Социальные контакты и их влияние на развитие личности подростка: Влияние социального статуса подростков на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности

Задачи подросткового возраста

1 Февраля 2021 11:02

Количество просмотров: 3508

Подростковый возраст – один из самых непростых детских возрастов. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое и значение личного настоящего, заглянуть в будущее, определить в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Подросток соотносит присущие себе особенности со сверстниками и взрослыми; у него меняется социальный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны взрослых.

Одна из особенностей данного периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние этих изменений на его психику и поведение.

В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Своеобразие социальной ситуации, присущей этому периоду состоит в том, что ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Это проявляется в умении устанавливать отношения с большим количеством людей, учитывая их личностные особенности и требования. Главное изменение в социальной ситуации развития в подростковом возрасте по сравнению с младшим школьным возрастом состоит в том, что учащиеся включаются в различные виды деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств личности. В коллективе формируются важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков: чувство долга, коллективизма, товарищества.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Основным видом деятельности подросткового возраста называют общение со сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто ищет такое общение вне школы.

Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время старается ничем не выделяться среди сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность к усвоению человеком определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.

В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в целом. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все – и взрослые и сверстники относились к нему как ко взрослому, равному. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

К основным задачам подросткового возраста относятся:

· Отделение от родителей, приобретение психологической независимости

· Поиск новых авторитетов в мире взрослых (не родителей)

· Принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков

· Определении приоритетной области интересов, профессиональная ориентация

· Обретение устойчивого положения и статуса в неформальной референтной группе сверстников, поиск единства со сверстниками по интересам

· Начало разрешения проблем, связанных с физическим взрослением (психосексуальное развитие)

· Самопознание и понимание себя, своих чувств и мотивов своих поступков

· Формирование системы ценностей

· Завершение формирования абстрактного мышления

Ведущие институты и агенты социализации в подростковом возрасте

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.

Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации.[5, 14стр] Во всех культурахсемьяявляется для ребенка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

1) агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

2) агентов вторичной социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.

д.

Семья – важнейший фактор социализации подростка, хотя и отмечается падение её воспитательно-социализирующей роли. Именно в семье ребёнок начинает усваивать ценности и нормы общества, в котором он родился и в котором ему предстоит жить. В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. Но в большинстве случаев именно семья является главным социализирующим институтом подростка. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился ребенок, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни.[4] Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения. Для подростков крайне важно семейное окружение: характер подростка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у подростка, формируется именно в семье. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами.

Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Обстоятельства социализации в семье могут быть чрезвычайно неблагоприятными для ребенка. Например, часть детей становится жертвами насилия или сексуальных посягательств со стороны родителей, старших детей или посторонних взрослых, а опыт такого рода оказывает тяжелое воздействие на всю последующую жизнь.[6, 115] Многие семьи являются неполными, что также негативно сказывается на социализации подростков.

Разумеется, вряд ли найдется много детей, которые бы совершенно некритично воспринимали мировоззрение родителей. Особенно это верно для нашего противоречивого мира, столь глубоко затронутого переменами. Более того, само существование разнообразных агентов социализации ведет ко многим расхождениям в мировоззрении подростков и родительского поколения.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.[5]

Еще одним не менее важным агентом социализации подростков является школа. Школьное образование — формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Роль школы не сводится только к передаче умений и навыков подросткам. Школа является тем местом, где подросток усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения.

В школе подросток получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе. Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать подростку ощущение партнерства при участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы. Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

Школа, как институт социализации, выполняет социальные задачи:

— Освоение подростком нормативного поведения;

— Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам;

— Формирование мировоззрения.

То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая — предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая — жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему.

Для подростков особенно важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении, т. к. они чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. [3, 28стр.] Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель — ученик приводит к возникновению проблем у подростка, что может выражаться в агрессии по отношению к окружающим, отсутствием желания учиться.

Кроме учителя, на подростка оказывает влияние и коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании подросток может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Негативное влияние малых групп в школе на подростка может привести к таким последствиям, когда школа оказывает не то влияние на социализацию подростка, которое приписывается ей изначально как институту социализации.

Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят. Поскольку образование не только открыто для всех, но даже обязательно, дети бедных и непривилегированных слоев в случае успешного обучения имеют шанс подняться по социально-экономической лестнице. Массовое образование в современных обществах неразрывно связано с идеалом равенства возможностей, согласно которому люди достигают положения, соответствующего их талантам и способностям. Однако на практике образование часто не только не способствует преодолению неравенства, но даже усугубляет его. Тому есть несколько причин. Дети из бедных семей не всегда могут рассчитывать на поощрение своих успехов со стороны родителей, особенно если те индифферентны или враждебны к идеалам и целям образования. Школы, расположенные в бедных районах, имеют худшие технические возможности и меньшее количество учителей, чем школы богатых районов. У детей может появиться враждебное отношение к школе потому, что задачи, которые она ставит перед ними, не имеют, с их точки зрения, никакого отношения к их жизни ни в настоящем, ни в будущем.

Подросток большее свое время проводит в школе и школа, как институт социализации, оказывает огромное влияние на социализацию подростка. Подросток получает знания необходимые для жизни в современном обществе и кроме этого школа является тем местом, где чаще всего формируется ещё один агент социализации – группа сверстников.

Следовательно, другим важным агентом социализации являетсягруппа сверстников, дружеская компания, детей примерно одного возраста.

Энергичный или физически более сильный ребенок может пытаться доминировать, но, поскольку отношения сверстников основываются на взаимном согласии, а не на зависимости, характерной для семьи, ребенок может больше отдавать и больше получать. Пиаже указывает, что, обладая властью, родители могут (в разной степени) навязывать детям нормы поведения. Напротив, в группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке. Общение со сверстниками оказывается важным «каналом информации; по нему подростки узнают информацию, которую им по тем или иным причинам не сообщают взрослые». Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура. Кроме того, общение со сверстниками, это «специфический вид деятельности и межличностных отношений». В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все «чужое», выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со страшим поколением.

Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современных подростков, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт «горизонтального» общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.

Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры. Надо полагать, что и в будущем значение этого института не будет оставаться неизменным. Нарастающая скорость культурных и социальных изменению в мире, безусловно, повлияет и на характер процесса социализации, и адаптирует роль отдельных ее институтов к новой ситуации.

Не менее важным агентом социализации в условиях постоянно изменяющейся современной действительности являются средства массовой информации

Эпоха расцвета периодических изданий началась на Западе с конца XVIII века, но в те времена газеты и журналы предназначались относительно узкому кругу читателей. Лишь спустя столетие они стали частью повседневной жизни миллионов людей, определяя их взгляды и мнения. Распространение средств массовой информации в виде печатных изданий вскоре было дополнено электронными коммуникациями.

Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления. На формирование мировоззрения подростков СМИ оказывают огромное влияние. В современном мире нельзя представить себе жизнь без телевиденья, радио, интернета и других средств массовой информации. Именно оттуда подросток черпает знания о происходящих в мире событиях и с помощью СМИ формируются жизненные установки подростка. Категория подростков является одной из самых внушаемых и в зависимости от того, как передаётся информация в СМИ, у подростка формируется правильное или неправильное виденье мира.

С помощью средств СМИ подростку можно внушить « что такое хорошо и что такое плохо», сформировать правильное или неправильное виденье ситуации, настроить положительное или отрицательное отношение к происходящим событиям. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось,— наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

На социализацию подростка в современном обществе средства массовой информации играют одну из главных и определяющих ролей. Они оказывают на формирование личности подростка огромное влияние. Стоит заметить, что как институт социализации средства массовой информации возникли не так уж и давно, но по своему влиянию скоро будут претендовать на первое место среди остальных агентов социализации, а если говорить о подростках нашего общества, то СМИ уже занимают лидирующие позиции. Этому свидетельствует возникновение антиполитических движений с участием подростков, на формирование которых в некотором смысле влияют средства массовой информации при «запуске» в эфир, печать и т.д. двусмысленную информацию, которая может быть неправильно воспринята подростком или специально неправильно интерпретирована взрослыми.

Говоря о средствах массовой информации, хотелось бы, чтобы их роль не была бы губительной для подростка, который в силу своего возраста очень восприимчив ко всей информации поступающей ему из общества.

Источник: https://studopedia.su

След. новость

Пред. новость

Личностные особенности подростков с деструктивно-коммуникативными установками

%PDF-1. 5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Личностные особенности подростков с деструктивно-коммуникативными установками
  • Исаинова Д. М.1.52018-07-06T11:49:002018-07-06T11:49:00 endstream endobj 6 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents [89 0 R 90 0 R 91 0 R] /Group > /Tabs /S /StructParents 0 /Annots [92 0 R] >> endobj 7 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [94 0 R 95 0 R 96 0 R 97 0 R 98 0 R 99 0 R 100 0 R 101 0 R 102 0 R 103 0 R 104 0 R 105 0 R 106 0 R 107 0 R 108 0 R] /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 109 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 1 >> endobj 8 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 110 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 17 >> endobj 9 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 112 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 18 >> endobj 10 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 113 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 19 >> endobj 11 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 114 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 20 >> endobj 12 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 116 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 21 >> endobj 13 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 117 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 22 >> endobj 14 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 118 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 23 >> endobj 15 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 119 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 24 >> endobj 16 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 120 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 25 >> endobj 17 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 121 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 26 >> endobj 18 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 122 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 27 >> endobj 19 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 123 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 28 >> endobj 20 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 126 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 29 >> endobj 21 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 127 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 30 >> endobj 22 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 129 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 31 >> endobj 23 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 130 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 32 >> endobj 24 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 132 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 33 >> endobj 25 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 134 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 34 >> endobj 26 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 135 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 35 >> endobj 27 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 138 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 36 >> endobj 28 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 139 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 37 >> endobj 29 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 140 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 38 >> endobj 30 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 141 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 39 >> endobj 31 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 142 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 40 >> endobj 32 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 143 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 41 >> endobj 33 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 144 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 42 >> endobj 34 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 145 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 43 >> endobj 35 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 146 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 44 >> endobj 36 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 147 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 45 >> endobj 37 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 149 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 46 >> endobj 38 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 150 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 47 >> endobj 39 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [151 0 R] /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 152 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 48 >> endobj 40 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 153 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 50 >> endobj 41 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 156 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 51 >> endobj 42 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 158 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 52 >> endobj 43 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 160 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 53 >> endobj 44 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 162 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 54 >> endobj 45 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 164 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 55 >> endobj 46 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 168 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 56 >> endobj 47 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 169 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 57 >> endobj 48 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 170 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 58 >> endobj 49 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 171 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 59 >> endobj 50 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 172 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 60 >> endobj 51 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 173 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 61 >> endobj 52 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 174 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 62 >> endobj 53 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 176 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 63 >> endobj 54 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 177 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 64 >> endobj 55 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 178 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 65 >> endobj 56 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 179 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 66 >> endobj 57 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 180 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 67 >> endobj 58 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 181 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 68 >> endobj 59 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 182 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 69 >> endobj 60 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 183 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 70 >> endobj 61 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 184 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 71 >> endobj 62 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 185 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 72 >> endobj 63 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 186 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 73 >> endobj 64 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 187 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 74 >> endobj 65 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 188 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 75 >> endobj 66 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 189 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 76 >> endobj 67 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 190 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 77 >> endobj 68 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 191 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 78 >> endobj 69 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 192 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 79 >> endobj 70 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 193 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 80 >> endobj 71 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 194 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 81 >> endobj 72 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 195 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 82 >> endobj 73 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 197 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 83 >> endobj 74 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 198 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 84 >> endobj 75 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 199 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 85 >> endobj 76 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 200 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 86 >> endobj 77 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 201 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 87 >> endobj 78 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 202 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 88 >> endobj 79 0 obj > endobj 80 0 obj > endobj 81 0 obj > endobj 82 0 obj > endobj 83 0 obj > endobj 84 0 obj > endobj 85 0 obj > endobj 86 0 obj > endobj 87 0 obj > endobj 88 0 obj > stream x

    Влияние социальных сетей на подростков

    Многие родители обеспокоены тем, как воздействие технологий может повлиять на развитие малышей. Мы знаем, что наши дошкольники осваивают новые социальные и когнитивные навыки в ошеломляющем темпе, и мы не хотим, чтобы часы, проведенные за iPad, мешали этому. Но подростковый возраст — не менее важный период быстрого развития, и слишком немногие из нас обращают внимание на то, как на них влияет использование нашими подростками технологий — гораздо более интенсивное и интимное, чем игра трехлетнего ребенка с папиным айфоном. На самом деле, эксперты обеспокоены тем, что социальные сети и текстовые сообщения, которые стали неотъемлемой частью подростковой жизни, вызывают тревогу и снижают самооценку.

    Молодые люди сообщают, что у них могут быть веские причины для беспокойства. В ходе опроса, проведенного Королевским обществом общественного здравоохранения, среди британцев в возрасте от 14 до 24 лет спросили, как платформы социальных сетей влияют на их здоровье и благополучие. Результаты опроса показали, что Snapchat, Facebook, Twitter и Instagram привели к усилению чувства депрессии, беспокойства, плохого образа тела и одиночества.

    Непрямая коммуникация

    Подростки умеют занять себя в часы после школы, пока не ложатся спать. Когда они не делают свою домашнюю работу (и когда они это делают), они в сети и на своих телефонах, отправляют текстовые сообщения, делятся, тролят, прокручивают, что угодно. Конечно, до того, как у всех появился аккаунт в Instagram, подростки тоже были заняты, но они чаще болтали по телефону или лично, когда зависали в торговом центре. Возможно, это выглядело как бесцельное слоняние, но то, что они делали, было экспериментированием, испытанием навыков, успехом и неудачей во множестве крошечных взаимодействий в реальном времени, которые сегодня упускают дети. Во-первых, современные подростки учатся в основном общаться, глядя на экран, а не на другого человека.

    «Как вид мы очень хорошо настроены на чтение социальных сигналов», — говорит Кэтрин Штайнер-Адэйр, доктор медицинских наук, клинический психолог и автор книги The Big Disconnect . «Нет сомнений, что дети упускают очень важные социальные навыки. В некотором смысле, текстовые сообщения и онлайн-общение — это не то, чтобы создает невербальную неспособность к обучению, но ставит всех в контекст невербальной инвалидности, где язык тела, выражение лица и даже самые незначительные голосовые реакции становятся невидимыми».

    Снижение рисков

    Косвенно говоря, безусловно, создает барьер для ясного общения, но это еще не все. Научиться заводить друзей – важная часть взросления, а дружба требует определенного риска. Это верно для того, чтобы завести нового друга, но также верно и для поддержания дружеских отношений. Когда есть проблемы, с которыми необходимо столкнуться — большие или маленькие, — требуется мужество, чтобы честно рассказать о своих чувствах, а затем выслушать, что говорит другой человек. Научиться эффективно пересекать эти мосты — это часть того, что делает дружбу веселой и захватывающей, а также пугающей. «Часть здоровой самооценки — это умение говорить о том, что вы думаете и чувствуете, даже когда вы не согласны с другими людьми или это кажется эмоционально рискованным», — отмечает доктор Штайнер-Адэйр.

    Но когда дружба осуществляется в Интернете и посредством текстовых сообщений, дети делают это в контексте, лишенном многих из наиболее личных — а иногда и пугающих — аспектов общения. Когда вы переписываетесь, легче сохранять бдительность, поэтому на карту поставлено меньше. Вы не слышите и не видите, какой эффект ваши слова производят на другого человека. Поскольку разговор происходит не в режиме реального времени, каждой стороне может потребоваться больше времени для обдумывания ответа. Неудивительно, что дети говорят, что звонить кому-то по телефону «слишком напряженно» — это требует более прямого общения, и если вы к этому не привыкли, это может показаться пугающим.

    Если дети не получат достаточно практики в общении с людьми и удовлетворении своих потребностей лично и в режиме реального времени, многие из них вырастут взрослыми, которых беспокоит основное средство общения нашего вида — разговоры. И, конечно же, социальные переговоры становятся все более рискованными, когда люди становятся старше и начинают ориентироваться в романтических отношениях и работе.

    Киберзапугивание и синдром самозванца

    Другая большая опасность, связанная с непрямым общением детей, заключается в том, что им стало легче быть жестокими. «Дети пишут всевозможные вещи, которые вы никогда бы не подумали сказать кому-либо в лицо», — говорит Донна Вик, доктор медицинских наук, клинический психолог и психолог, занимающийся вопросами развития. Она отмечает, что это особенно верно для девушек, которые обычно не любят спорить друг с другом в «реальной жизни».

    «Вы надеетесь научить их тому, что они могут не соглашаться, не ставя под угрозу отношения, но социальные сети учат их не соглашаться в более экстремальных формах и делать подвергать отношения опасности. Это именно то, чего вы не хотите, чтобы произошло», — говорит она.

    Доктор Штайнер-Адэр соглашается с тем, что девочки особенно подвержены риску. «Девочек больше социализируют, чтобы сравнивать себя с другими людьми, особенно с девочками, чтобы развивать свою идентичность, поэтому это делает их более уязвимыми к недостаткам всего этого». Она предупреждает, что часто виновата нехватка твердой самооценки. «Мы забываем, что агрессия в отношениях возникает из-за неуверенности и чувства ужаса по отношению к себе, а также из желания унизить других людей, чтобы вам стало лучше».

    Признание сверстников имеет большое значение для подростков, и многие из них заботятся о своем имидже так же, как политик, баллотирующийся на пост президента, и для них это может восприниматься не менее серьезно. Добавьте к этому тот факт, что современные дети получают фактические данные опросов о том, насколько они нравятся людям или их внешний вид, с помощью таких вещей, как «лайки». Этого достаточно, чтобы вскружить голову любому. Кто не хотел бы выглядеть круче, если бы мог? Таким образом, дети могут часами сокращать свою онлайн-идентичность, пытаясь спроецировать идеализированный образ. Девочки-подростки просматривают сотни фотографий, мучительно выбирая, какие из них разместить в Интернете. Мальчики соревнуются за внимание, пытаясь превзойти друг друга, максимально раздвигая границы в и без того раскованной онлайн-атмосфере. Дети набрасываются друг на друга.

    Подростки всегда этим занимались, но с появлением социальных сетей у них появилось больше возможностей и больше ловушек, чем когда-либо прежде. Когда дети просматривают свою ленту и видят, какие все замечательные, это только усиливает давление. Мы привыкли беспокоиться о непрактичных идеалах, которые прифотошопленные модели из журналов преподносят нашим детям, но что происходит с соседским ребенком, тоже прифотошопленным? Что еще более сбивает с толку, как насчет того, что ваш собственный профиль на самом деле не представляет человека, который, по вашему мнению, находится внутри?

    «Подростковый возраст и особенно первые 20 лет — это годы, когда вы остро осознаете контрасты между тем, кем вы кажетесь, и тем, кем вы себя считаете, — говорит доктор Вик. «Это похоже на «синдром самозванца» в психологии. По мере того, как вы становитесь старше и обретаете больше мастерства, вы начинаете понимать, что на самом деле хорошо разбираетесь в некоторых вещах, и тогда вы чувствуете, что этот разрыв сужается. Но представьте, что ваш самый глубокий и темный страх заключается в том, что вы не так хороши, как кажетесь, а затем представьте, что вам нужно все время выглядеть так же хорошо! Это утомительно».

    Как объясняет д-р Штайнер-Адэйр, «самоуважение возникает из консолидации того, кто вы есть». Чем больше у вас личностей и чем больше времени вы тратите на то, чтобы притворяться кем-то, кем вы не являетесь, тем труднее будет чувствовать себя хорошо.

    Преследование (и игнорирование)

    Еще одно большое изменение, которое произошло с появлением новых технологий и особенно смартфонов, заключается в том, что мы никогда не одиноки. Дети обновляют свой статус, делятся тем, что они смотрят, слушают и читают, а также имеют приложения, которые сообщают друзьям их конкретное местоположение на карте в любое время. Даже если человек не пытается держать своих друзей в курсе, он все равно никогда не выходит за пределы досягаемости текстового сообщения. В результате дети чувствуют себя гиперсвязанными друг с другом. Разговор никогда не нужно останавливать, и кажется, что всегда происходит что-то новое.

    «Что бы мы ни думали об «отношениях», которые поддерживаются, а в некоторых случаях инициируются в социальных сетях, дети никогда не отдыхают от них», — отмечает доктор Вик. «И это само по себе может вызвать беспокойство. Каждому нужна передышка от требований близости и связи; время в одиночестве, чтобы перегруппироваться, пополнить запасы и просто расслабиться. Когда у вас этого нет, легко стать эмоционально истощенным, плодородной почвой для размножения беспокойства».

    Также на удивление легко почувствовать себя одиноким посреди всей этой гиперсвязи. Во-первых, теперь дети с удручающей уверенностью знают, когда их игнорируют. У всех нас есть телефоны, и мы все довольно быстро реагируем на вещи, поэтому, когда вы ждете ответа, который не приходит, тишина может быть оглушительной. Молчаливое обращение может быть стратегическим оскорблением или просто неприятным побочным эффектом подростковых онлайн-отношений, которые начинаются интенсивно, но затем исчезают.

    «В старые времена, когда мальчик собирался расстаться с тобой, он должен был поговорить с тобой. Или, по крайней мере, ему пришлось позвонить», — говорит доктор Вик. «В эти дни он может просто исчезнуть с вашего экрана, и у вас никогда не будет разговора «Что я сделал?»». Детям часто приходится воображать о себе самое худшее.

    Но даже когда разговор не заканчивается, постоянное ожидание может вызвать тревогу. Мы можем чувствовать себя отодвинутыми на второй план, мы отодвигаем других туда, и наша очень человеческая потребность в общении также эффективно делегируется туда.

    Что делать родителям?

    Оба эксперта, опрошенные для этой статьи, согласились с тем, что лучшее, что родители могут сделать для минимизации рисков, связанных с технологиями, — это сначала сократить собственное потребление. Родители должны подать хороший пример того, как выглядит здоровое использование компьютера. Большинство из нас слишком много проверяют телефоны или электронную почту либо из реального интереса, либо из-за нервной привычки. Дети должны привыкнуть видеть наши лица, а не головы, склоненные над экраном. Установите в доме зоны, свободные от техники, и часы, когда никто не пользуется телефоном, включая маму и папу. «Не входите в дверь после работы во время разговора», — советует доктор Штайнер-Адэйр. «Не входите в дверь после работы, быстро скажите «привет», а затем «просто проверьте свою электронную почту». Утром встаньте на полчаса раньше, чем ваши дети, и тогда проверьте свою электронную почту. Уделите им все свое внимание, пока они не выйдут за дверь. И ни один из вас не должен пользоваться телефоном в машине в школу или из школы, потому что это важное время для разговора».

    Ограничение времени, которое вы проводите за компьютером, не только создает здоровый противовес одержимому технологиями миру, но и укрепляет связь между родителями и детьми и позволяет детям чувствовать себя в большей безопасности. Дети должны знать, что вы готовы помочь им решить их проблемы, рассказать о том, как прошел их день, или проверить реальность.

    «Именно мини-моменты отключения, когда родители слишком сосредоточены на своих устройствах и экранах, разбавляют отношения между родителями и детьми», — предупреждает доктор Штайнер-Адэйр. И когда дети начинают обращаться к Интернету за помощью или обрабатывать все, что произошло в течение дня, вам может не понравиться то, что происходит. «Технологии могут дать вашим детям больше информации, чем вы, и у них нет ваших ценностей», — отмечает доктор Штайнер-Адэйр. «Он не будет чувствителен к личности вашего ребенка и не ответит на его вопрос в соответствии с его развитием».

    Кроме того, доктор Вик советует максимально отсрочить возраст первого использования. «Я использую здесь тот же совет, что и при разговоре о детях и алкоголе — постарайтесь пройти как можно дальше без всего». Доктор Вик говорит, что если ваш ребенок есть на Facebook, вы должны дружить с ребенком и следить за его страницей. Но она советует не просматривать текстовые сообщения, если нет причин для беспокойства. — Если у тебя есть причина для беспокойства, то ладно, но лучше, чтобы это была веская причина. Я вижу родителей, которые просто стары, шпионят за своими детьми. Родители должны начать с доверия своим детям. Даже если вы не даете своему ребенку презумпцию невиновности, это невероятно вредит отношениям. Ты должен чувствовать, что твои родители считают тебя хорошим ребенком».

    В автономном режиме золотой стандарт советов, помогающих детям развить здоровую самооценку, заключается в том, чтобы вовлечь их в то, что им интересно. Это может быть спорт, музыка, разборка компьютеров или волонтерство — все, что вызывает интерес и дает им уверенность. Когда дети учатся радоваться тому, что они могут сделать , а не тому, как они выглядят и чем владеют, они становятся счастливее и лучше подготовлены к успеху в реальной жизни. Вишенкой на торте является то, что большинство этих занятий также связаны с общением со сверстниками лицом к лицу.

    Видеоресурсы для детей

    Обучайте своих детей навыкам психического здоровья с помощью видеоресурсов Калифорнийского проекта Healthy Minds, Thriving Kids.

    Начать просмотр

    Часто задаваемые вопросы

    Как социальные сети негативно влияют на поведение?

    Социальные сети негативно влияют на поведение, лишая детей важных социальных сигналов, которые они обычно усваивают при личном общении. Это может сделать их более черствыми, тревожными и неуверенными в себе.

    Как социальные сети влияют на социальные навыки?

    Социальные сети влияют на социальные навыки, заменяя некоторые прямые контакты детей со сверстниками. Это может вызвать черствость в общении и высокую тревожность при личном разговоре.

    Как социальные сети влияют на психическое здоровье подростков?

    Социальные сети негативно влияют на психическое здоровье подростков, ограничивая прямой контакт со сверстниками и поощряя постоянное сравнение в Интернете, что может привести к низкой самооценке, тревоге и депрессии.

    Вредны ли социальные сети?

    Социальные сети могут быть вредными, потому что они поощряют постоянное сравнение и ограничивают личное общение, что часто приводит к усилению чувства депрессии, беспокойства, плохого образа тела и одиночества.

    Как наши подростковые годы формируют нашу личность

    Загрузка

    Персонология | Психология

    (Изображение предоставлено Дэвидом Монтосой)

    Кристиан Джарретт, 11 июня 2018 г.

    Перепады настроения и стресс, которые вы испытываете в период полового созревания, могут сформировать ваш мозг, чтобы определить, каким человеком вы станете.

    M

    Мои четырехлетние близнецы во многом похожи – оба общительны, любвеобильны и дерзки – но открываются некоторые контрасты. Например, наш сын лучше понимает время, бесконечно интересуется будущим. Тем временем наша дочь больше настроена делать что-то для себя.

    Как психолог, сосредоточенный на личности (и как их отец), я завораживаюсь, наблюдая за появлением и развитием их персонажей.

    Конечно, это ранние дни, и хотя корни нашей личности можно проследить вплоть до младенчества, я знаю, что нас ждет много перемен, особенно когда наши близнецы станут подростками.

    Это потому, что наши подростковые годы — это время быстрых перемен. Вот почему когнитивный нейробиолог и эксперт по мозгу подростков Сара-Джейн Блейкмор недавно описала уникальную проблему, которую подростковый возраст представляет как «идеальный шторм» из-за одновременного и внезапного увеличения «гормональных изменений, нейронных изменений, социальных изменений и давления жизни». К этому списку она легко могла добавить изменения личности.

    Вам также могут понравиться:
    Как секс определяет вашу личность?
    Когда впервые проявилась ваша личность?
    Когда личность меняется от плохой к хорошей

    От младенчества до более позднего детства наша личность и темперамент обычно становятся более стабильными по мере того, как мы принимаем все более последовательный образ мыслей, действий и чувств. Стабильность личности снова возрастает от позднего подросткового возраста до зрелого возраста.

    В одном исследовании у мальчиков наблюдались временные провалы в сознательности в раннем подростковом возрасте (Фото: Дэвид Монтоса)

    • Изображения предоставлены испанским художником Дэвидом Монтосой. Он исследует темы об идентичности, поле, детских эмоциях и изменчивости личности подростков.

    Но в прошедшие подростковые годы эта тенденция приостановилась. Калейдоскоп личности сотрясается, и там, где кусочки приземляются, имеет огромное значение — долгосрочные исследования показывают, что черты, которые появляются в подростковом возрасте, предсказывают широкий спектр результатов в жизни, включая успехи в учебе и риск безработицы.

    Исследования по этой теме только начинаются, но потенциальные последствия интересны и важны, потому что, узнав больше о силах, формирующих личность подростков, мы потенциально можем вмешаться и помочь направить их на более здоровый и успешный путь.

    Изменение личности происходит не только в подростковом возрасте. Если вы уменьшите масштаб и посмотрите на всю жизнь, вы увидите среднее увеличение желаемых личностных качеств — меньше беспокойства, больше самоконтроля, меньше ограниченности взглядов, больше дружелюбия. Психологи называют это «принципом зрелости», и если вы застенчивый и беспокойный человек в возрасте 20 с лишним лет, приятно осознавать, что, предполагая, что ваша личность следует типичному курсу, чем старше вы становитесь, тем мягче вы становитесь.

    От младенчества до позднего детства наша личность становится более стабильной, но она меняется в подростковом возрасте. когда вступает в силу «гипотеза разрушения».

    Рассмотрим исследование тысяч голландских подростков — самым младшим в начале было 12 лет — которые ежегодно проходили личностные тесты в течение шести или семи лет, начиная с 2005 года. Мальчики демонстрировали временные провалы в добросовестности – организованности и самодисциплине – в раннем подростковом возрасте, а у девочек отмечалось временное усиление невротизма (или большей эмоциональной неустойчивости). Кажется, это подтверждает некоторые из наших стереотипов о грязных подростковых спальнях и перепадах настроения. К счастью, эта регрессия личности недолговечна: голландские данные показывают, что прежние положительные черты подростков восстанавливаются в более позднем подростковом возрасте.

    Как родители, так и их дети-подростки согласны с тем, что изменения происходят, но, что удивительно, воспринимаемые изменения могут зависеть от того, кто измеряет, согласно исследованию 2017 года, в котором приняли участие более 2700 немецких подростков. Они оценивали свою личность дважды, в возрасте 11 и 14 лет, и их родители также оценивали их личность в это время. Выявились некоторые показательные различия: например, в то время как подростки оценивали себя как снижение покладистости, их родители видели это снижение гораздо более резким. Кроме того, подростки считали себя все более экстравертами, а их родители считали их все более интровертами.

    «Родители в целом видят, что их дети становятся менее хорошими», — такова бескомпромиссная интерпретация исследователей. Что касается более положительного момента, то родители считали снижение сознательности своих детей менее резким, чем их дети.

    Несколько исследований показывают, что в подростковом возрасте полезные черты временно уменьшаются (Фото: Дэвид Монтоса) растущее стремление к автономии и уединению. Исследователи отмечают, что родители и подростки также могут использовать разные точки отсчета: родители сравнивают черты своих подростков с типичным взрослым, в то время как подростки сравнивают свои собственные черты с чертами, проявляемыми их сверстниками.

    Это согласуется с несколькими дальнейшими исследованиями, которые также выявили закономерность временного снижения полезных качеств (особенно вежливости и самодисциплины) в раннем подростковом возрасте. Таким образом, общая картина подросткового возраста как временного «разрушения» личности кажется точной (и, кроме того, в немецком исследовании подростки и их родители согласились, что приятность снизилась, они просто не согласились, насколько).

    Конечно, это долгосрочные исследования, в которых рассматриваются средние изменения личности подростков. Этот тип данных на уровне группы маскирует количество индивидуальных различий от одного подростка к другому. На самом деле мы только начинаем понимать сложное сочетание генетических и экологических факторов, влияющих на индивидуальные паттерны изменения личности.

    Мозг подростка — хорошее место для начала. За последние пару десятилетий Сара-Джейн Блейкмор и другие продемонстрировали, как развитие подростков характеризуется важными изменениями в мозге, включая «обрезку» избыточного серого вещества, что связано с обучением.

    Корни нашей личности можно проследить до младенчества. Исследователи сканировали мозг десятков подростков дважды в течение двух с половиной лет, а также попросили их родителей оценить личность детей в обоих случаях.

    Важный вывод заключался в том, что люди с более высокими показателями добросовестности демонстрировали большую скорость истончения коры в нескольких областях мозга (признак более эффективного удаления серого вещества и большей зрелости). Точно так же люди с более высокими показателями эмоциональной стабильности демонстрировали более выраженное истончение коры.

    Это направление исследований только начинается, но исследователи заявили, что их результаты предполагают, что «большие индивидуальные различия в чертах личности могут быть частично связаны с созреванием коры головного мозга в подростковом возрасте». Другими словами, то, как наше серое вещество меняется в подростковом возрасте, может влиять на то, как мы себя чувствуем и ведем себя.

    Конечно, другие внешние факторы, такие как стресс или несчастье, также неразрывно связаны с любыми изменениями личности в подростковом возрасте. Понятно, что многие виды стресса связаны с подростковым возрастом. Однако исследования показывают, что тип стресса может влиять на конкретные изменения личности. В исследовании 2017 года с участием добровольцев из США исследователи измеряли личность в возрасте 8-12 лет, а затем еще раз через три, семь и 10 лет. Добровольцы также зафиксировали любой опыт стресса или невзгод в подростковом возрасте.

    Основной вывод заключался в том, что учащение невзгод, не зависящих от участников, таких как развод их родителей или дорожно-транспортное происшествие, было связано с усилением невротизма с течением времени как в подростковом возрасте, так и во взрослой жизни.

    Наши подростковые годы могут быть стрессовыми, и тип стресса, который у нас есть, может повлиять на определенные изменения личности (Фото: Дэвид Монтоза)

    Между тем, невзгоды, которые были , напрямую связаны с собственными действиями или решениями участников, такими как плохое поведение что привело к исключению из школы – имело еще более серьезные последствия для личности. Это включало повышенный невротизм, а также снижение сознательности и покладистости с течением времени. Исследователи предположили, что невзгоды в результате собственных действий подростка могут рассматриваться как более стрессовые и, следовательно, вредят развитию их личности. Это означает, что предоставление подросткам адекватной эмоциональной поддержки, особенно тем, кто испытывает стресс, может помочь справиться с циклом негативных изменений личности.

    Но не все так плохо. Другие результаты указывают на более положительное влияние на изменения личности подростков. Например, есть данные годичного исследования, проведенного в Швейцарии в 2013 году, о том, что у подростков положительное чувство «идентичности» – в частности, ощущение способности вести себя аутентично; чувство контроля над своей жизнью; и знание того, что от них ожидается, связано с положительным развитием личности с течением времени, включая большую эмоциональную стабильность и добросовестность. Другое исследование выявило связь между уверенностью в себе в школе и позитивным развитием личности.

    Такие результаты обнадеживают, потому что они дают некоторые подсказки о том, как мы можем создать более благоприятную среду для подростков, чтобы способствовать развитию их личности. Этот подход заслуживает дальнейшего развития, учитывая, что подростковые черты личности предсказывают опыт в более поздней жизни. Например, одно британское исследование, в котором приняли участие более 4000 подростков, показало, что те, у кого показатели добросовестности были ниже, в два раза чаще оказывались безработными в более позднем возрасте по сравнению с теми, у кого показатели добросовестности были выше.

    Мы так много внимания уделяем обучению подростков фактам и подготовке их к сдаче экзаменов, но, возможно, нам следует уделять не меньше внимания воспитанию их личности. Имея в виду моих близнецов, я знаю, что это область исследований, за которой я буду внимательно следить.

    Доктор Кристиан Джарретт – редактор блога Research Digest Британского психологического общества. Его следующая книга, «Персонология», будет опубликована в 2019 году.

    Все изображения предоставлены Дэвидом Мотосой. Его работы показывают подвижность личности подростков. В «Автопортрете» испанский художник исследует темы идентичности, пола и детских эмоций.

    Присоединяйтесь к более чем 800 000 поклонников Future, поставив нам лайк на Facebook или подпишитесь на нас в Twitter

    3 .

    3 .

    Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts