Социальные роли личности, значение термина
Социальные роли личности
Портал znanie.info → Энциклопедия Карьера → Глосcарий терминов → Термины на букву «С» → Социальные роли личностиСоциальные роли личности
, предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией или некоторой совокупностью групп права и обязанности личности, вытекающие из ее социального положения. Роли являются исходными и определяющими элементами социального опыта, поскольку в них наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения, в т.ч. на производстве, в трудовом коллективе. Определенный порядок в распределении ролей, регулирование отношений и взаимодействия между ними в различных ситуациях необходимы для поддержания стабильности всякой системы и обеспечения согласованной коллективной деятельности. В организации осуществляется дифференциация, ролей, их взаимная субординация и закрепление в определенной иерархии с четкими правилами поведения носителей каждой роли в отношениях друг с другом.
Другие термины на букву «С» |
· Самозанятость
· Самоконтроль
· Самомотивация
· Самообразование
· Самоопределение
· Самоорганизация
· Самоорганизация менеджера
· Самооценка
· Самопрезентация
· Самореализация
· Санация
· Сверхзанятость
· Сверхурочные работы
· Свободный график
· Сердцевинное рабочее время
· Середина карьеры
· Сертификат
· Сертификаты международные
· Сертификация
· Сертификация персонала
· Сила мотивационного воздействия
· Синдром выгорания персонала
· Синергизм
· Синергия
· Система пожизненного найма
· Система поощрения за предложение
· Система ринжи
· Система социальной продажи
· Система управления персоналом
· Система целевого управления GOAL
· Системность мышления
· Скрининг
· Служащий
· Сменная работа
· Собеседование
· Собеседование групповое
· Собеседование отборочное
· Совместительство
· Солидарная пенсионная система
· Сопроводительное письмо
· Социальная пенсия
· Социально-психологический климат в коллективе
· Социальное партнерство
· Социальное страхование
· Социальное управление
· Социальные выплаты
· Социальный пакет
· Социальный статус профессии
· Социограмма
· Соционика
· Социотипы
· Специализация
· Специализация личности
· Специалист
· Специалист по планированию карьеры
· Специальность
· Специальные формы занятости
· Спецификационная должностная
· Специфическая профессиональная подготовка
· Способность людей адаптироваться
· Способы адаптации человека к стрессам
· Стагнация
· Стадии демотивации к карьере
· Стадии карьеры
· Стадии развития организации
· Стаж работы по специальности, профессии
· Стаж трудовой
· Стажер
· Стажировка
· Стандарт образования
· Стартап-менеджер/стратапер/менеджер стартап-проекта
· Статус личностный
· Статус социальный
· Статусная карьера
· Стеничность
· Стиль руководства
· Стиль управления
· Стимул
· Стоимость кадрового потенциала предприятия
· Стратегия внутреннего маркетинга персонала
· Стратегия войны за таланты
· Стратификация
· Страхование ответственности работодателей
· Страхование по старости, нетрудоспособности и по случаю потери кормильца
· Стресс
· Стрессоустойчивость
· Стрессоустойчивость менеджера
· Структура персонала
· Субординация
· Супервайзер
· Супервизия
· Сэйлз
→ Все термины на букву «С«
Материал предоставлен справочником «Энциклопедия Карьера« → информация для рекламодателей |
Карта сайта
Карта сайта
|
|
Типы социальных ролей: значение и примеры
Sociology Group
Человек — социальное животное. Люди взаимодействуют друг с другом в своей повседневной жизни, и жизни разных людей в обществе так или иначе переплетены друг с другом. В обществе каждый из нас связан с другими через отношения, как личные, так и общественные. Предмет социологии изучает отношения людей друг с другом в обществе. Определенные позиции, которые занимает каждый человек в обществе, называются «статусом». Статус каждого человека может быть связан со статусом других. Статус человека может быть двух типов: Приписанный (приписанный человеку по рождению) или Достигнутый (заработанный усилиями). Ожидается, что каждый человек в данном социальном статусе будет иметь определенные обязанности в обществе. Эти ожидания от людей данного социального статуса в плане поведения, обязанностей и прав называются «Социальные роли» . В этой статье делается попытка кратко описать социальные роли, перечислить различные типы социальных ролей и привести примеры.
Социальные роли включают в себя определенный набор действий, назначенных каждому человеку в обществе. В концепции социальных ролей мир представляется как сцена, а люди, играющие различные социальные роли, рассматриваются как актеры. Ролевая теория , основанная на наблюдении за предсказуемым поведением людей, выдвигает мысль о том, что деятельность человека не входит в определенные категории. В нем говорится, что поведение человека зависит от контекста и зависит от таких факторов, как социальное положение. Например, социальные роли электрика, врача, психолога, матери, дедушки отличаются друг от друга. Когда вы достигли статуса врача, от вас ожидают, что вы будете играть социальную роль, способную лечить болезни, обладать знаниями, иметь возможность прописывать необходимые лекарства и так далее. Ожидается, что разные люди, занимающие одинаковое социальное положение, будут вести себя одинаково.
Согласно Брюсу Биддлу, известному социологу, существует пять основных моделей теории социальных ролей:
- Теория функциональных ролей – исследует социальные роли, имеющие значение для общих социальных норм.
- Теория символических взаимодействий и ролей – фокусируется на влиянии индивидуальной интерпретации реакций на поведение на социальные роли.
- Теория структурных ролей – использует математические модели для изучения влияния общества в целом на роли
- Организационная теория ролей — изучает развитие роли в организациях
- Теория когнитивной роли — рассматривает взаимосвязь между ожиданиями и поведением
. Культурные роли – Культура является одним из основных атрибутов общества. Люди часто взаимодействуют с различными аспектами культуры. Человек, находящийся в сфере культуры, должен оправдать возложенные на него ожидания. Например, священник должен выполнять такие обязанности, как совершение обрядов и церемоний. Существуют различные концепции, связанные с социальными ролями. Давайте подробно рассмотрим некоторые из них: Ссылки McLeod, SA (2008). Социальные роли . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/social-roles.html Белл, Кентон, изд. 2013. «роль». В Открытом социологическом словаре образования . Проверено 27 апреля 2020 г. (http://sociologydictionary.org/role/). https://en.wikipedia.org/wiki/Role_theory Рубрики: Основные понятия, Введение в социологию, Социологический словарь, Социология Дополнительно Наша виртуальная учебная платформа, возглавляемая молодежью, объединяет преданных своему делу ученых-социологов и студентов. Мы стремимся предоставить виртуальное руководство для тех, кто делает свои первые шаги в мире социальных наук либо через формальное образование, либо из-за их бесконечного стремления к обучению. Мы верим в то, что можем поделиться с нашими читателями знаниями, которые мы получили, путем простого изложения социальных теорий и их применения в реальной жизни. Мы также верим в способность знаний сделать мир лучше для процветания и выживания. К концу этого раздела вы сможете: Как вы уже знаете, социальная психология изучает то, как люди, реальные или воображаемые, влияют друг на друга на мысли, чувства и поведение. Мы обсудили ситуационные точки зрения и внимание социальной психологии к тому, как окружающая среда человека, включая культуру и другие социальные влияния, влияет на поведение. В этом разделе мы исследуем ситуационные силы, оказывающие сильное влияние на человеческое поведение, включая социальные роли, социальные нормы и сценарии. Мы обсуждаем, как люди используют социальную среду в качестве источника информации или подсказок о том, как себя вести. О Sociology Group
11.2 Самопрезентация – Введение в психологию
Цели обучения
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Одной из основных социальных детерминант человеческого поведения являются наши социальные роли. Социальная роль — это образец поведения, который ожидается от человека в данной среде или группе (Hare, 2003). У каждого из нас есть несколько социальных ролей. Вы можете быть одновременно учеником, родителем, начинающим учителем, сыном или дочерью, супругом и спасателем. Как эти социальные роли влияют на ваше поведение? Социальные роли определяются общим культурным знанием. То есть почти каждый в данной культуре знает, какое поведение ожидается от человека в данной роли. Кроме того, мы, как общество, склонны наказывать социальные нормы, когда видим, что они нарушаются, в одних ситуациях больше, чем в других. Рост, Стахел и Фрей (2016) обнаружили, что люди используют социальные сети в качестве платформы для борьбы с теми, кто не соблюдает определенные социальные нормы и правила.
Быть студентом — это лишь одна из многих социальных ролей, которые у вас есть. (кредит: «MSIS Мичиганского университета»/Flickr)
Социальные роли и связанное с ними поведение могут различаться в разных условиях. Как вы ведете себя, когда играете роль сына или дочери и посещаете семейное мероприятие? А теперь представьте, как вы ведете себя, когда вы выполняете роль сотрудника на своем рабочем месте. Вполне вероятно, что ваше поведение будет другим. Возможно, вы более расслаблены и общительны со своей семьей, шутите и делаете глупости. Но на рабочем месте вы можете говорить более профессионально, и хотя вы можете быть дружелюбным, вы также серьезны и сосредоточены на завершении работы. Это примеры того, как наши социальные роли влияют и часто диктуют наше поведение в той мере, в какой идентичность и личность могут меняться в зависимости от контекста (то есть в разных социальных группах) (Malloy, Albright, Kenny, Agatstein & Winquist, 19).97).
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Как обсуждалось ранее, социальные роли определяются общим знанием культуры о том, какое поведение ожидается от человека в конкретной роли. Это общее знание исходит из социальных норм. Социальная норма – это ожидание группой того, что является уместным и приемлемым поведением для ее членов – как они должны вести себя и думать (Deutsch & Gerard, 1955; Berkowitz, 2004). Как мы должны действовать? О чем мы должны говорить? Что мы должны носить? В нашем обсуждении социальных ролей мы отметили, что в колледжах существуют социальные нормы поведения студентов в роли студента, а на рабочих местах — социальные нормы поведения сотрудников в роли наемного работника. Социальные нормы есть везде, в том числе в семьях, бандах и в социальных сетях. Какие социальные нормы существуют на Facebook?
Подростки, подростки и социальные нормы
Моя 11-летняя дочь Джессика недавно сказала мне, что ей нужны шорты и рубашки на лето, и что она хочет, чтобы я отвел ее в магазин в торговом центре, который популярен среди подростков и подростков, чтобы купить их. Я заметил, что у многих девушек есть одежда из этого магазина, поэтому я попытался подразнить ее. Я сказал: «На всех футболках спереди написано «Aero». Если вы носите такую рубашку, и у вас есть замещающий учитель, а все остальные девочки носят такие же рубашки, не подумает ли заменяющий учитель, что вас всех зовут «Аэро»?
Моя дочь ответила в типичной 11-летней манере: «Мама, ты не смешная. Пожалуйста, мы можем пойти по магазинам?»
Я пробовал другую тактику. Я спросил Джессику, сделает ли она популярной одежду из этого магазина. Она ответила: «Нет, это не сделает меня популярной. Это то, что носят популярные дети. Это сделает меня счастливее».
Как лейбл или торговая марка могут сделать кого-то счастливее? Вспомните, что вы узнали о развитии на протяжении всей жизни. Что такого особенного в подростках и молодых подростках, что заставляет их хотеть соответствовать (рисунок ниже)? Это меняется со временем? Вспомните свой школьный опыт или осмотрите кампус колледжа. Какую главную марку одежды вы видите? Какие сообщения мы получаем от СМИ о том, как вписаться?
Молодые люди изо всех сил пытаются стать независимыми, в то же время они отчаянно пытаются соответствовать своим сверстникам. (кредит: Моника Арельяно-Онгпин)
СКРИПТЫ
Благодаря социальным ролям люди, как правило, знают, какое поведение ожидается от них в конкретных знакомых условиях. Сценарий – это знания человека о последовательности событий, ожидаемых в определенных условиях (Schank & Abelson, 1977). Как вы ведете себя в первый день в школе, когда входите в лифт или в ресторане? Например, в ресторане в США, если мы хотим привлечь внимание официанта, мы пытаемся установить зрительный контакт. В Бразилии вы издавали звук «psst», чтобы привлечь внимание сервера. Вы можете увидеть культурные различия в сценариях. Для американца сказать «psst» официанту может показаться грубым, но для бразильца попытка установить зрительный контакт может показаться неэффективной стратегией. Сценарии являются важным источником информации для управления поведением в определенных ситуациях. Можете ли вы представить, что находитесь в незнакомой ситуации и не имеете сценария, как себя вести? Это может быть неудобно и запутанно. Как можно было узнать о социальных нормах в незнакомой культуре?
СТАНФОРДСКИЙ ТЮРЕМНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ЗИМБАРДО
Знаменитый эксперимент в Стэнфордской тюрьме, проведенный социальным психологом Филипом Зимбардо и его коллегами из Стэнфордского университета, продемонстрировал силу социальных ролей, социальных норм и сценариев. Летом 1971 года в калифорнийской газете было размещено объявление о привлечении мужчин-добровольцев к участию в исследовании психологических последствий тюремной жизни. Более 70 мужчин вызвались добровольцами, и эти добровольцы затем прошли психологическое тестирование, чтобы исключить кандидатов, у которых были основные психические проблемы, проблемы со здоровьем, или история преступлений или злоупотребления наркотиками. Пул добровольцев был сокращен до 24 здоровых студентов мужского пола. Каждому студенту платили 15 долларов в день и случайным образом назначали на роль заключенного или охранника в исследовании. Основываясь на том, что вы узнали о методах исследования, почему важно, чтобы участники распределялись случайным образом?
В подвале психологического факультета Стэнфорда была построена фиктивная тюрьма. Участники, назначенные играть роль заключенных, были «арестованы» в своих домах полицейскими Пало-Альто, доставлены в полицейский участок и впоследствии доставлены в имитационную тюрьму. Эксперимент был запланирован на несколько недель. К удивлению исследователей, и «заключенные», и «охранники» с рвением взялись за свои роли. Фактически, на 2-й день некоторые из заключенных подняли восстание, и охранники подавили восстание, угрожая заключенным ночными дубинками. За относительно короткое время охранники начали беспокоить заключенных все более и более садистским образом из-за полного отсутствия уединения, отсутствия элементарных удобств, таких как матрасы для сна, а также из-за унизительной работы по дому и ночных счетов.
У заключенных, в свою очередь, стали проявляться признаки сильного беспокойства и безысходности — они стали терпеть издевательства надзирателей. Даже профессор Стэнфорда, который разработал исследование и был главным исследователем, Филип Зимбардо, обнаружил, что ведет себя так, как будто тюрьма реальна, и его роль тюремного надзирателя тоже реальна. Всего через шесть дней эксперимент пришлось прекратить из-за ухудшения поведения участников. Зимбардо объяснил,
В этот момент стало ясно, что мы должны закончить исследование. Мы создали крайне мощную ситуацию — ситуацию, в которой заключенные отстранялись и вели себя патологическим образом, а некоторые охранники вели себя садистски. Даже «хорошие» охранники не могли вмешаться, и ни один из охранников не ушел, пока исследование продолжалось. Действительно, следует отметить, что ни один охранник никогда не опаздывал на свою смену, не вызывал больных, не уходил раньше времени и не требовал доплаты за сверхурочную работу. (Зимбардо, 2013)
Тюремный эксперимент в Стэнфорде продемонстрировал влияние социальных ролей, норм и сценариев на человеческое поведение. Охранники и заключенные разыгрывали свои социальные роли, проявляя поведение, соответствующее этим ролям: охранники отдавали приказы, а заключенные выполняли приказы. Социальные нормы требуют, чтобы охранники были авторитарными, а заключенные — покорными. Когда заключенные бунтовали, они нарушали эти социальные нормы, что приводило к потрясениям. Конкретные действия охранников и заключенных взяты из сценариев. Например, охранники унижали заключенных, заставляя их отжиматься и лишая их личной жизни. Заключенные бунтовали, бросая подушки и громя свои камеры. Некоторые заключенные настолько погрузились в свои роли, что у них проявились симптомы психического расстройства; однако, по словам Зимбардо, ни один из участников не пострадал в долгосрочной перспективе (Александр, 2001).
Стэнфордский тюремный эксперимент имеет некоторые параллели с жестоким обращением с военнопленными со стороны войск армии США и сотрудников ЦРУ в тюрьме Абу-Грейб в 2003 и 2004 годах. сами (рисунок ниже).
Иракские военнопленные подверглись жестокому обращению со стороны своих американских похитителей в тюрьме Абу-Грейб во время второй войны в Ираке. (кредит: Министерство обороны США)
ОБЗОР
Поведение человека сильно зависит от наших социальных ролей, норм и сценариев. Чтобы знать, как действовать в той или иной ситуации, мы поделились культурными знаниями о том, как вести себя в зависимости от нашей роли в обществе. Социальные нормы диктуют поведение, подходящее или неподходящее для каждой роли. У каждой социальной роли есть сценарии, которые помогают людям выучить последовательность подходящего поведения в данной обстановке. Знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент — пример того, как сила ситуации может диктовать социальные роли, нормы и сценарии, которым мы следуем в данной ситуации, даже если это поведение противоречит нашему типичному поведению.
Каталожные номера:
Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4.0. https://openstax.org/details/books/psychology
Упражнения
Контрольные вопросы:
1. A(n) ________ представляет собой набор групповых ожиданий в отношении соответствующих мыслей и поведения ее членов.
а. социальная роль
б. социальная норма
c. сценарий
д. attribution
2. В свой первый день футбольной тренировки Хосе надел футболку, шорты и бутсы и выбежал на поле, чтобы присоединиться к своим товарищам по команде. Поведение Хосе отражает ________.
а. скрипт
б. социальное влияние
c. хорошее спортивное поведение
d. нормативное поведение
3. При покупке одежды подростки часто следуют социальным нормам; это, вероятно, мотивировано ________.
а. следуя правилам родителей
b. экономия денег
c. фитинг в
d. хорошо выглядит
4. В Стэнфордском тюремном эксперименте даже ведущий исследователь уступил своей роли тюремного надзирателя. Это пример влияния ________ на поведение.
а. скрипты
б. социальные нормы
c. соответствие
d. социальные роли
Вопросы критического мышления:
1. Почему «хорошие» охранники в Стэнфордском тюремном эксперименте не возражали против оскорбительного поведения других охранников? Были ли студенты-заключенные просто слабыми людьми? Почему они не возражали против издевательств над собой?
2. Опишите, как социальные роли, социальные нормы и сценарии проявлялись в Стэнфордском тюремном эксперименте. Как этот эксперимент можно применить в повседневной жизни? Есть ли более свежие примеры, когда люди начали выполнять роль и стали оскорблять?
Личные вопросы:
1. Попробуйте посетить религиозную службу, которая сильно отличается от вашей собственной, и посмотрите, как вы себя чувствуете и ведете себя, не зная соответствующего сценария. Или попробуйте посетить важное личное мероприятие, на которое вы никогда раньше не ходили, например бар-мицву (ритуал совершеннолетия в еврейской культуре), кинсеаньера (в некоторых латиноамериканских культурах вечеринка устраивается для девушки, которая исполняется 15 лет), свадьба, похороны или новое для вас спортивное мероприятие, например скачки или скачки на быках. Наблюдайте и записывайте свои чувства и поведение в этой незнакомой обстановке, для которой у вас нет соответствующего сценария. Вы молча наблюдаете за происходящим или просите другого человека помочь в интерпретации поведения людей на мероприятии? Опишите, как изменилось бы ваше поведение, если бы вы посетили подобное мероприятие в будущем?
2. Назовите и опишите не менее трех социальных ролей, которые вы выбрали для себя. Почему вы взяли на себя эти роли? Какие роли ожидают от вас, но вы пытаетесь сопротивляться?
Глоссарий:
Сценарий
Социальная норма
Социальная роль
Стэнфордская тюрьма Эксперимент
Ключевые выводы
Вопросы для обзора:
1. B
2. A
3. C
4. D
Вопросы критического мышления:
оскорбительное поведение охранников из-за силы ситуации. Кроме того, поведение начальника тюрьмы санкционировало негативное отношение охранников к заключенным. Заключенные не были слабыми людьми; их завербовали, потому что они были здоровыми, психически стабильными взрослыми. Сила их социальной роли побудила их к подчиненному поведению заключенных. Сценарий для заключенных состоит в том, чтобы мириться с оскорбительным поведением со стороны авторитетных лиц, особенно в качестве наказания, когда они не следуют правилам.
2. Социальные роли были разыграны, поскольку каждый участник разыгрывал поведение, соответствующее его роли заключенного, охранника или надзирателя. Сценарии определяли конкретное поведение охранников и заключенных, например унижение и пассивность. Социальные нормы тюремной среды санкционируют жестокое обращение с заключенными, поскольку они утратили многие из своих человеческих прав и стали собственностью правительства. Этот эксперимент можно применить к другим ситуациям, в которых социальные нормы, роли и сценарии диктуют наше поведение, например, в поведении толпы. Более свежим примером подобного поведения было жестокое обращение с заключенными со стороны американских солдат, которые работали охранниками в тюрьме Абу-Грейб в Ираке.