Социально психологическая культура управления: Вопрос 2. Социально-психологическая культура управления в правоохранительных органах

Психологическая культура как условие успешной профессиональной деятельности консультанта сетевой компании

Аннотация: статья посвящена изучению феномена психологической культуры как фактора, определяющего эффективность профессиональной деятельности консультанта сетевой компании. Определено понятие «психологическая культура», его структурные компоненты. Обоснована значимость психологической культуры в деятельности консультанта сетевой компании.
Ключевые слова: психологическая культура, компетенция, психологическая компетентность, компоненты психологической культуры.

Основная деятельность консультанта сетевой компании — это осуществление прямых продаж, главным её условием является установление контакта с клиентом, а целью — создание и поддержание отношений. Сетевые компании предъявляют высокие требования к консультантам, добивающимся профессионального роста, как к наиболее активным представителям компании, составляющим её репутацию. Иерархия структуры, являющейся основой сетевого маркетинга, предполагает задействование каждого консультанта в обучении новичков, формирование института наставничества. Ежедневно сталкиваясь с проблемными ситуациями, предъявляющими требования к качеству общения, консультант нуждается в наличии базовых психологических знаний о его природе, умении применять эти знания в практической деятельности и передавать структуре, самостоятельно осуществлять поиск новых путей совершенствования на основе первичного, общего обучения.

Сформированность психологической культуры консультанта является основополагающим ресурсом осуществления его профессиональной деятельности.

Исследованием психологической культуры занимались Л.Д. Демина, И.В. Дубровина, Т.Е. Егорова, Л.С. Колмогорова, Н.Б. Лисовская, О.И. Мотков, А.Б. Орлов, В.В. Семикин, Е.А. Трощинина и другие. Относительная новизна этого понятия обуславливает различия в его определении.

Т.Е. Егорова определяет психологическую культуру человека как совокупность культурно-исторических способов человеческой деятельности по восприятию и произвольной регуляции переживаемых человеком эмоциональных состояний, психических процессов и состояний сознания, включая поведенческие акты, и указывает, что она имеет характер гуманистически и экологически ориентированного отношения человека к окружающему миру и самому себе.

В своих деятельностных характеристиках психологическая культура предвосхищает поступки, поведение и все виды деятельности человека [1].

Согласно определению О.И. Моткова, психологическая культура — это интегральная характеристика личности, которая проявляется в культурных способах жизнедеятельности и взаимодействия с миром и включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. Психологическая культура выражается в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития [2].

По определению Н.И. Исаевой, психологическая культура — это свойство личности, заключающееся в готовности и способности субъекта быть гармоничным с собой, с другими людьми, природой, окружающим миром; это мера гуманизации человека и способ гармонизации личности, системообразующим конструктом которого является «Я». Психологическая культура, характеризуя высокий уровень самосознания, саморегуляции и готовности личности к целенаправленной работе по саморазвитию и самосовершенствованию, обеспечивает гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением [3].

В современной науке принято выделять понятия «компетенция» «компетентность» как ключевые новообразования обучения и практической деятельности. Компетенции становятся основным результатом образования на каждом его этапе, от дошкольного до высшего. Следствием этого является необходимость применения компетентностного подхода к содержанию обучения консультантов сетевой компании, которое строится на основе их предыдущего опыта.

Прежде всего, необходимо определить содержание понятий «компетенция», «компетентность». По мнению Е.В. Харитоновой, компетенция — это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «времени»; это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для решения проблемы [4].

В научных исследованиях В.И. Долговой, Г.Ю. Гольевой, Е.В. Мельник, Н.Н. Ниязбаевой [5, 6, 7, 8] приведена следующая классификация компетенций:

— ключевые — это компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в быстроменяющемся обществе;

— базовые — это компетенции, отражающие специфику определенной области жизнеделятельности человека;

— специальные — это компетенции, представляющие собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражающие набор специфических функций, необходимых для выполнения конкретного действия, решения конкретной задачи или проблемы.

В основе каждой компетенции лежит психологическая компетенция как определенная система психологических свойств, включающая необходимый минимум социально-психологических знаний и умений их использовать для достижения успеха в различных формах взаимодействия с миром, другими людьми и самим собой. Следовательно, и психологическая компетентность становится основанием для любой компетентности, в том числе и профессиональной.

И.А. Егорова приводит следующую структуру психологической компетенции:

1) мотивационно-волевой компонент, включающий мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии, предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности;

2) функциональные компонент в общем случае проявляется в виде психологических знаний, умений, навыков человека, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

3) рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений [9].

Психологическая компетентность консультанта сетевой компании — это комплекс навыков и личностных свойств человека, его психологической грамотности, способствующих эффективному выполнению его профессиональных функций. На наш взгляд, применительно к консультанту сетевой компании психологическая компетентность проявляется в:

— готовности к целеполаганию, планированию и контролю выполнения плана;

— готовности к эффективной коммуникации в рамках профессиональной деятельности;

— мотивации личностного и профессионального роста и способность мотивировать других;

— готовности к передаче профессионального опыта в процессе просветительской деятельности.

В.В. Семикин характеризует психологическую культуру как более широко определённую психологическую компетентность [10].

Исследователями было предложено несколько подходов к выделению составляющих психологической культуры. В своей статье мы обратимся к подходу В.В. Семикина, выделившего следующие компоненты психологической культуры:

— когнитивный;

— рефлексивно-перцептивный;

— аффективный;

— волевой;

— коммуникативный;

— регулятивный;

— подсистема опыта социального взаимодействия;

— ценностно-смысловой [11].

Все эти компоненты находят отражение в структуре деятельности консультантов компании «Faberlic»:

— системе планирования;

— системе мотивации;

— системе рекрутирования;

— системе обучения.

Фундаментальной основой успешной профессиональной деятельности, саморазвития и обучения консультанта является система знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, в первую очередь о себе. Невозможно воздействовать на другого человека, не имея твёрдой собственной позиции, а личный пример является самым сильным средством этого воздействия. Следствием обучения и накопления опыта практической деятельности должны стать представления о собственном внутреннем мире и индивидуальных личностных качествах, использование этого знания как ресурса достижения новых высот личностного развития, а также развитый социальный интеллект.

Частью любой профессиональной деятельности, связанной с общением, является установление контакта между субъектами этой деятельности. Являясь инициатором контакта и ведущей частью системы «клиент—консультант», «рекрут—консультант», консультант определяет темп и стиль устанавливающегося взаимодействия. Для этого необходима психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя и других людей, способность прогнозировать течение отдельного разговора и динамику социального контакта в целом.

Необходимость этот контакт удержать и поддерживать в течение долгого времени является ещё одной составляющей деятельности. Нередко клиентами и рекрутами консультанта становятся родственники, друзья, коллеги в основной профессиональной среде, однако продвижение по профессиональной линии консультанта предполагает отход от этой системы.

Активный наставник, консультант, обслуживающий агентский пункт компании, а также принадлежащий к высокому внутреннему званию, постоянно знакомится с новыми людьми и стремится их удержать, что осложнено кратковременностью контактов. Выходят на передний план навыки социального взаимодействия, умение общаться с разными людьми и терпимость к людям, социальная активность.

На консультантов как единственных представителей компании, работающих с широким кругом клиентов, ложится ответственность за имидж компании, рекламная деятельность, смягчение негативного восприятия сетевого маркетинга, распространившегося в результате ошибочного смешения с мошенническими схемами. Консультант должен уметь адекватно воспринимать и передавать информацию, строить свои мысли доказательно и понятно, проявлять дипломатичность и уметь предотвращать конфликтные ситуации. Каждому сомневающемуся клиенту необходимо предложить альтернативное мнение, подкреплённое аргументами.

Хотя методы продаж часто связывают с манипулированием, компания «Faberlic» не поддерживает этот подход. Обеспечить контакт с клиентом на равных, оставаясь верным таким гуманистическим качествам как совестливость, толерантность, чуткость, великодушие, умение сопереживать, — таков принцип деятельности консультанта компании

Это отсылает нас к констатации необходимости развития у консультантов компании навыков эмоциональной саморегуляции, умения подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способности не допускать срывов деятельности при значительных психических нагрузках. Обладая развитой в должной степени системой знаний о собственной личности, консультант настойчив в утверждении нравственных ценностей и отстаивает собственные принципы.

Специфичность распространяемых компанией продуктов предполагает стремление к обучению, самообразованию: продвижение товара, его отличие от аналогичной продукции других фирм должно быть обосновано. При наличии информационных ресурсов (компания «Faberlic» поддерживает политику открытости информации о косметических средствах и отзывов об их эффективности) консультант не должен испытывать затруднений в накоплении и передаче знаний.

Деятельность консультанта сетевой компании часто сочетается с другой, основной профессиональной деятельностью. Это ведёт к необходимости осуществлять сразу несколько видов деятельности, умению организовывать работу по своему плану, составлять расписание. При развитом навыке целеполагания и контроля достижения целей, содержания деятельности консультант способен совершить карьерные достижения во всех избранных им областях.

Перечисленное выше в полной мере находит отражение в содержании понятия «психологическая культура». Постоянно находясь в ситуации социального взаимодействия, консультант сетевой компании наравне с учителем, врачом, психологом нуждается в умении общаться с разными людьми; в умении строить и излагать свои мысли логично, доказательно и понятно; в наблюдательности, проницательности, умении адекватно воспринимать себя и других людей; в прогностических способностях; в умении произвольной саморегуляции поведения и деятельности, владения собой; встремлении проявлять интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, нравственность, самоуважение.

Одним из приоритетных направлений функционирования компании «Faberlic» является работа по подготовке квалифицированных кадров для осуществления регулирующей деятельности в регионах, осуществляемая преимущественно через стимуляцию стремления к саморазвитию, тренинги, систему поощрений, принципы корпоративной культуры. Одним из этих принципов является «развивать себя, людей и мир», во многом перекликающийся с приведённым в статье определением психологической культуры.

Итак, психологическая культура — одно из самых гармоничных образований, выступающее социально-психологическим механизмом продуктивной адаптации человека в обществе, условием осуществления профессиональной деятельности, полноценного взаимодействия личности с продуктами общественной деятельности и окружающими людьми. Консультант сетевой компании, основанием функционирования которой является образование устойчивых социальных связей, испытывает выраженную необходимость опыта социального взаимодействия, когнитивного, рефлексивно-перцептивного, аффективного, волевого, коммуникативного, регулятивного, ценностно-смыслового компонентов психологической культуры.

Ссылки на источники:

  1. Егорова Т. Е. Теоретико-методологические основания исследования психологической культуры и ее становления в российском обществе / Т. Е. Егорова // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 215-летию Герценовского ун-та. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – С. 33–38.
  2. Мотков О. И. Методика «Психологическая культура личности» // Школьный психолог, 1999. – № 15. – С. 8–9.
  3. Исаева Н.И. Особенности развития психологической культуры студентов в процессе обучения в вузе [Электронный ресурс] / Н.И. Исаева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — №5 (77). — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-psihologicheskoy-kultury-studentov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze
  4. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» [Электронный ресурс] / Е. В. Харитонова // Успехи современного естествознания. — 2007. —- №3. — Режим доступа: http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7778001
  5. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография. — М.: «Перо», 2014. — 173 с.
  6. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция: монография. — Челябинск: Изд-во «АТОКСО» , 2010. — 184 с.
  7. Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Особенности формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры психолого-педагогического направления // Человек и образование. — 2014. — № 1 (38). — С. 111-116.
  8. Долгова В.И., Мельник Е.В. Моделирование процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 — December 10, 2012). Chief editor — Pavlov V. V.. — London, 2013. — С. 66-69.
  9. Егорова И.А. Структура и факторы психологической компетентности.// Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2014. —  №1(19). — С. 58-62.
  10. Семикин В.В. Психологическая культура и образование [Электронный ресурс] / В.В. Семикин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. —  2002. — №3. —  Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-kultura-i-obrazovanie
  11. Семикин В. В. Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы: конвергенция понятий и путей развития / В. В. Семикин, С. Б. Пашкин // VII С.-Петерб. конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». 27–28 нояб. 2013 г. : сб. тр. – СПб. : РИЦ Нац. минер.-сырьев. ун-та «Горный», 2013. – С. 277–280.

Читать «Психологическая культура личности» — Романов Константин Константинович — Страница 8

Развитие психологической культуры у ребенка осуществляется стихийно. Главным источником этого процесса является опыт личного общения. Большое значение имеет также наблюдение за людьми, самонаблюдение, самоанализ, чтение художественной литературы, просмотр художественных фильмов и спектаклей. В нашем обществе не предусмотрена и не создана система целенаправленного формирования и воспитания у подрастающего поколения психологической культуры. В последние десятилетия в связи с созданием в образовательных учреждениях психологической службы отдельные элементы такой системы начинают появляться. Чаще всего это делается в форме всевозможных тренингов, ролевых игр, коррекционно-развивающих занятий и факультативных курсов. Усилия психологов направлены на формирование отдельных элементов психологической культуры, что далеко не всегда оправдано. Методологически целесообразнее работать с психологической культурой как целостным образованием.

Значительно более распространена психологическая подготовка в вузах, особенно на гуманитарных и педагогических факультетах. Основные ее недостатки выделены в работах К. М. Романова и других авторов. Мы только хотели подчеркнуть один из ее недостатков – излишне когнитивную направленность. В результате студенты просто запоминают материал по психологии, но не могут воспользоваться этими знаниями на практике. Следует также отметить, что в психологии до сих пор не разработаны четкие возрастные и профессиональные нормативы развития психологической культуры и методы ее диагностики. Эти вопросы имеют важное значение и в практической педагогике, и при подготовке специалистов для работы с людьми. С названными вопросами тесно связана проблема совершенствования методики психологической подготовки человека и определение условий достижения высшего уровня развития психологической культуры [21].

Выводы

Психологическая культура является частью общей культуры человека. В самом общем плане ее можно рассматривать как своеобразный личностный инструмент обращения человека с людьми (включая самого себя) как с субъектами, личностями и индивидуальностями. Она представляет важнейшее условие социального бытия человека как субъекта и личности.

Для реализации своих целей человек использует имеющийся у него потенциал личностных ресурсов: мотивационных, когнитивных, эмоциональных, волевых, личностных свойств, социально-психологических, духовно-нравственных, предметно-практических, индивидных и физиологических. Высокий уровень развития психологической культуры предполагает умение эффективно распоряжаться ими.

Психологическая культура человека представляет собой сложное системное образование личности, состоящее из трех взаимосвязанных структурных компонентов: когнитивного, регулятивно-практического и духовно-нравственного (ценностно-смыслового).

Психологическая культура как личностное образование не дана ребенку в готовом виде, а задана в культуре общества: в людях, в межличностных отношениях, в способах и формах общения, а так же в тех видах и жанрах литературы, науки и искусства, которые посвящены человеку. Ее развитие у ребенка осуществляется по механизму усвоения (присвоения).

В современном обществе не существует целостной и эффективной системы воспитания психологической культуры. В большинстве своем ее усвоение осуществляется стихийно. Этим объясняется низкий уровень ее развития у людей, в том числе и у специалистов сферы «человек-человек». В то же время существует объективная необходимость воспитания у людей психологической культуры.

Психологическая культура – это очень многогранное и плохо изученное социально-психологическое явление. Ее можно анализировать в структурно-содержательном, функциональном, культурно-историческом, онтогенетическом, психолого-педагогическом, акмеологическом, этно-психологическом и во многих других аспектах.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое психологическая культура?

2. Как психологическая культура соотносится с другими видами культуры?

3. Какие понятия являются родственными с понятием психологическая культура?

4. Перечислите функции психологической культуры.

5. Что такое личностные ресурсы?

6. Дайте краткую характеристику личностных ресурсов.

7. Какова структура психологической культуры?

8. Выделите основные особенности развития психологической культуры в онтогенезе.

Практические задания

1. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых требуется психологическая культура.

2. Опишите жизненные ситуации, в которых актуализируется каждая из функций психологической культуры.

3. Какие личностные ресурсы актуализируются в следующих жизненных ситуациях. Возможно несколько вариантов ответа.

а) сдача трудного экзамена;

б) знакомство молодого человека с девушкой;

в) вождение автомобиля;

г) решение сложных задач по математике;

д) обман человека;

е) конфликт;

ж) похвала человека;

з) подъем тяжелого предмета;

и) обращение к другу (подруге) за помощью;

к) выражение комплимента;

л) выполнение работы в состоянии сильного утомления;

м) игра в баскетбол;

н) подготовка к экзаменам;

о) сдерживание плача.

4. Приведите примеры взаимосвязи структурных компонентов психологической культуры.

5. На основе контент-анализа народных сказок выделите суждения, в которых представлены компоненты психологической культуры. Подсчитайте их количественное соотношение и сделайте выводы.

6. Проведите анализ пословиц и выделите элементы психологической культуры. Определите, что предписывает каждая пословица.

7. Приведите примеры жизненных ситуаций, стимулирующих развитие психологической культуры у ребенка.

Контрольные тесты

1. В психологической культуре сконцентрирован опыт взаимодействия человека

а) с предметами;

б) с природой;

в) с людьми;

г) с животными.

2. Определите, какое понятие является более общим

а) психологическая культура;

б) психологическая компетентность;

в) социальная перцепция.

3. Соотнесите психологическую культуру с другими видами культуры

а) элементы психологической культуры содержатся во всех видах культуры;

б) психологическая культура автономна по отношению к другим видам культуры;

в) элементы психологической культуры содержатся в некоторых видах культуры.

4. Психологическая культура актуализируется в ситуациях

а) общения с людьми;

б) выполнения предметной деятельности;

в) общения человека с самим собой;

г) все ответы правильные.

5. Психологическая культура выполняет функции

а) понимания людей;

б) понимания человеком себя;

в) управления своими эмоциями;

г) все ответы правильные.

6. Определите, какие функции психологической культуры представлены в следующих примерах

а) сдерживания своего гнева;

б) просьбы о прощении;

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Социокультурная перспектива психологии

Социокультурная перспектива психологии принимает во внимание те более крупные силы, исходящие от общества и культуры, которые влияют на поведение, мысли и чувства человека. Социокультурная теория — одно из последних достижений в области психологии, пытающееся проанализировать роль общества в содействии индивидуальному развитию и росту. Эта теория в равной степени подчеркивает тот факт, что человеческое обучение в значительной степени является результатом социального процесса. Различные подполя психологии представили различные версии объяснений для описания взаимосвязи между социокультурными факторами и ментальной структурой человека, среди которых выделяются культурная психология, социальная психология и культурно-историческая психология. Социокультурные теоретики изучают различные факторы, которые влияют на человеческое поведение и психологию, такие как отношение общества, гендерные нормы и роли, структуры семьи/родства, методы ухода за детьми, расовые и этнические факторы, религиозные и региональные различия или практики, ритуалы, табу и силовые игры. .

Социальная психология

Социальная психология – это научная оценка поведения, эмоций, чувств и мыслей людей в присутствии других, которые могут быть подразумеваемыми, воображаемыми или реальными. Это подполе дает ответы на вопрос о том, как конструируются такие мысли, чувств или эмоций и как эти факторы влияют на наше взаимодействие с другими людьми.

Основное внимание социальной психологии уделяется анализу и описанию человеческого поведения, возникающего в результате взаимодействия между психическими состояниями и социальными факторами. Таким образом, целью социальной психологии является изучение различных факторов, заставляющих человека вести себя определенным образом в присутствии других людей. Эта ветвь психологии в равной степени пытается анализировать различные условия, при которых имеет место определенное поведение или действия. Основная цель этого подхода состоит в том, чтобы объяснить, как люди интерпретируют или истолковывают информацию и как интерпретируемая ими информация влияет на их поведение, мысли и чувства (Ross & Nisbett, 19).91).

Таким образом, социальная психология анализирует индивидуальные поведенческие различия с социальной точки зрения и то, как различные ситуационные силы или переменные взаимодействуют, влияя на человеческое поведение. Далее они объясняют, что люди изо всех сил стараются адаптировать или изменить свое поведение, чтобы соответствовать образу жизни общества. Столкнувшись с новой социальной ситуацией, индивиды пытаются брать пример с других членов общества, чтобы вести себя социально приемлемым образом.

Область социальной психологии изучает темы как на внутриличностном, так и на межличностном уровне. Внутриличностные темы — это факторы, ориентированные на человека, такие как человеческие эмоции, отношения и мыслительные процессы, тогда как межличностные факторы — это факторы, ориентированные на группу, такие как влечение и агрессия. Область в равной степени занимается анализом распространенных предубеждений восприятия, таких как ошибка атрибуции, предвзятость корыстных интересов, предвзятость наблюдатель-действующий и многие другие факторы, которые влияют на наши поведенческие суждения и восприятие различных событий.

Социальная психология как специализированная область возникла примерно в начале двадцатого века в США. Одной из первых опубликованных работ была работа Нормана Триплетта в 1898 году, что было объяснено в его исследовательской работе по социальной помощи. Позже, в 1930-х годах, гештальт-психологи, такие как Курт Левин, попытались ввести отдельную область, которая очень сильно отличалась от большинства психоаналитических и поведенческих школ того времени.

Во время Второй мировой войны исследователи все больше интересовались анализом различных социальных проблем, таких как агрессия, подчинение властям, гендерные и расовые проблемы и другие социальные проблемы, привлекавшие внимание как психологов, так и социологов.

Культурная психология

Культурная психология анализирует, как поведенческие тенденции или психология людей в значительной степени зависят от глубоко укоренившихся культурных факторов. Основное внимание культурной психологии уделяется тому, что культура и разум взаимозависимы и неотделимы друг от друга, а это означает, что личности людей формируются культурой, в которой они выживают, а также что они также играют роль в формировании культуры.

Культурно-историческая психология и творчество Выготского

Теория культурно-исторической психологии Льва Выготского, которая была предложена в конце 1920-х годов, а затем развита многими другими учеными-исследователями и его учениками по всему миру, фокусируется на том, как определенные аспекты культуры передаются или передаются от одного поколения к другому. Эти аспекты могут принимать форму верований, ценностей, обычаев, традиций и обычаев или различных навыков.

Выготский считал, что социальные взаимодействия различных видов, такие как взаимодействие с членами семьи или знающим сообществом, помогут детям в приобретении культурно приемлемого поведения, соответствующих навыков и мыслительных процессов. По его словам, каждый ребенок рождается с основными биологическими постулатами или умственными способностями. Культура, с другой стороны, предоставляет «Инструменты интеллектуальной адаптации», как он говорил. Эти инструменты помогают детям использовать свои умственные способности таким образом, чтобы они могли соответствовать культуре, в которой они живут.

Разница между когнитивной теорией и социокультурной теорией психологии

Выготский придавал большое значение роли социокультурных факторов в когнитивном или интеллектуальном развитии личности. С другой стороны, Пиаже придавал большое значение когнитивному развитию и исследовательским возможностям людей и их общему развитию личности.

Во-вторых, теория когнитивного развития Пиаже была применима повсеместно; с другой стороны, Выготский утверждал, что когнитивное развитие людей может различаться в разных культурах. В данном случае он объяснил свою теорию на примере западной и американской культур.

Социокультурный подход следует макроподходу для объяснения различий в человеческом поведении, сосредоточив внимание на роли, которую играют группы или общество в том, как люди думают, действуют или ведут себя определенным образом. Когнитивный подход скорее следует микроподходу, концентрируясь больше на внутренних психических процессах или когнитивных процессах для объяснения различий в человеческом поведении.

Преимущества и недостатки социокультурной теории психологии

Социокультурная психология раскрыла новые взгляды на важность социокультурных взаимодействий в формировании человеческого поведения или личности. Изучая работы известных психологов, таких как Лев Выготский, мы получили более четкое представление о роли культуры, общества в интеллектуальном и эмоциональном развитии людей и осмыслении мира.

Поскольку социокультурная психология в равной степени объясняет, как человек изучает различные языки, одно из преимуществ этой теории заключается в том, что можно внести улучшения или внести необходимые изменения в образовательные программы для улучшения обучения и повышения эффективности обучения.

Социокультурная психология имеет такой же недостаток, как слишком узкая направленность, как и другие теории психологии. Эта теория уделяет чрезмерное внимание пониманию роли общества и групп в человеческом развитии, в то время как другие важные факторы, такие как генетика, познание, подсознательные факторы, просто игнорируются.


❮❮   Предыдущий Далее   ❯❯

Почему менеджеры должны понимать социальную психологию

Понимание того, что заставляет людей работать, так же важно для эффективного управления, как и специальные навыки, поэтому современные программы магистра делового администрирования (MBA) часто включают курс по организационному поведению. . Согласно Действительно, «управление поведением организации — это теория, которая стремится понять поведение отдельных лиц, команд и компаний или организаций в целом как способ повышения производительности и поощрения позитивной рабочей культуры».

Менеджеры должны уметь учитывать потребности отдельных лиц наряду с потребностями всей команды, а высшая степень в области бизнеса может вооружить профессионалов инструментами для достижения этого баланса.

Существует несколько областей, влияющих на организационное поведение, которые развились из прикладного анализа поведения. Смежные темы включают антропологию, психологию, социологию и социальную психологию, последняя из которых является одной из самых важных для начинающих менеджеров. Социальная психология исследует, как мысли, чувства и поведение людей влияют на групповую обстановку. В то время как социология пытается понять группу, а психология фокусируется на индивидууме, социальная психология представляет собой увлекательное пересечение между индивидуумами и группами.

Углубившись в эту дисциплину, менеджеры получают представление о других динамиках, включая убеждение, власть, влияние, социальные конфликты, межгрупповое поведение, соответствие, послушание и принятие решений. Благодаря знаниям в области социальной психологии и управления организационным поведением менеджеры могут оказывать влияние, чтобы развивать и поддерживать высокоэффективную и продуктивную команду.

Зная принципы социальной психологии и организационного поведения, менеджеры могут демонстрировать позитивное поведение и деятельность на рабочем месте, включая обучение, наставничество и постановку целей. Они также могут установить четкие последствия как отрицательного, так и положительного поведения с помощью систем обратной связи и вознаграждений.

Внедрение передового опыта и основ социальной психологии в конечном итоге улучшает поведение организации, определяет цели, уточняет целевое поведение и определяет конкретные показатели для мониторинга перед анализом данных и пониманием проблем. В результате менеджеры могут уверенно оценивать людей в контексте группы и применять эффективные решения при возникновении проблем.

Хотя упомянутые предложения являются общими отправными точками, есть несколько эффективных стратегий, которые менеджер может применить в любое время:

Преимущества идентичности: Люди получают множество преимуществ, работая в команде. Преимущества личной идентичности включают чувство принадлежности, цель и положительную самооценку. Преимущества социальной идентичности включают чувство связи с людьми, которые являются частью своего «племени» или группы. И наоборот, отсутствие этих форм идентичности может привести к тому, что люди будут чувствовать себя эмоционально и физически незаинтересованными, а также напряженными и несчастными.

Взаимность: Этот мощный принцип предполагает, что люди испытывают естественное желание отвечать взаимностью, когда другие что-то делают для них. Помимо чистого альтруизма, именно по этому принципу ценные клиенты и сотрудники получают подарки и бонусы соответственно. Даже небольшие продуманные жесты могут иметь большое значение для формирования позитивной рабочей культуры.

Позитивность: Этот принцип касается изучения положительного психологического капитала организации — черт, лежащих в основе конструктивной деятельности, которые стоит распространять, включая надежду и уверенность. Подчеркивание того, что хорошо работает в организации, может способствовать сохранению позитивной культуры.

Язык тела: Сигналы невербальной телесной коммуникации имеют мощный и заразительный эффект на рабочем месте. Менеджеры задают тон своим командам посредством общения, включая позу, выражение лица, уровень физического комфорта и движения рук и кистей. Незнание языка тела может непреднамеренно отправить неверное сообщение вашей группе. Язык тела менеджеров может указывать на то, что они незаинтересованы, неприступны, напряжены или даже злы. И наоборот, позитивный язык тела может заставить всех вокруг чувствовать себя желанными в группе.

Подготовка: Так же, как люди реагируют на язык тела, они также реагируют на контекстуальные и экологические сигналы вокруг них. Руководители могут использовать этот принцип для создания физической среды, которая «подталкивает» сотрудников к желаемому поведению. Этот процесс включает в себя физическую планировку рабочего места, а также вывески и декор.

Университет Южного Орегона Магистр делового администрирования Общая онлайн-программа включает курс Advanced Organizational Behavior, который исследует индивидуальное поведение, групповое поведение и организационные системы. Охватываемые темы (с теоретической и практической точек зрения) включают понимание людей, мотивацию, групповую динамику, общение, лидерство, власть, политику, конфликты, разнообразие, культуру, принятие решений, изменения и организационную структуру.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts