Социальная роль в психологии это: Социальная роль — Психологос

Социальная роль — Психологос

Социальная роль — модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение», которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Современное общество требует от человека постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Юные девушки очень рано осознают, что они должны быть красивыми, а юноши — что их образ должен дополняться образом идущей рядом красивой девушки. Гендерные роли предопределяют возрастные соотношения в парах. В рекламах и телепередачах седовласые мужчины часто появляются в романтическом окружении партнерш по возрасту намного младше себя. Видели ли вы когда-нибудь что-то обратное?

Как и почему каждое новое поколение усваивает поведение, присущее той или иной гендерной роли? Это происходит в процессе научения, основанного на подкреплении, наказании и моделировании (Bussey & Bandura, 1999).

Нарушение модели поведения, соответствующей определенному полу, жестоко наказуемо, особенно в подростковой среде. Предположим, что старшекурсник Эрни приглашает дружелюбную славную Эллен на танцы. Из- за того что Эллен не слишком хороша собой внешне, друзья Эрни немилосердно издеваются над ним за то, что он пригласил на свидание «уродину». Эрни не повторит больше своей ошибки. Его друг Джастин, видевший все это, поостережется в будущем приглашать на свидание не слишком симпатичных девушек. Согласно когнитивной теории социального научения, Джастину хватило наблюдения за тем, какое наказание постигло Эрни, чтобы понять, что юношам не следует приглашать на свидание непривлекательных девушек. См.→

Роль — социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→

Умеете ли вы играть свои социальные роли?

Ф.И. Шаляпин:

«Я уже говорил, что в жизни, как и в театре нужно иметь чувство меры.

Это значит, что чувствовать надо не более и не меньше того, что соответствует правде положения. Надо иметь талант не только для того, чтобы играть на сцене; талант необходим и для того, чтобы жить. Оно и понятно. Роль человека в жизни всегда сложнее любой роли, которую можно только себе вообразить на театре. Если трудно сыграть на сцене уже начерченную фигуру того или другого человека, то еще труднее, думаю я, сыграть свою собственную роль в жизни. Если я каждую минуту проверяю себя, так ли пошел, так ли сел, так ли засмеялся или заплакал на сцене, то, вероягно, я должен каждую минуту проверять себя и в жизни — так ли я сделал то или это? Если на сцене даже отрицательное должно выглядеть красиво, то в жизни необходимо, что бы все красиво выходило…

Вот почему я всегда удивлялся, когда встречал дворянина-помещика, министра, великаго князя, короля, которые вдруг, как плохой актер на сцене, в бездарье своем говорили фальшивым голосом фальшивые слова и делали фальшивые жесты, и так же, как бездарные актеры на сцене, не замечали, что они играют плохо.

Временами мне бывало противно смотреть на этих странных людей, как бывает противно смотреть на фальшивую истерику, исполненную фальшивой актрисой. Отсюда, думается мне, идут начала многих несчастий.

Надо помещику пойти к мужикам и с ними говорить. И выходит помещик, плохо играющий свою роль помещика, и говорить мужикам, пожалуй, дело, но ставит так запятыя и точки с запятой, делает такия неуместныя паузы, что мужики вместо того, чтобы вынести самое благоприятное впечатление от его зачастую действительно добрых намерений, выносят впечатление досадливое. Не понял актер-помещик атмосферы, не знал правильной интонации. Провалился. Через год, глядишь — горит его усадьба.

Приходит министр в парламент, скажем, в Думу. Выходит на трибуну и говорить. Слушают его уже не мужики, а люди, которые отлично понимают, где следует поставить запятую, и отлично понимают, где она поставлена министром. Немедленно они в своих ушах возстанавливают грамматическую неточность. Но министр плохой актер. Он не чувствует обстановки, не понимает «ситуации», и неточности начинают нагромождаться одна на другую. Какая нибудь забубённая голова выкрикивает нелестное замечание. Как плохой актер от неправильно поданной реплики, министр теряет тон и самообладание. Голос его начинает звучать фальшиво, жесты перестают подходить к принесенному делу. Мысль осталась недосказанной, дело недоделанным, а впечатление произведено отвратительное. Не понял министр своей роли — провалился.

А цари? Надо уметь играть царя. Огромной важности, шекспировскаго размаха его роль. Царю, кажется мне, нужна какая то особенная наружность, какой то особенный глаз. Все это представляется мне в величавом виде. Если же природа сделала меня, царя, человеком маленькаго роста и немного даже с горбом, я должен найти тон, создать себе атмосферу, — именно такую, в которой я, маленький и горбатый, производил бы такое же впечатление, как произвел бы большой и величественный царь. Надо, чтобы каждый раз, когда я делаю жест перед моим народом, из его груди вырывался возглас на все мое царство: — Вот это так царь! А если атмосфера не уяснена мною, то жест мой, как у бездарнаго актера, получается фальшивый, и смущается наблюдатель, и из груди народа сдавленно и хрипло вырывается полушопот: — Ну, и царь же!.

. Не понял атмосферы — провалился. Горит Империя.»

Распределение социальных ролей у животных

Крысы никогда не плывут все вместе на поиски пищи, у них происходит жесткое распределение ролей: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, которые не плавали, один независимый пловец и один неплавающий козел отпущения. Это разделение происходит всегда, у любых крыс и в группе любого размера. См.→

📖 24. Понятие социальной роли. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 24. Читать онлайн

Социальная роль — это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.

Социальную роль — это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах,

инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный — возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой — возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

3) личностно-ролевой — причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный — возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):

1) эмоциональностью — роли различаются по степени проявления эмоциональности;

2) способ получения — одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

3) структурированностью — часть ролей сформирована и строго ограничена, другая — размыта;

4) формализацией — часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая — произвольно;

5) мотивацией — системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли — система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли — субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;

3) играемые роли — наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;

2) предписания — требования к поведению;

3) оценки исполнения предписанной роли;

4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Психология bookap

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Социальные роли (определение + примеры) в психологии

Давайте поговорим о переключении кода. Возможно, вы сделали это, не зная об этом. Вы можете сделать это после того, как покинете эту комнату или поднимете трубку.

Переключение кода — это процесс переключения с одного лингвистического кода на другой. Иногда это говорит совершенно на другом языке. Вы можете начать говорить по-испански, чтобы англоговорящие вокруг вас не услышали, что вы над ними смеетесь. Или вы можете изменить свою речь, когда находитесь в зале заседаний, чтобы она звучала более «интеллигентно». Вы можете выскользнуть из этой речи, когда находитесь в более непринужденной ситуации.

Зачем мы это делаем? Почему мы меняем всю нашу речь только потому, что находимся в другой комнате или среди других людей? Часто мы меняем код или выполняем другие действия, потому что удовлетворяем потребность выполнять определенные социальные роли.

Что такое социальные роли?

Люди — социальные существа. Мы формируем социальные группы, которые преследуют определенные цели. У каждого члена этой социальной группы есть социальная роль.

Социальные роли — это определенные категории, которые люди определяют для себя, и они сопровождаются неписаными обязанностями, но также и кодексом поведения. Соблюдая этот кодекс поведения, каждый участник может выполнять свою роль и пожинать плоды этого. Действия вне этих ролей часто имеют последствия.

Почему у нас есть эти неписаные роли?

Почему конформизм так полезен в обществе? Эволюционная психология может дать ответ. Эксперты предполагают, что когда люди были частью племен, им приходилось вести себя осторожно, чтобы избежать ужасных последствий. Я говорю о серьезных последствиях – быть съеденным хищниками, голодать и т.д. 

Если бы каждый член группы действовал предсказуемо, другие члены могли бы быть уверены, что на их еду будут охотиться, что будет предоставлено убежище, а более уязвимым членам общества будет предоставлена ​​защита.

Но если кто-то действовал беспорядочно или не соответствовал своей роли, группе может стать не по себе. Если «собиратель» стал «охотником», группа может быть не уверена в количестве ягод или дичи, которые вернутся к концу дня. Группа может даже решить отказаться от человека, который ведет себя не в соответствии с их социальной ролью, чтобы их группа (и ее поведение) оставалась более предсказуемой.

Хотя социальные группы не всегда приносят еду друг для друга, тревога все равно возникает, если кто-то действует не по своей роли.

Как определяются социальные роли?

Кто определяет, кто охотник, а кто собиратель? Кто определяет, кто распоряжается деньгами в семье? Кто определяет, кто является «кормильцем», а кто «домохозяйкой»? Кто определяет, что в домашней обстановке должен быть один кормилец и одна хранительница домашнего очага?

Теория социальных ролей

Ответ можно найти в этих двух терминах: «кормилица» и «домохозяйка». Это два разных вида труда. Труд по охоте, собирательству и воспитанию детей также показывает, как эти роли развивались с течением времени.

Психологи Игли и Вуд предположили, что разделение труда определяет не только «роли» мужчин и женщин в обществе, но и стереотипы, относящиеся к каждому полу. Это известно как теория социальных ролей.

В рамках этих стереотипов находятся черты характера и поведения. Теория социальных ролей предполагает, что стереотипы о скромной, заботливой женщине и сильном, жестком мужчине исходят из этих ролей, изначально данных им в обществе. Как вы скоро узнаете, эти роли и стереотипы приводят к законам и наказаниям за простое поведение, относящееся к «ролям» каждого пола.

Социальные роли влияют на поведение 

Социальные роли влияют на поведение вплоть до самого незначительного выбора, например, ношения брюк или юбки. Любой, у кого есть хотя бы одна нога, может физически носить брюки или юбку. Но общество выработало множество писаных и неписаных правил о том, кому можно носить брюки или юбку.

Законы о маскараде, впервые принятые в 1800-х годах, устанавливают расплывчатые правила для типа одежды, которую люди могут носить на публике. Хотя эти законы не были приняты для определенных полов, социальные сдвиги заставили правоохранительные органы сосредоточить свое внимание на людях, которые «переодеваются». До 19В 60-е мужчины, одетые в платья, могли подвергнуться нападению со стороны полиции или быть брошенными в тюрьму из-за своей одежды. Но это правило не применялось к религиозным лидерам-мужчинам, которые, можно утверждать, формально носили юбки или платья по своей профессии. Это не применялось в Шотландии, где килты считаются традиционной одеждой.

Роль мужчины в обществе, а также его местонахождение определяют, обязан ли он иметь шов между ног.

В зависимости от круга общения, в котором вы находитесь, вы можете заметить, что эти правила начинают меняться. В некоторых обществах почитают трансвеститов и мужчин, которые чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы пройтись по подиуму в юбке. Другие по-прежнему оставляют юбки женщинам и религиозным лидерам-мужчинам.

Мы не ограничены одной ролью 

Мужчина, который может чувствовать себя комфортно в юбке на вечеринке близких друзей, может чувствовать себя не так комфортно, демонстрируя такое поведение на родео. По мере того, как мы входим и выходим из разных кругов, мы можем приспосабливать свое поведение к тому, где мы находимся в настоящем.

И наш пол — далеко не единственный фактор, который может «определить» нашу роль в обществе. Раса, религия, возраст и профессия могут определять, какую роль мы играем и какое поведение приемлемо. Эти роли также могут определять, какие «группы» считаются аутсайдерами, а какие считаются более заслуживающими ресурсов. Существует разрыв в оплате труда мужчин и женщин. Но этот разрыв в заработной плате шире или меньше в зависимости от расы человека.

И раса, и пол играют роль в том, как работодатель оценивает ценность этого человека в обществе и какую работу он может получить.

Конечно, наше поведение также зависит от нашей роли. Женщина, работающая вне дома, может принимать иные финансовые решения, чем женщина, которая весь день сидит дома. Женщина, которая вкладывает деньги, может быть готова высказать свое мнение в комнате, полной других женщин, но придерживать язык в комнате, полной мужчин. Мужчины в комнате могут учитывать мнение других мужчин, но даже не слушать женщину, которая делится своими мыслями. Мужчины в комнате также могут слушать других мужчин, исходя из их внешности, связывая умную одежду с умными решениями.

Мы постоянно полагаемся на свои социальные роли и предполагаемые социальные роли других, чтобы выносить суждения и определять поведение. И чем больше мы осознаем, как социальные роли и стереотипы могут влиять на нас, тем больше мы можем сделать шаг назад и принять более правильные и справедливые решения.

Вы осуждаете кого-то за то, что он делает что-то не так, или просто за то, что он «не соответствует» той социальной роли, которую ему отводит общество?

[ссылка на статью]

Теодор Т.

Теодор — профессиональный преподаватель психологии с более чем 10-летним опытом создания образовательного контента в Интернете. «Практическая психология» начиналась как полезный сборник статей по психологии, чтобы помочь другим студентам, который расширился до канала Youtube с более чем 2 000 000 подписчиков и онлайн-сайта с более чем 500 сообщениями.

