и опорой для вас.

Как предотвратить заикание

Бывают случаи, когда ребенок долго не начинает говорить, при этом с ним занимаются, он накапливает большой пассивный запас слов, может в голове составлять фразы. Если запустить у него речевой процесс чрезмерно активно, то он не справится с потоком речи и начнет заикаться. Чаще всего это происходит в 2,5-3 года. Особенно подвержены заиканию дети с тиками (навязчивое моргание, мигание, шмыганье носом и подобное). Если вы замечаете, что в начале речи ребенок начинает запинаться, это сигнал, что нужно обратиться к неврологу, чтобы решить проблему. Из всех навязчивых состояний заикание – самая сложная проблема, на лечение которой могут уйти годы.

Соска и речевое развитие ребенка

Еще один важный аспект профилактики задержки речевого развития – длительное использование сосок и длительное кормление грудью. Я имею в виду ситуацию, когда пустышка или мамина грудь находятся во рту ребенка не для успокоения или кормления, а просто так, в состоянии бодрствования. В этом случае проблема возникает чисто механическая: для того чтобы говорить, рот должен быть свободен, а если рот занят, то говорить невозможно – мешает соска или грудь.

Пустышку можно использовать, когда ребенок засыпает, когда болеет, когда ударился, но во время бодрствования ее нужно убирать. После двух лет от пустышки нужно отказаться полностью. Это поможет избежать проблем с речью и сохранить правильный прикус, что значительно снизит ваши денежные расходы в дальнейшем при лечении ортодонтом некрасивых зубов вашего любимого ребенка.

Это же относится и к материнской груди. Она должно быть источником пищи или средством успокоения, не более того. Безусловно, грудное молоко содержит в себе очень много хороших веществ, но оно нужно ровно до тех пор, пока ребенок не начал есть нормальную человеческую еду. Сосание груди очень важно для формирования психологического общения мамы и ребенка. Но к двум годам ребенок уже хорошо понимает обращенную речь, может и сам говорить, поэтому эта связь только укрепляется и никак не прервется после отлучения ребенка от груди.

Важно с самого начала отучать малыша сосать палец. К 2,5-3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев. Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию. С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным. А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться.

Гаджеты: вред или польза

Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идет о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным. Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем. Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими. Но у маленького ребенка еще нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя. Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие.

В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребенка, приходится от двух до трех гаджетов. При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела. И я согласна с их подходом. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком. Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость.

В глушь, в деревню

Напоследок я хочу посоветовать всем-всем родителям больше времени проводить с детьми на свежем воздухе. Особенно полезно это будет малышам, имеющим проблемы с психо-речевым развитием. Самое лучшее – на несколько недель или даже месяцев уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы от бегущего ручейка, шелеста листьев на деревьях, жужжания пчелки и прочих звуков, где нет городского, механического звука от гудения проводов. Это не только поможет нормализовать сон, подарит спокойствие, но и даст возможность перегруженному информацией мозгу ребенка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.

Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям!

Когда дети начинают говорить: этапы и советы

Когда дети начинают говорить? Это процесс, и он зависит от уникального развития вашего ребенка.

Проще говоря, прежде чем научиться говорить на языке, младенцы экспериментируют со звуками, бормоча и воркуя. После этого они учатся произносить такие слова, как «мама» и «папа», начинают составлять предложения из двух-трех слов, и, прежде чем ты это узнаешь, они ведут с тобой целый разговор.

Но, как мы уже упоминали выше, это всего лишь процесс. В этой статье вы узнаете, каких этапов ожидать и что вы можете сделать, чтобы стимулировать развитие речи вашего ребенка.

Когда дети начинают говорить?

 

Когда ваш ребенок начинает «говорить», воркуя или бормоча, он демонстрирует свои развивающиеся языковые навыки. Конечно, вы можете не иметь ни малейшего представления о том, что они говорят прямо сейчас, но этот разговор в конечном итоге уступит место реальным словам.

Во всей этой детской болтовне есть и социальный аспект. Задолго до того, как ваш ребенок скажет слово, он наблюдает за вами, вашим партнером и всеми вокруг, изучая нормы языка.

С самого рождения дети наблюдают, как мы реагируем на звуки. Они изучают языки и копируют то, как другие вокально взаимодействуют с ними в результате этого.

Поскольку каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, нет определенного возраста, когда дети начинают говорить. Некоторые начнут говорить раньше, чем другие, а некоторым может потребоваться немного больше времени, чтобы освоиться.

Существуют, однако, общие ожидания развития речи ребенка в зависимости от возраста. Давайте взглянем.

Вехи развития речи ребенка

Возраст 2-3 месяца


 

В возрасте двух-трех месяцев ваш ребенок слушает ваш голос, изучает ваше лицо, когда вы говорите, и переключает свое внимание на другие голоса, звуки и музыку в дом. Многим младенцам также нравятся голоса и музыка, которые они слышали в утробе матери.

Младенцы примерно в этом возрасте тоже начинают «ворковать», что представляет собой приятную, мягкую, повторяющуюся напевную вокализацию.

4-6 месяцев

Вздохи вашего ребенка перейдут в бормотание в возрасте от четырех до шести месяцев. Также будут слышны согласные звуки, такие как «г» и «к», и губные звуки, такие как «м», «р», «б» и «ш».

На этом этапе ваш младенец может узнавать свое имя (обычно с четырех с половиной месяцев), но только как основное слово, такое как «Привет!» или «Пока-пока!» Они не поймут, что их имя относится к ним, пока им не исполнится около шести месяцев, самое раннее.

6-7 месяцев


 

Лепесток вашего ребенка станет более похожим на речь, как только он потренируется использовать губы и язык для воспроизведения звуков, что должно произойти в возрасте от шести до семи месяцев.

Хотя может показаться, что ваш ребенок издает случайные звуки, если вы внимательно посмотрите, вы заметите изменения в тоне и интонации, когда он говорит.

Например, их голос может повышаться после череды бормотаний, как будто они задают вопрос, или они могут бормотать себе под нос.

Вы также заметите, что после высказывания того, что у него на уме, ваш ребенок может остановиться, словно ожидая ответа. Это происходит потому, что младенцы узнают, что разговор — это двусторонний обмен, а не монолог.

9 месяцев

В девять месяцев дети могут понимать несколько основных слов, таких как «нет» и «пока-пока». Они также могут начать использовать более широкий диапазон согласных звуков и голосовых тонов.

12–18 месяцев

К концу года большинство детей могут произносить несколько простых слов, таких как «мама» и «папа», и понимать, о чем они говорят. На простые одношаговые просьбы, такие как «Пожалуйста, положи это», на них отвечают или, по крайней мере, понимают, если не подчиняются.

18 месяцев

В этом возрасте дети могут произнести несколько элементарных фраз и указать на людей, предметы и части тела, о которых вы упомянули.

Они также могут повторять слова или звуки, которые они слышат от вас, например, последнее слово в предложении. Однако они часто опускают окончания или начала слов. Например, они могут сказать «ну-ну» вместо «лапша» или «галка» вместо «собака». такие фразы, как «Мама, пока-пока» или «Мое молоко». Кроме того, они узнают, что слова могут относиться не только к объектам, например «чашка», .»

3 года

К трем годам словарный запас вашего ребенка значительно расширился, а воображаемые игры помогли ему понять символические и абстрактные слова, такие как «сейчас», чувства, такие как «грусть», и пространственные понятия, такие как «внутри».

4-5 лет

К этому возрасту ваш ребенок должен уметь вести дискуссии со взрослыми, использовать прилагательные в полных предложениях, шутить и задавать вопросы с хорошей интонацией. К шести годам у большинства детей выразительный словарный запас составляет около 2500 слов.

В этом возрасте ваш малыш понимает около 14 000 слов. Они также могут передавать сложные эмоции, такие как беспокойство и мечты, выражать благодарность и использовать слова, чтобы вызвать реакцию у других.

Теперь, когда вы понимаете, какие этапы развития речи предстоит пройти вашему ребенку, давайте обсудим, как вы можете помочь ему на этом пути.

Когда дети начинают говорить: 6 советов

1) Сосредоточьтесь на именах, а не на местоимениях

 

Вашему ребенку может потребоваться некоторое время, чтобы понять местоимения и то, кого он должен называть своим именем. Поэтому вместо того, чтобы сосредотачиваться на местоимениях, старайтесь называть человека, о котором вы говорите, когда это возможно.

Например, «Это мамина ручка» или «Вот велосипед Тимоти» ребенку проще понять, чем сказать «Это моя ручка» или «Вот твой велосипед».

2) Пойте рифмованные песенки

Детские стишки и песенки обучают вашего ребенка важным языковым навыкам с помощью простых стишков и повторений. Есть причина, по которой чтение книг младенцам и пение им песен является освященной веками традицией.

3) Читать вслух

Маленькие дети, которые испытывают много радостных и успокаивающих переживаний, когда кто-то читает им вслух, вырастают и становятся постоянными читателями.

Помимо чтения ребенку, не забывайте говорить с ним о повседневных вещах, которые он видит или испытывает.

Например, когда вы готовите для своего ребенка и кормите его, говорите с ним о том, что вы делаете. Вы можете сказать что-то вроде: «Я приготовлю для тебя морковь на пару. Я знаю, что ты любишь морковь». Это поможет вашему ребенку связать вашу речь с этими вещами и переживаниями.

4) Поощряйте подражание

Дети ценят то, что говорят их родители. Когда родители общаются со своими детьми, это способствует развитию их речи.

Чем больше вы общаетесь с ними «детским лепетом», используя короткие, простые, но правильные термины, например, «собака», когда они говорят «галка», тем больше они будут хотеть общаться.

5) Произнесение слов

Ребенок не учится произносить звук «гра» языком и задней частью рта. Эти коммуникативные способности должны быть приобретены с течением времени.

Медленное произнесение и артикуляция множества звуков, составляющих определенные фразы, например, «грррр-аандд-ммааа» для «бабушки», поможет вам научить ребенка говорить.

6) Повторение

Повторение слов дважды, повторение одних и тех же песен снова и снова, указание на один и тот же цветочный горшок каждый раз, когда вы проходите мимо него на улице, и т. д. — все это повторение, как бы скучно оно ни казалось вам, невероятно интересно вашему ребенку.

Повторение необходимо и важно, потому что оно помогает укрепить растущее понимание того, как конкретный звук связан с конкретной вещью — другими словами, что на самом деле означают отдельные слова.

Когда нужно увидеть доктора

Обязательно обратитесь к врачу, если вы обнаружите у ребенка любой из следующих симптомов:

  • В возрасте от 4 до 7 месяцев лепет отсутствует.
  • К двенадцати месяцам он или она издает лишь несколько звуков или движений.
  • В возрасте от 12 до 15 месяцев они не произносят простые слова, такие как «ма-ма» или «да-да».
  • К 18 месяцам он или она не понимает простых фраз, таких как «нет» или «стоп».

Иногда это может указывать на то, что что-то не так. Вот некоторые вещи, которые ваш педиатр будет искать:

Потеря или нарушения слуха

Потеря или нарушения слуха могут начаться при рождении или развиться позже, в детстве или дошкольном возрасте. Сообщите своему педиатру, если у вас есть семейная история потери слуха.

Детям с нарушениями слуха может быть сложно научиться говорить. Ваш врач может справиться с легкой потерей слуха, вызванной, например, скоплением жидкости во внутреннем ухе, или направить вас к ЛОРу (специалисту по уху, носу и горлу).

Языковые задержки

По данным Американской академии педиатрии, примерно каждый пятый ребенок имеет языковые трудности (AAP). Эта задержка иногда может быть незначительной и может быть решена с немного большим вниманием со стороны родителя или опекуна.

Работа с логопедом может быть полезной в других обстоятельствах.

Расстройство аутистического спектра

Аутизм — это расстройство спектра (иногда известное как расстройство аутистического спектра или РАС), которое может вызывать социальные и языковые нарушения.

Позвоните своему педиатру, если ваш ребенок не отзывается на свое имя в возрасте девяти месяцев или не смотрит вам в глаза, когда вы с ним разговариваете. Как правило, чем раньше вы обнаружите задержку речи, тем быстрее сможете ее исправить.

Да начнётся разговор!

Трудно ответить на вопрос: «Когда дети начинают говорить?» потому что язык развивается поэтапно.

Не забывайте сосредотачиваться на именах, пойте песни, которые рифмуются, и читайте им вслух. Кроме того, поощряйте подражание, произносите свои слова и повторяйте, повторяйте, повторяйте.

Интересуетесь ли вы развитием речи или другими вехами, Newton Baby поможет вам. Посетите наш блог, чтобы узнать обо всем, от расписания сна до безопасности кроватки и о том, почему материал матраса вашего ребенка имеет значение.

Прежде чем вы это узнаете, вы будете готовиться к следующему большому этапу в жизни вашего малыша!

Общение и разговор: младенцы и дети младшего возраста

Общение и разговор: чего ожидать в раннем возрасте

Младенцы рождаются готовыми к общению с вами.

Новорожденные общаются плачем. Так они сообщают вам, что голодны, чувствуют себя некомфортно, испытывают боль или нуждаются в утешении. Иногда дети плачут без видимой причины.

В течение первых 3 месяцев младенцы начинают использовать свой голос и тело для общения. Например, они будут улыбаться, смеяться, издавать воркующие звуки и двигать руками и ногами, когда они заинтересованы или взволнованы.

Примерно через 3 месяца вы увидите и услышите, как начинает развиваться детский язык. Это происходит, когда вы и ваш ребенок устанавливаете зрительный контакт, взаимодействуете и по очереди, как если бы вы разговаривали.

Примерно через 9 месяцев ваш ребенок даст вам понять, что он чем-то интересуется, глядя, указывая, касаясь и хватая.

Примерно к 12 месяцам ваш ребенок, вероятно, поймет названия вещей, которые он видит или часто использует, например, «чашка», «кукла» или «пальчик».

По мере развития речи вашего малыша в возрасте от 1 до 2 лет вы и ваш ребенок можете начать простые разговоры. Например, они могут обратить ваше внимание на что-то и сказать: «Это?» («Что это?»)

При развитии речи в возрасте 2-3 лет дети начинают использовать слова, чтобы просить о знакомых вещах, таких как еда и игрушки. Они также используют слова, чтобы комментировать вещи, которые их интересуют. Примерно к 3 годам дети могут задавать простые вопросы и отвечать на них, а также следовать простым инструкциям. Они могут начать соединять предложения, используя такие слова, как «и».

Вы можете реагировать на общение вашего ребенка по-разному: нежно разговаривая и напевая, болтая в чате в течение дня и наслаждаясь двусторонним общением на темы, которые интересуют вашего ребенка. Когда вы отвечаете таким образом, вы побуждаете ребенка продолжать общение, что помогает ему выучить язык. Вы также укрепляете свои отношения с ребенком, что хорошо для его общего обучения, развития и уверенности в себе.

Как разговаривать и общаться с младенцами и детьми ясельного возраста

Много разговаривайте с ребенком
Дети учатся говорить, когда родители и опекуны много с ними разговаривают. Вам не нужно выделять специальное время для разговора. Любые разговоры полезны для вашего ребенка . Это включает в себя разговоры, когда вы одеваете или купаете своего ребенка, разговоры во время игры, пение песен и детских стишков, а также чтение.

Когда дети слышат много разных слов, они, скорее всего, сами выучат, поймут и используют множество разных слов.

Настройтесь и ответьте
То, как вы разговариваете с ребенком, важно для того, чтобы помочь ему выучить язык.

Все дело в том, что отвечает вашему ребенку , когда он проявляет интерес к чему-либо. Это начинается с того, что вы настраиваетесь на то, что интересует вашего ребенка или что он пытается вам сказать, а затем говорите ему что-то об этом. Хорошо оставить паузу после того, как вы ответили своему ребенку. Это даст ребенку время обдумать то, что вы сказали, и отреагировать по-своему.

Например, если ваш ребенок указывает на дерево, вы можете сказать: «Это очень большое, огромное дерево, не так ли?» Затем подождите. Ваш ребенок может показывать пальцем, лепетать, визжать или говорить слова. Затем вы можете снова ответить, сказав что-то вроде: «Интересно, какие животные живут на этом дереве? Может быть, опоссумы?»

Замечая и реагируя, ожидая, а затем снова реагируя, вы поддерживаете взаимодействие и помогаете вашему ребенку научиться разговаривать.

Обращайте внимание на сигналы вашего ребенка
Иногда вы можете обнаружить, что ваш ребенок не отвечает, даже если вы оставляете паузу после того, как что-то сказали. Это нормально, потому что младенцы и малыши тоже любят тихие времена.

Если вы обращаете внимание на своего ребенка, его интерес и ответы будут определять ваше общение. Например, если ваш ребенок начинает выглядеть уставшим, беспокойным или сварливым, прекратите болтать. Вы можете попробовать еще раз в другой раз.

Темперамент вашего ребенка также может влиять на то, как много и как часто он хочет общаться с вами. Некоторые дети от природы более общительны, а другие более тихие.

Напевный голос, который некоторые взрослые используют при общении с младенцами, называется «речью, обращенной к ребенку» или «парентезом». Это звучит примерно так: «Helloooo babbeeeee, who is liddle baaabeeee?» Это может также включать «детские слова», такие как «bikkie» или «birdie». Этот вид разговора помогает вашему ребенку обращать внимание на ваше лицо и голос, а также слушать звуки, из которых состоит речь.

Советы по общению и разговору младенцев и малышей

Вы можете разговаривать с детьми с рождения.

Вот идеи на разговаривайте и общайтесь с вашим ребенком даже до того, как он сможет ответить:

  • Ищите моменты, когда ваш ребенок бодрствует, потому что именно в это время он будет наиболее заинтересован в общении.
  • Реагируйте на попытки вашего ребенка общаться. Например, если ваш ребенок устанавливает с вами зрительный контакт, улыбается или тянется к вам, вы можете отреагировать на него энтузиазмом, теплотой и ободрением.
  • Если ваш ребенок показывает пальцем или машет рукой, расскажите о том, на что он указывает или машет рукой. Хвалите ребенка, если он машет рукой, а затем машет в ответ.
  • Используйте свой тон голоса, чтобы сделать ваш разговор интересным и увлекательным. Много выражений лица тоже хорошо.
  • Пойте песни и стишки в машине, в ванне, перед сном — даже если это фальшиво. Пение на втором языке — это весело и помогает вашему ребенку учиться.
  • Читайте книги и рассказывайте истории каждый день, если можете. Вы можете говорить о картинках в книгах, вслух размышлять о том, что может произойти дальше, или придумывать свои собственные истории, связанные с картинками. Если ваш ребенок проявляет интерес к чему-то на странице, можно говорить об этом столько, сколько он хочет.

По мере того, как ваш ребенок учится говорить, эти идеи могут формировать его язык и уверенность в качестве собеседника:

  • Дайте вашему ребенку время, чтобы найти слова для своих идей, и действительно слушайте, когда он говорит. Например, позвольте ребенку закончить то, что он говорит, прежде чем вы начнете говорить. Это посылает сигнал о том, что то, что говорит ваш ребенок, имеет значение.
  • Если вы используете сложные слова, объясните и дополните их, используя описательные слова. Например: «Мы идем к педиатру — это особый врач, который знает все о младенцах и детях».
  • Поговорите с ребенком о вещах, которые ему интересны, например, о том, чем сегодня может заниматься дедушка, о том, что вы вместе прочитали, или о том, что происходит на улице.
  • Расскажите о своем опыте, например: «Сегодня солнечно. Но помните, как мы промокли вчера по дороге домой? Твои носки промокли!»
  • Играйте в игры и выполняйте задания, которые помогут вашему ребенку выучить новые слова в увлекательной игровой форме. Например, вы можете играть в «Угадай животное» или искать слова, когда идете в парк или в магазины.

Главное, создать теплые и любящие чувства между вами и вашим малышом. Вы можете использовать простые, приятные взаимодействия, а также игровые идеи, чтобы побудить ребенка говорить, и игровые идеи, чтобы поощрить разговор малыша.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts