Социальная фасилитация это: Социальная фасилитация | это… Что такое Социальная фасилитация?

Содержание

Социальная фасилитация | это… Что такое Социальная фасилитация?

Социальная фасилитация — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции.

История

Эффект социальной фасилитации, тогда еще не получившей такого названия, был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером, а когда участвуют в коллективных заездах. Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провел один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент, в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке. Дальнейшие эксперименты (Allport, 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые задачи, такие, как примеры на умножение или вычеркивание из текста определенных букв. Однако вскоре был выявлен обратный эффект (см.ниже), и поскольку данные разных экспериментов противоречили друг другу, ученые на некоторое время перестали заниматься этой проблемой.

Обратный эффект

В 1930-х годах были получены экспериментальные подтверждения того, что в некоторых случаях присутствие других людей мешает выполнению задач. Этот обратный эффект позже получил в социальной психологии название социальной ингибиции. Так, при действиях, не доведенных до автоматизма (например, заучивание бессмысленных слогов, прохождение лабиринтов, решение сложных арифметических задач) присутствие других людей снижало скорость их выполнения (Dashiell, 1930, Pessin, 1933, Pessin & Husband, 1933). В 1966 году Роберт Зайонц попытался найти теоретическое обоснование для противоречащих друг другу данных. Он трактовал результаты с помощью общеизвестного в экспериментальной психологии правила: «возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям» (Zajonc & Sales, 1966). Иначе говоря, социальное возбуждение, вызываемое присутствием другого человека, усиливает реакции, но снижает осторожность, вот почему простые действия, в которых маловероятна ошибка, выполняются успешнее, тогда как в сложных действиях, требующих сосредоточения, растет количество ошибок, из-за чего они выполняются менее успешно.

Около 300 исследований на 25000 добровольцах подтвердили гипотезу Зайонца (Bond & Titus, 1983, Guerin, 1993). Позднее было выявлено, например, что в присутствии наблюдателей студенты быстрее разбираются с легкими лабиринтами и труднее — со сложными (Hunt & Hillery, 1973), а хорошие игроки в бильярд показывают еще более высокие результаты по количеству попаданий в лузу, тогда как плохие начинают играть еще хуже.

У животных

Эффект социальной фасилитации неоднократно наблюдался и на животных: в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее рыли песок, цыплята поедали больше зерен, а спаривающиеся крыс проявляли большую сексуальную активность в присутствии других пар (Larsson, 1956). У животных также наблюдалась и так называемая социальная ингибиция: тараканы, длиннохвостые попугаи и зеленые зяблики медленнее осваивали прохождение лабиринтов в присутствии особей своего вида.

Связать?

Социальная фасилитация и ингибиция

Понятия фасилитация и ингибиция

Определение 1

Социальная фасилитация / ингибиция – это усиление/снижение активности деятельности личности в присутствии посторонних людей.

Фасилитацию первый раз зафиксировали в конце XIX века в опытах, поставленных французским физиологом У.Фере. Позже это явление подробно описали Ф. Олпорт, В. Меде, В.М. Бехтерев и др.

Выявить феномен социальной фасилитации позволил факт, отмеченный наблюдателями гонок – на велосипедном треке перед трибунами со зрителями спортсмены ускоряются.

Эксперименты, проводившиеся и в других странах, тоже фиксировали тот факт, что скорость людей, выполнявших какие-либо действия, увеличивается в присутствии других людей. Подобный феномен фиксируется и в экспериментах с животными, например, птицы быстрее склевывают зерно, если рядом есть их сородичи.

На уровне социума и отдельно взятой личности появляется необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния, и одним из таких инструментов является социальная фасилитация, дающая возможность справиться с поставленными задачами и достичь цели.

Замечание 1

В психологии социальная фасилитация – это есть влияние оценки социума на производительность.

Безусловно, данное явление вызвало большой интерес в научных кругах и привело к тому, что начатые Н. Триплеттом, исследования, были продолжены. Позже было выяснено, если вокруг исполнителя находятся пассивные наблюдатели, то эффективность выполнения определенной задачи значительно снижается. Эти два феномена завели общую теорию фасилитации в тупик.

Замечание 2

Что касается социальной ингибиции, то она, подразумевает снижение продуктивности выполняемой деятельности, уменьшение её скорости и качества в присутствии посторонних людей, даже если они воображаемые.

Социальная ингибиция зафиксирована не только у людей, но и у животных.

Таким образом, фасилитация и ингибиция противоположны друг другу, но могут появляться в одинаковой степени.

Изучая этот феномен, Ф.Олпорт и Н. Трипплет подсчитали, какое количество людей обладает этими свойствами – около 40% проявляют эффект социальной фасилитации, 20% – эффект социальной ингибиции и 40% людей никак не реагируют на присутствие посторонних во время своей работы (их показатели не ухудшаются и не улучшаются).

В условиях интеллектуально сложной и простой, почти механической работы, феномен «фасилитация-ингибиция» проявляется принципиально по-разному. Интеллектуально сложная деятельность при наблюдателях ухудшается, а простая — активизируется.

Замечание 3

Феномен «фасилитация-ингибиция» зависит от социальных и социально-психологических характеристик личности.

Социальная фасилитация

Намного глубже социальную фасилитацию исследовал Р. Зейонц, начиная с 1965 г. Он предположил, что социальная фасилитация возможна в случаях выполнения привычных и усвоенных человеком механических действий, а обратный эффект – ингибиция, характерен для более сложных интеллектуальных действий.

Свое предположение он сделал на установленном факте, что появившееся возбуждение – это активатор доминирующей реакции. Возбуждение вызывают другие люди, которые находятся рядом в процессе выполнения какого-либо задания, поэтому, когда выполняются простые работы, доминирующей реакцией будет побуждение к скорейшему выполнению действий.

Для объяснения феномена социальной фасилитации и ингибиции были и другие теории, например, модель отвлечения-конфликта, согласно которой посторонние люди в любом человеке вызывают внутренний конфликт. Суть его заключается в том, что индивид не понимает, что ему делать – то ли уделить внимание аудитории, то ли выполнять поставленную перед ним задачу. Конфликт в этом случае в связи с усилением возбуждения или помогает выполнить задачу или мешает её выполнению.

Когда исполнитель задумывается над тем, как работу выполняют его коллеги или как отреагирует аудитория на конечный результат, его внимание рассеивается, а возбуждение растет. Возникающий конфликт перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении задачи.

В результате многочисленных наблюдений ученые сделали вывод о том, что реакция людей на присутствие наблюдателей происходит бессознательно, но при этом есть факторы, оказывающие влияние на степень реакции.

Прежде всего, это количество окружающих и чем их больше, тем большее влияние оказывается на индивида. Массовая аудитория возбуждает человека значительно сильнее.

Следующий фактор связан с наличием симпатий и антипатий внутри группы – если люди относятся друг к другу хорошо, то эффективность выполнения задания значительно увеличивается.

Социальное возбуждение и социальная фасилитация находятся в прямой зависимости от того, как тесно находятся люди друг к другу и особенно ярко она возникает тогда, когда сторонних наблюдателей представляют женщины.

Если рядом находится женщина, то при выполнении задания мужчина будет совершать большее количество ошибок.

Усиливается эффект социальной фасилитации и при хорошем расположении духа, а вот при плохом настроении на смену фасилитации приходит ингибиция.

Проявление социальной фасилитации будет зависеть и от того, кто выполняет задание – «профессионал» или «новичок» и примеров по этому поводу очень много. Например, новичок при выполнении какого-либо задания чувствует себя намного увереннее, если посторонние наблюдатели отсутствуют. С приобретением опыта, когда все движения доведены до автоматизма, всё меняется и присутствие посторонних уже не является сильной помехой.

Социальная ингибиция

Социальная ингибиция сдерживает и понижает эффективность действий индивида в присутствии посторонних людей. Феномен ингибиции имеет тесную связь с фасилитацией и является полной её противоположностью, поэтому специалисты оба эффекта рассматривают неотрывно друг от друга.

На эффект социальной ингибиции влияют три основных фактора:

  1. страх оценки, поскольку наблюдатели способствуют возникновению тревожности;
  2. рассеянность внимания, возникающая в результате того, что человек думает о реакции окружающих, а это приводит к снижению внимания и правильности выполнения действий, поддерживая, таким образом, гипотезу страха оценки собственных действий;
  3. присутствие зрителя может стать раздражителем и вызвать социальную ингибицию, при этом количество зрителей будет усиливать реакцию.

Последствия социальной ингибиции, как правило, проявляются во время групповой работы.

Понизить или повысить эффективность работы может отвлечение внимания. Происходит это, когда индивид отвлекается на зрителя и одновременно должен продолжить свое действие. Результат будет зависеть от того, сталкивался индивид с подобной задачей или нет.

Альтернатива концепции социальной ингибиции – теория перегрузки, утверждающая, что факторы отвлечения перегружают работу мозга, а не способствуют повышению возбуждения. В рабочей памяти человека в этот период образуется переизбыток информационных данных.

Social Facilitation — The Decision Lab

Основная идея

Теория и практика

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Вспомните время, когда вы пытались выполнить какую-то работу дома, но не могли сосредоточиться на текущей задаче. Может быть, вы сидели там часами. . . и сделал только 30 минут работы. Или, может быть, вы просто ДОЛЖНЫ были сделать еще один перерыв на перекус, проверить вашу собаку и дважды проверить почтовый ящик — и вдруг это был конец дня.

Возможно, вы решили, что «хватит», и отправились со своим верным и терпеливым ноутбуком в ближайший Starbucks. Когда вы садились со своим напитком и снова начинали работать, вы заканчивали тем, что выполняли свою работу молниеносно.

Это был кофе? Возможно. Однако психология сказала бы, что социальная помощь объясняет повышение вашей продуктивности. Социальная фасилитация — это когда продуктивность людей увеличивается в результате реального или предполагаемого восприятия других. Дома ты знал, что ты один, поэтому было трудно мотивировать себя, чтобы что-то сделать. Однако в Starbucks вы знали, что вокруг есть другие люди, поэтому чувствовали необходимость работать более продуктивно.

Хотя человек может этого не осознавать, группы оказывают очень мощное и драматическое влияние на человеческое поведение. Каждый ведет себя по-разному, когда он находится среди людей, по сравнению с [так в оригинале], когда он один. Социальная фасилитация [так в оригинале] самая основная теория социальной психологии заключается в том, что, когда человек один, он или она более расслаблен и не беспокоится о внешнем виде своего поведения.


– Пол Клейнман

Теория и практика

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Социальная фасилитация: явление, при котором люди проявляют повышенный уровень усилий и производительности в присутствии других — будь то реальное, воображаемое, подразумеваемое или виртуальное — по сравнению с их усилия и уровень производительности, когда они одни. Существует два типа социальной фасилитации: эффекты совместного действия и эффекты аудитории. 1

Эффекты совместного действия: Когда присутствие других, выполняющих ту же задачу, повышает производительность. 1

Эффекты аудитории: Когда простое присутствие других в качестве аудитории вызывает повышение производительности. 1

Социальное торможение: Относится к склонности к снижению или ухудшению своих показателей в присутствии других. 2

История

Концепция социальной фасилитации была впервые предложена американским психологом Норманом Триплеттом в 1898 году. Он изучал результаты велогонщиков и заметил, что велосипедисты, которые тренируются вместе с другими велосипедистами, показывают лучшие результаты, чем когда они просто пытались побить свой личный рекорд. 3

В 1924 году психолог Флойд Х. Олпорт первым официально использовал термин «социальная фасилитация», который он определил как «усиление реакции просто на вид или звук других, совершающих то же движение». 4  Сегодня определение включает в себя увеличение количества ответов от других, которые могут не выполнять ту же задачу, наряду с исходным определением Allport.

Работа Триплетта вдохновила многих других на изучение социальной фасилитации. Исследование муравьев 1937 года показало, что рабочие муравьи будут копать в три раза больше песка на каждого дополнительного присутствующего муравья, а также копать песок. 5  Исследование, проведенное в 1967 году, показало, что броненосцы, как правило, съедают значительно больше пищи, когда присутствуют другие броненосцы. 6

Все упомянутые выше исследования являются примерами эффектов совместного действия. Американскому психологу Джону Дэшиллу обычно приписывают открытие типа социальной фасилитации, называемого «эффектами аудитории», поскольку его исследование 1935 года показало, что присутствие аудитории увеличивает эффективность умножения у взрослых участников, измеряемую количеством завершенных умножений. . Однако сегодня существует гораздо больше исследований, посвященных эффектам аудитории. 7

Люди

Норман Триплетт

Норман Триплетт был американским психологом, работавшим в Университете Индианы, получившим наибольшую известность за свою работу по социальной помощи. Его работа с велосипедистами в 1898 году признана сегодня первым опубликованным исследованием в области социальной психологии, которая является отраслью психологии, изучающей социальные взаимодействия между людьми. Помимо работы в области социальной психологии, Триплетт также интересовался психологией магии. Он изучил множество различных фокусных техник и описал некоторые принципы, лежащие в основе этих техник, такие как оптические иллюзии и математические расчеты.8

Флойд Х. Олпорт

Американский психолог Флойд Х. Олпорт широко известен как один из основателей научной дисциплины социальной психологии. Он получил докторскую степень. из Гарварда в 1919 году и оставался там лектором до 1922 года. Одним из его наиболее заметных достижений является его книга под названием Социальная психология, , в которой он интегрировал психологические знания в такие области, как развитие ребенка. Книга также включала собственное исследование Оллпорта по групповому влиянию, а также полезный набор концепций для исследования — например, социальная фасилитация, социальное приращение/уменьшение, афферентное/эфферентное обусловливание и т. д. 9

Джон Дэшил

Джон Фредерик Дэшил был американским психологом и бывшим президентом Американской психологической ассоциации (АПА). После получения двух степеней бакалавра он был принят в Колумбийский университет, чтобы закончить аспирантуру по психологии. Позже Дэшил довольно много переезжал, преподавая в разных учебных заведениях, пока не остановился на Университете Северной Каролины в Чапел-Хилле, где стал заведующим кафедрой. В 1938, во время своего пребывания на посту президента АПА выступал за реинтеграцию философии в область психологии, за ее методологию и логику. 10, 11

Последствия

Исследование езды на велосипеде, проведенное Триплеттом, широко считается первым лабораторным экспериментом в области социальной психологии. 1  Впоследствии, в 1930-е годы, многие психологи бежали в Соединенные Штаты из нацистской Германии и сыграли большую роль в раннем развитии социальной психологии. В первую очередь они изучали убеждение и пропаганду, чтобы помочь военным США, но позже перешли к более широкому кругу социальных вопросов, включая расовые предрассудки. 12  Другими словами, исследование Триплетта концепции социальной помощи положило начало всей области социальной психологии, которая находит множество приложений в нашей повседневной жизни.

Из работ Оллпорта в 1924 г. и Дэшила в 1935 г. американские социальные психологи Бернард Герин в 1993 г. свели факторы, влияющие на поведение в присутствии других, в следующий список: конкуренция (соперничество), моделирование, поощрение или социальное подкрепление, возбуждение, контролируемость, имитация, членство в группе, отвлечение внимания и оценка. Все эти факторы влияют на нашу повседневную жизнь, и их понимание может помочь нам использовать их для достижения наших целей, оптимальной мотивации и многого другого.

Возьмем, к примеру, зрителей на спортивном матче. Это яркий пример социальной фасилитации в реальном мире. По словам польско-американского психолога Роберта Б. Зайонца и американского психолога Стивена М. Сэйлса, аудитория вызывает у спортсменов возбуждение, заставляя их выполнять доминирующую (то есть наиболее естественную) реакцию. Простые, хорошо отработанные действия увеличат производительность; сложные, незнакомые действия будут нарушены. 13   Таким образом, спортсмены, которые много тренируются и знакомятся с различными играми и навыками, увидят  улучшение  перед публикой.

Спортсмены не одиноки в этом. Социальная фасилитация может быть дополнительно воплощена в выступлениях музыкантов, комиков, и даже наши собственные задачи также могут улучшиться перед аудиторией, если мы хорошо разбираемся в своих действиях.

Противоречия

Увлекшись результатами упомянутого выше исследования велосипедистов, Триплетт попытался воспроизвести это явление, наблюдая за поведением детей, выполняющих задание с рыболовной катушкой. Он обнаружил, что, соревнуясь с другими детьми, половина участников работала быстрее, одна четверть работала медленнее, а оставшаяся четверть работала в том же темпе по сравнению с выполнением того же задания в одиночку. Другими словами, у 50% детей наблюдалось повышение успеваемости. 50% нет.

Это не единственный эксперимент, противоречащий первоначальному предложению Триплетта. В 1933 году исследование, опубликованное в Американском журнале психологии , показало, что, когда участников просили запомнить список бессмысленных слогов, их производительность (измеряемая количеством повторений, необходимых для полного запоминания списка) была лучше, когда они в одиночку , а не в чьем-то присутствии. 14

Zanjoc и Sales предлагают способ разобраться в этих, казалось бы, противоречивых результатах. Они предположили, что присутствие зрителей усиливает индивидуальное доминирующий ответ . Но для большинства участников исследования 1933 года запоминание списков бессмысленных слогов не было хорошо отработанным поведением. Таким образом, их выступлению мешало, а не помогало присутствие зрителей. Если бы задача казалась участникам знакомой, их производительность улучшилась бы.

На основании этого открытия был придуман термин «социальное подавление». Это относится к явлению, которое возникает, когда производительность в незнакомой деятельности снижается в присутствии других зрителей и обычно используется в отличие от социальной помощи.

Однако наряду с предложением Зайонца и Сейлса есть еще два предложенных объяснения несоответствий, которые мы наблюдаем между экспериментами по социальной фасилитации. Первая была предложена исследователем Робертом С. Бэроном в 1986 году и названа им теорией отвлечения-конфликта. По словам Барана, конфликт между вниманием к присутствующему человеку и сосредоточением внимания на поставленной задаче объясняет противоречивые результаты. 15

Второе предложенное объяснение исходит от исследователя Николаса Б. Коттрелла и его коллег. Они предположили, что вместо простого присутствия других, усиливающих доминирующую реакцию, необходима наблюдающая аудитория. Другими словами, именно ощущение того, что вас оценивают, а не наблюдают, влияет на производительность. Беспокойство от осознания того, оценивают ли те, кто наблюдает за нами, нашу работу, вызывает доминирующую реакцию во время выполнения задачи. 16

Практический пример

Социальная фасилитация в командах НБА

Был проведен анализ 8950 игр Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), чтобы оценить, как размер аудитории может повлиять на уровень навыков и опыт команды, чтобы спрогнозировать результаты. У исследователей было четыре гипотезы, но одна из них, наиболее актуальная для нас, заключалась в том, что между посещаемостью и производительностью для превосходящих (имеющих благоприятствование для победы) команд может существовать положительная связь, а 0024 отрицательный  соотношение для аутсайдеров (не благоприятствующих победе) команд.

Как и предсказывалось, они обнаружили, что у любимой команды в каждой игре будет наблюдаться рост производительности. Интересно, однако, что они обнаружили, что команды-аутсайдеры работали значительно  лучше , а не хуже, в условиях с большей аудиторией, вопреки их первоначальной гипотезе. Они также обнаружили, что только команды-аутсайдеры показали положительную корреляцию между производительностью и размером аудитории на домашних играх. Это, казалось, противоречило теории социальной фасилитации Зайонца и Сэйлса. Вместо этого исследователи утверждали, что вместо того, чтобы быть запуганными толпой противников (как предсказывает теория Зайонца и Сэйлса), команды-аутсайдеры использовали дополнительное давление в качестве мотивации, чтобы принять вызов. 17

Сопутствующий контент TDL

Справочное руководство: Безделье в обществе

Хотя мы склонны противопоставлять социальное облегчение и социальное подавление, наше поведение меняется другими способами, когда мы переходим от одиночества к нахождению среди других. В этой статье мы рассмотрим социальную леность: явление, при котором люди прилагают меньше усилий, когда работают над достижением коллективной цели. Посмотрите глубже, чтобы понять его значимость для общества, пролейте свет на различные вещи, которые могут повлиять на вашу производительность.

Этапы изменений: как мотивировать, способствовать и подкреплять желаемое поведение

Хотите научиться мотивировать себя, не полагаясь исключительно на присутствие других? Это краткое чтение поможет вам понять, как применять поведенческие идеи, чтобы избавиться от вредных привычек и сформировать новые, используя стратегии мотивации, фасилитации и подкрепления.

Почему мы меняем свое поведение, когда за нами наблюдают?

Вы когда-нибудь замечали, что вы ведете себя по-разному, когда вы одни, и когда вы на публике? Эта статья освещает эффект ожидания наблюдателя, который относится к тому, как воспринимаемые ожидания наблюдателя могут влиять на наблюдаемых людей. Кратко прочитайте эту статью, чтобы узнать, почему так важна систематическая ошибка ожидания наблюдателя и как ее избежать.

Источники

  1. Маклеод, С. (2020, 24 июня). Социальная помощь . Социальная помощь | Просто психология. https://www.simplypsychology.org/Social-Facilitation.html.
  2. Маккарти, М., и Карау, С. (2016). Социальное торможение. Оксфордские справочники онлайн . https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199859870.013.9
  3. Триплетт, Н. (1898 г.). Динамические факторы в пейсмейдинге и конкуренции. Американский журнал психологии , 9 (4), 507-533.
  4. Герен, Б., и Иннес, Дж. (2009). Социальная помощь . Издательство Кембриджского университета
  5. Чен, Южная Каролина (1937). Лидеры и последователи среди муравьев в строительстве гнезд. Физиологическая зоология , 10 (4), 437-455.
  6. Платт, Дж. Дж., Якш, Т., и Дарби, К. Л. (1967). Социальное облегчение пищевого поведения у броненосцев. Психологические отчеты , 20 (3_suppl), 1136-1136.
  7. Дашиелл, Дж. Ф. (1935). Экспериментальные исследования влияния социальных ситуаций на поведение отдельных взрослых людей .
  8. Норман Триплетт . Академические словари и энциклопедии. (н.д.). https://en-academic.com/dic.nsf/enwiki/1498490.
  9. Олпорт, Флойд Х . Международная энциклопедия социальных наук. (н.д.). https://www.encyclopedia.com/social-sciences/applied-and-social-sciences-magazines/allport-floyd-h
  10. Смит, Л. (1986). Бихевиоризм и логический позитивизм: переоценка союза. Journal of Mind and Behavior , 7 (4).
  11. Возняк, Р. Х. (1997). Джон Фредерик Дэшил и основы объективной психологии . http://bascom.brynmawr.edu/psychology/rwozniak/dashiell.html.
  12. Социальная психология: определение, история, методы, приложения – iresearchnet . Психология. (н.д.). http://psychology.iresearchnet.com/social-psychology/.
  13. Zajonc, RB, & Sales, SM (1966). Социальная фасилитация доминирующих и подчиненных ответов. Journal of Experimental Social Psychology , 2 (2), 160–168.
  14. Пессин, Дж. (1933). Сравнительное влияние социальной и механической стимуляции на запоминание. Американский журнал психологии , 45 (2), 263-270.
  15. Барон, Р. С. (1986). Теория отвлечения внимания: прогресс и проблемы. Достижения экспериментальной социальной психологии , 19 , 1-40.
  16. Коттрелл, Н. Б., Вак, Д. Л., Секерак, Г. Дж., и Риттл, Р. Х. (1968). Социальная фасилитация доминирующих ответов присутствием аудитории и простым присутствием других. Журнал личностной и социальной психологии , 9(3), 245.
  17. Кей, Э. М. (2015). Социальная фасилитация в командах Национальной баскетбольной ассоциации.

Социальная фасилитация — как присутствие других людей влияет на вашу работу

0share

Социальная фасилитация — это явление, которое объясняет, как повышается индивидуальная производительность в присутствии группы по сравнению с работой над задачей в одиночку.

Вы стали более внимательны в библиотеке? В тот момент, когда вы входите и садитесь, желание читать возникает из ниоткуда.

Многие студенты заставляют себя посетить библиотеку перед экзаменом, потому что знают, что время, проведенное там, не будет потрачено впустую.

Но задумывались ли вы, почему это происходит? Это из-за спокойной обстановки? Это из-за большого количества сложенных книг? Конечно, эти факторы тоже влияют. Но одной из других причин улучшения вашей работы является присутствие других людей. Когда окружающие читают, не хочется выглядеть идиотом, тратящим время в библиотеке. Вы прилагаете усилия, потому что не хотите, чтобы другие осуждали вас.

Такое поведение называется социальной поддержкой. В этой статье мы рассмотрим это интересное явление, его виды и примеры.

Содержание

  • Что такое социальная помощь?
  • Два типа социальной фасилитации:
    • 1. Эффект совместного действия:
    • 2. Эффект аудитории:
  • Примеры социальной фасилитации
    • 1. Домашние тренировочные игры в спорте
    • 5 2 39 0
    • 2.
    • 4. Дети едят пищу
  • Исследования социальной помощи
    • Эксперименты Триплетта:
    • Experiments by Floyd Airport
    • Experiments by Hazel Markus:
  • Почему происходит социальная помощь?
    • 1. Когнитивный фактор:
    • 2. Психологический фактор:
    • 3. Эмоциональный фактор:
  • Другие указания по социальной фасилитации:
    • Какие задания показывают улучшение результатов?
    • Какие другие факторы влияют на социальную помощь?
      • 1. Знакомство
      • 2. Пол
      • 3. Предубеждение
      • 4. Возраст
    • Дебаты о социальной помощи
  • Заключение
  • Ссылки:

Что такое социальная помощь?

Социальная фасилитация — это психологический феномен, при котором производительность человека улучшается в присутствии других. Такой эффект может вызвать участник, публика или даже просто зритель.

Но такое поведение применимо не ко всем сценариям. Продемонстрирует ли человек лучшую производительность, зависит от поставленной задачи. Социальная фасилитация работает лучше всего, когда человек выполняет простую или хорошо изученную задачу. Однако для сложной или новой задачи может возникнуть обратный эффект, называемый социальным торможением, что помешает нормальной работе.

Социальная фасилитация тесно связана с социальной леностью и законом Йеркса Додсона.

Два типа социального содействия:

Социальное содействие подразделяется на два основных типа.

1. Эффект совместного действия:

Вектор людей, созданный freepik — www.freepik.com

Эффект совместного действия объясняет, почему вы лучше выполняете задачу, когда другие делают то же самое. Например, в тренажерном зале вы тренируетесь не только для того, чтобы сжечь калории, но и потому, что другие люди вокруг вас тоже тренируются. Вы же не хотите, чтобы другие считали вас ленивым куском глины, не так ли?

Или, иногда вы хотите быть лучше (или, по крайней мере, как можно лучше), чем люди вокруг вас. Даже если мероприятие не является соревнованием и никто не будет раздавать призы, все равно хочется выйти победителем.

Например, если вы отправляетесь в групповой поход, вам захочется достичь вершины раньше других, даже если вы не встречали их раньше. Стремление к победе заставляет вас делать все возможное. Вы ставите одну ногу вперед. Затем еще один. Ваши легкие требуют воздуха, а бедра жаждут отдыха, тем не менее, вы заставляете себя двигаться дальше.

2. Эффект аудитории:

People vector, созданный pch.vector – www.freepik.com

Ваше выступление может улучшиться, если за вашим выступлением наблюдают зрители.

Этот вариант социального содействия лучше всего объясняется тем, что он имеет в виду художника. Например, некоторые певцы выступают лучше, когда за ними наблюдает большая толпа, по сравнению с их репетицией дома. Спортсмены, руководители компаний, танцоры, актеры, музыканты проявляют себя с лучшей стороны, когда за ними наблюдает группа зрителей.

Но вам не нужно достигать статуса знаменитости, чтобы испытать эффект аудитории. Даже если ваши друзья смотрят, как вы исполняете стендап-комедию в гостиной вашего дома, социальная фасилитация может привести к блестящему выступлению.

Тем не менее, аудитория, какой бы маленькой она ни была, также может вызывать беспокойство, тем самым делая ваш поступок хуже, чем ваши настоящие способности. Например, если ваши друзья никогда не слышали, как вы поете, давление ожиданий может заставить вас колебаться.

Примеры социального содействия

1. Домашние игры в спорте

Вы замечали, что команды лучше играют дома, чем на выезде? Правила остаются прежними, но производительность отличается настолько, что это видно не только невооруженным глазом, но и при статистическом анализе.

Одна из причин, по которой команды имеют домашнее преимущество, заключается в том, что они часто тренируются на стадионе и привыкают к нему. Но, кроме того, аплодисменты тысяч хардкорных болельщиков обеспечивают прилив адреналина, чтобы выиграть один для команды.

2. Групповые тренировки

Если вы приходите в спортзал и никого больше не находите, у вас есть склонность к легкости. Но когда через несколько минут заходят несколько участников, вы повышаете свою интенсивность, даже если тренируетесь самостоятельно.

В последнее время стали популярны групповые тренировки. Для тех, кто о них не слышал, на групповой тренировке группа людей собирается в определенное время и следует за тренером. Каждый человек выполняет одно и то же упражнение в одно и то же время. Зумба — один из таких примеров.

Когда вы выполняете то же действие, что и другие в группе, вы ведете себя так, как будто вы на Олимпийских играх. Вы изо всех сил пытаетесь быть среди лучших, даже если никто не следит за тем, как дела у людей. По крайней мере, вы не хотите показаться худшим из всех.

Поведение в более мягкой форме применимо и к другим формам упражнений. Вы мотивированы бегать быстрее и дольше или поднимать больше, когда у вас есть партнер, чем когда вы тренируетесь в одиночку.

Такое поведение является невысказанным и работает в уме без какой-либо сознательной попытки.

3. Художественные и сценические представления

Музыкальный вектор, созданный pch.vector – www.freepik.com

Некоторые артисты выступают лучше, когда за ними наблюдает множество зрителей. Такая поведенческая тенденция распространяется на любые виды искусства, такие как пение, танцы, мимика, стендап-комедия и другие.

Повышение производительности зависит от уровня знаний. Эйфория фанатов может побудить опытного артиста показать захватывающее шоу, в то время как дополнительное давление может привести к тому, что начинающий артист запутается.

4. Дети едят еду

Вы, должно быть, наблюдали, как родители используют сверхъестественный трюк со своим ребенком, который отказывается есть. Они упоминают: «Смотри, твой брат уже почти поел, а ты даже не на полпути. Посмотрим, кто финиширует быстрее».

Хотя родители не упоминают приз за победу в конкурсе «Кто первым доест», дети влюбляются в него и пытаются съесть, чтобы победить.

Исследования по социальной помощи

Эксперименты Триплетта:

Спортивный вектор, созданный macrovector – www.freepik.com

Первые наблюдения за социальным содействием относятся к 1897 году. Норман Триплетт был первым исследователем, который захотел изучить влияние аудитории на представление.

Поскольку Триплетту нужны были настоящие статистические данные, его первое исследование включало определение времени велосипедиста как во время соревнований, так и на тренировке, чтобы заметить изменения. К его удивлению, числа показали, что велосипедисты показали более быстрое время в гонке против конкурента по сравнению с одиночной тренировкой, чтобы побить индивидуальные рекорды. Он выдвинул теорию о том, что соревновательный дух вызывает более высокую мотивацию, которая заставляет спортсмена крутить педали быстрее.

Для дальнейшей проверки теории в 1898 году Триплетт провел аналогичный эксперимент для детей. Участникам нужно было выполнить простое задание, в данном случае — намотать нить.

И снова результаты показали, что дети выполняли задачу быстрее, когда другие выполняли ту же задачу.

Триплетт отметил, что само присутствие других делает человека более конкурентоспособным.

Эксперименты Флойда в аэропорту

Хотя исследования в этой области начались еще до 20-го века, Флойд Олпорт ввел термин «социальная помощь» только в 1924 году. Он основывался на экспериментах Триплетта. В исследовании Флойда участники выполняли различные задачи, такие как словесные ассоциации и оценки умножения. Результаты совпали с наблюдениями Триплетта. Участники показали лучшие результаты в присутствии группы, чем в одиночку.

Эта закономерность была хорошо замечена, и исследователи полагали, что улучшение результатов было связано с лучшей психологической реакцией, когда люди видят или слышат, как другие делают то же самое движение.

Эксперименты Хейзел Маркус:

В 1978 году Хейзел Маркус добавила еще одно измерение в исследования социальной помощи. Он хотел проверить, может ли простое присутствие человека повлиять на индивидуальную производительность. Чтобы проверить теорию, он измерил выполнение тривиальной задачи — одевания и раздевания. Эксперименты также включали отслеживание производительности в знакомой и незнакомой одежде.

Вектор дизайна, созданный macrovector — www.freepik.com

Во время первого набора тестов время производительности улучшилось с известными задачами одевания и раздевания в присутствии человека . Маркус измерил разницу в присутствии пассивного невнимательного человека и внимательного зрителя. Но, время выполнения не имело какой-либо существенной разницы.

Но когда участникам приходилось наряжаться в незнакомую одежду, присутствие другого человека заставляло людей отсчитывать время медленнее, чем по отдельности.

Роберт Зайонц провел аналогичные эксперименты, которые показали, что присутствие других людей приводит к повышению производительности при выполнении простых задач и снижению при выполнении сложных задач. Зайонц объяснил причину разницы законом Йеркса-Додсона, который гласит, что давление помогает улучшить производительность при выполнении простых или умеренно сложных задач до определенного момента.

Почему происходит социальная помощь?

Социальная фасилитация — это психологическая тенденция, которая проявляется не каждый раз. Кроме того, у каждого человека будут разные причины для проявления такого поведения. Исследования объясняют наше стремление работать лучше в присутствии других по трем основным причинам.

1. Когнитивный фактор:

Когда вы осознаете, что другие смотрят на вас, ваш мозг начинает лучше осознавать ваши действия. В результате вы больше внимания уделяете хорошей работе.

Тем не менее, не все получают пользу от такой осведомленности. Некоторые люди становятся более сосредоточенными, в то время как другие отвлекаются. Например, чтение в библиотеке помогает некоторым людям лучше концентрироваться, потому что они считают, что другие делают то же самое. Но некоторые другие не могут сосредоточиться в библиотеке, потому что другие присутствуют и наблюдают за ними. Я сама из таких.

2. Психологический фактор:

То, насколько социальная помощь повышает вашу производительность, также зависит от того, насколько хорошо вы владеете этим навыком. Если вы эксперт с большим опытом, присутствие других поможет вам добиться большего успеха. Но если ваши навыки средние, скорее всего, вы будете хуже, чем обычно, из-за компании. То же самое относится к новым или сложным задачам, с которыми вы не знакомы.

3. Воздействующий фактор:

Вектор людей, созданный историями — www.freepik.com

Присутствие других людей по-разному влияет на разных людей. Для некоторых это может вызвать беспокойство, в то время как для некоторых других это может мотивировать работать лучше.

Например, выход на сцену может так беспокоить вас, что, как бы хорошо вы ни справлялись с задачей, вы всегда будете хуже, потому что боитесь осуждения.

Другие указания по социальной помощи:

Какие задачи демонстрируют улучшение производительности?

Согласно текущим исследованиям, наилучшее улучшение благодаря социальной помощи происходит при хорошо усвоенных навыках. Новые и сложные задачи имеют обратный эффект: ваша производительность ухудшается в присутствии других.

Какие другие факторы влияют на социальную помощь?

1. Знакомство

В 1994 году Джон М. де Кастро опубликовал свое исследование взаимосвязи между социальной поддержкой и потреблением пищи. Поведение восходит к экспериментам, которые другой исследователь по имени Байер проводил на животных в 19 веке.30 с. Байер разрешил курице есть столько пшеницы, сколько она хотела. Вскоре после того, как курица насытилась, была введена другая голодная курица. Как только второй цыпленок начал есть, первый цыпленок, хоть и сытый, снова начал есть. Такое же поведение наблюдалось и у свиней.

Подобно цыплятам, люди увеличивают потребление пищи в присутствии других. Если вы находитесь в паре с другим человеком, который потребляет большое количество пищи, ваше потребление, вероятно, увеличится. Другие факторы, такие как то, насколько хорошо вы знакомы с человеком, также имеют влияние. Чем больше вы знаете человека, тем комфортнее вам будет есть больше вместе.

2. Пол

В экспериментах по потреблению пищи мужчины и еда также имели небольшую разницу в поведении. Мужчины съедали на 36% больше еды в присутствии других, а женщины — на 40%.

Мужчины и женщины могут по-разному влиять на производительность из-за социальной помощи.

3. Предубеждение

Если вы находитесь в присутствии группы, которая, как вы знаете, имеет более высокие предубеждения, ваше выступление может иметь положительный или отрицательный эффект по сравнению с присутствием неизвестных или менее осуждающих людей.

4. Возраст

Социальная фасилитация больше влияет на молодых людей. Дети более склонны к соперничеству в выполнении заданий, чем взрослые.

Дебаты о социальной фасилитации

Несмотря на то, что тема социальной фасилитации подверглась обширным исследованиям, у нас нет конкретных доказательств, объясняющих причину этого явления. Психологи до сих пор спорят, происходит ли улучшение из-за простого присутствия или потому, что мы знаем, что люди оценят нас. Исследователи также не уверены, заложено ли социальное содействие в наших генах или это приобретенное поведение благодаря обществу.

Заключение

Социальная фасилитация — это хорошо изученная концепция, которая связана с несколькими другими психологическими темами и когнитивными искажениями.

Ключевой вывод из этой темы заключается в том, что присутствие других людей может оказать положительное или отрицательное влияние на вашу работу в зависимости от обстоятельств. Такая осведомленность может помочь вам лучше подготовиться, когда вам придется выполнять задачи в присутствии других.

Каталожные номера:

Маркус. (1978, 01 июля). Влияние простого присутствия на социальную помощь: ненавязчивый тест. Проверено 19 марта., 2021 г., с https://deepblue.lib.umich.edu/handle/2027.42/22584

Мартенс Р. и Ландерс Д. (2004 г., 27 августа). Потенциал оценки как детерминанта эффектов совместного действия. Получено 19 марта 2021 г. с https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/00221031728

Гамильтон, А., и Линд, Ф. (2016). Эффекты аудитории: что они могут рассказать нам о социальной неврологии, теории сознания и аутизме? Получено 19 марта 2021 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC509.5155/#:~:text=%20аудитория%20эффект%20возникает%20когда%20а%20%20поведение%20участника%20изменяется%20потому что,70%2C%20с%20меньше%20интерес%20с тех пор.

Маклеод, С. (без даты). Социальная фасилитация. Получено 19 марта 2021 г. с https://www.simplypsychology.org/Social-Facilitation.html

Моя цель — помочь миллиону людей осуществить свои мечты. Поделитесь статьей и помогите мне с этой миссией.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts