Процесс социализации личности
1.11.2014
Традиционно процесс развития личности в отечественной психологии принято рассматривать в теснейшей связи с социализацией и воспитанием человека.
Социализация личности — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
В общем понимании социализация есть процесс присвоения социального, т. е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности. Понятие «социальное» имеет в истории психологии минимум три трактовки: как общечеловеческое, как общественное, как коллективное. В понятие же «социализация» заложено определенное измерение-отношение: личность и социальная среда. Сущность процесса определяется тем, что стоит за этими отношениями.
Понятие социализации было введено в 1940-е гг.
- Адаптация или приспособление (Б. Скинер, Э. Торндайк, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, П. П. Блонский). Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности.
- Другая трактовка социализации центрирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация — перенесение вовнутрь, в сознание, Я-концепцию личности норм, требований, ценностей и т. д. общества (Э. Дюркгейм). Человек в данном случае выступает как объект воздействия для общества. Вместе с тем в этот процесс также входит и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта, полагают А. Бандура, Б. Бернштейн, Ф. О. Джиринг.
- Еще в одной трактовке понимания процесса социализации подчеркивается, с одной стороны, историчность и изменчивость среды существования, с другой — процесс социализации приобретает экзистенциальный смысл и рассматривается в рамках целостного существования человека, его способа бытия. Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъектный, а отношения «личность — общество» рассматриваются как взаимопроникновение (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов).
В настоящее время в отечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двухсторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Тогда понятной становится формула современного понимания развития личности: «Изменяющаяся личность в изменяющемся мире».
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с формированием обобщенного образа действительности, но это нечто большее, чем простое когнитивное образование. Характер же вторичной определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Вторичная социализация включает в себя и поведенческий компонент.
Степень, уровень, особенности социализации являются определяющими моментами в характеристике личности. Процесс социализации осуществляется в семье, социальных институтах общества, а также в различных неформальных объединениях. Вместе с тем социализация не может рассматриваться как механистическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта, отмечает А. А. Реан. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности выносят из сложившихся ситуаций различный социальный опыт, что является основой для развития другого процесса — индивидуализации. На этом положении, по мнению А. А. Реана, основывается единство двух противоположных процессов — социализации и индивидуализации.
Б. Ф. Ломов полагает, что в развитии личности диалектически сочетаются два процесса. С одной стороны, личность все более полно включается в систему общественных отношений; ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его дела, делает своим достоянием. Это развитие личности и есть ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Один из признаков данного процесса состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир.
Таким образом, при рассмотрении проблемы развития личности возникают противоречия, связанные с соотношением социализации и индивидуализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Именно в процессе социализации человек обретает свою истинную индивидуальность. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Обосновывая три грани социализации личности, А.
По К. Юнгу, каждому индивидууму свойственно стремление к индивидуализации или к саморазвитию. Индивидуализация — это процесс «становления собой» или самореализации, процесс, означающий потребность быть «единым», «однородным» существом.
Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.
Самореализация — это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также со-деятельности с другими людьми.
Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация». Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм в своих концепциях опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ разноплановых работ показал, что самореализация может рассматриваться как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог.
В общем виде самореализация как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека.
Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.Процесс осознания человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути является важным элементом его личностной зрелости. Включение человека именно в те сферы жизнедеятельности, для которых он обладает необходимыми задатками, предполагает хорошую обучаемость, успешность, превышающую средний уровень. Ошибочность избранного направления жизни становится выраженной во взрослом возрасте.
Ключевые слова: Социализация, Личность
Источник: Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Материалы по теме |
---|
Что такое социализация личности? Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999 |
Когнитивная и социальная зрелость личности Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012 |
Психологические аспекты социализации личности Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов… |
Факторы социализации и формирования личности Сластенин В.А. — «Педагогика» |
Формирование личности и ее социализация в обществе Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр…. |
Социальная зрелость личности Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера… |
Социализация личности: понятие и основные факторы Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с. |
Внимание и личность. Развитие внимания Штейнмец А.Э., Общая психология |
Социализация личности: коротко о главном
Социализация личности – процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе. Если поведение животных обусловлено инстинктами, то человеку для нормальной жизнедеятельности необходима социализация.
На онлайн-программе «Самопознание» вы сможете узнать свои особенности, сильные и слабые стороны и скорректировать вектор своего развития.
Типы и фазы социализации
Есть два базовых типа социализации:
- Первичная социализация. Это период социализации от рождения до формирования зрелой личности. Она имеет исключительную важность, т.к. является фундаментом для дельнейшей социализации личности. Главный источник первичной социализации – семья. Ребёнок перенимает паттерны поведения своих родителей, их мировоззренческие установки и т. д. Первое представление о поведении в обществе закладывается именно семьёй. Также важными источниками первичной социализации являются друзья и школа. Человек в любом возрасте зависит от влияния среды, а в детстве это проявляется особенно сильно. Индивид ещё долго может следовать тем правилам и нормам, которые он усвоил в детском возрасте.
- Вторичная социализация. Это некое перерождение в социальном плане. Человек избавляется от некоторых старых моделей поведения и мировоззренческих установок, формирует новые. Этот процесс происходит в течение всей жизни.
Также выделяют дополнительные типы социализации:
- Групповая – социализация внутри конкретной группы, например, в компании друзей.
- Гендерная – усвоение специфических социальных знаний и навыков мужского или женского пола.
- Досрочная – социализация, которая не соответствует текущему уровню развития индивида. Проще говоря, это «репетиция» будущих социальных ролей.
- Организационная – приобретение знаний и навыков, необходимых для исполнения своей организационной функции. Это, например, знакомство с корпоративными правилами и нормами взаимодействия между коллегами.
Что же касается фаз, то основные фазы социализации личности таковы:
- Первая фаза – усвоение ценностей и норм социальной среды, в которой находится индивид. Человек стремится соответствовать обществу.
- На второй фазе проходит процесс самоактуализации и персонализации. Человек пытается каким-либо способом воздействовать на других людей.
- На третьей фазе человек интегрируется в определённую социальную группу, где он получает возможность раскрыть свои способности и проявить их.
Кроме того, в процессе социализации человек проходит еще и несколько стадий.
Агенты социализации
Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:
- Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
- Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
- Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.
Стадии процесса социализация личности по Эриксону
Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:
1 | Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка. |
2 | Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности. |
3 | Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем. |
4 | Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности. |
5 | Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание |
6 | Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным. |
7 | Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми. |
6 | Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него. |
Конечно же, данная тема намного шире и интереснее, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.
Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Социальная установка
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Социализация, или Как стать человеком, а не Маугли
- Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
- Критерии личности
- «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
- Виды и формы образования: краткий ликбез
- Социальные группы: признаки, виды, функции
- Теория психосоциального развития
- Формирование самосознания
Ключевые слова:1Самопознание
Особенности перманентной социализации
Первичная социализация и вторичная — что это такое
Человеческая жизнь переменчива. Социализация личности, взяв своё начало в одном жизненном окружении, может продолжаться и протекать в изменившихся условиях. Переезд в другой город, страну, смена профессии или новый коллектив – всё это влияет на дальнейшее развитие социализации.
Внимание! Способность индивида адаптироваться в постоянно изменяющихся социальных условиях называется перманентной социализацией.
Она носит естественный характер, если жизнь меняется планомерно и размеренно. Но во время революционных перемен, когда рушится один социальный строй, и возникает другой, многие граждане не могут перешагнуть новые рубежи и свыкнуться с новыми устоями. Это не только выбивает их из понятной жизненной колеи, но и выбрасывает на обочину жизни, нанося непоправимые моральные травмы.
Пример – это воины-интернационалисты. Исполняя свой интернациональный долг в Афганистане, они вернулись с войны в совершенно другую страну. Рыночные отношения, развал экономики, разгул преступности настолько отличались от того, что они «защищали», теряя жизни и здоровье, что многие так и не смогли морально оправиться. Жилья – нет, работы – нет, а на жалобы и вопросы чиновники от новой власти отвечали: «Мы вас туда не посылали!». Не все боевые офицеры смогли переступить через честь и совесть и выбрать один из вариантов: уйти в бизнес или примкнуть к той или иной преступной группировке.
Семейная социализация
В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:
- Состава и структуры семьи.
- Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
- Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.
Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 2003.
2. Социализация личности в обществе [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti. html
3. Этапы и механизмы социализации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/mehanizmy-socializacii.html
4.Структура направленности личности [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://studopedia.net/10_49037_struktura-napravlennosti-lichnosti.html
5.Социализация личности. Этапы социализации личности [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.edu-psycho.ru/socializaciya-lichnosti.html
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Размер: 31.28K
Скачано: 92
02.04.15 в 17:58 Автор:semina1996
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно
, а нам
приятно
).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Гендерная социализация
Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.
Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.
Досрочная социализация
В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.
Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.
Этапы социализации
Стадии социализации можно выделить в зависимости от возраста:
- Детский период – время становления человеческого “Я”. Ошибки и нарушения на этом этапе часто имеют необратимые последствия для личности. По оценкам науки, 70% навыков, знаний, стереотипов поведения, особенности характера закладывается в это время.
- Подростковый период. Характеризуется физиологической перестройкой организма, влекущей за собой сильные психологические изменения. Молодые люди больше обращают внимание на свой внешний вид и место среди ровесников, становятся перед выбором профессии.
- Взрослый этап – время самореализации человека. Усиливаются связи с выбранной социальной группой, межличностное общение становится более тесным, происходит выбор супруга, накопленный жизненный опыт передается детям.
- Для периода жизни после 50 лет и старости свойственны принятие своей жизни, полного осознания своего “Я”. Происходит постепенное угасание физической и ментальной активности.
Похожие работы
- Социализация как фактор развития личности: стадии, способы и средства
- Социализация как фактор развития личности: социальная динамика
- Социализация как фактор развития личности: стадии, способы
- Социализация как фактор развития личности: определение понятия
- Социализация как фактор развития личности: понятие личность
- Социализация как фактор развития личности: понятие и сущность
- Социализация как фактор развития личности: становление личности
- Социализация как фактор развития личности: способы и средства
- Социализация как фактор развития личности: институты социализации
- Социализация как фактор развития личности: личность и социальная среда
- Социализация как фактор развития личности
- Социализация как фактор развития личности
- Социализация как фактор развития личности: процессы социализации
- Социализация как фактор развития личности: социальная среда
- Личность и политика: факторы политического поведения
- Личность и политика: типы личностей в политике
- Социализация как фактор развития личности: стадия и способы
- Социализация как фактор развития личности: средства социализации
- Социализация как фактор развития личности: сущность и содержание
- Социализация как фактор развития личности: процесс формирования
📖 Социализация личности[69].
А. А. Реан, Раздел V. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ. Психология личности в трудах отечественных психологов. Куликов Л. B. Страница 50. Читать онлайн…
Человек существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов социализации и индивидуализации.
Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.
Как в этой связи соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер, а в неформальных объединениях наоборот. Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых (особенно по общественным и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя или воспитателя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может быть как позитивным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным, то есть противоречащим поставленным целям.
Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман) представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление (Б. Г. Ананьев), в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.
Социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными людьми, имеют далеко не одинаковые последствия. Соответственно и социальный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как незначимое. Исходя из таких предпосылок, невозможно построить подлинную психологию личности. Нельзя не учитывать того, что человек это прежде всего субъект социального развития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. В данном контексте наиболее продуктивна идея, согласно которой индивид социален изначально и потому способен развиваться в самых разнообразных направлениях, а не только от общественного к индивидуальному. Стремясь избежать крайностей, мы хотели бы подчеркнуть, что дальнейшее становление этого подхода в психологии не предполагает полного отказа от концепции развития личности в процессе социализации.
Если рассматривать социальность как врожденное свойство индивида, то и процесс социальной адаптации следует определить как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Хотя, возможно, именно здесь будет уместно заметить, что всякому процессу развития присуща внутренняя динамика приобретений и потерь.
Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И процесс этот не прерывается на протяжении всего онтогенеза человека. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной». Возможно, кто-то увидит в этом основу для пессимизма, ставящего под сомнение достижение совершенства. Нам же представляется, что здесь больше заложено позитивных тенденций, ибо отмеченную незавершенность и неполноту развития можно проинтерпретировать как свидетельство бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.
| Социализация Вернуться к оглавлению
Ссылки на этой странице:
Каждый день в общество вторгаются сотни тысяч дикарей, (в Только в Америке мы имеем дело с почти 10 000 таких «дикарей». ежедневно). Кто эти люди? Младенцы. (Пищеварительный тракт с много шума с одной стороны и полная безответственность с другой (Бирштедт)). Дилемма, с которой сталкиваются все общества, заключается в том, как превратить этих дикарей в внимательный , независимый , моральный человек. Как Выполняет ли общество эту грандиозную задачу? (Не всегда удачно, конечно) — через процесс мы называем социализацией . Социализация
Определено: «Социализация» определяется как процесс, посредством которого мы приобретаем наши социальные идентичности и усвоить ценности, нормы, статусы и роли социальный мир. [Шефер: «Социализация — это процесс, посредством которого люди учатся отношения, ценности и действия, соответствующие индивидуумам как членам определенной культуры» (стр. 58). Другое слово для обучения — «усваивать». Для социологов социальная мир вокруг нас реален — так же реален, как и любой физический объект в окружающей среде. (Это вытекает из Дюркгейма и его правил социологического метода , где он определил социальные факты как реальные сущности, подлежащие изучению). В учебнике подчеркивается, что процесс социализации происходит через
взаимодействие (стр. 58). — Но мы социализируемся без социального взаимодействия,
(как определяется термин). Примеры: книги, радио, телевидение — последние
особенно. Влияние насилия на телевидении на поведение детей? Типы социализации: Первичный — в первые годы жизни. Преподавание языка и другие когнитивные навыки. Предвосхищение — обучение, направленное на будущее роли. Колледж, торговая школа, юридическая школа, медицинская школа. Социализация развития — новое обучение добавляется и смешивается со старым в относительно гладком и непрерывном процессе развития. Обратная социализация — молодое поколение передает знания
к старшему поколению. Это происходит в основном в индустриальных обществах, где
темпы технологических изменений очень быстрые, хороший пример — дети
обучение родителей работе с компьютером. Вот еще несколько примеров:
Ресоциализация — подразумевает резкий разрыв с прошлым.
Армия — хороший пример. — «Офицер и джентльмен» — военный,
тюрьмы, религиозные культы и т.д. Некоторые ключевые особенности социализации: Социализация заметно различается от общества к обществу с отношение к тому, кем люди становятся, потому что ценности и нормы совсем другие. Пример:
Социализация также может различаться в зависимости от региона— как вы это называете «Война Великого восстания» или «Война за независимость Юга». против северной агрессии», например. Социализация — это непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Он никогда не останавливается. (Но большинство исследований указывает на то, что социализация, происходящая во время младенчество и детство важнее всего). Социализация — критический процесс. Она позволяет обществу воспроизводить себя как в социальном, так и в биологическом отношении. Это то, что позволяет Соединенным Государства, например, должны передаваться из поколения в поколение. Если нам не удалось социализировать наших детей, чтобы они приняли наши ценности, верования, нормы, институты, обычаи, роли и т. д., наша нация и принципы, стоящие за ним, быстро исчезнут. Во многом наиболее важным то, что мы будем делать в нашей жизни, будет социализировать наших детей. Социализация — это процесс, посредством которого мы развиваем нашу собственную личность. личностей: Наши когнитивные убеждения, восприятия, интеллектуальные концепции
того, как устроен мир.
Не путайте это с вопросом о свободе воли, оба взгляды могут быть детерминистскими. (Мы можем быть заперты в модели поведения так же эффективно через социализацию, как мы можем быть через генетическую макияж, мириться). Что влияет на то, кем или чем мы становимся? (Мы уже говорили кое-что об этом, когда мы говорили о культуре). Ключевой вопрос: «Что важнее в определении того, что мы становимся: природа (наследственность) или воспитание (окружающая среда)? Этот вопрос имеет решающее значение из-за социально-политических результатов, которые он принесет. Позиция общества по этому вопросу определяет степень свободы, предоставленной его гражданам. Например, если люди у власти придерживаются наследственных взглядов, подразумевается, что одни классы выше или ниже других генетически. (Общество может попытаться исправить это радикальными мерами. таких как истребление или принудительная стерилизация, или может просто ограничивать возможность, закрывая образование и определенные рабочие места для тех, кто считался быть неполноценным). Смысл этого «природного» аргумента, заключается в том, что общество мало что может сделать, чтобы помочь этим обездоленным людям. меры, направленные на то, чтобы держать их подальше от более «способных» членов общества? Преимущество, позитивные действия и подобные программы являются, согласно этой точке зрения, пустой тратой денег, которые можно было бы потратить с большей пользой в другом месте.
Это упрощенное представление! Мы никого не можем научить быть профессионалом
бейсболист, квотербек; и большинство людей не могут стать врачами, ядерными
физики или фотомодели. Природа, как мы уже говорили, устанавливает пределы
кем мы можем стать, а воспитание (общество) определяет, какие потенциалы
мы можем использовать — общество придает определенные значения определенным навыкам. Мы продукт
сложного взаимодействия природы и воспитания. Вот некоторые примеры:
Измерение влияния биологии
против окружающей среды: Исследования однояйцевых близнецов: Генетически одинаковые, но выращены в отдельной среде. (Социобиологи указывают на многие сходство между такими близнецами). Недавнее исследование однояйцевых близнецов показало некоторые поразительные сходства — когда два брата, которые были разлучены в рождения были женаты; на ком они были женаты; увлечения; и т.д. Но они также также выявил некоторые интересные отличия. Так что вопрос еще неустроенный. Культура и социальная среда произвели некоторые значительные различия. Шефер отмечает, что однояйцевые близнецы разлучены при рождении но выращенные в похожей среде, удивительно похожи, однако те, выращенные в очень разных условиях, показывают заметные различия. Порядок рождения в семьях: Братья и сестры генетически схожи, но они становятся совсем другими людьми. Было показано, что положение в семья (порядок рождения) может определять черты личности. Самый старый: властный, одержимый чувством вины, успешный; Средние: хорошие манипуляторы, переговорщики, править младшими братьями и сестрами; борьба со старшими братьями и сестрами за влияние и внимание; Младший: избалованный, авантюрный, непринужденный Изоляция; Всего институтов и формирования личности: Исследования на животных:
Символическое взаимодействие; (сосредоточено на взаимодействии людей в повседневной жизни). Люди взаимодействуют, общаясь друг с другом с помощью символы, имеющие общие значения. Дело в том, что эти общие символы позволяют взаимодействие и общение и делают возможной социализацию. Животные общаться, но только у нас, людей, есть язык. Чарльз Хортон Кули (1864-1929): Кули разработал концепцию «Зеркала ». self «- наш образ самих себя может возникнуть только в результате нашего взаимодействия внутри общества. Не может быть «я», пока не будет «они». «они» это все люди в обществе, в котором мы живем. сначала они наши родители, семья и другие основные группы. Позже «они» становятся нашими учителя, сверстники, работодатели, пасторы и т. д. Мы представляем, как нас видят другие. Мы сами всегда являемся результатом
как мы смотрим на других. Мы постепенно создаем образ себя из
представления о том, что они думают о нас — «зазеркалье».
Еще один символический интеракционист, философ и социальный психолог) Мид сказал, что самость состоит из двух частей: « I » и « me ». Мид утверждал, что «я» объясняет сходство между людьми, в то время как «Я» объясняет различия между людьми.
Референтные группы: Это группы людей, имеющих значимое значение.
в развитии себя.
Психология фокусируется на личности, и поэтому многое из того, что следует рассматривает внутренние процессы в уме, поскольку они влияют на социализацию. Однако дисциплина психология не игнорирует внешние факторы. в процессе социализации. Фактически. там целая школа, «социальная психологии», которая безрезультатно смешала дисциплины социологии и психология. Психоаналитическая теория: Зигмунд Фрейд (1856-1938): В отличие от Кули и Мида которые рассматривали социализацию как процесс, который постепенно приводит общество и человека в соответствие или гармонию друг с другом, Фрейд видел общество и личность как находящаяся в постоянном конфликте. Он не видел человека социальный продукт, как Кули и Мид, но его интересовали ограничения которое общество возлагало на естественные побуждения людей. По Фрейду, социализация был навязан человеку, и человек пытался сопротивляться правилам общества на протяжении всей своей жизни. Компоненты личности Фрейда: Для Фрейда младенец был; эгоцентричный; всегда ищет личное удовольствие; агрессивный; аморальный; эгоцентричный. Далее он утверждал, что личность состоит из трех компонентов; ид, эго и суперэго .
Теория психосексуального развития: Фрейд предположил, что дети проходят несколько стадий по мере вырос. Было важно, чтобы они успешно прошли каждый из этих этапов… в противном случае они столкнутся с трудностями в дальнейшей жизни. Конкретный Проблема во взрослой личности может быть прослежена до стадии развития в которых ребенок был «разочарован». Вот несколько очень упрощенных Примеры:
Восемь этапов жизни Эрика Эриксона: Эриксон, психолог, был одним из учеников Фрейда. Он расширил и объединил теории Фрейда, а также теории Кули и Мида. Он был одним из первых, кто написал о социализации, как она происходит во всем жизнь. Эриксон выделил восемь стадий развития человека. Каждый этап вызывает физиологические изменения и новые социальные ситуации. Человек должна адаптироваться к этим изменениям и переживает кризис на каждом этапе. Теория Эриксона уделяет большое внимание ранним стадиям жизни. с I по IV (от 0 до 11 лет), потому что они подготовили почву для остальных своей жизни. Однако он утверждает, что у нас есть много шансов изменить нашу жизнь и что пагубные последствия одного этапа могут быть компенсированы корректировками на более поздних этапах.
Жан Пиаже разработал и сформулировал весьма уважаемую и влиятельную теория познавательного развития. Что мы подразумеваем под «познавательным»? познавательный Способности — это интеллектуальные способности (восприятие, запоминание, рассуждение, рассчитывая, полагая). Особое внимание уделяется внутренним процессам разум по мере его созревания посредством взаимодействия с социальной средой. Пиаже показал, что человек постепенно проходит ряд стадий познавательного развития. (Одним из способов, которым он это делал, было изучение детей играть в игры и посмотреть, как развивались правила). Было четыре стадии к его модели:
Их много:
|
Теория первичной социализации. Роль личностных черт в этиологии наркомании и девиантности. II
. 1998 г., май; 33(6):1337-66.
дои: 10.3109/1082608980
20.Э Р Оттинг 1 , Дж. Л. Деффенбахер, Дж. Ф. Доннермейер
Принадлежности
принадлежность
- 1 Трехэтнический центр профилактических исследований, Университет штата Колорадо, Форт-Коллинз, США. [email protected]
- PMID: 9603274
- DOI: 10.3109/108260898020
ER Oetting et al. Неправильное использование Subst. 1998 май.
. 1998 г., май; 33(6):1337-66.
дои: 10. 3109/1082608980
20.Авторы
Э Р Оттинг 1 , Дж. Л. Деффенбахер, Дж. Ф. Доннермейер
принадлежность
- 1 Трехэтнический центр профилактических исследований, Университет штата Колорадо, Форт-Коллинз, США. [email protected]
- PMID: 9603274
- DOI: 10.3109/108260898020
Абстрактный
Теория первичной социализации предполагает, что употребление наркотиков и девиантное поведение возникают в результате взаимодействия с первичными источниками социализации — семьей, школой и группами сверстников. Теория также постулирует, что личные характеристики и черты личности человека не имеют прямого отношения к употреблению наркотиков и отклонениям, но почти во всех случаях влияют на эти результаты только тогда, когда они влияют на взаимодействие между человеком и первичными источниками социализации. Интерпретация результатов исследования с точки зрения теории первичной социализации предполагает следующее: 1) такие характеристики, как депрессия, тревога и низкая самооценка, связаны с употреблением наркотиков и девиантностью только тогда, когда они оказывают сильное влияние на процесс первичной социализации; т. е. среди детей младшего возраста; 2) такие черты, как гнев, агрессия и поиск острых ощущений, связаны с употреблением наркотиков и отклонениями, поскольку эти черты с большей вероятностью влияют на первичный процесс социализации в любом возрасте; 3) психопатологии, которые в наименьшей степени препятствуют установлению связи с источниками просоциальной социализации, тревогами и большинством аффективных расстройств, реже имеют коморбидную наркотическую зависимость; и 4) Психопатологии, такие как оппозиционное расстройство, расстройство поведения, синдром дефицита внимания и антисоциальная личность, с большей вероятностью мешают первичной социализации, и литература показывает, что эти синдромы также, скорее всего, имеют двойной диагноз с наркозависимостью.
Похожие статьи
Сети сверстников и поиск ощущений: некоторые последствия для теории первичной социализации.
Донохью Л., Клейтон Р.Р., Скиннер В.Ф., Колон С. Донохью Л. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июнь;34(7):1013-23. дои: 10.3109/1082608990
93. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359219
Теория первичной социализации: этиология употребления наркотиков и отклонений. Я.
Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж.Ф. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 март; 33 (4): 995-1026. дои: 10.3109/108260898052. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9548633 Обзор.
Теория первичной социализации. Влияние общества на употребление наркотиков и девиантность. III.
Оттинг Э.Р., Доннермейер Дж.Ф., Деффенбахер Дж.Л. Оттинг Э.Р. и соавт. Неправильное использование Subst. 1998 июнь; 33 (8): 1629-65. дои: 10.3109/108260898048. Неправильное использование Subst. 1998. PMID: 9680086
Дополнительный взгляд на теорию первичной социализации.
Нурко Д.Н., Лернер М. Нурко Д.Н. и соавт. Неправильное использование Subst. 1999 июнь; 34 (7): 993-1003. дои: 10.3109/1082608990
91. Неправильное использование Subst. 1999. PMID: 10359217
Аннотация: Последние исследования, изучающие роль отношений со сверстниками в развитии психопатологии.
Дитер-Декард К. Дитер-Декард К. J Детская психологическая психиатрия. 2001 г., июль; 42 (5): 565–79. J Детская психологическая психиатрия. 2001. PMID: 11464962 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Факторы риска раннего подросткового возраста в криминальной карьере польских правонарушителей в свете теории жизненного пути.
Пенкала К., Кацпжак А., Пенкала-Войцеховская А., Хомчинский П., Ольшевский М., Марчак М., Козловский Р., Тимлер Д., Законник Л., Сенкевич К., Козловская Е., Расмус П. Пенкала К. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 18 июня; 18 (12): 6583. дои: 10.3390/ijerph28126583. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34207331 Бесплатная статья ЧВК.
Возрастные переходы и поворотные моменты в криминальной карьере польских правонарушителей с точки зрения теории жизненного пути.
Пенкала К., Кацпжак А., Хомчиньски П., Ратайчак Ю., Марчак М., Козловски Р., Тимлер Д., Пенкала-Войцеховска А., Расмус П. Пенкала К. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 3 июня; 18 (11): 6010. дои: 10.3390/ijerph28116010. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34205048 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние соседства, сверстников и родителей на незначительное и серьезное употребление психоактивных веществ латиноамериканскими и чернокожими подростками.
Сигал М., Росс Б.Дж., Бенке А.О., Планкетт С.В. Сигал М. и др. Дети (Базель). 2021 31 марта; 8 (4): 267. doi: 10.3390/дети8040267. Дети (Базель). 2021. PMID: 33807221 Бесплатная статья ЧВК.
Социальное взаимодействие в игре и игровое расстройство: взгляд из онлайн-социального капитала.
Хэн С., Чжао Х., Ван М. Хенг С. и др. Фронтовая психиатрия. 2021 3 фев; 11:468115. doi: 10.3389/fpsyt.2020.468115. Электронная коллекция 2020. Фронтовая психиатрия. 2021. PMID: 33613329 Бесплатная статья ЧВК.
Культурно значимые факторы риска и защиты от немедицинского использования опиоидов, отпускаемых по рецепту, среди заключенных афроамериканцев.
Уиллер П.Б., Стивенс-Уоткинс Д., Муди М., Доган Дж., Льюис Д. Уилер П.Б. и др. Поведение наркомана. 2019 июнь;93:46-51. doi: 10.1016/j.addbeh.2019.01.014. Epub 2019 17 января. Поведение наркомана. 2019. PMID: 306 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Грантовая поддержка
- P50 DA-07074/DA/NIDA NIH HHS/США
- R01 DA-04777/DA/NIDA NIH HHS/США
7.
4: Теории социализации — Социальные науки LibreTexts- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 60137
Результаты обучения
- Описать психологические и социологические теории социализации
Когда мы рождаемся, у нас есть генетическая структура и биологические черты. Однако то, кем мы являемся как человеческие существа, — наша идентичность — развивается посредством социального взаимодействия. Многие ученые, как в области психологии, так и в области социологии, описывали процесс саморазвития как предшествующий пониманию того, как это «я» становится социализированным.
Психологические взгляды на саморазвитие
Психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939) был одним из наиболее влиятельных современных ученых, предложивших теорию о том, как люди развивают чувство собственного достоинства. Он считал, что личность и половое развитие тесно связаны, и разделял процесс созревания на психосексуальные стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Он утверждал, что саморазвитие человека тесно связано с ранними стадиями развития, такими как грудное вскармливание, приучение к туалету и сексуальное осознание (Фрейд 19).05). Согласно Фрейду, неспособность должным образом участвовать в определенной стадии или выйти из нее приводит к эмоциональным и психологическим последствиям на протяжении всей взрослой жизни. Взрослый с оральной фиксацией может предаваться перееданию или пьянству. Анальная фиксация может привести к аккуратному фрику (отсюда и термин «анальный ретентив»), в то время как человек, застрявший на фаллической стадии, может быть неразборчивым в связях или эмоционально незрелым. Хотя нет убедительных эмпирических данных, подтверждающих теорию Фрейда, его идеи продолжают вносить свой вклад в работу ученых в различных дисциплинах.
Психолог Эрик Эриксон (1902–1994) создал теорию развития личности, частично основанную на работах Фрейда. Однако Эриксон считал, что личность продолжала меняться с течением времени и так и не была закончена. Его теория включает восемь стадий развития, начиная с рождения и заканчивая смертью. Согласно Эриксону, люди проходят эти этапы на протяжении всей своей жизни. В отличие от внимания Фрейда к психосексуальным стадиям и основным человеческим побуждениям, взгляд Эриксона на саморазвитие отдавал должное более социальным аспектам, таким как то, как мы договариваемся между нашими собственными базовыми желаниями и тем, что принимается обществом (Erikson 19).82).
Жан Пиаже (1896–1980) был швейцарским психологом, который специализировался на развитии детей, уделяя особое внимание роли социальных взаимодействий в процессе развития. Он признавал, что развитие личности происходило в результате переговоров между миром, существующим в нашем сознании, и миром, существующим в том виде, в каком он переживается в обществе (Piaget, 1954). Все трое этих мыслителей внесли свой вклад в наше современное понимание саморазвития.
Лоуренс Колберг (1927–1987) интересовался тем, как люди учатся решать, что правильно, а что нет. Чтобы разобраться в этой теме, он разработал теория нравственного развития , включающая три уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Мораль обычно относится к тому, как люди узнают, что общество считает «хорошим» и «плохим», что важно для нормально функционирующего общества. На доконвенциональной стадии маленькие дети, не обладающие более высоким уровнем когнитивных способностей, познают окружающий мир только посредством органов чувств. В подростковом возрасте все больше осознают чувства других, и подростки начинают принимать их во внимание при определении того, что «хорошо» и что «плохо». На заключительном этапе, называемом постконвенциональным, люди начинают думать о морали в более сложных, абстрактных терминах, например, американцы считают, что каждый имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью. На этом этапе люди также осознают, что законность и мораль не всегда совпадают в равной степени (Kohlberg 19). 81).
Психолог Кэрол Гиллиган (1936–) признала, что теория Кольберга может свидетельствовать о гендерной предвзятости, поскольку его исследование проводилось только на мужчинах, поэтому она решила изучить различия между тем, как мальчики и девочки развивают мораль. Исследование Гиллиган показало, что мальчики и девочки действительно по-разному понимают мораль. Мальчики, как правило, имеют точку зрения на справедливость, уделяя особое внимание правилам и законам. Девочки, с другой стороны, имеют точку зрения заботы и ответственности, и они более склонны рассматривать личную причину поведения, которое кажется аморальным. Гиллиган также признал, что теория Кольберга основывалась на предположении, что точка зрения справедливости была правильной или лучшей точкой зрения. Гиллиган, напротив, предположил, что ни одна из точек зрения не является «лучшей» и что две нормы справедливости служат разным целям. В конечном счете, она объяснила, что мальчики социализируются для рабочей среды, где правила обеспечивают бесперебойную работу, в то время как девочки социализируются для домашней среды, где гибкость обеспечивает гармонию в уходе и воспитании (Гиллиган 19). 82; Гиллиган 1990).
Последствия изоляции И отсутствия социализации
Рис. 1. Детеныши макаки-резуса, как и люди, нуждаются в социальных контактах для здорового развития. (Фото любезно предоставлено Полом Асманом и Джилл Ленобль/flickr)
Необходимость раннего социального контакта была продемонстрирована исследованием Гарри и Маргарет Харлоу. С 1957 по 1963 год Харлоу провели серию экспериментов, изучая, как макаки-резусы, которые ведут себя во многом как люди, страдают от изоляции в младенчестве. Они изучали обезьян, выращенных в двух типах «суррогатных» материнских обстоятельств: скульптура из сетки и проволоки или «мать» из мягкой махровой ткани. Обезьяны систематически предпочитали компанию матери-заменителя из мягкой махровой ткани (очень напоминающей макаку-резус), которая не могла их кормить, матери из сетки и проволоки, которая обеспечивала пропитание через трубку для кормления. Это продемонстрировало, что, хотя пища важна, социальный комфорт имеет большую ценность (Harlow and Harlow 19). 62; Харлоу, 1971). Более поздние эксперименты по тестированию более жесткой изоляции показали, что такая депривация социальных контактов привела к серьезным проблемам в развитии и социальной жизни в более позднем возрасте, как показано на примере Даниэль, которая была представлена в начале модуля.
Попробуйте. ..essments/13310
Социологические взгляды на саморазвитие
Одним из пионеров социологических взглядов на саморазвитие был Чарльз Кули (1864–1929). Он утверждал, что самопонимание человека частично строится на нашем восприятии того, как другие смотрят на нас — процесс, названный «я-зазеркалье» (Cooley 1902), который обсуждался, когда мы впервые представили символический интеракционизм. Эта концепция занимает центральное место в социологических взглядах на саморазвитие, поскольку демонстрирует важность социального взаимодействия в развитии личности.
Позднее Джордж Герберт Мид (1863–1931) изучал «я» , особую идентичность человека, которая развивается в результате социального взаимодействия. Для того, чтобы участвовать в этом процессе «я», человек должен иметь возможность смотреть на себя глазами других. Это не врожденная способность (Mead 1934). Благодаря социализации мы учимся ставить себя на место другого человека и смотреть на мир с его точки зрения. Это помогает нам осознать себя, поскольку мы смотрим на себя с точки зрения «другого». Случай Даниэль, например, иллюстрирует, что происходит, когда в раннем опыте отсутствует социальное взаимодействие. Напомним, что у Даниэллы не было способности видеть себя так, как ее видели бы другие. С точки зрения Мид, у нее не было социально информированного «я».
Как мы превращаемся из новорожденных в людей с «я»? Мид считал, что существует определенный путь развития, который проходят все люди. На подготовительном этапе дети способны только к подражанию; у них нет способности представить, как другие видят вещи. Они копируют действия людей, с которыми регулярно взаимодействуют, например своих матерей и отцов. Затем следует стадия игры, во время которой дети начинают брать на себя роль, которую мог бы сыграть другой человек. Таким образом, дети могут примерить на себя точку зрения родителей, разыгрывая «взрослое» поведение, например, играя в «наряды» и разыгрывая роль «мамочки», или разговаривая по игрушечному телефону так, как это делает их отец.
На этапе игры дети учатся рассматривать несколько ролей одновременно и то, как эти роли взаимодействуют друг с другом. Они учатся понимать взаимодействия с участием разных людей с различными целями. Например, ребенок на этом этапе, скорее всего, будет знать о различных обязанностях людей в ресторане, которые вместе создают приятный обеденный опыт (например, кто-то усаживает вас, другой принимает ваш заказ, кто-то еще готовит еду, пока еще другой убирает грязную посуду).
Наконец, дети развивают, понимают и усваивают идею обобщенного другого , общие поведенческие ожидания общества в целом. На этой стадии развития человек способен представить, как его или ее видят один или многие другие, и, таким образом, с социологической точки зрения, иметь «я» (Mead 1934; Mead 1964).
Посмотреть
Узнайте больше о теории Мида о себе и о том, как развивается самоидентичность, из этого видео Академии Хана.
Из этой версии текста исключен интерактивный или мультимедийный элемент. Вы можете просмотреть его онлайн здесь: http://pb.libretexts.org/its/?p=164
Psychological and Sociological Theory of Socialization
Как вы узнали, и у психологов, и у социологов есть теории о социализации и влиянии, которое сделать вас вы . Однако эти две дисциплины различаются тем, что психологические теории, как правило, сосредотачиваются на внутренних процессах и разуме, тогда как социологи сосредотачиваются на внешних влияниях, взаимодействиях и обществе.
Психологические теории социализации | Социологические теории социализации | |
Фокус — это то, как мысли влияют на человеческое поведение | Фокус — роль общества в поведении. внутрь (психическое здоровье, эмоциональные процессы) для понимания человеческого поведения | Социологи склонны смотреть вовне (социальные институты, культурные нормы, взаимодействие с другими), чтобы понять человеческое поведение |
Ключевой психологический вклад Зигмунда Фрейда | Ключевой социологический вклад Джорджа Герберта Мида |
Подумай об этом
Представьте, что вы проводите исследование первых поцелуев.
Вирусное видео Первый Поцелуй был рекламой одежды, в которой моделям, актерам и музыкантам платили за поцелуй с незнакомцем. Образы красивых незнакомок, целующихся под саундтрек модной музыки, укрепляют культурные идеалы о том, что означает первый поцелуй, и дают достаточный материал для социологических теорий.
Социолог, скорее всего, изучит культурные нормы свиданий, религиозные убеждения, возраст, пол, сексуальную ориентацию, исторические модели первого поцелуя и общество (включая географическое положение). Романтическая любовь не была частью какого-либо общества до 18 века. До этого брак был в первую очередь политическим и экономическим соглашением, в рамках которого любовь и желание не принимались во внимание, хотя потенциально могли развиваться как часть союза.
Недавнее исследование первого поцелуя, проведенное психологами из Университета Коннектикута, изучало отражение личности (то есть интроверта или экстраверта), внутренних и внешних мотивов, психосоциальных качеств идентичности и близости, а также дополнительных факторов, таких как религиозное происхождение семьи. , самооценка, употребление алкоголя, академический опыт, образ тела и размер тела (Lefkowitz et. al. 2018).
Социологи и психологи иногда сотрудничали для расширения знаний, и дисциплинарные области как социальной психологии, так и биосоциологических исследований предлагают некоторые пересекающиеся точки зрения. Однако, вообще говоря, ориентация на внутренние (психология) и внешние (социология) элементы остаются фундаментальными ориентирами для каждой дисциплины. Обе дисциплины вносят ценный вклад благодаря различным подходам и дают нам широкий спектр полезных идей.
Глоссарий
- Обобщенные другие:
- Общие поведенческие ожидания общего общества
- Моральное развитие:
- Явный смысл человека, развитый через социальное взаимодействие
- социализация:
- процесс, в ходе которого люди начинают понимать социальные нормы и ожидания, принимают общественные
- убеждения и ознакомление с общественными ценностями
Лицензионный контент CC, оригинальный
- Модификация, адаптация и оригинальный контент. Автор : Сара Хойланд для Lumen Learning. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
Контент по лицензии CC, опубликованный ранее
- Теории саморазвития. Автор : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://cnx.org/contents/[email protected]:COSh8XOM@3/Theories-of-Self-Development. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу http://cnx.org/contents/02040312-72c…[email protected]
Все права защищены. Содержание
- Введение в социологию: Джордж Герберт Мид: Я и Я. Автор : Брук Миллер. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=7A2GIct0UnQ. Лицензия : Все права защищены . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
7.