26.Понятие личность в социологии
Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.
Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.
Под структурой личности понимают соотношение основных компонентов личности как социального образования.
К проблеме структуры личности в социологии существует не один подход. Структура личности в социологии – один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением.
Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов — это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я – это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм. Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны – с запретами, которые диктует Сверх-Я.
Социальная структура личности в социологии отражается в культуре и наоборот. В структуре личности соотносятся традиционные и современные пласты культуры. В условиях кризиса, когда затрагивается высший культурный слой, нижний традиционный слой может активизироваться сам. Это происходит в условиях ломки нравственных и идеологических норм и ценностей. Характерно подобное послойное снятие культурных пластов и при определенных психических заболеваниях. В ходе анализа структуры личности невозможно не рассмотреть вопрос соотношения социального и индивидуального начал. Каждая личность неповторима и уникальна.
С другой стороны, личность является существом социальным, коллективным, ей присущ коллективизм. Теории личности в социологии направлены на изучение связи процесса развития и формирования личности с развитием и функционированием социальных общностей, связи личности и общества, отдельных групп. Наиболее известными теориями личности в социологии являются теория зеркального «Я», психоаналитическая теория, ролевая теория личности и марксистская теория.Психоаналитическая теория во главе с З.Фрейдом нацелена на раскрытие противоречий внутреннего мира человека, психологических аспектов связи человека и социума.
Ролевая теория была выведена Т.Парсонсоном, Р.Минтоном и Р.Мертоном. Согласно ей социальное поведение описывается двумя основными понятиями: «социальная роль» и «социальный статус». Статус означает позицию человека в социальной системе. Роль – это действия, которые выполняет человек, которому свойственен определенный статус.
Марксистская теория видит личность как продукт развития индивида в социуме.
4.3. Социальная структура личности. Типология личностей . Социальная философия и социология
В общем плане структура личности представляет собой совокупность взаимодействующих элементов. Существует ряд подходов к выявлению структуры личности. Например, личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных элементов.
Согласно другому подходу, в структуре личности выделяются[17]:
• способ реализации в разнообразных видах деятельности социальных качеств личности;
• объективные социальные потребности личности;
• способности к творческой деятельности, знания и навыки;
• овладение культурными ценностями общества, духовный мир личности;
• нравственные нормы и убеждения.
Еще одна модель структуры личности предложена в диспозиционной концепции личности. Диспозиция личности – это ее предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Систему диспозиций личности образуют концепция жизни и ценностные ориентации, общая направленность личности, социально фиксированные установки (эмоциональные, когнитивные, собственно поведенческие компоненты). Это высший уровень диспозиций.
Низший уровень диспозиций связан с ситуативными социальными установками, исходящими из конкретных условий, в которых осуществляется деятельность.
Если высшие диспозиции личности регулируют общую направленность социального поведения, то низшие – поведение в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях.
Вопрос о социальной типологии личности является одним из основных в социологии. Социальный тип личности – это «обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личности, входящих в какую-либо социальную общность»[18]. Другими словами, тип личности выражает черты социальной группы, ее сущность.
В социологии представлены разные типологии личностей. Исходной теоретико-методологической посылкой для наиболее абстрактной из таких типологий является тип общества, который характеризуется сложным переплетением историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Тип общества предполагает наличие базисного типа личности, максимально соответствующего сложившимся условиям. Но кроме того, любой тип общества характеризуется и модальным, реально господствующим типом личности. Если базисный тип личности отвечает на вопрос, каким должен быть человек в данной исторической ситуации, то модальный – каков он есть на самом деле.
Типология личности может строиться и на основе выделения преобладающих ориентаций той или иной личности. В связи с этим обнаруживается теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный типы личностей.
Широко распространены типологии личностей, исходящие из их принадлежности к определенным общностям: например, рабочие, военнослужащие, педагоги и пр.
По отношению к процессу социализации личности различаются: социализированные – адаптированные к условиям своего социального бытия; десоциализированные – девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайняя форма этого отклонения – маргинальность) и психически аномальные (психопаты, невротики и т. п.).
Для социологии права большое значение имеют изучение личности преступника и проведение типологии преступников. При этом важно исходить из посылки, что человек по своим психическим качествам не может быть обречен на социальную роль преступника, но вместе с тем у каждого из преступников обнаруживается и нечто общее, что позволяет выделить особый тип личности – преступников.
В типологии личности преступника различаются: общий тип преступников, личность преступника определенной категории и определенного вида. Как отмечалось, тип личности – это интеграция ее направленности, ценностных ориентаций с характерными для нее общими способами поведения и адаптации в социуме. Критерием типического в преступнике является степень его общественной опасности. По направленности личности преступника возможна следующая типология: асоциальный (менее злостный), антисоциальный (злостный) и тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции (случайный).
По содержанию ценностно-ориентационной направленности преступников различают корыстный тип, корыстно-насильственный и насильственный. Данная типология может быть продолжена и далее.
Социальная типология личности была бы неполна без ролевого и статусного изучения. Благодаря Дж. Миду и Р. Линтону сформировалась ролевая теория личности, согласно которой личность может описываться посредством усвоенных и принятых субъектом или вынуждено выполняемых социальных функций и образцов поведения, ролей. В самом деле, каждый человек занимает в обществе определенное место, включен в целый ряд социальных групп, выполняет в них те или иные функции. В понятии «социальная роль» заключены конкретные требования и ожидания в отношении поведения человека.
Сами социальные ожидания в отношении конкретных социальных ролей производны от социально-политической, экономической и иных структур общества. Вместе с тем социальные роли имеют и объективную основу, они обусловлены практическими отношениями и потребностями функционирования общества. Содержание социальной роли детерминирует поведение человека. Система социальных санкций обеспечивает надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью. В совокупности социальных ролей проявляется специфика сложившихся общественных отношений. Общество навязывает индивиду социальные роли, но их принятие, исполнение всегда происходит через собственное, личностное его отношение к ним.
Различают конвенциональные и межличностные социальные роли. Первые характеризуются как предписанные образцы поведения, которые ожидаются и требуются от человека в данной ситуации. Вторые определяют взаимодействие людей друг с другом.
Процесс формирования личности может трактоваться как ее вживание в различные социальные роли, которые предписывают определенное поведение человеку. Но вопрос состоит в том, как личность усвоит эти роли и усвоит ли вообще, как будет выполнять их, насколько она может «отойти» от заданных ролей. Ролевая концепция, безусловно, многое объясняет в социологии личности, но от нее нельзя требовать целостных представлений о личности.
При анализе личности и ее места в обществе часто используется понятие «социальное положение». Социальную роль при этом можно рассматривать как функцию социального положения. Понятие «социальное положение» раскрывает принадлежность индивида к той или иной социальной группе, ничего не говоря при этом о его функциях. Поэтому для социологии большое значение имеет понятие «социальный статус личности», которое выражает социальную роль личности в единстве с ее социальным положением. «Оно удачно объединяет в себе и функциональную и оценочную стороны, показывает, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими людьми, обществом»[20]. Социальный статус – это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию в социальной системе благодаря наследуемым признакам или собственным усилиям, выделяются предписанный и достигаемый статусы. Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы. Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы в соответствии с его личными качествами.
Итак, социальный статус характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность, оценку последней со стороны общества, выражающуюся в конкретных показателях (зарплата, премии, привилегии, звания, награды и пр. ), а также самооценку.
Понятия «социальная роль» и «социальный статус» имеют большое значение в криминологии. Криминологическое значение социальная роль приобретает в ряде случаев. Например, когда преступная деятельность носит устойчивый характер; при этом складывается структура преступной группы, со своим распределением ролей, а также когда имеет место конфликт ролей, одна из которых связана с противоправной деятельностью, а прочие – нет.
В юридической литературе часто используется понятие «правовой статус личности», означающее установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей.
Социальная структура | Определение, примеры, теории и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Table of Contents
- Introduction
Structure and social organization
Structural functionalism
Theories of class and power
Structuralism
Later trends in social structure theory
Conclusion
Краткие факты
- Связанный контент
SOC100 — Заметки о социальной структуре
I. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА: МАКРОУРОВЕНЬ
ПЕРСПЕКТИВА:
— Социальная структура (Макроперспектива) – это устойчивая модель социальных отношений, существующая в определенном обществе или группе.
—Обеспечивает рамки, в которых мы взаимодействуем с другими. Структура влияет на взаимодействие, т. е. экономическая структура, например, влияет на то, как мы взаимодействуем с другими (начальник и служащий при капитализме).
— Социальная структура включает :
Социальные институты, группы, статусы, роли и нормы.
A. Функциональная теория : Социальная структура необходима, поскольку она создает порядок и предсказуемость в обществе (Parsons, 1951).
—Также помогает людям сформировать самооценку
— Связывает людей с обществом в целом посредством паутины социальных отношений (таким образом, бездомные находятся в невыгодном положении, потому что у них мало связей).
—Социальная структура помогает людям понять свое окружение (как детям, так и взрослым).
B. Теория конфликта: Социальная структура создает границы, которые определяют своих и чужих.
1. социальная маргинальность : состояние частичного инсайдера и частично аутсайдера в социальной структуре (Park, 1928).
—Результаты стигматизации .
— Стигма : любой физический или социальный атрибут или признак, который настолько обесценивает социальную идентичность человека, что лишает этого человека права на полное социальное признание (Goffman, 1963).
—Социальная структура может ограничивать наши возможности и помещать нас в произвольные категории, не по нашему выбору.
— Маркс сказал, что способ организации экономического производства является наиболее важным структурным аспектом любого общества.
—Здесь, в капиталистических обществах, где немногие люди контролируют труд многих, социальная структура отражает систему отношения господства между категориями лиц (собственник—работник, работодатель—служащий).
II. КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
A. статус : социально определенное положение в группе или обществе, характеризующееся определенными ожиданиями, правами и обязанностями.
—независимо от людей, населяющих их
—Используется также для обозначения людей с более низким статусом, таких как бездомные.
1. набор статусов : все статусы в данный момент времени (т. е. вы можете быть студентом, сыном, бойфрендом и сотрудником — это ваш набор статусов.)
а. присвоенный статус : социальное положение, присвоенное при рождении или полученное принудительно в более позднем возрасте (т. е. ваш социальный класс: если вы родились в богатой семье, это богатство «дано» вам; вы ничего не сделали, чтобы его заработать. Этническая принадлежность человека также является его приписываемым статусом..
—Влияет на достигнутый статус ( раса, этническая принадлежность, пол влияют на то, чего мы достигаем, в основном потому, что люди склонны относиться к нам по-разному и предъявляют к нам разные ожидания в зависимости от нашего пола, расы и этнической принадлежности, и это лишь некоторые из них)
b. достигнутый статус : социальное положение, которое человек занимает добровольно в результате личного выбора, заслуг или прямых усилий ( профессия, образование, доход/преступник, наркоман, бездомный ).
c. основной статус: самый важный статус, который занимает человек, определяет общее социальное положение человека. (Быть бедным или богатым, потому что это влияет на другие аспекты жизни
Женщины : традиционно дочь, жена, мать, но теперь все чаще род занятий.
Мужчины : традиционно, занятие
2. Символы статуса : Материальные признаки статуса, информирующие других о социальном положении ( обручальное кольцо с бриллиантом, одежда, автомобили, тележка для бездомных, школьная сумка, форма и т. д.)
B. роль : Набор поведенческих ожиданий , связанных с данным статусом
1. ожидание роли : определение обществом того, как следует играть определенную роль.
— Исполнение роли – это то, как человек на самом деле играет эту роль. Иногда это отличается от ожидаемого (например, когда жена изменяет мужу, когда политический деятель лжет общественности, когда родитель жестоко обращается со своим ребенком).
2. конфликт ролей: возникает, когда 9 предъявляет к человеку несовместимые ролевые требования.0171 два или более статусов проводятся одновременно.
3. ролевое напряжение: возникает, когда несовместимые требования встроены в единый статус , который занимает человек (Женщины на рынке труда из-за более низкой оплаты, меньшего престижа, большего количества препятствий. Другой пример — президент США — у нас есть все эти ожидания для этого одного статуса, и он/она не может сделать все это).
4. выход из роли: происходит, когда люди отказываются от социальных ролей, которые были центральными для их самоидентификации ( разведенных, пенсионеров, бывших заключенных, выпускников ).
C. социальные группы : состоят из двух или более людей, которые часто взаимодействуют и разделяют общую идентичность и чувство взаимозависимости ( друзей, занятия в колледже, работа).
1. первичная группа : меньшая , менее специализированная группа, члены которой участвуют в личных , эмоциональных взаимодействиях в течение продолжительного периода времени , друзья по работе/коллеги).
2 . вторичная группа : более крупная , более специализированная группа, члены которой вовлечены в более безличные , целенаправленные отношения в течение ограниченного периода времени ( школы, церкви).
—Собираются вместе для достижения определенной цели
—Люди относятся друг к другу с точки зрения конкретных ролей и более ограниченных видов деятельности.
3 . социальная сеть: ряд социальных отношений, которые связывают человека с другими.
4. формальная организация : высокоструктурированная группа , сформированная для выполнения определенных задач или достижения конкретных целей .
Д. социальные учреждения : Набор организованных убеждений и правил, определяющих, как общество будет пытаться удовлетворить свои основные социальные потребности.
— Обычно сосредотачивается вокруг 5 социальных учреждений :
—Семья, религия, образование, экономика, правительство/политика
— Группа состоит из конкретных, идентифицируемых людей
—Учреждение – это стандартизированный способ делать что-либо.
— Теория конфликта утверждает, что социальные институты, такие как правительство, сохраняют привилегии богатых и влиятельных, в то же время способствуя беспомощности других ( реконструкция и разрушение малообеспеченного/доступного жилья. Состоятельные инвесторы получают выгоду).
III. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: МИКРОУРОВЕНЬ
ПЕРСПЕКТИВА
A. Социальные взаимодействия: интерпретации различаются
—Некоторые общие значения, но интерпретации различаются
(длинные)
— Гражданская невнимательность : Способы, которыми человек демонстрирует осознание того, что другой присутствует, не привлекая к этому человеку особого внимания.
— Демонстрирует, что взаимодействие действительно имеет паттерн , который регулирует форму и процессы (но не содержание) социального взаимодействия ( Идя навстречу друг другу на улице, смотрите друг на друга достаточно долго, чтобы признать, но не быть грубый).
— Социальные контакты имеют разное значение для мужчин и женщин, белых и цветных людей, а также для представителей разных социальных классов.
B. Социальное конструирование реальности: субъективное
— Социальное конструирование реальности : процесс, посредством которого наше восприятие реальности в значительной степени формируется субъективным значением, которое мы придаем опыту.
—Влияет на то, что мы видим и как реагируем.
1. Самоисполняющееся пророчество : Ложное убеждение или предсказание, которое вызывает поведение, которое делает исходное ложное убеждение правдой.
— Итак, мы конструируем реальность такой, какой мы ее видим, и действуем таким образом, который ее создает.
—Доминирующие члены группы с престижным статусом могут иметь возможность устанавливать, как другие люди определяют «реальность» (как, по их мнению, «должно быть» (например, «Семья») .
C. Этнометодология : Изучение знаний здравого смысла, которые люди используют для понимания ситуаций, в которых они оказываются.
—Взаимодействие основано на предположениях об общих ожиданиях ( по очереди говорят ).
—Этно нарушают правила и наблюдают за реакцией других людей.
—Но ожидания реальности также связаны с полом, социальным классом, расой/этнической принадлежностью ( женщины могут по-разному реагировать на «нарушение правил»).
D. Драматургический анализ : Исследование социального взаимодействия, которое сравнивает повседневную жизнь с театральным представлением (Гоффман, 1959).
— Жизнь – это театральное представление
1. Эрвинг Гоффман: повседневное общение похоже на драматическую постановку
2. Представление себя — люди представляют себя наиболее благоприятно — управление впечатлением : относится к усилиям людей представить свой наиболее благоприятный образ.
— сохранение лица : стратегии спасения производительности.
— изученное несоблюдение : когда один исполнитель игнорирует недостатки в работе другого, чтобы не смущать всех. Мы прощаем других, потому что тоже потерпели неудачу ( Wendy at Raley’s ).
3. Социальное взаимодействие, как и в театре, имеет переднюю сцену и заднюю сцену.
4. Управлять впечатлениями сложно, если вы играете более одной роли.
E. Социология эмоций
1. «Правила чувств» Арли Хохшильд
—Сформируйте соответствующие эмоции для данной роли или конкретной ситуации.
— Включает, как, когда, где и с кем следует выражать эмоции.
—Сообщает нам, что требуется, приемлемо и неприемлемо.
2. Эмоциональный труд : Встречается только на работах, требующих личного контакта с общественностью или создания состояния ума (такого как надежда, желание или страх) у других (Hochschild, 1983)
- (Во время ожидания на столах или когда нам нужно показать эмоции, которые на самом деле не соответствуют нашим чувствам, просто чтобы доставить удовольствие другим.)
— Сотрудники должны показывать чувства, которые часто не являются их собственными.
— Эмоциональный труд является проблемой, поскольку он может привести к отчуждению от своего «истинного» «я».
—К. Райт Миллс говорит, что эмоциональный труд самоотчужден:
— Коммерциализация наших чувств может дегуманизировать нашу работу и вызвать отчуждение и презрение, которые распространяются на другие аспекты нашей жизни (Hochschild, 19 лет).83).
3. пол, класс и раса:
— Пол : Мужчины и женщины приучаются по-разному выражать эмоции ( плач ).
— Класс : некоторые родители из среднего и высшего класса часто работают с людьми и, таким образом, подчеркивают важность эмоционального труда для своих детей, в большей степени, чем родители из рабочего класса, которые склонны работать с вещами, а не с людьми.
Раса : дискриминация и расизм заставляют постоянно управлять чувствами.
F. Невербальное общение: Передача информации между людьми без использования слов.
—Включает:
—визуальные сигналы: жесты, внешний вид)
—вокальные характеристики (интонация, громкость, высота тона)
— факторы окружающей среды (пространство, положение)
—Все значения аффекта
(мимика, движение головы, положение тела)
(опрос задержанных в полиции).
—Может быть преднамеренным или непреднамеренным
— Социальное взаимодействие регулируется невербальным общением
(положение тела и зрительный контакт сигнализируют о том, что мы хотим или не хотим с кем-то разговаривать).
— Мимика, зрительный контакт и прикосновения : Половые различия ( улыбка )
— Прикосновение : женщины обнимают и прикасаются к другим, чтобы выразить привязанность и эмоциональную поддержку, а мужчины, чтобы давать указания, утверждать власть и выражать сексуальный интерес (Wood, 1999).
G. личное пространство: зависит
— Пространство, непосредственно окружающее человека, которое этот человек считает личным ( встаньте рядом со студентом и спросите, удобно ли ему )
— Влияние возраста, пола, социального положения и типа взаимоотношений
IV. ОБЩЕСТВА: ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
КОНСТРУКЦИЯ
—Изменения в социальной структуре затрагивают отдельных людей, группы и общества.
—Взаимодействия основаны на социальной структуре (статус, роли, группы, институты), поэтому изменения в структуре приводят к изменениям во взаимодействии.
—Изменение в разделении труда ведет к изменениям в социальной структуре, что ведет к изменениям во взаимодействии.
—Как Макро влияет на Микро (и наоборот)
Типология А. Дюркгейма: как общества удерживают
вместе?
—Во-первых, типология — это просто классификационная схема, содержащая две или более взаимоисключающих категории, которые используются для сравнения различных видов поведения или типов обществ.
1. Механическая солидарность: Относится к социальной сплоченности в доиндустриальных обществах ( простых, менее развитых обществах).
—На основе общих моральных убеждений, ценностей
а) Людей объединяют общие ценности и общие социальные связи.
б) Автоматическое чувство принадлежности
c) Социальное взаимодействие очное , интимное, первичные группы
г) узкая специализация (минимальное разделение труда — аналогичная работа, узкая специализация, сходный статус
—Разделение труда в доиндустриальных обществах сделало социальную структуру/взаимодействие определенным образом, поскольку оно было основано на непосредственном взаимодействии и общих моральных принципах и ценностях.
—Сознательный коллектив
2. Органическая солидарность: Относится к социальной сплоченности, присущей индустриальным обществам ( современные и передовые общества ).
—Разделение труда меняется, поэтому меняется и взаимодействие.
— Взаимодействие основано на общей зависимости людей друг от друга.
а) «Органические» органы тела, функционирующие взаимозависимо.
b) Социальное взаимодействие:
- без личного
- более статусная
- более сосредоточены на конкретных целях и задачах
в) Люди выступают специализированные задачи
г) Люди чувствуют себя объединенными своей взаимозависимостью
e) Связаны практическими соображениями
—ВСЕ в связи с изменениями в разделении труда
— Но Дюркгейм утверждал, что в современных обществах органическая солидарность реализована еще не полностью.
Типология Б. Тонниса: относится к степени социальной
солидарность. (1855-1936)
—Тоннис спросил: Что происходит, когда происходит потеря сообщества?
- gemeinschaft : («сообщество»)
—Традиционное общество, в котором социальные отношения основаны на личных узах дружбы и родства и на стабильности между поколениями.
—(Доиндустриальные США, Простые, малые общества )
а) Отношения, основанные на приписанных статусах . Приверженность группе.
—В чем вы родились, не достигнув большего
b) сильное чувство принадлежности и приверженность группе
c) общественный контроль и социальная солидарность поддерживаются сообществом
d) ограниченная конфиденциальность
2. gesellschaft : («ассоциация»):
—Большое городское общество, в котором социальные связи основаны на безличных и специализированных отношениях, с небольшой долгосрочной приверженностью группе или консенсусом по ценностям (Современные, городские, промышленно развитые общества )
а. отношения основаны на достигнутых статусах
б. взаимодействия являются преднамеренными и расчетными
в. личный интерес доминирует над потому что они чувствуют, что у них мало общего
—Все в силу характера социальной структуры
V. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ И
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ ВЕКЕ
- Расширенные возможности, но все еще проблемы
- стресс, страх, бездомность, дискриминация, бедность