Теория ролей в социальной психологии

«Весь мир — сцена, а все мужчины и женщины просто игроки»: В этих строках из книги «Как вам это понравится» Уильям Шекспир лаконично выразил суть теории ролей. Короче говоря, поведение людей проистекает из ролей, которые они играют в жизни. В социальной психологии роль определяется как совокупность ожиданий, сопровождающих определенное социальное положение. Действительно, слово происходит от французского role, обозначавшего пергамент, с которого актер читал свои строки. Каждый человек обычно играет несколько ролей в своей жизни; в разных контекстах или с разными людьми конкретный человек может быть студентом, другом или сотрудником.

Каждая из этих ролей имеет свои собственные ожидания относительно надлежащего поведения, речи, одежды и т.д. То, что может быть вознаграждено для человека в одной роли, будет неприемлемо для человека, занимающего другую роль (например, соревновательное поведение поощряется для спортсмена, но не для воспитателя). Роли варьируются от конкретных, поскольку они применяются только к определенной обстановке, до диффузных, поскольку они применяются в различных ситуациях. Например, гендерные роли влияют на поведение во многих различных контекстах; хотя кто-то может быть кассиром, когда он на часах, она женщина во всех условиях. Теория ролей исследует, как эти роли влияют на широкий спектр психологических результатов, включая поведение, отношения, познание и социальное взаимодействие.

История теории ролей

В рамках социальной психологии теория ролей обычно фокусируется на ролях как на причинах (а) поведения отдельных лиц или групп и (б) выводов об отдельных лицах или группах. Одно из фундаментальных положений социальной психологии состоит в том, что социальная и физическая среда оказывает глубокое влияние на мысли и поведение людей. Теория ролей утверждает, что роли, которые люди занимают, создают контексты, формирующие поведение. Например, Стэнфордский тюремный эксперимент продемонстрировал, что обычные студенты колледжа демонстрировали поразительно различное поведение в зависимости от того, были ли они назначены охранниками или заключенными в смоделированной тюремной среде. Вскоре заключенные стали вести себя кротко и покорно, в то время как тюремные охранники стали проявлять доминантное и оскорбительное поведение. В целом люди мотивированы вести себя так, чтобы соответствовать ценным социальным ролям. Награды проистекают из соответствия ценным социальным ролям, а наказания — из-за несоответствия таким ролям.

Теория ролей также исследует, как наблюдатели формируют выводы о личности и способностях других на основе их ролей. Действительно, один из первых вопросов, который задают при знакомстве, — «Чем ты занимаешься?» Классической иллюстрацией того, как роли влияют на представления о других, является исследование, в котором люди участвовали в викторине вместе с партнером. Их роли в качестве спрашивающего или участника распределялись случайным образом путем подбрасывания монеты на виду у обоих участников. Спрашивающему было поручено написать серию вопросов общего характера, основанных на том, что он или она знали, а затем спрашивающий задал эти вопросы участнику. После этой викторины участники оценили общие знания себя и своих партнеров. И участники, и наблюдатели оценили задавших вопросы как более осведомленных, чем участник. На самом деле, согласно объективным тестам, испытуемые и конкурсанты не отличались знаниями. Это исследование ясно показало, что наблюдение за кем-то в определенной роли приводит к выводу о связанных чертах, даже когда его или ее поведение требуется для конкретной роли, эта роль назначается произвольно, и назначение ролей очевидно для всех участников.

Эти суждения о чертах характера частично формируются потому, что наблюдатели делают вывод, что люди обладают чертами личности, которые позволяют им выполнять свои роли. Например, видя, как кто-то заботится о щенке, можно сделать вывод, что этот человек чувствителен и добр. Напротив, наблюдение за тем, как кто-то играет в баскетбол, может привести к выводу, что этот человек агрессивен и склонен к соперничеству. Наблюдатели обычно предполагают, что люди обладают личными качествами или мотивацией вести себя определенным образом, и поэтому наблюдатели недооценивают, насколько роли вызывают поведение.

Механизмы: как роли влияют на поведение?

Внешние механизмы

Одним из основных способов влияния ролей на поведение является предоставление ролей или возможностей для различных действий. Например, конкурентные роли обычно способствуют самоутверждению, но препятствуют проявлению доброты. В исследовании викторины, описанном ранее, роль спрашивающего позволяла демонстрировать знания. Эта демонстрация привела к выводу, что спрашивающий был чрезвычайно хорошо осведомлен, даже несмотря на то, что оба партнера проверяли одинаковые общие знания, и спрашивающему было разрешено выбирать вопросы, которые он или она знали.

Ожидания других, основанные на вашей роли, также сильно влияют на поведение. Во многих экспериментах задокументированы эффекты самосбывающегося пророчества, в которых убеждения человека о цели подтверждаются, потому что человек вызывает такое поведение у цели. Например, Роберт Розенталь и его коллеги продемонстрировали влияние ожиданий на других, предоставив учителям списки учеников, которые, как было установлено, могут развить особые способности в течение учебного года. По правде говоря, эти студенты изначально ничем не отличались от других студентов. Однако учителя оценивали этих детей как более любознательных, интересных и склонных к успеху, и к концу учебного года «поздние расцветающие» ученики действительно показали лучшие результаты, чем другие ученики. Исследования самосбывающегося пророчества эффективно продемонстрировали, как ожидания в отношении исполнителей разных ролей (например, что руководители будут агрессивны, а женщины эмоциональны) могут стать реальностью.

Внутренние механизмы

При повторном опыте в роли аспекты этой роли могут быть интернализованы в я-концепции — например, повторяющийся опыт соперничества с другими может привести к тому, что человек идентифицирует себя как «конкурентный». Эти интернализированные конструкции становятся важной частью идентичности и переносятся через границы различных ролей. Действительно, трансформация идентичности часто происходит, когда люди входят в роль или покидают ее. Крупные жизненные перемены, такие как поступление в колледж, начало новой работы или женитьба, представляют собой некоторые из этих сдвигов ролевой идентичности.

Когда кто-то занимает определенную роль, он или она социализируется для выполнения определенного поведения. Кроме того, больший опыт выполнения задач, связанных с ролью, способствует комфорту и опыту в конкретных областях. Таким образом, люди могут начать чувствовать большую самоэффективность в ролях, которые они ранее занимали. Более того, социализация в диффузных ролях (например, гендерных ролях) может привести к большему комфорту в деятельности, совместимой с этими ролями, в результате чего люди выбирают определенные роли, которые соответствуют их диффузной ролевой социализации. Например, тенденция социализировать девочек в большей степени, чем мальчиков, для удовлетворения потребностей других, может способствовать более широкому выбору женщинами карьеры, ориентированной на общину или заботу.

Выводы из теории ролей

Теория ролей предоставила важную основу для понимания предполагаемых и реальных групповых различий. Точно так же, как воспринимающие не в состоянии исправить влияние ролей на поведение людей, они не в состоянии исправить влияние ролей на поведение членов группы. Ролевая точка зрения на содержание стереотипов была применена для понимания стереотипов, основанных на поле, возрасте, этнической принадлежности и культуре. Согласно социально-ролевой теории половых различий и сходства, традиционное разделение труда (при котором женщины сосредоточены на ролях заботливых, а мужчины — на ролях кормильцев) приводит к выводу, что мужчины и женщины обладают чертами, которые позволяют им выполнять свои роли. . Более того, члены группы могут различаться в своем поведении из-за текущего или исторического распределения по определенным социальным ролям. Как указывалось ранее, занятость ролью может привести к ограничениям в поведении, а также к развитию навыков и способностей, связанных с этими ролями.

Ролевая теория также дает объяснение источников предубеждений против определенных групп. Теория соответствия ролей утверждает, что негативность возникает из-за несоответствия между требованиями ценимых социальных ролей и воспринимаемыми характеристиками человека или группы. Например, негатив возникает, когда стереотип группы (например, женщины добрые) не соответствует характеристикам, требуемым ролью (например, лидеры агрессивны). Таким образом, как способ понять, как поведение вытекает из окружающего контекста, теория ролей обеспечивает полезную основу для понимания поведения, мыслей и отношений самого себя и других.

Ссылки:

  1. Игли, А. Х., и Карау, С. Дж. (2002). Теория ролевого соответствия предубеждений по отношению к женщинам-лидерам. Психологический обзор, 109, 573-598.
  2. Игли, А. Х., Вуд, В., и Дикман, А. Б. (2000). Социальная ролевая теория половых различий и сходств: текущая оценка. В T. Eckes & HM Trautner (Eds.), Социальная психология развития пола (стр.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts